<< Пред. стр. 751 (из 913) След. >>
коммунистич.идейности и партийности сов. муз. иск-ва, снялонесправедливые обвинения в адрес ряда муз.-театр. произведений сов.
композиторов и способствовало дальнейшему развитию сов. оперной критики.
С сер. 40-х гг. среди сов. театр.-муз. критиков выделились К. К.
Саква, Е. А. Грошева, М. Д. Сабинина, И. Е. Попов, Л. В. Полякова и др.
Активное участие в сов. оперной критике принимают видные
сов.композиторы, вт. ч. Д. Б. Кабалевский.
Лит.: К р е м л е в Ю. А., Русская мысль о музыке, т. 1-3, Л.,
1954-60; История европейского искусствознания, т. 1-2, М., 1963-65;
История русской советской музыки, т. 1-4, М., 1956-65. В. Бр.
ТЕАТРАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ - см. Монополия императорских театров.
ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА -- см. Музыка в драматическом театре.
"ТЕАТРАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ"-!) рус. сов. еженедельный иллюстрированный
журнал по театру и смежным иск-вам; орган Гл. управления К-та по делам
иск-в при СНК СССР. Выходил в Москве с 31 июля 1940 (ј1) по 30 июня 1941
(ј27) вместо ранее издававшейся "Декады московских зрелищ". В журн.
печаталась: хроника текущей театр. жизни, информация о текущих
премьерах, заметки об отдельных постановках, биографии, заметки,
репертуар Моск. т-ров, кино и концертных организаций за неделю. 2) Рус.
сов. еженедельный иллюстрированный журнал (московские театры, концертные
залы, эстрада, цирк). Издание Моск. гор. объединения
театрально-зрелищных касс. Выходил в Москве с 1-7 мая (ј1) 1956 по 21-26
января (.ј 4) 1959. Печатал: либретто и программы спектаклей моек.
т-ров, высказывания видных мастеров иск-в, биография, очерки, обзоры по
отдельным т-рам, сообщения о памятных театральных датах, библиографич.
аннотации и др. А. Шн.
"ТЕАТРАЛЬНАЯ РОССИЯ" - рус. еженедельный иллюстрированный журнал.
Состоял, из двух раздельных изданий - "Театральная газета" и
"Музыкальный мир", выходивших параллельно с 11 дек. 1904 по 30 июля
1905. С 6 авг. 1905 (ј32) оба издания слились, выходили до 29 окт. 1905
в виде объединённого журнала "Т. Р." (подзаголовок - "Театральная газета
и Музыкальный мир"). Редактор-издатель И. М. Кнозоровский. В журн.
печатались общие статьи по вопросам т-ра, лит-ры, изобразит. иск-ва,
музыки и муз. педагогики, небольшие бел-летристич. произв., помещались
также хроника художеств. жизни столицы, корреспонденция из провинции и
заграницы, библиография, разл. справочные сведения и др. "Т. Р." имела
приложения "Современный репертуар", "Альбом "Театральной России"",
"Стрелы" (сатира и юмор). А. Шн.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЦЕНЗУРА - см. Цензура театральная.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - см. Энциклопедия театральная.
ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО- см. Декорационное искусство.
ТЕАТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО - посредническая организация, занимающаяся
вопросами предложения и спроса актёрского труда. В России функции Т. а.
выполняло Справочно-статистич. бюро, организованное в 1896 при Моск.
бюро Рус. театр. об-ва. Через это бюро антрепренёры и актёры оформляли
трудовые контракты. Официально утверждённым частным Т. а. в России было
"Первое театральное агентство для России и заграницы" Е. Н. Рассохиной
(осн. в Москве в 1892), просуществовавшее до Октябрьской революции. А.
Шн. Лит.: "Новости сезона", 1896, ј 67, 7 окт., с. 2-3;
1902, .ј 838, 1 янв.; ј 932, 31 дек.; "Театр и искусство", 1906, .ј
23, с. 353-54; .ј 24, с. 369-70; Русский провинциальный театр.
Воспоминания. Сб. статей, Л.-М., 1935, с. 144-47.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность гос. постановлений,
регулирующих и направляющих организацию и ведение театр. дела.
Указы и распоряжения верховной власти в Российской империи касались
гл. обр. управления казёнными т-рами (Мариинский и Александрийский в
Петербурге, Большой и Малый в Москве) и предварительной цензуры пьес.
Законодательные акты по отношению к казённым т-рам устанавливали состав
и права дирекции, штаты театр. ведомства, ассигнование средств,
монополию дирекции имп. т-ров на театр. представления и печатание афиш,
правовое положение актёров, порядок деятельности театр. школы и т. п.
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УКАЗЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ 18-19 вв.
1750. Указ о разрешении представлять в частных домах русские комедии.
1756. Указ императрицы Елизаветы Петровны Сенату об учреждении в
Петербурге русского "для представления трагедий и комедий" театра.
1783. Указ об учреждении особого комитета для управления театральными
зрелищами и музыкой (придворными и городскими казёнными театрами).
1804. Устав о цензуре. Рукописные пьесы в столицах рассматриваются
цензурными комитетами, а в городах, где нет комитетов,- директорами
народных училищ под надзором местного начальства.
1809. Штаты театральной дирекции (об управлении казёнными театрами,
внутреннем распорядке, театр. школе, пенсиях артистам).
1823. Указ о правилах для отпущенных помещиками на волю и податных
людей, допускаемых в артисты и театральные служители.
1826. Указ о подчинении театральной дирекции непосредственно министру
двора.
1827. Повеление министру двора, чтобы чиновников, желающих поступить
в актёры, лишали чинов.
1828. Устав о цензуре ("Драматические сочинения одобряются к
представлению на театрах 3-м отделением собственной Его Имп. Величества
канцелярии").
1839. Положение об артистах имп. театров (подразделение артистов на 3
разряда; предоставление права 1-му разряду получать почётное
гражданство).
1842. Акт об объединении управления имп. театров обеих столиц. -у
1858. Указ о разрешении печатания в журналах и газетах статей об
императорских театрах (с предварительной цензурой министра двора) и
отмене рассмотрения статей о театре 3-м отделением.
1865. Правила о цензуре и печати (учреждение Главного управления по
делам печати, которому передана из 3-го отделения предварительная
цензура пьес).
1875. -Указ об освобождении столичных театров с принадлежащими им
зданиями от ежегодного сбора в пользу городской казны.
1882. Указ об отмене исключительного права (монополии) дирекции имп.
театров на устройство театр. зрелищ.
1888. Положение о дополнительной цензуре пьес для "народных театров,
или театров, посещаемых вследствие низкой платы за места преимущественно
простолюдинами".
1900. Положение об изменении закона о публичных зрелищах,
устанавливающее новое расписание дней, когда запрещаются общенародные
забавы, общественные увеселения, спектакли, концерты, маскарады и др.
В 1900 был опубликован "Проект законоположений по императорским
театрам", составленный управляющим делами дирекции имп. т-ров В. П.
Погожевым. Однако проект этот не был осуществлён.
Основным законом, на к-рый опирались постановления административного
(вернее полицейского) характера, был изданный в 1782 "Устав благочиния,
или полицейский". Согласно этому уставу, театр. зрелища отдавались под
надзор полиции, к-рая имела право назначать дни и часы представлений,
учинять взыскания за нарушение порядка и др. Впоследствии этот устав был
переименован в "Устав о предупреждении и пресечении преступлений", в
1916 переделан в "Устав благочиния и безопасности"; устав включал 16
статей под общим названием "О соблюдении порядка при публичных
собраниях, зрелищах и увеселениях". Особым ограничениям подвергалась
деятельность нар. т-ров.
Т. з. советского театра. В Советском Союзе, где т-ры
национализированы на основе конституции и являются гос. самостоятельными
предприятиями, их деятельность определяется как общим законодательством,
так и рядом специальных положений. Т. з. издаётся правительством и
государственными органами, ведающими иск-вом. Т. з. направлено на
улучшение творческо-производственной деятельности т-ров, регулирует и
определяет организационные, трудовые и финансовые стороны их
деятельности.
Включение т-ров в общегосударственную законодательную систему и
учреждение гос. органов по руководству т-рами было осуществлено с первых
дней существования сов. государства. Сов. государство, уделяющее большое
внимание развитию всех видов иск-ва, уже в первые годы своего
существования издало ряд постановлений, направленных на организацию и
развитие т-ров. 9 (22) ноября 1917 Советом Нар. Комиссаров был издан
декрет об учреждении Гос. комиссии по просвещению, к-рая впоследствии
была реорганизована в Народный комиссариат по просвещению. В 1918 в
Наркомпросе организован Театр. отдел (ТЕ О Наркомпроса) для общего
руководства театр. делом в стране. В 1920 в Наркомпросе создаётся
Главполитпросвет с художеств. отделом, в 1928- Главное управление по
делам иск-в (Главискусство), в 1933 - Управление театрально-зрелищными
предприятиями (УТЗП). В 1936 постановлением ЦИК и СНЙ СССР были созданы
Всесоюзный к-т по делам иск-в при СНК СССР, осуществлявший руководство
т-рами всей страны, и Управления по делая иск-в союзных и автономных
республик (отделы по делам иск-в в краях и областях). В 1953 Верховный
Совет СССР издал постановление о создании Министерства культуры СССР.
Соответственно были созданы министерства культуры в союзных и автономных
республиках.
Важнейшим документом Т. з., имеющим крупнейшее историч. значение,
является опубликованный 26 авг. 1919 за подписью В. И. Ленина декрет "Об
объединении театрального дела". Декрет определил место т-ра в развитии
сов. культуры, а также организационные и экономич. формы его
деятельности (см. Национализация театров). Театр. имущество (здания,
реквизит) было объявлено национальной собственностью и передано в
пользование художеств. коллективам, проф. труппам. 7 авг. 1925 СНК РСФСР
утвердил сеть т-ров, находившихся в ведении органов просвещения.
Постановления Совнаркома РСФСР определяли возникновение нового вида
т-ров - колхозных (5 дек. 1934), т-ров юного зрителя (21 февр. 1935).
Кроме того, состоялось множество решений союзных и республиканских
правительственных органов об организации отдельных художественных
коллективов.
В области трудового законодательства, формирования театр. трупп и
определения условий оплаты труда работников т-ра большое реформаторское
значение имели решения, направленные на стационирова-ние т-ров,
организацию во всех т-рах постоянных театр. трупп, ликвидацию системы
формирования театр. коллективов на сезон или на год (приказы К-та по
делам иск-в при СНК СССР от 4 апр. 1937 и от 27 апр. 1938 "О
стационировании театральных трупп"). Постановление СНК СССР от 22 сент.
1939, инструкция К-та по делам иск-в "О порядке отнесения т-ров
республиканского и местного подчинения к тарифным группам и работников
этих т-ров к тарифным категориям" упорядочили оплату труда работников
т-ров. Т-ры были отнесены к четырём тарифным группам, в зависимости от
художественной значимости каждого т-ра и его местонахождения. Работники
т-ров также относились к тарифным категориям, определяющим их оклады.
Впоследствии развитие театрального иск-ва вызвало необходимость
изменения этой системы. В 1956 было отменено деление т-ров на тарифные
группы. Министерство культуры СССР утвердило новое Положение об оплате
труда работников т-ров и установило должностные оклады, присуждаемые
работникам т-ров в соответствии с их творческими данными и
профессиональной квалификацией, вне зависимости от того, в каком т-ре
они работают (оплата труда работников ведущих т-ров страны
устанавливается специальными решениями правительства). В 1963 (3 авг.)
Министерство культуры СССР утвердило типовые штаты творческих составов
(см. "Справочник по вопросам оплаты и охраны труда работников культуры и
искусства", 1964, с. 112-119).
В 1964 была повышена заработная плата ряду категорий работников
т-ров. С 1966 введены новые условия оплаты труда творческих работников и
административного персонала т-ров, повышена заработная плата.
Министерство культуры СССР утвердило квалификационные характеристики
работников и порядок тарификации творческого персонала театров
(присвоение тарифной категории, определение окладов производится
специальными комиссиями, в которые входят видные деятели т-ра, музыки,
хореографического искусства и профсоюза работников культуры).
После опубликования общего законодательства по пенсионному
обеспечению Совет Министров СССР постановлением от 6 авг. 1958 установил
пенсии за выслугу лет нек-рым категориям артистов - балета, детского
т-ра, музыкальной комедии, солистам-вокалистам оперы, музыкантам,
играющим на духовых инструментах в оркестрах музыкальных т-ров.
Постановлением от 13 янв. 1960 установлены пенсии за выслугу лет
артистам драмы, оркестра, хора, мимического ансамбля,
концертмейстерам-пианистам, артистам вокально-драматической части
отдельных т-ров.
Сов. Т. з. предусматривает материальное поощрение работников т-ров. В
1965 установлено премирование работников т-ров за создание спектаклей
высокого идейно-художественного качества и за перевыполнение
производственно-финансовых планов: руководителям т-ров предоставлено
право выплачивать штатным режиссёрам, дирижёрам, балетмейстерам и
художникам, а также лучшим исполнителям ролей (партий) дополнительное
вознаграждение за создание спектаклей на совр. и историко-революц. темы
высокого идейно-художественного уровня, получивших широкое признание
общественности и зрителей. Совет Министров СССР установил (постановление
от 5 нояб. 1965), что в т-рах образовывается фонд для улучшения
культурно-бытовых условий работников и совершенствования производства.
Министерству культуры СССР разрешено создавать централизованный фонд для
поощрения драматургов, композиторов, режиссёров, артистов и др. творч.
работников за создание выдающихся сценич. произведений, а также для
финансирования мероприятий по повышению квалификации творческих
работников: курсы с отрывом от производства (работникам, командируемым
на курсы, сохраняется заработная плата по основной должности в течение
срока пребывания на курсах); группа стажёров - режиссёров и дирижёров
при ведущих театрах (срок стажировки до двух лет, стажёрам выплачивается
в течение этого срока заработная плата)."
В области финансовой деятельности сов. Т. з. направлено на упрочение
материального положения театр. коллективов, облегчение их
производственной деятельности. Т. з. предусматривает ряд льгот для
т-ров. Так, в 1949 т-ры были освобождены от налога со зрелищ, в 1953
установлено, что ассигнования на капитальный ремонт зданий т-ров могут
выделяться Советами Министров союзных республик сверх установленной для
т-ров дотации. 22 июня 1959 Советом Министров СССР разрешено Советам
Министров союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам
использовать сверхплановые накопления т-ров на капитальный ремонт зданий
т-ров и на приобретение для них необходимого оборудования.
С 1965 Советы Министров союзных республик устанавливают дотацию т-рам
из бюджетов республик (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
4 окт. 1965). Ряд постановлений правительства направлен непосредственно
на улучшение творческой деятельности т-ров. Для оказания т-рам помощи в
формировании репертуара Министерству культуры СССР и его органам на
местах разрешено заказывать и приобретать драматические и музыкальные
произведения за счёт спец. ассигнований из бюджета. В 1963 при
Министерстве культуры СССР и министерствах культуры союзных республик
созданы репертуарно-редакционные коллегии, в к-рые входят
квалифицированные редакторы, писатели, композиторы.
За выдающиеся творч. достижения в развитии сов. театр. и муз. иск-ва
т-рам присваивается почётное наименование академического театра. Это
наименование-устанавливается Министерством культуры СССР по
представлению министерств культуры союзных республик.
Ряд указов и постановлений касается установления почётных званий для
театр. деятелей - нар. артист СССР, нар. артисты, засл. деятели иск-в и
засл. арт. республик (см. Почётные звания). Г р. 3. Лит.; Полное
собрание законов Российской империи. Собрание 1, т. 14, 15, 17, 19, 21,
24, 28, 30, 31, СПБ, 1830;
Данилов С. С., Материалы по истории русского законодательства о
театре, в сб.: О театре, М.- Л., 1940, с. 177- 201;Погожев В., Столетие
организации имп. Московских театров, вып. 1, кн.1-3, СПБ, 1906-1908; его
же, Проект законоположения об имп. театрах, т. 1-3, СПБ, 1900 "Театр и
искусство", 1900, ј46; 1902, ј1, 22, 23; 1904, .ј 4; 1911, .ј 20, 52;
1913, ј 2, 15; 1915, ј 24; 1916, ј 50;
191 7, .N'2 1 7, 22, 27, 41; Данилин Ю.И., Театральная жизнь в эпоху
Парижской Коммуны, М."1936; Р о с т о ц-к и и Б. И., К истории борьбы за
идейность и реализм советского театра, М.-Л., 1950; Родионов А.,
Материалы к истории театрального законодательства (1917-1927), в кн.:
Театры Москвы 1917-1927. Статьи и материалы. М., 1928, с. 96-152;
Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского
правительства, 1917, ј 2; 1918, ј46; 1919, ј 44; 1930, ј49; 1934, ј 43;
1935, ј 8; "Вестник театра", 1919, ј1, 10, 20;
1920, ј 49 и др.; "Изв. ВЦИК", 1918, ј 220; 1919, ј 199; 1925, ј 212;
"Бюллетень Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК Союза ССР" с
1936 по 1941;
Справочник руководящих материалов Комитета по делам искусств при СНК
Союза ССР, М.-Л., 1941; Сборник руководящих материалов по вопросам
деятельности учреждений искусства, М., 1943; "Еженедельник НКПроса
РСФСР", 1926, ј 27; Справочник по вопросам оплаты и охраны труда
работников культуры и искусства, [М.],
ТЕАТРАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОМИТЕТ - совещательный орган при Дирекции
имп. т-ров, существовавший в 1855-1917. Был учреждён для отбора лучших
пьес к столетнему юбилею рус. т-ра, с нач. 60-х гг. превращён в
постоянно действующий орган Дирекции имп. т-ров. К-т занимался
рассмотрением новых пьес (рус. и переводных), предназначенных для пост.
на имп. сцене. С 1891 состоял из двух отделений - Петербургского и
Московского. В первый состав к-та входили: в Петербурге - Д. В.
Григорович (председатель), А. А. Потехин, П. И. Вейнберг, П. П. Гне-дич;
в Москве - Н. С. Тихонравов (председатель), А. Н. Веселовский, Н. И.
Стороженко, Вл. И. Не-мпрович-Данченко. Среди др. деятелей, принимавших
в разные годы участие в Т.-л. к.: И. А. Гончаров, А. Н. Майков, А. Ф.
Писемский, Н. Ф. Сазонов. После реорганизации (1891) в состав
Петербургского отделения входили - Ф. Д. Батюшков, М. И. Чайковский, И.
Ф. Горбунов, П. О. Морозов, Н. А. Котляревский; Моск. отделения - И. И.
Иванов, А. И. Южин-Сумбатов, А. И. Кирпичников, М. Н. Радаков и др.
Лит.: Островский А. Н., Собр. соч., т. 10, М., 1960, с. 49-59,
187-188; Южин-Сумбатов А. И., Воспоминания. Записки. Статьи. Письма,
М.-Л., 1941, с. 204-211; Немирович-Данченко Вл. И., Избранные письма,
М., 1954 (Театральное наследие, т. 2), с. 82- 85, 92-93. А. Шн.
ТЕАТРАЛЬНОСТЬ - специфическое художественное достоинство, присущее
произведениям театрального искусства. ‚мкое и многостороннее понятие
"Т." обладает разными оттенками смысла.
1) В наиболее общем плане (по аналогии с понятиями "музыкальность",
"живописность") его употребляют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть,
что данное произв. органично природе театр. иск-ва, отличается
выразительностью, достигнутой специфически театральными средствами (см.
Театр. Режиссерское искусство Искусство актёра).
2) Понятие "Т." употребляют для определения особой яркости и
выразительности сценич. формы спектакля или актёрского исполнения.
Постановочное и исполнительское решение спектакля обладает качеством
подлинной Т., если характер его образности соответствует стилю и жанру
пьесы, помогает раскрытию её внутренней сути и смысла. Т., оторванная от
решения идейно-смысловых задач, выдвинутых содержанием драматического
действия спектакля, лишается своей поэтичности, художественной