<< Пред. стр. 694 (из 913) След. >>
образованию горный инженер. Автор книг и статей о балете. Выступал впериодич. изданиях ("Санкт-Петербургские ведомости", "Новое время").
Иногда подписывался псевдонимом "Балетоман". Не всегда объективные
(иногда фельетонного характера), но ценные по фактологич. материалу
статьи С. представляют интерес для исследователей т-ра.
Соч.: Балет. Его история и место в ряду изящных искусств, СПБ, 1882;
В театральном мире. Наблюдения, воспоминания и рассуждения, СПБ, 1899;
Новые путевые впечатления. Вдоль и поперек Европы. Несколько дней в
Варшаве.- Лондон,-Париж.- В Испании и Марокко, СПБ, 1889; За год.
Воспоминания. Исторические очерки. Публицистика..., Путевые впечатления,
СПБ, 1905.
Лит.: Бертенсон В. Б., Из воспоминаний о К. А. Скальковском, СПБ,
1912; Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского балета,
т.1,Л., 1938. Г. Ш.
СКАРАМУЧЧА (итал. Scaramuccia, франц. Scara-mouche) - персонаж итал.
комедии делъ арте. Первоначально С. был одним из вариантов Капитана и
отличался от него только чёрным костюмом. Выдающийся неаполитанский
актёр Т. Фьорилли, выступавший со 2-й пол. 40-х гг. 17 в. в Париже,
изменил характер этой маски. Он превратил Капитана в светского хвастуна,
отказался от деталей, указывавших на его воен. профессию, не носил маски
(белил лицо мукой или мелом). Высокое иск-во мимики Фьорилли, его
песенки, игра на гитаре разрушали устаревшие каноны комедии дель арте.
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. "Commedia
dell*arte", 2 изд., M., 1962.
СКАРАМУШ- см. Скарамучча. СКАРЛАТТИ (Scarlatti), Алессандро (2.V.
1660, Палермо,-24.X.1725, Неаполь) - итал. композитор, капельмейстер и
педагог. Глава неаполитанской оперной школы. С 12 лет жил в Риме. На
муз. развитие С. оказали влияние композиторы Б. Паскуини, А. Корелли. 19
лет С. дебютировал оперой "Ошибки из-за сходства" (1679, театр
"Карпаника", Рим). С 1679 - придворный капельмейстер в Риме,с 1684- в
Неаполе. С 1702 в Риме руководил церк. капеллой, писал оперы для
Флоренции и др. горОг дов. В 1708 был приглашён на прежнюю должность в
Неаполь. Своим творчеством С. подвёл итог вековой эволюции итал. оперы и
определил пути развития оперы-се-риа в 18 в.; был основоположником этого
оперного жанра. Написал ок. 115 опер (сохранилось ок. 50), кантаты,
мессы, оратории, мотеты, мадригалы, оркестровые и др. произв. Стиль С.
определился в опере "Пирр и Деметрий" (1694, т-р "Сан-Бартоломео",
Неаполь). Среди лучших соч.: "Падение децемвиров" (1697, там же),
"Митридат Евпатор" (1707, т-р "Сан-Джованни Гризостомо", Венеция),
"Тигран" (1715, т-р "Сан-Бартоломео"). С. писал также комедийные оперы:
"Любовные недоразумения, или Розаура" (1690, Рим), "Торжество чести"
(1718, т-р "Фьорентини", Неаполь) и др.
С творчеством С. связан расцвет иск-ва бель канто. Красивое мелодич.
пение, преим. сольное, становится основой жанра оперы-сериа. Драматургия
произв. С. строится гл. обр. на чередовании арий и речитативов. В операх
С. сохраняется равновесие между за-конч. муз. формами и драм. действием.
Он утвердил осн. типы арий - лирич. и бравурной, господствующую форму
арии да капо (3-частной, последняя часть повторяет первую, с
украшениями), две гл. манеры оперного пения - певучую для лирики
(кантилена) и виртуозно-бравурную для патетики (колоратура), два типа
речитатива - "сухого" для диалога (под аккомпанемент клавесина) и
"аккомпанированного" (сопровождаемого оркестром) для монолога,
переходящего в арию, и, наконец, тип неаполитанской (трёхчастной, с
медленной средней частью) оперной увертюры - прообраза классич.
симфонии. Сюжеты опер С. в осн. взяты из др.-греч. и др.-рим. мифологии
и истории, действие строится на любовной интриге.
Музыка выражает гл. обр. эмоциональные состояния героев; в ней
различимы связи с итал., преим. неаполитанской, нар. песней, танцем.
С. преподавал в одной из неаполитанских консерваторий. Его ученики -
сын Доменико С. (1685- 1757), выдающийся клавесинист и композитор, автор
многочисл. сонат и 13 опер, композиторы А. Гассе, Ф. Джеминьяни и др.
Лит.: Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии,
пер. с франц., М., 1931; D e n t E. J., A. Scarlatti. His lifeand works,
2 ed., L., 1960; L o r e n z A., A. Scarlatti's, Jugendoper, Bd 1-2,
Augsburg, 1927; T i b у О., La Famiglia Scarlatti. Nuove ricerche o
documenti. Roma, 1947. Б. Ili.
СКАРПЕТТА (Scarpetta), Эдуарде (13.III.1853-29.XI.1925) - итал.
актёр, драматург. В 15-летнем возрасте дебютировал как актёр на сцене
т-ра "Сан-Карлино" (Неаполь), затем выступал в разл. районах Калабрии с
труппой М. Боцци. Вернувшись через 2 года в Неаполь, С. вступил в труппу
А. Летито а после его смерти возглавил т-р "Сан-Карлино". Создал здесь
образ дона Феличе Шошамокки, заменивший традиционную маску Пульчинеллы.
Это выдвинуло С. в число лучших комедийных актёров неаполитанского
диалектального т-ра. Дон Феличе стал гл. персонажем многочисл. комедий
С., сатирически изображающих выскочек-буржуа. Отказываясь от маски
Пульчинеллы, заменяя её живым человеческим характером, актёр более
глубоко и полно показывал совр. действительность. Мн. пьесы, близкие по
стилю к фарсу, С. писал, перерабатывая комедии франц. драматургов (Э.
Лабиша, Ж. Фейдо, А. Н. Эннекена и др.). В его комедиях щедрый комизм,
жизнеутверждающая темпераментность сочетаются с критикой нек-рых сторон
жизни Неаполя, подлинным демократизмом, точным изображением
неаполитанского быта, характеров. Лучшая пьеса С.- "Беднота и знать"
(1888), показывающая жизнь двух семей, к-рых голод и нищета довели до
отчаяния, не утратила социальной остроты до наст. времени.
С. принадлежат книги автобиографич. характера:
"От Сан-Карлино до Фьорентини" (Da San Carlino ai Fiorentini, Napoli,
1895), "Дон Феличе" (Don Felice, Napoli, 1883), "Пятьдесят лет на сцене"
(Cinqu-ant'anni di palcoscenico. Napoli, 1922).
Лит.: ScarpettaM., Felice Sciosciammocca, mio padre, Napoli, 1950; на
рус. яз.-Де Филиппе Э., Страницы истории неаполитанского театра,
"Театр", 1958, ј 7. р /fn.
CKAPPOH (Scarron), Поль (4.VII.1610-7.X.1660)-* франц. писатель,
поэт, драматург. Автор бурлескных поэм и знаменитого "Комического
романа", рисующего полную драматизма жизнь бродячих комедиантов,
противопоставленную миру смешных и порочных обывателей. С. написал
комедии "Жодле, или Хозяин-слуга", "Смешной наследник" (1645, 1649, т-р
"Бургундский отель"), "Три Доротеи, или Обесчещенный Жодле"
("Жодле-дуэлист"), "Дон Яфет Армянский" (1646, 1652, т-р "Маре"), в
к-рых использовал бурлескный приём пародирования сюжетов исп. комедии.
Во мн. свои пьесы С. ввёл в качестве гл. персонажа фигуру популярного
фарсового актёра Жодле. Образы Жодле и Криспена ("Саламанкский школяр,
или Великодушные враги", 1652, "Маре") утвердили во франц. т-ре и
драматургии тип энергичного, весёлого слуги, получивший дальнейшее
развитие в комедиях Ж. Б. Мольера, Ж. Ф. Реньяра, А. Р. Лесажа.
Показывая слугу в роли дворянина, С. средствами гротеска, пародии
разрушал традиц. представление о дворянстве. С. широко использовал
фарсовые традиции; живой, гибкий диалог его комедий построен на резких
столкновениях.
Соч.: Oeuvres, t. 1-7, Р., 1786; Le roman comique, V. 1-2, Р.,1951;
в" рус. пер. -Комический роман, M.-Л., 1934; Комедии, М., 1964 (ст. и
примеч. В. ЛозовецкогОд с. 5-30).
Лит.: M o r i 1 1 о t Р., Scarron et le genre burlesque, Р.. 1888. В.
Л\ СЕАРСКАЯ, Надежда Фёдоровна (1869-17.VI. 1958) - рус. актриса, театр.
деятель, педагог. Засл. арт. Республики (1927). Дочь Ф. П.
Комиссаржевско-го, сестра В. Ф. Комиссаржевской. В 1899 дебютировала на
любительской сцене. В том же году была принята в МХТ; играла здесь один
сезон. Затем работала в Т-ре К. Н. Незлобина в Н. Новгороде, в 1901-02в
труппе П. П. Гайдебурова в Елисаветграде и Н. Новгороде. В 1903 вместе с
Гайдебуровым (впоследствии муж С.) возглавила организованный ими
Общедоступный т-р при Лиговском нар. доме в Петербурге. В 1905 на базе
этого т-ра Гайдебу-ров и С. создали Первый передвижной драматический
театр. Деятельность этих т-ров носила просветительский характер. С.
исполнила здесь св. 200 ролей, преим. в классич. репертуаре: Катерина
("Гроза"), Антигона (о. п. Софокла), Офелия и Гертруда ("Гамлет") и др.
Играла в пьесах А. П. Чехова (Соня-"Дядя Ваня", Сарра- "Иванов", Маша -
"Три сестры", Раневская - "Вишнёвый сад"), Л. Н. Толстого (Матрёна -
"Власть тьмы", Звездинцева - "Плоды просвещения"), Ибсена (фру Альвинг -
"Привидения", Гедда Габлер - о. п.).
В иск-ве С. драматизм, лирич. взволнованность сочетались с ясностью
мысли. Была постоянной партнёршей Гайдебурова. В 1918 С. возглавила
студию, созданную в том же году при Передвижном т-ре (с 1921 -
"Палестра"), в к-рой вместе с Гайдебуровым работала над воспитанием
актёров. В 1928 после тяжёлой болезни С. оставила сцену и целиком
перешла на педагогич. работу.
Лит. см. к ст. Гайдебуров и Первый передвижной драматический театр. (
р
"СКАТУВЭ" (лат. Skatuve-сцена)-латыш, сов. т-р. Организован в Москве
в 1919 по инициативе Е. Вахтангова как студия; руководитель -ученик
Вахтангова О. Глазниек (Глазунов). Коллектив воспитывался на принципах
Станиславского и Вахтангова; среди педагогов были актёры Т-ра им.
Вахтангова. В 1924 состоялся первый выпуск студии. В 1930 со спектаклями
"Пан" Лерберга и "Разлом" студия выступала на 1-й Всесоюзной олимпиаде
нац. т-ров. В 1932 преобразован в Гос. латышский т-р. В репертуаре т-ра
преобладали сов. пьесы.
Лучшие спектакли: "Разлом" (1927); "Вей, ветерок!" Райниса (1932),
"После бала" Погодина (1934), "Авантюра" Апина и Йокума (1935), "Волки"
Эйдемана (1935). В числе ведущих артистов были: Я. Балтаус, Р. Банцан,
М. Лейко, Э. Мишке и др. Т-р "С." достиг значительных творч. успехов, но
в 1932 многие деятели его были незаконно репрессированы и т-р был
закрыт.
Лит.: Teatra "Skatuve" 15 gadu darbs, в кн.: Valsts Lat-viesu teatris
"Skatuve", Maskava, 1935; М i k e Е., Valsts latviesu teatris "Skatuve".
1919-1938, Riga, 1963. /f. /f.
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - термин, широко применяемый в сов. т-ре. Введён К.
С. Станиславским (см. Станиславского система). С. д. наз. гл. линия
дра-матургич. развития пьесы, обусловленная идеей пьесы, творч. замыслом
драматурга. Верное понимание С. д. помогает режиссёру и актёрам
достигнуть последовательного, целеустремлённого раскрытия идейного
содержания роли и пьесы в целом. . Н. Гор.
СКВОРЦОВА, Мария Васильевна (25.1.1888- 25.XII.1964) - сов. цыганская
актриса. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1944.
В детстве и юности кочевала с табором. С 1904 на-чала выступать в
цыганском хоре И. Г. Лебедева в Москве, исполняла цыганские песни и
танцы. С 1931 С.- актриса цыганского т-ра "Роман". В 1939 сыграла роль
Матери в спектакле "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки, создав глубоко
драматич. образ. Среди ролей С.: Гельби ("Песнь об Урсаре"
Ром-Лебедева), Настасья Филипповна ("Венчальная" Финна), Мануй-лиха
("Олеся" по Куприну), Матрёна ("Верность" Лу-ковского), Гордыля
("Цыганка Аза" Старицкого), Мария Васильевна ("Кабачок Макрель"
Ром-Лебедева), Мать ("Марианна Пинеда" Гарсиа Лорки), Доротея ("Кармен
из Трианы" по Мериме) и др. В творчестве С. органически сочетались
иск-во драмы, песни, танца. Актрисе присущи артистизм, большое обаяние,
её сценич. образы исполнены человечности, теплоты, глубокого драматизма.
Лит.: Альтман И., Гарсия Лорка и театр "Ромэн". "Театр", 1939, ј 4;
Московский цыганский театр "РОМУН",М., 1961; Рыжова В., Необычные
судьбы, "Театральная жизнью, 1962, ј 4. С. Г.
СКЕНА (греч. стхт, основное значение - палатка, дерев. будка) - одна
из трёх частей др.-греч. театра. В ранний период (до Эсхила) С.временное
деревянное помещение для переодевания и выхода актёра, исполнявшего
разл. роли. С усложнением театр. действия и введением 2-го и 3-го
актёров, позади орхестры или по касательной к её окружности была
построена стена, получившая назв. С.
С. являлась резонатором, на ней же укреплялись рисованные на досках
или холсте декорации (позже для этой цели используется проскений). В
сер. 5 в. к С. были пристроены боковые крылья - параскении. От
древнегреч. слова (JT.T и лат. scaena происходит совр. слово "сцена".
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М.-Л., 1940; Колобова
М.М., Древний город Афины и его памятники, Л., 1961; См. также ст.
Древнегреческий театр. Древнеримский театр и лит. к ним. Над. М.
СКЙБИН (Skibine), Жорж (р. 30.1.1920) - амер. артист балета. По
национальности русский, ученик О. И. Преображенской, А. И. Вильтзака и
др. С 1938- в труппе "Балет Рене Блюма" (Монте-Карло), с 1940- солист
"Орижиналь балле рюсс" (там же), с 1941 - "Балле тиэтр" (Нью-Йорк), где
исполнял ведущие партии, в т. ч. Алеко (о. п. на муз. Чайковского),
принца Сапфира ("Синяя Борода" на муз. Оффенбаха) и др. В 1947-56 -
танцовщик труппы "Гран балле де Монте-Карло". С 1956 - солист балетной
труппы "Гранд-Опера" в Париже, а в 1958-63-гл. балетмейстер этого т-ра.
С 1964 - рук. труппы "Харкнес балле" (США). Пост. спектакли: "Трагедия в
Вероне" на муз. Чайковского (1950), "Аннабель Ли" Шифма-на (1954),
"Идилия" Серрета (1954), "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна (1951),
"Серый ангел" на муз. Дебюсси (1953), "Возвращение" на муз. Прокофьева
(1954), "Ахилл" на муз. Ларошфуко (1955), "Ромео и Джульетта" на муз.
Берлиоза (1955) и др. - все в труппе "Гран балле дю маркиз де Куэвас". В
1958 выступал в Москве с труппой "Гранд-Опера".
Лит.: Glotz М., George Skibine, P., 1955. Ham. P. СКИВН‚ВСКИЙ,
Александр Брониславович [р. 26.111(8.IV). 1903] - рус. сов. режиссёр и
педагог. Засл. деят. иск-в Удм. АССР (1945) и БССР (1952). В 1925
окончил реж. отд. ГЭКТЕМАСа. В 1926-28- худ. рук. Читинского т-ра, в
1929-30-Туркменского т-ра, Ашхабад, в 1931-33-Польского т-ра в Киеве, в
1940-46-рус. т-ра в Ижевске, затем гл. реж. Т-ра им. Кирова, Киров
(1946-47), Ульяновского т-ра (1947-49), Т-ра им. Я. Колоса, Витебск
(1949-58), Харьковского рус. т-ра им. Пушкина (1958-63). С 1958
преподаёт режиссуру в Харьковском ин-те иск-в, заведует кафедрой
режиссуры в ин-те культуры. Автор многочисленных статей по вопросам
т-ра, нескольких пьес и монографий ("Народный артист А. К. Ильинский",
Минск, 1954). Пост. спектакли: "Любовь Яровая" (1938), "Русские люди"
(1942), "Гроза" (1943), "Плоды просвещения" (1945, 1959), "Русский
вопрос" (1947), "Молодая гвардия" (1947);
"День чудесных обманов" Шеридана (1948), "Три сестры";
"Семья" Попова (оба в 1950), "На дне" (1951); "Разорённое гнездо"
Купалы (1952), "Извините, пожалуйста" Макаёнка (1954), "Свет с востока"
Глебки, "Люди и дьяволы" Крапивы (оба в 1958), "Последняя туча"
Муратова, "Братья Ершовы" по Кочетову (оба в 1959), "Иркутская история"
Арбузова (1960).
Лит.: Майстри укрансько радянсько сцени, Кив, 1962, с. 309. Г. К.
СКИПА (Schipa), Тито (р. 2.1.1888) - итал. артист оперы (лирич. тенор).
Ученик А. Герунда и Э. Пик-коли. Дебютировал в 1910 в Верчелли в партии
Альфреда. Затем пел в Риме, Милане, Буэнос-Айресе, Неаполе. В 1915
впервые выступил на сцене т-ра "Ла Скала" в партиях Владимира Игоревича
("Князь Мгорь") и де Грие ("Манон" Массне). В последующие годы пел в
Лисабоне, Барселоне, Мадриде, Монте-Карло, Чикаго, Нью-Йорке
("Метрополитен-опера"), т-рах Италии. В 1955 оставил сцену, до 1958
выступал в концертах, позже посвятил себя преподаванию. В 1957 на
Всемирном фестивале молодёжи в Москве был председателем жюри конкурса
вокалистов. С.- один из лучших оперных певцов 20 в. Особенно прославился
в лирич. партиях поэтич. и элегич. характера: де Грие, Вертер;
Неморино ("Любовный напиток" Доницетти), Эльвино ("Сомнамбула"
Беллини). Среди партий С.: Герцог;
Альмавива ("Севильский цирюльник" Россини и о. п. Паизиелло), Оттавио
("Дон Жуан" Моцарта), Лионель ("Марта" Флотова), Эдгар, Эрнесто ("Лючия
ди Лам-мермур", "Дон Паскуале" Доницетти), Федерико ("Ар-лезианка"
Чилеа), Рудольф, Каварадосси; Джеральд ("Лакме") и др. Автор оперетты
"Принцесса Лиана" (1929, т-р "Адриано", Рим) и мн. песен. Снимался в
муз. фильмах.
Лит.: Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1929;
L a u r i -V o 1 p i G., Voci parallele, Milano, 1955. Св. Г.
СКЛЯРЕНКО, Владимир Михайлович (р. 7. VI. 1907) - укр. сов. режиссёр.
Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1926 окончил
реж. ф-т Киевского муз.-драм. ин-та им. Н. Лысенко. В 1926-35 - режиссёр
т-ра "Берез?ль" (ныне Т-р им. Шевченко), в 1935-47-худ. рук. (в 1944-47
и директор) Харьковского ТЮЗа (с 1944 во Львове), в 1947-52- гл. реж.
Львовского, 1952-54-Харьковского, 1954-62- Киевского т-ров оперы и
балета, с 1962- гл. реж. Т-ра им, И. Франко.
Среди спектаклей С.: "Хозяин" и "Мартин Боруля" Карпенко-Карого,
"Зямка-копач" Даниэля, "Горе от ума"; "Далёкое" Афиногенова, "Скупой";
"Где ковыль шумел" Шияна, "Марина" Зарудного; в оперных т-рах - "Тарас
Бульба" Лысенко, "Галька" Монюш-ко, "Война и мир" Прокофьева, "Русалка"
Дворжака, "Далпбор" Сметаны, "Аскольдова могила" Верстов-ского,
"Арсенал" Майбороды. Особенно удаются С. спектакли, в к-рых есть нар.
сцены и образы героев отличаются романтич. приподнятостью. Его пост.
красочны, в них доминируют светлые тона, солнечная, тёплая атмосфера. В
совр. спектаклях С. стремится показать высокий гуманизм советского
человека: "Арсенал" (1962), "Милана" Майбороды (1957), "Неизвестные
солдаты" Первомайского (1931), "Русские люди" (1944); "Миссия мистера
Перкинса" А. Корнейчука (1946), "Владимирская горка" Лукашова (1959). С.
много работает с молодыми актёрами и начинающими драматургами
республики. Ведёт педаго-гич. работу; вёл курсы режиссуры и актёрского
мастерства в Харькове (1927-41), в Львовской консерватории (1944-52). Л.
Б,
СКОДА (Scoda), Альбин (27.IX.1909-22.IX. 1961) - австр, актёр С 9 лет
играл детские роли в "Бургтеатре", В 1928 окончил театр. школу-семинар
M. Рейнхардта. В 1929-32 работал в т-pax Гамбурга, Кенигсберга, Мюнхена.
В 1933-45-в Нем, т-ре
(Берлин), в 1946-61-в "Бургтеатре" (Вена). Актёр тонкого, глубокого
интеллекта, С обладал вдохновенным, пламенным темпераментом. Счачала
создавал образы молодых романтич. героев - Ромео; Орест ("Ифигения в
Тавриде" Гёте), Дон Карлос; Арпэль ("Буря" Шекспира). В условиях
присоединения Австрии к гитлеровской Германии (1938) и господства
фашизма в творчестве актёра появляются новые, трагич. черты. Он
становится суровым обличителем жестокости и преступлений. Роли: Гамлет
(1947), Франц Моор (1947); Цавиш ("Счастье и гибель короля Оттокара"
Грильпарцера, 1944), Яго (1954), Ричард II (1952), Ричард III (1955);
Генрих IV (о. п. Шекспира, 1959), Анжело ("Мера за меру" Шекспира,,
1956), Геслер ("Вильгельм Телль" Шиллера). Воссоздавая мир преступных
страстей, актёр стремился утверждать идеи справедливости. Мудрым, добрым
философом играл он шута ("Как вам это понравится" Шекспира, 1953).
Продолжая традиции И. Кайнца, С. придавал большое значение сценич.
слову, использовал яркие контрасты. Снимался в кино.
Др. роли: Вурм ("Коварство и любовь"), Сирано де Берже-рак (о. п.
Ростана), Петя Трофимов, Тузенбах ("Вишнёвый сад", "Три сестры"), Улисс
("Троянской войны не будет" Жироду). Лит.: Fontana O., Albin Scoda, W. -
Stuttg., 1962. Л. Лоб.
"СКОМОРОХ" - русский театр. Создан в Москве антрепренёром и
режиссёром М. В. Лентовским как т-р для народа. Был открыт в 1882, но
вскоре закрылся (1883). Вновь открыт в 1885 спектаклем "Фрол Ско-беев"
Аверкиева. В репертуар т-ра, наряду с произв. А. Ф. Писемского, А. Н.
Островского, А. К. Толстого, входили псевдоисторич. пьесы Н. В.
Кукольника, Д. В. Аверкиева, С. А. Гедеонова, а также феерии и
мелодрамы. Спектакли т-ра (режиссёры Лентов-ский и М. В. Аграмов,
художник-декоратор К. Ф. Вальц) были пышно и красочно оформлены, большое