<< Пред. стр. 696 (из 913) След. >>
Др. роли: Байба ("Вей, ветерок!" Райниса), Беатриса ("СестраБеатриса" Метерлинка, 1919). В. X.
СКУЛТЭ, Адольф Петрович [р. 15(28).X.1909) ] - латыш, советский
композитор, педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1965). В 1934 окончил Рижскую
консерваторию по классу практич. композиции Я. Витола. Первое соч. С.
для муз. т-ра - опера "Будильник калифа" (не пост.). Автор балета "Сакта
свободы" (по драме Райниса "Играл я, плясал", 1950, Т-р оперы и балета
Латв. ССР; Гос. пр. СССР, 1951; 2-я ред.-1955, там же), музыки к сказке
А. Бригадере "Принцесса Гундега и король Брусу барда" (1948, Рижский
ТЮЗ), к фильму "Райнис" (Гос. пр. СССР, 1950) и др. С 1936 ведёт
педагогич. работу в Рижской консерватории (с 1952 - профессор по классу
композиции) .
Лит.: Крас и некая Л., Адольф Скултэ, М., 1959;
Стумбре С., Балет А. Скултэ "Сакта свободы", Рига, 1955. А. Ив.
СКУПА (Skupa), Йосеф (16.1.1892-8.1.1957) - чехословацкий театр.
деятель, режиссёр, актёр, художник т-ра кукол. Нар. арт. ЧССР (1948).
Сценич. деятельность начал в 1916 как художник Гор. т-ра в Пльзе-не (в
1922-24- гл. художник этого театра). В 1917 впервые выступил как
режиссёр, пост. "Пан Иоганнес" Ирасе-ка в Пльзеньском марионеточном
"Т-ре дачных колоний". В этом же т-ре С. позднее работал кукловодом,
выступал с куклой Каш-па рек, исполняя сати-рич. сцены. По рисункам С.
резчик К. Носек сделал в 1920 куклу Спейбл, а в 1926 - лукавого сынишку
Спейб-ла-Гурвинека. Выступая с этими куклами, С. приобрёл широкую
популярность, имена кукол стали нарицательными. В 1930 С. организовал в
Пльзене "Т-р Спейбла и Гур-винека" (Театрик сатиры и юмора). В
спектаклях этого т-ра высмеивается мещанство, косность, зазнайство,
лицемерие, стяжательство. Позднее С. создал новые персонажи: дочку
Спейбла Маничку, бестолковую пани Дрболковую, собачку Жерика и др.
Выступал вместе с женой-заел, арт. ЧССР И. Скуповой. В янв. 1944 был
брошен гитлеровцами в тюрьму, откуда спасся бегством во время бомбёжки.
В 1945 С. возобновил работу в Праге, в специально построенном для него
театр. здании. С 1929 вместе с т-ром неоднократно гастролировал за
рубежом, дважды т-р был в СССР (1949, 1963). С 1938 был президентом
Между на р. союза кукольников (УНИМА). С. - лауреат Гос. пр. (1955),
Нац. пр. мира (1955).
Лит.: Sedesat let narodniho umelce J. Skupy, Praha, 1952;
M a 1 i k J., Narodni umelec Josef Skupa, Praha, 1962. C. Др.
"СКУПОЙ" (L'Avare) - комедия в 5 д. Ж. Б. Мольера. Соч. 1668. Пост. 9
сент. 1668 в т-ре Пале-Рояль, Париж (Гарпагон - Мольер). Среди известных
исполнителей роли Гарпагона - Ф. Л. Шредер, А. В. Иффланд, Л. Дев-риент,
Б. Дависон, И. Левинский, Коклен-старший, Кок-лен-младший, Э. Новелли,
Э. Ферреро, Тофано, Л. Соль-ский, Ш. Дюллен.
Первые пост. "С." в России: Петербургский придворный т-р (1757),
петербургские Деревянный т-р (1789, 1791, 1795) и Каменный т-р (1799,
1800, Гарпагон - Крутицкий, Рыкалов); моск. Малый т-р (1830, Гарпагон -
Щепкин).
Из пост. последующих лет: Александрийский т-р, 1843 (Гарпагон -
Мартынов), 1870 (Гарпагон - П. Васильев), 1893 (Гарпагон - Федотов); Т-р
Солодовникова, Москва, спектакль под рук. А. А. Бренко, 1880 (Гарпагон -
Андрс-ев-Бурлак); Т-р Корша, 1886 (Гарпагон - Давыдов); моск. Малый т-р,
1873 (Гарпагон - Берг), 1892 (Гарпагон- Правдин); Киевское рус. драм.
об-во (1894) и ряд др. т-ров.
На сов. сцене: Малый т-р (1918), Бакинский арм. т-р (1925), Моск.
драм. т-р под рук. В. С. Смышляева (1935), Т-р им. Я. Купалы (1937,
Гарпагон - Глебов), Ленингр. Новый т-р (1938, реж. Сушкевич), моск.
Камерный т-р (1941), Казахский т-р драмы, Алма-Ата (1952, реж.
Гольд-блат; Гарпагон-Кармысов), Ленингр. т-р Комедии (1962). "С." был
пост. в Вологодском ТЮЗе, Харьковском т-ре для детей (обе пост. в 1938),
Новосибирском (1939), Саратовском (1940), Кировском (1954) ТЮЗах и др.
Издания: Первая франц. публикация "С."-1669. Первые рус. переводы -
И. Кропотова, 1757, в кн.: Комедии из театра господина Мольера,
переведённые Иваном Кропо-товым, т. 1, М., 1757 и 2 изд., 1788, - С. Т.
Аксакова, 1828 в кн.: Аксаков С. Т., Полн. собр. соч., т. IV, СПБ 1886.
Из позднейших изд.- Мольер Ж.-Б., Собр. соч. т. 2, СПБ, 1884; Мольер
Ж.-Б., Полное собр. соч. т. 2, СПБ, 1912 (Б-ка великих писателей, под
per,- С. А. Вен-герова). Из сов. изд.: Мольер Ж. - Б., Собр. соч., т. 3
Л., 1939; Мольер, Комедии, М., 1953; Мольер Ж.-Б. Собр. соч., т. 2, М.,
1957. А. Шн
СКУРАТОВ, Павел Леонидович [наст. фам. - Новиков; р. 1861(?) - год
смерти неизв.] - рус. актёр и антрепренёр. Окончил Петерб. консерваторию
по кл. скрипки и композиции; здесь же прошёл курс драм. иск-ва под рук.
Н. Ф. Сазонова и Д. Д. Коровякова. На сцене -с 1881. В 1882-84 играл в
моск. Малом т-ре. С 1884 выступал в провинции. В 1905-26 работал преим.
в Киеве. В Киеве построил т-р (1907) и открыл драм. курсы. Гастролировал
в пе-терб. и моск. т-рах. Был антрепренёром опереточно-драм. труппы. В
молодости С. исполнял роли героев:
Гамлет, Отелло, Фердинанд; Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Чацкий,
Незнамов и др. Яркий представитель актёрского иск-ва 80-х гг., С. играл
просто, стремился к жизненной достоверности; но в то же время он обычно
снижал героич. тему образа, подменяя её интеллигентской
расслабленностью, меланхолией, порой переходившей в слезливость. В 90-е
гг. перешёл на амплуа стариков. С.-автор статей и очерков на театр.
темы, а также нескольких пьес. Занимался театраль-но-педагогич.
деятельностью.
С о ч.: Доклад актёра П. Л. Скуратова, в кн.: Труды 1 Всерос. съезда
сценических деятелей, М., 1898; Театральная правда, Одесса, 1901; Жизнь
ночью. Очерки из жизни искалеченных, Киев, 1902; Четыре театра, "Новая
рампа", 1924, ј 24.
Лит.: "Артист", 1889, ј 3, с. 241; "Театр и искусство", 1907, .ј 9; В
e л и з a p и и М. И., Путь провинциальной актрисы, М., 1938; Курочкин
Ю., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957; К рут и И.,
Русский театр в Казани, М., 1958. А. Кл.
СКУШАНКА (Skuszanka), Крыстына (р. 24.VII. 1924) - польский режиссёр.
В 1945-46 училась в Кракове в театр. студии при "Т-ре Стары". В 1949
окончила ф-т польской филологии Познаньского ун-та, в 1952 -
режиссёрское отделение Гос. высшей театр. школы в Варшаве (ученица Л.
Шиллера). В 1952 дебютировала как режиссёр в г. Ополе, пост. "Шторм"
Билль-Белоперковского (Гос. пр., 1952). В 1953-55 - худ. рук. т-ра в
Ополе, в 1955-63 - директор и худ. рук. "Т-ра Людовы" в г. Нова-Хута, в
1963-64 - худ. рук. "Т-ра Польски" в Варшаве (совм. с С. Балицким и Е.
Красовским). В т-ре Нова-Хута (совм. с реж. Е. Красовским) С. стремилась
воспитывать нового рабочего зрителя. В своих спектаклях ставила совр.
политич. и моральные проблемы; вводила в репертуар т-ра пьесы совр.
драматургов (А. Камю, Т. Манн) и классич. драматургию (Шекспир,
Словацкий, Мицкевич, Гоцци, Мольер). Спектакли С. отличаются смелостью
режиссёрского решения, зре-лищностью, выразительностью постановочных
средств.
Пост.: "Имена власти" Брошкевича (1958), "Буря" Шекспира (1959),
"Серебряный сон Саломеи" Словацкого (1959), "Тартюф" (1962); "Дзяды"
Мицкевича (1962, совм с Е. Красовским; Гос. пр.), "Фиоренца" и "Марио и
чародей"Т. Манна (1964).
Соч.: "Театр", 1962, ј 3, с. 136-37, ј 12, с. 62-63. Лит.: "Театр",
1964, ј 2, с. 131-32; Timoszewicz J., Kral A., Teatr Ludowy. Nowa Huta.
1955-1960, Kr., 1962. Еж. Т.
СКЬЕЛЛЕРУП (Schjelderup), Герхард (17.XI.1859-29.VII.1933) - норв.
композитор, муз. писатель. Учился в Осло, затем в Париже (в т. ч. у Ж.
Массне) и Карлсруэ у Ф. Мотля. Представитель романтич. направления в
сканд. музыке. Писал оперы на собств. тексты (на нем. и норв. яз.). В
1893 в Мюнхене под упр. Г. Леви была пост. муз. драма С. "Воскресное
утро". С.-автор опер "Норвежская свадьба" (1900, Нем. т-р, Прага),
"Весенняя ночь" (Дрезден, 1908;
2-я ред.- 1934, Любек), "Буревестник" (1926, Шве-рин), "По ту сторону
солнца и луны", "Народ в нужде", "Красный цветок" (все три не пост.),
оперы-сказки "Сампо", балета-сказки "Волшебный рог", а также книг о Э.
Григе (совм. с В. Ниманом) и Р. Вагнере.
Лит.: S a n d s i k O. M., G. Schjelderup, "Schweize-rische
Musikzeitung", Z., 1948, Bd 88.
СКЮДЕРЙ(8сш1егу), Жорж де (1601-14.V.1667)- франц. поэт, драматург.
Чл. Франц. академии (с 1650). С 1630 посвятил себя лит. деятельности.
С.- один из инициаторов спора о "Сиде" Корнеля в к-ром он выступил
против драматурга; автор "Замечаний о "Сиде"" (1637). Лит. творчество С.
было прециозным (см. Прециозный стиль) по своему духу. Для т-ра С.
написал комич. пьесу "Комедия комедиантов" (1632), трагедии "Смерть
Цезаря" (1635), "Дидона" (1636), трагикомедии "Благородный вассал"
(1632), "Великодушный поклонник" (1636), "Тираническая любовь" (1638),
"Ибрагим" (1642) и др., ставившиеся в т-рах "Mape" и "Бургундский
отель". В трагикомедиях, изобилующих мелодраматич. эффектами, чуждых
психологич. правде, С. использовал преим. сюжеты галантно-героич. и
пасторальных романов.
Лит.: В a t e r e a u A., G. de Scudery als Dramatiker, Lpz., 1902.
fo, B.
"СЛАВА" - пьеса в стихах в 3 д., 8 карт. В. М. Гусева. Соч. 1935.
Пост. 26 янв. 1936 в Магнитогорском т-ре (реж. Тункель, худ. Кулешов;
Мотылькова - Мануйлова, Мотыльков - Бобин, Черных - Муратов). 10 марта
1936 "С." пост. Центр, т-р Красной Армии (Мотылькова - Раневская,
Мотыльков - Бельский, Елена - Добржанская, Медведев - Коновалов, Маяк -
А. Гусев, Очерет - Фре-лих), 14 OKT. 1936 -Малый т-р (реж. К. Хохлов;
Мотылькова - Блюменталь-Тамарина, Турчанинова, Мотыльков- Анненков,
Елена -Белёвцева, Медведев - Н. Яковлев, Маяк - Лепштейн, Очерет -
Межинский). В том же 1936 "С." поставили более чем 250 т-ров:
Воронежский, Ивановский (режиссёр и исполнитель роли Медведева -
Курский), Ленинградский Большой драм. т-р (реж. Мор-щихин; Мотылькова -
Никритина, Мотыльков - Поли-цеймако, Медведев - Софронов, Очерет -
Лариков), Ле-нингр. Новый т-р, Ростовский-на-Дону т-р, Саратовский т-р
(реж. Тункель; Мотыльков - А. Денисов, Медведев - Несмелов, Очерет -
Слонов, Черных - Карганов), Свердловский т-р (реж. Рощин; Мотыльков - Б.
Ильин, Медведев - Ратомский, Маяк - Бурэ), Харьковский рус. т-р (реж. Н.
Петров; Мотыльков - Крамов) и мн. др. т-ры. Пьеса Гусева продолжала
ставиться и в последующие годы.
Издания: Первая публикация "С.", "Красная новь", 1936, ј 3; из
позднейших изд.: М.-Л., 1940, в сб.:
Советская драматургия, т. 3, М.-Л., 1948, в кн.: Пьесы советских
писателей, т. 4, М., 1954; Гусев В.. Сочинения, т. 2, М., 1955; Пьесы,
M., 1959. А. Шн.
СЛАВЕЙКОВ, Пенчо Петков (8.V.1866-28.V.1912)- болг. поэт, театр.
деятель. Сын П. Р. Славейкова. В 1892-98 учился в Лейпцигском ун-те. В
1908-09, будучи директором Нар. т-ра в Софии, стремился к утверждению
сценич. ансамбля, требовал от актёров глубокого проникновения в
психологию сценич. героев, добивался чистоты сценич. речи. В 1908-09 С.
пост.: "Дядя Ваня", "Укрощение строптивой"; "Враг народа"
Ибсена,."Инспектор училища" Эрнста, "Одинокие" Гаупт-мана, "Молодость"
Хальбе. Свои взгляды на театр. иск-во изложил в статье "Нац. т-р"
(1910). Написал драматич. сцены "Радоил" (1898, Русе, Столичная драм.
труппа под рук. Н. Ф. Штырбанова).
Лит.: Николов М., Пенчо Славейков, живот, личность и ДБЛО, С., 1940;
"Театър", С., 1956, [.ј] 2, с. 51-55. А. Ив.
СЛАВЕЙКОВ, Петко Рачев (17.XI.1827-I.VII. 1895) - болг. поэт и
драматург. В 1842-43 учился в Свиштовской школе. Здесь же начал лит.
деятельность. С.- один из первых авторов своеобразного драматургич.
жанра сатирич. диалогов: "Деньги и наука, или Спор между двумя
соучениками Петром и Михаилом" (1850, Трявна), "Разговор Ивана и
Стоя-на" (1852), "Разговор между одним философом и мальчишкой" (1859).
Диалоги С.- миниатюрные комедии, имевшие распространение на любительской
сцене. Болгары, жившие в России, также ставили их. С. - автор одного из
первых болг. драматургич. произведений - комедии "Кринолин" ("Малаков"),
в к-рой с юмором описал сельских модниц и сварливых жен (1870,
Стара-Загора). С. приписывают авторство комедий "Нынче не торговля" и
"Зима 1874 года" (обе в 1874). В 1873 С. перевёл на болг. яз. комедии
Мольера "Скупой" и "Тартюф", к-рые затем вошли в репертуар первых болг.
театр. трупп. А. Ив.
СЛАВЕНСКА (Slavenska), Миа [наст. фам.- Ч о-рак (Corak) ] (р.
1914)-югославская артистка балета, балетмейстер. Дебютировала в 1929 в
Хорватском нац.оперном т-ре (Загреб), где затем заняла положение первой
танцовщицы. С 1933 выступает в разл. труппах. В 1944-45 организовала
труппу "Балле вариант" (существовала до 1950 с перерывами), в 1952 совм.
с Ф. Франклином- труппу "Франклин- Сла-венска балле", в к-рых пост.
"Романтический концерт" на муз. Листа (1950), "Симфонические вариации"
на муз. Франка (1950), "Портрет балерины" на муз. До-наньи (1952) и др.
Партии: Жизель, Одетта-Одиллия; Маша ("Щелкунчик"), Мельхола
("Давид-триумфатор" на муз. Дебюсси), Цыганка ("Испанское каприччио" на
муз. Римского-Корсакова), принцесса Ливен ("Вена, 1814" на муз. Вебера)
и др.
Ведёт педагогич. деятельность: в 1960 - в Далласе (США, шт. Техас), с
1964 - в Нью-Йорке.
Лит.: Ballet Yougoslave, Beograd, 1958. Г. Ш.
СЛАВИН, Лев Исаевич [р. 15(27).X.1896]-рус. сов. писатель, драматург.
Учился в Новороссийском ун-те в Одессе. С 1920 выступает как журналист,
автор романов и повестей. Среди драматургич. произв. С. большим успехом
пользовалась пьеса "Интервенция" (1933, Т-р им. Вахтангова), отражающая
историч. события иностранной интервенции 1918-20 в Одессе. Острая
драматургич. форма, яркость характеров и жанровых сцен способствовали
популярности пьесы.
Др. пьесы С.: "Битва за счастье" (1948, Липецкий т-р), "Сильное
чувство" (1954), "Обещалкин" (1954), "Эляна" (по повести Г. Корсакена
"Первый год", 1960), "Тихий старичок" (1962) и др.
С. принадлежат сценарии "Возвращение Максима" (1937, совм. с реж. Г.
М. Козинцевым и Л. 3. Траубергом), "Частная жизнь Петра Виноградова".
Соч.: Избранное, М., 1957.
Лит /Шкловский В., К 60-летию Льва Славина, "Театр", 1957, ј 2. Е. X.
СЛАВИНА, Мария Александровна (1858-1951) - рус. артистка оперы
(меццо-сопрано). В 1877 окончила Петерб. театр. уч-ще, в 1879 - Петерб.
консерваторию по классу К. Эверарди. В 1879-1917 - солистка Мариинского
т-ра (дебютировала в партии Амнерис). После 1917 жила за границей.
Обладала звучным голосом густого бархатистого тембра, безупречной
дикцией и разносторонним драм. дарованием. Артистке одинаково удавались
трагич. пафос и тонкий юмор. При первой пост. "Пиковой дамы" (1890,
Мариинский т-р) С. создала выразительный образ Графини.
Партии: Ганна (1880); Княгиня ("Чародейка" Чайковского, 1887),
Кончаковна ("Князь Игорь", 1890) - первая исполнительница; Кармен (1885)
- первая исполнительница на рус. сцене; Ратмир; Рогнеда (о. п. Серова),
Морозова, Ольга, Любовь ("Опричник", "Евгений Онегин", "Мазепа"
Чайковского), мистрис Квикли ("Фальстаф" Верди), Ортруда ("Лоэнгрин"),
Фрика ("Золото Рейна" и "Валькирия" Вагнера), Далила ("Самсон и Далила"
Сен-Санса) и др.
Лит.: С т ар к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера.
1890-1910, Л.-М., 1940, с. 60-69. Б. Яг.
СЛАВИН-КУЦИН, Даниил Григорьевич (р. 9. XII.1907) - рус. сов. актёр.
Нар. арт. Груз. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1943. С 1927актёр
Харьковского рус. драм. т-ра.
Роли: Кутузов ("Давным-давно" Гладкова), Галушка ("В степях Украины"
Корнейчука), Фрол Баев ("Земля" Вирты), Ковалёв ("Павел Греков"
Войтехова и Ленча), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Макар
Дубрава (о. п. Корнейчука), Бублик ("Платон Кречет"), Репетилов ("Горе
от ума"), Телегин ("Дядя Ваня"), Дорн ("Чайка"), Мадзимура ("На той
стороне" Барякова), Окаёмов ("Машенька").
С.-К. исполнял роль В. И. Ленина в спектакле "Кремлёвские куранты".
СЛАВЙНСКИЙ, Пётр Михайлович [р. 16(28).Х. 1899]- рус. сов. дирижёр.
Нар. арт. Башк. АССР (1944), засл. арт. РСФСР (1944). В 1930 окончил
дирижёрский ф-т Моск. консерватории. С 1930 - дирижёр МХАТа. Нек-рое
время был дирижёром Большого т-ра, оперных т-ров в Перми, Ташкенте,
Харькове, Куйбышеве. В 1939-45 - худ. рук, и гл. дирижёр Башк. т-ра
оперы и балета. В 1950-60 - дирижёр и гл. дирижёр Муз. т-ра им.
Станиславского и Неми-ровича-Данченко, с 1960 - зав. муз. частью МХАТа.
Под рук. С. впервые на сов. сцене пост. оперы: "Мэр-гэн" Эйхенвальда
(1940), "Хакмар" Валеева (1940), "Карлугас" Чемберджи (1941), "Акбузат"
Заимова и Спадавеккиа (1942, все - в Башк. т-ре оперы и балета), "Заря"
(1956) и "Улица дель Корно" (1960) Молчанова, а также 2-я редакция опер
"В бурю" Хренникова (1952) и "Емельян Пугачёв" Коваля (1959, все-в Муз.
т-ре им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко).
Др. пост.: "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (1952, Муз. т-р им.
Станиславского и Немировича-Данченко), "Аида" (1946), "Демон" (1948)
(обе - в Куйбышевском т-ре оперы и балета). 4 . Ив.
СЛАВКОВ, Иван (г. рожд. неизв.-ум. после 1906)- болг. артист оперы
(тенор). В 1890 окончил муз. школу в Праге по классу проф. Ф. Пивода. В
том же году, вернувшись в Софию, основал совм. с Д. Казаковым и А.
Букорещлиевым оперное отделение при "Столичной драматическо-оперной
труппе". Был солистом и пом. директора этой труппы. С 1899 работал в
России, в оперных товариществах в Петербурге, Томске и др. городах.
Обладал не сильным, но приятным голосом. Для сценич. манеры С.
характерна динамич. выразительность. Партии: Ленский; Фауст (о. п.
Гуно), Манрико ("Трубадур") и др. Роли: Пётр ("Иванко" Друмева) и др. А.
Ив.
СЛАВЯНОВА, Зинаида Михайловна (г. рожд. неизв.-1941) - рус. сов.
актриса, режиссёр, театр. деятель и драматург. Засл. арт. РСФСР (1934).
Сценич. деятельность С. начала в 1903 в Тамбове, в антрепризе Леонова.
Играла гл. обр. роли героинь в т-рах Саратова, Перми, Екатеринбурга,
Баку, Самары, участвовала в гастрольных поездках П. Н. Орленева. В
19071918 держала антрепризы в Самаре, Екатеринбурге, Кинешме. В 1917
была избрана первым председателем Самарского союза работников иск-в, в
1918 назначается гл. режиссёром гор. т-ра и с этого времени ведёт
режиссёрскую и педагогич. работу в т-ре. В Казани С. заведует ТЕ О
Наркомпроса Татарии, создаёт здесь рус. и тат. театр. техникумы,
участвует в постановке массовых зрелищ и др. С 1924 работала в
Смоленском гор. драм. т-ре режиссёром, директором и гл. режиссёром.
Пост. спектакли: "Мистерия-Буфф" Маяковского (1923), "Озеро Люль" Файко
(1924), "Бойцы" Ромашова (1930), "Егор Булычев и другие" (1933), "Платон
Кречет" (1935); "Аристократы" Погодина (1935), "Семья Волковых" Давурина
и др. С.- автор пьес: "Памяти Парижской Коммуны", "Александр II" и др.
Соч.: Рабоче-крестьянский театр. Казань, 1921; Четырнадцать
спектаклей, "Советский театр", 1936, ј 9.
С. Г. СЛАДКОПЕВЦЕВ, Владимир Владимирович (2.1. 1876-28.X.1957) -
рус. сов. актёр, чтец, педагог. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Сценич.
деятельность начал в 1904 в Одессе. С 1907-актёр т-ра Лит.-художеств.
об-ва в Петербурге. Играл характерные и комедийные роли. Одновременно
преподавал в театр. уч-щах. В 1918-23 - проф. Киевского муз.-драм. ин-та
им. Н. В. Лысенко. С 1927-педагог Ленингр. техникума сценич. иск-в
(позже Ленингр. театр. ин-т). Среди учеников С.- М. А. Чехов, Г. М.
Ярон, В. М. Чабукиани, В. В. Куза и др. С. был известен как блестящий
рассказчик (исполнял гл. обр. собственные рассказы). Снимался в кино.
Соч.: Искусство декламации, СПБ, 1909 (Энц. сцен. самообр., т. 3); 2