<< Пред. стр. 67 (из 913) След. >>
воздушных гимнастов (вначале декорировался под аэроплан, а с 1939-подковёр-самолёт). На этом аппарате, прикрепленном к куполу при помощи
троса, артисты выполняли сложные гимнастические упражнения. Принципы
аппарата Б. были использованы др. цирковыми артистами (В. Н. Лисин и Е.
Л. Синьковская, П. С. Чернега и С. А. Разумов и др.). М. 3. БАРАНОВИЧ
(Baranovic), Крешимир (р. 25.VII. 1894)-югославский композитор, дирижёр
и педагог. Музыке обучался в Загребе, Вене, Берлине и Мюнхене. В
1915-27- дирижёр оперы в Загребе, в 1927-29-в Белграде. В 1928 принимал
участие в артистич. турне по Европе с балетнымансамблем А. Павловой в
качестве дирижёра оркестра. В 1929-43 работал директором оперы в
Загребе, в 1943-46 - дирижёром оркестра и директором оперного т-ра в
Братиславе; с 1946-дирижёр Белградской оперы и профессор Муз. академии в
Белграде. Б.- автор опеп "Стрижено-брито" (1932), "Невеста из
Цетингра-да" (1930), балетов "Изменчивое сердце" (1924), "Цветы
маленькой Иды" (1925), "Имбрек с носом" (1935), музыки к
спектаклям-"Тирена","Дундо Марое" К. Држича (1940, 1947), "Генрих IV"
Шекспира (1953), музыки к фильмам и др. соч. в различных жанрах. В своём
творчестве Б. широко использует хорватский муз. фольклор. Аг. М. и Ю. Ч.
БАРАНОВСКИЙ, Евгений Николаевич [р. 2(15). III. 1907] - советский
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1955). Сценич. деятельность
начал в цирке в качестве акробата, исполнителя характерных танцев. В
1929-36-артист Т-ра оперы и балета в Ташкенте. Исполнял характерные
партии: Шут ("Лебединое озеро"), Кочегар ("Красный цветок") и др. В эти
же годы начал балетмейстерскую деятельность - ставил танцы для
концертного исполнения. С 1939 - балетмейстер Т-ра оперы и балета им.
Навои (Ташкент). Б. внёс значит, вклад в развитие узб. хореографии.
Пост. балеты: "Сердце гор" Балан-чивадзе (1940), "Акбиляк" Василенко
(1946), "Гу-ляндом" Брусиловского (1950), "Балерина" Муше-ля (на
либретто Б., 1952). С 1949 Б. - гл. балетмейстер Узб. гос. филармонии, а
с 1956 - Т-ра им. Мукими (Ташкент). Пост. эстрадные танцы-"Рыбак",
"Белое золото", "Мирзачуль", "Хлопковод", исполнявшиеся на молодёжных
международных фестивалях. Е. Н.
БАРАТАШВИЛИ, Марика Гервасиевна [р. 8(21). VI. 1908] - грузинская
советская писательница, драматург. Лит. деятельность начала в i936. В
1950 написала комедию "Марине" ("Стрекоза"), пост. в Т-ре им.
Марджанишвили (Тбилиси), ЦТСА (Москва) и в др. театрах. Автор пьесы "Моё
Квавилети" (1959, Т-р им. Марджанишвили). Пьесы Б. показывают
колхозников Грузии и сов. интеллигенцию, проникнуты оптимизмом, поэзией,
юмором. А. Я.
БАРАТОВ, Леонид Васильевич [р. 20.111(1.IV). 1895] - русский
советский режиссёр. Нар арт. РСФСР (1958). Учился на юридич. ф-те Моск.
ун-та. В 1918-19 Б. - актёр студии Вахтангова, в 1919- 1922-2-й студии
МХТ. С 1923 - актёр и режиссёр Муз. студии, позднее Т-ра им.
Не-мировича-Данченко. Принимал участие в постановке В. И.
Немировича-Данченко "Лизистрата" Аристофана в муз. студии МХТ (1923). В
1931-36 Б.-режиссёр-постановщик Большого т-ра (Москва) и руководитель
филиала т-ра. В 1936-38 Б.-режиссёр Свердловского т-ра оперы и балета, в
1938-43-гл. режиссёр Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова, с
1943Большого т-ра, с 1950- Муз. т-ра им. Станиславского и
Немировича-Данченко. Постановки: "Емельян Пугачёв" Коваля (Т-р оперы и
балета им. Кирова, Ст. пр. 1943), "Борис Годунов", "Хованщина" (Большой
т-р, Ст. пр. 1949, 1951), "Мазепа" (там же, Ст. пр. 1950), "Семья
Тараса" Кабалевского (Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Ст.
пр. 1952), "Война и мир" Прокофьева (там же, 1958), "Евгений Онегин"
(Большой т-р, 1933), "Псковитянка" Римского-Корсакова (там же, 1932) и
др. Лучшие режиссёрские работы Б. отмечены реалистич. выразительностью;
в них достигнут высокий муз.-сценический ансамбль. С 1926 Б. ведёт
педагогическую работу (с 1947 - профессор ГИТИСа).
БАРБА (исп.ЬагЬа, букв.- борода) - одно из амплуа испанского театра
16-17 вв.-исполнитель ролей стариков. Н. Т.
БАРБЕР (Barber), Самюэл (р. 9. III.1910) - американский композитор.
Почётный доктор музыки (1945).
Член Нац. ин-та иск-в и литературы. В 1932 окончил Муз. ин-т Кёртиса
в Филадельфии по классам композиции, пения и дирижирования.
Композиторскую деятельность начал в 1929. Автор балета "Медея" (1946,
Нью-Йорк), балетной сюиты "Сувениры" (1952), оперы "Ванесса" на либретто
Д. ь1енотти (1958) и ряда симф. и камерных произв. Музыка Б. мело-'
дична и эмоциональна, но лишена характерных национальных черт. Б.
удостоен ряда почётных наград, в т.ч. Рим. пр. (1935), дважды-премии
Пулитцера (1935, 1936), и др.
Лит.: В г ode г N., Samuel Barber, N. Y., 1954. Д, М.
БАРБИРОЛЛИ(Вагbirоlli), Джон (р. 2.XII.1899)- английский дирижёр.
Музыке обучался в Королевской академии музыки (Лондон). В 1925 начал
дирижёрскую деятельность. Был дирижёром Британской нац. оперной
компании, т-ра "Ковент-Гарден" (1927- 1936); руководителем Нью-йоркской
филармонии (1937-43). С 1943 - гл. дирижёр "Халле-оркестра" в
Манчестере. Приобрёл известность интерпретацией опер "Аида",
"Чио-Чио-сан"; "Ромео и Джульетта" Гуно, "Орфей и Эвридика" Глюка, и др.
Лит.: R i g b у Ch., John Barbirolli..., Altrincham. 1948. Be. T.
БАРБО (ВагЬоЦ.Жозеф Теодор Дезире (12.IV.1824- 1.1.1897) -
французский артист оперы (тенор). Пению обучался в Парижской
консерватории (окончил в 1844). Впервые выступил на сцене в 1848 в т-ре
"Опера комик" (Париж). В 1850-56 Б.- солист королевского т-ра "Де л а
Монне" (Брюссель); с 1856-"Опера комик". Партии: Роберт ("Роберт-дьявол"
Мейербера), Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Фредерик ("Миньон" Тома), Джорж
Браун ("Белая дама" Буальдьё) и др. На премьере оперы "Фауст" в Париже
(1859) исполнил заглавную роль. В 1875 Б. оставил сцену; преподавал
пение в Парижской консерватории. Л. М.
БАРБУ (Barbu), Филарет (р. 1903) - румынский композитор. Автор ряда
оперетт и произв. др. жанров. Наибольшую известность завоевали оперетты
Б. (рост. в Бухаресте): "Анна Лугожана", рассказывающая о жизни крестьян
(эта оперетта представляет собой театрализацию популярной рум. песни), и
оперетта на совр. тему "Плотовщик с Быстрицы" (написана в форме традиц.
рум. нар. мелодраматич. представления). Последняя оперетта была пост.
также в 1958 т-ром "Метрополь" в Берлине. Музыка Б. отличается близостью
к рум. муз. фольклору, мелодич. богатством. Б.-профессор Бухарестской
консерватории. Гос. пр. РНР. Л. М.
БАРБЬ‚ (Barbier), Поль Жюль (8.III.1825-16.1. 1901) - французский
драматург и либреттист. В 1847 в т-ре "Комеди Франсез" были пост. первые
пьесы Б. "Поэт" и "Тень Мольера", в 1849 в т-ре "Порт-Сен-Мартен" -
"Андре Шенье",'в 1850- "Работница Дженни" (совм. с Декурселем). Автор
многочисл. комедий и водевилей, пост. во франц. т-pax. Б. получил
популярность как либреттист (совм. с М. Карре) опер Ш. Гуно - "Фауст"
(1859, "Театр лирик", Париж), "Мирейль" (1864, там же), "Ромео и
Джульетта" (1867, там же) и др.; А. Тома - "Миньон" (1866, "Опера
комик", Париж), "Франческа да Римини" (1882, "Гранд-Опера", Париж); В.
Массе - "Галатея" (1854, "Опера комик"), "Павел и Виргиния" (1876,
"Лирик") и др. Написал (совм. с Карре) пьесу "Сказки Гофмана" (1851,
"Одеон", Париж), по к-рой создал затем либретто одноимённой оперетты Ж.
Оффэн-баха (1881, "Гранд-Опера"). Ал. П., Л. Лев.
БАРБЬ‚РЙ (Barbieri), Никколо (1576-1641) - итальянский актёр и
драматург. Род. в Верчелли. В 20 лет начал выступать в бродячей труппе
комедии дель арте. Под руководством актёра Монферрино обучался иск-ву
шуток, острот и лацци, необходимому в ролях Дзанни. В 1600-18 играл в
труппе "Дже-лози", выступавшей в Париже, затем в труппах "Федели"
(Милан, Турин, Болонья и др.), "Конфиден-ти" (Лукка, Венеция). В 20-30-е
гг. 17 в. выступал в Париже, Риме, Неаполе. Б. был создателем маски
Белътрамма развившейся в его исполнении в колоритный и смешной образ.
В 1628 Б. написал работу "Дружеское рассуждение о современных
комедиях" ("Discorso famigliare intorno alle moderne cominedie",
Ferrara), где защищал права актёров, выступал против разл. обвинений (в
т. ч. в колдовстве), жертвами к-рых они часто являлись. Стремясь придать
импровизации большую осмысленность и логичность, Б. написал комедии,
являвшиеся одной из форм лит. обработки актёрской импровизации. Лучшая
среди его комедий-"Неразумный, или Муки Меццетино и помехи Скапино"
(1629). Эту комедию, ставившуюся мн. итал. труппами, использовал Мольер
при работе над своей пьесой "Сумасброд". Р. X.
БАРБЬ‚РИ (Barbieri), Федора (р. 4.VI. 1920)- итальянская артистка
оперы (меццо-сопрано). Пению обучалась в оперной школе при флорентийском
т-ре "Коммунален, где и дебютировала в 1940. С 1941 гастролирует во
многих странах Европы и США; в настоящее время - солистка "Римской
оперы" и т-ра "Ла Скала" (Милан). Голос Б. отличается красотой, силой,
большой подвижностью. Особенно удаются Б. партии, исполненные
драматизма. Партии: Орфей ("Орфей и Эвриди-ка" Глюка), Амне-рис, Эболи
("Аида", "Дон Карлос" Верди), Адальжиза ("Норма" Беллини) и др. В с. Т.
БАРБЬЕРИ (Barbieri), Франсиско (3.Vili.1823- 19.11.1894) - испанский
композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. С 1878 - член
Королевской академии изящных иск-в "Сан-Фердинандо", с 1873 - Испанской
королевской академии. В юности выступал как хорист, пианист и певец в
странствующих театр. труппах. В 1845 окончил консерваторию в Мадриде по
кл. П. Альбениса (фп.) и Карнисера (композиция), Автор, мн. сарсуэл,
завоевавших широкую популярность. Среди сценич. произв. Б.: "Слава и
парик", Хитрость" (1850), "Игра с огнём" (1851), "Бриллианты короны"
(1854, Мадрид). Известностью пользуются комич. оперы Б. "Хлеб и быки"
(1864) и "Цирюльник из Лаваписа" (1874, Мадрид). Эти оперы отличаются
мелодичностью, нац. своеобразием, сочностью красок и простотой. С 1868
Б. - профессор Мадридской консерватории. Б. принадлежит ряд работ по
истории т-ра, в т. ч. "Исторический обзор сарсуэлы" (1877) и др. Как
дирижёр выступал в Королевском т-ре и Т-ре Россини в Мадриде и в симф.
концертах.
Лит.: Martinez 01medillaA.,El maestro Barbieri y su tiempo (El
madrileno que dignifico la tonadilla), 2 ed., Madrid, 1950; Salcedo
Angel S., Francisco Asenjo Barbieri: su vida y sus obras, Madrid, 1950.
Be. T., Иг. Ф.
БАРВЙНСКАЯ, Феодосия Андреевна [30. V(l 1. VI) '. 1899] - украинская
советская актриса. Нар. арт. УССР (1943). Род. в г. Сумы в семье
актёров. С раннего детства участвовала в спектаклях труппы А.
Су-ходольского (в к-рой служили её родители), где исполняла роли детей.
В конце 1913 дебютировала в "Вечерницах" Нищинского и была принята в
труппу. Работала в различных укр. антрепризах, товариществе "Сурма". С
1921 - актриса Т-ра им. И. Франко (Киев). Для творчества Б. характерны
острота сценич. рисунка, художеств. достоверность. Среди лучших ролей
Б.: Лауренсия; Мавка ("Лесная песня" Леси Украинки), Мирандолина; Йола
(о. п. Жулавского), Эболи ("Дон Карлос"), Ирина Лавровна и Коринкина
("Последняя жертва" и "Без вины виноватые"), Надежда и Варвара
("Последние" и "Егор Булычев и другие"), Ванина ("Житейское море"
Карпенко-Карого), Зося, Лида, Тайга, Ковшик ("Богдан Хмельницкий",
"Платон Кречет", "Банкир", "Калиновая роща" Корнейчука) и др.
Лит.: Поляков А., Феодос?я Андр?вна Барв?нська, [XapKIBJ, 1940. ?. ?.
БАРД (франц. barde, от кельт, bard) - странствующий поэт и певец у
кельтов, живших гл. обр. на территории нынешних Ирландии, Уэльса и
Шотландии. Первые упоминания о Б.- у греч. и рим. историков 3-1 вв. до
н. э. (bardus). До 15 в. Б. существовали в Уэльсе, в 15-18 вв.- в
Ирландии и Шотландии. Периодически происходили сборы Б., на которых
выдавались награды за лучшие песни, муз. произв. и игру на инструментах.
Б. пели и декламировали стихи и баллады о нар. героях, свободе, любви в
сопровождении арфы или кроуда-старинного кельтского струнного
инструмента.
БАРДЙТЫ (чем. ед. ч. Bardiefc или Bardit, от лат. barditus или barri
tus - род боевой песни древних германцев) - немецкие
национально-патриотические драмы. Созданы Ф. Клопштоком во 2-й пол. 18
в. (всего 3). Б. "Битва Германа" (1769), "Герман и князья" (1784) и
"Смерть Германа" (1787) написаны прозой, чередующейся со стихами, в них
прославляется древнегерм. полководец Арминий (Герман), боровшийся против
рим. самодержавия. Б. отличались тираноборческой направленностью и были
восторженно приняты писателями "Бури и натиска" и деятелями революц.
Франции. Но отсутствие сценичности помешало их продвижению на сцену.
Темы Б. в дальнейшем разрабатывали Г. Клейст, X. Граб-бе и Р. Вагнер. Э.
Г.
БАРДХАН, Шанти (1916- 54) - индийский хореограф и театр. деятель.
Двенадцати лет начал учиться танцам "манипури", "катхак" и "типпера". В
1940-44 работал в хореографич. школ'е танцовщика и балетмейстера У.
Шанкара в Алморе. Вместе с ним осуществил пост. танц. сцен "Дух Индии"
(1945) и "Индия бессмертна" (1946), пользовавшихся большой популярностью
в годы борьбы индусов за независимость. В 1947 организовал собств.
труппу, с к-рой пост. хореографич. спектакль "Открытие Индии" (по
мотивам книги Дж. Неру). В 1952 создал "Малый балет" - танц. труппу в
Бомбее, выступавшую не только в Индии, но и за рубежом (СССР, КНР, Непал
и др. страны). В этом коллективе Б. пост.: "Сцены из Рамаяны" (1952; на
сюжет инд. эпоса) и "Панчатантра" (1954; по мотивам инд. нар. сказок) -
синтетич. спектакли с танцами, музыкой, пением, стихотворными диалогами,
сочетающие традиц. приёмы инд. классического танца и выразительные
средства народного танца. Св. П.
БАРИОНИ (Barioni), Даниеле (р. 1928) - итальянский артист оперы
(сначала баритон, затем тенор). Пению обучался в Милане у А. Бордонали.
Дебютировал в 1954 в милан. т-ре "Нуово". В 1955 пел в Каирской опере. С
1956 - один из ведущих певцов "Метрополитен-опера". Партии: Каварадосси,
Рудольф, Пинкертон ("Тоска", "Богема", "Чио-Чио-сан"), Альфред;
Туриду ("Сельская честь" Масканьи) и др. Л. М.
БАРИТОН (итал. baritono, от греч. ????? - тяжёлый, низкий и ????? -
тон) - 1) Мужской голос, средний между басом и тенором. Различают Б.
лирический (близок к драматическому тенору) и Б. драматический - более
мужественный, сильный голос (в нижнем регистре приближается к басу).
Диапазон Б. от А до al (asi). Наибольшее распространение в операх партии
Б. получили в начале 19 в. Выдающимися певцами-баритонами были певцы:
русские - П. А. Хохлов, Л. Г. Яковлев, И. В. Тартаков, Б. Б. Корсов, И.
А. Мельников; итальянские - А. Тамбурини, M. Баттистини, А. Скотти,
Титта Руффо; французские - Ж. Фор, В. Морель, M. Рено; американские- Д.
Бисфем, К. Уайтхилл и др. Среди сов. певцов Б.- П. Г. Лисициан, А. А.
Иванов, А. П. Иванов, С. И. Мигай, В. Р. Сливинский, П. М. Норцов, М. С.
Гриш-ко, Е. Серкебаев, П. В. Амиранашвили, Т. Куузик и др. Партии Б.:
Мазепа, Онегин, Игорь; Грязной ("Царская невеста"). Демон, Риголетто;
Дон Жуан (о. п. Моцарта), Тельрамунд ("Лоэнгрин" Вагнера), Богдан
Хмельницкий (о. п. Данькевича), Рылеев ("Декабристы" Шапорина), Фрол
Скобеев (о. п. Хренникова) и др. 2) Басовый струнный смычковый
музыкальный инструмент (типа виолы-бастрады). Был распространён в 18 в.
3) Духовой медный музыкальный инструмент.
БАРКАРОЛА (итал. barcarola, от barca - лодка) - песня лодочника,
гребца; бытовой муз. жанр, особенно распространённый в Венеции. Б.
(романс, пьеса для фп.) связана своими образами с движением по воде,
катанием на лодке; обычно - мечта-тельно-лирич. характера, с плавной
мелодией на фоне мерного сопровождения, подражающего всплескам волн. В
операх встречаются вокальные номера, написанные в жанре Б. в "Немой из
Портичи" Д. Ф. Обера, "Цампе" Л. Ж. Ф. Герольда, "Отел-ло" Д. Россини,
"Сказках Гофмана" Ж. Оффенбаха, и ДР.). ,
БАРЛЕТТА (Barletta), Леонидас (р. 30.VIII.1902) - аргентинский
писатель, драматург, театральный деятель. Род. в Буэнос-Айресе. Один из
инициаторов создания нового нац. т-ра. В 1930 основал т. н. независимый
т-р "Эль Пуэбло" ("Народный т-р") в Буэяос-Айресе, спектакли к-рого
показывались по доступным для широкого зрителя ценам. В 1931 Б. создал
при т-ре гастрольную труппу, разъезжавшую по всей стране. В 1931 здесь
была осуществлена пост. первой пьесы Б.- "Ненависть", в 1946 - его пьесы
для детей "Хозяева леса". Драма-тич. произведения Б. посвящены
социальной проблематике, демократичны по своей направленности. Ал. Р.
БАРЛОГ (Barlog), Болеслав (р. 28. III.1906) - немецкий режиссёр.
Ученик реж. Г. Гиль-перта и К. Мартина. Начал сце-нич. деятельность
ассистентом режиссёра в берлинском Народном т-ре (1930-33), затем
работал в кино. С 1945 руководил "Шлоспарк-театром", с 1951
"Шиллер-театром" в Зап. Берлине. Первая значит, режиссёрская работа Б. в
"Шлоспарк-театре" - комедия В. Геца "Фокус-покус" (1945). Среди 'пост.
40-50-х гг.: "Как вам это понравится" (1946) и "Сон в летнюю ночь"
(1953) Шекспира, "Женитьба" Гоголя (1947), "Андрокл и лев" Шоу (1947),
"Фауст" Гёте (1954). Б. ставит острые комедийные спектакли. Его
режиссёрские работы характеризуются богатством фантазии, интересом к
гротескным решениям.
Лит.: 10 Jahre Schlo?park-Theater, В., 1956. В. К. БАР-МЙЛЬДЕНБУРГ
(Bahr-Mildenburg), Анна (29.XI. 1872-27.1.1947) - австрийская артистка
оперы (сопрано). Пению обучалась в Венской консерватории у Р. Папир и Б.
Поллини. Дебютировала в Гамбурге в 1895. В 1908-17 - солистка Венской
придворной оперы. Наибольшую известность завоевала исполнением партий в
операх Вагнера, в т. ч. Кундри ("Парсифаль"), Изольда ("Тристан и
Изольда"), Брунгильда ("Валькирия"). Впоследствии занималась также
оперной режиссурой. С 1919 Б.-M. - профессор пения в Мюнхенской муз.
академии.
Лит. соч.: Bayreuth und das Wagner-Theater, W., 1912. Лит.: Stefan
P., Anna Bahr-Mildenburg, W., 1922. л. м.
БАРНАЙ (Barnay), Людвиг (11. II. 1842, Пешт,- l. II. 1924, Ганновер)
- немецкий актёр и театральный деятель. В 1860 дебютировал под псевд.
Лакруа в передвижном т-ре в Траутенау (Богемия). В 1861 поступил в
Немецкий т-p Будапешта. В 1863-73 играл в т-рах Граца и Майнца, в
венском "Бургтеатре", в т-рах Лейпцига и Франкфурта-на-Майне. В 1874 был
приглашён в труппу Мейнинген-ского театра, гастролировав-шую в Берлине.
Здесь Б. исполнил роль Антония ("Юлий Цезарь" Шекспира), принёсшую ему
большой успех. В 1875-77 играл в Гамбурге, периодически продолжая
выступать у мейнингенцев и в др. т-рах Германии как гастролёр. Вместе с
мейнингенцами Б. совершил гастрольную поездку по Европе. К этому времени
он создал осн. роли своего репертуара: Гамлет, Отелло; Вильгельм Телль
(о. п. Шиллера), Валленштейн ("Смерть Валленштейна" Шиллера), Кин (о. п.
Дюма-отца). Игра Б. отличалась пластичностью, подчёркнутой патетикой.
В 1880-83 Б. гастролировал в Германии, Англии и Америке. По
возвращении из гастролей принял участие в создании берлинского Немецкого
т-ра, но уже в 1884 вновь вернулся к гастрольной деятельности. В 1888 Б.
организовал Берлинский т-р, к-рым руководил до 1894. Этот т-р ставил
невысокий по качеству репертуар, в спектаклях отсутствовал актёрский
ансамбль, всё было подчинено раскрытию дарования самого Б. С 1897 Б. -
артист Висбаденского т-ра, в 1906-08-интендант (руководитель)
Королевского т-ра в Берлине, в 1908-12 - Придворного т-ра в Ганновере. В
1871 Б. создал "Товарищество немецких сотрудников т-ра", президентом
к-рого оставался до конца жизни. Героич. устремлённость творчества Б.,
высокая артистич. культура и мастерство определили его славу как
выдающегося трагич. актёра Германии. Но пристрастие к сценич. эффектам,
стремление привлечь к себе внимание публики, пренебрежение сценич.
ансамблем свидетельствовали об отходе актёра от реалистич. традиций
крупнейших нем. актёров 19 в. Поэтому иск-во Б. воспринималось театр.
новаторами (О. Брам и др.) как выражение консервативных тенденций.
Соч.: Erinnerungen, Bd 1-2, 2 Aufl., В., 1903; иЫг Theater und
Anderes, В., 1913 (переизданные в 1954).
Лит.: L'A r г о n g e A., Deutsches Theater und deutsche
Schauspielkunst, B., 1896, с. 75-77; Martersteig M., Das deutsche
Theater im XIX. Jahrhundert, Lp7., 1904. В. Я.