<< Пред. стр. 745 (из 913) След. >>
Колька!" Хмелика, "Чудеса в полдень" Мамлина, "Один страшный день"Сотника и др.).
Значительное место в репертуаре Т. д. д. занимают произв. драматургов
социалистич. стран и прогрессивных писателей Запада: "Домик-пряник"
Стеглика, "Волшебное стёклышко" Чапека, "Приключение Чипполино" Родари,
"Ноль по поведению" Стоенеску и Савы, "Король Матиуш I" по Корчаку и др.
В сов. Т. д. д. выдвинулась значительная группа талантливых
организаторов, руководителей и режиссёров, много сделавших для идейного
и художественного совершенствования театр. иск-ва для детей:
А. А. Брянцев, Н. И. Сац, Л. Ф. Макарьев, Б. В. Зон, И. С. Деева, А.
И. Соломарский, А. А. Такайшвили, Н. Я. Маршак, К. Я. Шах-Азизов, Г. И.
Шагаев, В. С. Колесаев, П. В. Цетнерович, Н. В. Зайцев, Ю. П. Киселёв,
В. И. Давыдов, С. Ф. Челидзе, 3. П. Нейматов, 3. Я. Корогодский, В. С.
Фридман, А. А. Некрасова, В. В. Кузьмин, П. А. Хомский, А. С. Барсегян,
С. Е. Димант и др. В Т. д. д. начинали свою творч. деятельность
режиссёры Г. Л. Рошаль, А. 3. Окунчиков, Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос;
актёры и режиссёры И. В. Ильинский, Н. К. Черкасов, Б. А. Чирков, Д. Н.
Орлов, О. Н. Ефремов, Р. А. Быков. Большой вклад внесли режиссёры М. О.
Кнебель, О. И. Пыжова, Л. А. Волков, П. К. Вейсбрем, А. И. Кричко и др.;
отдельные пост. осуществляли режиссёры А. Д. Дикий, Р. Н. Симонов, М. Ф.
Дудин и др.
В Т. д. д. сформировались дарования актёров, ставших впоследствии
крупнейшими мастерами сов. т-ра.
Важное место в труппах Т. д. д. принадлежит актрисам, воплощающим
образы детей,- травести. Широкое общественное признание заслужило иск-во
В. А. Сперантовой, Н. Н. Казариновой, Л. Н. Князевой, Г. Н. Купрашвили,
К. П. Кореневой, Ю. Б. Юльской, Г. В. Бурцевой, А. Р. Фуксиной, Т. С.
Волковой, Л. В. Невской, А. П. Бурштейн, С. А. Фоминой, 3. Ф.
Булгаковой, О. В. Решетни-ченко, Г. Г. Новожиловой, В. Ф. Сингаевской,
Л. П. Жуковой, М. Г. Куприяновой, Г. И. Добиной, О. П. Пуць, О. В.
Волковой, М. С. Акуловой, И. А. Вязововой. Большой вклад в иск-во Т. д.
д. внесли актёры И. М. Доронин, С. X. Гушанский, Л. С. Любашевский, И.
Д. Воронов, И. В. Перов, Л. С. Чернышёва, М. С. Нейман, 3. А. Сажин, Т.
Н. Струкова, Т. Д. Степанова, Н. И. Фирсов, М. Б. Шифман, П. М.
Денисова, А. М. Кожевников, Р. Ф. Лебедев, Е- И. Шевченко, Н. Л.
Карамышев, М. П. Колесников, М. Н. Зорина, П. А. Гаврилов, К. А.
Назаров, В. К. Горелов, П. О. Сантросян, А. М. Митясов, А. И. Щеголев,
Д. М. Курляндская, А. С. Быстряков, А. И. Сергеева, Н. М. Тареев, А. Р.
Палеес, А. Я. Мовчан, А. В. Гаршина, М. А. Рост, В. Арешидзе и др. В
оформлении спектаклей Т. д. д. участвовали художники И. С. Федотов, В.
В. Дмитриев, Г. П. Гольц, П. В. Вильяме, В. Ф. Рындин, К. Ф. Юон, Н. А.
Шифрин, Я. 3. Штоф-фер, В. И. Бейер, М. А. Григорьев, Б. Г. Кноблок, Р.
В. Распопов, Н. Н. Иванова, Н. А. Архангельский, В. Л. Талалай, И. В.
Штенберг, Б. М. Споры-шев, М. Ф. Китаев. Музыку к спектаклям для детей
писали композиторы Ю. А. Шапорин, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, В.
А. Оранский, И. Н. Ковнер, Л. А. Половинкин, Н. М. Стрельников, Е. П.
Каменоградский, П. П. Гоголев, К. А. Кацман. В становлении педагогич.
принципов Т. д. д. значительную роль сыграли педагоги Н. Н. Бахтин, С.
Г. Розанов, С. Я. Городисская, К. Н. Вайсерман, Е. Д. Волкова, Н. А.
Литвинович, К. Н. Кустарева, С. С. Завельская, Н. Г. Андреев, Г. Ю.
Рутковская. В 1967 в СССР работает 41 Т. д. д. В 1965 открыт (орг. в
1964) первый Детский муз. т-р (Москва, рук. Н. И. Сац). Т-ры для детей
стали неотъемлемой частью сов. театр. культуры, важным средством
идейного и художественного воспитания детей и юношества.
Театр для детей за рубежом. Широкое развитие Т. д. д. в Сов. Союзе
вызвало к жизни попытки создания подобных т-ров в ряде зарубежных стран.
Первые попытки организации Т. д. д. в Польше предприняла режиссёр М.
Биллижанка, организовавшая в 1923 в Сосновце "Т-р молодого мира", где
пост. "Синюю птицу" Метерлинка и "Почту" Тагора. Т-р этот существовал
один год. В 1945 Биллижанка возглавила Т. д. д. в Кракове; в репертуаре:
"Красная шапочка" Шварца, "Фарфоровая королева" Швир-штинской, "В лесах
и пустынях" по Сенкевичу, "Робинзон Крузо" по Дефо, "Пиноккио" по
Коллоди и т. д. В 60-х гг. этот т р был реорганизован в "Театр трёх
поколений". В Чехословакии в 1935 режиссёр М. Меланова открыла Т. д. д.
в Праге (первый спектакль "Негритёнок и обезьяна" Сац и Розанова); в
1953 этому т-ру было присвоено имя поэта И. Воль-кера. С 1957 директором
и гл. режиссёром т-ра является В. Адамек. Т-р пост. пьесы чешских, рус.
и др. драматургов: "Домик-пряник" Стеглика и "Зайка-зазнайка" Михалкова,
"Украденное солнце" по Вольке-ру, "Один страшный день" Сотника,
"Чудодейственная шляпа" Клицперы и др. Здесь работают режиссёры В.
Томшовский, Е. Шмералова, А. Годек; актёры К. Рихтер, Ф. Сухомел, Г.
Новачкова, Б. Фиссова, М. Швандова; среди молодых актёров Ян Фалтынек,
Р. Мала. В ЧССР есть также Т. д. д. в городах Остраве (рук. Л. Элиаш),
Брно (рук. Л. Плева), Братисла-ве (рук. Я. Канош). В ГДР 5 специальных
Т. д. д. (1965). Ведущее место занимает берлинский центр. детский "Т-р
Дружбы", основанный режиссёром Г. Ро-денбергом в 1950 (первый спектакль
"Ты настоящий парень" Вангенхейма в пост. Роденберга). Директор и худ.
рук. этого т-ра в наст. время-И. Роденберг. Т-р ставит пьесы для
школьников младших, средних и старших классов: "Матросы из Каттаро"
Вольфа, "Наш маленький трубач" по Готше, пьесы Шекспира, Мольера и др.
классиков, "Терем-теремок" Маршака, "Красная шапочка" Шварца и др. В
труппе т-ра-К. Урбан, И. Фукс, Остенберг, В. Шмидт и др. В ГДР
существует также т-р "Молодая гвардия" в Дрездене (рук. Р. бютнер) и
старейший в ГДР Т. д. д. в Лейпциге (гл. реж. Г. Д. Шмидт). Детские муз.
спектакли занимают большое место в репертуаре лейпцигского "Т-ра
молодого мира". Здесь пост. детские муз. комедии Г. Д. Шмидта и 3.
Тифензе (рук. муз. части т-ра)- "Сказка о старом трамвае "Тереза"",
"Домик зверей", "Адриан и красный автомобиль", "Квартет с боевиками" и
др.
Постоянные Т. д. д. существуют в Болгарии (с 1945 т-ром руководит
реж. Л. Тодорова), в Румынии (гл. реж. И. Люциан), Югославии (гл. реж.
Д. Маркович) и др. странах социализма. На Кубе создана Нац. ассоциация
театров для детей и юношества, к-рую возглавляет Н. Бадна. При
ассоциации созданы 4 группы (по 10-15 чел.), к-рые обслуживают детское
население Кубы.
В бурж. странах, ввиду отсутствия финансовой поддержки со стороны
гос-ва, постоянных, стационарных Т. д. д. не существует. Но число
передвижных трупп и отдельных пост. для детей за последние годы
значительно увеличивается. Уже в 1920 в Дании, на родине X. К.
Андерсена, была создана передвижная "Сцена для школьников" (руководит
спектаклями для младших классов И. Юул, для старших школьников- Б. Му),
где ставились сказки Андерсена, "Три мушкетёра" по Дюма, сцены из
произв. классич.драматургии. 4 передвижные труппы обслуживают детей
Англии (руководитель К. Дженнер). В 1945 в Нидерландах организована
передвижная труппа балета для детей "Скапино" (Амстердам, рук. Г. Снюк).
В спектаклях этого т-ра действует озорной конферансье Скапен, или
Скапино, комментирующий происходящее на сцене. В 30-е гг. в Париже
существовал передвижной т-р "дяди Себастьяна", организованный
энтузиастом и знатоком детского т-ра Л. Шансе релем (он же исполнял роль
дяди Себастьяна). Шансе рель развивал жанр комедии масок (комедия дель
арте), создавая импровизационные спектакли. В Париже популярность
получил также Детский передвижной т-р, к-рым руководит реж. А. Лион (в
репертуаре:
"Плюфф - маленький фантом", "Принцесса Турандот" и др.). В нек-рых Т.
д. д. на Западе (напр., в Ватиканском детском т-ре под рук. Р. Лаванья,
Италия, Детском т-ре Стокгольма, рук. Э. Олениус) наряду с
актёрами-профессионалами в спектаклях участвуют актёры-любители и дети.
В передвижном Детском т-ре Мадрида (реж. А. Манес) для детей ставятся
спектакли типа ревю с обязательным "боем быков" и осовремененные сказки
("Красная шапочка" и др.). В США спектакли для детей в основном ставят
учителя и студенты. В ФРГ реж. Г. Госсман ставит в Нюрнберге в т-ре для
взрослых спектакли-утренники для детей ("Эмиль и детективы", "Эмиль и
близнецы." Кестнера и др.). В ФРГ имеется также передвижной театр "Сцена
для юных" в Мюнхене (рук. 3. Иобст), ставящий спектакли для взрослых и
для детей.
На Фестивале детских т-ров в Париже в 1965 была создана Междунар.
ассоциация т-ров для детей
("Аситеж" - Association internationale theatrae pour la jeunesse),
президентом к-рой избран Д. Тейлор (Англия), вице-президентом К.
Шах-Азизов (СССР), генеральным секретарём Роз Ма.ри Мудуэс (Франция).
Ассоциация совм. с Центр, детским т-ром и "Т-ром Дружбы" (ГДР) провела
интернациональный фестиваль Т. д. д. в Берлине (1966).
Лит.: Сац Н., Розанов С., Театр для детей, М., 1925; Б p я н ц е к
А., Театр юных зрителей, "Жизнь искусства", 1927, ј 8; Театр юных
зрителей. 1922-1932, Л., 1932; Макарьев Л., Государственный театр юных
зрителей. Задачи и организация. Л., 1929; Московский театр для детей.
Сб. статей, М., 1937; БруштейнА. Я., Советский театр для детей, М.,
1946; Театр для детей, М., 1955; Гозенпуд А., Театр для детей, в кн.:
Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-3, M.,
1954-61; Сац Н.. Дети приходят в театр. М., 1961. Бор. ‚.
"ТЕАТР ДРУЖБЫ" (Theater der Freundschaft)- нем. театр для детей и
юношества. Осн. в Берлине (ГДР) в 1950. Первым худ. рук. т-ра был Ганс
Роденберг, затем П. Левитт и И. Штаудер. С 1959 худ. рук. т-ра является
актриса и режиссёр Ильза Роденберг. Т-р открылся пост. пьесы "Ты
настоящий парень" Г. Вангенхейма и с тех пор постоянно привлекает к
своей работе известных драматургов ГДР, на его сцене пост. "Контрольная
работа" Циннер (1950), "Место действия - учительская" Ланге (1964),
"Большой и маленький Будда" Хаузера (1965), "Горшок с оливками" Калац
(1966). Кроме драматич. спектаклей, т-р осуществляет также и музыкальные
("Как вам будет угодно" Дейка и Фемеля по мотивам комедии Шекспира
"Двенадцатая ночь", и др.).
Проблема становления социалистич. сознания молодёжи и революц.
традиции борьбы нем. пролетариата находят отражение в репертуаре т-ра;
здесь ставились "Матросы из Каттаро" Вольфа, "Наш маленький трубач"
Педерцани по о. п. О. Готше (оба в 1963), "Ла Фарола" Бургера (1964). В
1964, к пятнадцатилетней годовщине ГДР, т-р пост. спектакль "Молодёжь
здесь и сегодня" (монтаж отрывков из пьес "Подпольщики" Вейзенборна,
"Переходящий границу" Байерля, стихов и романов). Т-р обращался к
творчеству Б. Брехта, пост. его пьесу "Сны Симоны Ма-шар", написанную
совм. с Л. Фейхтвангером (1957). Для детей младших возрастов т-р ставит
пьесы-сцаз-ки: "Зайчик Шнурке" Хаузера (1960), "Заколдованные братья"
Шварца (1965) и др. В репертуаре т-ра большое место занимают пьесы сов.
драматургов для детей и юношества - С. Я. Маршака, Е. Л. Шварца, С. М.
Михалкова, В. А. Любимовой и др. Я. Я.
"ТЕАТР ЕЛИС‚ЙСКИХ ПОЛЕЙ"- см. "Ели-сейских полей театра.
"ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ" - сов. ежемесячный иллюстрированный журнал.
Выходил в Москве с 1933 вместо ж. "Советский театр" (1930 - 33). С сент.
1934 (.ј 9) - орган Союза сов. писателей. Редколлегия в составе:
А. Н. Афиногенова (гл. ред.), В. В. Ермилова, В. Я. Кир-потина, В. М.
Киршона, Н. Ф. Погодина, Л. И. Славина. Всего вышло: в 1933- 9 номеров,
в дальнейшем - по 12 номеров ежегодно. В журн. печатались статьи по
вопросам теории, истории и техники драматургии и т-ра, рецензии о пост.
моек., ленингр. и периферийных т-ров, творч. портреты актёров и др.
деятелей. Публиковались пьесы сов. и нек-рых зарубежных авторов. В 1936
реорганизован в журн. "Театр". А. Шн.
"ТЕАТР И ЖИЗНЬ" - i) русская театр., муз. и литературная газета.
Выходила в Москве с 11 дек. 1884 по 2 июня 1893 вместо "Московского
дневника зрелищ и объявлений" (1882-84) и сменившей его "Театральной
газеты" (1884); сначала еженедельная, с 1888 (ј 130) ежедневная. Всего
вышло: в 1884 - 15, 1885 - 242, 1886- 211, 1887-93,1888-137, 1889-208,
1890-79, 1891-32, 1892-47, 1893-4 номера. Редактор-издатель-Ф. Д.
Гриднин. Осн. содержание газеты составляла хроника моек., петерб.,
провинц. и зарубежных т-ров и программы-либретто спектаклей и концертов
текущего репертуара моек. т-ров; в газете существовал отдел справок об
актёрах, приезжающих в Москву на поиски ангажементов. Периодически
печатались рецензии, а также небольшие статьи теоретич. характера. 2)
Еженедельный иллюстрированный литературно-художеств. и театр. журнал,
выходил в Ро-стове-на-Дону в 1910; всего - 6 номеров. 3) Ежедневная
театрально-литературно-художественная и общественная газета, выходила в
Петербурге в 1911, всего вышло 7 номеров. Имела приложение - программы и
либретто петерб. т-ров и кинематографов. 4) Ежедневная иллюстрированная
газета с программами-либретто спектаклей и концертов текущего
репертуара, выходила в Петербурге с 30 сент. 1913. В 1913 вышло 233
номера, в 1914 - 187 номеров. А. Шн.
"ТЕАТР И ИСКУССТВО" - рус. еженедельный иллюстрированный журнал.
Выходил в Петербурге с янв. 1897 по окт. 1918. Редактор-издатель
-З.В.Тимофеева (Холмская); с ј 37 (1897)-ред. А. Р. Кугель (Ното Тоуиз),
издатель - Тимофеева (Холмская); с ј 26 (1907, с перерывами) - ред.
Кугель, ј.ј 44-46 (1918) - редактор-издатель Кугель. С 1897 по 1918
включительно выходило по 52 номера ежегодно, в 1918-35 номеров (один
сводный, 32-35). Журнал боролся с декадентством и модернизмом в иск-ве и
с рутиной, царившей в императорских и др. т-рдх дореволюц. России.
Однако журнал недооценивал творчество В. Ф. Комиссаржевской, долгое
время выступал против Моск. Художеств, театра. В журнале освещалась
деятельность рус. столичных и провинц. т-ров; обсуждались бытовые,
правовые вопросы; печаталась информация о зарубежном т-ре.
Журнал выпускал приложения: "Словарь сценических деятелей"
(1898-1906, всего 16 выпусков - от буквы "А" до "М" включительно),
"Библиотека журнала "Театр и искусство"", содержавшая пьесы рус. и
иностр. писателей, ноты, повести, мемуары. А. Шн.
ТЕАТР ИМЕНИ В. Ф. КОМИССАРЖЕВСКОЙстудийный театр в Москве. Создан в
1914 режиссёром Ф. Ф. Комиссар же'вским на основе своей школы-студии
(организована в 1910). В этом т-ре Комиссаржев-ский стремился
осуществить на практике свою теорию "романтич. т-ра". Соратником его был
режиссёр В. Г. Сахновский. В т-ре пост.: "Димитрий Донской" Озерова
(1914), "Скверный анекдот" по Достоевскому (1914), "Ванька-ключник и паж
Жеан" Ф. Сологуба (1916), "Реквием" Андреева (1917), "Лулу" ("Ящик
Пандоры") Ведекинда (1918) и др. Т-р существовал 7о 1919. Вновь был
открыт в 1924; работал до 1925. Руководитель - Сахновский, режиссёр - Н.
О. Волконский. В этот период были пост.: "Мёртвые души" по Гоголю,
"Отжитое время" ("Свадьба Кречинского" и "Дело" Сухово-Кобылина) и др. В
т-ре в разное время работали И. В. Ильинский, А. П. Кторов, М. А.
Терешкович, художники - Ю. П. Анненков, И. А. Малютин, И. С. Федотов.
Лит.: Сахновский В. Г., Работа режиссёра, М.- Л., 1937; Ильинский И.
В., Сам о себе, М.. 1961.
ТЕАТР КНЙПЕРА - см. Вольный Российский театр.
ТЕАТР КОМИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ (Государственный театр комической оперы под
руководством К. А. Марджа-н о в а) - организован в июне 1920 в
Петрограде К. А. Марджанишвили. Спектакли проходили в зданиях т-ров
Летний "Буфф" на Фонтанке и "Палас-театр". Задуманный как
музыкально-экспериментальный (ломка оперных шаблонов и штампов), т-р
стал осуществлять пост. не только комич. опер, но и оперетт и драматич.
спектаклей. В составе т-ра были: актёры драмы - Е. П.
Корчагина-Александровская, Б. А. Горин-Горяйнов; оперы - А. Б.
Тер-Даниельянц, М. И. Осолодкин; балета - Е. В. Лопухова, А. А. Орлов;
оперетты - Н. И. Тамара, М. А. Ростовцев, Г. М. Ярон, А. Н. Феона;
реж.-К. А. Марджанов и Г. К. Крыжицкий; дирижёры - Г. Варлих, В. С.
Маратов; худ.-Н. А. Ушин, А. А. Радаков. При т-ре функционировали
сатирич. кабаре "Хромой Джо" и драм. студия "Рабочий театр". В 1921 т-р
был закрыт.
Пост.: "Дон Паскуале" Доницетти, "Тайный брак" Чимарозы, "Похищение
из сераля" и "Так поступают все" Моцарта, "Бронзовый конь" Обера (все
1920), "Игра интересов" Бенавенте, "Гейша" Джонса, "Птички певчие"
Оф-фенбаха (все 1921).
Лит.: Крыжицкий Г., Гос. театр комической оперы под руковод. К. А.
Марджанова, в кн.: Марджанишвили К., Творческое наследие, [т. I], Тб.,
1958.
ТЕАТР КУКОЛ - особый вид театр. представлений, в к-рых действуют
куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами,
чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в Т. к. действующим
лицом становится условный предмет (кубик, шарик, палочка и. др.),
изображающий живое существо и также приводимый в движение актёрами.
Многообразие форм представлений определяется различием видов кукол,
систем их управления: марионетки (куклы на нитках), т. н. верховые куклы
- перчаточные (Петрушка), тростевые куклы, механические, теневые. Куклы
имеют разл. размер (от неск. сантиметров до двойного человеческого
роста). Различие форм и характера представлений Т. к. обусловливается
чаще всего нац. традицией, спецификой постановочно-драматургич. задач,
условиями, в к-рых происходят выступления, и взаимосвязью с др. видами
иск-ва (графика, нар. игрушка, скульптура, театр масок; в Т. к. 20 в.
-кино). Способность отражать яркие, характерные черты человека в их
наиболее общем проявлении, образная нарица-тельность, убедительность
иносказания, предметность сценич. гиперболы, характерные для иск-ва Т.
к., определили преобладание в их репертуаре сатирич., а в ряде стран
народов Востока и Азии - герои-ко-патетич. представлений.
Истоки Т. к. - в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами
богов, олицетворяющими непознанные силы природы. У большинства народов
существовали религиозно-мистериальные представления: в Др. Египте (16 в.
до н. э.) - мистерия об Осирисе и Исиде, культовые представления в Др.
Индии и Китае. Упоминание об игровых куклах встречается у Геродота,
Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. Они
свидетельствуют о возникновении в 4-5 вв. до н. э. Т. к., уже в то время
злободневного, пародийно-сатирического (в представления вводились
комедийно-бытовые эпизоды). Нар. Т. к. Др. Рима родствен древнеримской
комедии ателлане с комич. героем-шутом Макком, прообразом будущего
Пульчинеллы.
В нач. средних веков представления с участием кукол подвергаются
гонениям, как порождение язычества. С 11 в. в церквах и монастырях
устраиваются религиозно-мистериальные представления, в к-рьгх католич.
церковь использует куклы как средство инсценировки евангельских сцен,
гл. персонажем в к-рых была дева Мария. Название изображения девы Марии
(Мапоп, МагюпеН) в дальнейшем распространяется на кукол, управляемых
посредством нитей или проволок (марионетка).
Популярность представлений кукол, к-рые всё более насыщаются
злободневным, "земным" содержанием,'вызывает новую волну преследований
со стороны средневековой церкви. Изгнанный из внутр. помещений церкви на
паперть, а затем обосновавшийся на площадях и ярмарках, "кочевой" Т. к.
перемежает представления на евангельские сюжеты и инсценировки нар.
сказаний с сатирич. сценами, обличающими пороки феодалов. Преследования
инквизиции не смогли прекратить деятельность Т. к., отражающего
освободит, борьбу трудового народа.
К концу 16 в. "в Италии окончательно формируется народно-сатирич. Т.
к., утверждающий идеи социального освобождения, высмеивающий
ограничения, порождённые феодализмом, церковью, ратующий за свободное
развитие личности. Гл. герой этих представлений - Пульчинелла-активный,
задорный, смелый. В 16-сер. 17 вв. аналогичный бесцензурный
народгю-сатирич. Т. к. получает распространение во Франции (гл. герой -
Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, в дальнейшем-Каш
перле), Голландии (Пикелъгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк) и
др. В Чехии с традиционной куклой Кашпарек выступил в 19 в. М. Копецкий.