<< Пред. стр. 659 (из 913) След. >>
(1807). Но в то же время они содержат новые черты. Обращение к сказочнойи народной эпич. тематике было связано с ростом нац. самосознания и с
романтич. тенденциями, проявившимися в разных областях рус. художеств.
культуры этого периода. Влияние романтизма сказалось и в поисках более
разнообразных средств муз. выразительности. Наиболее ярким
представителем рус. оперного романтизма 1-й пол. 19 в. явился А. Н.
Верстовский, расцвет творч. деятельности к-рого приходится на 20-30-е
гг. 19 в. Из его опер прочный и длительный успех имела "Аскольдова
могила" (1835). Связь с де-мократич. гор. песенностью, свежесть мелодий,
меткость муз.-сценич. характеристик обусловили популярность лучших
произв. Верстовского.
Новый период в развитии рус. музыки определило творчество М. И.
Глинки - основоположника клас-сич. нац. муз. школы. Обобщив все осн.
достижения своих предшественников. Глинка неизмеримо обогатил рус.
музыку. Глубина и разносторонность реа-листич. отображения жизни,
прогрессивность идейного содержания, высокая типичность и народность
образов в сочетании с художеств. совершенством, классич. стройностью
формы определили велико" историч. значение творчества Глинки. Музыка его
проникнута мужественным и светлым оптимизмом, основой к-рого явилась
глубокая вера в народ, в великое будущее своего отечества. Героизм и
духовное величие рус. народа с огромной силой воплощены Глинкой в его
опере "Иван Сусанин" (1836). Создав "Руслана и Людмилу" (1842) по поэме
Пушкина, Глинка утвердил тип нар.-эпич. рус. оперы. Им написаны произв.
высокой художеств. ценности и в области театральной (музыка к трагедии
Н. В. Кукольника "Князь Холмский", 1841), симф., камерной, вок. и
инструмент, музыки. Творчество Глинки отличается богатством форм, жанров
и выразит, средств. Одним из важнейших его источников служила нар.
песня. Глубоко проникнув в её содержание и интонап. строй, Глинка, по
выражению В. Ф. Одоевского, сумел "возвысить народный напев до
трагедии".
Выдающимся продолжателем Глинки явился его младший современник А. С.
Даргомыжский, в творчестве к-рого отразились тенденции, характерные для
критич. реализма в рус. лит-ре и иск-ве 40-х и 50-х гг. 19 в. Крупнейшее
его произв.- бытовая ли-рико-психологич. опера "Русалка" по драме
Пушкина (1856); в ней композитор воплотил тему социального неравенства,
создал драматич. образы людей из народа. В поисках остро характерного,
реалистич. муз. языка Даргомыжский, наряду с нар. песней и разл. жанрами
бытовой музыки, обращался к речевым интонациям как к одному из средств
создания живого человеч. образа. В опере "Каменный гость" по о. п.
Пушкина (оконч. Римским-Корсаковым и Кюи, пост. 1872) Даргомыжский
задался целью создать последо-вательно-реалистич. муз. драму, в к-рой
музыка была бы тесно связана со словесным текстом и сценич. действием.
Он отказался от сложившихся оперных форм (арий, ансамблей), всё муз.
развитие оперы строится на текучем мелодич. речитативе, выражающем
тонкие психологич. детали текста, и на выразит, партии сопровождения.
Опера "Каменный гость" имела большое значение для поисков психологич.
выразительности в творчестве рус. композиторов. В произв. Даргомыжского
нашли отражение социально-обли-чит., сатирич. мотивы, усилившиеся в
поздний период деятельности композитора под влиянием демократич.
разночинной поэзии 60-х гг.
Творч. путь Глинки и Даргомыжского, утверждавших в рус. музыке
прогрессивные принципы реализма и народности, сопровождался тяжёлой и
упорной борьбой против реакц. художеств. взглядов, насаждавшихся
аристократич. "верхушкой" общества. Правящие круги сознательно
игнорировали творчество выдающихся рус. композиторов, оказывали
всяческое сопротивление пост. их опер. Большое значение в борьбе за
признание великих достижений рус. музыки имела передовая муз. критика.
Крупнейший критик 1-й пол. 19 в. В. Ф. Одоевский, несмотря на свойств.
ему романтико-идеалистич. тенденции, первый глубоко оценил прогрессивное
историч. значение творчества Глинки, защищая его от нападок реакц.
мо-нархич. прессы, выступал с поддержкой многих талантливых рус.
композиторов и исполнителей.
Высокого уровня в 1-й пол. 19 в. достигло муз.-театр.
исполнительство. В это время складывается рус. классич. вок. школа. Она
сформировалась под воздействием передовых художеств. и эстетич. явлений
эпохи, на основе нар. иск-ва, а также оперного и камерного вок.
творчества рус. композиторов, особенно Глинки и Даргомыжского. Под рук.
Глинки - создателя основ рус. классич. вок. школы - совершенствовались
лучшие рус. певцы того времени: О. А. Петров и А. Я. Петрова
(Воробьёва), Н. К. Иванова М. М. Степанова, С. И. Гулак-Артемовский, Д.
М. Леонова, А. П. Лодий. Они были первыми исполнителями осн. партий в
операх Глинки и Даргомыжского. Композиторы нередко писали партии своих
опер в расчёте на исполнение именно этих певцов. Даргомыжский был
учителем выдающихся камерных певиц - Л.-И. Кармалиной и А. Н. Молас
(Пургольд). Развитию рус. вок. школы способствовал комп. А. Е. Варламов.
Осн. принципами рус. муз.-сценич. иск-ва были тонкая выразительность
пения и слова, отказ от внешних эффектов, особая певучесть, идущая от
нар. распевности, искренность и задушевность исполнения, простота и
правдивость сценич. игры.
В 1-й пол. 19 в. столичные т-ры стали государственными и перешли в
ведение дирекции имп. т-ров, к-рая насаждала иностр. репертуар в ущерб
национальному. Росту муз. т-ра мешало также отсутствие муз. учеб.
заведений. В условиях обществ, подъёма конца 50-х и 60-х гг. борьба за
муз. просвещение, за уничтожение узких сословных рамок в муз. культуре
являлась одной из актуальных задач. В 1859 по инициативе выдающегося
пианиста, композитора и муз.-обществ. деятеля А. Г. Рубинштейна было
создано Русское музыкальное общество, развернувшее широкую концертную и
музыкально-просветит. деятельность. Открытие первых рус. консерваторий,
сначала в Петербурге (1862), затем в Москве (1866), возглавлявшихся А.
Г. Рубинштейном и его братом Н. Г. Рубинштейном, положило начало
систематич. подготовке квалифицированных музыкантов и явилось важным
условием общего подъёма муз. культуры в стране. Распространению муз.
культуры в широких демократич. слоях общества способствовала
деятельность Бесплатной музыкальной школы, основанной в 1862 в
Петербурге М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным.
Под непосредств. влиянием идей демократич. движения 60-х гг.
сформировалось творчество крупнейших рус. композите ров, начинавших свою
деятельность в этот период: П. И. Чайковского, А. П. Бородина, М. П.
Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева. В конце 50 -
нач. 60-х гг. под рук. Балакирева возникло творч. объединение, известное
под назв. ((Могучей кучки", к-рое ставило своей целью борьбу за высокую
демократич. идейность, реализм и народность музыки, против
поверхностно-гедони-стич. отношения к ней, против далёкого от жизни
реакц. академизма и космополитич. тенденций правящих кругов. Следуя
заветам Глинки, усвоив лучшее из творч. достижений Даргомыжского,
композиторы "Могучей кучки" развивали реалистич. традиции, обогащали их
новым содержанием, воплощали темы и сюжеты, подсказанные совр.
действительностью, смело, новаторски расширяли средства муз.
выразительности, создавали новые жанры и формы.
Борьба идейно-художеств. направлений в области музыки достигла в 60-х
гг. 19 в. резкого обострения. Её отражением являлась разгоревшаяся в
этот период полемика по осн. проблемам музыки. Особенно много внимания
уделялось вопросам оперного творчества. Глубоко положительное
прогрессивное значение имела муз.-критич. деятельность А. Н. Серова, В.
В. Стасова, Ц. А. Кюи, проникнутая боевой публицистичностью и горячей
любовью к рус. иск-ву. Тонкий музыкант-аналитик, стремившийся к
утверждению строго-объективных, науч. принципов исследования и оценки
муз. явлений, Серов был вместе с тем блестящим популяризатором,
критиком-просветителем, боролся за развитие передовой рус. музыки. Он
завоевал известность и как композитор: оперы "Юдифь" (1863), "Рогнеда"
(1865) и "Вражья сила" по пьесе А. Н. Островского "Не так живи, как
хочется" (1871). Наиболее ярким выразителем демократич. идей 60-х гг. в
муз. критике был Стасов, к-рый являлся идеологом и активным участником
всей творч. жизни "Могучей кучки". От имени "Могучей кучки" (хотя и не
всегда последовательно) выступал в печати также участник этого
содружества Кюи, автор опер "Вильям Ратклифф" (1869), "Анджело" (1876) и
др. В борьбе за передовые народно-реалистич. начала рус. музыки сыграли
значит, роль муз.-критич. выступления выдающихся композиторов -
Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. Талантливым пропагандистом и
исследователем творчества Глинки и Чайковского являлся Г. А. Ларош,
вместе с тем он выступал в защиту формалистич. теорий.
Преодолевая препятствия, порождённые реакц. монархич. строем, рус.
композиторы создали во 2-й пол. 19 в. замечат. реалистич. произведения,
занявшие ведущее место в мировой муз. культуре. Рус. клас-сич. опера
этого периода составляет одну из вершин мирового реалистич. оперного
иск-ва. Для неё характерны широкий охват тем и сюжетов из нар. жизни,
большая психологич. глубина и сила выражения, жизненность образов,
разнообразие идейной проблематики. Богатству и глубине внутр. содержания
соответствует многообразие выразит, средств и форм оперной драматургии.
Народно-патриотич. идея, вдохновившая Глинку в "Иване Сусанине",
по-новому была воплощена Бородиным в монумент, героич. опере "Князь
Игорь" (оконч. Римским-Корсаковым и Глазуновым, пост. 1890), в к-рой
получили развитие также черты эпич. драматургии "Руслана и Людмилы". В
этом же эпич. стиле создана монумент, опера-былина Римского-Корсакова
"Садко" (1897). Мусоргский в "Борисе Годунове" (2-я ред. 1872, пост.
1874) и "Хованщине" (оконч. Римским-Корсаковым, пост. 1886) и
Рим-ский-Корсаков в "Псковитянке" (1873, 3-я ред. 1895), развивая
традиции Глинки, создали новый тип нар.-историч. оперы, отражающей
социальный конфликт, борьбу народа против царской власти и правящих
классов. В сказочной опере "Снегурочка" Римского-Корсакова (1882)
раскрыты поэтич. красота и глубокий жизненный смысл нар. сказок и
поверий. Используя форму нар. сказки, композитор сатирически разоблачал
антинародный самодержавный строй-"Ка-щей Бессмертный" (1902), "Золотой
петушок" (1909), в известной степени "Сказка о царе Салтане" (1900). П.
И. Чайковский в операх "Евгений Онегин" (1879) и "Пиковая дама" (1890) с
огромной силой передал драму человека, стремление к-рого к счастью и
радости терпит крушение в неравной борьбе с окружающей средой. Та же
тема раскрыта в операх "Чародейка" Чайковского (1887) и "Царская
невеста" Римского-Корсакова (1899) на широком историко-бытовом фоне.
Личной психологич. драме отведено большое место и в историч. операх
Чайковского "Опричник" (1874), "Орлеанская дева" (1881), "Мазепа"
(1884). Глубоко реалистич. характер носят комич. оперы из нар. жизни:
Чайковского - "Кузнец Вакула" (1876, нов. ред. "Черевички", 1887),
Римского-Корсакова - "Майская ночь" (1878), "Ночь перед рождеством"
(1895), Мусоргского - "Сорочинская ярмарка" (оконч. Кюи, пост. 1917). В
этих операх комедийное начало сочетается с поэтнч. сказочностью, мягким,
задушевным лиризмом. Разнообразно по сюжетам и жанрам, но неравноценно
по художеств. достоинствам оперное творчество А. Г. Рубинштейна, из
произв. к-рого наибольший интерес представляет лирич. опера "Демон"
(1875).
Яркого расцвета достигла рус. муз.-театр. культура во 2-й пол. 19 в.,
хотя ещё в 60-е гг. привилегиями пользовалась итал. оперная труппа, а
рус. т-р не имел поддержки со стороны правящих кругов, дирекции ими.
т-ров. Запросы новой демократич. разночинной публики, напряжённая борьба
передовых композиторов и критиков за утверждение нац. иск-ва привели в
80-е гг. к утверждению рус. оперы, занявшей господствующее положение в
т-ре. Рус. исполнит. школа развивалась в тесной связи с творчеством
композиторов, продолжая традиции, заложенные в нач. века. Реализм и
народность, совершенство вок. мастерства, выразительность сцени ч.
исполнения определили значение творчества крупнейших оперных певцов 2-й
пол. века, среди к-рых Е. А. Лавровская, Ю. Ф. Платонова, Ф. П.
Комиссаржевский, И. А. Мельникова позже Ф. И. Стравинский П. А. Хохлов,
Н. Н. Фигнер, М. И. Фигнер. Эти певцы воспитывались на нац. репертуаре и
своим иск-вом стимулировали творчество композиторов. В эти годы
выдвигаются оперные дирижёры-постановщики - в Петербурге К. А. Кавос,
затем Э. Ф. Направник, К. Н. Лядов, в Москве И.К.Л.гь-тани, У. И.
Авранек. Первые опыты муз. режиссуры принадлежат 0.0. Палечеку. Огромное
значение имела деятельность столичных т-ров - Мариинского в Петербурге
(см. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета
имени С. М. Кирова) и Большого т-ра в Москве. Во 2-й пол. 19 в.
появляются муз. т-ры в провинции (Казань, 1874, и др.); на их сценах шли
рус. и иностр. оперы, выступали крупнейшие певцы столичных т-ров,
талантливые местные исполнители.
Нач. 20 в., ознаменовавшееся мощным подъёмом массового революц.
движения в России и резким обострением идеологич. борьбы во всех
областях, выдвинуло перед муз. иск-вом большие и сложные задачи.
Крупнейшие русские композиторы: Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А.
К. Глазунов, А. К. Лядов-активно откликнулись на революц. события
1905-07, поддержав и возглавив возникшее среди демократич. муз.
общественности движение протеста против само-державно-бюрократич. гнёта.
На рубеже 19-20 вв. опера перестала быть ведущим жанром рус. музыки.
Молодые представители школы Римского-Корсакова (А. К. Глазунов, А. К.
Лядов и др.), объединившиеся в т. н. Беляевском кружке, хотя и были во
многом преемственно связаны с "Могучей кучкой", создавали гл. обр.
инструмент. произв. Моск. композиторы, почти все испытавшие на себе
влияние Чайковского, проявляли больший интерес к оперному жанру: С. И.
Танеев ("Орестея" по драматич. трилогии Эсхила, 1895), А. С. Аренский
(оперы "Сон на Волге", 1890, "Рафаэль", 1894, "Наль и Дамаянти", 1904),
М. М. Ипполитов-Иванов (оперы "Руфь", 1887, "Ася", 1900, "Измена",
1910), А. Т. Гречанинов ("Добрыня Никитич", 1903). Однако в этих операх
заметно сужение проблематики, отход от широких социальных и народных
тем, внимание к личным конфликтам. Эти оперы уступают классике и по
муз.-драматургич. качествам. Наиболее ярким явлением в рус. опере рубежа
19-20 вв., кроме последних опер Римского-Корсакова, были три камерные
оперы С. В. Рахманинова-"Алеко" (1893), "Скупой рыцарь" (1906, обе по о.
п. Пушкина) и "Франческа да Римини" (по Данте, 1906), отличающиеся
тонкой разработкой вок. партий, психологич. проникновенностью, большой
ролью оркестровой партии.
В нач. 20 в. в рус. музыке проявились упадочные модернистич.
тенденции, достигшие особенно большого распространения после подавления
революции 1905- 1907 гг. Эти черты проявляются в операх В. И. Ребико-ва
("Тэа", соч. 1904, "Бездна", соч. 1907), отчасти у Гречанинова
(опера-легенда по Метерлинку "Сестра Беатриса", 1910). Однако в опере
модернизм не получил широкого развития.
Передовые муз. деятели оказывали решительное и упорное
противодействие росту модернистских влияний. Глубокая и острая критика
модернизма содержится в лит. трудах Римского-Корсакова, Танеева и других
выдающихся рус. музыкантов-реалистов. Реалистич. тенденции рус. муз.
классики отстаивали критики Н. Д. Кашкин, С. Н. Кругликов и др.
Муз.-театр. исполнительство достигло на рубеже 19-20 вв. небывалых
высот. Вершиной рус. реалистич. вок. иск-ва явилось творчество Ф. И.
Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова. Эти великие
художники создали муз.-сценич. образы, ставшие классич. примером для
последующего поколения оперных исполнителей. В это же время выдвинулась
плеяда талантливых оперных певцов: В. Р. Петров, В. И. Касторский, Г. С.
Пирогов, И. А. Алчевский, Е. И. Збруева, И. В. Тартаков, Е. К. Мравина.
Иск-во оперных дирижёров-постановщиков достигло вершины в дирижёрской
деятельности С. В. Рахманинова; крупнейшими дирижёрами опер были М. М.
Ипполитов-Иванов, Д. И. Похитонов, Ф. М. Блуменфелъд.
Передовой отечеств, репертуар в это время пропагандировала Московская
частная русская опера С. И. Мамонтова, здесь работали выдающиеся певцы
(Н. И. Забела, В. Н. Петрова-Званцева, Е. Я. Цветкова, Н. В. Салина, А.
В. Секар-Рожанский), дирижёры (Рахманинов, Ипполитов-Иванов), художники
(И. И. Левитан, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. М. Васнецов и В. М.
Васнецов). В т-ре сформировался новый тип оперного режиссёра,
определявшего, наряду с дирижёром, художеств. направленность спектакля.
Первыми режиссёрами такого типа были С. И. Мамонтов, В. А.Лосский, В. П.
Шкафер, П. И. Мельников. Основатель и руководитель т-ра Муз.драмы
(19121919, см. Музыкальной драмы театр} режиссёр И. М. Лапицкий
стремился к правдивости и яркости сценич. действия, к слиянию муз. и
сценич. элементов, боролся против рутины. Муз. частью т-ра руководил
дирижёр М. А. Бихтер. В развитии муз. жизни заметную роль сыграли также
оперный т-р Петерб. нар. дома под рук. Н. Н. Фигнера, Оперный театр
Зимина и др.
В предреволюц. годы выдвинулись оперные артисты, творч. расцвет к-рых
наступил уже в сов. время - К. Г. Держинская, Е. А. Степанова, Н. А.
Обухова, С. И. Мигай, Н. Н. Озеров, П. 3. Андреев. Пост. мн. классич.
опер в Большом т-ре связаны с творчеством дирижёра В. И. Сука.
На рубеже 19-20 вв. продолжается развитие муз. т-ра провинции.
Открылись постоянные т-ры в Перми (1895; см. Пермский театр оперы и
балета), Екатеринбурге (1912; см. Свердловский театр оперы и балета
имени А. В. Луначарского)', в Нижнем Новгороде, Саратове и др. городах
активно работали частные антрепризы. Русские оперные т-ры существовали в
городах Украины (Киев, Харьков), Грузии (Тифлис) и др.
Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. рус. оперная культура завоёвывает всё
более широкое признание за рубежом. Большое художеств. значение и
новаторский характер рус. музыки, особенно оперной, не раз подчёркивали
зарубежные музыканты: Ф. Лист, Г. Берлиоз, Ж. Массне, М. Равель, А.
Дворжак, Л. Яначек. Мн. зарубежные дирижёры - Г. Бюлов, Г. Малер, А.
Никиш- были пропагандистами рус. опер. В нач. 20 в. рус. муз. иск-во за
рубежом пропагандировали гастролировавшие там певцы - Шаляпин, Собинов,
Нежданова и др. С 1908 начались гастроли оперных коллективов {"Русские
сезоны за границей" С. П. Дягилева). В то же время в деятельности
столичных т-ров Большого и Мариинского, зависевших целиком от
консервативной дирекции имп. т-ров, в эту эпоху усилились противоречия:
при высоком уровне исполнит. иск-ва репертуар их часто отличался реакц.
направленностью, слабостью в художеств. отношении; произв.
Римского-Корсакова, Мусоргского и др. выдающихся композиторов не
ставились или подвергались искажению.
Советский музыкальный театр. После Великой Окт. социалистич.
революции рус. муз. т-р вступил в новую эру своего развития. С первых же
шагов сов. иск-ва Коммунистич. партия и Сов. правительство направляли
его на служение широким нар. массам.
Сразу после революции т-ры были открыты для народного слушателя -
рабочих, солдат, крестьян. Передовые деятели иск-ва продолжали сохранять
и развивать лучшие классич. традиции и в области оперы. В 1917
крупнейшие (а позже - все) т-ры стали государственными. Основу оперного
репертуара в первые годы Сов. власти составляли возобновл. и новые пост.
классич. опер, особенно тех, к-рые прежде были запрещены царской
цензурой или редко ставились из-за их социальной направленности
("Золотой петушок", "Борис Годунов", "Кашей Бессмертный" и т. п.).
Важнейшим событием явилась постановка в 1928 в Ленингр. т-ре оперы и
балета (б. Мариин-ском) опера "Борис Годунов" в подлинной авторской
редакции.
Центрами оперной культуры по-прежнему оставались Большой и б.
Мариинский т-ры, где были сосредоточены лучшие артистич. силы: певцы Ф.
И. Шаляпин, А. В. Нежданова, И. В. Ершов, Л. В. Собинов, Н. А. Обухова,
К. Г. Держинская, В. Р. Петров, дирижёры В. И. Сук, М. М.
Ипполитов-Иванов, А. М. П азовский, Д. И. Похитонов, Н. С. Голованов, Э.
А. Купер, В. А. Дранишников, С. А. Самосуд', режиссёры: