<< Пред. стр. 610 (из 913) След. >>
ЛОСПС (1937), Моск. драм. и Куйбышевский т-ры (оба в 1938), ЛенТЮЗ(1939), Горьковский т-р (1948, 1958), Ивановский т-р (1949), МТЮЗ
(1951), Т-р им. Янки Купалы (1956), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина
(1958, реж. Меркурьев и И. Мейерхольд) имн.др. т-ры.
Издания.- Первая публикация пьесы - "Отечественные записки", 1877, ј
1; Островский А. П., Собр. соч., т. 7, М., 1960.
Лит.: "Правда - хорошо, а счастье лучше". Материалы и исследования,
М., 1947; "Правда - хорошо, а счастье лучше", [Сб. статей], М.-Л., 1948
(А. Н. Островский на сцене Малого театра). А.Шн.
ПРАВДИН, Осип Андреевич (наст. имя и фам.- Оскар Августович
Трейлебен; 16.VI.1849, Петербург,-17.Х.1921, Москва) - рус. актёр и
педагог. Отец П.- обрусевший немец. В 1869 П. начал выступать на сцене.
Играл в полупрофессиональной труппе, возглавляемой М.Е. Рапопортом, Н.
Е. Вильде, затем в проф. театре в Гельсингфор-се. Работал в
Новочеркасс-ке, Тифлисе. В 1875 дебютировал в Александрийском т-ре, но
вернулся в провинцию. С 1878 - в труппе Малого т-ра. Игра П. отличалась
большой жизненной достоверностью. Характерный актёр, П. продумывал
каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать
социальное, бытовое и нац. своеобразие персонажа. Прославился
исполнением ролей т. н. рус. немцев, находя особую мелодику речи,
своеобразие поведения: Шааф ("Месяц в деревне" Тургенева), Остергау-зен
("Джентльмен" Сумбатова-Южина). С успехом выступал в пьесах Мольера:
Гарпагон; Сганарель ("Лекарь поневоле") и др. Выступал как чтец.
Среди ролей: Недыхляев ("Кручина" Шпажинского), Тарелкин ("Дело"
Сухово-Кобылина), Крутицкий ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" и "На
всякого мудреца довольно простоты" Островского), Репетилов ("Горе от
ума"), Раста-ковский и Городничий ("Ревизор"), Кучумов ("Бешеные
деньги"), Лев Гурыч Синичкин (о. п. Ленского).
С начала 1880-х гг. П. вёл преподавательскую работу. С 1889 заведовал
драм. классами Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. Преподавал на
драматических курсах Моск. театр. уч-ща (1888-93).
П. организовывал (с 1883) поездки групп артистов Малого т-ра по
провинции, способствуя подъёму провинц. т-ра. В 1917 был управляющим
Малым т-ром. С 1918 входил в состав дирекции Малого театра.
Лит.: О. А. Правдин. [Биография] "ЕИТ". Сезон 1909, вып. 6-7;
Филиппов Вл., Памяти О. А. Правдина, "Культура театра", 1921, ј 7-8; О.
А. Правдин, в кн.:
Галерея мастеров Малого театра, М., 1935; Кара-Мур-за С. Г., Малый
театр. М., 1924. Ю. 77.
ПРАГА (Praha) - столица Чехословацкой Социалистической Республики
(1014 тыс. жит. в 1963). В 18 в. П. была одним из крупнейших муз.-театр.
центров австрийской монархии. В 1737 в П. было построено первое
постоянное театр. здание для публичных оперных представлений - "Т-р у
Котцу" (наз. также "Оперный дом", спектакли давались на нем., франц. и
итал. яз.). В 1760 открылся т-р в т. н. Туновском доме (доме графа
Туна), где впервые был показан спектакль на чеш. яз. В 1783 открылся
Ностицкий нац. т-р, предназначавшийся для спектаклей на нем. яз. (с 1785
- на чеш. яз.). В 1786-89 представления на чеш. яз. устраивались во
вновь отстроенном здании т-ра "Боуда". Эти спектакли положили основу
чеш. нац. сценич. иск-ва. После закрытия этого т-ра его труппа перешла в
новое помещение в б. монастыре гибернских францисканцев. "Т-р у Гиберну"
(1789-1802) пользовался большой популярностью у чеш. зрителя. В 1789
чеш. сейм приобрёл Ностицкий т-р, к-рый получил назв. Сословного т-ра. В
1824 в Сословном т-ре регулярно устраивались представления на чеш. яз.
(в 1846-51 драматург И. К. Тыл принимал участие в творч. жизни т-ра). В
1835-37 существовал т-р, организованный любителями-энтузиастами во главе
с Тылом, получивший назв. "У Каэ-тана". В 1858-62 чеш. труппа Сословного
т-ра образовала самостоятельный Временный т-р (существовал до 1881),
репертуар его составляли нац. драматургия, пьесы Шекспира, оперные
спектакли (первые оперы Сметаны, "Иван Сусанин" и др.). В 1881 открыт
Нац. т-р (Чехословацкий Национальный театр), вскоре т-р сгорел и в 1883
вновь был отстроен. На его сцене выступали выдающиеся чеш. актёры:
И.Мошна, Г. Ква-пилова, Э. Воян, М. Гюбнерова и др. В 1907 выстроен Гор.
т-р на Виноградах (рук. Я. Квапил). В 1925 был создан "Освобождённый
т-р" (рук. И. Фрейка и И. Гонзлъ), к-рый стал выразителем настроений
прогрессивной интеллигенции. В 1933 реж. Э. Ф. Буриан создал т-р "Д-34".
С нач. 2-й мировой войны мн. т-ры были закрыты, а к 1944 все т-ры П.
прекратили деятельность. На 1964 в П. 22 т-ра. Ведущий - Нац. т-р,
состоит из оперной, балетной и драм. трупп, работающих на трёх сценич.
площадках:
Нац. т-р, Т-р им. И. К. Тыла и Т-р им. Б. Сметаны. Кроме того, в П.
работают: Т-р Чехословацкой Армии, Камерный т-р, Т-р Комедии, Т-р им. С.
К. Неймана, Т-р им. Э. Ф. Бу-риана (б. "Д-34"), Т-р им. И. Волькера
(молодёжный) на Кар-лине, кукольный "Т-р Спейбла и Гурвинека", т-р "На
Заб-радли", состоящий из двух трупп (пантомима, драм. труппа), "Чёрный
т-р" и др. Значит, место в театр. жизни П. занимают т. н. т-ры "малые
сцены" (т-ры "Семафор", "Рококо". "Параван"), в них ставятся спектакли,
близкие по жанру к муз.-сатирич. обозрениям. В 1965 создан
экспериментальный театр-студия при Драматич. т-ре.
Лит.: Фучик Ю., Избранное. Национальный театр. М., 1955; Солнцева Л.,
Чехословацкий театр сегодня, М., 1962; Т i 1 1 е V а с 1 а v, Ginohra
Narodniho divadlaod roku 1900doprovratu, Praha, 1935; Ctvrstoleti
Mestskeho diva-dla na Kral. Vinohradech 1907-1932, Praha, 1932; 0 b s t
М., S с h e r 1 Ad., К dejinam ceske divadelni avantgardy, Praha, 162.
Д. Сол.
ПРАГА (Praga), Марко (6.XI.1862-31.1.1929)- итал. драматург, театр.
критик. В 1883 начал лит. деятельность пьесой "Встреча". Один из видных
представителей веристского направления. Написал ок. 20 пьес, поев. гл.
обр. проблеме супружеской неверности. Беспощадный анализ психологии
героев, резкий, нервный диалог, драматургич. мастерство определили
популярность его пьес. Особенным успехом пользовалась драма
"Девственницы" (1889, труппа Марини, Милан) на сюжет из жизни
"полусвета". В пьесах "Закрытая дверь" (1913, т-р "Мандзони", Милан),
"Кризис" (1914, труппа В. Рейтер, Турин), "Развод" (1915, т-р
"Мандзони") заметен отход от веризма к психологии, драме. П. вёл
театрально-кри-тич. работу, возглавлял Общество итал. драматургов и
издателей, в течение 3 лет (с 1912 ) был директором т-ра "Мандзони".
На рус. сцене ставились: "Балерина" (1905, Т-р Корша, Москва, 1914,
Малый т-р, Петербург), "Кризис" (1909, Т-р Корша), "Идеальная жена"
(1898, Новый т-р) и др.
Соч.: Cronache teatrali, [v. 1-IO], Mil., [1920-1929]; в рус. пер. -
Идеальная жена, М., 1897; Кризис, М., 1905;
Балерина ("Ундина"), СПБ. 1905. Г. Р.
ПРАЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - см.
Чехословацкий Национальный театр им. Б. Сметаны.
ПРАЙС, П p и с (Price),- семья дат. артистов цирка и балета. По
национальности англичане. Джеймс П. (1761-1805) - родоначальник
артистической семьи. Был известным цирковым актёром. Среди его детей и
др. членов семьи были выдающиеся танцовщики. В 1795 переехал в Данию,
где вместе с женой Ханной П. выступал как наездник. С 1805 вместе с
Касорти насаждал в Дании иск-во пантомимы вначале в придворном т-ре
Кристианбор-га, затем открыл свой датский Нац. летний т-р,
существовавший более 30 лет в пригороде Копенгагена Вестербро. В 1817
семья П. построила новый "Т-р развлечений" (Морскабтеатр). Дочери
Джеймса и Ханны П. выступали на проволоке, участвовали в пантомимах.
После смерти Джеймса дело продолжали его сыновья: Джеймс П. младший
(1801-65), ставший известным Арлекином, и Адольф П. (1805- 1890),
считавшийся одним из лучших Пьеро в Европе.
Семья П. выступала в Голландии, Германии и в России (в 1831-36 -
Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань). С 1836 П. обосновались в
Копенгагене. Дети братьев П. обучались танцу у А. Бурнонвиля и в
дальнейшем были артистами балета.
Вальдемар П. (1836-1908) - сын Джеймса П. младшего. Сценич.
деятельность начал в 1842. В 1849-1901 - танцовщик датского Королевского
балета (с 1866 - солист труппы). Его танец отличался артистизмом,
романтич. приподнятостью. Исполнял ведущие партии в балетах Бурнонвиля:
Вальдемар (о. п. Френиха), Ове ("Народное предание" Гаде и Хартмана),
Дженнаро ("Неаполь" Паулли, Хельстеда, Гаде), Смирнов ("Из Сибири в
Москву" Моллера) и др. В 1901 оставил сцену.
Джульетта П. (1831-1906) - сестра Валь-демара П. В 1849-65 - ведущая
танцовщица датского Королевского балета. Искусство Джульетты П.
характеризовалось поэтичностью, безупречной техникой. Бурнонвиль
специально для неё ставил балеты, в к-рых она исполнила гл. партии:
Элиза ("Школа танцев" Паулли), Дочь алхимика ("Ярмарка в Брюгге"
Паулли), Рангильда ("Свадьба в Хардангере" Паулли), Розита ("Далеко от
Дании" Глезеро, Готтшалька, Линке), Валькирия (о. п. Хартмана) и др. В
1866 оставила сцену.
Э л л e н П. (р. 1878) - племянница Вальдемара и Джульетты П. В 1889
поступила в школу датского Королевского балета (ученица Г. Бека и В.
Прайса). В 1895 дебютировала в па-де-труа в балете "Окно" Люмбе. Была
лирич. танцовщицей, обладала большим мимич. дарованием. В 1902 успешно
выступила в партии Сильфиды (о. п. Левенскьольда).
Лучшие партии: Русалочка (о. п. Энрикеса), Пастушка ("Пастушка и
свинопас" Энни) и др. Скульптор Э. Эриксен изваял бронзовую скульптуру
Эллен П. в партии Русалочки, к-рая в 1913 была установлена в гавани
Копенгагена. В 1913 окончила деятельность танцовщицы, выступала в
дра-матич. т-ре Архус. Играла роль Хедвиг ("Дикая утка" Ибсена) и др.
Лит.: Классики хореографии, Л.-М., 1937, с. 214;
Kragh-JacobsonS.ogKroghT. (ed.),Den Kongelige Danske ballet, Kbh.,
1953; V e a l e T. G., The dancing prices of
Denmark,"Danceperspectives", N.-Y., 1961,.ј 11. Ham. P.
ПРАЙС, П p и c (Price), Джон (Ион) (р. 15.IX.1913)-дат. актёр,
режиссёр. В 1931 окончил школу при Королевском т-ре (Копенгаген) и был
принят в труппу этого т-ра. Многогранное характерное-дарование П.,
актёра большого интеллекта, виртуозно владеющего жестом, мимикой,
пластич. выразительностью, раскрылось в ролях: Ричард III; Жан де Франс
(о. п. Хольберга), Нонпарель, Мефистофель ("Рецензент и животное", "Душа
после смерти" Хейберга), Ранк ("Кукольный дом"), Сирано де Бержерак (о.
п. Роста-на), Баххаусен ("Конторский раб" Клаусена). В своей режиссуре
П. сочетает верность реалистич. традициям нац. т-ра с новаторскими
поисками совр. форм сценич. образности.
В числе лучших пост.: "Суетливый" (1944), "Маскарад" (1954), "Комната
роженицы" (1960) Хольберга, "Тартюф" (1948); "Ричард III" (1951),
"Гамлет" (1953) и "Как вам это понравится" (1960) Шекспира,"Алладин"
Эленшлегера (1959), "Пигмалион" Шоу (1953); "Мухи" Сартра (1946),
"Голубая пекинка" (1954) и "Андерсен, или Сказка его жизни" (1 955)
Абелля.
П. преподаёт в театр. школе, снимается в кино. Лит.: Engberg H.,
Dansk teater i halvtredserne, Kbh., 1958. Вл. М.
ПРАКРИТСКАЯ ДРАМА - драматургия в Индии, развивавшаяся на
среднеиндийских яз. (пракри-тах) с нач. 1-го тысячелетия н. э. до 18 в.
Проникновение пракритов в лит-ру в 5 в. до н. э. было связано с
возникновением оппозиционного брахманизму религиозно-этич. учения
джайнизма, привлёкшего симпатии социальных низов учением о духовном
равенстве людей независимо от сословно-кастовой принадлежности. В
противовес санскриту (яз. ортодоксальной учёности и придворного иск-ва),
джайнские проповедники обратились к нар.-разговорным языкам (магадхи,
шаурасени, махараштри и др.) - пракри-там. Др.-инд. руководства по
драматургии ["Натья-шастра Бхараты, 2-4 (?) в. н. э.] предписывали
употреблять пракриты вместо санскрита для воспроизведения речи
персонажей из низших сословий и каст, а также женщин и детей. Мн. П. д.
выражали гума-нистич. идеи их авторов, преодолевали
придворно-аристократич. ограниченность классич. т-ра. Для образов героев
П. д. характерны героич. пафос, несовместимый с религиозной покорностью,
высокая идея государственности, осуждение брахманства. Эпизодич. фигуры
ремесленников, торговцев, представителей низших каст обрисованы в ряде
пьес с большой любовью.
Начиная с 9 в. значение пракритов в драматургии возрастает,
появляются пьесы, целиком написанные на пракр*ите ("Карпура-Манджари"
Раджашекхары, 9 в.), создаётся новый жанр саттака (танц. пьеса). С 14 в.
П. д., не понятная по языку широким массам, отрывается от народа и
теряет свою идейно-художеств. ценность.
Лит.: Э p м а н В. Г., Теория драмы в древнеиндийской классической
литературе, в кн.: Драматургия и театр Индии, М., 1961; Серебряков И.
Д., Древнеиндийская литература. Краткий очерк, М., 1963; на яз. хинди -
Д ж а г-дишчандра Джайн,. Пракрит сахитья ка итихас, Варанаси,
[Бенарас], 1961. fi. P.
ПРАНГИШВЙЛИ (наст. фам. - Кандина-ш в и л и), Павел Яковлевич [р.
5(17).X.1897] - груз. сов. режиссёр и актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1941).
В 1911 поступил в Тифлисский народный т-р. В 1913 был принят в
Тифлисскую драм. труппу. В дальнейшем работал в Кутаиси, Гори. После
установления Сов. власти в Грузии (1921) - актёр и режиссёр т-ров в
Кутаиси, Поти и др. В 1929-39 и 1949- 1958 - худ. рук. Чиатурского т-ра.
В 1939-49 - Горийского т-ра. П. играл героико-драматич. роли. Его
сценич. образы отличались романтич. приподнятостью. Роли: Химшиашвили
("Родина" Эристави), Отелло, Карл Моор. Режиссёр реалистич. школы, П.
пост. спектакли: "Кваркваре Тутабери" и "Свадьба колхозника" Какабадзе,
"Ханума" Цагарели, "Потопленные камни" Мосашвили, "Bacca Железнова",
"Страх", "Разлом", "Платон Кречет"; "Царь Эдип" Софокла, "Укрощение
строптивой" и др. Опубликовал ряд статей о сов. театре.
Соч.: Как овладеть сценич. искусством. В помощь театр. коллективам,
Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); "Виденное и пережитое" (Воспоминания),
Тбилиси, 1963 (на груз. яз.).
Лит.: Кевлишвили Н., Павел Прангишвили, Тбилиси, 1956 (на груз. яз.).
Г. Б.
ПРАСАД, Джайшанкар (1889-1937) - инд. писатель, драматург. Писал на
хинди. Один из основоположников инд. историч. драмы. Вначале писал пьесы
на условно-мифологич. сюжеты, в дальнейшем - историч. пьесы, в к-рых
рассказывал о тяжких временах в жизни страны ("Скандагупта", 1928,
"Чандрагупта", 1929-30). Находясь под влиянием гандистских воззрений, П.
в то же время призывал к справедливому насилию. Первые пьесы П.
"Благородный человек" ("Садджан", 1910-11) и др. отмечены схематизмом.
П. придерживался канонич. норм санскритской драмы, от к-рых в дальнейшем
отошёл. В пьесах "Камна" (1923-24) и "Один глоток" (1929) П. обратился к
символизму. Драмы П. предназначались для чтения, т. к. профессионального
т-ра в Индии в то время не было. Драматургия П. призывала к единению
народа в борьбе с колониальным и социальным гнётом.
Лит.: Потабенко С. И., Драматургия хинди в борьбе за свободу и
независимость Индии, М., 1962; его же, Джайшанкар Прасад (1889-1937), в
кн.: Литературы Индии. М., 1958; Вишневская Н. А., Индийская одноактная
драма, М., 1964; на яз. хинди - Рамратан Бхат-н а г а р, Прасад-сахитья
аур самикша, Дели, 1958. ff. р
ПРАТИКАБЛЬ (франц. praticable) - 1) Конструктивная часть декорации,
состоящая из станков, сходов, лестниц и т. п., скрытых обычно от глаз
зрителей живописными элементами декораций. 2) Трёхмерная объёмная часть
декорац. установки, на к-рой актёры могут сидеть, стоять, ходить.
Одновременно П. составляет элемент общего декоративного устройства сцены
(напр., скала, камень, пень, бугор и т. п.). ПРЕВЙЛЬ (Preville) (имя и
наст. фам.- Пьер Луи Д ю б ю с; Dubus) (19.IX.1721- 18.XII.1799) -
франц. актёр. Сценич. деятельность начал в 1738 в бродячей труппе.
Руководил театр. труппами в Руане, Лионе. В 1753 был приглашён на амплуа
первого комика в т-р "Комеди Франсез" (Париж). Играл роли слуг в пьесах
Мольера (Маскариль - "Любовная досада", "Шалый", "Смешные жеманницы",
Сганарель - "Дон Жуан", Скапен - "Лекарь поневоле"), А. Р. Лесажа
(Криспен - "Криспен, соперник своего господина"), Ж. Ф. Реньяра
(Криспен- "Любовные безумства", "Единственны и наследник"), Ф. Данкура
(Криспен - "Модный кавалер", Фронтен - "Модные горожанки"), Ф. Детуша
(Криспен- "Дерзкий любопытный"), П. Мариво (Лю-бен - "Сюрприз любви") и
др. Исполняя эти роли, П. показывал ясный ум, энергию, жизненную хватку
своих героев. Среди лучших ролей также Пурсоньяк ("Господин де
Пурсоньяк" Мольера), Жур-ден; Тюркаре (о. п. Лесажа), Бридуазон
("Женитьба Фигаро"). Вершиной творчества П. был образ Фигаро
("Севильский цирюльник" Бомарше, 1775). П. трактовал Фигаро как человека
блистательного интеллекта, стремительной энергии, уверенного в своём
праве на счастье. Однако в созданном им образе не было сатирич. задора,
демократич. гнева. Актёр мольеровской традиции, мастер острой, броской
характеристики, П. обладал блестящей выдумкой, отточенным мастерством.
Сохраняя осн. принципы ра- ционалистич. метода игры, он расширял
жизненное содержание иск-ва, боролся за естественность против напевной
декламации. Современник Дидро, П. стремился уточнить "общественное
положение" персонажа, преодолеть абстрактность традиционных амплуа.
Близость к этич. учению просветителей проявилась в исполнении П. ролей в
мещанской драме (Антуан - "Философ, сам того не зная" Седена, Артлей -
"Евгения" Бомарше, Стоклей - "Беверлей" Сорена, и др.). В 1774 П.
возглавил вновь созданную королевскую школу декламации. В 1786 оставил
сцену.
Соч.: Memoires, [Р.], 1812; Memoires de Preville et de Dazincourt...,
P., 1822.
Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957; Ф и н к e л ь-штейн Е. Л., Превиль, сб.:
Записки о театре, Л.-М., 1958; Olivier . J. J, P. L. Dubus-Preville, Р.,
1913. E. Ф.
ПРЕВО (Prevost), Франсуаз (1680-1741) - франц. артистка балета. В
1704 дебютировала в Парижской Опере (балет "Атис") и стала одной из
первых танцовщиц Парижской Оперы. П. называли "величайшей танцовщицей
Франции". Танец П. был исполнен изящества и грации, она была одарённой
актрисой (первая выступала в пантомимич. балете на сюжет "Горациев"
Корнеля на муз. Муре, 1708). Творчество П. способствовало развитию
действенного драматич. танца. Начинания П. продолжили её ученицы М.
Салле и М. Ка-марго. В 1730 оставила сцену.
Лит : Н о в e p p Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с.
200, 305; N о verre J.-G., Lettres sur la danse, sur les ballets et les
arts. St.-Petersburg, 1803-1804 (v. Il, lettre Vili); M i с h a u t P.,
Histoire du ballet, Р., 1945, p. 27-28. Harn. P.
ПРЕГАУЗЕР, Прехаузер (Prehauser), Готфрид (1699-28. 1.1769) - австр.
актёр и драматург. С 1716 выступал в представлениях странствующей нем.
труппы, в 1720 начал играть роль Гансвурста. В 1725 И. Страницкий
пригласил П. в Вену в "Кернтнертор-театр". После смерти Страницкого
(1726) П. стал любимым актёром Вены. Он обладал ярким комич. дарованием,
талантом импровизатора. В иск-ве П. выразились нац. особенности австр.
нар. т-ра, Гансвурст в исполнении П. стал живым реальным простым
человеком. П.- автор многочисл. комедий: "Печальный поварёнок Гансвурст
и его друг в беде" (1729) и др. П. реформировал жанр "главных и
государственных действ", отделив комедию от трагедии.
Лит.: Muller I., Theatererinnerungen eines alten Burgschauspielers,
В., 1958. Л. Лоб.
"ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА" - специальное выражение, введённое K.C.
Станиславским в театр. педагогику, режиссуру и работу актёра. См.
Станиславского система.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, искусство представления (в актёрском