<< Пред. стр. 744 (из 913) След. >>
народ. Важным этапом истории сов. Т. было создание в 1937 сценич. образаЛенина (Б. В. Щукин и М. М. Штраух).
Сов. Т. достиг в 20-30-е гг. больших успехов в сценич. воплощении
образов классики. Гоголь, Островский, Толстой, Чехов, Горький были
неисчерпаемыми источниками творч. вдохновения для режиссёров и актёров
всех сов. народов. Особое значение обрели постановки трагедий Шекспира,
осуществлённые в т-рах почти всех народов страны. В шекспировских
спектаклях сов. Т. наиболее рельефно выступили такие свойства иск-ва
социалистич. реализма, как его гуманизм, обнаружились богатство
режиссёрских и актёрских талантов, разнообразие творч.
индивидуальностей. Ведущее место в театр. жизни конца 30 - нач. 40-х гг.
занимал МХАТ, в к-ром возможности иск-ва социалистич. реализма
воплощались с наибольшей полнотой.
В это время сов. Т. в целом достиг огромных художеств. высот, к-рые
имели большое значение для развития сов. и мирового сценич. иск-ва.
Одновременно во 2-й пол. 30-х гг. порой проявлялись крайности в оценке
различных явлений сценич. иск-ва, приводивших в нек-рых случаях к
необоснованным политическим обвинениям (творчество В. Э. Мейерхольда, А.
С. Курбаса, А. Ахметели и др.).
В годы Великой Отечеств, войны многонац. сов. Т., как и весь сов.
народ, направил свои творч. силы на борьбу против фашистского нашествия.
В воен. годы с огромной силой проявились свойственный сов. Т. героич.
пафос, патриотич. дух, глубокая связь с народом.
После войны в некоторых спектаклях получили преобладание парадность,
иллюстративность, приукрашивание действительности, однообразие средств
сценической выразительности. Ложная "теория" бесконфликтности приводила
к одностороннему изображению жизни. Но и в эти годы, вопреки указанным
отрицательным тенденциям, многие мастера советского Т. создавали яркие,
самобытные, эмоционально богатые сценические произведения, доказывая тем
самым жизнеспособность советского Т., его верность принципам высокого
искусства.
В сер. 50-х гг. партия восстановила ленинские нормы во всех сферах
обществ, жизни страны, в т. ч. и в сценич. иск-ве. Метод социалистич.
реализма, дающий полный простор творчеству художников самых разных
индивидуальностей и обеспечивающий свободу разнообразных исканий, вновь
в полной мере стал мощным стимулом развития многонационального
советского Т.
Сов. Т. отражает многообразные направления творч. мысли, интенсивно
развивая творч. идеи Станиславского, Немиро вича-Данченко, Мейерхольда,
Б. Брехта, Е. Б. Вахтангова. Традиции, сложившиеся на* протяжении
развития сов. Т., обогащаются при соприкосновении с новой
действительностью. Репертуарный диапазон сов. Т. безграничен. В него
входят античные трагедии, жизнерадостные комедии, философские и
психологич. драмы, пьесы, посв. актуальным проблемам современности,
документальные драмы, композиции по произв. совр. сов. поэтов и т. п. На
сценах т-ров широко ставятся произв. К. М. Симонова, Л. М. Леонова, А.
Н. Арбузова, В. С. Розова, А. М. Володина, Л. Г. Зорина, А. П. Штейна,
А. В. Софронова и др. Разнородна и стилевая природа сов. спектаклей - от
ярко зрелищных, героико-эпич., публицистически заострённых представлений
до постановок, отмеченных изящной театральностью решений, спектаклей,
проникнутых лиризмом, пристальным вниманием к характеру, внутр. миру
человека, отличающихся скромностью внешнего рисунка, сдержанной
простотой формы. В 50-60-е гг. наряду с крупнейшими мастерами сов. т-ра
- Ю. А. Завадский, Н. П. Охлопков, ?. ?. Кедров, Р. Н. Симонов, Н. П.
Акимов, В. Аджемян, К. Ирд, Э. Смилгис и др., завоевали признание
режиссёры нового поколения - В. Н. Плучек, Б. И. Равенских, Б. А.
Львов-Анохин, В. X. Пансо, М. И. Туманишвили. В этот период возникли
новые театр. коллективы - т-р "Современник" (реж. О. Н. Ефремов), Театр
драмы и комедии на Таганке (реж. Ю. П. Любимов) и др. Живая связь лучших
традиций реалистич. режиссуры 30-х гг. с новыми тенденциями в
постановочном иск-ве наиболее полно проявилась в творчестве Г. А.
Товстоногова. При всем различии, богатстве разных творч. направлений в
сов. Т. ему 'свойственны единство, цельность, определяемые
основополагающими принципами социалистич. реализма,- исторический
оптимизм, взгляд на прошлое и на современность с точки зрения их
поступательного развития, гуманизм, стремление средствами иск-ва
способствовать утверждению коммунистич. идеалов.
Основополагающим принципом советского Т., как и всего советского
иск-ва, остаётся ленинский принцип партийности. Театр. иск-во
непосредственно связано с задачами революц. преобразования жизни. В
классовом обществе Т. пропагандирует идеи тех или иных классовых групп и
используется как орудие в борьбе классов. Сов. Т. выражает высшие
интересы социалистич. общества - рабочего класса, колхозного
крестьянства, советской интеллигенции. У него нет иных интересов, кроме
интересов народа, сов. государства. Т. становится провозвестником новой,
коммунистич. морали. Сила сов. Т. в его прямой связи с освободительной
борьбой всего прогрессивного человечества. Он является помощником партии
в борьбе за воплощение в жизнь идей коммунизма.
Лучшие произведения сов. Т. глубоко народны, они рассматривают народ
как движущую силу истории, выражают его устремления.
Народность Т. основана на морально-политич. единстве сов. общества.
Т. раскрывает в сценич. образах лучшие качества характера сов. человека,
его духовное богатство.
Выражая в своём творчестве передовые коммунистич. идеи, прогрессивные
художеств. принципы, сов. Т. выступает против реакционных тенденций в
общественной жизни, против искусства, игнорирующего социальные интересы.
Сов. Т. присущи высокая коммунистич. идейность, ясность и чёткость
интерпретации социальных мотивов в произв. драматургии, стремление к
выразительности и законченности сценич. формы, к гармонич. сочетанию
предельной конкретности в раскрытии психологии человека с большим
масштабом и широтой идейных обобщений.
Благотворным для сов. Т. явилось расширение творч. контактов с
мастерами сценич. иск-ва Запада и Востока, знакомство с творчеством
зарубежных прогрессивных т-ров, обогащение репертуара лучшими пьесами
передовых писателей мира. В свою очередь, сов. Т. оказывает активное
воздействие на развитие сценич. иск-ва социалистич. стран и на
творчество прогрессивных мастеров Т. в капиталистич. странах.
Г. Р. (теоретич. раздел, русский т-р), ?. ?. и Б.З. (западный т-р),
К. Р. (советский т-р).
"ТЕАТР" -сов. ежемесячный иллюстрированный журнал. Начал выходить
вместо журн. "Театр и драматургия" (1933-36). Изд. в Москве с 1937 по
июнь 1941. С 1945 по 1953 - орган Комитета по делам иск-в при СНК СССР,
далее орган Министерства культуры СССР и ССП. Гл. ред. были: И. Л.
Альтман, Б. А. Мочалин, Ю. С. Калашников, А. В. Солодовников, Н. Ф.
Погодин, В. Ф. Пименов, с 1965 - Ю. С. Рыбаков. В редколлегии журнала
(1967):
О. С. Дзюбинская, Г.М. Дубасов, М. О. Кнебель, Н. А. Кры-мова, П. А.
Марков, Пименов, Б. И. Ростоцкий, А. В. Соф-ронов, П. А. Тарасов, Г. А.
Товстоногов, А. П. Штейн. В 1937 вышло 9 номеров, в 1938-40 выходил
ежемесячно, в 1941 - 6 номеров, в 1945 - 4, с 1946 выходит ежемесячно.
В "Т." освещаются проблемы сов. театр. иск-ва: вопрось;
марксистско-ленинской эстетики, театр. критика и театроведение; текущая
практика моек., ленингр. и др. т-ров СССР, история, теория т-ра. "Т."
освещает и зарубежную театр. жизнь. С 1952 в "Т." печатаются сов. и
зарубежные пьесы.
Под назв. "Т."выходил ряд др. периодич. изданий: 1) журнал театра,
литературы и театрального обозрения, Тифлис 1893-1905 (с перерывами
1896-98, 1902, 1904), на арм. яз. 2) Газета, посв. т-ру, музыке и
спорту, Одесса, 1896 - 1902. 3) Театр. газета, M.,1907-19, печатала
программы, либретто спектаклей моек. т-ров и концертов, небольшие
заметки о театр. событиях, краткие рецензии. 4)
Театраль-но-литературно-художеств. газета с программами и либретто
петербургских т-ров, П., 1912-13. Вышло: в 1912 120 номеров, 1913-10
номеров. 5) Еженедельник гос. ака-демич. т-ров в Петрограде, П.,
1923-24. Вышло: в 1923- 13 номеров, 1924-7. 6) Журнал по театру и
драматургии, орган Упр. по делам иск-в при GHK УССР, Киев, 1936-40. Изд.
"Мистецтво", на укр. яз. Вышло: в 1936-9 номеров в 1937-9, в 1938- 39 по
6 номеров ежегодно, в 1940- 12 номеров. (С 1945 вопросы укр. т-ра
освещает новый журнал "Мистецтво"). Шн
"ТЕАТР" (The Theatre) - первое постоянное театр. здание в Лондоне.
Построено в 1576 актёром Дж. Бёр-беджем. Здание "Т." имело круглую
форму, три галереи. В помещении "Т." выступали труппы: графа Лестера
(1576-78), графа Оксфорда (1579-82), королевы (1583-89). С 1594 "Т."
принадлежал труппе "Слуги лорда-камергера" в к-рой служил У. Шекспир.
Здесь были пост. пьесы Шекспира "Два веронца", "Сон в летнюю ночь",
"Ричард II", "Ромео и Джульетта". В 1596 истёк срок аренды земли, на
к-рой было выстроено здание "Т.", строение разобрали и выстроили на юж.
берегу Темзы новое здание - "Глобус" (1599).
Лит.: А н и к с т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965;
Chambers S. К., The Elizabethan stage, ?. 2, L.-Oxf. 1923. А.Б\ ТЕАТР
АНТУАНА - см. Антуана театр.
"ТЕАТР БЕРГОНЬЕ" - наименование театр. здания в Киеве, в к-ром в 1891
открылся т-р Н. Н. Со-ловцова (см. Соловцова театр}.
ТЕАТР ВЕЛИКИХ ПЛЯСУНОВ - см. "Гете". "ТЕАТР Д'АР", "Художественный т
е -а т р" (Theatre d'art), - франц. т-р. Создан в Париже в 1890
поэтом-символистом П. Фором. Вначале наз. "Т-р микст" ("Смешанный т-р").
Спектакли ставились в разл. помещениях Парижа. В репертуар входили пьесы
франц. и бельг. драматургов: "Спор сердца и живота" Мартена (1890),
"Непрошенная" и "Слепые" Метерлинка (оба в 1891), "Девушка с отсечёнными
руками" Кийяра (1891), "Теодат" Р. де Гурмона (1892), "Госпожа смерть"
Рашильд (1891), "Ищейки" Ван Лер-берга (1892) и др. Исполнялись также
инсценировки франц. эпоса, "Илиада" Гомера (1-я песня), "Песнь песней"
Гуано ра, "Пьяный корабль" Рембо, стихотворения поэтов-символистов. В
трактовке драм. произв. преобладали декадентские мотивы, утверждались
фатальность бытия, неизбежность смерти, анархистские, антибурж.
тенденции сочетались с мистикой; спектакль должен был воплощать
"видение", мечту поэта. Художники (в т. ч. М. Дени, Н. Серрюзье)
создавали стилизованные декорации и костюмы. Декадентские тенденции
помешали созданию художественно значит, спектаклей, несмотря на участие
в работе т-ра проф. актёров, реж. О. М. Люнье-По. В 1892 т-р закрылся.
Принципы "Т. дар" были продолжены Люнье-По в т-ре "Эвр".
"ТЕАТР ДЕР ЦЕЙТ" ("Theater der Zeit"- "Современный театр") - нем.
театр. журнал. Выходит в Берлине (ГДР) с 1946. Гл. редактор Ф. Эрпенбек.
В журнале печатаются материалы по т-ру ГДР и ФРГ, статьи о зарубежных
т-рах, о современных проблемах драматич. т-ров, балета, драматургии,
режиссуры и др. критич. и историч, материалы.
ТЕАТР ДИОНИСА (???????? ??????)- др. -греч. т-р, одно из наиболее
древних театр. сооружений античного времени. Находился на юго-вост.
склоне Акрополя (Афины). Сооружён в конце 6 в. до н. э.; перестраивался
в 5-4 вв. до н. э. Раскопки Т. Д. были сделаны в 1862 (исследован в 1885
археологом В. Дерпфельдом). См. также Древнегреческий театр.
ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ - постоянно действующий проф. театр. репертуар и
творч. деятельность к-рого направлены на обслуживание детей и юношества.
В задачи Т. д. д. входит идейное и эстетич. воспитание детей и юношества
средствами театр. иск-ва. Спектакли Т. д. д. создаются с учётом
возрастного развития зрителей и в основном делятся на 3 группы:
спектакли для школьников младших классов, для школьников средних
классов, для школьников старших классов.
Каждый Т. д. д., как правило, имеет педагогич. часть, к-рая
осуществляет связь со школой, педагогич. общественностью, комсомольской
организацией и т. д. В остальном структура и административная
организация Т. д. д. ничем принципиально не отличаются от т-ров для
взрослых.
Т. д. д. в Советском Союзе появились после Октябрьской революции.
Попытки их создания в дореволюц. России кончались неудачей, гл. обр. в
силу убыточности таких т-ров. Детские утренники, организуемые в т-рах
для взрослых, большей частью не имели художественной ценности.
Исключение представляли лишь отдельные спектакли (напр., "Синяя птица"
Ме-терлинка в МХТ, 1908, пост. К. С. Станиславского). Сов. гос-во с
самого начала своего существования уделяло значительное внимание
художественному воспитанию детей. В 1918 А. В. Луначарский поднял вопрос
о создании "специального театра для детей, где законченными
художниками-артистами давались бы в прекрасной форме детские пьесы".
Весной 1948 Детский отдел Театр.-муз. секции Моссовета организовал
передвижные спектакли для детей, в к-рых участвовали: В. В. Барсова, Н.
А. Обухова, М. М. Блюменталь-Тамарина, М. Н. Кедров, И. В. Ильинский,
молодёжь театр. студий. В том же году в Петрограде под рук. артиста Н.
А. Лебедева создаётся передвижной т-р для обслуживания детей, а в
Саратове - Школьный т-р (рук. Д. Н. Басса-лыго и Н. М. Немиров). Эти
т-ры существовали недолго (до 1920).
В день 1-й годовщины Октября в Москве открылся 1-й стационарный
детский т-р Моссовета (организатор и заведующая т-ром Н. И. Сац,
художники И. С. и Н. Я. Ефимовы, В. А. Фаворский, композитор А.
Н.Александров, балетмейстер К. Я. Голейзовский), к-рый первоначально
показывал лишь кукольные и балетные представления.
В 1920 был организован Первый государственный театр для детей. В
труппу вошли проф. драм. актёры: И. В. Ильинский, М. И. Бабанова, Н. Л.
Коновалов, Т. Н. Струкова, Е. Г. Спендиарова и др. Т-р возглавляла
директория под председательством наркома просвещения А. В. Луначарского.
Т-р открылся в июне 1920 спектаклем "Маугли" по Киплингу. Затем фактич.
руководителем т-ра становится Г. М. Паскар. С 1923 т-ром руководил Ю. М.
Бонди, с 1925 - Г. Л. Рошаль. Т-р прошёл сложный путь творч. исканий,
постепенного овладения совр. репертуаром (здесь были пост. первые сов.
пьесы для детей, отражавшие совр. сов. действительность,- "Колька
Ступин" Ауслендера и Солодовникова, "Самолёт" Никифорова), роста проф.
мастерства актёров. С 1925 т-р стал называться 1-м Гос. педагогическим.
С 1931 он был переименован в Государственный центральный театр юного
зрителя (Госцен-тюз). 13 июля 1921 спектаклем "Жемчужина Адаль-мины"
Новикова (по сказке Топелиуса) открылся Московский театр для детей,
к-рый возглавляла
Н. И. Сац. Деятельность т-ра характеризовалась стремлением к созданию
синтетич. спектакля, насыщенного музыкой. В 1936 Моск. т-р для детей был
преобразован в Центральный детский театр. открывшийся во вновь
предоставленном ему помещении (на пл. Свердлова) спектаклем "Серёжа
Стрельцов". Первой новой постановкой этого т-ра был "Золотой ключик" А.
Толстого. В наст. время (1967) ЦДТ руководят М. О. Кнебель (режиссёр) и
К. Я. Шах-Азизов (директор). Большое значение для развития сов. Т. д. д.
имел Ленинградский театр юных зрителей (осн. в 1921, открыт 23 февр.
1922 спектаклем "Конёк-горбунок" по Ершову). "Театр юных
зрителей,провозгласил его создатель и руководитель А. А. Брянцев,-
должен объединять художников, умеющих мыслить, как педагоги, с
педагогами, способными чувствовать, как художники". Название "Театр
юного зрителя" (ТЮЗ) становится популярным и получает большое
распространение. В 1920-х гг. открываются Харьковский ТЮЗ, Кубанский т-р
для детей и юношества в Екатеринодаре (Краснодаре), в организации к-рого
участвовал С. Я. Маршак, Харьковский театр сказок и др. Первый т-р для
детей на укр. яз. был создан в Киеве (1924, руководитель И. С. Деева), в
1927 в Тбилиси открылся рус. т-р юных зрителей (руководитель Н. Я.
Маршак), в 1928 груз. ТЮЗ. В 1930 в СССР было 23 Т. д. д. В 30-е гг.
были созданы Бауманский т-р рабочих ребят (1930, Москва, рук. А. М.
Лобанов), Ленингр. новый ТЮЗ (1935, рук. Б. В. Зон) и др.
В первый период своей деятельности Т. д. д. ставили гл. обр.
инсценировки сказок и произв., входящих в традиционный круг детского
чтения. В дальнейшем авторы Т. д. д. обращаются к романтич. сюжетам,
воссоздающим целеустремлённость борьбы, сильные характеры ("Гайавата -
вождь ирокезов" Огнева по Лонгфелло, "Гаврош" Бруштейн по Гюго, "Среди
вечных льдов" Болотова по мотивам Дж. Лондона). Появляются первые
оригинальные пьесы, рисующие образы сверстников и современников юных
зрителей: "Будь готов" Розанова, "Колька Ступин" Ауслендера и
Солодовникова (1924), "Пионерия" Заяицкого (1927), "Фриц Бауэр"
Селиховой и Сац (1928), "Алтайские робинзоны" Шестакова (1928) и др.
Идейно-художеств. рост драматургии Т. д. д. первого периода находит
выражение в пьесах "Тимошкин рудник" Макарьева (1925), "Чёрный яр"
Афиногенова (1928), "Винтовка ј 492116" Крона, "Аул Гидже" Шестакова
(1929). Значит, место в репертуаре Т. д. д. также занимает рус. и
зарубежная классика (для школьников старших классов). В ЛенТЮЗе ставятся
спектакли "Бедность не порок" (1923), "Свои люди-сочтёмся" (1927),
"Проделки Скапена" (1929) и др.
В 30-е гг. расширяется тематика драматургии для детей. Появляются
пьесы "Бузонада", "Мы" Бочина- о пионерской организации, "Лягавый"
Веприцкой - из жизни беспризорников; о старой и новой школе рассказывали
пьесы "Гимназисты" Тренёва, "Бунтари" Макарьева, "Серёжа Стрельцов"
Любимовой. Большое значение для развития Т. д. д. имели пьесы одной из
зачинательниц и осн. драматургов детского т-ра А. Я. Бруштейн -
"Продолжение следует" (1933), "Голубое и розовое" (1936), позднее -
"Единая боевая" (1940) и др.
На сценах Т. д. д. ставятся произв. В. П. Катаева ("Белеет парус
одинокий" и др.), С. Я. Маршака ("Сказки" и др.), Л. Кассиля ("Кондуит",
"Швамбра-ния"), С. В. Михалкова, А. Л. Барто и др. детских писателей.
Значительный вклад в драматургию Т. д. д. внёс Е. Л. Шварц. Его пьесы
"Клад", "Красная шапочка", "Снежная королева" и др. отмечены высокой
поэтичностью, безукоризненным вкусом, глубиной нравственных критериев, в
них гармонически сочетаются фантастика и реалистич. изображение
характеров. В конце 30-х гг. к драматургии для детей обращается М. А.
Светлов, пьесы к-рого ("Сказка", "20 лет спустя" и др.) укрепляют
поэтич., романтич. направление иск-ва Т. д. д.
В годы Великой Отечеств, войны (1941-45) Т. д. д. пост. ряд
патриотич. спектаклей: "Далёкий край" Шварца, "Сказка о правде" Алигер,
"Сын полка" Катаева, "Девочка ищет отца" Рысса. Совр. и
истори-ко-патриотич. тематика определяет репертуар ТЮ Зов в 40-е гг.:
"Молодая гвардия" по Фадееву, "Два капитана" по Каверину, "Аттестат
зрелости" Гераскиной и,др. Гражданственностью, публицистичностью, юмором
были отмечены пьесы С. В. Михалкова "Весёлое сноьидение", "Особое
задание" (обе в 1946), "Красный галстук" (1947), "Я хочу домой" (1949).
На сцене Т. д. д. впервые в пьесе "Именем Революции" Шатрова (пост. в
1957, МТЮЗ) был создан образ В. И. Ленина, в 1960 в Центр, детском т-ре
была поставлена пьеса "Семья" Попова о юношеских годах Владимира Ильича.
Решения XX, XXII и XXIII съездов КПСС, последовательное осуществление
ленинских принципов оказали плодотворное влияние на деятельность Т. д.
д. В их спектаклях получила отражение совр. жизнь детей и юношества:
раннее пробуждение общественных интересов, расширение кругозора,
усиление интереса к точным наукам, особенное внимание к проблемам
политики, нравственности и т. д. В конце 40-х гг. на сценах Т. д. д.
начинают ставиться пьесы В. С. Розова: "Её друзья" (1949), "Страница
жизни" (1953), "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957),
"Неравный бой" (1960), "Перед ужином" (1962). В этих спектаклях созданы
правдивые характеры подростков, обладающих обострённым чувством
справедливости, ненавистью к мещанству, демагогии, фальши, стремящихся
определить своё место в жизни. В конце 50-х-нач. 60-х гг. значит, место
в репертуаре Т. д. д. заняли пьесы молодых драматургов ("Друг мой,