<< Пред. стр. 620 (из 913) След. >>
Орлов-Чужбинин, П. В. Самойлов; Франц - Раф. Адельгейм, М. Е. Дарский,А. К. Любский.
"Р." на сов. сцене ставили: Большой Драматич. т-р, Петроград (1919,
реж. Сушкевич, худ. Добужинский; Карл - В. Максимов, Франц - Монахов),
Т-р им. Сундукяна (1922, реж. Калантар), 2-я Студия МХТ (1923, Карл -
Пруд-кин, Франц - Баталов), Драматич. т-р Нар. дома, Ленинград (1925),
харьковский Краснозаводский т-р (1926), Малый т-р (1929, Карл - Остужев,
Франц - Рыбников), Саратовский т-р им. К. Маркса (1930), Т-р им.
Руставели (1933, под назв. "Ин Тиранос", реж. Ахметели, худ. Гамре-кели;
Карл - Хорава, Франц - Васадзе), "Молодой театр", Воронеж,
Ростовский-на-Дону т-р (реж. Завадский, Карл- Мордвинов, Франц -
Фивейский) (оба в 1937), Краснодарский т-р (1940, Карл - А. Никитин),
Т-р им. Месхиш-вили, Кутаиси (1948), Тбилисский т-р арм. драмы (1950);
Т-р им. Окт. революции, Одесса (1954), Т-р им. Хамзы (1955),
Ворошиловоградский укр. муз.-Драматич. т-р (1956), Волгоградский т-р
(1958) и мн. др. "Р." часто ставились на сцене ТЮЗов, в т. ч.: Лентюз
(1927, реж. Гаккель; Франц - Ма-карьев; 1933); Горь*ковский и Казанский
ТЮЗы (оба в 1935), Тбилисский рус. ТЮЗ (1938, реж. Н Маршак), Омский
(1940), Волгоградский (1941) и др.
Издания: Первые нем. публикации, 1781 (без указания автора, с
неправильным указанием места издания- "Франкфурт и Лейпциг") и 1782,
Мангейм (с указанием автора); первая рус. публикация - М., 1793, пер. Н.
Н. Сандунова; из последующих изд.: пер. Н. X. Кетчера, М., 1828;
Из сов. изд.:пер. Е. Ратьковой, П., 1919, 1922; Шиллер Ф., Собр.
соч.. пер. с нем., т. 1, М., 1955. А. Шн.
"РАЗВОДКА" - распределение актёров, запятых в спектакле, по разл.
местам сценической площадки. Р., подменяющая собой создание -мизансцен
является проявлением ремесленничества в режиссёрском искусстве.
РАЗИ (Rasi), Луиджи (20.VII.1852-9.XI.1918)-итал. актёр, драматург,
теоретик и историк т-ра. В 1872 начал сценич. деятельность. Работал в
труппах Ф. Садовской, Л. Монти, Дж. Пьетрибони и др. Писал (с 1880)
комедии ("Клодия" и др.), ставившиеся в т-рах Милана, Флоренции, Рима, а
также монологи для художеств. чтения ("Книга монологов" и др.). Выступал
как чтец ("Антигона" Софокла, "Богатство" Аристофана, муз. композиции
"Эгмонт" Гёте - Бетховена, "Манфред" Байрона - Шумана), был сторонником
простой, естественной декламации. Особенно известен своими работами об
иск-ве актёра, декламации:
"Чтение высоким голосом" (La lettura ad alta voce, Firenze, 1883),
"Искусство комического" (L 'arte del comico, MiL, 1890), "Итальянские
комики" (I comici italiani, v. 1-2, Firenze, 1897-1905) и др.
Соч.: La lettura ad alta voce..., Firenze, 1883; La recitazione nelle
scuole e nelle famiglie, Firenze, 1895; I comici italiani. Biografia,
bibliografia, iconografia, v. 1-2, Firenze, 1897-1905. P, ' Kp.
"РАЗНОМ" - пьеса в 4 актах Б. А. Лавренёва. Соч. 1927 (нов. ред.
1944). Пост. 7 нояб. 1927 в Ленингр. Большом Драматич. т-ре (реж.
Тверской, худ.Левин, комп. Де-шевов; Годун - Монахов, Софронов, Берсенев
- Лаврентьев, Ксения - Казико, Штубе - Мичурин, Швач - Лари-ков). 9
нояб. 1927 "Р." пост. Т-р им. Вахтангова (реж. Попов, худ. Акимов; Годун
- Куза, Берсенев - Щукин, Татьяна - Русинова, Ксения - Мансурова, Штубе
- Русланов, Швач - Державин). В 1928 "Р." пост. Т-р им. Руставели (реж.
Ахметели, худ. Гамрекели; Годун - У. Чхеидзе, Берсенев - Хорава, Татьяна
- Т. Чавчавадзе, Штубе - Г. Давиташвилли, Швач - Васадзе). С 30-х гг.
пьеса
Лавренёва постоянно сохраняется в репертуаре сов. т-ров. В 1950 "Р."
заново пост. Ленингр. Большой Драматич. т-р (реж. Соколов и Зонне; Годун
- Полицеймако, Берсенев - Сафронов, Берсенева - Грановская, Татьяна -
Кибардина, Ксения - Ольхина, Гос. пр. СССР, 1951). В том же году "Р."
пост. МХАТ. В последующие годы "Р." ставили: Кишинёвский, Кузнецкий,
Курганский, Н.-Тагильский т-ры (вес в 1957), Т-р им. Лахути (1961),
Орловский,0рский т-ры (оба в 1962), Кемеровский т-р, Т-р им. Руставели
(оба в 196). Ереванский рус. т-р (1964) и мн. др.
"Р." за рубежом пост.: Веймарский, Дрезденский, Мейнин-генский т-ры
(сезон 1947/48), Берлинский дом сов. культуры (1948), филиал софийского
Нар. т-ра (1950), Сараевский нар. т-р и Т-р им. Чаюпи (Албания) (оба в
1957) и др.
Издания: первая публикация - [M., 1927]. Из др. изд.: Лавренёв Б.,
Собр. соч., т. 3 - Пьесы, М., 1931;
Лавренёв Б., Избр. произв., т. 2, М., 1958.
Лит.: Медведев Б. Л., Туровская М. И., "Разлом" Б. А. Лавренёва, в
кн.: Ежегодник МХАТ. 1949- 1950, M., 1952. А. Шн.
РАЗУМОВ, Василий Иванович [ р.25.1(6.II).1892] - рус. сов. актёр.
Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Комму-нистич. партии с 1940. Творч.
деятельность начал в 1910. В 20-х гг. работал в студии под рук. А. Д.
Попова (Кострома), затем в разл. т-рах Поволжья. С 1932 - в Горьковском
т-ре драмы. Для творчества Р. характерны бытовая достоверность,
народность, мягкий юмор
Роли: Маргаритов ("Поздняя любовь" Островского), Телегин ("Дядя
Ваня"), Сорин ("Чайка"), Двоеточие ("Дачники"), Глоба ("Русские люди");
Рябинин ("Мужество" Берёзко), Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва),
дядя Федя (."Персональное дело" Штейна) и др. В классической
драматургии: Фамусов; Муромский ("Свадьба Кречинско-го"), Осип
("Ревизор"), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты"), Худобаев
("Светит, да не греет" Островского). Е. X.
РАИЧ (Raic), Иво (23.VI.1881-1932)-хорватский актёр, режиссёр и
театр. деятель. Актёрскому мастерству обучался в драматич. школе в
Загребе (1896-98), затем в Вене. Сценич. деятельность начал в 1901 в
Берлине. В 1902-05 играл в Нац. т-ре в Праге, в 1905-09 - в Гамбургском
гор. т-ре. С 1909 - актёр и режиссёр Хорватского нац. т-ра в Загребе.
Роли: Ромео; Георг ("Гёц фон Берлинхинген" Гёте), Освальд; Малипьеро
("Госпожа с подсолнечником" Войновича) и др. Эмоциональный, утончённый
актёр, Р. испытал влияние декаданса и в то же время был склонен к
излишней детализации. В своих пост. стремился создать особую атмосферу
действия, большое внимание уделял работе с актёром. Значит,
преобразования осуществил в области сценич. освещения. Среди пост. Р.:
"Росмерсхольм" (1910), "Разбойники" (1911), "Гамлет" (1929). Ставил
также оперные спектакли.
Лит.: G a veli a В., Hrvatsko glumiste, Zagreb, 1953. Алъб. К.
РАЙАЛА, Рая л a (Rajala), Май Лиз (р. 26.IV. 1930)-фин. артистка
балета. В 1939-42 и в 1947 училась в балетной школе Фин. нац. оперы. В
1948 была принята в труппу т-ра, с 1952 - солистка, а с 1956 - ведущая
солистка.
Партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Зарема; Китри (-Дон Кихот"), Катерина
("Каменный цветок" Прокофьева), Мирта ("Жизель"), Клоринда ("Поединок"
де Банфилда) и др. Е. С.
РАЙБАЕВ, Заурбек Мулдагалиевич (р. 13.11. 1932) - казах, сов. артист
балета, балетмейстер. Засл. арт. Каз. ССР (1958). В 1946-52 учился в
Алма-Атинском хореографич. уч-ще. В 1952-54 совершенствовался в Ленингр.
хореографич. уч-ще; в 1958- 1962 занимался на балетмейстерском ф-те
ГИТИСа. В 1954-58 - солист, с 1962 - балетмейстер Т-ра оперы и балета
им. Абая (Алма-Ата).
Партии: Вацлав, Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Зигфрид ("Лебединое
озеро"); Сабыр ("Дорога дружбы" Тлендеева, Степанова, Манаева), Феб
("Эсмеральда") и др
Пост.: "Шопениана"; "Болеро" на муз. Равеля, "Франческа да Римини" на
муз. Чайковского. Ст. М
РАЙЗА (Raisa), Роза (23.V.1893-28.1ХЛ963) -артистка оперы (драматич.
сопрано). По нац. полька. Ребёнком выступала в концертах. Пению училась
в Неаполе у Б. Маркизио и Э. Тетраццини. Впервые выступила в 1913 в
Парме на торжествах, поев. 100-летию со дня рождения Верди. В том же
году пела на сцене т-ра "Ла Скала" (Милан). В сезоне 1913-14
дебютировала в Чикагской опере. В 1920-х гг. в т-ре "Ла Скала"
участвовала в премьерах опер "Нерон" Бойто (1924) и "Турандот" Пуччини
(1926, обе под упр. А. Тосканини), гастролировала в т-рах
"Ковент-Гар-ден" (Лондон), "Колон" (Буэнос-Айрес). Считалась одной из
лучших исполнительниц произв. Верди. В 1938 оставила сцену.
Партии: Аида, Дездемона, Амелия, Леонора (о. п., "Отелло",
"Бал-маскарад", "Трубадур" Верди), Тоска; Турандот (о. п. Пуччини),
Франческа да Римини (о. п. Дзандо-наи), Малиелла ("Ожерелье мадонны"
Вольфа-Феррари), княгиня Верденберг ("Кавалер роз" Р. Штрауса). Вс. Т.
РАЙКИН, Аркадий Исаакович (р. 24.Х.1911) - сов. артист эстрады. Нар.
арт. РСФСР (1957). В 1935 окончил Ленингр. ин-т сценич. иск-в, работал
актёром ТРАМа. В ролях немого слуги Веспоне ("Служанка-госпожа"
Перголези) и Вино-градского ("Начало жизни" Первомайского) проявился
талант Р. как пантомимиста. Параллельно с работой в театре выступал на
эстрада (конферанс, исполнение интермедий), культивируя манеру простого,
весёлого, дружеского разговора с публикой, мастерство трансформации. В
1939 Р. получил звание лауреата на 1-м Всесоюзном конкурсе артистов
эстрады. Уже тогда определился своеобразный исполнительский стиль Р. Он
создал образ непосредственного, трогательного человека, преодолевающего
смущение, чтобы сообщить публике нечто важное.
С 1939 Р.- артист, а вскоре и худ. рук. основанного в том же году
Ленингр. т-ра эстрады и миниатюр. Спектакли этого т-ра отличаются
многообразием жанров (пантомима, трансформация, песенки, танцы, пародии,
цирковые номера); одноактные пьесы и отдельные эпизоды объединяются в
программу-обозрение остро современного публицистич. характера ("Вокруг
света в 80 дней", 1951), иногда они построены на определённом сюжете
("Волшебники живут рядом", 1964). Это т-р комедийно-сатирич. жанра
("Смеяться право не грешно", 1953, "Время смоется", 1963). Р. выступает
с куплетами, монологами, лирич. эпизодами. Непревзойдённый создатель
пластич., мимич., интонационных "блиц-миниатюр", Р. нередко играет в
каждой сцене несколько ролей. Р. обладает особой актёрской
наблюдательностью, виртуозной изобретательностью, достигает мастерства,
перевоплощения. Естественная простота интонаций сочетается в его игре с
лирикой, патетикой, гротеском ("Жизнь человеческая" в спектакле "Любовь
и три апельсина", 1959, "Горит, не горит" в обозрении "Времена года",
1956, монолог в обозрении "За чашкой чая", 1954, лекция пьяницы о борьбе
с алкоголизмом в программе "От двух до пятидесяти", 1961). Чувство меры,
чёткая форма отличают творчество Р. Он воспроизводит действительность
броскими гиперболизированными приёмами (речь, мимика, жест, деталь
костюма, маска, парик). В центре внимания Р.- человек; артист
разоблачает то, что мешает новой жизни. Отсюда гуманизм и лиричность
дарования Р., артист не только смешит, но заставляет думать, видит в
зрителе соратника. Иск-во его исполнено сатирич. остроты и оптимизма.
С 1957 Р. часто выступает за рубежом: в Польше, Болгарии, Венгрии,
Чехословакии, Румынии, ГДР, на международном фестивале пантомимы в Зап.
Берлине (1962), в Англии (1964); исполняет ряд сценок на иностр. яз.
Лит.: Кассиль Л., Райкин и его маски, "Знамя",
1957. .ј 7; Дмитриев Ю., Аркадий Райкин, "Театр",
1958. .ј 5; Н а з ы м Х и к м е т, Близкое каждому, "Театральная
жизнь", 1960, ј 1; Бейлин А., Аркадий Райкин, Л.-М., 1960; Рудницкий К.,
Книга о Райкине, "Искусство эстрады", 1962, вып. 3. 7. 3.
РАЙКОВ, Гаврила [псевд.; прозвище-Гаврила Иванович Иванов; р. 1767
(?) - умер после 1801] - рус. артист балета. Один из первых
профессиональных рус. танцовщиков. В 1780 закончил балетную школу
("класс иск-в") Моск. воспитательного дома у Л. Парадиза и был направлен
в Петербург в "Вольный российский т-р" в качестве гл. комич. танцовщика.
Работал в этом т-ре под рук. актёра и режиссёра И. А. Дмитревского. В
1783 переехал в Москву и вскоре занял положение ведущего танцовщика в
Петровском т-ре Медокса, где проработал до 1800. Исполнял центр, партии
в бытовых комич. балетах ("Деревенская простота" и др.). Выступал с
крепостными актёрами, исполнял рус. нар. пляски. Де-мократич. иск-во Р.
было близко нар. зрителям - посетителям райка, отсюда и его псевдоним -
Райков.
Лит.: Всеволодский В. [Гернгросс], История театрального образования в
России, т. 1, СПБ, 1913;
Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины
XIX века, Л.-М., 1958. Г. Ш.
"РАЙМОНДА -балет А. К. Глазунова, либретто Л. Пашковой и М. И.
Петипа. Пост. 7 янв. 1898, Мариин-ский т-р (Раймонда - Леньяни, Жан дё
Бриен - С. Легат, Генриетта - Преображенская, Клеманс - Куличевская,
Аб-дерахман - П. Гердт; балетм. М. Петипа, дирижёр Дриго, худ. Аллегри,
Иванов, Ламбин). В 1900, Большой т-р, Москва [Раймонда - Рославлева (1-й
акт), Джури, Гельцер, Жан дё Бриен - Мордкин, Абдерахман - Ермолаев;
балетм. Хлюстин, Горский, дирижёр Аренде, худ. Вальц, Лютке-Мейер,
Исаков]. Нов. ред., 1908 (Раймонда - Гельцер, Жан дё Бриен - Тихомиров,
Абдерахман - Щипа-нов; балетм. Горский, дирижёр Аренде, худ. Коровин).
На сов сцене возобн. 1917, Мариинский т-р, Петроград, и 1918, Большой
т-р, Москва; 1938, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова (либр.
Слонимского, Вайнонена, по В. Скотту; Раймонда - Уланова, Дудинская,
Коломан - Сергеев, Чабукиани, Алиса - Балабина, Берг, Абдерахман -
Дудко, Шавров; балетм. Вайнонен, дирижёр Дубов-ский, худ. Ходасевич),
1948, там же (Раймонда - Дудинская, Жан дё Бриен - Сергеев, Абдерахман -
Каплан; балетм. Сергеев, дирижёр Дубовской, худ. Вирсаладзе); в 1945,
Большой т-р (либретто Пашковой и Петипа в редакции Лавровского; Раймонда
- Семёнова, Головкина, Жан дё Бриен - Габович, Преображенский,
Абдерахман - Ермолаев; балетм. Лавровский, фрагменты Петипа и Горского,
дирижёр Файер, худ. Кобуладзе).
Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Ташкент (1938), Саратов
(1939), Свердловск (1940), Рига (1947); Донецк и Вильнюс (1951), Фрунзе
(1952); Киев, Куйбышев, Таллин (все 1957); Уфа и Ашхабад (1958),
Новосибирск и Пермь (1964) и др. За рубежом: Чехословакия - Брно (1950),
Братислава (1950), США - Нью-Йорк (1946). Д. /7. РАЙМУНД (Raimund),
Фердинанд (l.VI.1790- 5. IX. 1836) - австр. драматург и актёр. В 1807
вступил в странствующую труппу, с к-рой ездил по городам Австрии, играл
характерные роли. В 1814 дебютировал в "Йозефштадттеатре" (Вена) в роли
Франца Моора, в 1817 перешёл в "Леопольдштадт-театр". В 1823 пост.
первая пьеса Р. "Мастер барометров на волшебном острове". Наибольшую
известность получили пьесы "Крестьянин-миллионер, или Девушка из страны
фей" (1825), "Король Альп, или Человеконенавистник" (1828),
"Расточитель" (1834). Драматургия и актёрское творчество Р. отличаются
яркой нац. самобытностью, в них нашли выражение традиции австр. нар.
т-ра. В сказочных фантастич. сюжетах Р. передал колорит венской нар.
жизни. Его пьесы показывают острые социальные противоречия, определяющие
судьбы людей. Гл. действующие лица комедий Р.- ремесленники, защищающие
своё человеческое достоинство; широко представлены в его комедиях др.
социальные группы нач. 19 в.-первые австр. буржуа, разоряющиеся дворяне.
С большой любовью рисует Р. образы венских девушек, служанок, дочерей
бедных ремесленников, их благородство, человечность. В поэтич. пьесах Р.
чередуются реальность и фантастика; они отличаются стремительным
развитием интриги; сцены радости, веселья сменяются картинами,
исполненными грусти и высокого драматизма. Диалоги перемежаются муз.
куплетами, ариями. Р.-актёр, так же как и Р.-драматург, следовал
реалистич. принципам, был мастером создания нар. характеров. В своих
пьесах он играл роли Бартоломео ("Мастер барометров на волшебном
острове"), Флориана ("Брильянт короля духов"), Глютана ("Проклятие
Мойзазура"), Раппелькопфа ("Король Альп, или Человеконенавистник"),
Вурцеля ("Крестьянин-миллионер"). Играл также в пьесах А. Глейха.
Насыщенное нар. юмором, оптимизмом, творчество Р. в то же время
исполнено грусти автора от сознания несовершенства мира, тоски по
идеалу. Отсюда высокий драматизм комедий Р. и созданных им сценич.
образов.
Пост. пьес Р. сопровождались музыкой, которую писал австрийский
композитор В. Мюллер. Многие песни из этих спектаклей вошли в быт
венского населения. Спектакли шли в ярком, красочном оформлении, с
использованием сценических эффектов.
Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-6, W., 1924-26. Лит.: Sieczynski R.,
Altwiener Volkskomiker, W., 1947; Holzer R., Die Wiener Vorstadtbuhnen,
W., 1951. Л. Лоб.
РАЙНИС (наст. фам.- Плиекшан), Янис Кришьянович (11. IX. 1865,
усадьба Варславаны
Илукстского уезда, - 12.IX.1929,. Майори) - латышский поэт,
драматург. Нар. поэт Латв. ССР (1940). Род. в семье арендатора. Окончил
юридич. ф-т Петербургского ун-та (1888). Работал юристом, в
18911895-редактором газеты "Ежедневный листок" ("Die-nas Lapa"). С конца
1893 газета пропагандировала идеи марксизма. В 1897 Р. был арестован и
выслан на 5 лет (Псков, затем Слободское). В ссылке созрели его
марксистское мировоззрение и художественный талант. Первая пьеса
Р.сатирич. комедия "Полуидеалист" - высмеивает стремления буржуазии
идеализировать прошлое [пост. А. Алуна-ном в Митаве (Елгава), 1903].
В 1903 Р. вернулся на родину и в 1904 окончил своё гл. драматич.
произведение - героич. трагедию "Огонь и ночь" (1911, Новый рижский
т-р). Пьеса, написанная по мотивам нац. фольклора и историч. преданий,
показывает вековую борьбу латыш, трудового народа против поработителей.
Центральный образ-сказочный нац. герой Лач-плесис - символ революц.
пролетариата. Пост. этой пьесы стала большим общественным и художеств.
событием.
В конце 1905 Р. был вынужден оставить родину. Жил в эмиграции (г.
Кастаньола в Швейцарии), продолжая лит. деятельность. Сначала писал гл.
обр. стихи, с 1909 ведущее место в творчестве Р. заняла драматургия. Он
написал пьесы "Золотой конь" (1909, Новый рижский т-р), "Индулис и Ария"
(1912, там же), "Вей, ветерок!" (1913, спектакль латыш,
благотворительного об-ва в П-етербурге; 1914, Новый рижский т-р).
Драматургию Р. особенно пропагандировал Новый рижский т-р (в 1909-15
пять пьес Р. были показаны на сцене 257 раз).
В 1920 писатель вернулся в Латвию. В Национальном т-ре были пост.
ранее написанные им пьесы:
"Иосиф и его братья" (1920), "Воронёнок" (1921), "Играл я, плясал"
(1921) и новые пьесы- детская сказка "Король мух" (1923), трагедия по
мотивам рус. фольклора "Илья Муромец" (1928).
Р. сам характеризовал свою драматургию как "драматургию идей", его
творчество способствовало популяризации революц. и гуманистич. идей.
Большинство пьес Р. написаны в стихах, они отличаются романтич.
устремлённостью, построены по мотивам фольклора и историч. событий из
жизни латышского и др. народов. Пьесы эти отличаются поэтич. мастерством
и философской глубиной. Р. подчёркивает мысль о диалектич. развитии
жизни, о неодолимости прогресса. Образы гл. героев Р.- борцов за свободу
и счастье народа - своеобразны и поэтичны (Лачпле-сис -"Огонь и ночь",
Тот-"Играл я, плясал", Индулис-"Индулис и Ария", Иосиф-"Иосиф и его
братья" и др.). Драматургия Р., во многом определившая развитие латыш,
лит-ры, сохраняется в репертуаре т-ров Латв. ССР. Пьесы "Вей, ветерок!"
и "Золотой конь" пост. также т-рами др. республик СССР и стран нар.
демократии.
Соч.: Kopoti raksti, sej. I-XIV, Riga, 1947-51; в рус. пер.- Собр.
соч., т. I-Ill, Рига, 1954 (т. II и III - Пьесы).
Лит.: Краулинь К., Ян Райнис, М., 1957; S o-k о 1 s Е., Rainis, Riga,
1962; H a u s m a n i s V., J. Rai-nis un teatris, RTga, 1965. Л. В.
РАИС (Rice), Дан [наст. имя и фам.- Даниел М а к-Л арен (McLaren);
1823-1900] - амер. цирковой артист, клоун. В юности был проф. жокеем. В
1840 начал выступать с дрессированной свиньёй в бродячем кукольном т-ре.
В 1844 дебютировал в цирке Сполдинга как эквилибрист на свободной