<< Пред. стр. 685 (из 913) След. >>
повести Б. Л. Горбатова Непокорённые". Пост. 2 нояб. 1947, Моск. муз.т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко (дирижёр Самосуд, пост.
Маркова и Златогорова, худ. Волков; Тарас - Канделаки,
ЕфросиньяГольдина, Степан - Аникиенко и Юницкий, Назар - Пермяков и
Ценин). Во 2-й ред. пост. 1950, Т-р оперы и балета' им. Кирова (дирижёр
Хайкин, пост. Шлепянова, худ. Вир-саладзе, хорм. Кропивницкий;
Тарас-Яшугин, Ефросинья- Мшанская, Степан - Шашков, Андрей - В.
Ульянов,. Антонина - Кашеварова, Настя - Каляда, Назар - Мищенко, Семён
- Луканин). 1951, Моск. муз. т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко (дирижёр Самосуда режиссёры Баратов и Кемарская,
худ. Волков; Тарас -, Канделаки, Ефросинья - Янко, Настя - Юдина, Павлик
- Матвеев, Назар - Ценин, Степан - Юницкий, Андрей - Белугин). Пост. в
др. городах Сов. Союза: Горький, Саратов," Куйбышев, Свердловск (1951),
Рига, Казань, Ташкент, Харьков (1952), Душанбе (19S3). Пост. за рубежом:
София (1952L Вроцлав (1954).
Издания: "С. Т."- клавир, М., Муэфонд СССР, 1952,. М., Музгиз, 1955.
, Я, Гр СЕМЯТОВА, Марьям Тохтахонновна [р. 9(22) .V. 1916] -уйгурская
сов. артистка. Нар. арт. Казах. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с
1942. Деп. Верх. Совета Казах. ССР 4-го созыва. В 1937 занималась в
студии при Уйгурском муз.-драм. т-ре в Алма-Ате. В 1935-64 работала в
этом т-ре. Выступала в драм. пьесах, муз. драмах и в концертах (была
солисткой уйгурского вок.-танц. ансамбля т-ра).
Роли: Гульзара ("Анархан" Садырова и Асимова), Зухра ("Тахир и Зухра"
Абдуллаева), Ширин ("Фархад и Ширин" Назыма Хикмета), Баян-Слу
("Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова), Мария Александровна Ульянова
("Семья" Попова) и др.
Лит.: Канапин А. К. и Варшавский Л. И., Искусство Казахстана,
Алма-Ата, 1958; Театры Казахстана. Фотоальбом, Алма-Ата. 1961. Б. E.
СЕН-ДЕНЙ (Saint Denis), Рут (наст. фам.-Д ен н и с;
Dennis) (р. 20.1.1878)- амер. танцовщица. В 1906 начала выступать с
танцами народов Вост. Азии. Успешно гастролировала в Европе. В 1914
совм. с Т. Шоуном основала "Школу пластики Дени-Шоун". Среди её
учеников: Ч. Вейдман, известные танцовщицы-М. Грэхем, Д. Хэмфри и др. В
отличие от А. Дункан, танцы к-рой основывались на пластике Др. Греции,
С.-Д. воспроизводила в танцах ритмо-пластику народов Вост. Азии.
Творчество С.-Д. оказало большое влияние на развитие в США
ритмико-пластич. танца. С.-Д.- автор биографич. книги ("An unfinished
life", 1939).
Лит.: Сидоров А. А., Современный танец, M., 1922, разд.З.с.37-38; S
haw n Т., Ruth Saint Denis, pioneer and prophet, S. Francisco, 1920;
Brandenburg H., Der moderne Tanz. Munch., 1921. Ham. P.
СЕНЕЗЙНО (Senesino; наст. имя - Франческо Бернард и; Bernardi)
(1680-1750) - итал. артист оперы (альт). Один из знаменитых итал.
кастратов-певцов 18 в. Пению обучался в Болонье. В 1719 выступил на
сцене Придворного т-ра в Дрездене. Здесь его услышал Гендель и пригласил
с собой в Лондон, где С. дебютировал в 1720. Пел в операх Генделя
"Флори-дант" и "Муций Сцевола". В 1735 возвратился в Италию. Был первым
исполнителем мужских гл. партий в операх Генделя: "Оттон", "Флавий"
(1723), "Юлий Цезарь", "Тамерлан" (1724),"Роделинда" (1725),"Сципион",
"Александр" (1726), "Адмет" (1727), "Кир", "Птоломей" (1728), "Аэпий"
(1732), "Орландо" (1733). Св. Г.
CEHEKA (Seneca), Луций Анней (4-65 н. э.) - др.-рим. философ и
драматург. Учился в Риме философии, риторике, судебному красноречию. За
приверженность республ. идеям и участие в аристократич. оппозиции был
сослан имп. Клавдием на о. Корсику. С приходом к власти Нерона (49)
вернулся в Рим, стал претором и воспитателем молодого императора. Нерон
назначал С. на высокие должности, но впоследствии отстранил его,
заподозрив в причастности к заговору. По приказанию императора С. вскрыл
себе вены.
С. принадлежат трагедии: "Агамемнон", "Геракл Этейский", "Геракл
безумный", "Медея", "Федра", "Эдип, "Фиест", "Троянки", "Финикиянки";
трагедия "Октавия", вероятно, написана неизвестным современником и
подражателем С. Это единств, сохранившийся образец претексты. Трагедии
С. созданы по мотивам и на материале др.-греч. трагедий. В них также
соблюдаются единства места, времени, действия, участвует хор. По своим
филос. убеждениям С. принадлежал к стоической школе; проповедь аскетич.
морали п идей монотеизма, составляющие гл. содержание его трактатов и
писем, проникла и в драматургию. Особенность трагедий С.- углублённый
психологизм, склонность к патологии. В морально-дидактич. целях С.
изображает гибельную силу страстей, побеждающих разум, ("Федра",
"Медея"), могущество рока ("Эдип"), иллюзорность счастья ("Фиест"),
необходимость освобождения и очищения души. Такая трактовка традиц. тем
чаото требует перемещения центр, образов; так, в отличие от Еврипида
("Ипполит"), С. сосредоточивает внимание на переживаниях Федры в о. п.,
на изображении ненависти в "М'едее". Преувеличенно и односторонне
изображаются положит. герои - Геракл, стоически переносящий боль
("Геракл Этейский"), Поликсена в момент казни ("Троянки"). Речь
персонажей насыщена афоризмами и сентенциями, часто содержит политич.
намёки, положения стоицизма. Отдельные сцены трагедий С. не приемлемы
для постановки.
Трагедии С. были первыми известными в Европе образцами античной
драмы, поэтому они оказали значит, влияние на развитие европ.
драматургии. Наиболее заметно это влияние в творчестве Т. К ид а, в
нек-рых произв. Шекспира ("Тит Андроник", "Макбет") и Б. Джонсона.
Изысканность формы трагедий С., обилие сентенций, патетика привлекли
внимание драматургов эпохи классицизма-П. Корнеля, Ж. Расина и др. С.
высоко ценил Г. Э. Лессинг.
Соч.: Tragedies. Teste etabli et trad. par L. Heermann, t. l-2, P.,
1924-26; в рус. пер.- Трагедии, М.-Л., 1933 (вступ. ст. Н. Ф. Дератани).
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; История
римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 2, М.-Л.,
1962. Лид. Ф.
CEHKAP (Szenkar), Эуген (р. 9.IV.1891) - дирижёр. По национальности
венгр. Сын органиста и композитора Фердинанда С. Учился музыке у своего
отца, а затем в Муз. академии в Будапеште. С 1911 - концертмейстер
Будапештской оперы, дирижёр т-ров Праги, Будапешта, Зальцбурга,
Франкфурта-на-Майне и др. городов. С 1923-"генеральмузикдиректор" Нар.
оперы в Берлине, с 1924 - оперного т-ра в Кёльне. В 1934-37, эмигрировав
из Германии, жил в СССР, был художеств. руководителем Моск. филармонии.
В 1939-49 дирижировал Бразильским симф. оркестром и пост. Муниципального
т-ра Рио-де-Жанейро. С 1950 выступает в ФРГ - в театрах Мангейма
(1950-52), Дюссельдорфа (1952-56), в "Нем. опере на Рейне" (Дуйсбург и
Дюссельдорф; с 1959). , Ал. М.
CEH-JIEOH (Saint-Leon; наст. имя и фам.- Шарль Виктор Артюр Мишель;
Michel) (17.IX.1821-2.IX. 1870) - франц. артист балета и балетмейстер,
скрипач, композитор и либреттист. Сын танцовщика А. Мишеля. Учился
танцам у А. Декомба. 17 лет дебютировал в Брюсселе, затем гастролировал
в Германии, Италии, Англии. В 1847 дебютировал в Париже как танцовщик и
балетмейстер. С.-Л. был технически сильным танцовщиком-виртуозом,
блестяще исполнял классич. и характерные партии. Танец С.-Л. отличался
элегантностью и тонким вкусом, пластической орнаментикой, но был лишён
глубокого содержания. С.-Л. был также скрипачом-виртуозом (в балете
"Скрипка дьявола" Пуни танцевал, одновременно играя на скрипке),
выступал с сольными концертами, писал музыку и сочинял балетные
сценарии. Универсальность дарования и огромная энергия выдвинули С.-Л. в
число ведущих деятелей балетного иск-ва в период, когда в зап.-европ.
балете наметились признаки упадка. Стремясь завоевать популярность у
зрителей, С.-Л. ставил эффектные спектакли, уделял большое внимание
танц. технике. Используя фольклор, он обращался к стилизации, проявлял
внимание к жанровым эпизодам, юмор его был основан на комедпйности
ситуации, а не характеров. С.-Л. был мастером сольных форм, но ему
недоставало поэтич. фантазии в пост. танцев кордебалета. В 1859-69 С.-Л.
работал в России (дебютировал в Петербурге балетом "Жовита, или
Мексиканские разбойники" Лабарра), периодически уезжая в Париж и др.
города Зап. Европы. В России С.-Л. ориентировался на реакц. круги рус.
общества. Особенно чётко это проявилось в одной из наиболее известных
пост. С.-Л. "Конёк-Горбунок" Пуни (1864, Петербург), отказавшись от
сатирич. мотива сказки П. П. Ершова, балетмейстер в последнем акте
показал единение России под эгидой самодержавия. Ещё большему искажению
подвергся балет "Золотая рыбка" Минкуса (по Пушкину, 1867, Петербург),
не имевший почти ничего общего с первоисточником. Передовые деятели рус.
культуры, в т. ч. M. E. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, В. С. Курочкин,
беспощадно разоблачали приспособленчество и реакционность деятельности
С.-Л. и его последователей.
В России С.-Л. пост. также балеты: "Сальтарелло, или Страсть к
танцам" (соч. С.-Л., 1859), "Грациелла" Пуни (1859), "Пакеретта" Бенуа и
Пуни (1860), "Се-вильская жемчужина" Пинта и Пуни (1861), "Маркитантка"
Бенуа и Пуни (1861), "Фиаметта" Минкуса (1864) и др. В 1869 дирекция
имп. т-ров не возобновила контракт с С.-Л. Он вернулся в Париж, где в
1870 пост. свой лучший балет - "Коппелию".
Соч.: La stenochoregraphie, ou l'art d'ecrire prompte-ment la
danse..., P., 1852.
Лит.: Слонимский Ю., Мастера балета, Л., 1937, с. 133-167; Красовская
В., Русский балетный театр второй половины XIX в., Л.-М., 1963; G u e s
t I., The ballet of the Second Empire, v. 1-2, L., 1953-55.
CEH-CAHC (Saint-Saens), Камиль (9.X.1835, Париж, - 16.XII.1921,
Алжир) - франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. писатель и
обществ. деятель. Учился в Парижской консерватории у Ф. Бенуа и Ф.
Галеви. Выступал во мн. странах как пианист и дирижёр (в России впервые
в 1874). Один из основателей Нац. муз. об-ва (1871). Творчество С.-С.
способствовало обновлению и подъёму музыкальной жизни Франции в
1870-80-х гг., исторически подготавливая деятельность целого поколения
франц. музыкантов (Г. Форе, П. Дюка, Э. Шабрие и др.). Лучшие произв.
С.-С. отличаются яркой выразительностью мелодий, гармо-нич. изяществом и
красочностью оркестровки. С.-С. многое заимствовал из совр. ему нем.
музыки, творчество его не свободно от эклектики. Написал оперы "Жёлтая
принцесса" (1872, т-р "Опера комик", Париж), "Серебряный колокольчик"
(1877, "Т-р лирик", Париж; 2-я ред., 1914, т-р "Де ла Монне", Брюссель),
"Самсон и Далила" (1877, Веймар), "Этьенн Марсель" о вожде восстания
парижских ремесленников в 14 в. (1879, "Гран-театр", Лион),
"Прозерпина"(1887, т-р "Опера комик"), "Фрпна" (1893, там же), "Асканий"
(1890), "Генрих VIII" по Каль-дерону (1893), "Варвары" (1901, все - т-р
"Гранд-Опера"), "Елена", поев. певице Н. Мелба (1904), "Предок" (1906,
обе Монте-Карло). Наиболее известные оперы С.-С. - "Самсон и Далила" и
"Этьенн Марсель" до сих пор сохраняются в репертуаре оперных т-ров.
С.-С. принадлежат также: балет "Жавотта" (1896, "Гран-театр"), музыка
к пьесам Софокла ("Антигона", 1893, т-р "Комеди Франсез"), Расина
("Андромаха", 1903,Т-р Сары Бер-нар, Париж) и совр. драматургов,
симфонии, концерты, сюиты (в т. ч. "Карнавал животных", в к-рую входит
муз. пьеса "Лебедь", получившая известность в хореографич. гост. М. М.
Фокина "Умирающий лебедь") и др., хоровые и камерно-инструмент. соч.
С.-С. завершил (совм. с П. Дюка) оперу Э. Гиро "Фред егонда" (1895, т-р
"Гранд-Опера"), реконструировал музыку Люлли к "Сицилийцу" Мольера
(1892, т-р "Комеди Франсез") и др. произв., издавал соч. Рамо. С.-С. -
автор муз.-критич. и теоретич. работ, неск. пьес и др.
Лит. соч.: Portraits et souvenirs, P., 1900.
Лит.: Французская музыка 2-й половины XIX в. Сб. переводных работ,
вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Р о л л а н Р., Музыканты
наших дней, пер. с франц., М., 1938; Кремлев Ю., К. Сен-Санс и его
эстетика, "Сов музыка", 1955, ј 6; D a n d e 1 о t A., La vie et
l'oeuvre do Saint-Saens, P., 1930; Chantavoine J., C. Saint-Saens p1947.
АЛ.М\
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment - чувство) - направление в европ.
иск-ве 2-й пол. 18 в. С. развился как одно из течений позднего
Просвещения под влиянием растущего идейного расслоения третьего сословия
и отразил настроения наиболее демократии, слоев этого сословия. В центре
внимания С.- человеческая личность, борьба против сословного деления
общества, за раскрепощение человека, утверждение его естественных прав.
В. И. Ленин писал: "...капитализм, оторвавший личность от всех
крепостных уз, ... создал подъем чувства личности" (Соч., т. 1, стр.
394-395). Этот "подъем чувства личности" подготовил С.
С. зародился в лирике и романе, а затем проник в драматургию и театр.
иск-во, оказав влияние на возникновение жанров "слёзной комедии,
мещанской драмы.
Представители С. выступили против эстетики классицизма, рационализма
ранних просветителей, они способствовали становлению просветительского
реализма. Борясь с рационалистич. канонами и нормами, сентименталисты
создали культ чувства и воображения. С. значительно расширил рамки
драматургии показом частной жизни человека, разработкой
семей-но-психологич. сюжетов, любовным изображением природы, стремлением
максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия. В пьесах
изображаются чувствительные ситуации, строго размеренный стих сменяется
прозой, передающей оттенки живой разговорной речи, авторские ремарки не
только конкретизируют место действия, но и подчёркивают эмоциональное
состояние героев. Вместо условных неизменных классицистских декораций
(дворцовые залы в трагедии, безликие статичные интерьеры в комедии)
появляются сельские виды, уединённые хижины, детали обстановки,
окружающей "простолюдина".
Обществ, содержание С. неоднородно. Наряду с демократич. иск-вом,
направленным против существующей действительности, утверждающим нового
героя - защитника интересов третьего сословия, существовала тенденция к
идеализации, примирению социальных противоречий.
С. возник в Англии, уже пережившей в 17 в. бурж. революцию, в
творчестве поэтов Т. Томсона, Т. Грея и Э. Юнга - автора программного
трактата "Об оригинальном творчестве" (1759). Своё название направление
получило от романа Л. Стерна "Сентиментальное путешествие" (1768). В
драматургии С. проявился в драмах Дж. Лилло ("Лондонский купец", 1731,
"Роковое любопытство", 1736), Э. Мура ("Игрок", 1753), Р. Камберленда
("Таинственный супруг", 1783). Англ. С. развивался в условиях кризиса
Просвещения, в нём преобладала семейно-моральная проблематика, интерес к
замкнутому внутр. миру человека.
Наиболее полное выражение С. получил во Франции, стоявшей на пороге
бурж. революции конца 18 в. Элементы С. проявились уже в "слёзных
комедиях" П. К. Лашоссе. Глава франц. С. - Ж. Ж. Руссо - родоначальник
"руссоизма", выразитель наиболее радикальных устремлений третьего
сословия. Театрально-эстетич. взгляды Руссо неотделимы от его
враждебного отношения к феодальной цивилизации. Его "Письмо к Д'Аламберу
о зрелищах" (1758) содержит беспощадную критику совр. ему франц. т-ра,
условностей и фальши чуждого народу классицизма, к-рому он
противопоставляет массовые нар. празднества, вскоре осуществлённые
якобинцами. Театр. теория Руссо была развита и во многом дополнена Л.
С.Мерсье, создавшим на совр. и историч. материале яркие образцы
социальной драмы, проникнутой чувствительностью ("Дезертир", 1771,
"Неимущий", "Жан Аннюйе", обе в 1772, "Портрет Филиппа II, короля
Испании", 1885). Трактат Мерсье "О театре, или Новый опыт о
драматическом искусстве" (1773), направленный против драматургии и т-ра
классицизма, призывающий следовать Шекспиру, утверждающий демократич.,
эмоционально насыщенное иск-во, стал манифестом мн. деятелей т-ра,
оказал большое влияние на т-р 2-й пол. 18 в. Элементы С. заметны в
драматургии П Бомарше, а также в мелодраме революц. лет.
В отсталой феодальной Германии С. был проникнут протестом против
сословных оков. Незрелость бюргерства обусловила неопределённость
положительных идеалов нем. сентименталистов, трагич. разрешение
Конфликта между могучей, рвущейся к свободе личностью и убогой
действительностью. Тенденции С. прозвучали- в теоретич. сочинениях
представителей т. и. "швейцарской школы" - И. Я. Бодмера, И.
Брейтингера, а также Ф. Г. Клопштока, И. Г. Гер-дера ("О немецком
характере и искусстве", 1773). Особенно ярко нем. С. проявился в
деятельности драматургов "Бури и натиска" - Ф. М. Клингера ("Близнецы",
1776, "Буря и натиск", 1777), Я. Ленца ("Солдаты", 1776, "Гувернёр",
1778) и др., создавших многочисл. мещанские драмы, проникнутые
антифеодальным бунтарством. Манифестом нем. театр. С. стал трактат Ленца
"Замечания о театре" (1774), написанный под влиянием трактата Мерсье.
Влияние С. проявилось в раннем творчестве И. В. Гёте и Ф. Шиллера.
Отказ от рационалистич. метода, от напевной декламации и статуарности
классицизма дали возможность актёрам 2-й пол. 18 в. углублённо
раскрывать внутр. мир героев, вносить динамику в развитие образа,
передавать интонации живой взволнованной речи. Всё это способствовало
утверждению реали-стич. тенденций и в разл. степени проявилось в
деятельности выдающихся актёров этого времени. Д. Гар-рик возродил на
англ. сцене Шекспира, эмоционально насыщенно воплотил образы его
драматургии. Ф. Л. Шредер обратился к драматургии "Бури и натиска" и
Шекспиру, осуществил репертуарную реформу нем. т-ра.
Проникновенно-чувствительные образы создал И. Ф. Брокман. Влияние С.
испытало даже иск-во франц. актёров, тесно связанное с поэтикой
классицизма.
В России развитие С. в конце 18 - нач. 19 вв. было тесно связано с
ростом антифеодальных настроений. В рус. сентименталистской драматургии
получили выражение антикрепостнич. мотивы, тема обличения городской
цивилизации, любовное изображение сельской жизни, противопоставление
богатства и нищеты. В драматургии С. проявился в творчестве Н. И. Ильина
("Лиза, или Торжество благодарности", 1802, "Великодушие, или Рекрутский
набор", 1803), В. М. Фёдорова ("Лиза, или Следствие гордости и
обольщения", 1803), Ф. Ф. Иванова ("Награждённая добродетель, или
Женщина, каких мало", С. Н. Глинки ("Наталья, боярская дочь", 1806).
Влияние С. в рус. актёрском иск-ве сказалось на творчестве А. Д.
Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.
Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества, Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 1, М., 1958;
Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская
живопись XVIII века с точки зрения социологии, в его кн.: Искусство и
литература, М., 1948;
История английской литературы,- т. 1, вып. 2, М.- Л., 1945, ч. V,
отд. II, гл. V; История французской литературы, т. 1, М., 1946, отд.
III, гл. VII; История русской литературы, т. 4. ч. 2, М.-- Л., 1947, гл.
2; История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 12-14; Мокульский С.
С., История западноевропейского театра, т. 2, М., 1939; Хрестоматия по
истории западноевропейского театра, состав. и ред. С. С. Мокульского, т.
2, 2 изд., М., 1955; Мокульский C.C., Французская драматургия эпохи
Просвещения, в кн.: Французский театр эпохи Просвещения, М., 1957;
Бомарше, Очерк о серьёзном драматическом театре, Избр. произв., пер. с
франц., М., 1954; Г e р-дер И. - Г., Соч., пер. с нем., М.- Л., 1959;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
2, М., 1957; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического
театра, М.- Л., 1948, гл. XII;
Mercier L. S., Du theatre, ou Nouvel essai sur l'art dramatique,
Amst., 1773; L e n z J. M., Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Lpz., 1917. Л.
Лев.
СЕНТПЕТЕРИ (Szentpeteri), Жигмонд (31.VII. 1798-13.XII.1858) - венг.
актёр. Сын священника-кальвиниста. В юности ушёл из семьи и стал актёром