<< Пред. стр. 621 (из 913) След. >>
проволоке. Впоследствии работал в силовом жанре, танцевал чечётку,исполнял комич. песни. Широкой популярности добился как клоун. В 1848
открыл собственный цирк. Р. создал образ бородатого фермера-острослова,
метко отвечающего зрителю, выходил на арену в полосатом костюме -
рубашке с короткими рукавами, коротких штанах, с цилиндром на голове.
Начиная представление, он обменивался шутками со зрителями и
шпрехтшталмейстером читал стихи, пел песни собств. соч. Р. имел много
последователей.
Лит.: D u r a n t J. and A., Pictorial history of the American
circus, N. Y., 1957; Murray M., Circus! From Rome to Ringling, N. Y.,
[1956]. M. Зон.
РАИС (Rice), Элмер [наст. фам.- Р а и з е н -ш т а й н (Raisenstein);
p. 28.IX.1892]-амер. драматург и режиссёр. По образованию юрист. Первая
пьеса -"На процессе" (1914, т-р "Чендлер", Нью-Йорк)- была написана под
влиянием движения т. н. "малых т-ров", активным деятелем к-рого Р. стал
в 20-30-е гг. Р. писал пьесы, обличающие несправедливость капиталистич.
строя, направленные против наступления фашизма, защищающие демократич.
принципы. "Счётная машина" (1923, т-р "Гилд", Нью-Йорк) - одна из первых
амер. экспрессионистских пьес, выражает протест против капитализма,
нравственно уродующего людей. "Уличная сценка" (1929, т-р "Плей-хаус",
Нью-Йорк; пр. Пулицера, 1929) показывает жизнь трущоб Нью-Йорка и
вызывает чувство протеста против социальной несправедливости. Среди пьес
первого периода творчества -"Мы, люди" (1933, т-р "Эмпайр", Нью-Йорк),
"Американский ландшафт" (1938, т-р "Корт") и др. Послевоенные пьесы Р.
не были столь значительны.
Р. принимал активное участие в борьбе с коммерч. т-ром; он был членом
"Компании драматургов" (с 1938), где выступал не только как драматург,
но и как режиссёр. Первая режиссёрская работа Р.- пост. его пьесы
"Уличная сценка" (1929). Впоследствии все свои пьесы Р. ставил сам.
Пьесы Р. ставились в СССР: "Мы, народ" ("Мы, люди")-1934, Т-р им.
Марджанишвили, Тбилиси; "В глухом переулке" ("Уличная сценка") - 1959,
Т-р им. Ленинского комсомола, Ленинград.
С о ч.: Seven plays, N. Y., 1950; Minority report..., N. Y., 1964; в
рус. пер.- В глухом переулке, М., 1938.
Лит.: К г и t с h J. W., The American drama since 1918, N. Y., 1939;
Mersand J., The American drama. 1930-1940, N. Y., 1941. Я. Г.
РАЙСКИЙ, Назарий Григорьевич [26.X(8.XI). 1876-6.X.1958] - рус. сов.
певец (тенор), вок. педагог, искусствовед. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1944). Доктор искусствоведения (1941). Муз. образование получил в
Варшаве, совершенствовался в Италии. В 1904-09 пел в Оперном т-ре Зимина
в Москве. Партии: Гвидон ("Сказка о царе Салтане"), Ленский, Вертер;
Энцо ("Заза" Леонкавалло). В 1908-16 выступал как камерный певец.
Обладая небольшим голосом, Р. привлекал слушателя тонким художеств.
чутьём, природным артистизмом. Автор ряда науч. работ, редактор сб-ков
вок. произв. Р. был выдающимся педагогом-вокалистом; в 1919-29 и
1933-49- профессор Московской, в 1929-33 - Тбилисской консерваторий.
Среди его учеников - С. Я. Лемешев, Э. Я. Пакулъ, В. Р. Сливинский В. М.
Фирсова, П. М. Понтрягин и др.
Соч.: "Лит-ра и иск-во", 1944, 23 февр., .ј 9, с.4; "Моск.
большевик", 1945, 15 июня, ј 139, с. 3; Последние дни С. И. Танеева, в
кн.: С. И. Танеев. Материалы .и документы, т. 1, М., 1952, с. 338-44.
Лит.: "Рампа и жизнь", 1916, .ј 12, с. 12; "Муз. жизнь", 1958, .ј 18,
с. 23. М. p.
РАЙЧЕВ, Александр (р. 1922) - болг. композитор и педагог. Засл. арт.
НРБ (1963). Окончил Софийскую консерваторию. В 1947-48 - зав. муз.
частью Нар. т-ра молодёжи (София). Написал музыку к спектаклю этого т-ра
"Кошкин дом" Маршака (1947) и др. Р.- автор первого болг. балета,
написанного при нар. власти,- "Хайдуцкая песня", по мотивам стих.
"Хайдуки" Ботева о героич. борьбе болг. народа против тур. угнетателей
(1953, софийская Нар. опера, Димитр. пр., 1959), оперетты "Соловей
Орхидеи" (1963, Муз. т-р им. С. Македонского) и др., музыки к фильмам.
Лит.: "Българска музика", 1953, .ј 2, с. 17-26, 1964, M 4, с. 9-20.
Д. Ив.
РАЙЧЕВ, В-иктор (р. 2.IV.1922) - болг. композитор и дирижёр. Автор
оперетт: "Молодость маэстро", поев. болг. композитору Г. Атанасову
(1958, Муз. т-р им. С. Македонского, София); "Дамский бал" (1963, там
же) на совр. тему; "Счастливец", поев. А. Константинову, П. Славейкову и
др. деятелям болг. культуры (1964, там же), и др. С 1953 Р.- дирижёр,
затем гл. дирижёр Муз. т-ра им. С. Македонского. Пост.:
"Айка" (1955), "Мадам Сан-Жен" (1958) Хаджиева, "Будь я король" Адана
(1956), "Девичий переполох" Милютина (1953), "Самое заветное"
Соловьёва-Седого (1954), "Орфей в аду" (1959), "Жюстина Фавар" (1964)
Оффенбаха, "Лисистрата" Дендрино (1962) и др., оперетты собств.
сочинения. А. Ив.
РАЙЧЕВ, Георги (7.XII.1882-17.II.1947) -болг. писатель, драматург.
Лит. деятельность начал в 1907 в журнале "Наша жизнь". Автор драмы в
стихах "Оленье царство" (1934, Нар. т-р, София) - драматич. легенда по
мотивам болг. нар. творчества. Р. пере" вёл на болг. яз. басни Крылова,
к-рые служили материалом для спектаклей любительских трупп. Соч.:
Еленово царство, драма в стихове. С., 1929.
Лит.: Константинов Г.,Минков Цв., В е-л и к о в Ст., Български
писатели. Биографии. Библио графия, С., 1961, с. 297-99. А. Ив
РАЙЧЕВ, Пётр (9.1П.1887-ЗО.УШ.1960)-болг. ар тист оперы
(лирико-драматич. тенор), режиссёр, педагог. Нар. арт. НРБ (1949).
Занимался у И. Вульпе. В 1908-11 учился в Моск. консерватории у проф. У.
Мазетти, в 1912 совершенствовался в Неаполе у Ф. Де Лючия и пел в тре
"Сан-Карло".Начал сценич. деятельность в 1908 в "Болгарском оперном
товариществе". С 1913 - артист т-ра Муз. драмы в Петербурге (партии:
Герман, Ленский, Канио, Рудольф). Гастролировал во многих городах
России. С 1920 с успехом выступал в Италии и др. странах Европы. В
1934-35 был реж. Загребской оперы. С 1936 жил в Болгарии. После 1944
работал гл. обр. как постановщик. В софийской Нар. опере пост.: "Паяцы"
(1935, 1956); "Сельская честь" Масканьи (1935), "Кармен" (1940);
"Фальстаф" Верди (1943), "Евгений Онегин" (1945) и др. Принимал участие
в организации оперных т-ров в Варне, Пловдиве, Русе.
Р. выступал как последователь К. С. Станиславского. Обладал высокой
вок. и сценич. культурой. Был партнёром выдающихся оперных певцов, в т.
ч. Ф. И. Шаляпина. Вёл педагогич. работу (проф. Софийской
консерватории). Димитр. пр. (1950).Партии: Никола ("Гергана" Атанасова),
Балдуин ("Царь Калоян" Владигерова), Князь ("Русалка"), Синодал;
Самозванец и Шуйский ("Борис Годунов"), Владимир ("Князь Игорь"),
Далибор (о. п. Сметаны), Неморино ("Любовный напиток" Доницетти),
Альмавива, Герцог, Каварадосси; Ка-лаф ("Турандот" Пуччини), Хозе,
Вертер; Фауст (о. п. Гуно), Лоэнгрин; Ирод ("Саломея" Р. Штрауса) и др.
Выступал в оперетте (Данило -: "Весёлая вдова" Легара и др.).
Лит.: Тихолов П., Петър Райчев. Живот. Сценична дейност. Куриози, С.,
1947; Андреев А., Първи бъл-гарски оперни певци и певици. С., 1961. А.
Ив.
PAKAH (Racan), Оноре де (5.II.1589-21.1.1670)- франц. поэт. Чл.
Франц. академии (с 1634). Автор драматич. пасторали в стихах
"Пастушеские сцены" (ок. 1618, т-р "Бургундский отель", изд. 1625),
написанной в традициях Т. Тассо, Б. Гварини и О. д'Юрфе. Аристократич.
представления и религиозные мотивы сочетаются в ней с осуждением
богатства, прославлением простоты нравов, радостей сельского
существования. Художеств. достоинства пасторали- в тонком лирич.
восприятии природы,, поэтич. свежести нек-рых сцен. Наряду с условностью
и прециоз-ной (см. Прециозный стиль) манерностью в "Пастушеских сценах"
проявляются черты бытовой комедии.
С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-2, P., 1857; Les Bergeries, P., 1937.
Лит.: Arnould L., Racan, P., 1896. Ю. В.
PAJIOB (Ralov), Берге [наст. фам.-Петерсен (Petersen); p.26 .VI
1.1908] - дат. артист балета и балетмейстер. С 1918 учился в школе
труппы Королевский балет (Копенгаген), в 1927 был принят в труппу. С
1933 - ведущий танцовщик, с 1938-балетмейстер и репетитор этой труппы.
Р. был одним из ведущих классич. танцовщиков Дании 30-40-х гг. Исполнял
главные партии в балетах: "Барабау" Риети, "Легенда о Иосифе" Р.
Штрауса, "Видение розы" на муз. Вебера, "Птица-феникс" Риизагера,
"Сильвия" Делиба, "Симфония до-мажор" на муз. Бизе, "Выпускной бал" на
муз. Штрауса и др. С 1934 выступал как балетмейстер. Пост. в труппе
Королевский балет:
"Вдова в зеркале" Кристенсена (1934), "Двенадцать пассажиров
почтового дилижанса" Риизагера (1942, по Андерсену), "Куртизанка"
Бентсона (1953) и др. С 1945 - педагог школы Королевского балета. В 1957
закончил сценич. деятельность. Е. С.
РАЛТЕ (Raalte), Алберт ван (21.V.1890-23.XI. 1952)- голл. дирижёр.
Учился дирижированию в Кёльнской консерватории. Дебютировал в 1909 в
Кёльне, затем выступал в Лондоне, Париже, Берлине, Брюсселе. В 1914-15
дирижировал в Лейпциг-ской опере ("Парсифаль" и "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера и др.). В 1916-22 был дирижёром Голл. оперы в
Амстердаме, затем Нац. оперы в Гааге. В 1924-29 возглавлял (совм. с А.
Полманом) собств. оперную компанию "Ко-опера-си", ставившую 'оперы голл.
композиторов. Впоследствии был дирижёром Голл. радио в Хилверсюме. Ал.
М.
PAMA3AHOB, Кумбай Фатали-оглы [р. 18.IV(1.V). 1912] -лезгинский сов.
актёр. Нар. арт. Даг. АССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В
1932 окончил Бакинский театр. техникум. Работал в азерб. т-рах. В
1936-46 - актёр лезг. т-ра (с. Ахты), с 1949 - Лезг. т-ра им. С.
Стальского (Дербент). Яркий комедийный актёр, Р. создал мягкие, лирич.
образы добрых простых людей: Бабакиши ("Севиль" Джабарлы), Варис
("Цветок России" Меджидова) и остро характерные, обличительные образы -
Ку-лушбек ("Развлекатели сердец" Ордубады), Дурсун ("Дурна" Рустама). В
числе лучших ролей Р.-шут Кудуц ("Ашуг Сайд" Хрюкского и Меджидова),
Скапен; Таймур ("Казимагомед" Эфендиева и Айдаева), Ахов ("Не всё коту
масленица"), Вурм ("Коварство и любовь"). Е. Ж.
PAMBEP(Rambert),MapH [наст. имя и фам.-Мириам Ра м б е р г (Ramberg);
p. 20.II.1888] - англ. артистка балета,педагог. В 1910-12 училась у Э.
Жак-Далькро-за (до этого занималась классич. танцем в т-ре
"Гранд-Опера", изучала также иск-во А. Дункан). В 1913 была в труппе
"Русский балет С. П. Дягилева", где выступала в кордебалете и
преподавала основы ритмики. В 1917-23 занималась у педагогов С.
Астафьевой и Э. Чекетти. В 10-е гг. исполняла танц. импровизации на темы
мазурок Шопена, на муз. Шумана, Грига и др. В 1920 открыла в Лондоне
постоянную школу-студию (с 1928 - "Мари Рамбер дансес"). В 1922
принимала участие в организации оалетного Об-ва им. Чекетти (Лондон). В
1930 организовала первую постоянную англ. балетную труппу, к-рая в 1934
получила название "Балле Рамбер". Спектакли этой труппы имели большое
значение в становлении нац. английского балета. Превосходный педагог, Р.
воспитала в своей труппе технически сильных танцовщиков, тонко
чувствующих стиль хореографич. произв., стремящихся к психологич.
раскрытию сценич. образов. Р. привлекала англ. композиторов и художников
к созданию балетов, воспитывала балетмейстеров. В её труппе осуществили
первые пост. балетм. Ф. Аш-тон, А. Тюдор, Н. Моррис и др.; оформили
первые балетные спектакли художники: С. Федорович, У. Чеппел, Н. А.
Бенуа; воспитывались артисты балета: П. Аргайл, М. Ллойд, С. Гилмор и
др. Были пост.: "Сиреневый сад" на муз. Шоссона (1936), "Мрачные элегии"
на муз. Малера (1937), "Торжественный спектакль" на муз. Прокофьева
(1938), "Жизель" (1946); "Два брата" на муз. Донаньи (1958), "Хазана" на
муз. Суринаха (1959), "Конфликты" на муз. Вебера (1962),
"Путешественники" на муз. Бернстайна (1963) и др.
За заслуги в развитии нац. балета в 1962 Р. было присвоено почётное
звание "дэйм" (дама).
Лит.: BradleyL., Sixteen years of Ballet Rambert, L., 1946; С lark
M., Dancers of Mercury. The story of Ballet Rambert, L., 1962. Ham P
РАМИШВЙЛИ, Нина Шалвовна (р.19.1.1910) -груз. сов. артистка балета,
балетмейстер. Нар. арт. СССР (1963). В 1922-27 училась в Тбилиси в
балетной студии им. М. И. Перини и по окончании была принята в
кордебалет Тбилисского т-ра оперы и балета. Исполняла сольные танц.
партии в груз. операх: "Даиси", "Абесалсм и Этери" Палиашвили, "Коварная
Да-реджан" Баланчивадзе, "Ци-сана" Долидзе, "Сказание о Шота Руставели"
Аракишви-ли и др. В 1936-45 - ведущая солистка ансамбля нар. танца груз.
филармонии (в 1939-41- солистка ансамбля НКВД СССР). Исполнительскому
мастерству Р. присущи благородство, женственность и строгая простота,
особая выразительность рук. Р.- одна из лучших исполнительниц женских
груз. танцев. С 1945 -солистка и худ. рук. (совм. с И. Сухишвили)
Ансамбля нар. танца Грузии. Лучшие пост. Р. - "Хо-руми", "Колхозный
танец", "Нарпари", "Самапа", "Сванский танец" и др.- отмечены графич.
точностью, скульптурной выразительностью пластики, использованием груз.
танц. фольклора. Гос. пр. СССР (1949).
Вместе с ансамблем гастролировала в Венгрии, Австрии, Дании, Италии,
США и др. странах. Ст. М. РАМИШВЙЛИ, Трифон Мамукович [10(22). IV.
1875-14.IV.1929] - груз. драматург. Один из представителей груз.
реалистич. демократич. лит-ры нач. 20 в. Лит. деятельность начал в 1902.
В 1904 была напечатана драма Р. "Соседи", отразившая революц. идеи
(1905, Тифлис). Автор пьес: "Доктор Аширбад-жиан" (1906), "Умалишённые"
(1907), "Роковой пистолет" (1908), "Отрывок жизни" (1912), "Мачеха"
(1914), "Семья Саломе" (1915), "Гостеприимство" (1919), "У границы
любви" (1923) и др. Пьесы эти ставились до революции в Тифлисе и др.
городах Грузии, особенно популярна была драма "Соседи". Г. Б.
РАМКА - гимнастический цирковой аппарат (имеет форму рамы).
Применяется в воздушных и партерных номерах. Количество исполнителей от
двух и больше. На Р. исполняются и акробатические номера. Ал. Ш.
РАМЛИЛА [санскр., от Рам (а) - одно из земных воплощений бога Вишну и
лила - игра] - музы-кально-танц. драма, распространённая в сев. районах
Индии. В основе сюжета Р. лежит др.-инд. эпич. поэма "Рамаяна". С
древних времён Р. разыгрываются при индуистских храмах во время
религиозного праздника дасахры, длятся 9-14 дней. Представление состоит
из серии последовательно развивающихся эпизодов, к-рые разыгрываются
прямо на площади или на подмостках. Гл. действ. лицо - рассказчик, к-рый
объединяет действие в одно целое. Он подробно комментирует все
происходящие на сцене события, поведение героев, разъясняет зрителям
философию и мораль древних эпич. сказаний. Помимо осн. эпизодов, в Р.
часто включаются также театр. процессии и интермедии комедийного
характера (шомы). Иск-во исполнителей Р. синтетично по своему характеру.
Осн. средства актёрской выразительности - танец и пантомима. Действие
сопровождает оркестр нац. муз. инструментов. В 18-20 вв. организуются
светские представления Р. Для устройства представлений выбирают комитеты
из местного населения. Чл. комитета собирают пожертвования на спектакль,
отбирают актёров из числа любителей и поручают пост. наиболее опытному
участнику. Исполнители носят яркие костюмы, иногда надевают маски;
представление идёт без декораций (используются только аксессуары).
Лит.: Бабкина М. П., Потабенко С. И., Народный театр Индии, М., 1964.
Мел. Б.
РАМб (Rameau),Жан Филипп (25.IX.1683, Дижон,- 12.IX.1764, Париж) -
франц. композитор и теоретик музыки. Род. в семье органиста. Работал как
скрипач в итал. театр. труппе, затем был органистом в разл. городах
Франции. С 1722 жил в Париже. Уже получив известность как автор
инструмент, соч. и издав свои замечат. изыскания в области гармонии,
проложившие новые пути муз. теории (знаменитый "Трактат о гармонии",
1722), Р. выступил как оперный композитор. Наиболее значит, период
оперного творчества Р.- 1733- 1749. В обширном муз.-сц е-нич. наследии
Р. - св. 35 произв., пост. гл. обр. в "Королевской академии музыки"
(Париж): оперы "Ипполит и Арисия" (по Еври-пиду и Расину, 1733), "Кастор
и Поллукс" (1737), "Зороастр" (1749, на основе музыки своей оперы
"Самсон"), оперы-балеты "Галантная Индия" (1735) и "Празднества Гебы"
(1739), два варианта оперы "Дарданус" (1739, 1744), комедия-балет
"Платея"
(1745, Версаль), героические пасторали "Заида" (1748) и "Наида"
(1749) и мн. др. Р. выступил как представитель традиц. франц. еперы с её
разработанным и устоявшимся художеств. каноном, как творч. наследник Ж.
Б. Люлли. Оставаясь в кругу тем, образов и жанров, предписанных стилем
рококо, Р. обогатил выразит, средства музыки, усложнил муз. формы.
Выражение разл. "аффектов" сочеталось в творчестве Р. с индивидуальной
характеристикой персонажей. В речитативах у Р., как и у Люлли,звучат
естеств. интонации речи. Разнообразие типов речитативов даёт возможность
перехода от "сухого" речитатива к арии. Типы арии у Р. варьируются от
простых песенных форм до колоратурных ариетт. В действие опер вводятся
оркестровые дивертисменты. В симф. частях опер (увертюры и т. п.) Р.
расширяет изобразит, возможности оркестра. Полемика между Р. и Ж. Ж.
Руссо и др. энциклопедистами по эстетич. и теоретич. вопросам (об
оперной форме, о связи речи и пения) была исторически ограничена и
противоречива. Р. порой защищал нек-рые, устаревшие эстетич. концепции
("теорию аффектов" - "Наблюдения над нашим муз. инстинктом", 1754).
Оперы Р. ставятся во франц. т-рах и в 20 в.
Лит.: И в а н о в-Б о р е ц к и и М. В. (ред.). Материалы и документы
по истории музыки, т. 2, М., 1934; Л и-в а н о в а Т., История
западноевропейской музыки до 1789 года. М.-Л., 1940; "Муз. жизнь", 1964,
ј 22, с. 22-23-Laloy L., Rameau, 3 ed.. P., 1919; Masson P.-M. L'Opera
de Rameau, P., 1930; Girdiestone C., J.-Ph Rameau. His life and work,
L., [1957]; его же. Rameau в KH.:Die Musik in Geschichte und Gegenwart,
Bd 10, L.-N.Y. 1962; M a 1 i g n о n J., Rameau, P., 1960. Ал. М
РАМПА (франц. rampe, от ramper - спускаться отлого) - 1)
Осветительная аппаратура, установленная на полу сцены по её переднему
краю и спрятанная от публики за бортом, опоясывающим просцениум. Служит
для освещения сцены спереди и снизу. В совр. т-ре Р. является лишь
частью осветительной системы. 2) Граница между зрительным залом и сценой
("перед рампой" - значит в зрительном зале, "за рампой"- на сцене). 3) В
переносном смысле - сцена вообще, т-р в целом (напр., "увидеть свет
рампы" - значит появиться на сцене, выступить публично в т-ре).
"РАМПА"- 1) Еженедельный иллюстрированный театральный журнал. Выходил
в Москве в авг. 1908 - марте 1909, редакторы-издатели Л. Г. Мунштейн
(Loio) и Э. М. Бес-кин; в дальнейшем наз. "Рампа и актёр"
(предшественник журн. "Рампа и жизнь"), с апреля по июль
1909редактор-издатель Бескин. 2) Иллюстрированное приложение к журналу
"Художественный труд", Москва, дек. 1923 - март 1924; возникло на базе
ранее выходившей "Программы и либретто московских театров" (1923). 4.
Шн.
"РАМПА И ЖИЗНЬ" - рус. еженедельный иллюстрированный журнал. Выходил
в Москве с апр. 1909 по окт. 1918, выделившись из ранее издававшегося
журн. "Рампа и актёр". Редактор-издатель Л. Г. Мунштейн (Loio) (с 26 по
30-й номер-редактор Мунштейн, издатель В. Н. Иль-нарская). Наряду с
обширной информацией о текущей театрально-художеств. жизни Москвы,
Петербурга (Петрограда) и провинции, журнал печатал развёрнутые театр.
рецензии, статьи общего характера по вопросам театр. и смежных иск-в,
монографич. очерки, фельетоны, рассказы, стихи, эпиграммы и др. "Р. и
ж." был в своё время одним из популярнейших изданий. Журнал
систематически выпускал приложения: L о 1 о. Жрецы и жрицы искусства.
Словарь сценических деятелей. М., т. 1-2, М., 1910-12;
Московский Художественный театр. Исторический очерк его жизни и
деятельности, т.1-2, М., [1913-14]; Ф. И. Шаляпин. (Биография и
сценические образы), [М., 1915], Галлерея сценических деятелей (Очерки,