<< Пред. стр. 612 (из 913) След. >>
поворот", "Инспектор пришёл", 1947), осуждает стяжательство("Сокровище", 1953), показывает недовольство обездоленных, их ненависть
к богатой верхушке общества ("Люди в море", 1937). Но П. призывает к
проведению постепенных реформ, считая, что они должны привести к
установлению более справедливых форм общественной жизни ("Они подошли к
городу", 1944). Вместе с тем в образе героя пьесы "Семейство Линден"
(1947) П. с сочувствием показывает человека, не идущего на компромиссы с
реакционными тенденциями совр. капиталистич. Англии.
По драматургич. методу пьесы П. распадаются на две группы. В
традиционной реалистич. манере написаны: "Корнелиус" (1935), "Когда мы
женаты" (1938), "Семейство Линден" и др. Сюда же относятся пьесы
"Ракитовая роща" (1934) и "Райский уголок" (1934), проникнутые глубоким
лиризмом и носящие следы влияния драматургии Чехова. Пьеса "Странное
происшествие, случившееся с мистером Кеттлом и миссис Мун" (1955) носит
фарсово-комедийный характер. Другую группу составляют пьесы, в к-рых
смело применяются театр. условности, в первую очередь - смещение во
времени. Этот приём встречается уже в "Опасном повороте", где в действие
включаются эпизоды, возвращающие персонажи к прошлому. "Время и семья
Конвэй" (1937) также имеет ретроспективное развитие сюжета. В пьесе
"Джонсон над Иорданью" (1939) этот приём доведён до крайности: герой
умер, и уже после его смерти происходит как бы переоценка всей его
жизни. В "Музыке ночью" (1947) удачное применение условных приёмов
позволяет П. создать ряд острых психологич. ситуаций. Персонажи пьесы
слушают концерт, и в то время, как играет музыка, они, предаваясь
размышлениям, в больших монологах раскрывают свои мысли и чувства,
отношение к присутствующим здесь лицам, с к-рыми связаны их судьбы. Эта
драматургич. условность, как и появление таинств, потустороннего
персонажа - инспектора полиции в пьесе "Инспектор пришёл", служит П. для
постановки острых нравств. вопросов, и утверждения ответственности
каждого человека за свои поступки.
Пьесы П. ставятся в т-рах Сов. Союза: "Опасный поворот" (1939 -
Ленинград, Казань, Днепропетровск и др.; 1940 - Ашхабад, Ереван,
Куйбышев, Тбилиси, Петрозаводск, Харьков и др.; 1957 - Москва); "Он
пришёл" ("Инспектор пришёл") (1945 - Ленинград, Москва, Киев, Баку,
Саратов, Пермь и др.). Соч.: The plays, v. 1-3, L., 1948-50. Лит.:
История английской литературы, т. 3, М., 1958, с. 412-14, 709-10;
Современный английский театр. Сб., сост. Ф. Крымко, М., 1963; В г о w n
I., J. В. Priestley, L. 1957. A. A. ПРИСЯЖНЮК, Андрей Александрович fp.
5(18). VII.1912] - рус. сов. актёр. Нар. арт. РСФСР (1964). Чл.
Коммунистич. партии с 1945. Сценич. деятельность начал во
Владивостокском ТРАМе (1930-32). Работал в Благовещенске, Спасске
(1932-37), Уссурийске (1937-38). С 1938 - арт. Владивостокского т-ра.
П.- комедийный актёр, обладает пластичностью, музыкальностью, мягким
юмором, обаянием.
Лучшие роли: Счастливцев; Робинзон ("Бесприданница"), Васька Окорок
("Бронепоезд 14-69"), Крым ("Калиновая роща" Корнейчука), Кисель ("Много
шума из ничего"), Часовщик ("Кремлёвские куранты"), дед Слива
("Стряпуха", "Стряпуха замужем" Софронова), Шельменко
("Шельмен-ко-денщик" Квитки-Основьяненко), Перфишка ("Трое" по
Горькому), Ефимов ("Фальшивая монета" Горького), Гулам ("Глубокая
разведка" Крона), Пикалов ("Любовь Яровая"), Бельтран ("Мадридская
сталь" Лопе де Вега).
Лит.: "Театральная жизнь", 1960, ј12, с. 23. А. Лоб.
ПРИТХВИРАДЖ КАПУР - см. Капур Лритхви1јЙТЧАРД (Pritchard), Ханна
(1711-1768) -англ. актриса. Работала в т-ре "Хеймаркет), позже- в т-ре
"Друри-Лейн". П. принадлежала к старой напыщенно-декламационной школе.
Д. Гаррик высмеивал её "горестный рёв" при исполнении Волумнии
("Кориолан" Шекспира). Однако в роли леди Макбет П. потрясала публику
силой и естественностью страсти. Когда актриса в 1768 оставила сцену,
тот же Гаррик, её постоянный партнёр, игравший Макбета, больше не
возвращался к этому спектаклю. С успехом исполняла роль королевы
Гертруды ("Гамлет") и королевы Катерины ("Генрих VIII" Шекспира). П.
много играла в комедии, где её исполнение обретало простоту и лёгкость
(Розалинда - "Как вам это понравится", Миллимент - "Светские обычаи"
Конгрива). Её лучшей комедийной ролью считалась Беатриче ("Много шума из
ничего"), где она, по словам X. Уолпола, играла лучше Гаррика -
Бенедикта.
Лит.: D a v i е s Т., Dramatic miscellanies, v. 1-3, L., 1783-84; Do
ran J., Their Majesties'servants..., 2 ed., L.,1865. А.ВВ.Ю.
ПРОВО (Provost), Жан Батист Франсуа (29.1. 1798-24.XII.1865) - франц.
актёр, театр. педагог. Окончив класс драм. иск-ва парижской
Консерватории (1818), был принят в т-р "Одеон", где с успехом играл
комедийные роли. С 1829, перейдя в т-р "Порт-Сен-Мартен", выступал в
мелодрамах и романтич. драмах- "Нельская башня", "Катерина Говард"
Дюма-отца, "Марион Делорм", "Лукреция Борджа" Гюго и др. В 1835 П.
дебютировал в т-ре "Комеди Франсез" (роль Оргона), а в 1839 стал
"сосьетером" этого т-ра. Прославился исполнением характерных ролей -
Арнольфа ("Урок жёнам" Мольера) и др. По словам А. Антуана, игра П.
отличалась "немного холодной и академической виртуозностью". С 1836 был
руководителем драм. класса Консерватории. Среди учеников-Э. Ф. Ж. Го,
Сара Бернар, П. Ф. Бовале и др.
Лит.: Bouffe [H.-M.-D.], Mes souvenirs. 1800- 1880, P., 1880; Р о г е
1 P. et M о n v a 1 G., L'Odeon, histoire... du second Theatre francais,
t. 2, P., 1882; L a f e r-r i e r e A., Souvenirs d'un jeune premier,
P., 1884; D e 1 a-u n a y [L.-A.], Souvenirs..., P., 1901; H e y 1 1 i
G. d'. Journal intime de la Comedie francaise (1852-1871), P., 1879.
A. Мое.
ПРОГОН (прогонная репетиция)- проверочный просмотр спектакля (или
отдельной сцены, акта). Обычно предшествует генеральной репетиции. Во
время П. спектакль (сцена, акт) идёт в декорациях, при соответствующем
освещении, актёры играют в костюмах и гримах. Практикуются также
актёрские П. (только с исполнителями), монтировочные (см. Монтировочная
репетиция). А. Шн.
ПРОГРАММЫ ТЕАТРАЛЬНЫЕ - i) Содержание концерта, эстрадного
представления, циркового зрелища. 2) Печатный указатель по спектаклю,
концерту, эстрадному или цирковому представлению. В программе содержится
указание названия пьесы, номера и автора, перечень действующих лиц и их
исполнителей, постановщика, художника и пр. В программе-либретто, помимо
указанных сведений, излагается краткое содержание спектакля, номера. П.
т. часто издавались как приложение к период ич. изданию (журналу,
газете): "Репертуар СПБ и московских русских т-ров (приложение-вкладка к
ж. ,, Репертуар русского т-ра")", СПБ, 1839-1841; "Текущий репертуар
русской сцены" (приложение к ж. "Пантеон русского и всех европейских
театров"), СПБ, 1840-41; "Театральные афиши и антракт", М., 1864-65;
"Суфлер", "Театральный мирок", "Театральные известия", "Новости сезона",
М., 18Э6- 1918; "Театральный курьер", М., 1903-06; "Обозрение театров",
СПБ, 1906-18, "Журнал театра Литературно-художественного общества". П.,
1907-10; "Театр", 1907-19; "Киевский театральный курьер", 1908-16, и мн.
др. Среди сов. изданий этого типа: "Записки Передвижного общедоступного
театра", "Репертуар государственных петроградских театров"
(приложение-вкладка к "Бирючу петроградских государственных театров").
Л., 1918-19; "Программы московских театров" (приложение-вкладка к ж.
"Вестник театров"), М., 1919-20; "Культура т-ра", "Эрмитаж"
(программа-журнал), 1922; "Зрелища", "Силуэты", "Новый зритель",
"Рабочий зритель", М., 1923-25; "Программы ленинградских театров" (назв.
менялись). Л., 1924-29; 1930-36; "Искусство трудящимся", "Рабочий и
театр"; "Программы государственных академических театров", М., 1925-27;
"Современный театр", М., 1927-29; "Кому-куда", М., 1927-33, "Театральная
декада", Киев, 1936-40; "Декада московских зрелищ", М., 1938-40;
"Театральный Ленинград" с 1957; "Театральная Москва" с 1959; аналогич.
издания выходят и в Тбилиси, Риге и др. А. Шн.
"ПРОДАННАЯ НЕВЕСТА" ("Prod ana nevesta")- опера Б. Сметаны, либр. К.
Сабины. Пост. 30 мая 1866, Временный т-р, Прага (дирижёр Сметана, реж.
Колар, худ. Макурка; Марженка - Эренбергова, Еник - Поляк, Кецал -
Гинек, Крушина - Палечек, Вашек - Кисела, Людмила - Прохазкова, Миха -
Шебеста, Гата - Писар-жовицова, Хозяин балагана - Мошна, Эсмеральда -
Леде-рерова. Индеец - Кржтин). Опера пост. во мн. городах мира. Во 2-й
ред. опера не ставилась.
В 3-й ред. пост. 30 дек. 1870, Мариинский т-р (пер. П. Калашникова,
дирижёр Направник; Марженка - Плато-нова, Еник - Комиссаржевский, Кецал
- Палечек, Вашек - Булахов).
На сов. сцене пост. 25 мая 1937, Ленингр. Малый оперный т-р (либр. в
пер. Ф. Кубка и переработке А. Н. Толстого и Вс. Рождественского,
дирижёр Штидои, реж. Румянцев, худ. Басов, балетм. Анисимова; Крушина -
Козбанов, Марженка - Кристи, Текла - Адрианова, Миха - Аббаку-мов,
Урсула - Комиссарова, Еник - Гефт, Вашек - Чес-ноков, Кецал - Райков,
директор цирка - Эдуардов, Эсмеральда - Шестакова, Индеец - Лисициан),
1946, там же (дирижёр Рабинович, пост. Горяинова, худ. Шорр, балетм.
Анисимова). 1948, Большой т-р (рус. текст С. Михалкова, дирижёр
Кондрашин, реж. Покровский, худ. Дмитриев, хормейстеры Рыбнов и Шумский,
балетм. Вайнонен;
Марженка - Л. Масленникова, Еник - Нэлепп, Вашек - Орфёнов, Кецал -
Щегольков, Миха - Соловьёв, Гата - Вербицкая, Эсмеральда - Фирсова).
Пост. в др. городах Сов. Союза: Саратов (1949), Минск (1949), Таллин,
Киев, Рига (1950), Вильнюс (1950, 1955), Горький (1953), Фрунзе (1955),
Львов (1955). В 1955 исполнялась в Москве пражским Нац. т-ром.
И з д а н и я.-"П. н."-партитура, [t.]l-3, Praha, Statni
Nakladatelstvi, 1932-1936 и 1953; клавир, Praha, "Orbis", 1951, клавир,
рус. текст С. Михалкова, под общ. ред. К. Кондрашина, М., Музгиз, 1949.
Н. Г р.
"ПРОДЕЛКИ СКАПЕНА" ("Плутни С к а пен a", "Les Fourberies de Scapin")
- комедия в з д. Ж. Б. Мольера. Соч. 1670. Пост. 24 мая 1671 в т-ре
"Пале-Рояль", Париж (Октав - Барон, Леандр - Лагранж, Зер-бинетта -
Боваль, Скапен - Мольер). В 20 в. "П. С." пост. т-ры: "Комеди Франсез"
(1922; 1957, реж., худ. и исполнитель роли Скалена - Р. Гирш, 1959,
1961), т-р "Квирино". Рим (1927), т-р "Ателье", Париж (1940, реж. и худ.
Барсак), труппа М. Рено - Ж. Л. Барро (1949, реж. Жуве; Скапен- Барро),
Нов. т-р, Милан (1951), Т-р королевы Марии II, Лисабон (1956),
марокканский Нар. т-р (1956, араб. вариант "П. С." под назв. "Плутни
Йохаси").
Первые пост. "П. С." в России: 25 сент. 1757 в Головкин-ском доме под
назв. "Скапиновы обманы", Петербург. 4 июня 1760 - в Москве. Из
последующих постановок: Малый т-р (1866, Жеронт - П. Садовский, Скапен -
Шумский, Сильвестр - Дмитревский), Александрийский т-р (1868;
1914, Аргант - Лерский, Жеронт - К. Яковлев, Скапен -
Горин-Горяинов), Т-р Корша (1911, Жеронт - Борисов, Скапен - Кригер) и
др. т-ры.
На сов. сцене"П. Составили св. 50 т-ров, среди них т-ры для детей:
ЛенТЮЗ (1924, реж. Брянцев, Октав - Макарь-ев, Леандр - Зон, Скапен -
Гаккель), Калининский и Петрозаводский ТЮЗы (1935), Третий моск. т-р для
детей (1937), Архангельский, Волгоградский, Иркутский, Ростовский ТЮЗы
(1940), Минский и Саратовский ТЮЗы (1941), Фронтовая бригада Центр,
детского т-ра (1942), Куйбышевский (1945), Омский (1947), Одесский
(1951), Астраханский (1952), Латвийский (Рига, 1953) ТЮЗы, Львовский и
Ташкентский узб. ТЮЗы,Киевский ТЮЗ (все в 1954), Владивостокский ТЮЗ
(1960). "П. С." ставили: Малый т-р (1918), Киевский т-р трагедии и
классич. комедии (1919, реж. Мард-жанов), Костромской т-р (1921), Студия
им. Грибоедова в Москве и Ростовский-на-Дону т-р (1922), Т-р им.
Сундукяна, Ленингр. "Молодой т-р" (все в 1924), Т-р им. Азизбекова
(1936), Якутский рус. т-р (1939), Балкарская студия ГИТИСа (1940),
Кировоградский т-р (1941), Калужский т-р (1946), Рус. т-р им.
Маяковского, Душанбе (1951), Абаканский т-р (1952, 1958), Минский рус.
т-р (1955), Аварский т-р, Буйнакск, Ереванский т-р Муз. комедии и
Таганрогский им. Чехова т-р (все в 1956), Кишинёвский т-р "Лучафэ-рул",
Лакский т-р, Кумух (оба в 1962), Моск. т-р Сатиры (1963) и мн. др.
Издания: Первая публикация - 1671, первый рус. перевод: "Скапиновы
обманы", пер. Василия Теплова, 1752. Из последующих переводов-Н.
Дарузес, в кн. Ж. Б. Мольер, Собр. соч. в 2 тт., т. 2, M., 1957. А. Шн.
ПРОЗОРОВ, Николай Захарович (р. 27. VII. 1907) - рус. сов. актёр.
Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1941. На проф. сцену
пришёл из самодеятельности - начал работать в Бий-ском т-ре в 1925.
Затем играл в т-рах Якутска, Иркутска, Тайги. С 1932 - актёр
Красноярского т-ра. Сценич. герои П. отличаются простотой,
непосредственностью, полны жизнерадостности.
Роли: Швандя; Дундич ("Олеко Дундич" Каца и Ржешев-ского), Хлебников
("Персональное дело" Штейна), Орамай Ara ("Медвежий лог" Кильчичакова),
Октавио ("Дурочка" Лопе де Вега), Скворец ("Ленинградский проспект"
Штока), Литвинов ("На диком бреге Иртыша" Полевого), Яки-мов ("Совесть"
Павловой), Охотников ("Потерянный сын" Арбузова), Труффальдино ("Слуга
двух господ"), Хлестаков и др. Э. К.
ПРОЗОРОВСКИЙ (наст. фам.- Ременников), Лев Михайлович [22. IV (4. V).
1880-16. VI. 1954]- рус. сов. режиссёр и актёр. Нар. арт. РСФСР (1949).
Проф. деятельность начал в 1899 в товариществе драм. актёров под рук. М.
Н. Строителева. С 1905 работал в т-рах Каменец-Подольска, Винницы,
Пензы, Саратова, Костромы, Вологды, Киева, Одессы и др. С 1908 занимался
режиссурой. После Октябрьской революции был гл. реж. т-ра Солдатской
секции Моссовета ("Аквариум", 1917), худ. рук. и актёром т-ра
Рогож-ско-Симоновского района Москвы (1918), актёром Т-ра б. Корш
(1919), Т-ра Революц. сатиры (1921), Т-ра им. МГСПС и Моск. т-ра
Революции (1922), с 1923 - реж. Малого т-ра.
Роли: Любим Торцов; Подхалюзин ("Свои люди - сочтёмся"), Протасов
("Живой труп"), Городничий, Франц Моор;
Брадобрей ("Королевский брадобрей" Луначарского) и др.
Пост. в Малом т-ре спектакли: "Уриэль Акоста" Гуцкова (1924),
"Женитьба Белугина" Островского и Соловьёва, "Анна Кристи" О* Нила,
"Женитьба Бальзаминова" Островского (все в 1925), "Лево руля"
Билль-Белоцерковского, "Смерть Петра I" Шаповаленко (оба в 1926); "1917
год" Суханова и Платона (1927), "Огненный мост" Ромашова (1929), "Ясный
лог" Тренёва (1931), "Бойцы" Ромашова (1934, совм. с Хохловым), "Лес"
(1937), "На белом свете" Нилина (1947, совм. с Цыгановым), "Снегурочка"
(1954).
В своём актёрском и реж. творчестве П. следовал реалистич. традициям
рус. т-ра. Создал один из выдающихся спектаклей сов. т-ра "Любовь
Яровая" (1926, совм. с И. С. Платоном). П.- автор пьес "Сигнал" (1928,
Малый т-р, совм. с С. Поливановым) и др.
Соч.: Режиссерский комментарий [к "Горе от ума"], в кн. : Грибоедов
А. С., Горе от ума, М.-Л., 1937;
[О работе над спектаклем "Любовь Яровая" в Малом т-ре], в кн.: Тренев
К., Любовь Яровая, М.-Л., 1937; Из прошлых лет. Театральные мемуары, М.,
1958.
Лит.: Никольский Б., Л. М. Прозоровский (1880-1954), в сб.- Ежегодник
Малого театра, 1953-1954, M., 1956. В. Мае.
ПРОКЛЕМЕР (Proclemer), Анна (р. 30. V. 1923) - птал. актриса. В 1942
дебютировала в "Театре делле арти" под рук. А. Дж. Брагальи. Работала в
разл. т-рах, в т. ч. в "Пикколо-театро" (Милан), в труппе В. Гасмана и
Л. Скуарпины (Рим). Роли: Мирра (о. п. Альфьери), Виола ("Двенадцатая
ночь"), Нина Заречная ("Чайка"), Офелия; Иокаста ("Эдип-царь" Софокла) и
др. С 1954 возглавляет вместе с актёром Дж. Альбертацци театр.
коллектив; играет роли Гертруды ("Гамлет"), Антигоны ("Антигона Ло Кашо"
Гатти-Феррини) и др. Одна из ведущих актрис итал. т-ра, П. чётко
разрабатывает внешний рисунок роли, находит виртуозные сценич. детали.
Я. Каг.
ПРОКОПОВИЧ, Феофан - см. Феофан Проко-пович.
ПРОКОФЬЕВ, Владимир Николаевич [р. 2(15). VII. 1910] - рус. сов.
театровед. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Кандидат искусствоведения
(1945). В 1933 окончил театроведч. ф-т ГИТИСа. Работал в Комитете по
делам иск-в, в Оперно-драматич. студии им. Станиславского. С 1950 - рук.
научно-ис-следоват. комиссии по изучению и изданию наследия K.C.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Автор ряда статей и книг,
поев. К. С. Станиславскому. Редактор, составитель и комментатор трудов
К. С. Станиславского.
Соч.: Эстетическое наследство Станиславского, "Октябрь", 1940, ј 3;
Историк о-бытовая линия в Александрийском театре, в кн.: Ежегодник МХАТ.
1945, т. 1, М., 1948;
Легенда о первой постановке "Чайки", "Театр", 1946, ј 11:
К. С. Станиславский о творческом процессе актёра, там же, 1948, ј 1,
3, 10; Проблема сценического образа в системе Станиславского, там же,
1950, ј 12, 1951, ј 1; Борьба Станиславского за идейность и реализм в
театральном искусстве, в сб.: Станиславский К. С., Статьи, речи. беседы,
письма, М., 1953; О последних творческих исканиях Станиславского, М.,
1954; О режиссерской работе М. Н. Кедрова над спектаклем "Плоды
просвещения" Л. Н. Толстого, в кн.: "Ежегодник МХАТ". 1951-1952, М.,
1956; К спорам о "системе Станиславского" (совм. с Г. Кристи), "Театр",
1958, ј 8; Станиславский и проблемы современного театрального метода, в
сб.: Творческий метод, М.. 1960; В спорах о Станиславском, М., 1962.
ПРОКОФЬЕВ, Всеволод Александрович [31. III (12. IV). 1898 - 17. III.
1942] - рус. сов. музыковед, историк музыки. В 1923 окончил ф-т истории
музыки Петрогр. ин-та истории иск-в. С 1922 вёл науч. работу, занимался
исследованием истории рус. оперы конца 18-1-й пол. 19 вв., творчества
композиторов этого периода (А. Н. Титова, М. А. Матинского, О. А.
Козловского, В. А. Пашкевича и др.). Работал над составлением партитур и
фп. переложениями старинных опер и муз. водевилей. Умер в Ленинграде во
время блокады.
Соч.: Из истории русского просвещенного музыкального дилетантизма. "К
материалам о семье Титовых". Алексей Николаевич Титов (1769-1827), в
сб.: "De Musica. Временник отдела истории и теории музыки", 1927, вып.
3. с. 97-116; Михаил Матинский и его опера "Санктпетер-бургский Гостиный
Двор", в кн.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927, с.
58-69; Клавираусцуг увертюры и монолога. Orfeo e Euridica. Melodrama.
Posto in musica da E. I. Fomi-ne, в кн.: История русской музыки в нотных
образцах, т. 1, Л.- М., 1940, с. 320-46.
ПРОКОФЬЕВ, Сергей Сергеевич [11(23). IV. 1891. с. Сонцовка,
Екатеринославской губ., - 5. HI, 1953, Москва] - рус. сов. композитор,
пианист, ;ш рижёр. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в семье агронома. Уже в
раннем детстве обнаружил выдающееся муз. дарование. С 5 лет обучался
игре на фортепьяно под рук. матери, с 6 лет начал сочинять музыку. В
1902-03 брал уроки композиции у Р. М. Глиэра. В 1904 поступил в Петерб.
консерваторию, к-рую окончил в 1909 по классу композиции А. К, Лядова
(занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914-по
классам фортепьяно А. Н. Есиповой и дирижирования
Н. Н. Черепнина. В 1908 начал выступать как пианист с исполнением
своих произв. в Петербурге, Москве, а позднее и за рубежом.
Лучшие ранние произв. П. - фп., симф., вок.- отличаются острой
характерностью муз. образов, то дерзко-насмешливых, то
темпераментно-волевых. В рус. и мировой музыке тех лет иск-во П.
выделялось молодой энергией, задором, жизнерадостностью, свежестью и
обаянием. В то же время в нек-рых его соч., написанных для балетной
труппы С. П. Дягилева, отразились устремления, типичные для
модернистского иск-ва предреволюц. лет. П. увлекался экстравагантными
"варварскими" сюжетами, остро саркастич., гротескными образами; музыка