<< Пред. стр. 809 (из 913) След. >>
"Солдат на чужбине" Штока (1963), "Коллеги" Аксёнова (1962), "Поднятаяцелина" Шолохова (1964, Краснодарский т-р), "104 страницы про любовь"
Радзинского (1965) Д. П.
ФОКИН, Михаил Михайлович [11(23).IV.1880- 22.VIII.1942] - рус. артист
балета, балетмейстер. В 1898 окончил Петерб. театр. уч-ще, где учился у
П. К. Карсавина, А. В. Ширяева, П. А. Гердта, Н. Г. Легата. Был зачислен
танцовщиком в балетную труппу Ма-риинского т-ра. Танец Ф. отличался
высоким лёгким прыжком, благородной грациозной манерой. С начала своей
творч. деятельности Ф. стремился осмыслить и индивидуализировать
классич. партии, из к-рых лучшими были:
Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Дезире ("Спящая красавица"), Люсь-ен
("Пахита" Дельдеве-за и Минкуса), Базиль ("Дон Кихот"), Соло p
("Баядерка" Минкуса), Жан дё Бриен ("Раймонда"), Зигфрид ("Лебединое
озеро") и др.
Исполнял также характерные танцы, а позднее партии в своих
постановках: Рэнэ дё Божанси ("Павильон Армиды" Н. Черепнина), Амун
("Египетские ночи" Аренского), Юноша ("Шо-пениана"), Пьеро и Арлекин
("Карнавал"), Негр ("Исла-мей" на муз. Балакирева), Эрос (о. п. на муз.
Чайковского) и др.
Первые балеты Ф. пост. для учеников Петерб. театр. уч-ща ("Ацис и
Галатея" Кадлеца, 1905, "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона, 190.6).
Затем пост. в Мариинском т-ре спектакли: "Эвника" Щербачёва, "Павильон
Армиды" (1907), "Египетские ночи", "Шопе-ниана" (1908). В этих
спектаклях Ф. выступил Как балетмейстер-новатор и реформатор Опираясь на
искания современной живописи и т-ра, он противопоставил отвлечённым
образам классического балета конкретные человеч. характеры.
Ф. работал в содружестве с художниками А. Н. Бе-нуа, Л. С. Бакстом,
Н. К. Рерихом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским. Использовал
симфоническую музыку Н. А. Римско-го-Корсакова, П. И. Чайковского, М. И.
Глинки, Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Ф. Стравинского, М. Равеля, С. В.
Рахманинова. В своих пост. балетмейстер стремился отразить многообразие
и сложность жизни. В светлую, праздничную атмосферу балетов Ф.
диссонансом входили темы одиночества человека, безудержности губительных
страстей, призрачных грёз о счастье и др. Эти темы потребовали новых
выразительных средств. Ф. пришёл к отрицанию классич. танца как системы
художеств. мышления и пользовался им в отдельных случаях, когда это
содействовало выражению определённых характеров или эмоций. В его
балетах нац. колорит, передача атмосферы эпохи достигались включением
изобразительного иск-ва, пластики, нар. танца. Ф. часто обращался к
стилизации, перенося в хореографию вазовую живопись, старинные гравюры.
Но при этом он всегда стремился выразить в своих пост. совр.
мироощущение. В. 1905 (в Петерб. театр. уч-ще) начал педагогич.
деятельность, к-рую продолжал до конца жизни. Его учениками были Е. М.
Люком, Е. П. Гердт, Е. А. Смирнова, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский и
др.
В 1909 начались триумфальные гастроли Ф. за рубежом в "Русских
сезонах", организованных С. П. Дягилевым. Ф. был руководителем балетной
труппы "сезонов", вначале его пост. составляли основу репертуара. В 1918
Ф. уехал в Стокгольм, а затем - в США. В 1936-39 работал в труппе
"Русский балет Монте-Карло" (спектакли этого периода сохраняются в
репертуаре зарубежных балетных трупп). В 1942 пост. спектакль "Русский
солдат" на муз. Прокофьева, посвятив его героич. сов. воинам.
Пест.: "Половецкие пляски" в опере "Князь '"торы) (1909, т-р "Шатле",
Париж), "Карнавал" (зал Павловой, Петербург), "Шехеразада"
("Гранд-Опера", Париж), "Жар-Птица" Стравинского (там же) - все в 1910,
"Петрушка" Стравинского (1911, т-р "Шатле"), "Дафнис и Хлоя" Равеля
(1912, там же), "Стенька Разин" на муз. Глазунова (1915, Мариинский
т-р, Петроград), "Арагонская хота" на муз. Глинки (1916, там же),
"Испытания любви" на муз. Моцарта (1936, Казино, Монте-Карло), "Дон
Жуан" на муз. Глюка (1936, т-р "Альгамбра", Лондон), "Паганини" на муз.
Рахманинова (1939, "Ковент-Гарден", Лондон), "Синяя борода" на муз.
Оффенбаха (1941, Дворец изящных иск-в, Мексика) и др.
Соч.: Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма,
Л.М., 1962. '
Лит.: Иванов И., М. Фокин. П., 1923; Светлов В., Современный балет,
СПБ, 1911; Левинсон А., Старый и новый балет. П., 1914; Борисоглебский
М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2 Л., 1939;
Стравинский И., Хроника моей 'жизни' Л., 1963; Beaumont С., Michel
Fokine and his bal-lets, L., 1935. p д
ФОКИН, Николай Сергеевич [р. 6(19). XII. 1912 j- укр. сов. артист
оперы (лирич. тенор). Нар. арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с
1953. Окончил Киевскую консерваторию в 1946. С 1937 работал на Киевском
радио; в 1938-41 - солист оперной студии Киевской консерватории; в
1941-45 - Ансамбля песни и танца Киевского военного округа; в
19461948-Ансамбля красноармейской песни и пляски сов. войск в Германии.
В 1948-54 - солист Львовского т-ра оперы и балета, с 1954 - Т-ра оперы и
балета им. Шевченко.
Партии: Альфред, Герцог; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Альмавива,
Ленский; Юродивый ("Борис Годунов"), Петро ("Наталка-Полтавка" Лысенко),
Люченцио ("Укрощение строптивой" Шебалина), Сергей Тюленин ("Молодая
гвардия" Мейтуса) и др.
Выступает в концертах как исполнитель камерных вок. произв. и укр.
нар. песен. С. 3.
ФОКУСНИК (от нем. Hokuspokus - фокус) -артист цирка или эстрады,
демонстрирующий появление, исчезновение, превращение разл. предметов.
Номера Ф. строятся на быстрых, точных, незаметных движениях. Ф. называют
также манипулятором, санжи-ровщиком, престидижитатором. Др. вид
Ф.иллюзионисты, применяющие сложные механизмы, крупную аппаратуру,
широко использующие для обмана зрения законы оптики (свет, цвет,
зеркала), химию, электричество. Номера иллюзионистов превращаются порой
в целую программу с большим числом участников, использованием балета,
дрессированных животных, нарядных костюмов, фейерверков, с включением
театрализованных сценок. Ф. строит свои трюки на учёте психологии
публики, в частности на умении отвлечь её внимание в нужный момент.
Среди сов. Ф.-Э. Т. Кио, Д. Читашвили, А. Ако-пян, А. Фурманов, 3. А.
Тарасова, А. Г. Шаг, А. Г. и Р. М. Сокол, П. Нассо. Среди Ф. за рубежом
- Бу-ден, Кефало Данте Каланаг.
Лит.: К и о. Фокусы и фокусники, М., 1958; В а д и-мов А., Искусство
фокуса, М., 1959. j[f g
ФОЛ‚СКУ(Ро1е8си), Джордже (17.IX.1884- 17.XL 1939) - рум. артист
оперы (бас). В 1910 окончил Бухарестскую консерваторию. В 1909-39 -
солист, в 1924-31 - председатель об-ва "Кармен" в Бухаресте. В 19.11
дебютировал на сцене Брашовского т-ра. В 1914 стал одним из создателей
"Студенч. оперы", а в 1919-"Рум. оперы". Был солистом Бухарестского т-ра
оперы и балета. Выступал на гастролях во Франции, Германии, Польше.
Обладал сильным и высоким басом красивого тембра, драматич. дарованием.
Партии: Драгош ("Трагическая свадьба" Катарджи), Ион, Иеромонах
("Напастью, "Константин Брынковяну" Дрэгоя), Постум ("Бландузийский
источник" Космовича), Борис Годунов, Галипкий, Дон Базилио; Мефистофель
(о. п. Бойто, "Фауст"), Нилаканта ("Лакме"), Фальстаф (о. п. Верди),
Лепорелло, Зарастро, Осмин ("Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Похищение
из сераля" Моцарта), Рокко ("Фиделио" Бетховена) и др.
Профессор Бухарестской консерватории (1924-28, 1930-34).
Лит.: Colfescu A., George Polescu, "Muzica", Вис., 1958, JMs 3; G o s
m a V., 25 de ani de la moartea lui Gheorghe Folescu, там же" 1964э JSTs
12. А. Цв"
"ФОЛЬКСБЮНЕ" (нем. Volksbuhne - народная сцена) - нем. театр.
общество. Осн. в 1890 в Берлине литератором Б. Вилле под назв. "Фрейе
фольксбюне" ("Свободная народная сцена"). Провозгласив своим лозунгом
"искусство для народа", общество сочетало практику рабочих т-ров и нар.
ун-тов. Для членов-пайщиков из среды рабочих, ремесленников и мелкой
буржуазии устраивались театр. представления (по сниженным ценам) силами
актёров разл. берлинских т-ров (сначала по воскресеньям, затем в будни).
Ставились пьесы классич. репертуара (Шекспир, Шиллер, Г. Э. Лессинг, В.
Гёте, Гоголь) и совр. пьесы, содержащие элементы социального протеста
(Г. Ибсен, Г. Гауптман, Л. Н. Толстой). Об-во организовывало также муз.
и лит. вечера, популярные лекции по вопросам иск-ва. Усиление влияния
с.-д. партии на деятельность "Ф." способствовало процессу идейной
дифференциации среди её членов. В 1892 Вилле вышел из союза и основал
"Новую свободную народную сцену" (Neue Freie Volksbuhne), а "Ф."
возглавили сначала выдающийся деятель герм. рабочего движения Ф. Меринг,
позже К. Шмидт. В 1913 обе группы объединились вновь и в 1914 открыли в
рабочем квартале Берлина т-р "Народная сцена", работавший на средства
пайщиков. По примеру берлинского об-ва возникли подобные организации и в
др. городах Германии. На основе их в 1920 было создано объединение об-в
"Ф.".
Распространение оппортунистич. течений в германской с.-д. партии
привело "Ф." к компромиссу с бурж. иск-вом. Против мелкобурж. влияния в
союзах "Ф." активно боролась молодёжная оппозиция, сформировавшаяся
внутри объединения (20-е гг.). В период господства фашистов (1933-45)
объединение было ликвидировано.
В ГДР объединение "Ф." вновь учреждено в 1947. Его деятельность была
направлена на укрепление экономич. базы гос. и коммунальных т-ров,
ставших подлинными очагами нар. культуры. После выполнения этой задачи
объединение "Ф." в 1953 было распущено. В ФРГ общества "Свободной нар.
сцены" существуют, но т-ры по своему характеру не отличаются от обычных
коммерческих.
"ФОЛЬКСОПЕР" (нем. Volksoper - народная опера) - оперный т-р в Вене
(Австрия). Открыт в 1904 как частный оперный т-р Р. Симонса. Дирижёры -
А. фон Цемлинский (1906-08), Ф. Вейнгартнер (с 1919), Ф. Штидри (с
1924), затем Л. Блех. В репертуаре т-ра- оперы Р. Вагнера, Дж. Верди,
Дж. Пуччини, Ю. Битне-ра, В. Кинцля, Р. Штрауса. В 1924 в т-ре была
пост. опера Шёнберга "Счастливая рука". В 1929-31 здесь работала
драматич. труппа, в 1931 снова оперная, названная "Оперный т-р города
Вены". Среди солистов т-ра: Г. Гроб, X. Херц, Г. Этти, Л. Велич. Дирижёр
- Р. Колиско. В репертуаре - оперы нем. и итал. композиторов, классич.
оперетты. Осенью 1944 т-р был закрыт, а в 1945 снова начал
функционировать. С 1950 т-р стал второй сценой Венской гос. оперы
(Staatsoper in der Volksoper). Руководитель -X. Юх. В репертуаре т-ра:
"Свадьба Фигаро", "Богема" (1945); "Бал-маскарад" Верди, "Багдадский
цирюльник" Корне-лиуса, "Джанни Скикки" Пуччини (1946); "Цыганский
барон", "Летучая мышь", "Ночь в Венеции" И. Штрауса (1948), "Нищий
студент" Миллёкера (1949), "Бер-науэрин" Орфа, "Святая с Бликер стрит"
Менотти, "Новости дня" Хиндемита (1955), оперетты Ж. Оффен-баха, Ф.
Легара, Л. Фалля и др. С 1955 гл. дирижёр т-ра - Ф. Зальмхофер.
Лит.: G i е l e r E., Die Geschichte der Volksoper in Wien von
Rainer-Simmons bis 1945, W., 1961. Ал, М.
"ФОЛЬКСШТЮК" (Volksstuck) - жанр нем. драматургии; пьесы на сюжет из
нар. жизни. Часто носят гротескно-комический или сатирич. характер.
"Ф." обычно исполнен юмора, жизне утверждения, изобилует нар/танцами,
комич. ситуациями. Большинство этих пьес тесно связано с традициями
областнической лит-ры. В 18-19 вв. получил особое распространение в юж.
Германии (Мюнхен) и Австрии (Вена). Различаются анонимные "Ф.",
ставившиеся непрофессиональными актёрами, и литературные драмы,
ставившиеся на проф. сцене, гл. обр. небольшими т-рами предместий. "Ф."
писали австрийские драматурги И. Страницкий, И. Н. Нестрой, Л.
Анцен-грубер. В 20 в. мастер "Ф."-нем. драматург К. Цук-майер.
Лит.: N a d l e r J., Das osterreichische Volksstuck, Baden, 1922; R
o m те 1 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie. Ihre Geschichte ... bis zum
Tode Nestroys, W., 1952; R e u s-chel K., Das deutsche Volksschauspiel,
Bielefeld, 1922;
Schmidt L., Das deutsche Volksschauspiel. In zeitgenossischen
Zeugnissen vom Humanismus bis zur Gegenwart, B., 1954; его же,
Volksschauspiel, W., 1957. Harn. B.
ФОМИН, Евстигней Ипатович [5 (16).VIII.1761- конец апреля (ст. ст.)
1800] - рус. композитор, один из создателей рус. оперы. В 1767-82 учился
в петерб. Академии художеств (с 1776 в муз. классах). Был послан в
Италию (1782-85), занимался у Дж. Мартини и С. Маттеи в Болонской
филармонич. академии, членом к-рой был избран в 1785. Ф.- крупнейший
рус. оперный композитор конца 18 в. Его опера "Ямщики на подставе"
("Игрище невзначай", 1787) - вершина рус. песенной оперы. Возвышенным
трагизмом отличается мелодрама Ф. "Орфей" на текст Я. Б. Княжнина (1792,
пост. 1800, обе в Петербурге). Ф.- автор оперы-балета "Новгородский
богатырь Боеславич" (1786, Эрмитажный т-р, там же), комич. опер -
"Американцы" (1788, пост. 1800, Каменный т-р, там же) на текст И. А.
Крылова и "Золотое яблоко" (1803, Петербург), хора к трагедии "Яро полк
и Олег" В. А. Озерова (1798). Музыка его опер -"Вечеринки, или Гадай,
гадай, девица" (соч. 1788), "Колдун, ворожея и сваха" (соч. 1791),
"Клоридаи Милон" не сохранилась.
Лит.: Финагин А. В., Евстигней Фомин..., в сб.:
Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927;
Доброхотов Б., Е. И. Фомин, М.-Л., 1949.
В. Бр.
ФОНВИЗИН, Денис Иванович [3 (14). IV. 1745, Москва,- l (12). XI
1.1792, Петербург] - русский драматург. Род. в дворянской семье. В 1755
поступил в гимназию при Московском университете, откуда в 1760 был
переведён на философский ф-т Ун-та. В нач. 60-х гг. служил секретарём
кабинет-министра И. П. Елагина. Тогда же началась публицистич. и лит.
деятельность Ф. Он становится одним' из крупнейших рус. просветителей
2-й пол. 18 в. Гневно, со злой саркастической иронией изобличал Ф.
деспотизм и беззаконие, царящие в России. С 1769 был секретарём Н. И.
Панина, возглавлявшего комиссию иностранных дел.
Первый драм. опыт Ф.- перевод трагедии Вольтера "Альзира, или
Американцы" (1762). В 1764 Ф. написал комедию в стихах "Корион",
представлявшую собой переделку "на рус. нравы" франц. драмы "Сидней"
Гресси. Вскоре Ф. обратился к созданию рус. нац. комедии, написав в
конце в0-х гг. пьесу "Бригадир". Здесь изображался рус. быт; типы
петиметра Иванушки и пустой щеголихи-советницы были хорошо знакомы рус.
читателю и зрителю. Автор обличал жестокость, тупоумие, дикость нравов
провинциальных помещиков. Большой силы реалистич. обобщения достиг автор
в образах Бригадира, Бригадирши и Советника. Конфликт пьесы строился на
столкновении помещиков-крепостников с молодыми деятелями дворянского
просвещения России. Написанная с соблюдением классицистских правил
(единство места, времени и действия, резкое деление героев на
положительных и отрицательных и т. д.), комедия эта благодаря живому,
подлинно разговорному языку, жизненности образов стала новшеством на
рус. сцене не только по сравнению с классицистскими комедиями А. П.
Сумарокова, но и с сентименталистскими пьесами В. И. Лукина. Впервые
пост. в 1780 в Петербурге в Вольном российском т-ре Книпера на Царицыном
Лугу пьеса "Бригадир" долгое время не сходила со сцены рус. т-ра.
В 1781 Ф. написал комедию "Недоросль", к-рая заняла первое место в
рус. сатирич. лит-ре екатерининского времени. Проблема воспитания
молодого поколения рус. дворянства, поставленная в центре пьесы,
привлекала рус. просветителей 18 в. Однако содержание комедии выходило
за пределы этого вопроса. В ней Ф. затронул важнейшие
социально-поли-тич. проблемы своего времени, выступил обличителем жесто
костей и беззакония крепостного права, призывал к ограничению власти
помещиков над крестьянами. В образах Простаковой, Скотинина,
Митрофанушки отражены типич. черты "злонравных" помещиков, те обществ,
пороки, против к-рых боролся Ф. Мн. имена персонажей комедии
(Митрофанушка, Скотинин и др.) вскоре стали нарицательными.
Помещикам-самодурам в "Недоросле" противостоят образы Правдина,
Стародума, Милона - носителей прогрессивных просветительских идей.
Творчество Ф. развивалось в рамках классицизма, но именно он сделал в
рус. лит-ре первый шаг на пути создания реалистич. драмы. Несмотря на
то, что в "Недоросле" (так же, как и в "Бригадире") соблюдены ком-позиц.
правила классицистской комедии, эта пьеса по своей внутр. сути
"взрывала" идейно-художеств. принципы классицизма: её герои - не
отвлечённые носители идей, а живые люди, поставленные в конкретную
бытовую среду, их язык строго индивидуализирован. Появление комедии
стало важнейшим событием в рус. художеств. и обществ, жизни. Гоголь
видел в "Недоросле" образец истинно общественной комедии, Пушкин называл
эту пьесу "народной сатирой". Первая пост. "Недоросля" состоялась 24
сент. 1782 в Петербурге на сцене Вольного российского т-ра Книпера на
Царицыном Лугу в бенефис И. А. Дмитревского (исполнял роль Стародума;
Правдин - Плавильщиков, в пост. принимал участие автор). В Москве эта
пьеса пост. в 1783 (Стародум - Померанцев). Оба спектакля имели большой
успех. Последняя пьеса Ф.- "Выбор гувернёра", посвящённая воспитанию
молодого дворянства, в идейно-художеств. отношении значительно уступает
"Бригадиру" и "Недорослю".
Ф. оказал огромное влияние на рус. т-р и драматургию. "В его
лице,отмечал Белинский,- русская литература как будто даже
преждевременно сделала огромный шаг к сближению с действительностью..."
(Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 11). Ф. "...была начата,- писал
Горький,великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная
линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая" ("История
рус. лит-ры", см. Архив А.М.Горького, т. 1, 1939, с. 25). Традиции Ф.
были продолжены в последующее время Н. В. Гоголем и
М.Е.Салтыковым-Щедриным.
Соч.: Сочинения, письма и избранные переводы, СПБ, 1866; Первое полн.
собр. соч. как оригинальных, так и переводных, М., 1888.
Лит.: Тихонравов Н.С., Материалы для полного собрания сочинений Д. И.
Фонвизина, СПБ, 1894; В язсмский П. А., Фон-Визин, СПБ. 1848; Ключевский
В. О., "Недоросль" Фонвизина (опыт исторического объяснения учебной
пьесы). Собр. соч., т. 8, М., 1959;
Асеев' Б. Н., Возникновение русской реалистической драмы. Д. И.
Фонвизин, в его кн.: Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М.,
1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр второй половины XVIII
века, М., 1960, с. 201-226; Благой Д. Д., Д. И. Фонвизин, М., 1945; Б е
р к о в П. Н., Театр Фонвизина и русская культура, в сб.: Русские
классики и театр. Л.-М., 1947; Макогоненко Г. П., Денис Фонвизин, М.-Л.,
1961. ' Д, А*л., И. Рос.
ФОНТАНН (Fontanne), Линн (р. 6.ХП.1887) - амер. актриса. В 1905
дебютировала в т-ре "Друри-Лейн" в пантомиме "Золушка". Затем играла в
разл. т-рах Англии. В 1910 впервые выступила в Нью-Йорке. В 1916
вторично приехала в США, играла в труппе Л. Тейлор и др. т-рах США. В
1922 вышла замуж за актёра А. Ланта, к-рый стал её партнёром. Особое
значение имела деятельность Ф. в т-ре "Гилд" (1924- 1929), где она и
Лант были ведущими актёрами постоянной труппы. В этом т-ре Ф. играла
роли: Актриса ("Гвардеец" Мольнара, 1924), Раина и Элиза ("Оружие и
человек", 1925, и "Пигмалион", 1926, Шоу), Гру-шенька ("Братья
Карамазовы" по Достоевскому,
1927), Нина Лидс ("Странная интерлюдия" О' Нила,
1928). После ухода из т-ра "Гилд" Ф. и Лант стали популярными
актёрами Бродвея. С успехом играли в лёгких совр. комедиях С. Бермана,
Т. Реттигена, Н. Коуарда; игра их отличалась элегантностью, остротой,
высоким мастерством. Ф. выступала и в т-ре "Гилд". Роли: Катарина
("Укрощение строптивой", 1935); Ирена ("Восторг идиота" Шервуда, 1936),
Алк-мена ("Амфитрион 38" Жироду, 1937), Аркадина ("Чайка", 1938);
Миранда ("Не будет ночи" Андерсена, 1940).