<< Пред.           стр. 695 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 внимание в них уделялось светотехнич. эффектам, музыке. В т-ре играли А.
 Стрелкова, Н. Н. Кудрина, П. К. Красовский, М. Т. ИвановКозельский, В.
 Н. Андреев-Бурлак и др. В 1895 здесь была пост. "Власть тьмы". В 1891
 т-р перешёл к антрепренёру А. А. Черепанову, в 1896 - к Д. А. Вольскому.
 В 1897 был закрыт.
  Лит.: Гиляровский В л., Люди театра, М.-Л., 1941;Кошаев Хр., Толпится
 публика в рубахах и тулупах, "Театральная жизнь", 1960, ј 22. С. Г.
  СКОМОРОХИ-странствующие актёры Др. Руси. Первое летописное упоминание
 о С. относится к 1068. Представление С. изображено на фресках Софийского
 собора в Киеве (1037). С.- выходцы из нар. среды. Они выделились из
 участников обрядов и игр. Постепенно наиболее талантливые из них
 профессионализировались. Татаро-монгольское нашествие надолго задержало
 развитие экономики и культуры на Руси, в т. ч. и развитие театр. иск-ва.
 После освобождения от татарского ига (15 в.) иск-во С. снова получило
 широкое распространение. С. выступали как певцы, острословы, музыканты,
 исполнители сценок, дрессировщики, акробаты, звукоподражатели и т. п.
 Гл. герой представления С.- весёлый и разбитной мужик себе на уме,
 обычно облекающий свою сметливость в личину простоты. Выступая на
 улицах, площадях в окружении толпы людей, С. непосредственно общались со
 зрителями, вовлекая их в свою игру, использовали для выступлений разл.
 маски (в т. ч. и звериные).
  В скоморошьих сценках и песенках, часто направленных против правящих
 классов и церкви, сочувственно упоминалось о нар. бунтах и крестьянских
 войнах. Иск-во С. прославляло земные радости и противостояло аскетизму,
 к-рый насаждался церковью. Это вызывало жестокие преследования С. В
 16-17 вв. С. образуют большие группы- ватаги, включающие до 100 и более
 человек. К ватагам С. присоединялись беглые крестьяне, что усиливало
 враждебное отношение к С. царского правительства. Нападки на С. особенно
 участились в 40-е гг. 17 в., в годы нар. восстаний. В 1648 царь Алексей
 Михайлович запретил их выступления. М. Горький писал: "Но когда
 воцарился первый Романов, а особенно при его сыне Алексее, церковь и
 боярство истребили ,,скоморохов" и калик перехожих, а тех холопов,
 которые помнили и пели скоморошьи песни, велено было "нещадно бить
 кнутом"" (Собр. соч., т. 26, 1953, с. 421). Значит, часть С. была
 выслана в сев. губернии. Однако представления с участием С. (по преим.
 любителей) разыгрывались во время нар. праздников. Некоторые традиции
 иск-ва С. были использованы придворными шутами и проникли в
 представления церковного школьного т-ра. Эти традиции получили развитие
 при возникновении придворного и публичного т-ров (особенно в исполнении
 комедийных ролей).
  Иск-во С. оказало влияние на представления балаганных т-ров 18-19
 вв., особенно на выступления дедов-раёшников', от них скоморошья
 традиция перешла на эстраду и цирковую арену.
  Лит.: Ф а м и н ц ы н А. С., Скоморохи на Руси, СПБ, 1889; Беляев, О
 скоморохах, "Временник императорского Московского об-ва истории и
 древностей российских", 1854, кн. 20;Барщевский И., Несколько слов из
 истории искусства скоморохов, Ростов-Ярославский, 1914; Всеволод с к и
 й-Г ернгросс В., Русский театр. От истоков до середины XVIII века, М.,
 1957, гл. 1-3. Ю. Д.
  СКОПИНА, Людмила Александровна fp.10 (23). IX. 1903]- рус. сов.
 актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1920-22 училась в Ин-те живого слова.
 В 1929 окончила студию при Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, в 1930
 вступила в труппу этого т-ра. Сыграла здесь роли: Элеонора ("Робеспьер"
 Раскольникова), Валентина ("Страх"), Марфа ("Ярость" Яновского), Аспазия
 ("Соломенная шляпка" Лабиша) и др. В 1933-37- актриса Харьковского т-ра
 рус. драмы. В этом т-ре играла роли: Лена ("Слава" Гусева), Жанна
 ("Интервенция" Славина), Лаура ("Каменный гость" Пушкина). В 1937
 работала в Ленингр. т-ре Комедии. С 1941 - актриса Моск. т-ра
 Транспорта. В числе наиболее крупных работ в этом т-ре: Любовь Яровая;
 Лариса ("Бесприданница"), Джемма ("Овод" по Войнич), Вилде ("Буря" по В.
 Лацису), Маргарет ("Кража" Лондона), Ильза Лидум ("К новому берегу" по
 В. Лацису), Ганна Лихта ("Заговор обречённых" Вирты). В 1956 перешла в
 Моск. т-р им. Пушкина. Роли: Олена ("Жена" Борщаговского), Бабушка
 ("Деревья умирают стоя" Касоны), Елизавета Никанд-ровна ("Дневник
 женщины" Финна) и др.
  Иск-во С. строго и просто. Её обаятельные, скромные героини наделены
 тонким интеллектом, сильной волей. Гос. пр. СССР (1951) за участие в
 фильме "Заговор обречённых". Преподаёт в ГИТИСе.
  Лит.: Людмила Скопина, Л., 1939. ,9. К. СКОПЦОВ (наст. фам.-С к о б ц
 о в), Иван Михайлович [р. 28.X. 1900]- рус. сов. артист оперы
 (драматический баритон). Засл. арт. Морд. АССР (1955). В 1920-24 учился
 в Моск. консерватории. С 1924 - артист хора, в 1926-53 - солист Большого
 т-ра. Выступает в концертах с исполнением нар. песен и романсов.
 Гастролировал за рубежом.
  Партии: Борис Годунов, Грязной; Юшко ("Псковитянка"), Троекуров
 ("Дубровский" Направника), Бес ("Черевички" Чайковского), Скула ("Князь
 Игорь"), Эабани ("Загмук" Крейна), Нагульнов ("Поднятая целина"),
 Данкайро ("Кармен"), Дон Бартоло ("Севильский цирюльник") и др. А ffe
  СКОРОБОГАТОВ, Константин Васильевич [р. 22. 11(6.III).1887]-рус. сов.
 актёр. Нар. арт. СССР (1953). До революции работал в небольших т-pax
 петербургских окраин, после революции - в т-pax Саратова, Самары,
 Иркутска. В 1926 вернулся в Ленинград, работал в Т-ре строителей, с 1928
 - в Большом драм. т-ре, с 1936 - актёр Гос. академич. т-ра драмы им.
 Пушкина. Лучшие роли: Братишка ("Шторм", 1926), Таланов ("Нашествие",
 1943), Яго (1944); Суворов ("Полководец Суворов" Бах-терева и
 Разумовского, 1948;
  Гос. пр. СССР, 1949), Градобоев ("Горячее сердце", 1942), Полоний
 ("Гамлет", 1954), Шварц ("Потерянный сын" Арбузова, 1961). Большое
 значение для формирования таланта С. имела работа над драматургией
 Горького; он играл роли Достигаева ("Достигаев и другие", 1933), Антипы
 Зыкова ("Зыковы", 1940), Луки (1957).
  С. один из создателей на сов. сцене образа В. И. Ленина; впервые
 выступил в эпизоде без текста в пьесе Тренёва "На берегу Невы" (1937);
 затем актёр сыграл роль В. И.Ленина в спектаклях "Ленин" А. Каплера и Т.
 Зла-тогоровой (1939), "Кремлёвские куранты" (1943). С подкупающей
 искренностью воссоздавал артист задушевность и теплоту Ленина, его
 чуткое, любовное отношение к людям, отчётливо передавал рождение
 ленинской мысли. Творчество С. отличается особой простотой,
 естественностью, чёткостью рисунка роли.В сценич. образах С. воплощает
 черты рус. нац. характера, лучшие типич. качества рус. человека. С.
 снимался в кино: "Пирогов" (загл. роль; Гос. пр. СССР, 1948), "Адмирал
 Нахимов", "Александр Попов" (Гос. пр. СССР, 1951) и др. Гос. премии СССР
 -1941 (за достижения в области театр. драматич. ис-ква) и 1951.
  Лит.: В а л ь я н о Н. К., ...народный артист РСФСР К. В.
 Ско-робогатов. Л., 1950.
  . Дм. Д. СКОРОДУМОВ, Николай Владимирович
  (1887 - 1947) - рус. театр. деятель. Один из организаторов и
 теоретиков крестьянского нар. т-ра в России. Учился в Моск. коммерч.
 уч-ще, затем на естественном отд. физико-математич. ф-та Моск. ун-та.
 Будучи студентом, в 1906 организовал в с. Бурмакино Ярославской губ.
 нар. т-р, просуществовавший до 1912. Пост. здесь (вместе с В. В.
 Готовцевым, тогда студентом и молодым актёром M XT) спектакли: "Борис
 Годунов", "Власть тьмы"; "Не всё коту масленица" Островского и др.
 Работой этого т-ра интересовались мн. видные деятели лит-ры и иск-ва-К.
 С. Станиславский, П. Н. Орленев, В. Д. Поленов, А. М. Васнецов и др. С.-
 автор книг и статей по вопросам нар. т-ра.
  Соч.: Новый метод упрощённых постановок, [М., 1914];
  Устройство сцены и декораций в народном театре, М., 1920;
  Село Бурмакино. 1906-1910 годы, "Театр", 1960, .ј 11, с. 107.
  Лит.: В и p е н В., В селе Бурмакино, "Театральная жизнь", 1959, ј
 22. В. Вир.
  СКОРУЛЬСКИЙ, Михаил Адамович [6(18). IX. 1887 - 21.II.1950] - укр.
 сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1947). В 1914 окончил Петерб.
 консерваторию (класс теории композиции М.О. Штейн-берга, Я. Витола, В.
 П. Калафати). Автор оперы "Свадьба Свечки" по о. п. Кочерги (соч. 1948),
 балетов "Лесная песня" по драме Л. Украинки (соч. 1936, пост. 1946, Т-р
 оперы и балета им. Шевченко), "Бондарив-на" по мотивам нар. песен (соч.
 1939), "Снежная королева" (незаконч.), симф. и др. соч. С 1914 вёл
 педагогпч. работу (с 1939 - доцент Киевской консерватории).
  Лит.: Михайлов М., М. А. Скорульський. Нарис про життя и творч?сть,
 Кив, 1960.
  СКОТТ (Scott), Вальтер (15.VIII.1771-21.IX. 1832) - англ. писатель,
 поэт и драматург. Под влиянием драмы Гёте "Гёц фон Берлихинген", к-рую
 С. перевёл на англ. яз., в 1799 написал свою первую пьесу-трагедию "Дом
 Аспенов" (по роману Вебера "Секретный трибунал"). Эта пьеса, близкая
 нем. "трагедии рока" (быстрая смена картин, большие батальные сцены,
 слаборазвитые характеры), была пост. в 1826 в Эдинбурге, но успеха не
 имела. Три другие пьесы- "Холидон Хилл" (1822), "Судьба Деворгойля"
 (1830) и "Auchindrane" (1830) - также не имели успеха, несмотря на
 яркость сценич. образов; пьесам С. недоставало сценичности, мастерства
 ведения интриги.
  Почти все романы С. были инсценированы. Большой успех имела
 инсценировка "Равенсвуд" (по "Ламмер-мурской невесте"), в к-рой
 выступали Фредерик-Леметр (1828, инсц. В. Дюканжа, т-р
 "Порт-Сен-Мартен", Париж), Г. Ирвинг (1890, инсц. Мервиля, т-р
 "Лице-ум", Лондон). На сюжет поэмы С. "Дева Озера" Дж. Россини написал
 одноимённую оперу (1810). по роману "Ламмермурская невеста" Г. Доницетти
 написал оперу "Лючия ди Ламмермур" (1835).
  В России творчество С.-романиста было особенно популярно. В т-pax
 ставились инсценировка A.A. Шаховского "Иваное" (по "Айвенго", 1821,
 Петербург;
  1825 и 1841, Москва; в роли Исаака - М. С. Щепкин), инсценировки П.
 А. Катенина "Пир Иоанна Безземельного" (пролог к "Иваное" ) и А. А.
 Жандра "Морской разбойник" (по "Пирату", 1823, Петербург). П. Катенин
 трактовал произведения С. в духе декабристских идей, большинство
 инсценировок имело романтич. направленность. Позднее на
 реалистич-сущность произведений С. указал В. Г. Белинский. В 1832 Малый
 т-р репетировал пьесу С. "Дом Аспенов" с участием Щепкина и Мочалова, но
 цензура запретила эту трагедию.
  С о ч.: The House of Aspen, a tragedy by Sir Walter Scott, P., 1830;
 The doom of Devorgoil, Edinb., 1830; в рус. пер.- Холидон Хилл, М.,
 1828.
  Лит.: Бочкарёв В., О некоторых драматических переводах и переделках
 А. А. Жандра, в кн.: Ученые записки Куйбышевского пед. института, вып.
 30, Куйбышев, 1960, с. 214-218; Petri A., Uber W.Scott's Dramen, в кн.:
 Jahresbericht uber die Herzogliche Realschule zu Schmolln, [Bd] I-U,
 Schmolln, 1910-11 (Bd I. 1909-10, S. 3-18; Bd II. 1910-11, S. 3-24). В
 Ю.
  СКОФИЛД (Scofield), Пол (p. 21.1.1922) - англ. актёр. Учился в школе
 при Репертуарном т-ре (1939, Кройдон), при т-ре "Маек" (Лондон, 1940 -
 1941). В 1942-44 выступал в Передвижном репертуарном т-ре (рук. Б.
 Лэнгтон), где успешно исполнил роль Горацио ("Гамлет"). В 1945-46 - в
 труппе "Бирмингемского репертуарного т-ра". Здесь было положено начало
 творч. содружеству С. с реж. П. Бруком, оказавшим на него большое
 влияние. В 1946-48 С. играл в шекспировском Мемориальном т-ре; первый
 успех принесли ему роли: Дона Ад-риано де Армадо ("Бесплодные усилия
 любви"), Клотена ("Цимбелин"), Малькольма ("Макбет"), Луцо ("Мера за
 меру"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), сэра Эндрю Эгьючик ("Двенадцатая
 ночь"), Родриго ("Отелло") и др. С 1949 С. выступал в разл. театрах
 Лондона. Среди ролей - Александр ("Приключенческая история" Реттигана,
 т-р "Сент-Джеймсес"), Треплев ("Чайка", там же), Ричард II ("Король
 Ричард II" Шекспира), Пьер ("Спасённая Венеция, или Раскрытый заговор"
 Отуэя, т-р Хаммерсмит) и др. В 1955 с большим успехом исполнил роль
 Гамлета (т-р "Феникс", пост. Брука), в том же году выступил в этой роли
 во время гастролей в СССР. Во второй приезд в СССР (1964) исполнил роль
 короля Лира в спектакле Брука. С. проносит через все созданные им образы
 тему личности, сознающей бесполезность высокого интеллекта в мире лжи и
 несправедливости, мотивы неудовлетворённости и бессильного гнева. В
 "Гамлете", "Короле Лире", как и в совр. пьесах, С. разрабатывает тему т.
 н. "потерянного поколения" - совр. молодёжи Англии.
  Др. роли: Священник ("Власть и слава" по Г. Грину, т-р "Феникс"),
 Клайв Раут ("Покладистый любовник" по Г. Грину, т-р "Глоб"), Томас Мор
 ("Человек для всех времён" Болта, там же).
  Лит.: Trewin J С-, Paul Scofield, L., 1956. ф. К.
  СКРИБ (Scribe), Огюстен Эжен (24.XII.1791-20.11. 1861) - франц.
 драматург, Чл. Франц. академии (с 1836). Род. в Париже в семье торговца.
 Уже в 18 лет начал писать одноактные пьесы. Привлёк к себе внимание
 пьесой "Ночь в казармах национальной гвардии" (т-р "Порт-Сен-Мартен"),
 написанной в 1815, вскоре после оккупации Парижа иностр. войсками. Эта
 пьеса отвечала патриотич. чувствам зрителей. Творчество С. связано с
 развитием во Франции жанра комедии с лёгкой, запоминающейся интригой,
 построенной на забавном стечении обстоятельств, смешных недоразумениях.
 Драматургия С.- мастера "хорошо сделанной пьесы",
 буржуазно-охранительная по своему содержанию, поэтизирует мещанское
 счастье, бурж. практицизм. Герои его пьес - деловые люди, к-рые нашли
 своё призвание в бурж. семье ("Разумный брак", 1826, "Бюджет молодой
 четы", 1831, обе в т-ре "Жимназ"). С. недоверчиво относился к революц.
 борьбе народа, возлагая все надежды на бурж. прогресс. В обществ, жизни
 периода Июльской монархии С. осуждает распущенность нравов, деспотизм
 аристократии ("Лисабон-ский лютник", 1831, т-р "Жимназ"), карьеризм
 ("Товарищество, или Лестница славы", 1837, "Комеди Франсез"), официально
 поддерживаемую ложь ("Пуф, или Ложь и истина", 1848, "Комеди Франсез"),
 но в его критике нет социальной остроты. В 40-е гг., в период расцвета
 своего творчества, С. написал пьесу "Стакан воды, или Причины и
 следствия" (1840, "Комеди Франсез") - образцовую "комедию интриги",
 построенную на условно-историч. материале. В пьесе "Адриенна Лекуврёр"
 (совм. с Э. Легуве, 1849, "Комеди Франсез"), созданной для актрисы
 Рашель, романтически трактованный образ замечательной франц. актрисы
 противопоставлен развращённому аристократич. обществу 18 в. Обе пьесы
 вошли в репертуар т-ров многих стран.
  С. сыграл видную роль в формировании жанра т.н. большой оперы. Он
 писал либретто, отличавшиеся занимательностью фабулы и динамичностью
 действия, для опер комп. Дж. Мейербера - "Роберт-Дьявол" (18Й),
 "Гугеноты" (1836), "Пророк" (1849), "Африканка" (1865), Д. Ф. Э. Обера -
 "Немая из Портичи" ("Фенелла", 1828), Ф. Ж. Галеви - "Жидовка" ("Дочь
 кардинала", 1835) и др.
  На рус. яз. переведено 140 пьес и либретто С.В доре-волюц. России
 ставился водевиль "Шарлатанство" (1829, Малый т-р, Петербург, 1840,
 Александрпн-ский т-р), комедия "Стакан воды", к-рая была переведена в
 1842, но разрешена цензурой лишь в 1872. С тех пор эта пьеса получила
 широкое распространение на рус. сцене. В ней играли ведущие роли М. Н.
 Ермолова, А. И. Южин, А. А. Яблочкина, Е. К. Лешковская, Н. М. Радин, Е.
 Н. Гоголева, Л. С. Вивьен, Н. Н. Бромлей, Е. М. Вольф-Израэль и др. С
 пьесой "Адриенна Лекуврёр" рус. зритель познакомился в 1853-54 во время
 гастролей франц. актрисы Рашель. В 1858 эта пьеса была переведена и
 пост. в Александрийском т-ре. В сов. время выдающейся исполнительницей
 роли Адриенны Лекуврёр была А. Г. Коонен (1919, Камерный т-р, Москва).
  Соч.: Theatre complet, v. 1-24, 2 ed., P., 1834-1842; на рус.
 яз.-Пьесы, М., 1960 (см. ст. ФинкельштейнЕ. Л., Эжен Скриб).
  Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; История
 французской литературы, т. 2, М., 1956; Герцен А. И., Собр. соч. в 30
 тт., т. 5; Кони Ф., Евгений Скриб, "Пантеон Русского и всех европейских
 театров", 1841, ч. 1,.ј3; Луначарский А. В., Скриб и скрибпзм, "Театр и
 искусство", 1911, .N" 33; Legouve Е., Eugene Scribe, P., 1874; Sain t-B
 e u v e Ch. A., Portraits contemporains, v. 2, P., 1846. И.Дюш.
  СКРЯБИН, Леонид Васильевич [р. 29.111(11.IV). 1904] - рус. сов.
 актёр. Нар. арт. Map. ACCP (1952), засл. арт. РСФСР (1954). Чл.
 Коммунистич. партии с 1946. Сценич. деятельность начал в 1925 в
 казанском коллективе "Красной блузы". С 1927 работал в т-рах
 Стерлитамака, Белорецка, Улан-Удэ, Якут-ска. В 1941-42 и в 1945-55 -
 актёр рус. т-ра в Йошкар-Оле, с 1955 - Новгородского т-ра. В репертуаре
 С. преобладают роли отрицательных персонажей, но он играл и роли
 положительных людей, с сильными, целеустремлёнными характерами. Особое
 место среди них занимает роль Василия Павловича в спектакле
 "Ленинградский проспект" Штока.
  Роли: Прибытков, Дудукин, Каркунов ("Последняя жертва", "Без вины
 виноватые", "Сердце - не камень" Островского), Шприх ("Маскарад"),
 Лебедев ("Иванов" Чехова), Мастаков ("Чудаки" Горького), Мальволио
 ("Двенадцатая ночь"), Вурм ("Коварство и любовь"), Кошкин ("Любовь
 Яровая"), Часовни-ков-отец ("Океан" Штейна), Русаков ("Люди, которых я
 видел" Смирнова), Неделин ("Перед ужином" Розова), Дремлюга ("Крылья"
 Корнейчука), Райесмик ("Блудный сын" Раннета)у Агроном ("Ксения"
 Волкова), Фабиани ("Кредит у Нибелун-гов" Куна) и др. А. Ив.
  СКУАРЦЙНА(8диаг2П1а),Луиджи (р. 18.II.1922) - итал. режиссёр и
 драматург. В 1946 окончил Нац. академию драм. иск-ва (Рим). Ставил
 спектакли в разл. труппах, пропагандируя преим. произв. прогрессивных
 зарубежных драматургов, в т. ч. "Все мои сыновья" Миллера (1947). В 1952
 организовал и возглавил (вместе с В. Гасманом) "Т-р итальянского иск-ва"
 (Рим). Пост. "Гамлета" (1952, совм. с Гасманом) в этом т-ре выдвинула С.
 в число ведущих итал. режиссёров. С. ставит спектакли во мн. драм. и
 оперных т-рах Италии: "Дочь Йорио" Д'Аннунцио (1957), "Сотворившая чудо"
 Гибсона (1960, оба пост. в труппе А. Проклемер-Дж. Альбертацци), "Федра"
 Пицетти (1959), "Макбет" Э. Блоха по Шекспиру (1960), "Сон в летнюю
 ночь" Бриттена (1961, все в т-ре "Ла Скала", Милан), "Фальстаф" Верди
 (1960, в т-ре "Пиккола Скала", Милан) и др. Важный этап в творчестве
 С.работа в "Театро стабиле" (Генуя), к-рый он возглавляет с 1962 (совм.
 с И. Кьеза); пост. здесь спектакли: "Человек и сверхчеловек" Шоу,
 "Каждый по своему" Пиранделло (оба в 1961) и др.
  В 1949 С. дебютировал как драматург, написав пьесу "Всемирная
 выставка" (1955, т-р в Катовице, Польша), направленную претив дельцов и
 спекулянтов. Антифашистская пьеса "Девушка из Романьи" ("Ро-маньола",
 1957, "Т-р итальянского иск-ва") вызвала ярость профашистски настроенных
 элементов, пытавшихся сорвать спектакль. В Италии пьеса не ставится. В
 СССР пост. в Моск. драм. т-ре им. Пушкина (1963). Др. пьесы: "Три
 четверти луны" (1953, "Т-р итальянского иск-ва"), "Её роль в истории"
 (1955, "Фольксте-атр". Вена). Участвовал в подготовке издания
 "Энчи-клопедиа делло спеттаколо" ("Энциклопедия зрелищ").
  Соч.: Teatro, Bari, 1959; в рус. пер.- "Всемирная выставка", М.,
 1959; "Девушка из Романьи", М., 1961. Я Каг.
  СКУЕНИЕЦЕ (наст. фам. -Дамбекалне), Бирута Эдуардовна
 (9.IX.1888-8.VIII.1931) - латышская актриса. Спенич. деятельность начала
 в Новом латыш, т-ре в Риге (1902-05). Роли: Раутенделейн ("Потонувший
 колокол" Гауптмана, 1904), Смайдиня ("Серебряное покрывало" Аспазии,
 1905). В 1907-09 училась в Муз .-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. В
 1909-12 - актриса Нового рижского т-ра. Роли:
  Лаймдота ("Огонь и ночь" Райниса, 1911), Визбулите ("Индулис и Ария"
 Райниса, 1912), Варя ("Вишнёвый сад", 1911). С 1912 выступала в разных
 т-рах. Обаяние, звучный, чистый голос, женственность отличали игру С.
 Исполняла роли нежных, лирич. женщин. Выступала и как режиссёр (в 1923 -
 25 руководила созданным ею Интимным т-ром).

<< Пред.           стр. 695 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу