<< Пред. стр. 718 (из 913) След. >>
"Свободный т-р". С 1919 - актёр, худ. рук. и директор т-ра оперетты"Свободный т-р". В 1925-Г-26 и в 1935-36 был директором и режиссёром
Русенского т-ра, в 1927-29 - директор Нар. т-ра и Нар. оперы в Софии. В
1929 основал частный Т-р П. Стойчева. В 1940 был организатором "Т-ра для
маленьких". В 1936-39 и в 1941-44 - директор Плов-дивского т-ра. В 1943
совм. с Т. Стойчевой организовал детский т-р "Балкан" (ныне - Т-р нар.
молодёжи). С.- последователь принципов МХАТа. Он пропагандировал рус.
драматургию, перевёл на болг. яз. "На дне". Лучшие роли: Сатин и
Счастливцев. Среди др. ролей: Бобчинский; Подколёсин, Жевакин
("Женитьба"), Юст ("Дурак" Фулда), Слав ("Борислав" Вазова). В числе
пост. С.- "Женитьба" (1903, труппа "Лира"); "Пер Гюнт" Ибсена (1919,
"Свободный т-р") и др.
Лит.: П e н e в П., Лекции по история на българския драматически
театър, ч. 4, София, 1958. . fie.
СТОЙЧЕВА, Теодорина Петрова (6. V.I 887-9.11. 1956)- болг. актриса.
Засл. арт. НРБ (1949). Дебютировала в 1904 в передвижной труппе "Борба"
в роли Альмы ("Честь" Зудермана). В 1905 вступила в труппу "Свободного
т-ра", с к-рой гастролировала по стране С 1906 - актриса Нар. т-ра
(София). В 1908 совм. с С. Бычваровым проходила практику в МХТ. С.
обладала природной грацией, сильным, интонационно богатым голосом,
большим темпераментом. В начале сценич. деятельности играла роли молодых
героинь, в дальнейшем - трагедийные роли. Была лучшей исполнительницей
роли Сарры в драме "Над пропастью" Вазова.
Роли: Тамара, Кремена ("Борислав", "Ивайло" Вазова), Милка ("Первые"
Тодорова), Мария Магдалена ("Иуда" Му-тафова), Кручинина; Аксюша
("Лес"), Анна Каренина; Поля ("Мещане"), Наймычка (о. п. по Шевченко),
Медея (о. п. Ев-рипида), Электра (о. п. Софокла), Джульетта ("Ромео и
Джульетта" Шекспира), фру Альвинг; Сольвейг ("Пер Гюнт" Ибсена),
герцогиня Падуанская (о. п. Уайльда), Мать ("Эпоха, в которую живём"
Чапека) и др.
Лит.: "Театър", С., 1955, бр. 3, с. 54-57; там же, 1956, бр. 3, с.
80. А. Ив.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КОРОЛ‚ВСКАЯ ОПЕРА - см. Шведская Королевская опера.
СТОКОВСКИЙ (Stokowski), Леопольд (р. 18.IV. 1882, Лондон) - амер.
дирижёр. Музыке учился в Оксфорде у Г. Пэрри и Ч. Станфорда, позже - в
парижской Консерватории. Как дирижёр впервые выступил в 1908 в Лондоне.
В 1912-36 руководил Филадельфийским симф. оркестром. В 1931 в
Филадельфии С. дирижировал первой амер. пост. оперы А. Берга "Воп-цек".
С 1949 С. руководил (совм. с Д. Митропулосом) Нью-Йоркским филармонич.
оркестром и выступал с др. оркестрами. В 1936 и 1958 гастролировал в
СССР. Один из крупнейших дирижёров 20 в., С. выступал и как композитор.
Снимался в муз. фильмах.
Соч.: Музыка для всех нас, пер. с англ., М., 1963. Лит.: Шнеерсон
Г.,Л. Стоковский, "Сов. музыка", 1941, ј 5; С е р г е е в И., Л.
Стоковский в Москве, там же, 1958, ј 8. Ал. М.
СТОЛЕРМАН, Самуил Александрович [9(21).XII. 1874-22.XII.1949] - рус.
сов. дирижёр. Засл. арт. Груз. ССР (1924), нар. арт. УССР (1937). С 1905
занимался дирижированием у проф. В. И. Сафонова в Москве. В 1907-08 -
дирижёр оперной труппы в Перми. Работал во Владивостоке, Благовещенске,
Москве, Тбилиси, Баку и др. городах. В 1927-44 - гл. дирижёр, муз. рук.
Одесского т-ра оперы и балета, в 1944- 1949- гл. дирижёр Т-ра оперы и
балета им. Шевченко. Под рук. С. впервые пост. оперы: "Алмаст"
Спендиа-рова на укр. (1930, Одесса), груз. (1932, Тбилиси) и арм. (1933,
Ереван, на открытии т-ра) языках, "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили
(1919), "Кето и Котэ" (1919) и "Лейла" (1922) Долидзе, "Тамара Коварная"
М. Баланчивадзе (1926, все - в Тбилиси), "Разлом" Фемелиди (1929),
"Золотой обруч" ("Захар Беркут") Лятошинского (1930), "В плену у яблонь"
Чишко (1931), "Трагедийная ночь" Данькевича (1935; все - в Одессе).
Др. пост.: "Лоэнгрин", "Севильский цирюльник", "Аида" (все в 1923),
"Борис Годунов" (1924; все - в Баку), "Царская невеста" (1925), "Кармен"
(1926); "Тарас Бульба" Лысенко (1932; все - в Тбилиси), "Лёд и сталь"
Дешевова (1930), "Майская ночь" Лысенко (1937), "Иван Сусанин" (1940),
"Да-иси" Палиашвили (1941; все - в Одессе), "Тарас Бульба" в нов. ред.
Л. Н. Ревуцкого (совм. с К. А. Симеоновым, 1947, Т-р оперы и балета им.
Шевченко). А. Ив.
"СТОЛИЧНАЯ ДРАМАТЙЧЕСКО-бПЕРНАЯ ТРУППА"- болг. труппа. Осн. в 1890 в
Софии по инициативе И. Шишманова и А. Константинова. В драм. отделение
вошёл почти весь состав труппы "Основа":
В. Кирков, Г. Киров, В. Налбуров, И. Попов, Ш. Попова и др. Оно
открылось в помещении т-ра "Основа" 6 окт. 1890 спектаклем "Ижиния"
Пелико. В 1890 были пост.: "Руска" Вазова, "Пенчо Кырлеж" Шишманова,
"Женитьба)); "Семья преступника" Джакометти и др. С 1891 спектакли шли в
театр. зале "Славянская беседа", ставились: "Иванко" Друмева, "Анджело"
Гюго, "Коварство и любовь". Директор т-ра - Д. Казаков, реж. И. Попов.
Оперную труппу составили болгарские (Д. Казаков, И. Славков) и
чешские (О. Добшова, А. Кратохвилова, Я. Хашек) певцы. Дирижёр А.
Букорещлиев, реж. Я. Хашек.Спектакли начались в 1891 (ставили "Фауст"
Гуно, "Трубадур", сцены из опер "Евгений Онегин";
"В колодце" Блодека и др.).
Летом 1891 драм. отделение выделилось из труппы, а оперное отделение
было преобразовано в "Столичную оперную труппу", к-рая в том же году
пост. первую оперу на болг. яз. - "Лукреция Борджиа" Доницетти, затем
"Травиату" и "Аиду" Верди, "Сельскую честь" Масканьи и др. После выхода
из труппы чеш. певцов (в связи с материальными трудностями) она в 1892
прекратила своё существование. На её базе возник новый т-р "Слеза и
смех".
Лит.: Казаков Д., Материали по историята на на-родния театър и опера.
С., 1929; С а г а е в Л., Българското оперно творчество. С., 1958;
Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950. А. Ив.
СТОЛЯРОВ, Григорий Арнольдович [8(20).IIL 1892-14.IX.1963] - рус.
сов. дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1947). В 1915
окончил Петрогр. консерваторию. Дирижёрскую деятельность начал в
петрогр. т-ре "Ренессанс" (1915-17). Был гл. дирижёром Одесского т-ра
оперы и балета (1920-29), Муз. т-ра им. Немировича-Данченко (1930-38),
Оперной студии им. Шацкого при Моск. консерватории (1937-39), Т-ра оперы
и балета им. Абая (1945-48), Моск. т-ра оперетты (с 1954).
Исполнительский стиль С. отличался высокой слаженностью ансамбля,
большим муз. вкусом.
Пост.: Муз. т-р им. Немировича-Данченко - "Тиль Уленшпигель" Лотара
(1931), "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Корневильские колокола"
Планкета (1932), "Катерина Измайлова" Шостаковича, "Травиата" (1934),
"Чио-Чио-сан" (1935), "Тихий Дон" (1936); Моск. т-р оперетты - "Фиалка
Монмартра" Кальмана (1954), "Белая акация" Дунаевского (1955), "Поцелуй
Чаниты" (1956), "Фонари-фонарики" (1958) и "Цирк зажигает огни" (1960)
Милютина, "Москва, Черёмушки" Шостаковича (1959), "Летучая мышь" Штрауса
(1962), "Сто чертей и одна девушка" Хренникова (1963) и др.
Дирижировал также симф. оркестрами. Вёл педаго-гич. работу: был
ректором Одесской (1923-29), профессором Московской (1934-43) и
Казахской (1945- 1948) консерваторий, моск. Ин-та военных дирижёров
(1948-53). М. Лифш.
СТОММА, Здислав Францевич [р. 4(17).VIII.1907]- белорус. сов. актёр.
Нар. арт. БССР (1961). Чл. Ком-мунистич. партии с 1961. В 1929 окончил
драм. студию при Польском т-ре БССР. Работал в польских т-рах БССР и
УССР, в белорус. ТЮЗе. С 1940 - актёр белорус. Т-ра им. Я. Купалы. С.
обладает ярким комедийным дарованием. Его сценич. образы отличаются
остротой, нар. юмором.
Роли: Долгоносик ("В степях Украины" Корнейчука, 1941), Дормедонт
("Поздняя любовь" Островского, 1944), Быковский ("Павлинка" Купалы,
1944), Епиходов ("Вишнёвый сад", 1951), Белогубов ("Доходное место",
1953), Левон ("Левониха на орбите" Макаёнка, 1961), Глапье ("Тысяча
франков вознаграждения" Гюго, 1962).
Лит.: Н я ф ё д Ул., Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959. Люд. Ш.
СТОППА (Stoppa), Паоло (р.16.VI.1906) - итал. актёр. Учился в школе
декламации при академии Сан-та-Чечилия. В 1927 дебютировал в т-ре.
Работал в разл. итал. труппах, выступая гл. обр. в комедийных ролях.
Известность получил в конце 30 - нач. 40-х гг., сыграв роли сэра Эндрью
("Двенадцатая ночь"), Алексея ("Игрок" по о. п. Достоевского), Улисса
("Гекуба" Еврипида), Демокоса ("Троянской войны не будет" Жироду ) и др.
Встреча и работа (с 1945) с реж. Л. Висконти над ролями Раскольникова
("Преступление и наказание" по Достоевскому), Тома ("Стеклянный
зверинец" Уильямса), Панда ра ("Троил и Крессида" Шекспира) и др. стала
важным этапом творчества С. В 1946 С. вместе с Р. Морелли организовал
труппу, в к-рой все спектакли ставил Висконти. От него С. воспринял
стремление к иск-ву, проникнутому гуманизмом, раскрывающему трагич.
судьбу человека в совр. бурж. обществе, любовь к творчеству К. Гольдони,
А. П. Чехова, А. Миллера. С. сыграл роли кавалера Рипафратты
("Трактирщица" Гольдони), Андрея Прозорова, Войнипкого ("Три сестры",
"Дядя Ваня"), Вилли Ломена, Эдди ("Смерть коммивояжёра", "Вид с моста"
Миллера), Али ("Купец из Смирны" Гольдони), Бернарда Шоу ("Милый лжец"
Килти). В 1960 труппа Морелли-С. распалась, и С. работает гл. обр. в
кино (снимается с 1935). Я. Каг.
СТЙРИН (Storm), Георге (р.16.III.1883) - рум. актёр. Нар. арт. РНР
(1952). В 1904 окончил Бухарестскую консерваторию, ученик К. Ноттара.
Дебютировал в 1902 на сцене Нац. т-ра в Бухаресте. В 1909-12 - актёр
труппы А. Давиды. В 1914-24 и с 1941- Нац. т-ра в Бухаресте. В 1924
вошёл в труппу Т. Буландры, к-рая стала именоваться "Буландра -
Манолеску - Максимилиан - Сторин". В 1947-52- профессор Бухарестской
консерватории.
Роли: Лир; дон Саллюстий ("Рюи Блаз" Гюго), Крофтс ("Профессия
госпожи Уоррен" Б. Шоу), Лопахин ("Вишнёвый сад"), Никита ("Власть
тьмы"), Митя ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Вулпашин ("Барышня
Настасия" Замфи-реску), Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца"
Гаупт-мана) и др.
СТОРОЖЕНКО, Николай Ильич [10(22) .V.1836- 12(25).1.1906] - рус.
учёный, историк зап.-европ., преим. англ., лит-ры и т-ра. В 1860 окончил
историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. С 1872 - профессор кафедры истории
всеобщей лит-ры в ун-те. В 1894- 1901 - председатель Об-ва любителей
российской словесности. С 1894 - председатель моск. отделения Театр
.-лит. комитета при Дирекции имп. т-ров. Один из инициаторов и
сотрудников журнала "Артист"; печатал в этом журнале театр. отчёты и
рецензии. С. - один из первых рус. исследователей истории зап.-европ.
лит-ры и т-ра. Осн. его работы поев. Шекспиру (был избран
вице-президентом Шекспировского об-ва в Англии). Автор пьесы "Троеженец"
(1896, Малый т-р).
Соч.: Предшественники Шекспира, т. 1. Лили и Марло, СПБ. 1872;
Шекспировская критика в Германии, "Вестник Европы". СПБ, 1869, .ј 10-11;
Драматические сочинения Шекспира, "Критическое обозрение", 1880, Ns 5;
Английская драма до смерти Шекспира, в кн.: Всеобщая история лит-ры,
вып. 20, СПБ, 1886; Дилетантизм в шекспировской критике, "Русская
мысль", 1889, кн. 10; Шекспир и Белинский, "Мир Божий", СПБ, 1897, кн.
3; Опыты изучения Шекспира, М., 1902; Шекспир и литература эпохи
Возрождения, "Научное слово", 1904, кн. 4; Швкспир-Бэконовский вопрос, в
кн.: Шекспир, т. 5, СПБ, 1904 (Библиотека великих писателей).
Лит.: Под знаменем науки, 'М., 1902 (юбилейный сборник); Памяти Н. И.
Стороженка, М., 1909; Б о р о з-д и н И., Моск. профессор-гуманист Н. И.
Стороженко, М., 1916; его же, Н. И. Стороженко и т-р, "Театр", М., 1946,
ј 7-8. С. Л
СТОЯНОВ, Веселии (p.20.IV.1902) - болг. композитор и педагог. Нар.
арт. НРБ (1962). Чл. БКП. В 1926 окончил Софийское муз. уч-ще, затем
учился в Вене, в Высшем уч-ще муз. и драм. иск-ва. Возвратившись на
родину, нек-рое время работал дирижёром софийского т-ра "Одеон". С 1937
ведёт педагогич. работу в Софийской консерватории (с 1943- профессор, в
1943-45 и 1956-62 - директор). Написал оперы:
"Женское царство" (1935, софийская Нар. опера) - первая болг. комич.
опера; "Саламбо" по о. п. Г. Флобера (1940, там же), "Хитрый Пётр" по
болг. нар. сказаниям (1958, там же). Оперы С. пронизаны юмором,
отличаются эффектной оркестровкой, остротой муз. языка. Димитр. пр.
(1951, 1962).
Лит.: Стършенов Б., В. Стоянов, С., 1962. А. Ив.
СТОЯНОВ, Коста (30.IX.1876-15.XII.1945) - болг. актёр. В 1895 - актёр
варненской труппы "Прогресс" ("Напредък"). В 1897 принят в Софийский т-р
"Слеза и смех", где дебютировал в роли маркиза де Преля ("Две сиротки"
Деннери). В 1899-1901 работал в передвижном т-ре в провинции. С 1904 -
актёр Нар. т-ра в Софии; в 1923-24 - Русенского т-ра. Затем вернулся в
Нар. т-р (София).
Роли: Исак ("Иванко" Друмева), Кир Тодор ("Бори-слав" Вазова),
Драгоданоглу ("У подножия Витоши" Яворо-ва), Дядо Слава ("Свадьба змея"
Тодорова), Сурсувул ("Боян-волшебник" Христова), Дикой ("Гроза"),
Солёный ("Три сестры"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Шуйский ("Царь Фёдор
Иоаннович" А. К. Толстого), Костылёв ("На дне"). Лир, Яго, Шейлок;
Клавдий, Юлий Цезарь ("Гамлет" и о. п. Шекспира), герцог Альба ("Эгмонт"
Гёте), Креон ("Медея" Ев ри-пида), Вальтер ("Коварство и любовь") и др
Лит.: "Театър", С., 1961, .ј 9, с. 61, А. Ив. СТОЯНОВ, Людмил
[р.6(18).II.1888] - болг. пи сатель, общественный деятель. Нар. писатель
Болгарии (1948). Депутат Великого Нар. собрания (с 1946). Чл. Болгарской
коммунистич. партии с 1944. Дей-ствит. чл Болг. Академии наук (1946).
Учился в плов-дивской гимназии. Лит. деятельность начал в 1905. В 1923
совм. с И. Даниэлем основал в Софии театр. студию, преподавал в ней, был
редактором журн. "Театр-студия". Автор историч. драм:
"Томирис" (1921) - драматич. поэма о, нашествии орд хана Аспаруха в 7
в.; "Гибель Раковицы" (1924) - нар. драма о начальном периоде завоевания
болг. земли турками в 14 в.; "Антигона" (соч.
1926, единственная пьеса С., пост. в 1962 Сливенским нар.
т-ром)трагедия в стихах, в к-рой антич. сюжет используется для раскрытия
темы борьбы с фашистским террором. В сатирич. комедии в стихах "Аполлон
и Мидас" (1923) мифологич. сюжет используется автором для осмеяния
реакц. лит. критики. Сатирически изображает монархию и бурж. политиков
комедия "Волки стерегут стадо" (1936). Написал пьесу, направленную
против антисемитизма,- "Жёлтая звезда" (соч. 1952). В ранней драматургии
С. сказалось влияние символистской эстетики, впоследствии он обратился к
реалистич. принципам. Перевёл на болг. яз. драмы и трагедии Лермонтова,
пьесы "Буря" (1914), "Сон в летнюю ночь" (1914), "Отелло" (1915)
Шекспира, "Манфред" Байрона (1938). Автор ряда статей по вопросам театр.
иск-ва. Димитр. пр. (1950). Соч.: Избрани произведения, т. 5, Пиеси. С.,
1956;
Беседа с младите актьори, "Хиперион", С., 1924, кн. 2;
Театър и публика, "Литературни новини", 1928, ј 23; Едно театрално
представление, "Заря", 1940, ј 5655; Пушкин и Шекспир, "Литературен
фронт", 1946, ј 18; Шекспир - велик хуманист, там же, 1945, ј 80; За
литературата, из-куството и културата, С., 1959.
Лит.: Зидаров К., Людмил Стоянов. Критико-био-графичен очерк, С.,
1958; Людмил Стоянов. Юбилеен сборник, [С., 1949]; Павлов Т., Български
поети и писатели. С., 1948, с. 197-222; Димов Г., Пятдесет години в
служба на литературата и културата, в кн.: Стоянов Л., За литературата,
изкуството и културата. С., 1959; Динеков П., Една антифашистка пиеса, в
сб.:
Людмил Стоянов. Изследвания и статии за творчеството му, С., 1961;
Вълчев В., Комедията "Вълците пазят ста-дото", там же, с. 169-76. А. Ив.
СТОЯНОВ, Рачо (6.XI.1883-12.1.1951) - болг. драматург. Творч.
деятельность начал как актёр, сотрудничал в печати, выступал со статьями
о т-ре. Автор одной из лучших болг. пьес- "Мастера" (1927, Нар. т-р,
София), проблемно-бытовой драмы о жизни небольшого провинциального
городка в нач. 19 в. С. - автор сатирич. комедии "Политиканы" (соч.
1920), высмеивающей скудоумных провинциальных буржуа; одноактной комедии
"Перед закрытыми воротами" (соч. 1938).
Лит.: Крънзов Г., Театър и драматургия. С., 1963, с. 17-48. А. Ив.
СТОЯНОВ, Сава (1881-1913) - болг. актёр. С 1898- артист варненской
труппы под рук. С. Кожуха рова и Т. С. Тончева. В 1904 работал в труппе
"Бор-ба" в Софии. В 1905 - в "Современном т-ре", в 1907 - актёр,
режиссёр Пловдивского общинного т-ра. С. обладал заразительным сценич.
темпераментом, выразит. внешностью, красивым и сильным голосом.
Роли: Иванко (о. п. Друмева), Актёр ("На дне"). Карл Моор; Кин ("Кин,
или Гений и беспутство" Дюма-отца), Вол-чанинов ("Борьба за жизнь"
Тимковского), Рущиц, Рембов-ский ("Золотое руно" Пшибышевского) и др.
Лит.: До не в Г., Строители на българския театър, кн. 1, Плевен,
[193.-], с. 91-101. А. Ив.
СТРАВИНСКИЙ, Игорь Фёдорович [p.5(17).VI. 1882, Ораниенбаум] - рус.
композитор. Сын певца Ф. И. Стравинского. Учился на юридич. ф-те Петерб.
ун-та. Композицией занимался у Н. А. Римского-Корсакова и А. К.
Глазунова. Первые произв. С. развивали поздний стиль Римско-го-Корсакова
и одновременно обнаруживали влияние франц. импрессионизма. Рус.
интонации, пронизывающие ранние соч. С., сохранились и в дальнейшем его
творчестве. Первые сценич. произв. С. написаны для "Рус. балета С.
Дягилева" в Париже: балеты "Жар-Птица" (1910, Т-р Елисейских полей),
"Петрушка" (1911, т-р "Шат-ле", оба пост. M. M. Фокиным), "Весна
священная" (1913, Т-р Елисейских полей). К ним стилистически примыкает
опера "Соловей" (1914, т-р "Гранд-Опера"; на её музыку пост. балет
"Песнь соловья", 1920, там же). В последующих произв. С. проявляются
черты конструктивистской жёсткости и нарочитой скупости средств. Таковы
сценич. представления (с пением и пантомимой) по мотивам рус. сказок
(текст Ш. Рамюза) "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1922, там
же), "Сказка о беглом Солдате и Чёрте" ("История солдата", 1918,
Лозанна), одноактная комич. опера "Мавра" по поэме "Домик в Коломне"
Пушкина (1922, Монте-Карло), хореографич. кантата "Свадебка" (1923, т-р
"Гете", Париж). В 20-30-е гг. С. порывает с традициями школы
Римского-Корсакова (разрыв этот носил зачастую демонстративный
характер). Обращаясь к сюжетам отдалённых от современности эпох, он
нарочито стремится подчеркнуть "вневременной" и "вненациональный"
характер своего творчества; "мно-голикость" композитора, разнообразие
манер его письма отражали тенденции неоклассич. стилизаторства. К этому
периоду относятся балеты: "Пульчинелла" (1920, "Рус. балет С. Дягилева",
"Гранд-Опера"), "Поцелуй феи" (1927, там же), "Аполлон Мусагет" (1928,
Т-р Сары Бернар, Париж), "Игра в карты" (1937, пост. Дж. Баланчина, т-р
"Метрополитен-опера"). Наиболее значит, произв. С. в эти годы -
опера-оратория "Царь Эдип" (текст автора и Ж. Кокто по Софоклу, 1927,
Т-р Сары Бернар) и мелодрама-балет "Персефона" (по А. Жиду, 1934,
"Гранд-Опера"). Те же стилистич. тенденции выражают балет "Орфей" (1948,
"Нью-Йорк сити балле") и опера "Похождения повесы" (текст У. Оде-на по
мотивам гравюр У. Хогарта, 1951, т-р "Фениче", Венеция).
С нач. 1950-х гг. С. обращается к школе А. Шёнберга, решительно
отвергавшейся им ранее, использует т. н. додекафонную технику. Из
сценич. произв. этого времени наиболее известен балет "Агон" (1957,
"Нью-Йорк сити балле") и кантата "Потоп" (1962, Нью-Йорк, телевидение).
С. принадлежит также ряд симфонич. и камерно-инструмент. произв. Яркая
творч. изобретательность и композиц. техника, виртуозное владение
оркестром обусловили значит. влияние С. на музыку 20 в. Однако по своей
осн. направленности творчество С. чуждо прогрессивным реалистич.
течениям совр. иск-ва. В своих теоретич. работах и многочисл. печатных
высказываниях С. открыто провозглашает принцип формалистич. эстетики.
Нек-рые произв. С. идут в т-рах СССР. В ГАТОБ в 1926 пост.