<< Пред. стр. 594 (из 913) След. >>
"Сверчок и муравьи" (1910, софийский Нар. т-р), оперы "Русский" (либр.по поэме И. Вазова "Загорка", соч. 1927), музыки к спектаклям. Известен
и как драматург (драмы "Бойко", 1892, Варна;
"Даян", соч. 1903, и др., музыкально-театр. критик, педагог.
Лит.: Андреев А., П. Пипков, С., 1952; Т о н ч е-ва Е., П. Пипков,
С., 1962. А. Ив.
ПИРАДОВ, Владимир Осипович [2(14).II.1892- 20.IV.1954] - укр. сов.
дирижёр. Нар. арт. Каз. ССР (1943) и УССР (1947). Чл. Коммунистич.
партии с 1951. Муз. образование получил в Тифлисской консерватории
(1910-14). Работал дирижёром в оперных т-рах Тбилиси, Баку, Ташкента,
Москвы. В 1936-41- дирижёр, в 1950-54 - гл. дирижёр Киевского т-ра оперы
и балета им. Шевченко. С 1950 - профессор Киевской консерватории.
ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello), Луиджи (28.VI. 1867-10.XII.1936)-итал.
писатель, драматург. Получил филологич. образование в Римском и Боннском
ун-тах. С 1890 жил в Риме. Лит. деятельность начал как поэт в 1889.
Автор многочисл. новелл, нескольких романов. На творчество П. оказала
влияние верист-ская драматургия с её демо-кратич. тенденциями, а такжо
идеалистич. философские течения нач. 20 в. и модернистская драма.
Сочувственно изображая т. н. маленьких людей. П., в отличие от
ве-ристов, глубоко раскрывает их психологию, но смысл человеческой жизни
объясняет с позиций агностицизма и субъективного идеализма. Герои пьес
П.- обычные, средние люди; поставленные в остро драматические ситуации,
они живут сложной, напряжённой внутр. жиз- нью, их мысли и чувства
становятся значительными. Трагедия героев П. в том, что они пытаются
создать иллюзорный мир, к-рый рушится при столкновении с
действительностью. Поведение каждого персонажа получает внешнюю форму,
часто не соответствующую сложному, противоречивому духовному миру
человека, она становится "маской", скрывающей истинную сущность
человека. П. считает, что писатель должен обнажать сущность жизни,
срывать с людей "маски", пользуясь приёмами гротеска, изображать жизнь
как грустную буффонаду. Этим определяется парадоксальность его пьес,
к-рая иногда получает выражение в злой иронии, направленной против бурж.
общества, или в схематичной символике, облекающей философскую идею.
Сюжеты мн. пьес П. заимствованы из ранее написанных им новелл.
В 1910 пост. первая пьеса П. "Тиски" (т-р "Мета-стазио", Рим). В
ранней драматургии П. особое место занимают бытовые комедии (на
сицилийском диалекте), в к-рых показана жизнь сицилийской деревни .и
захолустных городов: "Лиола" (1916, т-р "Арджентина", Рим), "Колпак с
бубенчиками" (1917, т-р "Национале", Рим), "Кувшин" (1917, там же) и др.
Осн. драматургич. наследие П.- философско-пси-хологич. драмы (на
итал. яз.). Лучюяе из них, несмотря на узость тематики, проникнУйм
подлинным гуманизмом. В драме "Право для других" (1915, т-р "Мандзони",
Милан) П. стремится доказать, что жестокая борьба между людьми возникает
из-за нежелания одного человека признать правоту другого; тема
относительности этич. понятий перерастает в социальную проблематику, т.
к. в борьбе, изображаемой П., побеждают имущие. В комедии "Наслаждение в
добродетели" (1917, т-р "Кариньяно", Турин) П. разрушает
распространённые представления о морали, показывая, что
добродетельность, доведённая до крайности, переходит в жестокость и
деспотизм. Мировую известность получила пьеса "Шесть персонажей в
поисках автора" (1921. т-р "Балле", Рим), осн. тема к-рой- противоречие
между иск-вом и жизнью. В трагедии "Генрих IV" (1922, т-р "Мандзони",
труппа Р. Рудже-ри) конфликт между человеком, исполненным сильных
чувств, и пошлым великосветским обществом приводит героя к бегству из
реального мира в созданный им иллюзорный мир. Трагически разрешается
противоречие между "лицом" и "маской" в драме "Обнажённые одеваются"
(1922, т-р "Квирино", труппа Мелато, Рим), разоблачающей ханжескую бурж.
мораль. В трагич. фарсе "Дурак" (1922) П. зло высмеивает закулисные
политич. интриги. В пьесах "Это так [если вам так кажется]" (1917, т-р
"Олимпия", Милан) и "Жизнь, которую я тебе даю" (1923, т-р "Квирино",
труппа А. Борелли) П. пытается доказать, что объективной истины нет, всё
зависит от субъективного восприятия человека.
Под влиянием фашистского режима, к к-рому П. относился примиренчески,
из его поздних драм исчезла социальная проблематика ("Новая колония",
1928, т-р "Арджентина"; "Лазарь", 1929. "Ройял-т-р", г. Хаддерсфилд;
"Легенда о подменённом сыне", 1934. "Ланд-тиэтр", г. Брансуик, и др.), а
персонажи превратились в отвлечённые символы. Среди пьес этого периода
выделяется лишь пьеса "Сегодня мы импровизируем" (1930, т-р "Ней ее
шаушпильхауз", Кенигсберг), в к-рой П. вновь возвращается к темеиллюзия
и жизнь, мнимая театр. действительность и художеств. театр. правда.
Основатель Итальянской коммунистической партии А. Грамши и
современные прогрессивные итал. критики высоко оценили драмы П., считая,
что они разрушают буржуазно-католич. мораль. В 1925-28 П. возглавлял
Художеств. т-р (Рим), в к-ром работал как режиссёр, осуществляя пост.
собств. пьес, а также произв. совр. ему итал. авторов (Бонтемпелли, Де
Стефани, К. Паволини и др.) и переводной драматургии.
В 1934 удостоен Нобелевской пр.
Соч.: Tutto il teatro di L. Pirandello. [v. 1-6], MiL, 1933-36; в
рус. пер.- Обнаженные маски, M.-Л., 1932;
Пьесы, М., 1960.
Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2,
M., 1958; Gramsci A., Letteratura evita nazionale, [Torino], 150;
Ferrante L., Pirandello, Firenze, 1958; P u g 1 i s i F., L'arte di
Luigi Pirandello, Messina-Firenze, [1958]; MacClintock L., The ago of
Pirandello, Bloomington, 1951. Н.Ел.
ПИРОГОВЫ - семья рус. сов. артистов оперы. 1) Александр Степанович
[22.VI(4.VII).l899- 26. VI. 1964]- рус. сов. артист оперы (бас). Нар.
арт. СССР (1937). Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го созыва. Брат Григория,
Алексея и Михаила П. В 1917-18 учился на историко-филоло-гич. ф-те Моск.
ун-та и в Муз.-драм. уч-ще Моск. фи-лармонич. об-ва по классу пения В.
С. Тютюнника. В 1919-22 - артист хора Передвижного т-ра Реввоенсовета
Республики. В 1922- 1924- солист Свободной оперы Зимина в Москве, с
1924- Большого т-ра. Голос П. - мягкий, бархатный в низком регистре,
полнозвучный в среднем, свободный в верхнем; певец мастерски владел как
кантиленой, так и речитативом. Огромный темперамент сочетался у П. а
большой муз. культурой, разносторонним сценич. дарованием,
продуманностью и законченностью исполнения. Вёл концертную деятельность
(Гос. пр. СССР, 1943).
Партии: Сусанин, Руслан, Мельник, Галицкий; Борис Годунов (Гос. пр.
СССР, 1949); Досифей ("Хованщина"), Иван Грозный ("Псковитянка"), Дон
Базилио; Мефистофель ("Фауст"), Вакулинчук ("Броненосец ,, Потёмкин""
Чишко, 1938, впервые в Москве), Пестель ("Декабристы" Шапорина, 1953,
первый исполнитель) и др.
Лит.: Большой театр СССР. Опера. Балет, М., 1958. с. 424-28;
Катульская E., O друге и соратнике [Памяти А. С. Пирогова], "Сов.
музыка", 1964, ј 10.
2) Алексей Степанович, по сцене -П и р о-г о в Окский
[р.9(21).II.1895] - рус. сов. артист оперы (бас). Брат Александра,
Григория и Михаила П. В 1915-16 учился в Муз .-драм. уч-ще Моск.
филармонич. об-ва у Л. Д. Донского. В 1921- 1923 - артист Студии им.
Шаляпина (педагоги - Л. М. Леонидов, А. Д. Дикий). Здесь сыграл роли
короля ("Королевский брадобрей" Луначарского) и Дикого ("Гроза"). В
1923-24 - актёр Муз. студии МХТ.затем солист Ташкентского т-ра оперы им.
Свердлова (1924), Свердловского т-ра оперы и балета (1926- 1928).
Сибирской гос. оперы (1928-29. Новосибирск), 1-й Моск. передвижной оперы
(1929-30), оперной труппы Нижне-Волжского театр. объединения (19301931).
В 1931-48 - солист Большого т-ра.
С 1948 вёл педагогич. работу в Моск. гор. оперной студии. Снимался в
кино.
Партии: Борис, Пимен, Варлаам ("Борис Годунов"), Досифей, Иван
Хованский ("Хованщина"), Мельник; Иван Грозный ("Псковитянка"), Томский
("Пиковая дама"), Свен-гали ("Трильби" Юрасовского), Нилаканта
("Лакме"), Тимур ("Турандот" Пуччини), Митька ("Тихий Дон"), Пугачёв
("Орлиный бунт" Пащенко), Вакулинчук ("Броненосец ..Потёмкин**" Чишко) и
др. А. Ив.
3) Григорий Степанович (1885-20.11. 1931) -рус. сов. артист оперы
(бас). Брат Александра, Алексея и Михаила П. В 1908 окончил
Муз.-драматическое уч-ще Московского филармонического об-ва (учился у M.
E. Медведева и Л. Д. Донского). Сценич. деятельность начал в том же году
в Ростове-на-Дону (оперная антреприза Шумского). В 1909-10 - солист
Мари-инского т-ра, в 1910-21 (с перерывом 1915-17)-Большого т-ра.
Позднее выступал во мн. городах нашей страны, а также за рубежом
(Берлин, Прага, Бухарест, Копенгаген). Голос П., полнозвучный и ровный
во всех регистрах, мягкого виолончельного тембра, отличался редкой
широтой диапазона (ф а большой октавы - с о л ь-диез 1-й октавы). П. пел
как низкие басовые (Марсель-"Гугеноты"), так и баритоновые партии
(Демон; Шакловитый-"Хованщина", Томский-"Пиковая дама", Эскамильо).
Обладал способностью виртуозно менять тембровую окраску голоса.
Исполнение П. драматич. партий покоряло огромной стихийной
эмоциональностью. Вёл концертную деятельность, вроникновенно исполнял
рус. нар. песни.
Др. партии: Руслан, Мельник, Галицкий, Борис Годунов; Досифей
("Хованщина"), Олоферн ("Юдифь" Серова), Додон, Салтан ("Золотой
петушок", "Сказка о царе Сал-тане"), Дон Базилио; Мефистофель ("Фауст"),
Нилаканта ("Лакме"), Гунтер, Вотан ("Кольцо Нибелунга" Вагнера).
Лит.: Ремезов И., Г. С. Пирогов, М.- Л., 1951.
Б.Яг. 4) Михаил Степанович [17(29).XII.1887- 1933]- рус. сов. певец
(бас). Брат Александра, Алексея и Григория П. В 1913-14 учился в
Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. В 1922-23 - еолист Свободной
оперы Зимина в Москве. Исполнил партии Ивана Хованского, Кузьки
("Хованщина))), Старого слуги ("Демон") и др. По единодушному признанию
самих бр. Пироговых, он обладал лучшим голосом в семье (легко брал любую
ноту от д о большой до л я 1-й октавы, крайние ноты звучали естественно
и полно).
Лит.: Пирогов А., Сын Оки, "Неделя" (прилож. к газ. "Известия"),
1963, 15-21 дек., ј 51, с. tO-И.А.Ив.
ПИРОН(Рш)п) Алекси[9(19?).УП. 1689- 21.1.1773]- франц. поэт,
драматург. Был приверженцем феодального режима, враждебно относился к
просветительскому движению. Писал фарсы, пародии, аллегории для
ярмарочных т-ров. В 1722-26 написал (самостоятельно и в соавторстве с А.
Р. Лесажем и др.) 22 пьесы. Большим успехом пользовалась комич. опера
"Арлекин-Девклиош (1722, Сен-Жерменская ярмарка), в к-рой он,
использовав в форме пародии мотивы "Метаморфоз" Овидия, высмеял т-р
"Комеди Франсез" и его драматургов (У. Ламот, П. Кребийон, Вольтер, П.
Мариво). Меньший успех имели трагедии П. пост. в "Комеди Франсез"):
"Калисфен" (1730), "Густав Васа" (1733), "Фернан Кортес" (1744).
Наиболее значит. произв. П.- комедия "Метромания" (1738, "Комеди
Франсез"), в к-рой П. подверг осмеянию страсть к стихотворству,
овладевшую молодыми людьми из третьего сословия.
С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-7, Р., 1776; в рус. пер.- Страсть к
стихотворству, СПБ, 1783.
Лит.: Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.-М., 1948; Saint
e-B cuve Ch. A.. Nouveaux T undis, v. VII, P., 1867; L e n i e n t С., Ы
comedie en France au XVIII siecle, v. 1, P., .1888. Л.Лев.
ПИРРЙХА (TCuppiTj) -- античный мимич. воен. танец. Исполнялся в
сопровождении флейт. Танцующие с оружием в руках изображали сцены
наступления и боя (в Спарте, где возникла П., детей учили этому танцу с
раннего возраста). В Афинах П. была частью панафинейских празднеств. В
первые века Рим. империи П. стала эффектным театр. представлением;
позднее она носила не только воинств, характер. Афиней (2-3 вв. н. э.)
описывает П. как "некий танец в честь Диониса", исполнявшийся актёрами с
тирсами в руках. Многочисл. изображения П. сохранились в вазовой
живописи.
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940;
Pauly-Wissowa, Realencyclopadie der klassischen Altertumswissenschaft,
Hlbd 36, Stutte , 1922 Col. 833-69. Лид Ф
ПИРС (Реегсе), Жан (р. 3.1.1904) - амер. певец (лирико-драматич.
тенор). Выступал на радио и в оперных т-рах Сан-Франциско, Лос-Анжелоса
и др. С 1941 - солист т-ра "Метрополитен-опера". Гастролировал во мн.
странах мира (в СССР - в 1956 и 1963). П. обладает высокой муз.-сценич.
культурой, ярким темпераментом. Особенно удаются ему партии драматич.,
эффектные, с подчёркнутыми эмоциональными контрастами.
Партии: Герцог, Рудольф; Эдгар ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти),
Каварадосси, Фауст; Дон Оттавио ("Дон Жуан") и др.
Лит.: Opera Stars m the sun..., N. Y., 1955, p. 27-31;
Попов И., Жан Пирс, "Сов. культура", 1956, Уиюля
ПИРС (Pears), Питер (р. 22.VI,1910) - англ. ар-' тист оперы
(лирико-драматич. тенор). В 1934 окончил Королевский муз. колледж в
Лондоне. Дебютировал в Лондоне в 1933, впоследствии выступал на радио. В
1943 стал солистом т-ра "Сэдлерс-Уэллс" (Лондон). П.-пропагандист
творчества Б. Бриттена, один из основателей англ. оперной труппы,
ста1-вившей оперы композитора. Исполнял в премьерах опер Бриттена
партии: Питер Граймс (о. п., 1945), Альберт Херринг (о. п., 1947), Билли
Бадд (о. п., 1951), Квинт ("Поворот винта", 1954) и др. С 1948 регулярно
выступает на сцене т-ра "Ковент-Гарден". С 1946 гастролирует за рубежом,
часто с Бриттеном как пианистом-аккомпаниатором; в 1963-64 выступал в
Москве и Ленинграде. Известен также как камерный певец и исполнитель
партий в ораториях и кантатах Баха. Иск-во П. отличается драматич.
насыщенностью, одухотворённостью, разнообразием тембровых красок и
тонкостью нюансировки.
Др. партли: Пандар ("Троил и Крессида" Уолтона), Та-мино ("Волшебная
флейта"), Вашек ("Проданная невеста"). Со ч.: П и p с П., Путь певца,
"Сов. музыка", 1965, ј 2. Вс. Т.
ПИРУМЯН, Геворг Николаевич [6(18).Х.1880- 10.XI.1954] - арм. сов.
актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1947). Сценич. деятельность начал в 1898 в
Тифлисе, выступал в нар. актёрских труппах, играл на арм. и груз. яз.
("Авчальская аудитория", Авлабарский т-р, Нар. дом им. Зубалова и др.).
Организовал и руководил армящр-груз. драм. коллективом (1904-08) и арм.
коллективом вост. оперетты (1915-18). П. был одним из основателей Гос.
арм. т-ра в Тбилиси (1921), где работал до конца жизни.
Среди лучших ролей: Исаи, Какули, Гиж Мози ("Хата-бала", "Пэпо",
"Разорённый очаг" Сундукяна), Сагател ("Из-за чести" Ширванзаде), Акоп,
Пето, Багдо ("Ханума", "Ссыльный в Сибири", "Байгуш" Цагарели),
Добчинский, Лука, Шмага. Б. А.
ПИРУаТ (франц. pirouette) - балетный термин, обозначающий полный
оборот (или неск. оборотов) танцовщика или танцовщицы на месте, на
нолупаль-цах или пальцах одной ноги; осуществляется с помо*-щыо разл.
приёмов, придающих телд вращательное движение. Отдельные П. могут
соединяться между собой танп. шагами (па). В таком случае, выполняя
последовательный ряд П., исполнитель передвигается по прямой или по
кругу. Вращение на одной ноге широко распространено в нар. танце, откуда
это движение перешло в сценич. танец (со временем видоизменилось и
обогатилось).
ПИРУТ (в цирке) - трюк в акробатич. прыжках и гимнастике (сальто-П.).
Акробат (гимнаст), делая полный оборот тела в воздухе, в то же время
вращается вокруг продольной оси своего тела (винтообразно). В партерных
прыжках, прыжках с трамплинов П. делаются с ног на ноги, в гимнастике из
одного висячего положения в др. (вис в руках в вис). П. бывают
одинарные, двойные, тройные (в зависимости от того , сколько раз
оборачивается тело артиста). В конном жанре П.-поворот лошади при любом
аллюре. Ал. Ш.
ПИСАРЕВ, Александр Иванович (14.VII.1803- 15.III.1828) - рус.
драматург, переводчик, театр. критик. Окончил Благородный пансион Моск.
ун-та (1821). Входил в Об-во любителей российской словесности,
объединявшее в те годы по преим. консервативно настроенных литераторов.
Выступал против журнала "Московский телеграф" и его редактора Н. А.
Полевого. Утверждая, что задача т-ра - не исправление нравов, не этич.
воспитание об-ва, а прежде всего развлечение, П. не признавал "Горя от
ума", спорил с представителями революц. романтизма. Консервативность
политич. и лит. убеждений П. проявилась в его водевилях, эпиграммах,
статьях. Но будучи умным, наблюдательным человеком, П. не мог не
замечать идейного оскудения дворянства, бюрократизма, формализма,
захвативших все стороны рус. жизни. Остроумный комедиограф, он отразил
эти явления в злободневных водевилях (в нек-рых случаях представляли
собой переводы и переделки иностр. произв. на рус. нравы).
Водевили и комедии П., отличавшиеся сценичностью, широко ставились на
сценах столичных и про-винц. т-ров: "Учитель и ученик, или В чужом пиру
похмелье" (1824), "Волшебный нос, или Талисман и финики" (1825), "Забавы
калифа" (1825), "Хлопотун, или Дело мастера боится" (1825, Малый т-р, в
роли Репейкина - М. С. Щепкин), "Средство выдавать дочерей замуж" (1828)
и др. В 1826 П. совм. с А. Н. Верстовским издал "Драматический альбом
для любителей театра и музыки".
Соч.: Хлопотун..., Учитель и ученик..., в сб.: Старый русский
водевиль. 1819-1849, М., 1937.
Лит.: Успенский В. В. (Вступ. ст.). Русский классический водевиль, в
сб.: Русский водевиль, Л.- М., 1959, с. 3-50; Аксаков С. Т., Некрология
А. И. Писарева, Собр. соч., т. III, М., 1956. Ю. Д.
ПИСАРЕВ, Модест Иванович [2(14).П.1844, Кашира,-30.1Х(13.Х). 1905,
Петербург-рус, актёр, педагог, критик. Окончил юридический ф-т
Московского университета (1865). На сцене впервые выступил в 1859 в
домашнем т-е Н. И. Давыдова (Тишка- "Свои люди - сочтёмся"). Играл в
Красноворотском, Сек-ретарёвском иДр. т-рах Проф. актёрскую деятельность
начал в 1867 в Симбирске (антреприза Н. И. Иванова). Работал (в
антрепризах А. А. Рассказова, П. М. Медведева и др.) в Оренбурге,
городах Поволжья, Урала, Кавказа, затем в Москве - в Нар. т-ре на
Политехнич. выставке (1872), в Общедоступном т-ре Ф. М. Урусова и С. В.
Танеева,в Пушкинском т-ре А. А.
Бренко (1880-82), Т-ре. Корша. В 1,883-84 - снова в провинции (1-е
Т-во уус. актёров, организованное П. совм. с В. Н. Андреевым-Бурлаком).
С 1885 - в труппе Александрийского т-ра.
Видный представитель критич. реализма в сценич. иск-ве, один из
образованнейших актёров своего времени, П. был близок по своим эстетич.
взглядам В. Г. Белинскому, Н. А. Добролюбову, Н. А. Некрасову. Большое
влияние на развитие творчества П. имел А. Н. Островский. Обладая
великолепными природными данными (статная фигура, пластичность, красивый
голос), мощным темпераментом, разносторонней общей и театральной
культурой, П. был замечат. исполнителем драм. ролей бытового репертуара,
умел не только создавать психологически сложные образы, но и вскрывать
их типичность, социальную сущность.
Среди лучших ролей: Русаков, Краснов, Несчастливцев, Любим Торцов,
Большов ("Не в свои сани не садись", "Грех да беда на кого не живёт",
"Лес", "Бедность не порок", "Свои люди - сочтёмся" Островского), Ананий
Яковлев ("Горькая Судьбина" Писемского) и др. Последний раз П. выступил
на сцене в 1901 в роли Ревякина ("Кручина" Щпажинского).
Др. роли: Пётр ("Не так живи, как хочется" Островского), Залешин
("Светит, да не греет" Островского и Соловьёва), Неизвестный
("Параша-Сибирячка" Полевого), Иван Грозный ("Василиса Мелентьева"
Островского и Гедеонова, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого,
"Псковитянкам Мея).
П. выступал также с художеств. чтением. Вёл оеда-гогич. работу (школа