<< Пред. стр. 666 (из 913) След. >>
А. И. Шуберт, а также антрепренёр и актёр П. М. Медведев, в труппек-рого С. играла в Казани, Саратове, Орле (до 1872). В первый период
своей деятельности выступала преим. в водевилях, опереттах, лёгких
комедиях. "Скромная, тихая, но с лукавыми глазенками, со звонким
мелодическим голосом, вся изящная, хрупкая -она была очаровательна в
оперетке и комедии" (Давыдов В. Н., Рассказе прошлом, 1962, с. 97),
неожиданно разнообразна, грациозна в водевиле. Современники сравнивали
её с В. Н. Асенковой. В 1873 С. становится ведущей актрисой саратовской
сцены. В 1874 поступила в труппу Александрийского т-ра, где работала до
конца жизни. В этот период С. знакомится с писателями, журналистами,
художниками, знаменитыми актёрами, постоянно совершенствует своё
актёрское мастерство, начинает играть роли в пьесах рус. классич.
драматургии. С. была лучшей за всю сценич. историю "Ревизора"
исполнительницей роли Марьи Антоновны (1881). Среди ролей классич.
репертуара - Юлия Тугина, Вера Филипповна ("Последняя жертва", 1877,
"Сердце не камень", 1899, Островского), Анна Андреевна ("Ревизор",
1912). Высоким мастерством отличались остро характерные образы С. Играя
роль
Акулины ("Власть тьмы", 1895), она создала образ тупой, забитой
деревенской девки, в к-рой пробуждаются проблески сознания, рождаются
новые нравственные понятия. Начиная с комедии "Правда - хорошо, а
счастье лучше" А. Н. Островский поручал ей главные роли почти во всех
своих новых пьесах. В 70-е гг. С. создала ряд образов рус. девушек,
выразив в них протест против женского бесправия; она изменила
традиционному амплуа инженю и воплотила черты волевого, деятельного,
жизнеутверждающего характера своих современниц. Играя роль Вари
("Дикарка", 1879), С. создавала образ девушки, наделённой смелостью,
глубиной чувств, своеволием, оригинальностью характера. Даже схематичным
сценич. персонажам актриса придавала черты людей, обладающих сильным,
смелым до отчаянности характером (Фе-ня - "Майорша" Шпажин-ского). В
эпоху революц.-демократич. движения нач. 70-х гг. большой обществ.
резонанс получили в исполнении С. роли в пьесах Островского: Надя
("Воспитанница"), Наташа ("Трудовой хлеб", 1874), Поликсена ("Правда -
хорошо, а счастье лучше", 1876) и др. Особое место в творчестве С.
занимала драматургия И. С. Тургенева, в пьесах к-рого она создала свои
лучшие образы. В 1879 С. сыграла роль Верочки ("Месяц в деревне"),
открыв ею галерею образов тургеневских женщин, к-рые стали значит.
вкладом актрисы в сценич. иск-во. В этой роли определилась осн. тема
творчества молодой С. - становление женского характера, превращение
девочки в женщину, ребёнка - в самостоятельного, решительного, волевого
человека. Вершина творчества актрисы - Наталья Петровна ("Месяц в
деревне", 1903). Играя эту роль в тонких элегич. тонах, С. создала
чарующе гармоничный образ изысканной, благовоспитанной женщины,
стремящейся скрыть свою душевную драму. В этой работе проявились
наиболее характерные черты таланта С.- классич. ясность, изысканная
манера передачи как бы мимолётных, а на самом деле значительных чувств,
умение без слов передать сокровенные движения души. В 80-е гг. С.,
наряду с ролями инженю, стала исполнять драм. роли изысканных,
изнеженных светских львиц и создала галерею образов холодных,
расчётливых женщин, цепляющихся за уходящую молодость, завистливых
авантюристок, разбивающих чужое счастье ради светской карьеры. С
предельной объективностью обнажала С. сущность женщин паразытич. классов
- изломанных, надменных, капризных, жестоких. Актриса в совершенстве
владела иск-вом сжатой, исчерпывающей характеристики. Лучшие роли 80-х
гг.- Ольга Ранцева ("Год жизни" Марковича), Елена Протич ("Симфония" М.
Чайковского), Нина Волынцева ("Цепи" Сумбатова). Но творчество С.,
выступавшей в конце 19 - нач. 20 вв., преим. в салонном "адюльтерном"
репертуаре и имевшей в таких ролях особый успех у "блестящей"
аристократии. публики, отличалось идейной ограниченностью. В нём
отсутствовали то моральное беспокойство и те искания, к-рые проявлялись
в театр. иск-ве конца 19 в. и прежде всего в творчестве В. Ф.
Ко-миссаржевской. Между тем стиль игры С. был близок требованиям
эстетики Чехова; она с простотой, тонкостью и изяществом умела
передавать скрытые чувства и переживания.
Гастроли С. в Берлине (1899) способствовали популяризации рус.
актёрского иск-ва за рубежом. С. была первой рус. актрисой, ставшей на
путь широкой обществ, деятельности. Была одним из организаторов
(1883-84) и председателей Русского (ныне Всероссийского) театрального
общества, входила в число инициаторов 1-го Всероссийского съезда сценич.
деятелей (1897), активно отстаивала материальные и правовые интересы
рус. актёрства, была организатором Убежища для престарелых артистов
(1896; ныне - Дом ветеранов сцены Всероссийского театр. об-ва).
Соч.: Горести и скитания, Л.-М., 1961.
Лит.: Шнейдерман И., Мария Гавриловна Савина, М.-Л., 1956; Юрьев Ю.
М., Записки, Л.-М., 1948; Тургенев и Савина, П., 1918; Протопопов В., М.
Г. Савина. Биография. очерк, СПБ. 1900; Русское сценическое искусство за
границей. Артистическая поездка М. Г. Савиной с труппой в Берлин и
Прагу, СПБ, 1909; Савина М.-и Кони А., Переписка 1883- 1915, Л.-М.,
1938. И. Шн.
САВИЦКАЯ (наст. фам. - Викторова), Елена Фёдоровна [10(23).
II.1908-5.II.1959] -рус. сов. артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР
(1954). С 1928 выступала как исполнительница нар. песен. Работала в
Моск. мюзик-холле (1932-35), в т-ре МОСПС (1935-36), МХАТе 2-м
(1936-37). С 1937 - артистка Моск. т-ра оперетты. Обладала сочным
комедийным дарованием, исполняла бытовые роли, наделяя своих сценич.
героинь яркой характерностью, обаянием. Снималась в кино.
Роли: Гапуся ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Кето, Оксана
("Золотая долина", "Сын клоуна" Дунаевского), Роза ("Взаимная любовь"
Каца). Парася Ни-каноровна ("Трембита" Милютина), мадам Шлюмбергер
("Принцесса цирка" Кальмана) и др.
Илл. см. при ст. А. М. Володин. М. Лифш.
САВИЦКАЯ, Маргарита Георгиевна [ЗО.Х(11.Х1). 1868-27.111(9.IV).1911]
- рус. актриса. Работала нар. учительницей в Казани. В 1895 поступила в
Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, по окончании к-рого в 1898
была приглашена своим педагогом В л. И. Немировичем-Данченко в труппу MX
Т. Игре С. были присущи психологич. глубина, одухотворённость, лиризм,
внутр. драматич. сила.
Роли: Магда ("Потонувший колокол" Гауптмана, 1898), Антигона (о. п.
Софокла, 1899), Весна ("Снегурочка", 1900), Ольга ("Три сестры", 1901),
Ирэн ("Когда мы, мёртвые, пробуждаемся" Ибсена, 1901), Анна ("На дне",
1902), фру Альвинг ("Привидения", 1905), царица Ирина ("Царь Фёдор
Иоаннович", 1906), Фея, Бабушка ("Синяя птица" Метерлин-ка, 1908),
Турусина ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского, 1909) и
др.
САВИЦКАЯ (Savicka), Ольга (р. 7.II.1932) - польская артистка балета.
Училась в школах при оперных т-рах гг. Познани и Бытома, затем у Л. Н.
Егоровой и В. Гзовского в Париже. Дебютировала в 1947 в Оперном т-ре
(Познань), где работала до 1949; затем была солисткой оперных т-ров
Бытома (1949-53) и Варшавы (1953-61). С. - лирич. танцовщица.
Лучшие партии: Сванильда ("Коппелия"), Золотая утка (о. п.
Маклакевича), Мария ("Бахчисарайский. фонтан"), Одетта ("Лебединое
озеро"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Амелия ("Мазепа"
Шелиговского), Жизель; Катерина ("Каменный цветок" Прокофьева) и др.
В 1961 оставила сцену. Живёт во Франции. Е. С.
САВОВ, Стефан (р. 18.IV.1896) - болг. актёр и драматург. Нар. арт.
НРБ (1963). Театр. образование получил в Школе-студии, созданной Н. О.
Массалитиновым при Нар. т-ре в Софии, в к-ром выступал с 1920. Актёрское
иск-во С. характеризуется бытовым и остро характерным, комедийным стилем
игры.
Среди лучших ролей: Даскал, Димитр ("Первые" Тодо-рова), Драгомир
("Иванко" Друмева), чорбаджи Иордан ("Под игом" Вазова), Нако ("Село
Борово" Волкова), Георгий Димитров ("Лейпциг 33" Кронфельда и
Компанейца), Жеко ("Голос народа" Караславова), Городничий; Кочкарёв
("Женитьба" Гоголя) и др.
С. - автор пьес: "Горькие клятвы" (1930), "Перед восходом солнца"
(1936), "Милена" (1941). С п. С,
САВРАНСКИЙ, Леонид Филиппович [р. 16(28). IV. 1876] - рус. сов.
артист оперы (лирико-драматич. баритон) и вок. педагог. Нар. арт. РСФСР
(1934). В 1899 окончил естеств. ф-т Киевского ун-та; в 1900- 1904 брал
уроки пения у М. В. Зотовой. В 1903-07 выступал в оперных труппах в
Белостоке, Иркутске, Кишинёве и др. городах России, в 1907-12 пел в Нар.
доме в Петербурге. В 1914-46 - солист Большого т-ра. Исполняя вначале
лирич. партии, С. постепенно перешёл на драматические, в к-рых полностью
раскрылось его дарование певца и актёра. Обладал звучным, красивым
голосом большого диапазона, сценич. темпераментом. Одна из лучших партий
- Борис Годунов.
Партии: лирич.- Демон, Онегин, Елецкий; Алеко (о. п. Рахманинова),
Фигаро ("Севильский цирюльник"), Жермон ("Травиата"); драматич. -
Руслан, Князь Игорь; Шакло-витый ("Хованщина" Мусоргского), Мизгирь
("Снегурочка"), Грязной; Кочубей ("Мазепа"), Яго ("Отелло" Верди),
Риголетто и др.
В 1948-54 - профессор Моск. консерватории (его ученицей была И. К.
Архип ова). О. Д.
САГАРАДЗЕ, Георгий Илларионович [род. 24. IX (7. X). 1906 ]- груз.
сов. актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1941.
В 1925 поступил в Театр. ин-т в Тбилиси и сотрудником в
Т-р им. Руставели. По окончании ин-та был принят в труппу этого т-ра.
С.- актёр реалистич. школы. Игра его отличается яркой внешней
выразительностью, колоритностью.
Роли: Ларби, Арсен ("Анзор", "Арсен" Шаншиашвили), Амиран ("Салте"
Самсонидзе), Килордава ("Вчерашние" Да-диани), Герцинский ("Дурачок"
Шиукашвили), Кахиани ("Поколение героев" Клдиашвили), Химшиашвили
("Родина" Эристави), Кузьма ("Начальник станции" Мосашвили), Шукри
("Потопленные камни" Мосашвили; Гос. пр. СССР, 1951), Берсенев ("Разлом"
Лавренёва), Дато ("Измена" Сум-батова), Креонт ("Царь Эдип" Софокла),
Клавдий, Эдмунд ("Гамлет", "Король Лир").
С 1928 выступает на эстраде. Снимается в кино. 7"'. Б.
САГАТЕЛЯН, Левой Мкртичевич [р. 11(23).V. 1884]- арм. сов. драматург.
Автор пьес "Из-за клочка земли" (1923, Арм. т-р драмы, Тбилиси), "Две
жизни" (1930, Т-р под рук. Харазяна, Ереван), "Красное ожерелье" (1945,
Т-р им. Сундукяна), поев. социальным преобразованиям в арм. деревне;
либретто оперы "Берберо".
Соч.: Драматические произведения, Ереван, 1961 (на арм. яз.). Б. Л.
САГЙТОВ, Абдулла (1909-43) - тат. сов. актёр. Играл в любительских
труппах. В 1925-28 учился в тат. театр. техникуме. С 1928 работал в
Татарском т-ре в Москве, в 1932-42 - в Т-ре им. Г. Камала. С.- яркий,
самобытный актёр, обладал большим темпераментом, обаянием.
Роли: Курбан ("Бишбуляк" Гиззата), Васька Окорок ("Бронепоезд
14-69"), Фигаро ("Женитьба Фигаро"). J\ K
САЙГОН, Мушег Михайлович [21.V (3.VI).1900] - арм. сов. режиссёр и
театр. художник. Засл. деятель искусств Азерб. ССР (1940). Чл.
Коммунистич. партии с 1942. Окончил Высшую художеств. школу в Баку
(1923). В 1926-32 и в 1937-38 был гл. режиссёром Бакинского арм. т-ра.
Работал также режиссёром и театр. художником в Самарканде, Грозном и др.
С 1941 - художник Бакинского рус. т-ра. Пост. в Арм. т-ре: "Шторм"
(1927); "Кум Моргана" Шир-ванзаде (1929), "Темп" Погодина (1931), "В
кольце" Вагаршяна (1931), "Утро Востока" Мамедханлы (1947); в азерб.
Т-ре оперы и балета им. Ахундова - "Нергиз" Магомаева (1935), "Шахсенем"
Глиэра (1937). Б. А.
САДА, Якко (1872-7.П.1946)-япон. актриса. Одна из первых драматич.
актрис япон. т-ра. Выступала в труппе своего мужа Каваками Отодзиро в
европейском репертуаре. Лучшая роль - Дездемона. В 1902 с труппой мужа
выезжала на гастроли в Европу, США; выступала в России, где её иск-во
пользовалось успехом. Л, Г.
СА7Щ МАХСУМ (2-я пол. 19 в.) - актёр узбекского народного театра
кызыкчи Ферганской долины. Один из ближайших соратников знаменитого
коканд-ского кызыка Закирджана. Позднее С. М. имел свою труппу, был
первым учителем нар. арт. Узб. ССР Юсупджана Шакарджанова. Своих
учеников С. М. учил наблюдать и воспроизводить наиболее характерные
черты социальных типов, учил приёмам острословия, жестикуляции, мимики.
Иск-во С. М. отличалось острой соц. направленностью, он осмеивал ишанов,
мулл, ростовщиков. А. Р,
"САДКО" - опера-былина Н. А. Римского-Корсакова либр. композитора при
участии В. В. Стасова, В. В. Ястреб-цева, Н. М. Штруппа, Н. Ф.
Финдейзена и В. И. Вольского по мотивам былины "Садко, богатый гость" и
др.-рус. былин и сказок. "Пост. 26 дек. 1897, Моск. рус. частная опера,
Т-р Солодовникова (дирижёр Эспозито, художники Коровин и Малютин; Садко
- Секар-Рожанский, Любава - Ростовцева, Нежата - Страхова, Варяжский
гость - Алексанов, Индийский гость - Карклин, Веденецкий гость - И.
Петров, Волхова - Негрин-Шмидт, Царь Морской - Бедле-вич). 1901,
Мариинский т-р (дирижёр Направник, худ. Васнецов; Садко - Давыдов,
Любава - Фриде, Нежата - Долина, Варяжский гость - Антоновский,
Индийский гость - Чупрынников, Веденецкий гость - Смирнов, Волхова -
Больска, Царь Морской - Серебряков, Старчище - Шаронов). 1906, Большой
т-р (дирижёр Сук, худ. Коровин, ба-летм. Горский; Садко - Боначич,
Любава - Азерская, Нежата - Синицына, Варяжский гость - Порубиновский,
Индийский гость - Д. Смирнов, Веденецкий гость - Грызунов, Волхова -
Нежданова).
На сов. сцене пост. 18 сент. 1920, ГАТОБ (дирижёр Купер, реж.
Циммерман, худ. Коровин, балетм. Ширяев). 1934, там же (дирижёр Жуков,
реж. Винер, худ. Дмитриев, балетм. Шпалютин). 1935, Большой т-р (дирижёо
Мелик-Па-шаев, пост. Лосского, худ. Федоровский, хормейстеры Ав-ранек и
В. Степанов, балетм. Тихомиров; Садко -Ханаев, Любава - Баклина, Нежата
- Златогорова, Волхова - Баратова, Варяжский гость - Михайлов, Индийский
гость-Лемешев, Веденецкий гость - Любченко). 1949, там же (дирижёр
Голованов, пост. Покровского, худ. Федоровский, хорм. Шорин, балетм.
Лавровский). В 1953 пост. Т-ром оперы и балета им. Кирова (дирижёр
Ельцин, пост. Соковнина, худ. Юнович, хорм. Михайлов, балетм.
Григорович). 1963 спектакль Большого т-ра на сцене Кремлёвского Дворца
съездов (дирижёр Светланов, реж. Покровский, худ. Федоровский,
хормейстеры Рыбнов и Хазанов). Среди исполнителей на сов. сцене: Озеров,
Нэлепп (Садко),Обухова, Давыдова, Авдеева (Любава), Жуковская, Шумская,
Фирсова (Волхова), Петрова, Левко (Нежата), Лубенцов, Рейзен, Яшугин, И.
Петров (Варяжский гость), А. Алексеев, Козловский, Бугаев (Индийский
гость). Мигай, Лаптев. И. Алексеев, Лисициан, Большаков (Веденецкий
гость).
Пост. в др. городах Сов. Союза; Харьков (1925), Баку (1926), Самара
(1931), Горький (1948), Пермь (1952), Новосибирск (1954), Одесса (1955),
Минск (1957).
Пост. за рубежом: Монте-Карло (1921, на рус. яз.), Антверпен (1925),
Рига (1927), Прага (1928), Барселона (1928, на рус. яз.), Нью-Йорк
(1930, на франц. яз., т-р "Метрополитен-опера"), Париж (1930, на рус.
яз.), Загреб (1930), Буэнос-Айрес (1930, на итал. яз.), Рим, Лондон
(1931), Стокгольм (1934), София (1935), Милан (1938, т-р"Ла Скала";
1964, там же, спектакль Большого т-ра).
Издания: "С." - партитура и клавир, М. П. Беляев, Лейпциг, 1897; сов.
изд. клавира, М., Музсектор, 1929; поел. изд. - М., Музгиз, 1962;
Акад. изд. - Полное собрание сочинений. Партитура, т. 6 (А, Б, В) и
клавир, т. 34 (тома подготовлены А. Л. Локши-ным), М.-Л., Музгиз, 1962.
Я. Гр.
САДОВНИКОВ, Василий Евдокимович (р. 13.1. 1915)-у дм. сов. драматург,
актёр. Засл. арт. У дм. АССР (1952). Работал учителем. В 1934 начал
творч. деятельность как актёр Алнашско-го колх.-совх. т-ра. С 1936 до
1952 выступал в У дм. т-ре (Ижевск). Работал там же зав. лит. частью.
Роли: Подколёсин ("Женитьба"), Скроботов ("Враги"), Актёр ("На дне"),
Гайдар, Герман ("Шестеро любимых", "Таня" Арбузова), Алёша ("Батрак"
Петрова), Писарь ("Холодный ключ" Гаврилова) и др.
К драматургич. деятельности обратился в 1938, написав муз. драму
"Огненное моление" (1940), поев. борьбе за освобождение удм. народа от
влияния религии. С.-автор первой удм. муз. комедии "Свадьба" (муз. Н. М.
Грех оводова, 1946), воспевающей нар. мудрость, осмеивающей тупость и
жадность богатых бездельников; муз. сказки "Волшебная борода" (1948) на
сюжет удм. фольклора, водевиля "На крутом берегу" (1951), направленного
против собственнич. пережитков у отдельных колхозников. Колх. жизни
поев. пьесы "Волнуется синее море" (совм. с М. С. Трониным, 1952) и
"Утренние росы" (совм. с Т. А. Архиповым, 1957). По мотивам нар.
сказаний С. написал либретто первой удм. оперы-балета "Свирель" (муз. Г.
Корепанова-Камского, 1964). Все эти пьесы пост. Удм. т-р. Др. пьесы:
"Счастливая встреча" (1947), "Студенты" (1954).
Соч.: Тыло вось, Ижевск, 1940; Пьесы, Ижевск, 1959. Лит.: Очерки
истории удмуртской советской литературы, Ижевск, 1957, с. 117-18,
172-76. М. Лифш.
САДбВСКАЯ-БАРИЛОТТИ, Мария Карповна (наст. фам. - Т о б и л е в и ч,
по мужу - С а-довская-Барилотти; 17.IV.1855 - 27.III. 1891) - укр.
драматическая актриса и певица. Родилась в семье Тобилевичей (сестра И.
К. Кар-пенко-Карого, Н. К. Садовского, П. К. Саксаган-ского).
Сценическую деятельность начала в Елиса-ветградском любительском кружке.
В 1876-83 - актриса опереточной русско-укр. труппы М. Л. Кро-пивницкого
и ряда рус. опереточных трупп. С 1883 играла в Харькове в первой'укр.
проф. труппе Кро-пивницкого, в 1885-в труппе Кропивницкого и М. П.
Старицкого, в 1886-в труппе Старицкого. С 1890- ведущая драматическая
актриса труппы Саксаган-ского. Работа с крупнейшими мастерами украинской
сцены оказала решающее воздействие на творчество актрисы, её эстетич.
взгляды формировались под непосредственным влиянием Кропивницкого,
Занько-вецкой, Саксаганского.
С.-Б. обладала сочным, красивого тембра голосом (сопрано) и начала
свой сценич. путь с исполнения вокальных партий в укр. репертуаре. Тепло
и задушевно передавала она звучание нар. песен, исполняя роли укр.
девушек и женщин: Кулина ("Черноморцы" Старицкого), Панночка
("Утопленница" Лысенко), Одарка ("Запорожец за Дунаем"). Особого
мастерства достигала в исполнении роли Наталки Полтавки. Естественность,
жизненная правдивость игры, чуждой искусственности, шаржа,отличительные
черты исполнения С.-Б. комедийных ролей: Проня ("За двумя зайцами"
Старицкого), Текля ("Пока солнце взойдет-роса очи выест"), Оришка
("Пошились в дурни" Кропивницкого), Ульяна ("Сватанье на Гончаровке"
Квитки-0 с-новьяненко).
Глубоко и вдумчиво играла С.-Б. драматич. и трагедийные роли.С
глубоким сочувствием и художественной простотой раскрывала С.-Б. радости
и горести укр. девушек и женщин: Маруся, Ярина ("Дай сердцу волю...",
"Невольник" Кропивницкого), КатряДзвонаривна ("Не суждено!" Старицкого),
Харитына ("Наймичка" Карпенко-Карого), Олена ("Мироед, или Паук"
Кропивницкого).
Лит.: Тоб?левич С., "Корифе укранського театру, Кив, 1947, с. 73-75;
Д у з ь ?., Мар?я Садовська, Кив, 1957; М. Кропивницкий. Автобиография,
"Вестник Европы", март, 1916, с. 152; Д у р ? л и н С., Мар?я
Заньковецька, Кив, 1955, с. 142-145; Барилотти в роли Наталки,
"Воронежский телеграф", 1884, ј 83.
С. Б.
САДОВСКИЕ - семья рус. актёров. 1) П р о в Михайлович [наст. фам. - Е
р м и л о в;