<< Пред.           стр. 620 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Орлов-Чужбинин, П. В. Самойлов; Франц - Раф. Адельгейм, М. Е. Дарский,
 А. К. Любский.
  "Р." на сов. сцене ставили: Большой Драматич. т-р, Петроград (1919,
 реж. Сушкевич, худ. Добужинский; Карл - В. Максимов, Франц - Монахов),
 Т-р им. Сундукяна (1922, реж. Калантар), 2-я Студия МХТ (1923, Карл -
 Пруд-кин, Франц - Баталов), Драматич. т-р Нар. дома, Ленинград (1925),
 харьковский Краснозаводский т-р (1926), Малый т-р (1929, Карл - Остужев,
 Франц - Рыбников), Саратовский т-р им. К. Маркса (1930), Т-р им.
 Руставели (1933, под назв. "Ин Тиранос", реж. Ахметели, худ. Гамре-кели;
 Карл - Хорава, Франц - Васадзе), "Молодой театр", Воронеж,
 Ростовский-на-Дону т-р (реж. Завадский, Карл- Мордвинов, Франц -
 Фивейский) (оба в 1937), Краснодарский т-р (1940, Карл - А. Никитин),
 Т-р им. Месхиш-вили, Кутаиси (1948), Тбилисский т-р арм. драмы (1950);
  Т-р им. Окт. революции, Одесса (1954), Т-р им. Хамзы (1955),
 Ворошиловоградский укр. муз.-Драматич. т-р (1956), Волгоградский т-р
 (1958) и мн. др. "Р." часто ставились на сцене ТЮЗов, в т. ч.: Лентюз
 (1927, реж. Гаккель; Франц - Ма-карьев; 1933); Горь*ковский и Казанский
 ТЮЗы (оба в 1935), Тбилисский рус. ТЮЗ (1938, реж. Н Маршак), Омский
 (1940), Волгоградский (1941) и др.
  Издания: Первые нем. публикации, 1781 (без указания автора, с
 неправильным указанием места издания- "Франкфурт и Лейпциг") и 1782,
 Мангейм (с указанием автора); первая рус. публикация - М., 1793, пер. Н.
 Н. Сандунова; из последующих изд.: пер. Н. X. Кетчера, М., 1828;
  Из сов. изд.:пер. Е. Ратьковой, П., 1919, 1922; Шиллер Ф., Собр.
 соч.. пер. с нем., т. 1, М., 1955. А. Шн.
  "РАЗВОДКА" - распределение актёров, запятых в спектакле, по разл.
 местам сценической площадки. Р., подменяющая собой создание -мизансцен
 является проявлением ремесленничества в режиссёрском искусстве.
  РАЗИ (Rasi), Луиджи (20.VII.1852-9.XI.1918)-итал. актёр, драматург,
 теоретик и историк т-ра. В 1872 начал сценич. деятельность. Работал в
 труппах Ф. Садовской, Л. Монти, Дж. Пьетрибони и др. Писал (с 1880)
 комедии ("Клодия" и др.), ставившиеся в т-рах Милана, Флоренции, Рима, а
 также монологи для художеств. чтения ("Книга монологов" и др.). Выступал
 как чтец ("Антигона" Софокла, "Богатство" Аристофана, муз. композиции
 "Эгмонт" Гёте - Бетховена, "Манфред" Байрона - Шумана), был сторонником
 простой, естественной декламации. Особенно известен своими работами об
 иск-ве актёра, декламации:
  "Чтение высоким голосом" (La lettura ad alta voce, Firenze, 1883),
 "Искусство комического" (L 'arte del comico, MiL, 1890), "Итальянские
 комики" (I comici italiani, v. 1-2, Firenze, 1897-1905) и др.
  Соч.: La lettura ad alta voce..., Firenze, 1883; La recitazione nelle
 scuole e nelle famiglie, Firenze, 1895; I comici italiani. Biografia,
 bibliografia, iconografia, v. 1-2, Firenze, 1897-1905. P, ' Kp.
  "РАЗНОМ" - пьеса в 4 актах Б. А. Лавренёва. Соч. 1927 (нов. ред.
 1944). Пост. 7 нояб. 1927 в Ленингр. Большом Драматич. т-ре (реж.
 Тверской, худ.Левин, комп. Де-шевов; Годун - Монахов, Софронов, Берсенев
 - Лаврентьев, Ксения - Казико, Штубе - Мичурин, Швач - Лари-ков). 9
 нояб. 1927 "Р." пост. Т-р им. Вахтангова (реж. Попов, худ. Акимов; Годун
 - Куза, Берсенев - Щукин, Татьяна - Русинова, Ксения - Мансурова, Штубе
 - Русланов, Швач - Державин). В 1928 "Р." пост. Т-р им. Руставели (реж.
 Ахметели, худ. Гамрекели; Годун - У. Чхеидзе, Берсенев - Хорава, Татьяна
 - Т. Чавчавадзе, Штубе - Г. Давиташвилли, Швач - Васадзе). С 30-х гг.
 пьеса
  Лавренёва постоянно сохраняется в репертуаре сов. т-ров. В 1950 "Р."
 заново пост. Ленингр. Большой Драматич. т-р (реж. Соколов и Зонне; Годун
 - Полицеймако, Берсенев - Сафронов, Берсенева - Грановская, Татьяна -
 Кибардина, Ксения - Ольхина, Гос. пр. СССР, 1951). В том же году "Р."
 пост. МХАТ. В последующие годы "Р." ставили: Кишинёвский, Кузнецкий,
 Курганский, Н.-Тагильский т-ры (вес в 1957), Т-р им. Лахути (1961),
 Орловский,0рский т-ры (оба в 1962), Кемеровский т-р, Т-р им. Руставели
 (оба в 196). Ереванский рус. т-р (1964) и мн. др.
  "Р." за рубежом пост.: Веймарский, Дрезденский, Мейнин-генский т-ры
 (сезон 1947/48), Берлинский дом сов. культуры (1948), филиал софийского
 Нар. т-ра (1950), Сараевский нар. т-р и Т-р им. Чаюпи (Албания) (оба в
 1957) и др.
  Издания: первая публикация - [M., 1927]. Из др. изд.: Лавренёв Б.,
 Собр. соч., т. 3 - Пьесы, М., 1931;
  Лавренёв Б., Избр. произв., т. 2, М., 1958.
  Лит.: Медведев Б. Л., Туровская М. И., "Разлом" Б. А. Лавренёва, в
 кн.: Ежегодник МХАТ. 1949- 1950, M., 1952. А. Шн.
  РАЗУМОВ, Василий Иванович [ р.25.1(6.II).1892] - рус. сов. актёр.
 Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Комму-нистич. партии с 1940. Творч.
 деятельность начал в 1910. В 20-х гг. работал в студии под рук. А. Д.
 Попова (Кострома), затем в разл. т-рах Поволжья. С 1932 - в Горьковском
 т-ре драмы. Для творчества Р. характерны бытовая достоверность,
 народность, мягкий юмор
  Роли: Маргаритов ("Поздняя любовь" Островского), Телегин ("Дядя
 Ваня"), Сорин ("Чайка"), Двоеточие ("Дачники"), Глоба ("Русские люди");
 Рябинин ("Мужество" Берёзко), Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва),
 дядя Федя (."Персональное дело" Штейна) и др. В классической
 драматургии: Фамусов; Муромский ("Свадьба Кречинско-го"), Осип
 ("Ревизор"), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты"), Худобаев
 ("Светит, да не греет" Островского). Е. X.
  РАИЧ (Raic), Иво (23.VI.1881-1932)-хорватский актёр, режиссёр и
 театр. деятель. Актёрскому мастерству обучался в драматич. школе в
 Загребе (1896-98), затем в Вене. Сценич. деятельность начал в 1901 в
 Берлине. В 1902-05 играл в Нац. т-ре в Праге, в 1905-09 - в Гамбургском
 гор. т-ре. С 1909 - актёр и режиссёр Хорватского нац. т-ра в Загребе.
 Роли: Ромео; Георг ("Гёц фон Берлинхинген" Гёте), Освальд; Малипьеро
 ("Госпожа с подсолнечником" Войновича) и др. Эмоциональный, утончённый
 актёр, Р. испытал влияние декаданса и в то же время был склонен к
 излишней детализации. В своих пост. стремился создать особую атмосферу
 действия, большое внимание уделял работе с актёром. Значит,
 преобразования осуществил в области сценич. освещения. Среди пост. Р.:
 "Росмерсхольм" (1910), "Разбойники" (1911), "Гамлет" (1929). Ставил
 также оперные спектакли.
  Лит.: G a veli a В., Hrvatsko glumiste, Zagreb, 1953. Алъб. К.
  РАЙАЛА, Рая л a (Rajala), Май Лиз (р. 26.IV. 1930)-фин. артистка
 балета. В 1939-42 и в 1947 училась в балетной школе Фин. нац. оперы. В
 1948 была принята в труппу т-ра, с 1952 - солистка, а с 1956 - ведущая
 солистка.
  Партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Зарема; Китри (-Дон Кихот"), Катерина
 ("Каменный цветок" Прокофьева), Мирта ("Жизель"), Клоринда ("Поединок"
 де Банфилда) и др. Е. С.
  РАЙБАЕВ, Заурбек Мулдагалиевич (р. 13.11. 1932) - казах, сов. артист
 балета, балетмейстер. Засл. арт. Каз. ССР (1958). В 1946-52 учился в
 Алма-Атинском хореографич. уч-ще. В 1952-54 совершенствовался в Ленингр.
 хореографич. уч-ще; в 1958- 1962 занимался на балетмейстерском ф-те
 ГИТИСа. В 1954-58 - солист, с 1962 - балетмейстер Т-ра оперы и балета
 им. Абая (Алма-Ата).
  Партии: Вацлав, Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Зигфрид ("Лебединое
 озеро"); Сабыр ("Дорога дружбы" Тлендеева, Степанова, Манаева), Феб
 ("Эсмеральда") и др
  Пост.: "Шопениана"; "Болеро" на муз. Равеля, "Франческа да Римини" на
 муз. Чайковского. Ст. М
  РАЙЗА (Raisa), Роза (23.V.1893-28.1ХЛ963) -артистка оперы (драматич.
 сопрано). По нац. полька. Ребёнком выступала в концертах. Пению училась
 в Неаполе у Б. Маркизио и Э. Тетраццини. Впервые выступила в 1913 в
 Парме на торжествах, поев. 100-летию со дня рождения Верди. В том же
 году пела на сцене т-ра "Ла Скала" (Милан). В сезоне 1913-14
 дебютировала в Чикагской опере. В 1920-х гг. в т-ре "Ла Скала"
 участвовала в премьерах опер "Нерон" Бойто (1924) и "Турандот" Пуччини
 (1926, обе под упр. А. Тосканини), гастролировала в т-рах
 "Ковент-Гар-ден" (Лондон), "Колон" (Буэнос-Айрес). Считалась одной из
 лучших исполнительниц произв. Верди. В 1938 оставила сцену.
  Партии: Аида, Дездемона, Амелия, Леонора (о. п., "Отелло",
 "Бал-маскарад", "Трубадур" Верди), Тоска; Турандот (о. п. Пуччини),
 Франческа да Римини (о. п. Дзандо-наи), Малиелла ("Ожерелье мадонны"
 Вольфа-Феррари), княгиня Верденберг ("Кавалер роз" Р. Штрауса). Вс. Т.
  РАЙКИН, Аркадий Исаакович (р. 24.Х.1911) - сов. артист эстрады. Нар.
 арт. РСФСР (1957). В 1935 окончил Ленингр. ин-т сценич. иск-в, работал
 актёром ТРАМа. В ролях немого слуги Веспоне ("Служанка-госпожа"
 Перголези) и Вино-градского ("Начало жизни" Первомайского) проявился
 талант Р. как пантомимиста. Параллельно с работой в театре выступал на
 эстрада (конферанс, исполнение интермедий), культивируя манеру простого,
 весёлого, дружеского разговора с публикой, мастерство трансформации. В
 1939 Р. получил звание лауреата на 1-м Всесоюзном конкурсе артистов
 эстрады. Уже тогда определился своеобразный исполнительский стиль Р. Он
 создал образ непосредственного, трогательного человека, преодолевающего
 смущение, чтобы сообщить публике нечто важное.
  С 1939 Р.- артист, а вскоре и худ. рук. основанного в том же году
 Ленингр. т-ра эстрады и миниатюр. Спектакли этого т-ра отличаются
 многообразием жанров (пантомима, трансформация, песенки, танцы, пародии,
 цирковые номера); одноактные пьесы и отдельные эпизоды объединяются в
 программу-обозрение остро современного публицистич. характера ("Вокруг
 света в 80 дней", 1951), иногда они построены на определённом сюжете
 ("Волшебники живут рядом", 1964). Это т-р комедийно-сатирич. жанра
 ("Смеяться право не грешно", 1953, "Время смоется", 1963). Р. выступает
 с куплетами, монологами, лирич. эпизодами. Непревзойдённый создатель
 пластич., мимич., интонационных "блиц-миниатюр", Р. нередко играет в
 каждой сцене несколько ролей. Р. обладает особой актёрской
 наблюдательностью, виртуозной изобретательностью, достигает мастерства,
 перевоплощения. Естественная простота интонаций сочетается в его игре с
 лирикой, патетикой, гротеском ("Жизнь человеческая" в спектакле "Любовь
 и три апельсина", 1959, "Горит, не горит" в обозрении "Времена года",
 1956, монолог в обозрении "За чашкой чая", 1954, лекция пьяницы о борьбе
 с алкоголизмом в программе "От двух до пятидесяти", 1961). Чувство меры,
 чёткая форма отличают творчество Р. Он воспроизводит действительность
 броскими гиперболизированными приёмами (речь, мимика, жест, деталь
 костюма, маска, парик). В центре внимания Р.- человек; артист
 разоблачает то, что мешает новой жизни. Отсюда гуманизм и лиричность
 дарования Р., артист не только смешит, но заставляет думать, видит в
 зрителе соратника. Иск-во его исполнено сатирич. остроты и оптимизма.
  С 1957 Р. часто выступает за рубежом: в Польше, Болгарии, Венгрии,
 Чехословакии, Румынии, ГДР, на международном фестивале пантомимы в Зап.
 Берлине (1962), в Англии (1964); исполняет ряд сценок на иностр. яз.
  Лит.: Кассиль Л., Райкин и его маски, "Знамя",
  1957. .ј 7; Дмитриев Ю., Аркадий Райкин, "Театр",
  1958. .ј 5; Н а з ы м Х и к м е т, Близкое каждому, "Театральная
 жизнь", 1960, ј 1; Бейлин А., Аркадий Райкин, Л.-М., 1960; Рудницкий К.,
 Книга о Райкине, "Искусство эстрады", 1962, вып. 3. 7. 3.
  РАЙКОВ, Гаврила [псевд.; прозвище-Гаврила Иванович Иванов; р. 1767
 (?) - умер после 1801] - рус. артист балета. Один из первых
 профессиональных рус. танцовщиков. В 1780 закончил балетную школу
 ("класс иск-в") Моск. воспитательного дома у Л. Парадиза и был направлен
 в Петербург в "Вольный российский т-р" в качестве гл. комич. танцовщика.
 Работал в этом т-ре под рук. актёра и режиссёра И. А. Дмитревского. В
 1783 переехал в Москву и вскоре занял положение ведущего танцовщика в
 Петровском т-ре Медокса, где проработал до 1800. Исполнял центр, партии
 в бытовых комич. балетах ("Деревенская простота" и др.). Выступал с
 крепостными актёрами, исполнял рус. нар. пляски. Де-мократич. иск-во Р.
 было близко нар. зрителям - посетителям райка, отсюда и его псевдоним -
 Райков.
  Лит.: Всеволодский В. [Гернгросс], История театрального образования в
 России, т. 1, СПБ, 1913;
  Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины
 XIX века, Л.-М., 1958. Г. Ш.
  "РАЙМОНДА -балет А. К. Глазунова, либретто Л. Пашковой и М. И.
 Петипа. Пост. 7 янв. 1898, Мариин-ский т-р (Раймонда - Леньяни, Жан дё
 Бриен - С. Легат, Генриетта - Преображенская, Клеманс - Куличевская,
 Аб-дерахман - П. Гердт; балетм. М. Петипа, дирижёр Дриго, худ. Аллегри,
 Иванов, Ламбин). В 1900, Большой т-р, Москва [Раймонда - Рославлева (1-й
 акт), Джури, Гельцер, Жан дё Бриен - Мордкин, Абдерахман - Ермолаев;
 балетм. Хлюстин, Горский, дирижёр Аренде, худ. Вальц, Лютке-Мейер,
 Исаков]. Нов. ред., 1908 (Раймонда - Гельцер, Жан дё Бриен - Тихомиров,
 Абдерахман - Щипа-нов; балетм. Горский, дирижёр Аренде, худ. Коровин).
  На сов сцене возобн. 1917, Мариинский т-р, Петроград, и 1918, Большой
 т-р, Москва; 1938, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова (либр.
 Слонимского, Вайнонена, по В. Скотту; Раймонда - Уланова, Дудинская,
 Коломан - Сергеев, Чабукиани, Алиса - Балабина, Берг, Абдерахман -
 Дудко, Шавров; балетм. Вайнонен, дирижёр Дубов-ский, худ. Ходасевич),
 1948, там же (Раймонда - Дудинская, Жан дё Бриен - Сергеев, Абдерахман -
 Каплан; балетм. Сергеев, дирижёр Дубовской, худ. Вирсаладзе); в 1945,
 Большой т-р (либретто Пашковой и Петипа в редакции Лавровского; Раймонда
 - Семёнова, Головкина, Жан дё Бриен - Габович, Преображенский,
 Абдерахман - Ермолаев; балетм. Лавровский, фрагменты Петипа и Горского,
 дирижёр Файер, худ. Кобуладзе).
  Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Ташкент (1938), Саратов
 (1939), Свердловск (1940), Рига (1947); Донецк и Вильнюс (1951), Фрунзе
 (1952); Киев, Куйбышев, Таллин (все 1957); Уфа и Ашхабад (1958),
 Новосибирск и Пермь (1964) и др. За рубежом: Чехословакия - Брно (1950),
 Братислава (1950), США - Нью-Йорк (1946). Д. /7. РАЙМУНД (Raimund),
 Фердинанд (l.VI.1790- 5. IX. 1836) - австр. драматург и актёр. В 1807
 вступил в странствующую труппу, с к-рой ездил по городам Австрии, играл
 характерные роли. В 1814 дебютировал в "Йозефштадттеатре" (Вена) в роли
 Франца Моора, в 1817 перешёл в "Леопольдштадт-театр". В 1823 пост.
 первая пьеса Р. "Мастер барометров на волшебном острове". Наибольшую
 известность получили пьесы "Крестьянин-миллионер, или Девушка из страны
 фей" (1825), "Король Альп, или Человеконенавистник" (1828),
 "Расточитель" (1834). Драматургия и актёрское творчество Р. отличаются
 яркой нац. самобытностью, в них нашли выражение традиции австр. нар.
 т-ра. В сказочных фантастич. сюжетах Р. передал колорит венской нар.
 жизни. Его пьесы показывают острые социальные противоречия, определяющие
 судьбы людей. Гл. действующие лица комедий Р.- ремесленники, защищающие
 своё человеческое достоинство; широко представлены в его комедиях др.
 социальные группы нач. 19 в.-первые австр. буржуа, разоряющиеся дворяне.
 С большой любовью рисует Р. образы венских девушек, служанок, дочерей
 бедных ремесленников, их благородство, человечность. В поэтич. пьесах Р.
 чередуются реальность и фантастика; они отличаются стремительным
 развитием интриги; сцены радости, веселья сменяются картинами,
 исполненными грусти и высокого драматизма. Диалоги перемежаются муз.
 куплетами, ариями. Р.-актёр, так же как и Р.-драматург, следовал
 реалистич. принципам, был мастером создания нар. характеров. В своих
 пьесах он играл роли Бартоломео ("Мастер барометров на волшебном
 острове"), Флориана ("Брильянт короля духов"), Глютана ("Проклятие
 Мойзазура"), Раппелькопфа ("Король Альп, или Человеконенавистник"),
 Вурцеля ("Крестьянин-миллионер"). Играл также в пьесах А. Глейха.
 Насыщенное нар. юмором, оптимизмом, творчество Р. в то же время
 исполнено грусти автора от сознания несовершенства мира, тоски по
 идеалу. Отсюда высокий драматизм комедий Р. и созданных им сценич.
 образов.
  Пост. пьес Р. сопровождались музыкой, которую писал австрийский
 композитор В. Мюллер. Многие песни из этих спектаклей вошли в быт
 венского населения. Спектакли шли в ярком, красочном оформлении, с
 использованием сценических эффектов.
  Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-6, W., 1924-26. Лит.: Sieczynski R.,
 Altwiener Volkskomiker, W., 1947; Holzer R., Die Wiener Vorstadtbuhnen,
 W., 1951. Л. Лоб.
  РАЙНИС (наст. фам.- Плиекшан), Янис Кришьянович (11. IX. 1865,
 усадьба Варславаны
  Илукстского уезда, - 12.IX.1929,. Майори) - латышский поэт,
 драматург. Нар. поэт Латв. ССР (1940). Род. в семье арендатора. Окончил
 юридич. ф-т Петербургского ун-та (1888). Работал юристом, в
 18911895-редактором газеты "Ежедневный листок" ("Die-nas Lapa"). С конца
 1893 газета пропагандировала идеи марксизма. В 1897 Р. был арестован и
 выслан на 5 лет (Псков, затем Слободское). В ссылке созрели его
 марксистское мировоззрение и художественный талант. Первая пьеса
 Р.сатирич. комедия "Полуидеалист" - высмеивает стремления буржуазии
 идеализировать прошлое [пост. А. Алуна-ном в Митаве (Елгава), 1903].
  В 1903 Р. вернулся на родину и в 1904 окончил своё гл. драматич.
 произведение - героич. трагедию "Огонь и ночь" (1911, Новый рижский
 т-р). Пьеса, написанная по мотивам нац. фольклора и историч. преданий,
 показывает вековую борьбу латыш, трудового народа против поработителей.
 Центральный образ-сказочный нац. герой Лач-плесис - символ революц.
 пролетариата. Пост. этой пьесы стала большим общественным и художеств.
 событием.
  В конце 1905 Р. был вынужден оставить родину. Жил в эмиграции (г.
 Кастаньола в Швейцарии), продолжая лит. деятельность. Сначала писал гл.
 обр. стихи, с 1909 ведущее место в творчестве Р. заняла драматургия. Он
 написал пьесы "Золотой конь" (1909, Новый рижский т-р), "Индулис и Ария"
 (1912, там же), "Вей, ветерок!" (1913, спектакль латыш,
 благотворительного об-ва в П-етербурге; 1914, Новый рижский т-р).
 Драматургию Р. особенно пропагандировал Новый рижский т-р (в 1909-15
 пять пьес Р. были показаны на сцене 257 раз).
  В 1920 писатель вернулся в Латвию. В Национальном т-ре были пост.
 ранее написанные им пьесы:
  "Иосиф и его братья" (1920), "Воронёнок" (1921), "Играл я, плясал"
 (1921) и новые пьесы- детская сказка "Король мух" (1923), трагедия по
 мотивам рус. фольклора "Илья Муромец" (1928).
  Р. сам характеризовал свою драматургию как "драматургию идей", его
 творчество способствовало популяризации революц. и гуманистич. идей.
 Большинство пьес Р. написаны в стихах, они отличаются романтич.
 устремлённостью, построены по мотивам фольклора и историч. событий из
 жизни латышского и др. народов. Пьесы эти отличаются поэтич. мастерством
 и философской глубиной. Р. подчёркивает мысль о диалектич. развитии
 жизни, о неодолимости прогресса. Образы гл. героев Р.- борцов за свободу
 и счастье народа - своеобразны и поэтичны (Лачпле-сис -"Огонь и ночь",
 Тот-"Играл я, плясал", Индулис-"Индулис и Ария", Иосиф-"Иосиф и его
 братья" и др.). Драматургия Р., во многом определившая развитие латыш,
 лит-ры, сохраняется в репертуаре т-ров Латв. ССР. Пьесы "Вей, ветерок!"
 и "Золотой конь" пост. также т-рами др. республик СССР и стран нар.
 демократии.
  Соч.: Kopoti raksti, sej. I-XIV, Riga, 1947-51; в рус. пер.- Собр.
 соч., т. I-Ill, Рига, 1954 (т. II и III - Пьесы).
  Лит.: Краулинь К., Ян Райнис, М., 1957; S o-k о 1 s Е., Rainis, Riga,
 1962; H a u s m a n i s V., J. Rai-nis un teatris, RTga, 1965. Л. В.
  РАИС (Rice), Дан [наст. имя и фам.- Даниел М а к-Л арен (McLaren);
 1823-1900] - амер. цирковой артист, клоун. В юности был проф. жокеем. В
 1840 начал выступать с дрессированной свиньёй в бродячем кукольном т-ре.
 В 1844 дебютировал в цирке Сполдинга как эквилибрист на свободной

<< Пред.           стр. 620 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу