<< Пред. стр. 688 (из 913) След. >>
Лит.: Borcherdt H. H., Das europaische Theater im Mittelalter und inder Renaissance, Lpz., 1935; M о к у л ь-ский С., История
западноевропейского театра, ч. 1, М. 1936. В. Мюл.
СЕРОВ, Александр Николаевич [11(23).1.1820,
Петербург,20.1(1.II).1871, там же] - рус. композитор, музыковед, муз.
критик. В 1835-40 учился в Уч-ще правоведения, после чего поступил на
службу в мин-во юстиции. Всё это время С. усиленно занимался музыкой
(игра на фп. и виолончели) и самообразованием: изучал философию,
художеств. и муз. лит-ру. В эти годы возникает тесная, длившаяся много
лет дружба С. с В. В. Стасовым к-рая сыграла большую роль в его
художеств. развитии. К сер. 40-х гг. относятся первые композиторские
опыты (не-оконч. опера "Мельничиха из Марли", 1845, и др.). С 1851 С.
начал систематически выступать в печати в качестве муз. критика. В
18491853 работал над оперой "Майская ночь? но повести Н. В. Гоголя, но
остался недоволен своей работой и уничтожил почти законченную партитуру.
С нач. 50-х гг. С. становится постоянным участником муз. вечеров у М. И.
Глинки, с к-рым он познакомился ещё в 1842. Близость к основоположнику
рус.
"лассич. муз. школы имела важнейшее значение для формирования эстетич. и творч. принципов С. Яркая зарисовка артистич. облика Глинки дана С. в "Воспоминаниях о Михаиле Ивановиче Глинке" ("Искусства", 1860, ј 1-5). В 1856-57 С. сблизился с нек-рыми из молодых композиторов, вошедших затем в состав творч. объединения "Могучая кучка", но позже резко разошёлся с ними. Во время заграничных поездок 1858 и 1859 познакомился с Ф. Листом и Г. Берлиозом, впервые услышал со сцены музыку Р.Вагнера. С этого времени С.становится горячим приверженцем и пропагандистом творчества и муз.-драматич. принципов Вагнера. В 1862 С. закончил оперу "Юдифь", к-рая была пост. в мае 1863 на сцене Мариинского т-ра. В том же т-ре в 1865 была пост. следующая опера С. "Рогнеда" на сюжет из рус. истории. Историч. и народно-бытовая тематика лежит и в основе последующих творч. замыслов С. В 1865 и 1866 он предполагал написать балет "Ночь перед рождеством", а потом оперу "Тарас Бульба" (по Гоголю), к-рые не были, однако, завершены. В 1867 С. предпринял совм. со своей женой B.C. Серовой издание критич. журн. "Музыка и театр". В том же году он начал работать над оперой "Вражья сила" по пьесе А. Н. Островского "Не так живи, как хочется". В создании либретто вместе с композитором принимал участие сам драматург, но затем, вследствие возникших между ними разногласий, Островский отошёл от работы. Последнее, 5-е, действие было дописано после смерти композитора В. С. Серовой; Н. Ф. Соловьёв по завещанию С.инструментовал 5-е действие и нек-рые эпизоды 1-го действия (пост. в 1871, Мариинский т-р).
С.- один из крупнейших представителей рус. клас-сич. муз. критики 19
в. В своей лит.-муз. деятельности он соединял боевую публицистичность с
высоким мастерством эстетич. анализа и научной обоснованностью суждений.
Его художеств. взгляды и методы критич. деятельности сложились под
влиянием передовой рус. лит. критики, в первую очередь В. Г. Белинского,
хотя позиции С. были во многом непоследовательны и противоречивы. Осн.
эстетич. требованием С. была правдивость художеств. воплощения.
"Стремление к правде в выражении" он считал одной из основных,
определяющих черт рус. муз. школы и видел залог великого будущего рус.
музыки в её народности и неразрывной связи с основами нац. жизни. Муз
.-критич. деятельность С. была проникнута просветительскими тенденциями.
Крупнейшей заслугой С. является неустанная пропаганда творчества Глинки,
критич. анализу к-рого он посвятил ряд работ ("Опыт технической критики
над музыкой М. И. Глинки", 1859, ""Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила"",
1860, и др.). В этих работах он обосновал значение Глинки как создателя
рус. нац. муз. школы. Однако в оценке одного из величайших произв.
Глинки, оперы "Руслан и Людмила", он допустил ошибки, не поняв
своеобразия её эпич. драматургии (статья ""Руслан" и руслаписты", 1867).
С. дал тонкий разбор оперы Даргомыжского "Русалка". Ему принадлежат
цепные исследования о зарубежной муз. классике [статьи:
"Моцартов Дон Жуан и его панегиристы", 1853, "Те-матизм (Thematismus)
увертюры к опере "Леонора". Этюд о Бетховене", 1861, и др.].
Сильными сторонами С. как композитора были: хорошее знание законов
муз. драматургии, умение сочетать музыку со сценич. действием, яркое
колори-стич. мастерство. Однако стиль его музыки отличается нек-рой
пестротой и эклектичностью. Первая опера С. "Юдифь" (на сюжет библейской
легенды) характеризуется возвышенным, героич. пафосом, цельностью
образов, монументальной широтой хоровых нар. сцен. Вместе с тем в музыке
оперы много условного; реали-стич. нац. характеристики нередко
подменяются искусств. стилизацией. Эти недостатки оперного стиля С.
особенно резко выявились в "Рогнеде", что послужило поводом для отрицат.
оценки оперы передовой муз. критикой (В. В. Стасов, Ц. А. Кюи),
отмечавшей, однако, отдельные удачные эпизоды. В опере "Вражья сила"
композитор стремился создать "народно-русскую музыкальную драму",
основанную на простом, но глубоком и сильном жизненном конфликте. С
помощью песенных нар.-бытовых интонаций и подлинных пар. напевов С.
стремился создать реалистич. характеристики действующих лиц. Важное
место в драматургии оперы принадлежит широко развёрнутым жанровым нар.
сценам. Кроме трёх опер, С. было написано неск. симф. и хоровых произв.,
романсы и др. соч.
Соч.: Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95;
Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950, т. 2, М.. 1957; Письма к В. В. и
Д. В. Стасовым, в кн.: Музыкальное наследство, т. 1. М., 1962, и "Рус.
муз. газета", 1899, 1900 1903 1906 1915, 1916, 1917; Письма к его сестре
С. Н. Дю-Тур (1845-1861), СПБ, 1896.
Лит.: С е р о в а В. С., Серовы Александр Николаевич и Валентин
Александрович. Воспоминания, СПБ, 1914;
Молчанов А. Е., А. Н. Серов. Библиографический указатель произведений
А. Н. Серова, СПБ, 1888; е г о ж е, А. Н. Серов. Библиографический
указатель литературы о А.Н. Серове и его произведениях, СПБ, 1888; А.Н.
Островский и русские композиторы. Письма, под общей ред. Е. М. Колосовой
и Вл. Филиппова, М.-Л., 1937; Х у -б о в Г., Жизнь А. Н. Серова, М.-Л.,
1950; Ф и н д е и -з ен Н., А. Н. Серов. Его жизнь и музыкальная
деятельность, 2 изд., М.- Лейпциг, 1904; История русской музыки, под
ред. М. С. Пекелиса, т. 2, М.- Л., 1940; Асафьев Б. В. (Игорь Глебов),
Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; К е л д ы ш Ю. В.,
История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947; К р е м л е в Ю. А., Русская
мысль о музыке, т. 1, Л., 1954, т. 2, Л., 1958. /\ Кел.
СЕРОВ, Валентин Александрович [7(19).1.1865- 22.XI(5.XII).1911] -
рус. живописец, график, выдающийся мастер портрета. Сын композитора А.Н.
Серова. Учился у И. Е. Репина и в петерб. Академии художеств (1880-85) у
П. П. Чистякова. С 1903 - действит. чл. Академии художеств; в 1905 вышел
из её состава в знак протеста против расстрела рабочих 9 января.
С. был активным членом Мамонтовского художеств. кружка; пост. здесь
"живую картину" "Данте и Вергилий" (1894, совм. с И. С. Остроуховым),
был автором декораций спектакля "Чёрный тюрбан" (1886), выступал в
комич. ролях. Позднее принимал участие в деятельности Моск. частной рус.
оперы; оформил оперы (совм. с К. А. Коровиным): "Рогнеда" (1896) и
"Юдифь" (1898) А. Серова. В 1908 опера "Юдифь" была вновь поставлена в
декорациях С. на сцене б. Мариинского т-ра. Для рус. балетов антрепризы
Дягилева С. были сделаны плакат-афиша к выступлениям А. П. Павловой
(1909) и занавес к балету"Шехеразада" (1911). Среди работ С. - портреты
М. Горького, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова; выдающихся
деятелей рус. сцены - М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой, Ф.И.Шаляпина,
К.С.Станиславского, И. М. Москвина, В. И. Качалова, Т. П. Карсавиной,
итал. певца Ф. Таманьо и др. С. преподавал в моск. Уч-ще живописи,
ваяния и зодчества (1897-1909). М. /7.
СЕРОВА (урожд. Бергман), Валентина Семёновна (1846-июнь 1924) -
композитор, муз. критик и обществ, деятель. Жена А. Н. Серова. Училась в
Петерб. консерватории у А. Г. Рубинштейна. Издавала вместе с мужем
журнал "Музыка и театр", сотрудничала в журналах "Рус. сцена", "Рус.
муз. газета" и др. С 1880 работала в области художеств. воспитания в
деревне (организовывала оперные спектакли, концерты). С.- автор опер на
собств. либр. "Уриэль Акоста" по о. п. К. Гуцкова (1885, Большой т-р),
"Илья Муро-мец" (1899, Моск. частная рус. опера), "Мария" и др. Совм. с
Н. Ф. Соловьёвым завершила оперу А. Н. Серова "Вражья сила".
Опубликовала в 1914 воспоминания о муже и сыне (художнике В. А. Серове).
Лит.: Серова В., Итоги, "Рус. ведомости", 1913, 17 авг., ј 189;
Ефимова-Симонович H., Памяти музыканта-общественника Валентины Семеновны
Серовой, "Сов. музыка", 1947, .ј 4. См. также лит-ру при ст. Серов, А.
Н.
CEPPAHO (Serrano), Лупе (р. 1930) - амер. артистка балета.
Хореографич. иск-ву обучалась с четырёх лет. В 1943 дебютировала в
труппе "Балет Дворца иск-в" (г. Мехико) в гл. партии в балете
"Шопениана". В 1951 переехала в Нью-Йорк, с того же года-солистка амер.
труппы "Балле рюсс де Монте-Карло", с 1953 - труппы "Балле тиэтр".
С.технически сильная, актёрски одарённая танцовщица. В числе лучших
партий: Мирта ("Жизель"), Клоринда ("Дуэль" Де Банфилда). Ham. P.
С‚САГОТО - танцевальные пьесы в япон. т-ре Кабуки. Появились и
получили развитие в 18 в. В нач. С. назывались сцены, исполнявшиеся
между актами; к 19 в. С. развились в самостоят, пьесы и стали одной из
обязат. частей в представлениях Кабуки. С. исполняется в сопровождении
музыки и пения, к-рые являются сюжетной основой танца: движения, позы и
мимич. игра актёра иллюстрируют текст песенного сопровождения. Сюжеты и
музыка многих С. заимствованы из т-ра Но.
Лит.: Ацуми Сэйтаро, Кабуки буе, Токио, 1956 (на япон. яз.); Kawatake
Toshio, Zur Theatergeschichte Japans, "Maske und Kothurn", 1961, ј l;
Bowers F., Japanese theatre, N. Y., 1952. Л. Г.
СЕТОВ (псевд.; наст. фам.- Сетгофер), Иосиф Яковлевич
[1826-26.XII.1893(7.1.1894)] - рус. певец и режиссёр. По национальности
венгр. Пению обучался в Париже (у Дж. Бордоньи) и Милане. В 1855-64 пел
на петерб. оперной сцене, в 1864-68- в Большом т-ре (Москва). В 1866--68
был профессором Моск. консерватории по классу пения, в 1868-72режиссёром
Мариинского т-ра. С 1574 до конца жизни работал как оперный режиссёр и
антрепренёр, гл. обр. в Киеве (в 1874-83 и 1892-93), а также в
Петербурге, Москве, Одессе. Голос С. отличался несколько сдавленным,
гортанным характером звучания, но его исполнение увлекало
выразительностью, благородной простотой, яркой темпераментностью. Лучшие
партии:
Ахиор ("Юдифь" Серова), Мазаньелло ("Фенелла" Обера), Елеазар ("Дочь
кардинала" Галеви), Рауль ("Гугеноты"). С. был видным режиссёром. В
руководимых им оперных труппах работали Ф. И. Стравинский, Е. А.
Лавровская, Е. П. Кадмина и др. выдающиеся рус. певцы. С. пост. впервые
в Киеве оперы "Опричник" Чайковского (1874) и "Хованщина" (1892).
Творчество С. высоко ценили А. Н. Серов, П. И. Чайковский.
Лит.: Серов А. Н., Взгляд на русскую оперу в Ма-риинском театре, в
его кн.: Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; Чайковский П. И.,
Музыкально-критические статьи, М., 1953.
СЙББЕР (С1ЬЬег)-англ. актёры. Колли С. (1671-1757) - актёр,
драматург, театр. деятель. Восемнадцати лет поступил в т-р "Друри-Лейн"
(Лондон). В 1696 с успехом исполнил роль лорда Фоп-пингтона
("Неисправимый, или Добродетель в опасности" Ванбру).Эта роль определила
амплуа С., считавшегося лучшим исполнителем ролей светских молодых людей
в его собственных комедиях и комедиях драматургов эпохи Реставрации.
Первая пьеса С. "Последняя уловка любви" (1696) выдвинула его в число
известных драматургов. В этой пьесе С. играл роль распутника Ловеласа.
Впоследствии С. написал пьесу "Беззаботный супруг" (1704), высоко
оценённую Вольтером в "Философских письмах", а также пьесы "Последняя
ставка жены" (1707), "Раздражённый муж" (1728) и др., показывающие
раздор и примирение супругов. Творчество С. было близко ранней
просветительской драматургии. Он писал в жанре "комедии нравов", следуя
в драматургич. технике и традициям комедий Реставрации, пьесы его
выражают морализующие тенденции. С. был также автором многочисл.
переделок пьес различ. драматургов; наиболее известна "Неприсягнувший
священник" (1717, по "Тартюфу"), направленная против партии ториев и
предостерегающая против католич. реакции, и "Ричард III" (1700, по
Шекспиру), сохранявшаяся в репертуаре т-ров 19 в. С 1711 С. был одним из
рук. т-ра "Друри-Лейн". В 1730 получил звание поэта-лауреата. В 1732
оставил сцену. В 1740 опубликовал книгу воспоминаний "Апология моей
жизни" ("An apology for my own life") об англ. театр. иск-ве.
Т е о ф и л С. (1703-58) - актёр. Сын Колли С. Сценич. деятельность
начал шестнадцати лет. В 1732-33 - член руководства т-ра "Друри-Лейн"; в
1734-рук. т-ра "Хеймаркет" (Лондон). Популярность приобрёл после
исполнения роли Пистоля ("Генрих IV" Шекспира) и Джорджа Барнуэлла
("Лондонский купец" Лилло).
Лит.: D о г a n J., "Their Majesties' servants". Annals of the
English stage, v. 1, N. Y., 1865. Ю. К.
СИБ‚КОВА, Буха Нуховна [23.IV(6.V).1918]-coB.' кабардинская актриса.
Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1956). Засл. арт. РСФСР (1957). С 1933
училась в театр. студии в г. Нальчике, в 1935-40-в кабардинской студии
ГИТИСа, по окончании к-рой вступила в кабард. труппу Каб.-Балк. драм.
т-ра им. Шоген-цукова. Играя лирич. и драматич. роли, актриса раскрывает
трепетные душевные движения своих героинь. Она создала ряд поэтич.
образов - волевая, страстная воительница нартов Даханаго (в о. п.
Аксирова),, самоотверженная в любви, женственная Асият ("Кан-шаубий и
Гоашагаг" Кардангушева). Трагич. судьбу кабард. девушки в феод. обществе
С. раскрыла в роли Ляцы ("Камбот и Ляца" Шортанова).
Др. роли: Джульетта; Ширин ("Легенда о любви" Хик-мета),Панова
("Любовь Яровая"); Жан ("Семья Тамаши"Шха-гапсоева), Аманда ("День
рождения Терезы" Мдивани), Гертруда ("Гамлет"), Катарина ("Укрощение
строптивой"). Е.Ж.
СИБ‚ЛИУС (Sibelius), Ян (Юхан) (8.XI 1.1365, Хяменлинна,-20.IX.1957,
Ярвенпя) - фин. композитор. Окончил Муз. ин-т в Хельсинки (по классу
композиции у М. Вегелиуса), завершил муз. образование в Берлине и Вене.
С.- крупнейший фин. композитор, автор 7 симфоний, симф. поэм и легенд.
Для т-ра С. написал одноактную оперу "Девушка в башне" (1896,
Хельсинки); музыку к спектаклям "Король Кристиан II" Пауля (1898, Фин.
т-р, Хельсинки), "Куолема" ("Смерть") Йернефельта (соч. 1903, отсюда
популярный "Грустный вальс"), "Пелеас и Мелисанда" Метерлинка (1905,
Швед. т-р, Хельсинки), "Пир Валтасара" Прокопе (соч. 1906), "Белый, как
лебедь" Стриндберга (соч. 1908), "Каждый человек" Гофмансталя (соч.
1916), "Буря" Шекспира (1926, Королевский т-р, Копенгаген), к пантомиме
Кнудсена "Скарамуш" (1922, там же) и др. Творчество С., подлинно
народное по характеру, монументальное, мелодически и гармонически
своеобразное, заложило основы фин. нац. школы в музыке. На музыку С.
пост. балеты "Одержимость" (1931, Монте-Карло), "Кхадра" (1946, т-р
"Сэдлерс-Уэллс", Лондон) и др.
С. вёл педагогич. деятельность; с 1893 - проф. Муз. ин-та в Хельсинки
(переименован в 1939 в Академию им. С.). Почётный доктор Иельского ун-та
в США (1914). С 1950 в Хельсинки ежегодно проводится муз. фестиваль
"Неделя С.". Лит.: Б э л з а И., Памяти Сибелиуса, "Сов. музыка", 1957,
N 11; Вачнадзе M., Ян Сибелиус, M., 1963;
Александрова В., БронфинЕ., Ян Сибелиус, М., 1963; Ekman K., Jean
Sibelius, Helsinki, 1935;
Abraham G. E. (ed.), Sibelius. A symposium. L., 1947;
Ringbom N.-E., Sibelius, Stockholm, 1948. Ал. М.
СИВЦЕВ (псевдоним -Суорун Омоллон), Дмитрий Кононович
[р.1(14).IX.1906] - якутский сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в
РСФСР (1957). Деп. Верх. Совета ЯАССР 2-го созыва. Лит. деятельность
начал в 1926. Автор драмы "Кузнец Кюкюр" (1935), нар. трагедии "Айаал"
(1941) о восстании против феодалов-тойонов (Русский театр. Якутск,
1942), историко-патриотич. драмы "Сайсары" (1943). Большой знаток якут.
эпоса, С. написал по мотивам Олонхо первую якут. муз. драму "Ньюргун
Боотур" (муз. Жиркова, 1940), переделанную в первую нац. оперу (муз.
Жиркова и Литинского, 1947), и либретто первых якут. балетов "Полевой
цветок" (1947), "Камень счастья". С. принадлежит и либретто оперы
"Лоокут и Нюргусун" (муз. Григоряна, 1961), муз. драма "Красный шаман"
(1963) по поэме Ойун-ского. Произведения С., пост. в Якутском т-ре,
способствовали развитию нац. иск-ва.
Лит.: Очерк истории якут. сов. лит-ры,М., 1955, с. 70, 74, 75;
Чусовской А., О драме "Сайсары", "Социалистическая Якутия", 1959, 12
дек., ј 290; Протодьяконов В. А.иАлексеев Н. В., Писатели Якутии. Сб.,
Якутск, 1963; Якут.гос. муз. драм. т-р им. Т. А. Ой-унского, Якутск,
1957. М. Лифш.
СИГЛИГЕТИ (Szigligeti), Эде (18.III.1814-19.I. 1878) - венг.
драматург, режиссёр, театр. деятель. Один из ведущих театр. деятелей
Венгрии, творчество к-рого способствовало подъёму нац. театр. иск-ва
сер. 19 в. Выходец из бурж. семьи, С. вопреки воле родителей в 1834 стал
актёром. В 1835 совм. с писателями Я" Гараи и П. Вайда основал Пешт-ское
об-во венг. драматургов, боровшееся за создание нац. репертуара и
постоянного нац. т-ра. С 1837, с года основания Нац. т-ра в Пеште, до
конца жизни С. был членом руководства т-ра, режиссёром, зав.
репертуарной частью, а затем директором. Наибольшую популярность
драматургу принесли т. н. "народные пьесы" - особый драматургич. жанр,
созданный С. В этих пьесах автор сочувственно изображал жизнь гор. и
деревенской бедноты, часто приукрашивая их быт и сглаживая социальные
противоречия. Этот жанр, включавший нар. песни и танцы, подготовил
формирование венг. оперетты, к-рая получила развитие в конце 19 в. Среди
лучших "народных пьес" С.: "Беглый солдат" (1843), "Два пистолета"
(1844), "Лилиомфи" (1849) (все пост. в Нац. т-ре). С. известен как автор
историч. драм, призывавших к борьбе за нац. независимость: "Пленение
Ракоци II" (1848, Нац. т-р), с успехом исполнявшейся в дни венг.
революции 1848-49, социальной драмы "Табунщик" (1847, там же), историч.
хроники "Искатель трона" (1868, там же).Позднее С. разрабатывал теорию
драмы, написал книгу "Драма и ее жанры" (1874), затем историю венг. т-ра
- "Биографии венгерских актёров" (1878). С. вёл педагогич. деятельность.
Пьесы С. сохраняются в репертуаре совр. венг. т-ров. Пьеса "Лилиомфи"
пост. в 1949 в Т-ре им. И. Мадача. С о ч.: Szinmuvek, Bdp., 1960. Лит.:
Гершкович А. А., Венгерский театр. в кн.:
История западноевропейского театра, т. 4, М., 1964; Os-vath В.,
Szigligeti, Bdp., 1955. А. Гер.
СЙГУРЙОУНСОН (Sigurjonsson), Йоуханн (19'. VI.1880-31.VIII.1919) -
исл. драматург. Род.в крестьянской семье. Один из представителей той
части исл. интеллигенции конца 19-нач. 20 вв., к-рая из-за слабого
культурно-экономич. развития Исландии предпочитала жить и работать за
рубежом. С. жил в Дании и писал на дат. яз. Его деятельность была
связана ? т-рами Копенгагена, но круг тем и образов С., идейно-эстетич.
своеобразие его драматургии неотделимы от исл. нац. художеств. традиций.
Кроме первой пьесы "Доктор Рунг" (1905), изображающей дат. мелкобурж.
среду, пьесы С. написаны на сюжеты, связанные с жизнью Исландии,
утверждают демокра-тич. идеи. В драмах "Усадьба Хроун" (1908,
Королевский т-р), "Горный Эйвинн и его жена" (1911, "Дагмар-театр"),
"Лгун" (1917, Королевский т-р) созданы гордые, самобытные характеры
людей, загубленных, но не сломленных бурж. миром. В драме "Желание"
(1915, "Дагмартеатр") С. ставит проблему смысла жизни, реалистически
изображает исл. действительность. Пьесы С. ставились в Нац. т-ре в
Рейкьявике, т-рах Швеции, Норвегии, США, переведены на др. яз.
Лит.: G i s l a s o n В., Islands litteratur efter sagatiden, Kbh.,
1949; Ellenhauge M., Det danske skuespilefter verdenskrigen, Kbh., 1933.
рл. М.
СИГУСА - термин в япон. т-ре. Обозначает особое сценич. движение
(действие). В отличие от сценич. движения, основанного на традиционной
танц. технике, распространённого в иск-ве актёра т-ра Кабуки, С.
обозначает сценич. движение, не связанное с танц" техникой и исполняемое
без музыкального сопровождения. Л. Г.
СИДАМОН-ЭРИСТАВИ, Валериан Владимирович (1889-1943) - грузинский
советский театр. художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). В 1915
окончил моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Ещё в период
ученичества принимал участие в пост. режиссёров А. Цуцунава и В.
Шаликашвили, оформлял спектакли в рабочих районах гг. Чиатуры, Озургеты,
иногда выступал и как актёр. В 1918 был приглашён
художником-постановщиком во вновь созданный груз. т-р в Тбилиси
(впоследствии Т-р им. Руставели), где работал до 1925. Одновременно
оформлял спектакли в т-ре оперы и балета (ныне Т-р оперы и балета им.
Палиашвили). С.-Э.- один из основоположников теат-рально-декорац. иск-ва
в Грузии. Он творчески использовал реалистич. традиции груз.изобразит,
иск-ва, стремился подчинять все средства выразительности раскрытию
идейного содержания пьесы, муз. произв. Создавал лёгкие, оригинальные по
замыслу декорации, лаконичные и выразительные, мастерски использовал
свет и световую проекцию.
Оформил спектакли: "Измена" Сумбатова (1921), "Овечий источник"