<< Пред. стр. 58 (из 913) След. >>
т-ром. Здесь ставились произведения Пушкина, Гоголя, Некрасова,Островского. Этот репертуар проникал и в другие Б. Однако осн. место в
репертуаре Б. занимали псевдо-патриотич. батальные пьесы, арлекинады,
пошлые фарсы.
В Б. начали свой творч. путь многие впоследствии известные артисты -
А. Л. и В. Л. Дуровы, И. С. Радунский (Бим), Е. А. Лепковский и др.
Б. существовали вплоть до 30-х гг. 20 в. (в этот период в них шли
эстрадные дивертисменты). Попытки возродить Б. в 40-х гг. успеха не
имели.
Лит.: Лейферт А. В., Балаганы, П., 1922; Д м и т-р и е в Ю., На
старом Московском гуляний, в кн.: Театральный альманах ВТО, кн. VI, М.,
1947; Алексеев-Яковлев А., Русские народные гуляния, Л.-М., 198;
Кузьмина В., Русский демократический театр XVlIi века, М., 1958. Ю.
Д.
БАЛАКИРЕВ, Милий Алексеевич [21.XII. 1836 (2.1.1837), Нижний
Новгород,- 16(29).V.1910, Петербург] - русский композитор, пианист,
дирижёр, музыкально-общественный деятель. Брал уроки у пианиста А.
Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха. В 1856 впервые выступил в Петербурге как
пианист и композитор. В 1862 совм. с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным
организовал Бесплатную муз. школу. В 18831894 был управляющим Придворной
певческой капеллы. Основатель и глава "Новой русской музыкальной школы"
("Могучая кучка"), сыгравшей огромную роль в становлении и развитии рус.
муз. иск-ва. Автор музыки к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861),
симф., камерно-иструмент. и др. соч. Музыка Б. к "Королю Лиру",
принадлежащая, по словам В. Стасова, "к числу высших и капитальнейших
созданий новой музыки", отличается глубоким проникновением в характер
шекспировской драмы, рельефностью муз. образов и органич. связью со
сценич. драматургией. Б. принимал непосредственное участие в создании
Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Кюи оперных произв., помогая
им в выборе сюжетов и работе над музыкой, пропагандировал рус. оперы как
дирижёр и публицист. Особенно значительна была деятельность Б. в области
популяризации опер Глинки в России и за границей. В 1866 Б. дирижировал
в Праге пост. оперы "Иван Сусанин"; в 1867 чешская общественность
отмечала десятилетие со дня смерти Глинки спектаклем "Руслан и Людмила",
поставленным при участии и под управлением Б.
Лит.: Киселёв Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938.
БАЛАКИРЕВСКИЙ КРУЖОК - творческое содружество передовых русских
музыкантов, возглавлявшееся композитором М. А. Балакиревым, известное
также под назв. "Могучая кучка", или "Новая русская музыкальная школа".
БАЛАНОВСКАЯ, Леонида Николаевна [р. 26. Х (7.XI). 1883-28.VIII.1960]
- русская советская артистка оперы (сопрано) и педагог. Пению обучалась
в Пе-терб. консерватории у С. Цехановской. Впервые выступила на оперной
сцене в Петербурге в 1906. В 1907-08 пела в оперных т-рах Киева. В
1908-19 Б.солистка Большого т-ра.Одновременно гастролировала в разных
оперных т-рах страны. В 1919-22 работала в опере в Севастополе, в
1925-26 пела в Большом т-ре, в 1926-33 - в Харьковской опере. Обширный
диапазон голоса позволял Б. исполнять такие различные по характеру и
тесситуре партии, как Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Ганна ("Майская
ночь"), Оксана, Мария ("Черевички", "Мазепа" Чайковского), Франческа
("Франческа да Римини" Рахманинова), Кармен; Мюзетта ("Богема"), Аида,
Ам-нерис ("Аида") и др. С 1933 Б. занимается педагогич. деятельностью; с
1941- профессор Моск. консерваторий.
БАЛАНС, равновесие (франц. balance, букв.- весы),- цирковой и
эстрадный жанр. В отличие от эквилибристики, основан на умении
исполнителя сохранять в равновесии различные предметы в номерах
жонглирования.
БАЛАНЧИВАДЗЕ, Андрей Мелитонович [р. 19. V (1. VI). 1905] -
грузинский советский композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1957). Деп. Верх.
Совета Груз. ССР 1-5-го созывов. Сын М. А. Валанчи-вадзе. Окончил
Тбилисскую (1927) и Ленинградскую (1931) консерватории. В 1931-34
работал как композитор и музыкальный руководитель груз. т-ров. Б.-автор
первого груз. балета "Сердце гор" (1-я ред. 1936, Т-р оперы и балета им.
Палиашвили, Тбилиси; 2-я ред. 1938, Театр оперы и балета им. Кирова),
балета "Рубиновые звёзды" (1950), опер "Арсен" (не окончена), комич.
оперы "Счастье" (нов. редакция - "Мзия", 1950) (пост. в Т-ре оперы и
балета им. Палиашвили), музыки к спектаклям в Т-ре им. Руставели (в т.
ч. "Король Лир";
"Герой Крпаниси" Шаншиашвили, "Три толстяка" Олеши и др.), 2-й
симфонии (Ст. пр. 1946), 3 фп. концертов (за 2-й-Ст. пр. 1947) и др.
соч. Жизнеутверждающая, лирически-напевная и в то же время драматически
взволнованная музыка Б. отмечена суровым пафосом. С 1935 занимается
педагогической деятельностью (с 1947 - профессор Тбилис. консерватории).
Н. Э.
БАЛАНЧИВАДЗЕ, Василий Антонович [12(24).IV. 1867-18.
V.1951]грузинский актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Брат композитора М.
А. Баланчивадзе. Сценич. деятельность начал в 1887 в Тифлисе. В 1890
окончил Петерб. академию художеств. В 1891 вступил в труппу Кутаисского
драм. т-ра, где работал до 1924. Затем работал в ряде т-ров Тбилиси и
снимался в кино. Играл преимущественно комедийные роли. Выступал на
эстраде с исполнением юмористич. сценок. Автор комедий, водевилей.
БАЛАНЧИВАДЗЕ, Мелитон Антонович [24.XII. 1862 (5.1.1863), д. Баноджа,
близ Кутаиси,-21.XI. 1937, Кутаиси] - грузинский советский композитор.
Нар. арт. Груз. ССР (1933). В 1889-95 обучался в Петерб. консерватории.В
1895- 1917 выступал с организованными им хорами во мн. городах Центр.
России, Украины, Польши, Прибалтики и в Грузии. Автор оперы "Тамара
Коварная" по одноим. поэме А. Церетели (отрывки исполнялись в Петербурге
в 1897, 1912, пост. 1926 Т-ром оперы и балета в Тбилиси, 2-я
ред."Дареджан Коварная", 1937), послужившей основой груз. нац. оперного
иск-ва, а также кантат, хоров и др. соч. Творчество Б. опирается на
груз. муз. фольклор; его опера, ярко национальная по колориту, изобилует
мелодичными ариями, песнями, хоровыми и танцев, сценами.
Лит.: Хучуа П., Мелитон Баланчивадзе, ТО , 1952.
Л. СУ.
БАЛАНЧЙН (Balanchine), Джордж (наст. имя и фам.- Георгий Мелитонович
Баланчивадзе) (р. 22.1.1904)- американский балетмейстер. По нац. грузин;
сын композитора М. А. Баланчивадзе. С 1914 учился в Театральном училище
при Мариинском театре (Петербург), которое окончил в 1921. В 1923
впервые выступил как балетмейстер, приняв участие в вечерах "Молодого
балета" в Петрограде. В 1925-29 - гл. балетмейстер в труппе С. П.
Дягилева в Париже. В 1932 - балетмейстер труппы "Балле рюсс де
Монте-Карло", в 1933- труппы "Балеты 1933". В том же году был приглашён
в США для организации школы амер. балета и тру ппы" Американский балет"
(с 1948- "Нью-Йорк сити балле"). Является гл. балетмейстером этого т-ра
(ставил также в т-рах Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Копенгагена, Лондона,
Милана и др.). В начале своей творч. деятельности Б. осуществлял
постановки сюжетных балетов ("Блудный сын" Прокофьева, 1928, "Аполлон,
повелитель муз" Стравинского, 1929, и др.), достигая в них большой
эмоциональной выразительности. Позднее ставил бессюжетные балеты, в
к-рых пытался хо-реографич. приёмами отобразить ритмо-метрические
особенности произведения ["Кончерто барокко" на муз. Баха (1941), "Балле
импириал" на муз. Чайковского (1941), "Хрустальный дворец" на муз. Визе
(1947) и др.]. Эти балеты были отмечены присущей Б. остротой и в то же
время носили формалистич. характер.
Осн. место в творчестве Б. в 50-е гг. занимают "абстрактные балеты",
к-рые носят изощрённо-эстетский или эротич. характер. Стремясь к внешне
эффектным хореографич. построениям, Б. порой преднамеренно искажает
линии и движения классич. танца ("Агон" на муз. Стравинского, 1958,
"Эпизоды" на муз. Вебера, 1959, и др.). Б. пост. для труппы "Нью-Йорк
сити балле" отрывок из балета "Лебединое озеро" (2-й акт, 1951) и балет
"Щелкунчик" (1954). Б. сочинил новую хореографию, исказив сущность
произведений Чайковского.
Лит.: Am berg (т.. Ballet in America, N. Y., 1949;
Beaumont C.W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 966-79. Ham. P.
БАЛАСАНЯН, Сергей Артемьевич [р. 13(26).VIII. 1902] - советский
композитор. По нац. армянин Нар. арт. Тадж. ССР (1957). Член КПСС с
1944. Музыке обучался в Тбилисской консерватории (1922- 1923), Ленингр.
муз.техникуме (1923-25) и Моск. консерватории (окончил в 1936). С 1936
работал в Таджикистане; внёс значительный вклад в развитие муз.
искусства республики. Автор балета "Лейли и Медж-нун" (1947, Сталинабад,
Ст. пр. 1949), первых тадж. опер "Восстание Восэ" (1939), "Кузнец Кова"
(совм. с Ш. Бобокалоновым, 1941), "Бахтиор и Ниссо" (1954), муз.
представления "Лола" (совм. с С. Ур(5ахом;
1939), муз. драмы "Песня гнева" (1942), комич. оперы "Розия" (совм. с
3. Шахиди, 1942) (поставлены в Ста-линабаде), музыки к спектаклям "Пэпо"
Сундукя-на; "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1928, 1929, Ереван); "Дочь
пастуха" Валидова; "Коварство и любовь" Шиллера (1936, 1937,
Сталинабад), симф., вок. и др. соч. В красочной, темпераментной музыке
Б. отразились характерные черты тадж. и арм. муз. фольклора. С 1955 Б.
преподаёт в Моск. консерватории (с 1960-доцент).
БАЛАСАРАСВАТХУ (р. 1918) - индийская танцовщица. Дебютировала в 1934
в Варанаси (Бенарес). Выступала с танцами школы "бхарат натъям""
Большого мастерства достигла в танцах "абхиная" (один из видов "бхарат
натьям"). Танцевальный костюм Б. строго каноничен (минимум украшений,
отсутствие косметики и т. д.). Танец Б. сопровождался исполнением песен
(чаще всего проф. певцами), классич. индийской музыкой. В 1955 удостоена
премии на Всеин-дийском фестивале танца. H'. В.
БАЛАШОВ, Василий Михайлович (1762-1835)- русский артист балета,
балетмейстер и педагог. В 1780, окончив балетную школу при Моск.
воспитательном доме, дебютировал на сцене "Вольного российского т-ра"
(Петербург). В 1783 переведён в петерб. придворную балетную труппу. Б.
был ярким характерным танцовщиком, обладавшим большим актёрским
дарованием, прославился мастерским исполнением и созданием сценич.
вариантов русских плясок. С 1804, вернувшись в Москву, ставил в
Петровском т-ре дивертисменты на русские темы, в к-рых часто выступал
сам. Б. в своём творчестве утверждал и пропагандировал на балетной сцене
рус. нац. иск-во. В 1804-29 занимался педагогич. деятельностью в моек. и
петерб. балетных школах.
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до
середины XIX века, Л.-М., 1958;
Слонимский Ю., Рождение московского балета, в кн.: Глушковский А.,
Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940. В. Ч.
БАЛАШОВ, Сергей Михайлович [р. 1(14). III. 190a]- русский советский
артист эстрады. Мастер художественного слова. Нар. арт. РСФСР (1956).
Член КПСС с 1954. Участвовал в художественной самодеятельности. Учился в
Пермской драм. студии. Проф. творческую деятельность начал в 1923 как
драматич. актёр. Играл в т-рах Перми, Вятки, Уфы, Тюмени, в Ленингр.
Большом драм. т-ре. С 1931 работает на эстраде. Первые крупные работы
Б.- лит. композиции "Турксиб" (1931) и "ЧТЗ" (1933). С 1954 выступает с
вечерами "Театр одного актёра", сочетая в них художеств. чтение с
элементами театр. представления, с аксессуарами театр. костюма,
реквизита, музыкой. В программах Б.-лит. композиции: "Слово о полку
Игореве"; "Шинель" Гоголя, "Времена года" по Есенину, "Владимир
Маяковский о времени и о себе"; "Гамлет" Шекспира.
Лит.: Верховский Н. Ю-, Книга о чтецах, М.-Л., 1950. E. Г.
БАЛДАКОВ, Бадма Милентьевич (р. 1918) - бурятский советский артист
оперы (бас). Нар. арт. Бурят. АССР (1956). Окончил муз. уч-ще в Улан-Удэ
в 1939. В этом же году впервые выступил на сцене Бурят, муз.-драм. т-ра
(цыне Т-р оперы и балета) в Улан-Удэ. Партии: Бумал-хан ("Энхе-Булат
батор" Фролова), Хан ("Баир" Берлинского и Ямпилова), Мельник
("Русалка"), Галицкий ("Князь Игорь"), Мефистофель ("Фауст"), Валько
("Молодая гвардия" Мейтуса) и др. Л. Ход.
БАЛДАНО, Намжил Гармаевич (р. 20.Х.1907) - бурятский советский
писатель, драматург, актёр, режиссёр. Народный артист Бурятской АССР
(1938), заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Член КПСС с 1940.
Председатель Верховного Совета Бурят. АССР. В 1932 окончил техникум
искусств (Улан-Удэ), в 1940-41 учился заочно в Лит. ин-те им. Горького
(Москва). В 1932-46-актёр и режиссёр Бурят, муз.-драм. театра (в
1944-46-директор и худ. рук.). Роли: Яго; Президент ("Коварство и
любовь"), Берест ("Платон Кречет") и др. В 1950-52 - директор и главный
режиссёр Бурятского драм. т-ра. Драматургическую деятельность начал в
1930 (первая пьеса "Кулак и подкулачник"). Пьесы Б. пост. в муз.-драм. и
Драм. т-рах Бурят. АССР.
Борьбе бурят, народа за Сов. власть посв. пьесы:
"Один из многих" (1937), "Пламя" (1953), "Забайкальская быль" (совм.
с Метелицей, 1957); пьесы "Прорыв" (1932), "Эржен" (1940, совм. с
Эделем), "Ьаянгол" (1946), "У истоков родника" (1950) показывают
укрепление колхозного строя и построение социализма. Знаток бурят,
героич. эпоса, Б. создал ряд драматич. произведений на основе устного
творчества бурят: "Энхэ-Булат батор" (1940),. "Бабжа-Барас батор"
(1943). Им написаны также либ ретто: оперы "Побратимы" (1958), балетов
"Свет на долиной" (1956), "Красавица Ангара" (1958), поставленных в
Бурятском т-ре оперы и балета (Улан-Удэ). С 1954 - председатель
Правления ССП Бурят. АССР.
Лит.: Ходорковская Л., Намжил Балдано, послесловие к пьесе, в кн.:
Балдано Н, У истока родника, М., 1950; Ходорковская Л.,
Бурято-Монголь-ский театр. М., 1954; Найдаков В., Бурятская драматургия,
Улан-Удэ, 1959. Л. Ход.
БАЛДОВА (Baldova), Зденка (20.11.1885 - 26.IX. 1958) - чехословацкая
актриса. Нар. арт.Чехословацкой Республики (1955). С 1907 выступала в
Городском т-ре (на Виноградах) в Праге. С 1922 до конца жизни была
актрисой Нац. т-ра в Праге. Создала ярко характерные, исполненные нар.
юмора, глубоко человечные сценич. образы: Анечка ("Дитя" Шальды),
Глубинова ("Месяц над рекой" Шрамека), Анча ("М. Д. Реттигова" Ирасека),
Фанка ("Разбойник" Чапека}, Кольмистрова ("Встанут новые бойцы" по
Запотоц-кому). Кукушкина ("Доходное место", Гос. пр. 1951), Бардина
("Враги"), Бригитта ("Разбитый кувшин" Клейста), Дульская ("Мораль пани
Дульской" За-польской). С 1921 снималась в кино (фильмы "Пятое колесо в
телеге", "Мораль пани Дульской" и др.). Л.Сол.
БАЛЕРИНА (итал. ballerina, от итал. и лат. ballo - танцую) -
танцовщица в балетной труппе. Термин вошёл в употребление во 2-й пол. 19
в., после триумфальных выступлений итал. танцовщиц-виртуозок на всех
сценах мира. В дореволюционной России звание Б. присуждалось ведущим
танцовщицам имп. балетной труппы. Это звание было связано с получением
определённого оклада и характером партий, исполняемых танцовщицей.
Однако звание Б. не освобождало танцовщицу от участия в небольших
сольных номерах. Помимо звания Б., существовало звание "прима-балерина
ассолюта" (в Италии), к-рое давало право на исполнение только первых
партий. Во Франции существует звание ведущей Б.- etoile ("звезда"), в
Англии - "главная танцовщица", в Америке - star ("звезда"). В наст.
время Б. также принято называть всех артисток балета (см. Балет).
Лит.: Худеков С. Н., История танцев, т. 3, СПБ, 1915; С'к а л ь к о в
с к и и К., В театральном мире, СПБ, 1899. Ю. Б.
БАЛЕТ (франц. ballet, от лат. ballo - танцую)- вид сценического
искусства; спектакль, содержание к-рого воплощается в
музыкально-хореографич. образах. Сюжет Б. излагается в либретто
(сценарий). На основе либретто пишется музыка, выражающая
эмоционально-смысловое содержание произведения, затем создаются танец и
пантомима декорации и костюмы. В создании Б. принимают участие
сценарист, композитор, балетмейстер и художник. Б. бывают и бессюжетные,
где хореография выражает исключительно содержание музыки. Нередко в Б.
используется музыка, первоначально не предназначенная композитором для
танца ("Шехеразада" Римского-Корсакова, "Карнавал" Шумана и др.). Танец
является осн. компонентом балетного спектакля. В Б. входят классические
танцы и характерные танцы, бальные, народные, в отдельных случаях
акробатич. и ритмо-пластические ганцы. Есть спектакли, построенные
только на классическом или только на характерном танце, а в совр.
западном Б.-на т. н.
"танце модерн". В Б. входят: собственно пантомима, пантомимы
ритмизованная и танцевальная, а также пантомима, соединённая с танцем
(пантомимный танец). В сюжетных Б. большое место занимают действенные
эпизоды (па д'аксъон), танцевальные и мимич. сцены. В история, развитии
Б. выработались музы-кально-хореографич. формы: дуэтная форма
(па-де-де), групповые и массовые танцы (па-детруа.па-де-катр, гран па,
па д1ансамбль и Др.).
Танцы и сцены, созданные балетмейстером, исполняются артистами Б., в
числе к-рых балерина и первый танцовщик, солисты, корифеи, кордебалет.
Б. отличается многообразием жанров: Б. героич., дра-матич., комич.,
Б.феерия, Б.-пантомима и т. д. Термин "Б." распространяется как на
многоактные спектакли, так и на одноактные миниатюры, отдельные
танцевальные сцены, входящие в оперы [польский бал ("Иван Сусанин"),
"Половецкие пляски" ("Князь Игорь"), "Вальпургиева ночь" ("Фауст") и
др.]. Как правило, термин "Б." служит для обозначения вида иск-ва,
сложившегося на протяжении 16-20 вв. в Европе,- т. н. европ. классич. Б.
За последние годы этот термин стал трактоваться более расширенно. Возрос
интерес к культуре стран Востока, во многих из них танц. иск-во
возродилось и обрело новые формы. В Европе и Америке возникли новые
танц. стили, отличные от классич. танца, организованы танц. группы,
демонстрирующие программы, составленные из нац. танцев. Все эти виды
танц. представления иногда также называют Б.
Танц. иск-во существует с древнейших времён. Культовые, трудовые,
охотничьи и пр. обряды и игры сопровождались не только игрой на муз.
инструментах и пением, но и танцами. Развёрнутые танц. представления,
нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Др. Египте,
Индии, Китае, Греции, Риме и др. странах. Однако применительно к танц.
представлениям отдалённого прошлого термин "Б." не употребляется.
Современный европ. Б. возник в эпоху Возрождения. В конце 14 в. в
Италии намечается различие между бытовым и театральным танцем.
Материалом для формирования театр. танца послужили разнообразные
элементы: танцы жонглёров, пляски, исполнявшиеся во время городских и
цеховых празднеств, танцы, входившие в представления и маскарады при
дворах феодалов, а также в крестьянские празднества и культовые обряды.
Все эти танцы создают новую форму - т. н. "фигурного", т. е.
"выразительного", танца, призванного "изображать" то или иное ягление,
ставшее в дальнейшем основой балетного спектакля. Позднее (в 16 в.) как
термин, так и сам танец изменили своё значение: понятие "фигурных"
танцев стало употребляться применительно к передвижениям танцующих,
.образующих геометрические построения. Отделение театр. танца от
бытового проходит на протяжении 15-17 вв. во всех странах Европы, но в
одних странах оно приводит в конце концов к рождению новой сценич. формы
- Б., в других же, в силу тех или иных историч. причин, временно
прерывается. Так, в постановки римских комедий, дававшихся при дворах
итал. князей, уже в конце 15-нач. 16 вв. вводились аллегорич. и
мифологич. пантомимы, построенные на "фигурном" танце, исполнявшемся
костюмированными и маскированными персонажами (торжественное
представление на мифологич. сюжет, устроенное дворянином Бергонцо ди
Ботто в Тортоне в 1489 по случаю свадьбы миланского герцога). В Италии в
это время создалась особая категория устроителей представлений -
festaiolo (от festa - празднество), к-рых приглашали от двора ко двору.
Представления устраивались также при дворах вла-, детельных феодалов
Франции. Они носили аллегорич. характер и восхваляли феодала и его