<< Пред. стр. 593 (из 913) След. >>
"Об италийской пляске".Лит.: В а р н е к е Б.В., История античного театра, М., 1940. Лид. Ф.
ПИЛЛАЙ, Рагхаван (р. в марте 1900) - инд. танцовщик. Известен также
под именем Чирази Рагхаван Пиллай.'Хореографии. иск-ву обучался с
детства, затем совершенствовался в школе Катакхали Калари у известных
педагогов Гуру Палльямнила Велу Пил-лайя, Кесава Паникара Асаана и
Матхура Пиллайя Паникара. С 1923 выступает в представлениях ка-такхали.
С 1929 - педагог школы Катакхали Калари, среди учеников П.- Гуру Кришнан
Кутти. В 1933 основал собств. школу. Создал ансамбль "Джейя дамбика
Вилас Катакхали Йогам". Л. Гр.
ПИМЕНОВ, Владимир Фёдорович [р. 12(25).II. 1905]-рус. сов. критик и
театр. деятель. Чл. Комму-нистич. партии с 1940. В 1928 окончил
Воронежский ун-т. Лит. деятельность начал в 1926. С 1944-директор Т-ра
им. Вахтангова, с 1947-нач. Гл. упр. т-ров СССР, зам. председателя
Комиссии по драматургии Союза писателей СССР. В 1960-64-гл. ред. журнала
"Театр". П.- редактор и составитель ряда сборников и собр. соч. сов.
драматургов. Критич. статьи и рецензии П. поев. вопросам сов.
драматургии и т-ра; разрабатывает проблемы совр. нац. драматургии и сов.
нац. т-ра.
С 1934 П. занимается педагогич. деятельностью (с 1964-ректор Лит.
ин-та им. Горького в Москве). Соч.: Драматургия братских республик в
репертуаре русских театров, "Театр", 1951, ј 1; Ответственность за наш
репертуар, там же, 1953, ј 3; Совепкая многонацыянальная драматурпя на
Уадыме, "Полымя", 1953, .N*e 10; Заметки о белорусской драматургии,
"Советская отчизна", 1954, JSe 2;
О башкирской драматургии, в кн.: Башкирская советская драматургия,
М., 1954 (совм. с А. Харисовым); Именем революции, "Правда", 1958, 1
марта, М 60; О труде драматурга, [сост. и ред.], М., 1957; Написаны
новые пьесы. "Театр", 1960. Ne 2; Современность и проблемы драматургии,
там же, 1964 6ПИМЕНОВ, Юрий Иванович [р. 13(26). XII.1903, Москва] -
рус. сов. живописец, график, театр. художник. Нар. художник РСФСР
(1962). Профессор. Чл.-корр. Акад. художеств СССР (1954). Учился в
ВХУТЕМАСе (1920-25) у С. В. Малютина и М. Ф. Шемякина, затем у В. А.
Фаворского и В. Д. Фа-лилеева. Первый театр. опыт П. относится к 20-м
гг. ("Страсть мистера Марапи' та" Давидовского, 1927, совместно с А. Д.
Гончаровым, 4-я Студия МХАТа). Станковая живопись, занимающая осн. место
в творчестве П., определяет характер и его декорац. иск-ва. Расширяя
рамки конкретного места действия пьесы, художник вводит в декорации
своего рода живописные комментарии - изображение сурового пейзажа
военной Москвы в ."Новогодней ночи" А. Гладкова (1945, Т-р им.
Вахтангова), видов старого Парижа в "Копилке" Лабиша и Делакура
(1945, ЦТСА) и т. д. Стремясь к живописно-пластич. осмыслению идеи
сценич. произв., П. широко применяет специальные живописные занавеси,
создающие обобщённый изобразительный образ спектакля: "Профессор Мамлок"
Вольфа (1935, Т-р им. МОСПС), опера "Паяцы" (1957, Большой т-р). Гл.
тема творчества П.- утверждение поэтичности сов. действительности в ее
повседневности. Наиболее интересное воплощение эта тема нашла в
декорациях П. к спектаклям ЦТСА, пост. А. Д. Поповым:
"Степь широкая" Н. Винникова (1949, Гос. пр. СССР, 1950, илл. см. к
ст. Декорационное искусство), "Весенний поток" Чепурина (1953), а также
в спектаклях "Простые сердца" Паустовского (1940, Т-р Революции), "За
тех, кто в море!" Лавренёва (1947, Малый т-р, Гос. пр. СССР, 1947),
"Годы странствий" Арбузова (1954, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина) и др.
Среди др. театр. работ П.- оформление спектаклей:
"Мачеха" Бальзака (1936) в Т-ре-студии им. Ермоловой, "Люоовь Яровая"
(1937, Ростовский т-р им. Горького), "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси")
Кабалевского (1938, Ленинградский Малый оперный т-р), "Сирано де
Бержерак" Роста-на (1943, Т-р им. Ленинского комсомола, Москва),
"Нахлебник" Тургенева (1941, Т-р им. Ермоловой), "Волки и овцы" 1941,
Малый т-р, совм. с В. Васильевым), "Песня о черноморцах" Лавренёва
(1952), "Тени" Салтыкова-Щедрина (1953) и "Иванов" (1955) в Моск. т-ре
им. Пушкина, "Снегурочка" на муз. Чайковского (1961, "Лондон фестивал
балле") и др.
Деятельность в т-ре определила ряд сюжетов живописных и графич.
произв. П. ("Зинаида Райх в спектакле "Дама с камелиями"", "Галина
Уланова- Жи-зель", "Костюмерная мастерская" и др.). Н. с 1945 ведёт
преподават. работу во Всесоюзном гос. ин-те кинематографии (ВГИК).
Соч.: Необыкновенность обыкновенного, М., 1964. Лит.: Б e с к и н Д.,
Юрий Пименов,М., 1960; Ю. И.Пименов. Каталог выставки, М., 1955 (вступ.
ст. А. Д. Попова и М. Н. Пожарской); Ю. И. Пименов. Каталог выставки,
М., 1961 (предисл. А. Чегодаева);П ожарская М., Правда искусства,
"Театр", 1961, ј 5. В.Бер.
ПИМЕНТА-И-АНТАШ (Pimenta e Antas), Леонарду Жозе (ум. после 1794) -
португ. драматург. Автор многочисл. юмористич. и сатирич.
пьесок-интермедий, преднаэяачавшихся для пост. в нар. т-рах Лиса-бона. В
них критиковались разл. бытовые и социальные пороки: паразитизм, нелепые
моды дворянства, скупость и ханжество буржуазии, преклонение перед
иностранным и т. п. Особенно значительны пьесы "Крах честолюбия
Тартюфов" (1770) - резкая сатира, направленная против ордена иезуитов,
"Интермедия о вечеринке в Иски" (1770) и "Колокольчик времени в доме
дона Лезмы" (1773), в к-рых высмеиваются провинциалы, подражающие
вольным нравам португ. столицы. П.-и-А. развивал традиции нац.
комедийного т-ра (Ж. Висенте и др.),его пьесы представляют интерес как
яркие документы эпохи. 3. П.
ПЙНЕРО (Pinero), Артур Уинг (24.V.1855, Лондон,- 23.XI.1934, там
же)-англ. драматург. Десятилетняя актёрская деятельность П. (1874-84) в
т-рах Эдинбурга и Лондона, где он встречался с Г. Ирвингом и Э. Терри,
явилась творч. школой для деятельности П. как драматурга. Первая пьеса
П. "Двести фунтов годового дохода" пост. в 1877 в лондонском т-ре
"Глобус". П. написал драмы: "Судья" (1885, т-р "Корт"), "Беспутный"
(1889, т-р "Гаррик"), "Вторая миссис Тэн-керей" (1893, т-р
"Сент-Джеймс"), "Знаменитая миссис Эббсмит" (1895, т-р "Гаррик"),
выдвинувшие его в число ведущих англ. драматургов. Осн. тема пьес
П.-разложение семьи в бурж. обществе, но раскрывается она с позиций
мелкого буржуа, для к-рого основы бурж. общества незыблемы. В своих
пьесах П. отходил от традиций большого реалистич. иск-ва, подменяя живое
действие приёмами салонной мелодрамы, реалистич. характеры условными
персонажами-схемами ("женщина с прошлым", "циник-аристократ", "чистая
девушка" и др.). На рус. сцене были пост.: "Вторая жена" ("Вторая миссис
Тэнкерей", 1899, Михайловский т-р, Петербург, миссис П аул а-Савина),
"Лорд Квекс" (1909, Суворинский т-р, Квекс - Далматов), "На полпути"
(1912, Малый т-р, Москва, Блондель - Южин, Зоя - Лешковская; 1914,
Александрийский т-р, пост. Мейерхольд, Зоя - Рощина-Инсарова). На
советской сцене пост. "Опасный возраст" ("Приключение в участке", 1944,
Тбилисский т-р им. Грибоедова).
Соч.: The social plays, ed. by C. Hamilton, v. l-4, N. Y., 1917-1922;
в рус. пер. - Беспутный, СПБ, 1893;
Вторая жена ("Вторая миссис Тэнкерей"), СПБ, 1896; Женская хитрость,
М., 1897; Мировой судья, М., 1900; На новом пути ("Знаменитая миссис
Эббсмит"), М., 1901; Женский пансион, М., 1902; Лорд Квекс, М., 1903;
Ирис, М., 1904; Женщина без улыбки, М., 1905; Современные амазонки, М.,
1906; Приключение в участке ("Опасный возраст"), СПБ, 1908; На полпути,
М., 1912; Новая система, М., 1913.
Лит.: Шоу Б., О драме и театре, пер. с англ., М., 1963, с. 233-41; С
1 а г k В., A study of the modern drama, N. Y.-L., 1925; F y f e H.. Sir
A. Pinero's plays and players, L., 1930; Kl u t h e r H. H., A. W.
Pinero und sein Verhalt-nis zu Henrik Ibsen, [Bochum], 1937. В.Ю.
ПЙНИ-КОРСИ (Pini Corsi), Антонио (июнь 1858- 22.IV.1918) - итал.
артист оперы (баритон). Дебютировал на оперной сцене в 1878 в Кремоне.
Выступал в т-рах Флоренции, Рима, Вероны в комич. операх (Фигаро и
Бартоло - "Севильский цирюльник";
Джакомо - "Фра-Дьяволо" Обера, Дулькамара -"Любовный напиток"
Доницетти и др.). С 1884 исполнял также драматич. партии (Риголетто:
Нилаканта- "Лакме", Тельрамунд - "Лоэнгрин" и др.). Участвовал в
премьерах опер "Фальстаф" Верди (Форд; 1893, т-р "Ла Скала") и "Богема"
Пуччини (Шонар; 1896, т-р "Реджо", Турин). Гастролировал в оперных т-рах
Лондона ("Ковент-Гарден"), Парижа ("Опера комик"), Нью-Йорка
("Метрополитен-опера"), Буэнос-Айреса ("Колон") и др. городов.
Выдающийся певец конца 19 - нач. 20 вв., П.-К. обладал голосом
обширного диапазона (пел также басовые партии) и редкой силы, виртуозной
вок. техникой, большим актёрским дарованием. Был одним из последних
оперных комиков-буфф. Успешно выступал и в произв. веристов (Дон
Саллюстий - "Рюи Блаз" Франкетти, раввин Давид - "Друг Фриц" Масканьи и
др.). Св. Г.
ПИНКАУСКАЙТЕ, Потенция (р. 22.VIII.1897)- литов. сов. актриса. Нар.
арт. Лит. ССР (1956). Сце-нич. деятельность начала в 1914 в Рижском
литов. т-ре. Училась в театр. школе Нац. т-ра. В 1923-25 - актриса Нац.
т-ра и т-ра "Вилколакис", с 1925-Литов. гос. т-ра, в 1931-59 -
Шяуляйского т-ра. С успехом играла характерные роли. Среди луипих работ:
Нор-мантене ("Денежки" Чюрлионене-Кимантайте), Васса Железнова;
Ламсаргене ("Белые ивы" Авижюса), Елизавета ("Мария Стюарт"), Мать
("Вей, ветерок!" Райниса), Эльмира, г-жа Пернель ("Тартюф"). Ведёт
пе-дагогич. работу. В. М.
ПЙННА, Аннете Элизе (28.VI.1883-28.IV.1937) - эст. актриса. С 1906 -
актриса т-ра "Эстония" (Таллин). Играла драматич. и комедийные роли:
Луиза (1909), Дездемона (1910); Роза Бернд (о. п.Гауптмана, 1910),
Матильда ("Домовой" Вильде, 1914), Юдифь (о. п. Таммсааре, 1921),
Клеопатра ("Цезарь и Клеопатра" Шоу, 1922), Лилли ("Неуловимое чудо"
Вильде, 1925), Анна Андреевна ("Ревизор", 1936). К. Каск.
ПИННА, Пауль Юханович (3. X. 1884 - 29. III. 1949) - эст. сов. актёр.
Нар. арт. Эст. ССР (1942). Сцен ич. деятельность начал в 1897 (сначала
был оркестрантом, с 1898 - актёром) в полупроф. т-ре "Эстония" (Таллин).
П. стал одним из основателей проф. т-ра "Эстония" (1906), где работал
почти непрерывно (в 1920-22 -в Драм. т-ре, в 1923-27-в Нар. т-ре,
Таллин). П. написал пьесу "Мстители" (1911) и либретто первой эст.
оперетты "Иванова ночь". Совм. с Т. Альтерманом издавал первый эст.
театр. журнал "Сцена" (1909-10). Творчество П. отличается богатством
фантазии, мастерством импровизации, искренностью, тонкой интуицией,
ярким темпераментом. Он пользовался разнообразными красками- от сочного
юмора до глубокого трагизма. Выступал также как режиссёр, был одним из
ведущих эст. мастеров эстрады. Снимался в кино.
Роли: Актёр ("На дне", 1903, 1917), Франц Моор (1908);
Наполеон ("Мадам Сан-Жен" Сарду, 1908, 1918), Аким ("Власть тьмы",
1908, 1919), Городничий (1908, 1936); Кин (о.п.Дюма-отца, 1911),король
Лир (1911), Кречинский (1912);
Протасов ("Живой труп", 1912, 1928), Вестман ("Домовой" Вильде, 1914,
1927, 1938), Эско ("Сельские сапожники" Киви, 1921), Цезарь ("Дальние
берега" Паньоля, 1933), Шейлок (1937); Штокман ("Враг народа" Ибсена,
1939), доктор Мий-Яас ("Жизнь в цитадели" Якобсона, 1946), Макферсон
("Русский вопрос", 1947), Джо Келлер ("Джо Келлер и сыновья" Миллера,
1948). Играл в оперетте. Одна из популярных ролей-Маттеус Шлейхел ройтер
("Весёлый крестьянин", 1909).
Соч.: Malestused. I, Tallinn, 1947; Minu elu teater ja teatrielu,
Tallinn, 1934.
Лит.: Т o o m К., Malestuskilde Paul Pinnast, в кн.: Eesti Noukogude
Teater [AlmanahhJII, 1956; Т o o m K., Paul Pinnast, Kunstniskust Ja
inimesest,"Eesti NSV teatrid",1959. ј 2;
P a n s p V., Pinna ja Lauter. Eesti Noukogude Almanahh VI, Tallinn,
1963. К. Каск.
ПИНСИАНО (Pinciano) (наст. имя и фам.- Алон-со Л о п e с) (р. 1547 -
ум. после 1627) - йен. учёный-гуманист. Автор трактата "Древняя
философия поэзии" (1596), в к-ром, комментируя "Поэтику" Аристотеля и
эстетич. идеи Платона и Горация, П. излагает ренессансно-классицистские
теории иск-ва в Испании. В 8-9 посланиях трактата П. определяет задачи и
особенности драм. иск-ва, жанры трагедии и комедии. П. считает
необходимым строго соблюдать деление на драм. произв. "высокого"
(трагедия) и "низкого" стиля (комедия), не допускать смешения трагич. и
комич. элементов, придерживаться правила трёх единств. Теоретич. взгляды
П. были направлены против растущего влияния драматургии Лопе де Вега и
его последователей.
Соч.: [Lopez Pinciano A.], Philosophia antigua poetica, Madrid, 1596;
то же, Valladolid, 1894. 3. Я.
ПЙНЦА (Pinza), Эцио (18.V.1892-9.V.1957) - итал. артист оперы
(бас-кантанте). Пению обучался в болонской консерватории "Мартини". На
оперной сцене дебютировал в 1914 (в Сончино, близ Кремоны). Затем пел в
Турине, Риме, Милане (с 1922 - в т-ре "Ла Скала") и др. городах Италии.
Выступал в т-рах Буэнос-Айреса, Нью-Йорка (т-р "Метрополитен-опера",
1926-48), Лондона, на Зальцбургском и Флорентийском фестивалях и др.
Один из лучших оперных певцов 20 в., П. обладал красивым бархатистым
голосом широкого диапазона (исполнял и баритональные партии),
разносторонним сценическим дарованием. Был одним из лучших исполнителей
партий в операх Моцарта-Дон Жуан, Лепорелло ("Дон Жуан"),
Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Зарастро ("Волшебная флейта"). Среди
лучших партий также: Мефистофель (о. п. Бой-то) , "Фауст" (о. п. Гуно),
Борис Годунов.
Др. партии: Дон Маньифико ("Золушка" Россини), Дон Базилио; Бекмессер
("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Эскамильо; Линдорф, Миракль,
Дапертут-то ("Сказки Гофмана" О ффенбаха), Кецал ("Проданная невеста"),
Черевик ("Соро-чинская ярмарка"), Салтан, Додон ("Сказка о царе
Салтане", "Золотой петушок").
Лит. : L a u г i-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955. Ce. Г. пинцзюй
- один из гл. видов местного т-ра пров. Хубэй в Китае. Возник ок. 189( в
у. Лосянь. Одним из его основателей был Чэн Чжао-цай, впоследствии
писавший пьесы для этого т-ра. Т-р осн. на соединении нар. песенного
жанра лянь-хуало с танцами янгэ. Во время исполнения певец отбивает
ритмы на деревянных кит. кастаньетах - цзецзыбань. Пение перемежается с
речью, к-рая сопровождается аккомпанементом на кит. трубе- лаба. Позднее
т-р П. распространился в Сев. Китае, где вобрал в себя иск-во нар. т-ра
банцзы. Одним из первых известных деятелей П. был Цзинь Цзюй-хуа (наст.
имя Ду Чжи-и), он исполнял женские роли - трагич. и патетические. Первая
актриса - Хуа Лянь-фан выступила на сцене П. в 1912 (но и после её
выступления женские роли часто исполняли мужчины). Сначала репертуар
т-ров П. состоял из нар. одноактных пьес. Позднее под влиянием классич.
т-ра появились многоактные историч. пьесы. Наиболее популярная труппа
была создана в 1918 - "Цзинши сишэ" ("Потрясающий мир т-р"). Гл. актёром
её был Юй Мин-чжу. Пьесы для этой труппы писал драматург Чэн Чжао-цай. В
годы антияпон. войны труппы П. выступали в Пекине и Тяньцзине, где т-р
обогатился иск-вом муз. драмы цзинси. С 1926 П. стал популярен и на
Северо-Востоке (Дунбэй). Т-р П. получил окончат, признание в 1936, когда
после гастролей в Шанхае драматург Хун Шэнь опубликовал первую статью Q
П. в журнале "Вэньсюэ". Пьесы т-ра П. легко воспринимаются зрителями,
мелодии лиричны, манера исполнения импровизационна. В репертуар П. часто
включаются пьесы на совр. темы.
Лит.: Х у Ш а, Пинцзюй цзяньши (Краткая история театра пинцзюй),
Пекин, 1958 (на кит. яз.). . Дл. /ft*.
ПИОНТКОВСКАЯ, Валентина Ивановна (1877-год смерти неизв.)-рус.
артистка оперетты. Пению училась в Италии. Выступала в Вильно, Варшаве,
Киеве, Одессе, Москве и др. городах. В 1910 организовала в Петербурге
свой т-р оперетты (в помещении т-ра "Луна-парк"). В числе лучших ролей
П.: Ева (о. п. Легара), Ганна, Анжель ("Весёлая вдова", "Граф
Люксембург" Легара), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Молли
("Гейша" Джонса). П. была популярной артисткой, хорошей певицей и
танцовщицей. В 1914 уехала в Париж, где организовала свой т-р оперетты,
с к-рым выступала в разл. странах Европы.
Лит.: ЯнковскийМ., Советский театр оперетты Л.-М., 1962; Я р о н Г.,
О любимом жанре, 2 изд., М.,1963 ПИОТРОВСКИЙ, Адриан Иванович [8(20).XI.
1898-1938] - рус. сов. критик, театровед, драматург, педагог. Засл.
деят. иск-в РСФСР (1935). В 1923 окончил филология, ф-т Петрогр. ун-та.
Театр. деятельность начал в 1919 как зав. ТЕО Петрогр.
губ-политпросвета. Был организатором массовых зрелищ и агиттеатров, зав.
лит. частью Большого драм. т-ра (1923-29), ЛенТРАМа (1925-32), Малого
оперного т-ра (1933-36), Т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова. С 1918
регулярно выступал в периодич. печати как критик. Автор пьес: "Меч мира"
(1921), "Падение Елены Л эй" (Петрогр. т-р новой драмы, 1923), "Зелёный
цех" (совм. с М. Соколовским и Ф. Шишигиным; 1932, ЛенТРАМ) и др. Знаток
античной лит-ры, П. дал близкие к подлиннику, поэтич. переводы пьес
Аристофана, Еврипида и др.; ему принадлежат исследования по истории
античного т-ра. Вёл педагогич.работу (с 1928- профессор). Работал в
области кино, в 1928-37 был художественным руководителем Ленинградской
фабрики Совкино (ныне киностудия "Ленфильм"). Был незаконно
репрессирован. Реабилитирован посмертно.
Соч.: Красноармейский театр. П., 1921; За советский театр! Сб.
статей. Л., 1925; Н. П. Акимов, Л., 1927 (совм. сдр.); Малый оперный
театр. Л., 1936; Празднества РСФСР, в сб.: Зеленая птичка. П., 1922;
Хроника Ленинградских празднеств, 1919-1922 гг., в сб.: Массовые
празднества, Л., 1926; Античный театр. в кн.: Гвоздев А. А., Пиотровский
А., История европейского театра, т. 1, М.-Л., 1931; Петроградские театры
и празднества в эпоху военного коммунизма, в кн.: История советского
театра, т. 1, Л.. 1933 (совм. с А. А. Гвоздевым); На путях
экспрессионизма, в кн.: Большой драматический театр. Л., 1935 (совм. с
А. Гвоздевым); Переводы: А р и с т о-ф а л. Комедии, т. 1-2, М.-Л.,
1934; Эсхил, Трагедии, в кн.: Древнегреческая драма, Л., 1937.
Лит.: "Искусство кино", 1962, J4" 12, с. 40-63. С. Др.
" ПЙПКОВ, Любомир (р. 6. XII.1904) - болг. композитор. Сын П.
Пипкова. Нар. арт. НРБ (1952). Чл. Коммунистич. партии Болгарии с 1944.
Окончил Муз. академию в Софии в 1926, совершенствовался в Париже у П.
Дюка и Н. Буланже. В 1932--47 - концертмейстер, хормейстер, с
1944-директор Софийской нар. оперы. Написал оперы: "Девять братьев Йны"
(1937) из жизни ср.-век. Болгарии, "Момчил (1948) о борьбе болг. народа
против тур. завоевателей в 14 в., "Антигона 43" (1964) о борьбе против
фашизма (все пост. в Софийской нар. опере). Творчество П. связано с
болг. муз. фольклором и традициями М. П. Мусоргского. Композитор
мастерски владеет хоровыми и оркестровыми красками. Выступает как муз. и
театр. критик. В едет педагогич. работу в Софийской консерватории (с
1948 - профессор). Димитр. пр. (1950, 1951, 1952).
Лит.: И л и e в К., Любомир Пипков, С., 1958. Д. Ив.
ПЙПКОВ, Панайот (20.XI.1871-25.VIII.1942)-' болг. композитор, хоровой
дирижёр, актёр, драматург. В 1893-95 учился в Миланской консерватории, в
1899 совершенствовался в Праге. Был актёром Плов-дивской любит, труппы
(1887), драм. труппы "Основа" (1889-90, София), "Драматич. оперной
труппы" (1890, там же), т-ра "Слеза и смех" (1892-93) и др. Роли: Лука
Лукич ("Ревизор"), Гросс ("Похищение сабинянок" Л. Андреева), Конти
("Эмилия Галотти" Лессинга) и др. Работал хормейстером, дирижёром и зав.
муз."частыо в Нар. т-ре (1917-18, 1920), Свободном т-ре (1918-19), Драм.
т-ре (1923-24) и др. т-рах Софии. Пост.: "Иванко" Друмева, "Над
пропастью" Вазова (софийский Нар. т-р), "Вертер" (1-я пост. в Болгарии);
"Гергана" Атанасова, "Проданная невеста" (Софийская нар. опера);
"Заброшенная мельница" Атанасова, "Паяцы" (т-р "Ренессанс") и др. Автор
первых детских оперетт на собств. либр.:
"Дети и птички" (1909, Оперная труппа К. Рамада-нова, София),