<< Пред. стр. 803 (из 913) След. >>
"Перикильо Сарньенто" (1816, рус. пер. 1964) Ф. де Л. подвергает резкойкритике мекс. колониальный быт. Просветительскими идеалами вдохновлены
драм. произв. Ф. де Л., построенные по принципам просветительского
классицизма. В его пьесах заметна также влияние франц. мещанской драмы
18 в. Наиболее известны мелодрама "Чувствительный негр" (1825),
утверждающая человеч. достоинство негров, драм. монолог в стихах "Дон
Агустин де Итурбиде, император Мексики" (1823), пастораль "Самая
счастливая ночь, или Вознаграждённое целомудрие" (1825).
Лит.: Кутейщикова В. Н., Основоположник мексиканской литературы
Фернандес Лисарди, "Известия
АН СССР. Отделение литературы и языка", 1961, т. 20, вып. 2, с.
154-60; Usigli R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932. 3. ?J.
ФЕРНАНДЕС МАДРИД (Fernandez Madrid), Xoce (1784-1830) - колумбийский
поэт, драматург, обществ. деятель. Революц. просветитель по убеждениям,
Ф. М. принимал активное участие в войне за независимость против исп.
колониального владычества, в 1816 попал в плен к испанцам и был выслан в
Гавану. Написал просветительские стихотворные трагедии "Атала" (1822, на
сюжет одноим. повести Р. Шатобриана) и "Гуатемок" (1827) - о последних
днях империи инков. Обе трагедии созданы под влиянием драматургии В.
Альфьери.
Лит.: Gomez Restrepo A., Historia de la literatura colombiana, v. 1,
Bogota, [1956]. S. П.
ФЕРРАРИС (Ferraris), Амалия (1830-8.II.1904)- итал. артистка балета.
Представительница романтич. школы. Хореографич. образование получила
сначала у Шошу в Туринской академии, затем у К. Блази-са в Миланской
академии танца и пантомимы при т-ре "Ла Скала". В 1844 дебютировала на
сцене этого т-ра. В 1847-56 выступала в т-рах Неаполя, Генуи, Рима,
Лондона, Вены, где исполняла гл. партии в балетах: "Хитрая вдова",
"Королева роз", "Армида", "Диана и Эндимион", "Остров любви", "Рафаэль и
Форнарина" и др. В 1856-63 выступала на сцене "Гранд-Опера" в созданных
для неё балетах: "Эльфы" Габриеллн (партия Каменной статуи), "Марко
Спада, или Дочь бандита" Обера (партия Марчезы), "Сакун-тала" Рейера
(загл. партия), дивертисмент в опере "Пьер де Медичи" Понятовского
(партия Дианы), "Грациоза" Лабара (загл. партия), "Мессинская звезда"
Габриелли (партия Газеллы) и др. В 1858-59 гастролировала в Петербурге,
танцевала в балетах Ц. Пуни (Эолина - "Эолина, или Дриада", и Маргарита
- "Фауст"). Ф. обладала яркой мимич. выразительностью. Виртуозность
исполнения сочеталась в танце Ф. с особой лёгкостью, грацией и
изяществом. В 1868 окончила сценич. деятельность.
Лит.: "Театральный и музыкальный вестник", 1858, ј 39-, с. 464-66;
Худеков С., История танцев, ч. 3, П., 1915, с. 289- 91; G u e s t J.,
The ballet of the Second Empire, v. 2. 1858-1870, L., 1953, p. 40-58. Д.
Л. В.
ФЕРРЕЙРА (Ferreira), Антониу (1528-69) - португ. поэт и драматург.
Один из крупнейших представителей учёно-классицистского т-ра в
Португалии. Написал комедии "Бристу" (1553, университетский т-р в
Коимбре) и "Ревнивец" (1554-58, там же), трактующие тему любви в духе
итал. ренессансной комедии, особенно - во второй пьесе, одной из лучших
классицистских комедий в Португалии. Наиболее значит, произв. Ф.
-классицнстская трагедия "Иниж ди Каштру" (1558, университетский т-р в
Коимбре) - первая драм. обработка нац.-историч. предания. Трагедию Ф.
переработали исп. драматурги X. Бермудес, Л. Велес де Гевара, португ.
драматурги Ж. Б. Го-миш и Ж. Данташ.
Соч.: Obras completas, v. 1-2, Р.-Rio de J., 1865;
Ines de Castro, Gaia, 193U.
Лит.: Braga T., Historia do theatre portuguez, t. 2. A comedia
classica e as tragicomedias. Seculos XVI e XVII, Porto, 1870; Coelho A.,
A "Castro" de Ferreira, "Theatralia", Lisboa, 1913, ј 1-2; A evolucao e
o espirito do teatro em Portugal, v. l, Lisboa, 1948. 3./7.
ФЕРРЕЙРА ДИ ВАШКОНСЕЛУШ (Ferreira de Vasconcelos), Жоржи
(1515?-1585?) - португ. писатель, драматург. Известность получила его
прозаич. пьеса "Евфрозина" (пост. после 1527 в университетском т-ре
Коимбры). При опубликовании (1561) эта пьеса была значительно расширена
и превратилась в драму для чтения по образцу романа-драмы "Селе-стина"
Ф. Рохаса. С этим произв. "Евфрозину" сближает сатирич. изображение
жизни высших слоев общества и городского дна, яркий бытовой колорит,
широкое использование нар. речи, пословиц и поговорок и т. д. В 1581
драма была запрещена ннквизициеп. Критика социальных отношений и
разложения нравов характерна и для бытовых комедий - "Улисипу" (соч.
1547), подвергшейся преследованиям цензуры из-за выведенного в ней
образа мнимой святоши, и "Аулеграфия" (соч. между 1547 и 1554).
Соч.: Eufrosina, Lisboa, 1918; то же, Madrid, 1951 Лит.: Braga Т.,
Historia do theatre portugiiez t. 2. A comedia classica e as
tragicomedias. Seculos XV e XVII, Porto, 1870 (Historia da litteratura
portugu/a v. XVIII); A evolucao e o espirito do teatro em Portiig.il v.
l, Lisboa, 1948. S. ?
ФЕРРЬЕР (Ferrier), Кэтлин (22.IV.1912 -8. X. 1953) - англ. певица
(контральто). Готовилась стать пианисткой, пением начала заниматься в
возрасте 28 лет (среди её учителей - Р. Хендерсон). Дебютировала как
концертная певица в 1943. Исполнила гл. партию в премьере оперы Бриттена
"Поругание Лукреции" (1946, Глайндборн). Европ. известность принесло Ф.
исполнение роли Орфея ("Орфей и Эвриди-ка" Глюка, 1947, там же). В
дальнейшем Ф. выступала как концертная певица во мн. странах Европы и в
США. За неск. месяцев до смерти вернулась на оперную сцену, исполнив в
лондонском т-ре "Ковент-Гар-ден" партию Орфея. Ф.- одна из выдающихся
вока-листок 20 в. Обладала голосом особой красоты, отличавшимся
сочностью и насыщенностью звука. Особенно близка певице вокальная лирика
нем. и австр. композиторов. Пела англ. и ирл. нар. песни. Гастролировала
в Голландии, Швейцарии, Франции, Дании, Швеции, Норвегии, Австрии,
Канаде, США и на Кубе. Вс. Т.
Ф‚РСТЕР (Foerster, Forster), Антон (20. X II. 1837 ? 7. IV. 1926) -
чеш. и югосл. (словенский) композитор и муз.-обществ, деятель. Учился в
Пражском ун-те. С 1867 жил в Любляне, где был хормейстером, а также
дирижёром Драматич. об-ва. Автор комич. оперы "Гореньский соловей"
(1872, Любляна; 2-я ред. 1922)- первого словенского муз.-драматич.
произв., до сих пор идущего в т-рах Югославии. Две др. оперы Ф. не
ставились. Ал. /V.
Ф‚РСТЕР (Foerster), Йосеф Богуслав (30.XII.1859- 29. V.I 951) -
чехословацкий композитор, муз. писатель. Нар. арт. ЧССР (1945). Учился в
Пражский консерватории. Среди многочисл. произв. Ф.-6 опер на собств.
тексты (все пост. в пражском Нац. т-ре):
"Дебора" (1893), "Ева" (1899), "Джессика" (1905), "Непобеждённые"
(1918), "Сердце" (1923), "Дурень" (по Л. Толстому, 1936). Наиболее
известная опера Ф. "Ева" была пост. также за рубежом. Ф. принадлежит
музыка к пьесам Я. Врхлицкого, Шекспира, Г.Гофман-сталя, И. Тыла и др.
Лирич. язык музыки Ф. близок чеш. нар. песенности. Ф. развивал традиции
Б.Сметаны и А. Дворжака (нек-рое влияние на него оказал Г. Малер). С
1892 жил в Гамбурге, в 1903-18 в Вене, с 1918 в Праге. Вёл педагогич.
работу: с 1901 - преподаватель Гамбургской консерватории; в 1903-18 -
профессор Новой консерватории в Вене; в 1918-22- профессор, в 1922-31 -
ректор Пражской консерватории. В 1931-39 - президент Чеш. академии
иск-в. Выступал как муз. критик; автор воспоминании (1947). С 1919 в
Праге существует муз. об-во Фёрстера.
Лит.: Nejedly Z., Josef Bohuslav Foerster, Praha, 1910. Ал. M.
ФЕСПИД (??????) (2-я пол. 6 в. до н. э.) - др.-греч. поэт. Согласно
античным источникам, автор первой, пост. им самим в Греции трагедии на
афинском празднике Великих Дионисий в 534-533 до н. э. Ф. приписывается
введение актёра (см. Гипокрит), к-рый в промежутках между хоровыми
партиями сообщал о событиях, происходящих за пределами орхестры, u
отвечал на вопросы хора. В качестве этого актёра выступал сам Ф.
Предполагается, что он первый ввёл маски. Произв. Ф. не сохранились. В.
Я.
ФЕСТИВАЛ ХОЛЛ (Royal Festival Hall) - концертный зал в Лондоне,
построен в 1951. Одно из красивейших и крупнейших концертных зданий
Англии. Приспособлен также для театр. представлений. Количество мест гл.
зала - 3493.
ФЕСТИВАЛИ музыкальные, театральные (англ. и франц.-festival, от лат.
festivus - весёлый, праздничный)-смотры лучших достижений театр. и муз.
иск-ва. Ведут своё начало от олимпийских и др. игр Др. Греции,
состязаний ср.-век. трубадуров, миннезингеров и др. В Европе Ф. получили
распространение в Швейцарии (конец 18 в.). Первоначально носили характер
торжественных шествий, кортежей; позднее стали театрализованными
массовыми пред-стсГвлениями, посв. определённым событиям. Ф. обычно
являются соревнованием, участники к-рого выделяются специальными жюри в
результате предварит. отборочных просмотров (о театральных Ф. см. в
статьях Всемирные фестивали демократической молодёжи и студентов
Театральные смотры). В Англии и Австрии (2-я пол. 18 в.) на Ф.
исполнялись преим. оратории (в Англии - произв. Г. Генделя). С нач. 19
в. Ф. (в т. ч. спец. певческие празднества- хоровые Ф.) получили широкое
распространение в других европ. странах, особенно в Германии. Они
организовывались муз. об-вами, учреждениями, отд. городами, провинциями,
округами. В их программы наряду с ораториально-хоровыми входили симф.,
концертно-инструментальные, оперные и др. произв. С 1876 в Байрёйте
проводятся муз.-театр. Ф., посв. операм Р. Вагнера (см. Байрёйтский
театр). Ряд Ф., проведённых в Зальцбурге в 1870-1910, был посв. В.
Моцарту. На Ф. в Мюнхене исполнялись оперы В. Моцарта и Р. Вагнера (с
1901), а также Г. Генделя, X. Глюка, К. Вебера, Р. Штрауса, X. Пфицнера
(с 1919). В США Ф. организуются с сер. 19 в.; впервые были проведены
Об-вом Генделя и Гайдна в Бостоне (1857) и Вустере (1858). Среди амер.
муз.-театр. Ф.- оперные Ф. в Равиния-Парк (Чикаго, 1911-31).
В 20 в. число Ф. возросло и они часто приобретают междунар. характер.
Ф. включают разнообразные, смешанные программы. Про водятся междунар.
Ф.совр. музыки ("Варшавская осень" - с 1956, в Загребе - с 1961, в
Лос-Анжелосе - с 1961 и др.), а также Ф. по отдельным совр. муз. жанрам
(Ф. эстрадной песни в Польше - с 1961 и др.). Интернациональное об-во
новой музыки (осн. 1922, Зальцбург) с 1923 организует Ф. музыки
крупнейших совр. композиторов в разных европ. городах. Проводит муз.
празднества и Постоянный совет интернационального сотрудничества
композиторов (осн. 1934, Висбаден, президиум в Лондоне). Среди
крупнейших совр. зарубежных Ф., включающих в программы муз. и
муз.-театр. произведения,- Залъцбургские фестивали (с 1917), Берлинские
(с 1930), Страсбурские (с 1932), "Флорентийский музыкальный май)) (с
1933), Люцернские (с 1939), "Пражская весна" (с 1946), Эдинбургские
фестивали (с 1947), 1-й Ф. театр. и муз. иск-ва стран Дальнего Востока
(1958, Осака).
В СССР первый муз. Ф. состоялся в 1933 (Ленинград). С конца 50-х гг.
проводятся Ф. республиканского, межобластного, зонального характера. В
Куйбышеве с 1963 проводятся муз. Ф. памяти В. И. Ленина. Ф. совр. музыки
проводятся в Одессе с 1958), Горьком (с 1962; в 1964 посв. Д. Д.
Шостаковичу). В 1962-63 состоялись Ф. англ. музыки jB Москве и
Ленинграде, сов. музыки - в Англии (в 1962 посв. Д. Д. Шостаковичу), в
1959 Ф. П. И. Чайковского в Лондоне с участием сов. музыкантов. С 1964
проводятся муз.-театр. Ф. "Московские звёзды" (в 1965 посв. 125-летию со
дня рождения П. И. Чайковского), "Русская зима" (Москва),
"Белые ночи" (Ленинград, в 1965 посв. С. С. Прокофьеву), "Днепровские
зори" (Киев). В. Бр.
ФЕСЦЕННЙНЫ (лат. Fescennina или Fescennini, от Fescennia-город в
Этрурии, где якобы возникли Ф.)- насмешливые, шуточно-бранные песенки,
исполнявшиеся в Др. Риме на празднествах в честь уборки урожая и на
свадьбах. Сельские Ф., первоначально носившие характер безобидных, хотя
и грубых шуток, затем стали использоваться крестьянами как средство
обличения знатных землевладельцев. Это вызвало с их стороны резкую
оппозицию и привело к запрещению в Ф. личных нападок. Разновидность Ф.,
к-рые исполнялись попеременно двумя группами, по-видимому, явилась
зародышем римской драмы. По мнению современников, Ф. были близки комедии
Невия и отчасти
ФЕТЙС (Fetis), Франсуа Жозеф (25.III.1784 - 26.III.1871) - бельг.
композитор и музыковед. Учился в парижской Консерватории (у А.
Буальдьё). В 1818-33 жил в Париже, где его оперы (в основном комич.)
имели успех.
Среди произв. Ф.: лирич. драма "Мария Стюарт в Шотландии" (1823);
комич. оперы-"Любовник и муж" (1820), "Сестры-близнецы" (1823), "Житель
Реймса" (1825), "Старуха" (1826) - все пост. в т-ре "Опера комик",
Париж.
Ф. выступал как критик. С 1833 - директор Брюссельской консерватории.
Лит.: Wangermee R., F.-J. Fetis. Musicologue et compositeur, Brux.,
1951. Ал. M.
ФЕТИСОВА, Людмила Михайловна (7. X.I 925 - 21.IV.1962) - рус. сов.
актриса. Засл. арт. РСФСР (1955). Окончила Театр. уч-ще им. Щукина и
была принята в труппу ЦТСА. Первые роли в ЦТСА - Невви ("Глубокие корни"
Гоу и Д'Юссо) и эмигрантка Катя Беляева ("На той стороне" Барянова). Ф.
играла своих современниц, сверстниц, остро передавая их внешние черты,
их чувства и мечты, их светлую жизнерадостность. Яркая характерность,
соединялась в сценических образах Ф. с героическим пафосом. Такой была
задорная, смелая, острая на язык молодая колхозница Вера Березина
("Степь широкая" Винни-кова), задиристая, колючая, а в душе чистая,
нежная и цельная Женька Шульженко ("Фабричная девчонка" Володина). Одна
из лучших ролей Ф,- отважная разведчица Нила Снижко ("Барабанщица"
Салынского), сыгранная с романтич. темпераментом. Героич. тема
поэтически, изящно была выявлена Ф. в исполнении роли Шуры Азаровой
("Давным-давно" Гладкова).
Др. роли; Сондра Финчли ("Закон Ликурга" по "Американской трагедии"
Драйзера), Таня Егорова ("За вторым фронтом" Собко), Юлия ("Совесть"
Чепурина), Фаустина ("Мечты Кинолы" Бальзака), Ольга Николаевна
("Лётчики" Аграновича и Листова), Люка Шергина ("До новых встреч"
Гладкова), Любка ("Любка-Любовь" Дановской), Рина ("Увидеть вовремя"
Зорина), Леля ("Океан" Штейна).
Лит.: Л ь в о в-А н о х и н Б., Людмила Фетисова, М-, 1964; Крымова
Н.,0 Людмиле Фетисовой, "Театр", 1962, ј 7; Рыжова В., Роли Людмилы
Фетисовой, "Театральная жизнь", 1960, ј 9. Q.
ФИАЛКА (Fialka), Ладислав (р. 22.IX.1931) - чехословацкий мим. В 1956
окончил Пражскую консерваторию (танц. отделение). В 1958 выступал в
труппе муз.-драматич. "Т-ра на Забрадли". В 50-х гг. в этом же т-ре
организовал труппу, к-рая показывала муз.-драматич. спектакли и
пантомимы. В 1960 труппа получила название "Пантомима на Забрадли".
Первая программа, пост. Ф.,- "Пантомима на Забрадли", затем были пост.
"Этюды" (1960), "Девять шляп над Прагой" (1960), "Путь пантомимы"
(1962), "Шуты" (1965) и др. В этих программах Ф. выступал в гл. ролях.
Иск-во Ф. гуманистично; в своих пантомимах он утверждает радость жизни,
стремление к свету и добру. С 1960 работает также в кино. В 1959 и 1960
выступал в Сов. Союзе; гастролировал в др. странах: Италия и Куба
(1962), США (1964) и др.
Лит.: Schmidova L., Ceskoslovensky balet. [Praha, 1962], s. 55.
"ФИАЛКА МОНМАРТРА" ("Das Veilchen vom
Montmartre")-оперетта И. Кальмана, либр. Ю. Брам-мера и А.
Грюнвальда. Пост. 21 марта 1930, Вена, "Иоганн Штраус-театр". На сов.
сцене пост. в 1933, Ленинград, Т-р муз. комедии (дирижёр Спиридонов,
пост. Соловьёва и Чернявского); там же в 1944 и 1953. В 1933 пост. Моск.
т-ром оперетты. Текст Деренталя и Ярона (дирижёр Фукс-Мартин, пост.
Смолича, реж. Турмачёв, худ. Соколов, балетм. Лукин; Виолетта -
Лазарева, Лебедева, Нинон- Бах, Власова, Волкова, Грачёва, м-м Арно -
Виноградова, Грановская, Рауль - Давидайтис, Качалов, Эрве - Володин,
Гедройц, Фраскатти - Ярон, Аникеев, Мюрже- Даминский, Кротов,
Стравинский, Франсуа - Друц, Ровный); там же в 1954. Пост. в др. городах
Сов. Союза:
Волгоград (1954), Омск (1955), Иркутск (1963), Киев (1963), Одесса
(1963), Ереван (1964). Н.Гр.
ФЙБИХ (Fibich), Зденек (21.XII.1850-15.X.1900)- чеш. композитор,
пианист, дирижёр и хормейстер. Учился в Лейпцигской консерватории
(1865-67), затем в Мангейме (у В. Лахнера, 1869-70). В 1873-74
преподавал в Виль-но (муз. уч-ще РМО); в 1875-78 был 2-м капельмейстером
Нац. т-ра в Праге; руководил хором рус. церкви в Праге.
Ф.- крупнейший представитель нац. композиторской школы после Сметаны
и Дворжака. Соч. его отмечены ли-рич. взволнованностью, высокой
драматич. напряжённостью. Ф. был одним из создателей чеш. муз. драмы.
Творчество его глубоко национально. По-своему претворил идеи Р. Вагнера,
особенно близка принципам вагнеровской драмы "Мессинская невеста" по
трагедии Шиллера (1883, Нац. т-р, Прага). Свою драматич. концепцию Ф. с
наибольшей полнотой воплотил в "сценич. мелодраме"-трилогии "Ипподамия"
по трагедии Я. Врхлицкого: "Сватовство Пелопа", "Примирение Тантала",
"Смерть Ипподамии" (1890, 1891, там же). Сюжет наиболее популярной оперы
Ф.-"Шарка" (1897, там же) - основан на чешской легенде.
Др. произв.: "Бланик" (1881), "Буковинец (1874, Нац. т-р, Прага), три
мелодрамы, симф., камерно-инструмент. произв. и музыка для т-ра.
Член Академии науки и иск-ва (Franz Joseph-Akademie).
Лит.: Nejedly Z., Zdenek Fibich, Praha, [1900];
O c a d l i k M., Zivot a dilo Z. Fibicha, Praha, 1950; J i -ranek
J., Zdenek Fibich, Praha, 1963. Дл. M.
ФИГЕЙРЕДУ (Figueiredo), Гильерми (р. 1915)- браз. писатель,
драматург. В 40-х гг. обратился к лит. и театр. критике. Драматургич.
деятельность начал драмой "Леди Годива" (1948, труппа П. Фер-рейры,
Рио-де-Жанейро). Уже в этой пьесе проявились важнейшие черты драматургии
Ф.: "демократический характер и преданность идеям свободы" (Ж. Амаду).
Мн. пьесы Ф. представляют собой своеобразные обработки античных сюжетов;
драматург сосредоточивает внимание на проблемах, к-рые волнуют совр.
человека: свобода личности, война и мир и т. д. Ф. принадлежат: драма
"Всеобщая забастовка" (1948, та же труппа, г. Порту-Алегри), написанная
по мотивам "Лисистраты" Аристофана; "Бог ночевал в этом доме" (1949,
труппа Т. Карреру-П. Отрана, Рио-де-Жанейро, Париж- 1952, Нью-Йорк -
1957) - по мотивам мифа об Амфитрионе, и др. Наиболее полно гуманизм
творчества Ф. раскрывается в "героической комедии" "Лиса и виноград"
("Эзоп"; 1953, Нац.-драм. труппа, Рио-де-Жанейро), в к-рой Ф, утверждает
право человека на свободу, человеч. достоинство. Пьеса пост. в
Буэнос-Айресе и др. странах Лат. Америки. В 1957 эта пьеса переведена на
рус. яз., её поставили мн. сов. т-ры (в т. ч. Большой Драм. т-р в
Ленинграде, 1957; МХАТ, 1958; Белорус. т-р им. Я. Купалы, 1957; т-ры
Тбилиси, Еревана, Таллина, Душанбе, Кемерово и др.). Среди др. пьес
Ф."Трагический фарс" (1958, рус. пер. "Смешная трагедия", 1960),
сатирически разоблачающий ложь и моральное растление буржуазии. С 1949
преподаёт историю театр. иск-ва в Нац. консерватории (Рио-де-Жанейро).
Соч. в рус. пер.: Эзоп (Лиса и виноград). Смешная трагедия, М., 1960
(Вступит, статья Ж. Амаду).
Лит.: A literatura no Brasil, dir. da A. Coutinho, v. '2, Rio de J.,
1955. 3. П.
ФИГНЕР, Медея Ивановна (урождённая - M e и) (4.IV. 1859-8. VII. 1952)
- рус. артистка оперы (драм. сопрано). По национальности итальянка.
Училась пению у Бьянки, Г. Панофкп и К. Цукки. С большим успехом
выступала в Италии, Испании, странах Юж. Америки сначала как
меццо-сопрано, потом как драматич. сопрано. Встретившись в Италии с H.
H. Фигнером, стала его постоянной партнёршей. В 1887 приехала в Россию;