<< Пред. стр. 565 (из 913) След. >>
написаны в осн. на сказочные сюжеты: "Маша и медведь" (соч. 1940),"Петушок" (соч. 1941), "Топтыгин и лиса" (соч. 1943), "Несмеяна-царевна"
(соч. 1947), "Морозко" (1950, Большой т-р, Т-р оперы и балета им.
Кирова) и др. На сюжеты нар. сказок сочинили свои оперы М. В. Иорданский
- "Сказка про репку" (соч. 1946), "Колобок" (соч. 1955); Б. Д. Гибалин -
"Колобок" (соч. 1938), "Кот, петух и лиса" (соч. 1942), "О глупом
мышонке" (соч. 1944), "Алёнушка" (соч. 1945); Т. И. Сотников - "Колобок"
(1950, Ростов-на-Дону); Р. Пяте - "Хитрый Антс" (1964, Вильнюс), и др.
авторы. По нар. сказке "Волк и семеро козлят" написали оперы Г. И.
Компанейц (1939, Киев) и М. В. Коваль (1949, Ташкент). По мотивам сказок
Пушкина написаны оперы: "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Красевым (соч. 1924), Ю. Л. Вейс-берг (1941, Ленинград), А. А. Котилко
(1947, Саратов), М. Я: Черняком (соч. 1947), В. Н. Цыбиным (1949,
Пушкино), "Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А. Половин-киным (1935, Москва).
В основу опер "Мойдодыр" В. Н. Кочетова (1935, Москва), Ю. А. Левитина
(соч. 1955), "Муха-цокотуха" Красева (соч. 1952) легли одноим. произв.
К. И. Чуковского, а оперы "Гуси-лебеди" Вейсберг (1937, Москва),
"Теремок" Красева (соч. 1942), "Терем-теремок" И. С. Польского (1950,
Харьков) и "Кошкин дом" П. П. Вальгардта (1961, Омск) написаны на либр.
С. Я, Маршака.
Наряду со сказочными персонажами героями О. д. д. все чаще бывают
пионеры: "Непрошенные гости" А. Букия (1950, Тбилиси), "В лучах солнца"
А. Тер-Гевондяна (соч. 1950), "Костёр" Ю. Геворкяна (1959, Ереван).
Подвигу пионера Павлика Морозова поев. одноим. опера Красева (1953,
Москва). В опере "Серёжа Костриков" А. С. Розанова (1940, Кировск)
воссоздаётся образ юного С. М. Кирова. Среди О. д. д.:
"Культпоходный тир" Кочетова (1929, Москва), "Эльза Штраус" О. А.
Сандлера (1938, Киев), "Звери" А. Н. Соколова-Камина (соч. 1933), "Три
толстяка" В. И. Рубина по о. п. Ю. Н. Олеши (1957, Саратов), "Зимняя
сказка" Э. Каппа (1959, Тарту) и др. О. д. д. ставятся на сценах крупных
оперных т-ров, во дворцах культуры, муз. уч. заведениях, школах и дет.
садах, передаются по радио и телевидению. О. д. д. создаются и в др.
странах: "Метелица" К. Фемель, "Кот и кошечка" 3. Тифензе - в ГДР,
"Иванушкино счастье" О. Острчила, "Мальчики" Кржички - в ЧССР, "Кот в
сапогах" К. Траилеску - в Румынии, "Вербовщики", "Маленький трубочист"
А. Буша, "Давайте играть в оперу" Б. Бриттена - в Англии, "‚ж-жених",
"Человек с луны" Ц. Бресгена- в ФРГ и др. Лит.: Бахтин Н., Обзор детских
опер, П., 1915;
История русской советской музыки, т. 2, M., 1959, с. 295-96, т. 4,
M., 1963, с.401-03; Фаддеева И., О детских опе-рах, в сб.: Пионерский
муз. театр, сб. 14, M., 1961, с. 7-14;
Кабалевский Д., Сац Н., Нужен музыкальный театр для детей, "Правда",
1962, 28 февр.; Сац Н., У немецких пионеров, "Сов. музыка", 1964, ј 10;
Губайдул-л и н а С., Леонтьева О., Новые издания для детей, там же,
1959. ј 11. Ал. Г.
ОПЕРА КОМИК (франц. opera comique - комическая опера) - жанр франц.
муз. театра. Сформировался в 18 в. из ярмарочных комедий с песенками;
выражал идеалы "третьего сословия". В отличие от оперы-буффа, для О. к.
было характерно сочетание муз. номеров с разговорными диалогами. Первую
О. к. написал Ж. Ж. Руссо ("Деревенский колдун", 1752). Развитию жанра
О. к. способствовало творчество Э. Дуни ("Два охотника и молочница",
1763, "Фея Ургела, или Что приятно дамам", 1765, "Жнецы", 1768) и
особенно Ф. Филидора ("Сапожник Блэз", 1759, "Кузнец", 1761, "Том
Джонс", 1765). Крупнейшие представители этого жанра в предреволюц. эпоху
насытили его актуальным содержанием и серьёзными чувствами - П. Монсиньи
("серьёзные комедии" "Король и фермер", 1762, "Дезертир", 1769,
комедия-феерия "Прекрасная Арсена", 1773),А. Гретри ("Люсиль", 1769,
"Суд Мидаса", 1778), в творчестве к-рого О. к. приобретает романтич.
направленность и особую яркость. В 19 в. жанр О. к. достиг расцвета и
обогатился новыми чертами в творчестве Ф. Буалъдъё (романтич. О. к.
"Белая дама", 1825), Д. Обера ("Бронзовый конь", 1831, "Фра-Дьяволо",
1830), Ф. Герольда ("Цампа", 1831), А. Адана, Ф. Галеви, после чего был
постепенно вытеснен опереттой.
Лит.: Ля ЛорансиЛ.де, Французская комическая опера XVIII в., пер. с
франц., М., 1937; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789
года, М.-Л., 1940, с. 520-22, 524-44. Р. Л.
"ОПЕРА КОМИК", Театркомической оперы (Theatre de l'Opera
Comique),-франц. муз. т-р. Осн. в 1715 в Париже как врем. т-р на
Сен-Жерменской ярмарке, закрыт в 1745. Вновь открытый в 1752, т-р "О.
к." был в 1762 слич с т-ром "Комеди Италъ-ент\ с 1783 наз. т-р "Фа-вар".
В 1801 т-р "Фаварх" объединился с т-ром "Фей-до" и получил назв."О.к.".
В т-ре "О. к." исполнялись муз. произв. жанра опера комик. На сцене "О.
к." были пост. оперы А. Доверия, Ш. Фавара, П. Монсиньи, Ф. Филидора; в
80-90-х гг. 18 в. ставились оперы Э. Н. Ме-гюля, Н. Далейрака, П
Бертона, А. Гретри. С 1806 т-р стал государственным. В первой трети 19
в. в т-ре шли оперы Ф. А. Буальдьё ("Жан Парижский", 1812, "Белая дама",
1825), Д. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830), Ф. Герольда ("Цампа", 1831), А.
Адана ("Почтальон из Лонжюмо", 1836). В 1846 исполнена драм. легенда
"Осуждение Фауста" Г. Берлиоза под упр. автора. В 1875 здесь была
впервые пост. "Кармен" с С. Галли-Марье в загл. роли. Т-р активно
поддерживал новые направления в музыке: на его сцене были осуществлены
первые пост. "Лакме" (1883);
"Манон" (1884) Массне, "Король города Из" Лало (1888). На рубеже
19-20 вв. в спектаклях "О. к." проявились натуралистич. тенденции -
спектакли "Осада мельницы" Брюно (1893), "Луиза" Шарпантье (1900). В
1902 под рук. дирижёра А. Мессаже пост. опера "Пеллеас и Мелизанда"
Дебюсси, означавшая новый этап в истории французской оперы. Здесь были
пост.: "Ариана и Синяя Борода" Дюка 1907), "Испанский час" (1911), "Дитя
и чары" (1926) Равеля, "Пенелопа" Форе (1919), оперы Р. Штрауса, Дж.
Пуч-чини, П. Масканьи, Д. Мийо, Ж. Ибера, А. Русселя. После 2-й мировой
войны т-р осуществил пост. опер "Сосцы Тиресия" (1947), "Человеческий
голос" (1959) Пуленка, "Фарс об адвокате Патлене" Барро (1948),
"Похождения повесы" Стравинского (1953), "Долорес" Жоливе (1961). На
сцене т-ра идёт и классика (в т. ч. оперы Чайковского,
Римского-Корсакова). Самостоят. балетные пост. в "О. к." осуществляются
с нач. 20 в. С 1934 балетмейстером "О. к." был К. Черкас из труппы С. П.
Дягилева, к-рый пост. балеты на музыку Мийо ("Провансальская сюита",
1938), Равеля ("Павана" и "Вальс", 1946). В 1950 Л. Мясин возобновил в
"О. к." ряд балетов из репертуара "Рус. балета С. Дягилева".
Лит.: Р о л л а н Р., Очерк муз. развития Парижа начиная с 1870 года,
Собр. соч., т. XVI, Л., 1935; Франц. музыка второй половины XIX века.
Сб. переводных работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; S о u
b i e s A., Histoire de l'Opera Comique. La seconde salle Favart.
18401887, v. 1 -2, Р., 1892-93; Soubies A. et Malherbe Ch., Precis de
l'histoire de l'Оpera Comique, P., 1887;
W о l f f S., Un demi-siecle d'Opera Comique (1910-1950), P., 1953.
Ал. М.
"ОПЕРА НИЩИХ", правильнее-"О пера н и щ е-г о" (англ. "The Beggar's
Opera"),- англ. муз. комедия (опера), текст Д ж. Гея, музыка
аранжирована Дж. Пепушем из популярных мелодий (его же увертюра). Пост.
29 янв. 1728, т-р "Линкольне Инн Филдс", Лондон. "О. н." представляла
собой сатиру на политич. жизнь и придворный быт того времени и
одновременно пародию на итал. оперу, в частности на оперы-сериа Г. Ф.
Генделя (см. "Королевская академия музыки"). Явилась первым классич.
образцом англ. балладной оперы. В год пост. обошла мн, т-ры Англии;
вплоть до наст. времени ставилась (в разл. ред.) в Англии, США (впервые
в 1750, Нью-Йорк), Германии. В нов. ред. Б. Бриттена (1948) пест. в т-ре
"Комише опер", Берлин (1964). На сюжет "О. н." Б. Брехт совм. с
композитором р. Вейлем создал "Трёхгрошовую оперу".
Лит.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В.
Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1939; С т у п н и-к о в И., "Опера нищих",
"Сов. музыка", 1964, .ј 6.
"ОПЕРА СПАСЕНИЯ" - жанр франц. оперы периода франц. бурж. революции
конца 18 в. "О. с." сблизила традиц. ветви франц. оперы 18 в. -
лирическую трагедию и опера комик, и сыграла значит, роль в развитии
реализма в оперном иск-ве. "О. с." была проникнута идеями борьбы с
тиранией, самопожертвования, преданности высокому долгу, насыщена
тревожными драм. ситуациями, бурными эмоциями, элементами "ужасного"
(отсюда др. назв. этого жанра - "опера ужасов", или "О. с. и ужасов");
характерен и мотив избавления от опасности ("спасения"), связанный с
ге-роич. поступками действующих лиц и конечным торжеством нравств.
идеала. В "О. с." был введён приём мелодрамы J применялись лейтмотивы.
Первая "О. с."- "Ужасы монастыря" А. М. Бертона (1790); классич. образцы
- "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794), "Водовоз" 41800) Л.Керубини. К
этому же жанру относятся "Пещера" Ж. Ф. Лесюэра (1793), а также опера
"Фиделио, или Супружеская любовь" Бетховена, написанная на франц. либр.
в нем. пер. (1805).
ОПЕРА-БАЛЕТ (франц. opera-ballet) - жанр оперы, в к-ром балетные
сцены занимают такое же значит. место, как и вокальные. Характерен для
франц. муз. т-ра конца 17 и 18 вв. Для франц. О.-б. типично разделение
на самостоят, по сюжету акты (или антре), объединяемые в единый
спектакль общей идеей. Образцы: "Галантная Европа" (1697) и
"Венецианские празднества" (1710) Кампра, "Галантная Индия" Рамо (1735).
В рус. муз. т-ре - "Млада" Римского-Корса-кова (1892).,
ОПЕРА-БУФФА (итал. opera buff a - комическая опера) - жанр итал.
оперы, бытовая комич. опера. Сформировался в 18 в. на основе комич. и
пародийных сценок-интермедий, к-рыми перемежалось действие оперы-сериа.
Постепенно, в связи с упадком последней, О.-б. приобретала всё большую
популярность. Др. источником О.-б. была реалистич. комедия. В О.-б.
сложились разнообразные оперные формы (развитые вок. ансамбли, арии
буффонного типа, большие финалы), особые средства выразительности
(скороговорка, скачки в мелодиях вок. партий и др.). Большое значение в
О.-б. имели нар. песенные и танц. жанры. Первый классик О.-б. - Дж. Б.
Перголези ("Служанка-госпожа", 1733). В дальнейшем в О.-б. проникли
черты сентименталазма и лирики. Видными мастерами О.-б. былиН. Личчини
("Добрая дочка", 1760), Дж. Лаизи-елло ("Севильский цирюльник", 1782,
"Мельничиха", 1788), Д. Чимароза ("Тайный брак", 1792). К О.-б.
неоднократно обращался Во А. Моцарт ("Мнимая простушка", 1769, "Мнимая
садовница", 1775, "Так поступают все", 1790; многие жанровые черты О.-б.
- в "Свадьбе Фигаро", 1786). Высокого развития О.-б. достигла в 19 в. в
творчестве Дж. Россини (лучшая О.-б. - "Севильский цирюльник", 1816, а
также "Итальянка в Алжире", 1813, "Золушка", 1817, и др.). В сер. 19 в.
яркие образцы О,-б. создал Г. Доницетти
("Любовный напиток", 1832, "Дон Паскуале", 1843). В конце 19 в.
традиции О.-б. блестяще сочетал с новыми достижениями оперной
драматургии Дж. Верди ("Фальстаф", 1893), в 20 в.- Дж. Пуччини ("Джанни
Скикки", 1918).
Лит.: Финдейзен Н., Комическая опера в Италии, "РМГ", 1917, јј 31-36.
См. также статьи Итальянский театр (музыкальный). Неаполитанская оперная
школа, Опера и лит. к ним. Р. Д,
ОПЕРА-ДРАМА - опера драматич. содержания. Среди разновидностей О.-д.
- народная музыкальная драма ("Борг-с Годунов" и "Хованщина"), лирич.
драма (так названы "Манон Леско" Пуччини и "Пеллеас и Мелизанда"
Дебюсси), социально-психологич. драма ("Риголетто", "Травиата" Верди,
"Галька" Монюшко, "Русалка" Даргомыжского), героич. драма ("Тарас
Бульба" Лысенко). Р. Л.
ОПЕРА-ЛЕГЕНДА - большая (серьёзная) опера на сюжет, заимствованный из
нац. легенды. Жанр характерен для романтич. муз. театра, но встречался и
позднее. Среди О.-л.- "Эврианта" Вебера - первая нем.
историко-легендарная опера, "Геновева" Шумана, "Летучий голландец" и
"Тангейзер" Вагнера, "Ли-буше" Сметаны, "Вланик" и "Шарка" Фибиха,
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова,
"Сестра Беатриса" Гречанинова (по о. п. Метерлинка) и др. Ро Л.
ОПЕРА-СЕМИС‚РИА (итал. opera semiseria, букв. - полусерьёзная опера)
- жанр оперы, сложившийся в Италии в конце 18 - нач. 19 вв.; бытовая
мелодрама, сочетавшая драматич. и комедийные элементы. Одна из лучших
О.-с. - "Сорока-воровка" Дж. Россини (1817). Этот жанр используется в
творчестве В. Беллини ("Сомнамбула", 1831), Г. Доницетти ("Лукреция
Борджиа", 1833, "Линда ди Шамуни", 1842). В дальнейшем нек-рые
особенности сюжета и образов О.-с. нашли продолжение и развитие в
"Травиате" Верди и в операх композиторов-веристов.
Лит.: Хохловкина А., Западноевропейская опера..., М., 1962. / р JJ.
ОПЕРА-С‚РИА (итал. opera seria - серьёзная опера) - жанр итал. оперы.
Сложился в 17 в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы
и получил особое распространение в 18 в. Первые классич. образцы О.-с.
дал А. Скарлатти. Крупнейшими либреттистами были А. Дзено и П.
Метастазио. Характерные черты жанра - легенд арно-историч. или
героико-мифологич. сюжет, изображение высоких страстей, преобладание
сольных номеров, особенно арий (ансамбли и хоры почти не встречались).
Типичной композицией арий стала трёхчастная форма да капо. В О.-с.
получила широкое развитие вок. кантилена, сформировались типы
речитативов, особые средства оперной выразительности. Мн. выдающиеся
композиторы, насыщая О.-с. глубоким драматизмом, создавали в рамках
этого жанра замечат. образцы. Г. Гендель ("Ринальдо", 1711, "Юлий
Цезарь", 1724, "Ксеркс", 1737), В. А. Моцарт ("Митридат, царь
Пон-тийский", 1770, "Идоменей", 1781, "Милосердие Тита", 1791) и др. На
О.-с. опирался X. В. Глюк в своей оперной реформе. В нач. 19 в.
патриотич. О.-с. создал Дж. Россини ("Танкред", 1813, "Елизавета
Английская", 1815, "Магомет II", 1820, "Моисей", 1827). В целом же в
условиях придворного т-ра Италии ж др. стран О.-с. всё более вырождалась
во внешне блестящее, насыщенное виртуозными эффектами, но мало содержат,
зрелище. В конце 18 в. О.-с. приходит в упадок и вытесняется
оперой-буффа (с возникновением к-рой и появляется сам термин "О.-с.").
Лит.: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года,
М.-Л., 1940, с. 240-47, 452-55. Р Л.
ОПЕРА-ТРАГЕДИЯ - большая опера трагич. содержания, напр. лирик
о-психологич. - "Отелло" Верди, "Пиковая дама". "Лирич. трагедией"
названа "Норма" Беллини, "трагедией японки" - "Чио-Чио-сан",
"народно-героической трагедией" - "Иван Сусанин". Р. Л.
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, франц. operette, букв.- маленькая опера) -
музыкально-сценическое произведение, в к-ром драматургич. основа носит
комедийный характер, а разговорный диалог органически сочетается с
пением, муз. и танц. эпизодами. По своим жанровым признакам О. близка к
комич. опере, но для О. характерно более широкое использование
разговорного диалога. Истоки О. ведут к нар. муз.-комедийным жанрам:
ярмарочным т-рам во Франции, зингшпилю в Германии, "волшебным фарсам",
нар. бурлескам и нар. комедии в Австрии, тонадилье в Испании.
О. в совр. понимании складывалась во Франции в сер. 19 в. на основе
традиций комич. оперы - опера комик (А. Адан, А. Гризар, Д. Обер) и
популярной кафе-концертной эстрады того времени. Создателями жанра были
композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах. Эрве вначале трактовал О. как
небольшую муз.-сценич. миниатюру - театр. пародию, в к-рой пантомима
соединялась с эксцентрич. буффонадой и с элементами сатиры на "парижскую
жизнь". В дальнейшем он создавал многоактные произв., пародирующие
оперный и драм. т-р: "Простреленный глаз" (1867, пародия на "Вильгельма
Телля" Россини), "Хильперик" (1868, пародия на пьесы из рыцарских
времён), "Маленький Фауст" (1869, пародия на "Фауста" Гуно) и др. Ж.
Оффенбах, начав тоже с муз.-сценич. пародий, вскоре раздвинул рамки
нового жанра, сочиняя миниатюры лирико-коме-дийного характера ("Свадьба
при фонарях", 1857;
"Песенка Фортунио", 1861). Позже в своих крупных произв. он
разрабатывает сюжет на широкой муз. основе, элементы пародии уступают
место развёрнутой сатире. Отражая настроения мелкобурж. кругов, Оффенбах
рисует типы и нравы совр. Франции, затрагивает важные стороны гос.
политич. жизни. Так, в оперетте "Орфей в аду" (1858) композитор
сатирически осмеивает нравы католич. церкви, выводя в качестве
олимпийских небожителей высшее духовенство. В отличие от многочисл.
прежних пародий, миф об Орфее у Оффенбаха предстаёт лишь как оболочка,
наполненная вполне совр. содержанием. В "Прекрасной Елене" (1864) миф о
троянской царице служит поводом для сатирич. изображения высших слоев
Второй империи; одновременно в О. поэтически воспевается всесилие любви
и красоты. В "Синей бороде"
(1866) аналогично переосмысливается рыцарская легенда.
Испанцы-завоеватели в "Периколе" (1868) также являются сатирич.
портретами современников автора. Иногда Оффенбах обращается к сюжетам,
отражающим непосредственно франц. действительность: такова "Парижская
жизнь" (1866), действие которой происходит в дни Всемирной выставки. Это
- оперетта-обозрение, использующая приёмы парижской эстрады того
времени. * Сюжет "Герцогини Геролыптейнской"
(1867) - вымышленный эпизод из жизни одного из карликовых княжеств -
остро шаржирует* придворные нравы'и тупость генералов и министров. В
опереттах Оффенбаха музыка - органич. двигатель действия, она помогает
раскрывать обстановку, характеризовать героев, обостряет драматизм
сюжета. Оффенбах делает существ, элементами драматургии популярные танц.
формы (вальс, полька, канкан), оживляя муз. ткань запоминающимися
рефренами, необычной ритмикой. Произв. Оффенбаха, с их остро полемич.
сюжетами, динамичной музыкой, сатирич. намёками и иронией, открыли новые
широкие возможности жанра О. в отражении и критич. оценке
действительности. Из последних оперетт Оффенбаха выделяются
романтичностью и выразит, музыкой "Мадам Фавар" (1878) и "Дочь
тамбур-мажора" (1879). Большую роль в создании лучших оперетт Оффенбаха
сыграли либреттисты А. Мельяк, Л. Галеви, Г. Кремьё.
По-новому развивал традиции комич. оперы Ш. Ле-кок. Его сюжеты не
ассоциируются с современностью, не содержат пародийных, а тем более
сатирич. намёков на злобу дня. В отличие от актуальных сатирич. произв.
Оффенбаха, Лекок обращается к прошлому, избирает занимательные
лирико-романтич. сюжеты:
"Зелёный остров" (1872), "Дочь мадам Анго" (1873), "Жирофле-Жирофля"
(1874). Позже Лекок воскрешает приёмы т-ра барокко, стилизуя, в
частности, т-р С. и Ж. Фавар сер. 18 в., сочиняет оперетты на
"галантные" сюжеты - "Маленькая новобрачная" (1876), "Маленький герцог"
(1878), что свидетельствует о приближении упадка франц. О.
В 1870-х гг. в опереточном жанре работали также композиторы Р.
Планкет ("Корпевильские колокола", 1877, "Рип-Рип", 1882 ) и Э. Одран
("Маскотта", 1880), представители лирико-романтич. направления, близкого
франц. комич. опере. К ним примыкает и Ф. Эрве в своей последней
оперетте "Мадемуазель Нитуш" (1883).
На рубеже 19-20 вв. в творчестве композиторов Л. Вассёра, Г. Серпета,
К. Терраса, Л. Варне оперетта постепенно сблизилась с фарсовым т-ром и
пришла в упадок. Так, в "Серебряном кубке" и "Разбитом кувшине" Вассёра,
"Мушкетёрах в монастыре" Варне под оболочкой старинного водевиля
культивируются фривольные фарсовые положения.
О. в Австрии развивалась в русле традиций демо-кратич. драматургии -
"волшебных фарсов" Ф. Рай-лж?ди"нар. комедии" И. Н. Нестроя. В то же
время она испытала сильное воздействие Оффенбаха, произв. к-рого
появились на венской сцене уже с 1860. Наиболее характерным
продолжателем народной традиции Раймунда и Нестроя был К. ;Миллёкер
("Апаюн", 1880, "Нищий студент", 1882, "Гаспа-рон", 1884,
"Вице-адмирал", 1886, и др.), включавший в свои оперетты нар.-бытовые
напевы и танц. музыку, в частности венский вальс. Его лучшее произв.