<< Пред.           стр. 611 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 творчестве),способность актёра демонстрировать на каждом спектакле
 готовый результат творчества. См. ст. -Искусство актёра Станиславского
 система.
  "ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА" ("La Belle Helene") - оперетта Ж. Оффенбаха, либр.
 А. Мельяка и Л. Галеви. Пост. 17 дек. 1864, т-р "Варьете", Париж (Елена
 - Шнейдер, Парис - Дюпюи, Менелай - Копп, Агамемнон - Кудер, Калхас -
 Гренье, Ахилл - Гюйон, Аякс 1-й - Гамбург гер, Аякс 2-й - Андоф, Орест -
 Силли, Бахиза - Рено, Леона - Габриель, Парфенис - Алис, Филоком -
 Видекс. Эвтиклит -Руайе). Ставилась на оперных сценах мн. т-ров мира.
  В России впервые шла на франц. яз. 9 апр. 1866, Михайловский т-р,
 Петербург. На рус. яз. пост. 18 окт. 1868, Александрийский т-р,
 Петербург (Елена - Лядова, Парис - Сазонов, Менелай - Марковецкий,
 Калхас - Озеров, Агамемнон - Васильев 1-й , Ахилл - Монахов, Аякс 1-й -
 Алексеев, Аякс 2-й - Стрекалов, Орест - Лелева). В 1913 пост. К.
 Марджановым в Свободном т-ре, Москва (оркестрована и дополнена Ю.
 Сахновским). В 1916 - в т-ре "Буфф", Петроград.
  На сов. сцене пост. 29 февр. 1924, Первый общедоступный т-р оперетты
 (дирижёр Березовский, пост. Радова, реж. Викторов, худ. Ковалёв). 1924,
 Новый т-р (филиал Большого т-ра) (текст Арго и Н. Адуева; реж. Сушкевич,
 дирижёр Голованов). 1927, Московский т-р оперетты (переработка текста В.
 Шершеневича, дирижёры Эккерт и Энгель, пост. Бебутова и Ярона, режиссёры
 Греков и Ярон, худ. Бебу-това; Менелай - Ярон, Елена - Светланова, Парис
 - Днепров, Калхас - Володин, Агамемнон - Елисаветский, Ахилл -
 Даминский, Аякс 1-й - Никитин, Аякс 2-й - Каминский, Орест - Новикова).
 1931, Ленингр. Малый оперный т-р (текст Н. Эрдмана и В. Масс, дирижёр
 Самосуд, пост. Петрова, худ. Акимов; Парис - Райков, Сальварсан -
 Балашов, Ахилл - Киселёв, Министр... ландии - Клочков-ский. Министр
 ...ании - Чесноков, Кардинал - Ростовцев, Фугас - Воронов, Арбалет -
 Хаханов, Елена - Корякина, Орест - Михайлов). 1937, Моск. муз. т-р им.
 В. И. Немировича-Данченко (текст В. Зака, стихи М. Улиц-кого, пост.
 Немировича-Данченко, режиссёры Камерниц-кий, Белякова, Петкер, худ.
 Вильяме, дирижёры Гитгарц, Байн, Эдельман, танцы пост. Бурмейстером и
 Лопуховым;
  Елена - Кемарская, Парис - Поляков, Менелай - Це-нин, Калхас -
 Канделаки, Агамемнон - Федосов, Орест - Големба). ,р
  И з д а н и я.-"П. Е. " - клавир. Р., Е. Gerard et С , [s. d.]; рус.
 перевод В. А. Крылова, СПБ, Бессель, [б. г.]. Н.Гр.
  ПРЕМЧАНД (псевдоним; наст. имя - Д х а н-патрай Шривастав;
 31.VII.1880-8.IX. 1936) - инд. писатель. Писал на яз. хинди и урду.
 П.один из родоначальников критич. реализма в лит-ре хинди и урду. Пьеса
 П. "Карбала" (1924) рассказывает о прошлом ислама. "Борьба" (ок. 1922) -
 первое на хинди и в лит-ре всей Индии драматич. произведение о жизни
 деревни. П. реалистически показывает социальный конфликт между помещиком
 и крестьянами. Однако в драме сказалось влияние ган-дистских воззрений.
 Рост нац.-освободит, и революц. движения определил обращение П. к новой
 тематике. Пьеса "Алтарь любви" (1933) направлена против феод.
 пережитков, сковывавших духовную жизнь людей, против запрещения браков
 между людьми, исповедующими разл. религии. Драмы П. несценичны, они не
 предназначались для пост. на сцене. П. принадлежат также переводы пьес
 Б. Шоу и Дж. Голсуорси.
  Лит.: Бескровный В. М-, "Борьба" - социальная драма Прем Чанда,
 "Известия АН СССР", Отделение лит-ры и языка, 1947, т. VI, вып. 3;
 Потабенко С. И., Драматургия хинди в борьбе за свободу и независимость
 Индии, М., 1962; Премчанд. Биобиблиографич. указатель, М., 1962. И. Р.
  ПРЕМЬЕР, премьерша (от франц. premier - первый),- актёр (актриса),
 занимающий первое или одно из первых мест в труппе по положению и
 характеру исполняемых ролей. Т. н. "премьерство" было частым явлением в
 бурж. т-ре 19 - нач. 20 вв. и во мн. случаях мешало выдвижению молодых
 талантливых актёров, принижало значение актёров, игравших прочие (не
 главные) роли в спектаклях. За рубежом и теперь актёрские коллективы
 обычно группируются вокруг П.
  ПРЕМЬЕРА (франц. premiere - первая) - первое публичное платное
 представление нового или возобновлённого спектакля, эстрадной, цирковой
 программы. В наст. время под словом П. часто подразумевается
 репертуарная новинка т-ра.
  ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, Мария Николаевна (1878- 12.III.1953) - рус. сов.
 актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1939), засл. арт. РСФСР (1942). Окончила
 драматич. студию в Петербурге и с 1903 работала в т-рах Тулы, Иванова,
 Вятки, Рязани, Баку, Саратова, Воронежа. В 1936-53-актриса Казанского
 рус. т-ра.
  Роли: Гурмыжская; Глафира Фирсовна ("Последняя жертва ");княгиня
 Гладкая ("Анна Ка ренина "),Пестова ("Дворянское гнездо" по Тургеневу),
 Волохова ("Царь Федор Иоан-нович" А. К. Толстого), Васса Железнова;
 Мария Львовна ("Профессор Полежаев" Рахманова), Старицкая ("Иван
 Грозный" А. Н. Толстого), Марфа Петровна ("Русские люди"); мадам Ксидиас
 ("Интервенция" Славина); Макарова ("Простая девушка" Шкваркина), Марья
 ("Любовь Яровая"), Евдокия Степановна ("Костёр" Маляревского),
 Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше").
  Лит.: Ларионов А., Народная артистка, "Красная Татария", 1942, 1 мая,
 ј 103 (Казань). А. Ив,
  ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, Ольга Иосифовна [9(21).L 1870-27.XII.1962] - рус.
 сов. артистка балета, педагог. В 1889 окончила Петерб. балетное уч-ще и
 в том же году была принята в кордебалет Петерб. балетной труппы. В 1896
 успешно дебютировала в партии Гименея ("Апис и Галатея" Кадлеца).
 Исполнение партии Изоры ("Синяя борода" Шенка) утвердило её как первую
 танцовщицу труппы. Танец П. отличался лёгкостью и одухотворённостью, она
 свободно преодолевала технич. трудности. Выступая в традиционном
 классич. репертуаре, П. находила для каждой партии новое толкование.
  Лучшие партии: Сванильда ("Коппелия"), Лиза ("Тщетная
 предосторожность"), Аврора; Пахита (о. п. Дельдевеза), Раймонда.
  В 1902 успешно выступала в т-ре "Ла Скала". П. была одной из первых
 рус. танцовщиц, организовывавших групповые гастроли рус. балерин за
 границей (Италия, Франция, Англия). В 1917-21 вела педаго-гич.
 деятельность, была крупным педагогом. В 1921 эмигрировала за границу.
  Лит ..-Светлов В., О. Преображенская, СПБ, 1902; Плещеев А., Наш
 балет (1673- 1896), 2 изд., СПБ, 1899. Юр.Б.
  ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ,
  Софья Петровна [р.14(7). IX. 1904]-русская сов. певица (драматич.
 меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1955). В 1928 окончила Ленингр.
 консерваторию, где занималась у Н. Н. Зайцевой и у И. В. Ершова. С 1928
 - солистка ГА-ТОБ (с 1935-Т-р оперы и балета им. С. М. Кирова). Обладает
 голосом большого диапазона, замечательным по красоте тембра, силе,
 разнообразию красок, одинаково ровно звучащим во всех регистрах.
 Исполнению П. присущи одухотворённость, глубокая эмоциональность,
 героич. характер звучания, выразительность дикции. Гл. партии: Марфа
 ("Хованщина"), .Марина Мнишек, Шинкарка ("Борис Годунов"), Княгиня
 ("Чародейка" Чайковского), Азучена ("Трубадур"), Амне-рис; Фрикка
 ("Золото Рейна" Вагнера) и др. За исполнение партий Иоанны Д'Арк
 ("Орлеанская дева" Чай-KOBtKoro) и Ефросиньи ("Семья Тараса"
 Кабалевского) удостоена в 1946 и 1951 Гос. пр. СССР. П. выступает также
 как концертная певица. Во время блокады Ленинграда (1941-44) П.вела
 большую шефскую работу в частях Сов. Армии и Флота. В 1949-53-профессор
 Ленингр. консерватории.
  Лит.: Ольховский Е.Г.,С.П. Преображенская, Л., 1950; "Сов. музыка",
 1965, ј 4, с. 63-67.
  ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, Александр Васильевич [23.VIII(4.IX).1890-4.VIII.1963]
 -рус. сов. хоровой дирижёр. Нар. арт. Казах. ССР (1938). В 1910 окончил
 Моск. синодальное уч-ще, в 1914 - Моск. консерваторию (по классу проф.
 У. Мазетти). Пел в опере. С 1919 стал хоровым дирижёром. В
 1932-36хормейстер Большого т-ра. В 1936-39 - хормейстер Т-ра оперы и
 балета им. Абая (Алма-Ата), с 1939 - Свердловского т-ра оперы и балета.
 Здесь участвовал в пост.: "Иван Сусанин" (1939); "Опричник" Чайковского
 (1940), "Гроза" Трамбицкого (1943), "Емельян Пугачёв" Коваля (1943),
 "Отелло" Верди (1945; Гос. пр. СССР, 1946) и др. Вёл педагогич. работу,
 был проф. Свердловской (с 1942) и Моск. консерваторий.
  ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, Николай Алексеевич [25.Х
 (6.XI).1854-31.V(13.VI).1910]-pyc. артист оперы (тенор). Учился в
 Петерб. консерватории у Дж. Кор-си, закончил вок. образование в Болонье
 у А. Бузи. Одновременно с занятиями в консерватории пел в хоре
 Мариинского т-ра. В 1886- 88 выступал в оперных т-рах Болоньи, Милана,
 Флоренции, Триеста, Мадрида под фам. Карбони. Весной 1888 был приглашён
 в Большой т-р и после успешных дебютов - в партиях Фауста (о. п. Гуно) и
 Собинина ("Иван Сусанин")- зачислен в труппу. П. был любимцем учащейся
 молодёжи Москвы. Обладал красивым голосом прозрачного металлич. тембра,
 был выдающимся мастером бель канто. В 1893 покинул Большой т-р, пел в
 Киеве, Казани и др. городах. Последние годы жил в Риге, давал уроки
 пения.
  Партии: Манрико, Ричард, Отелло ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Отелло"
 Верди), Васко да Гама, Рауль, Роберт ("Африканка", "Гугеноты",
 "Роберт-дьявол" Мейербера), Лоэнгрин и др.
  Лит.: Ш к а ф е р В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Л., 1936;
 С а лин а Н. В., Жизнь и сцена, Л.-М., 1941.
  ПРЕСТОН (Preston), Томас (1539-89) - англ. драматург. В 1557 окончил
 Кембриджский ун-т, был преподавателем, позднее вице-канцлером ун-та. В
 1564 выступил перед королевой в любит, спектакле "Дидона". П.
 приписывается авторство популярной драмы "Камбиз" (1569), одной из
 ранних англ. трагедий, рассказывающей о злодеяниях персидского царя
 Камбиза и комич. похождениях шута Амбидекстера. Пьеса примитивна по
 форме и написана напыщенным слогом. Сочетание кровавых ужасов и яркой
 буффонады принесли "Камбизу" успех у широкого зрителя. Трагедия П.
 ставилась и в шекспировское время, хотя считалась в среде драматургов
 образцом нелепости. Строки из "Камбиза" пародийно цитирует Фальстаф в
 "Генрихе IV" Шекспира.
  Лит.: Стороженко Н., Предшественники Шекспира, СПБ, 1872; Chambers E.
 К., The Elizabethan stage, v. 2, Cambr., 1923. Л. Б.
  ПРЕТЕКСТА, претекстата (praetexta, praetextata, от praetexo -
 окаймляю),-др.-рим. лит. жанр, трагедия на сюжет из др.-рим. истории с
 применением приёмов др.-греч. драматургии. Термин "П." происходит от
 назв. одежды римских магистратов - тоги с пурпурной каймой, к-рую носили
 п гл. действующие лица П. Создатель жанра П.- поэт и драматург 3 в. до
 н. э. Невий. Сохранились отрывки его П. "Ромул" (об основателе Рима) и
 "Кластидий" (о победе римлян над галлами в 3 в. до н. э.); фрагменты и
 заглавия П. поэтов: Акция - "Деций" (о самнитских войнах) и "Брут" (об
 изгнании из Рима последнего царя Тарквиния Гордого), Пакувия-"Павел" (о
 разгроме римлянами македонских войск при г. Пидне), Энная - "Амбракия"
 (о завоевании Греции). Единственная сохранившаяся П. "Октавия" (о
 тирании Нерона) приписывается Сенеке. Лит.: Варнеке Б. В., История
 античного театра, М., 1940; История римской литературы, под ред. С. И.
 Соболевского [и др.], т. 1-2, M., 1959-62. Лид. Ф.
  ПРЕЦИбЗНЫЙ СТИЛЬ (от франц. precieux - драгоценный, изысканный)стиль
 лит. произв., получивший широкое распространение во Франции в 1-й пол.
 17 в. Возник в кругах франц. феодальной знати,. группировавшейся вокруг
 аристократия, салонов (отель Рамбуйе и др.). П. с. проявился в
 условности тематики, в стремлении к галантно-авантюрным сюжетам,
 изысканности языка, утончённости поэтич. образа и т. д. Повлияв гл. обр.
 на поэзию, П. с. проник также и в драматургию (А. Арди, Ф. Буаробер,. Ж.
 де Скюдери и др.). Передовые писатели, драматурги 17 в. высмеивали П. с.
 в своих произв. ("Смешные жеманницы" Мольера и др.). A. M их.
  ПРЙБИК, Иосиф (Иозеф) Вячеславович (Вацлаво-вич)
 (11.III.1855-19.X.1937) - сов. дирижёр, композитор, педагог. Нар. арт.
 УССР (1931). По нац. чех. В 1872 окончил органную школу в Праге. С 1879
 жил в России, был дирижёром в Смоленске, Харькове, Киеве, Тифлисе. В
 1889-93 - капельмейстер Рус. оперного товарищества под упр. И. П.
 Прянишникова (Киев, Москва). С 1894 в течение 40 лет был дирижёром
 (1920-26 - гл. дирижёр, с 1926 - почётный дирижёр) Одесского т-ра оперы
 и балета, высоко поднял муз. культуру спектаклей, неустанно
 пропагандировал рус. классику. С именем П. связаны первые (после
 Мариинского т-ра) пост. "Пиковой дамы" (1890) и "Князя Игоря" (1891).
 Дирижировал первой пост. оперы "Руфь" Ипполитова-Иванова (1887, Тифлис).
  Пост.: "Евгений Онегин" (1884, Киев); "Вражья сила" Серова, "Руслан и
 Людмила" (обе 1889); "Каменный гость" Даргомыжского, "Джоконда"
 Понкьелли, "Миньон" Тома (все 1890), "Майская ночь" (1892, Шелапутинский
 т-р, 1-я пост. в Москве), "Паяцы" (1893, там же, впервые на рус. яз.) и
 др.
  П.- автор одноактных опер по рассказам А. П. Чехова: "Забыл!" (1921,
 Одесса), "Радость" (1922, там же) и др. Написал неск. муз.-теоретич.
 работ, мемуары. Вёл педагогич. работу в Одесской консерватории (с 1919 -
 профессор).
  Лит.: Воспоминания о Чайковском, М., 1962, с. 117, 183; Римски й-К
 орсаков Н., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955, с. 186; Михаиле
 в-С т о я н К., Исповедь тенора, т. 2, М., 1896, с. 59; Полферов Я., И.
 В. Прибик, "Сов. музыка", 1935, [ј} 2. А. Ив.
  "ПРИВАЛ КОМЕДИАНТОВ" ("Звездочёт")- литературно-артистич. кабаре в
 Петрограде (1915-1918), осн. Б. К. Прониным. Руководители-В. Э.
 Мейерхольд ("Доктор Дапертутто") и Н. В. Петров (он же конферансье -
 "Коля Петер"), позднее Петров и И. Н. Евреинов. Помимо пародийных
 номеров, в "П. к." ставились представления, близкие нар. балаганным
 зрелищам, спектаклям парижских уличных т-ров, и др.
  Пост.: арабская сказка "Зеркало див" Кузмина, пантомима "Шарф
 Коломбины" Шницлера, пародия на спектакль Александрийского т-ра
 "Невеста" Чулкова, "Весёлая смерть" Евреинова и др.
  Лит.: А л п е р с Б., Театр социальной маски, М., 1931, с. 129;
 "Аполлон", 1916, ј 8, с. 58; В о л к о в Н. Д., Мейерхольд, т. 1-2,
 М.-Л., 1929. А. Шн.
  "ПРИВИДЕНИЯ" ("Gengangere") - драма в з д. Г. Ибсена. Соч. 1881.
 Пост. труппой И. Весселя в 1882 в Чикаго; швед. труппой под рук.
 Линдгрена (играл роль Освальда) в 1883 в Гельсингфорсе. Пьеса была
 запрещена до 1886. Затем "П." пост.: Мейнингенский т-р (1886); в Берлине
 - "Резиденп-театр" (1887, Мандерс - Райхер), "Фрейс-бюне" (1889, Регина
 - Зорма), Нем. т-р (1906, реж. и исполнитель роли Энгстранда -
 Рейнхардт, Освальд - Моисеи, фру Альвинг - Зорма), "Каммершпиле" (1906);
 в др. т-рах- Свободный т-р, Париж (1890, Освальд - Антуан), Нар. т-р,
 Вена (1890); т-р "Мандзони", Милан (1892, Освальд - Э. Цаккони);
 "Бургтеатр", Вена (1900, Освальд - Кайнц);
  Королевский т-р, Копенгаген (1903); нем. труппа Бока в Петербурге
 (1906); т-р "Костанци", Рим (1922); комедия Елисей-ских полей, Париж
 (1922, Освальд - Ж. Питоев); в НьюЙорке - "Сенчури т-р" (1923, фру
 Альвинг - Дузе), "Эме-рикэн репертори т-р" (1958); Веймарский т-р (1962)
 и мн. др.
  В России "П." ставили в Петербурге: Т-р Неметти (Освальд - Орленев),
 Т-р В. Ф. Комиссаржевской (Освальд - П. Самойлов) (оба в 1904); МХТ
 (1905, режиссёры Станиславский и Немирович-Данченко, худ. Симов; Освальд
 - Москвин, фру Альвинг - Савицкая, Мандерс - Качалов, Энгст-ранд -
 Вишневский, Регина - Книппер), Александрин-ский т-р (1907, реж. Санин,
 худ. Головин; Освальд - Ходо-тов, фру Альвинг - Савина), киевский Т-р
 Соловцова (1907, реж. Марджанов; Освальд-Горелов), Моск. Малый т-р
 (1909, реж. Платон; Освальд -Остужев, фру Альвинг- Ермолова). В России
 пьеса получила большое распространение на провинц. сцене, гл. обр.
 благодаря П. Н. Орленеву, а также П. В. Самойлову - известным
 исполнителям роли Освальда. Начиная с 1904 "П." несколько раз ставил
 Общедоступный (позднее - Передвижной Художественный) т-р под рук. Н. Ф.
 Скарской и П. П. Гайдебурова (фру Альвинг - Скарская,
 Освальд-Гайдебуров).
  Из пост. "П." на сов. сцене: Сретенский т-р, Москва (1919), Самарский
 т-р (1923, 1934), ленингр. "Молодой т-р" (1933, реж. Радлов), Ивановский
 т-р (1940), Т-р им. Якуба Коласа (1941, Освальд - Молчанов), Воронежский
 т-р (1954, Освальд - Вишняков, фру Альвинг - Супротивная, Мандерс -
 Поляков), Харьковский Т-р им. Шевченко, Моск. драм. т-р (оба в 1956),
 Малый т-р (1957, Освальд - Матвеев, фру Альвинг - Гоголева), Ярославский
 т-р им. Волкова (оба в 1960), Т-р драмы, Лит. ССР (1961, реж.
 Рудзинскас;
  Освальд - Кураускас) и мн. др.
  Издания.-Ибсен Г., Полн. собр. соч., пер. ; датск., т. 5, M., 1903;
 Собр. соч., в 4 тт., т. 3, M., 1957. А. Шн,
  ПРИГОРОДНЫЙ ТЕАТР - общее назв. летних театров в пригородных местн
 остях. Существовали гл. обр. под Москвой и Петербургом в конце 19 - нач.
 20 вв. См. Дачный театр.
  ПРИЕДЕ, Гунар Рейнхольдович (р. 17.III.1928) -латышский сов.
 драматург. В 1953 окончил архитектурный ф-т Латв. ун-та. Автор пьес,
 поев. современности. Герои П.- гл. обр. молодые люди, делающие первые
 шаги в самостоятельной жизни. Написал пьесы: "Лето младшего брата"
 (1955), "Хотя и осень" (1956), "Девушка Нормунда" (1958), "Положительный
 образ" (1959), "Первый бал Вики" (1960), "Троянский конь" (1961),
 "Сыновья возвращаются домой" (1962), "Мик и Дзилна" (1963, Т-р драмы
 Латв. ССР). Любимый жанр П.- лирич. драма. Характерные мотивы его
 драматургии - активное участие положит. героев в борьбе против
 отрицательных явлений жизни ("Лето младшего брата", "Троянский конь").
 П. протестует против оторванности от жизни, ставит вопросы воспитания
 молодёжи ("Положительный образ", "Первый бал Вики"), утверждает
 необходимость верить человеку, к-рый хочет исправить свои ошибки, начать
 новую жизнь ("Хотя и осень", "Сыновья возвращаются домой"). Почти все
 пьесы П. пост. в Художеств. т-ре им. Райниса в Риге. Они ставились также
 в т-рах Эстонии, Литвы и в моск. т-рах.
  Соч.: Пьесы, пер. с латыш., М., 1963. Лит.: Latviesu literaturas
 vesture, sej. VI, Riga, 1962, с. 981-990. A. B.
  ПРИМАДОННА (итал. prima donna, букв.- первая дама) (устар.) - певица,
 исполняющая первые роли в опере или оперетте.
  ПРЙМОВ, Курбан Бахшали оглы (р. 1880) - азерб. сов. музыкант,
 исполнитель на нац. инструменте тар. Нар. арт. Аз. ССР (1931). Начал
 исполнительскую деятельность в конце 19 в.; успешно выступал совм. с
 нар. певцом Дж. Карягды и м-узыкан-том-кеманчистом С. Оганезашвили в
 Баку, сопровождал игрой на таре драм. спектакли, был первым
 руководителем вост. оркестра, участвовавшего в премьере первой нац. муз.
 драмы "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова (1908). Является неизменным
 аккомпаниатором во всех пост. азерб. мугамных опер. Большой знаток
 азерб. нар. инструмент, музыки, П. оказал помощь P.M. Глиэру в его
 работе над оперой "Шах Сенем" (соч. 1925-26). Выступает с концертами на
 эстраде и по радио.
  Лит.: А б а с о в а Э., Курбан Примов, М., 1963. И.Кер,
  ПРИС - см. Прайс.
  ПРИСТЛИ (Priestley), Джон Бойнтон (р. 13.IX. 1894) - англ. драматург
 и писатель. Сын провинциального учителя. Окончив школу, был мелким
 служащим, учился в Кембриджском ун-те, затем работал журналистом.
 Инсценировка первого романа П. "Добрые товарищи", сделанная в 1931 совм.
 с Э. Кноблоком, положила начало драматургич. деятельности П. Первая его
 пьеса "Опасный поворот" (1932) выдвинула автора в число ведущих англ.
 драматургов. Острое восприятие драматизма совр. жизни определяет в
 творчестве П. стремление разрешить большие социальные и нравственные
 проблемы современности. П. обличает пороки англ. бурж. общества,
 лицемерие господствующего класса и лживость его морали ("Опасный

<< Пред.           стр. 611 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу