<< Пред.           стр. 815 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 зрителя.
  После 1-й мировой войны усилилась дифференциация среди деятелей Ф. т.
 В 20-е гг. в т-рах бульваров процветала гл. обр. развлекательная
 драматургия, нередко появлялись и реакц., антидемократич. пьесы.
 Неудовлетворённость бурж. т-ром испытывали мн. видные театр. деятели.
 Ведущие режиссёры 20-40-х гг., принадлежавшие к т. н. группе "Авангард",
 противопоставили своё творчество практике коммерч. т-ров. В "Авангард"
 входили режиссёры старшего поколения - Люнье-По, Копо и режиссёры
 "Картеля"-творч. объединения, созданного в 1926,- Жуве, Дюллен, Ж.
 Питоев, Г. Бати. Стремление к поэтич. символу, к обобщённому выражению
 общечеловеческих нравственно-философских проблем современности
 определило репертуар возглавляемых ими т-ров. Этих режиссёров привлекал
 высокий гуманизм и социальная глубина Чехова, Шоу, сати-рич.
 обличительная направленность совр. драмы (Ш. Вильдрак, Ж. Дюамель, Ж.
 Ромен, А. Салакру), лирико-романтич. драматургия (М. Ашар, Ж. Ануй),
 классика (Мольер, Шекспир), аллегоризм П. Клоделя, интеллектуальность Ж.
 Жироду, Л. Пиранделло. Развивая идею гуманистич. и поэтич. т-ра, нередко
 отражая настроения отчаяния, беспокойства, скепсиса, характерные для
 мироощущения зап.-европ. интеллигенции в годы утверждения фашизма,
 нарастания угрозы 2-й мировой войны, эти т-ры поднимали и большие
 социально-философские, остро критич. темы. Режиссёры "Картеля", вслед за
 Станиславским и Копо, добивались в актёрском иск-ве подлинности внутр.
 жизни, искренности, творч. воображения. Под рук. режиссёров "Картеля"
 выросли тонкие, вдохновенные актёры: Л. Питоева, М. Жамуа, М. Симон, Э.
 Декру и др. Искания крупных режиссёров оказали влияние и на т-ры
 бульваров, где появилась большая требовательность к драматургии,
 работали актёры, игра к-рых отличалась тонкой психологич. нюансировкой
 (В. Буше, Г. Морле, И. Прентан и др.). Во 2-й пол. 30-х гг. оживилась
 деятельность т-ра "Комеди Франсез". Обладая сильной труппой (М. Рено, Ж.
 Йоннелъ, Ф. Леду, Бертен, Б. Бретти, Б. Бови, М. Белъи др.), этот т-р
 достиг нового значит. этапа своего развития в годы, когда к работе в нём
 были привлечены Копо, Жуве, Дюллен, Бати, поставившие неск. блестящих
 спектаклей.
  Значит, достижений добился демократич. т-р Франции. В 20-е гг.
 замочат, реалистич. актёр и режиссёр Ф. Жемъе, развивая идеи Р. Роллана,
 организовал в созданном им Национальном народном театре (1920)
 спектакли-празднества. Он был инициатором создания Международного союза
 работников сцены, ставившего своей целью борьбу за прогрессивную
 направленность театр. иск-ва. В эти же годы складывался рабочий
 самодеятельный т-р. В 30-е гг. под влиянием роста антифашистского
 движения, особенно после победы Народного фронта, наступил особый подъём
 в развитии демократич. театр. иск-ва. В 1932 была создана "Федерация
 рабочего т-ра Франции", позднее - "Союз независимых т-ров Франции",
 ставившие своей целью создание политич. пролетарского т-ра, порывающего
 с традициями бурж. сцены. В этом же году Л. Муссинак вместе с Ж. Р.
 Блоком пост. "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова в "Театре международного
 действия". В 1935 возник "Народный театр" в Париже под рук.
 прогрессивного режиссёра А. Ле-сюэра. Был организован Дом культуры, в
 работе к-рого принимали участие театр. деятели (Л. Муссинак, Ж. Р. Блок,
 А. Ленорман, Ш. Вильдрак, А. Онеггер и др.), стремившиеся помогать
 Народному фронту в области культурного строит-ва (пост. "Фуэн-те
 Овехуна" Лопе де Вега, инсценировки произв. "Мать" Горького, "Рождение
 города" Блока, и др.).
  Во время 2-й мировой войны 1939-45 и нем.-фаш. оккупации развитие Ф.
 т. почти прервалось. Большинство т-ров было закрыто. Продолжали работать
 лишь отдельные коллективы - "Комеди Франсез", где в годы войны Ж. Л.
 Барро пост. ряд спектаклей, "Ателье, к-рый в 1940 возглавил А. Барсак,
 "Театр де Пари", уда перешёл Ш. Дюллен. Этим режиссёрам иногда удавалось
 придавать своим спектаклям антифашистское звучание, призывать к
 сопротивлению ("Мухи" Сартра, реж. Дюллен, 1943;
  "Антигона" Ануя, реж. Барсак, 1943; "Атласная туфелька" Клоделя, реж.
 Барро, 1943).
  После освобождения от нем.-фаш. оккупации начался бурный процесс
 возрождения театр. иск-ва Франции, деятели к-рого ставили перед собой
 задачу сохранения нац. традиций, противостояли массовому распространению
 переводных бродвейских "боевиков", господству мюзик-холла, боролись с
 равнодушием официальных кругов к нуждам нац. иск-ва. Передовая
 общественность поддерживает старейший т-р страны- "Комеди Франсез". В
 нём сформировались крупные актёры и режиссёры совр. франц. т-ра - Ж. Л.
 Барро, М. Рено, П. Дюкс, Ж. Русийон и др. В труппе т-ра - Ж. Мейер, Л.
 Сенъе, А. Дюко, Ж. Берто и др. В репертуаре широко представлена классич.
 франц. драматургия. Однако новаторские начинания в этом т-ре, как и
 раньше, ограничены; во мн. спектаклях, отличающихся высоким актёрским
 мастерством, преобладает охранительно-музейное начало.
  Во Франции, как и в др. капиталистич. странах, почти нет т-ров с
 постоянными труппами. Кроме гос. т-ров "Комеди Франсез" и "Национального
 Народного т-ра", постоянные коллективы сохраняются только в т-рах,
 возглавляемых крупными театр. деятелями (Ж. Л. Барро и М. Рено, А.
 Барсак). Остальные т-ры набирают труппу на один сезон. В т-рах
 бульваров, где господствует система серийного проката одной пьесы и нет
 постоянных трупп, ставятся гл. обр. лёгкие комедии, фарсы, но иногда и
 пьесы, поднимающие острые социально-политич. проблемы (А. Салакру, Ж.
 Сориа, А. Миллер и др.). Здесь выступают крупные актёры: П. Брассер, М.
 Казарес, И. Монтан, С. Синьоре, С. Флон, Д. Ивернель, Ж. Фабри, Р. Коджо
 и др. Последователи "авангардного" т-ра 20-40-х гг., выдающиеся
 режиссёры и актёры - Ж. Л. Барро, М. Рено, А. Барсак, Р. Руло, С. Питоев
 и др. развивают традиции своих учителей, стремятся к созданию поэтич.
 т-ра, проникнутого гуманистич. идеями. Они ставят произв. Эсхила,
 Шекспира, Мольера, Мариво, рус. драматургию (Чехов, Горький, Тургенев,
 Маяковский), но гл. место в их художеств. практике занимают пост.
 "проблемной" франц. драматургии (А. Камю, Ж. Ануй, А. Салакру, А. Гатти
 и др.), поднимающей социально-философские, политич. и
 морально-психологич. вопросы современности.
  Нац. традицию развивает в своём иск-ве пантомимист М. Марсо,
 гуманистич. и демократич. иск-во к-рого завоевало признание во мн.
 странах Европы.
  Стремясь к установлению широких междунар. связей, деятели Ф. т.
 добились организации в Париже "Т-ра нации" (в помещении "Т-ра Сары
 Бернар"), где проводятся междунар. театр. фестивали, выступают труппы
 всех стран мира.
  Предпосылки для широкого развития демократич. реалистич. тенденций во
 Ф. т., создавшиеся после войны, вызвали бурный рост трупп, стремящихся
 осуществить идею нар. т-ра. Возникло множество молодых театр.
 коллективов - "Независимый театр" под рук. К. Арари, труппа "Парижские
 мостовые" под рук. К. Мартена, "Народный т-р" под рук. Ж. Сарту, ряд
 провинциальных трупп. Здесь ставились антифашистская драматургия
 ("Немцы" Круч-ковского), сов. пьесы ("Оптимистическая трагедия", реж.
 Арари, 1950; "Остров мира" Петрова, реж. Сарту, 1950, и др.), пьесы,
 посв. борьбе за мир, против холодной войны ("Анри Мартен" Мартена, в его
 же пост., 1951, "Страх" Сориа, 1954, реж. А. Селье) и мн. др. Крупнейшим
 центром передового театрального искусства стал Национальный народный
 театр (ТНП). В 1951 его возглавил выдающийся актёр и режиссёр Ж. Вилар.
 Он привлёк в этот театр видных актёров - Ж. Филипа, М. Казарес, Д. С
 орано и др. Начав с пост. классики (Корнель, Мольер, Гюго, Мюссе,
 Шекспир, Мариво, Бальзак, Бомарше, Лесаж), ТНП перешёл к совр.
 драматургии. Занимая вначале просветительские позиции, т-р в дальнейшем
 стал активным участником борьбы с фашизмом, борьбы за мир (спектакли
 "Мамаша Кураж и ее дети", 1951, "Карьера Артуро Уи", 1960, Брехта, я
 др.). Стремясь нести иск-во народу, т-р выезжает в рабочие предместья.
 Для осуществления идеи нар. театр. иск-ва Вилар добился проведения
 ежегодных летних фестивалей под открытым небом в Авиньоне, Аррасе, Арле
 и др. городах. Гастролируя во мн. странах, ТНП привлёк внимание мирового
 обществ. мнения к проблеме нар. т-ра. После ухода из ТНП Ж. Вилара (в
 1963) во главе т-ра стал видный актёр Ж. Вильсон, осуществляющий пост.
 остро поли-тич., обличительной совр. драматургии ("Зоо" Вер-кора, 1964,
 "Лютер" Осборна, 1965) и классики ("Дети солнца" Горького, 1963). Вилар,
 продолжая борьбу за гражданственный, политич. т-р, поставил "Дело
 Оппенгеймера" (т-р "Атеней", 1965) и др.
  В Париже с конца 50-х гг. создан ряд т-ров в рабочих предместьях -
 "Т-р Восточного района" (худ. рук. Г. Реторе), "Т-р им. Жерара Филипа" в
 Сен-Дени (худ. рук. Ж. Русийон), "Т-р им. Р. Роллана" в Вильжюиф (худ.
 рук. Р. Жербаль), "Т-р им. Дание-ля Сорано" в Венсенне (худ. рук. П.
 Дебош) и др. В репертуар этих т-ров входят пьесы Горького, Б. Брехта, Ш.
 С?Кейси, А. Адамова, Аристофана, Шекспира, франц. классич. драматургия и
 т. д. Мн. из поставленных этими т-рами спектаклей стали крупными
 событиями театр. жизни Франции. Руководители т-ров в рабочих предместьях
 связаны с домами молодёжи, с домами культуры, помогают любит.
 коллективам. Муниципалитеты способствуют этому движению, к-рое помогает
 превратить предместья в культурные центры.
  Важное явление во Ф. т. после 2-й мировой войны- подъём
 провинциального т-ра. До войны театр. жизнь была сосредоточена в Париже.
 Ещё Жемье и Копо пытались создавать передвижные труппы, чтобы приобщить
 провинцию к театр. культуре. Но только после 1945 было организовано 5
 театр. центров- в Страсбуре, Ренне, Сент-Этьенне, Экс-ан-Провансе и
 Тулузе. Примером быстрого художеств. роста т-ра в провинции служит "Т-р
 де ла сите" под рук. Р. Планшона, расположенный в рабочем предместье
 Лиона. Этот т-р, ставящий пьесы Мольера, Гоголя, Брехта, совр.
 антифашистскую драматургию, завоевал широкое признание демократич.
 зрителя.
  Лит.: Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. М.-Л., 1948; Petit
 de Julie ville L., Histoire du theatre en France, v. 1-5, P., 1880-86; С
 о-hen С., Le theatre en France au moyen-age, v. 1-2, nouv. ed.. P.,
 1948; R ? g a 1 E., Le theatre francais avant la periode classique, P.,
 1901; Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle. P., 1927; V a
 1 m y-B a y s se J., Naissance et vie de la Comedie-Francaise, P., 1945;
 Albert M., Les theatres des boulevards..., P., 1902; История
 западноевропейского театра, т. 1-З, M., 1956-1963; Гвоздев А. А.,
 Западно-европейский театр...., Л.-М., 1939; Державин К., Театр
 французской революции 1789-1799, 2 изд., М., 1937; Г е й н е Г., О
 французской сцене. Собр. соч., т. 6, М.- Л., 1936;
  Герцен А. И., Письма из Франции и Италии, Соч., т. 3, М., 1956;
 Кублицкий М.Е. [М. К. ], Очерки европейских театров, М., 1948; Куайльяк,
 Физиология театров в Париже и в провинциях, СПБ, 1843; Гюго А., Виктор
 Гюго и его время по его "Запискам", 2 изд., М., 1890; Льюис Дж. Г.,
 Актеры и сценическое искусство, Варшава, 1876; Ш в ы р о в А.,
 Знаменитые актеры и актрисы, СПБ, 1902; Боборыкин П., Столицы мира, М.,
 1911; К у г е л ь А. Р., Театральные портреты, П.- М., 1923; В?д
 романт?зму до натурал?зму в французькому театр?. Зб?рник. Вступит,
 ст. ? ред. 0. ?. Б?лецького,
  X., 1939; Данилин Ю. И., Парижская Коммуна и французский театр. М.,
 1963; Антуан А., Дневники директора театра. Общая ред. А. А. Гвоздева,
 М.- Л., 1939;
  Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М.,
 1958; Вановская Т. В., Р. Роллан и французский театр на рубеже XIX-XX
 вв., "Ученые записки ЛГУ". Серия филологических наук, 1959, вып. 54, .ј
 276; Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960; Зингерман Б., Жан
 Вилар и другие..., М., 1964; в рус. пер. -Вилар Ж., О театральной
 традиции, М., 1956; Д ю л л е н Ш.. Воспоминания и заметки актера, М.,
 1958; Жемье Ф., Театр. М., 1958; Ж у в е Л., Мысли о театре, М., 1960; Б
 а р р о Ж. Л., Размышления о театре, М., 1963; Жерар Филип.
 Воспоминания, собр. А. Филип, Л.-М., 1962; Р у мне в А., О пантомиме,
 М., 1964;
  R о yer A., Histoire du theatre contemporain en France et a
 l'etranger depuis 1800 Jusqu'a 1875, v. 1-2, P., 1878 (Histoire
 universelle du theatre, t. 5-6); L ? n t ? 1 h a с Е., Histoire generale
 du theatre en France, v. 1-5, P., 1904-10;
  Du bec h L., Histoire generale illustree du theatre, v. 1-5, P.,
 1931-34; Moussinac L., Le theatre des origines a nos jours, P., 1957; В
 a p s t G., Essai sur l'histoire du theatre. La mise en scene, le decor,
 le costume, l'architecture, l'eclairage, l'hygiene. P., 1893; J a n ? n
 J., Critique dramatique, в его кн.: Oeuvres diverses, v. Vt --IX P.,
 1877; Gautier Th., Histoire de l'art dramatique en France depuis
 vingt-cinq ans, [v. 1-6J, Lpz.-Brux., 1858-59;
  LemaitreJ., Impressions de theatre, v. 1-11, P., 1888- 1920; S a re е
 y F., Quarante ans de theatre, v. 1-8 P. 1901-1902; Le S e n n e Ch.,
 Code du theatre, lois, reglements, usages, Jurisprudence, P., 1878; К n
 о w 1 e s D., La reaction idealiste au theatre depuis 1890, P., 1934;
  R о u с h e J., L'art theatral moderne. P., 1924; Lyon-net H.,
 Histoire du theatre. Dictionnaire des comediens francais, P., [1908
 J-1912; Encyclopedie du theatre contemporain, dirigee par G. Queant et
 F. Towarnicki, t. 1-2, P., 1957-59; Van Tieghem Ph., Les grands acteurs
 contemporains (1900-1960), P., 1960; Veinstein A., Du Theatre Libre au
 theatre Louis Jouvet, P., 1955; Brasillach R., Animateurs de theatre,
 P., 1936; M о n s s i-n a с L., The new movement in the theatre, L.,
 1931 ; В е ? g-beder M., Le theatre en France depuis la liberation
 (1944-1958), P., 1959; Cogniat R., Cinquante ans de spectacles en
 France, P., 1956; Moussinac L., La decoration theatrale, P., 1922;
 Cogniat R., Les decorateurs de theatre, P., 1955; D h о m m e S., La
 mise en scene contemporaine d'Andre Antoine a Bertold Brecht, P., 1959;
 D о ? s y M., Le theatre francais contemporain, P., 1947 (Ser. "Que
 sais-Je"); L a 1 о u R., Le theatre en France depuis 1900, 4 ed.. P.,
 1961; Prone о L. С., Avant-garde: the experimental theater in France.
 Berkley- Los Angeles, 1962; С о г v ? n M., Le theatre nouveau en
 France, P., 1963; Surer P., Le theatre francais contemporain, P., 1964.
 E. Ф., Гр. Б.
  Музыкальный театр. Опера. Еще до возникновения франц. нац. оперы в
 Париже состоялись пост. опер итал. композиторов. В 1647 в т-ре
 "Пале-Рояль" (Париж) был пост. "Орфей" Росси. Там же композитор
 венецианской школы Кавалли показал оперы "Ксеркс" (1661) и "Влюблённый
 Геркулес" (1662). К первой из них Ж. Б. Люлли написал балетные сцены.
  Начало франц. оперы связано с основанием в Париже Академии музыки
 (1671, с 1875 - т-р "Гранд-Опера"). Патент на постройку этого т-ра
 король Людовик XIV вручил поэту П. Перрену, к-рый совм. с композитором
 Р. Камбером пост. там оперы "Помо-на" (1671) и "Муки и радости любви"
 (1672). Затем руководство оперным т-ром перешло в руки Люлли. Выдающийся
 композитор, основоположник" нац. франц. классич. оперы, получившей в 17
 в. назв. лирической трагедии, Люлли написал 15 лирич. трагедий, большей
 частью на античные (из греко-римской мифологии), а иногда и ср.-век.
 сюжеты ("Празднества Амура и Вакха", 1672, "Альцеста", 1674, и др.),
 оперы-балеты ("Триумф любви", 1681, и др.), балеты ("Времена года" и
 др.). Люлли, как и его постоянный либреттист Ф. Кино,-крупнейшие
 представители классицизма во французском т-ре.
  Для опер Люлли характерны героич. направленность, этич. конфликты,
 напряжённые коллизии, высокий драматизм. Музыка опер близка истокам
 франц. нар. песенности. Вместе с тем муз. т-р Люлли соответствовал духу
 франц. абсолютизма века Людовика XIV. Античность лирич. трагедий Люлли
 носила условный характер; спектакль был похож на придворный маскарад -
 монументальный и величавый, поражавший зрителей пышным великолепием
 декораций и костюмов. Оперная драматургия Люлли отличалась
 рационализмом. Балетные номера составляли муз. и драматургии, основу
 оперы, вок. партии носили преим. речитативный характер. Операм
 предшествовал аллегории, пролог. В 60-е гг. 17 в. Люлли сотрудничал с
 Мольером и создал музыку к его комедиям: "Брак поневоле" (1664),
 "Мещанин во дворянстве", "Господин де Пурсоньяк" (1670) и др.
  После смерти Люлли французская лирическая трагедия вступает в полосу
 кризиса. В операх А. Камп-рд, А. Детуша, Морен-Маре часто отсутствует
 целостный сюжет.
  Новый подъём франц. оперы связан с творчеством Ж. Ф. Рамо. Лирич.
 трагедии Рамо, пост. в Академии музыки ("Ипполит и Арисия", 1733,
 "Кастор и Пол-луке", 1737), развивают традиции Люлли; опера-балет
 "Галантная Индия" (1735) написана в традициях Камп-ра. Музыка Рамо-одно
 из высших достижений 18 в.: в ней ясна тенденция к тонкой психологич.
 выразительности, изящной звукописи, напряжённой героике (путь к Глюку).
 Но вместе с тем оперы Рамо не выходили за рамки условного придворного
 иск-ва. Назревавшая бурж. революция выдвинула новые требования перед
 муз. т-ром. Этим требованиям отвечал жанр бытовой комич. оперы (см.
 Опера).
  Предшественниками франц. комич. оперы явились ярмарочные спектакли
 Парижа. В них определились характерные черты комич. оперы - народность и
 демократичность муз. языка, реалистич. содержание образов, чередование
 муз. номеров песенно-романс-ного склада с разговорной речью (без муз.
 сопровождения). Вместе с тем история франц. комич. оперы тесно связана с
 итал. оперой-буффа; в 1752 Париж посетила труппа итал. актёров, к-рая
 пост. в Академии музыки неск. спектаклей, в т. ч. оперу
 "Служанка-госпожа" Перголези. Полемика вокруг этих спектаклей получила
 назв. "войны буффонов". Под влиянием итал. оперы-буффа Ж. Ж. Руссо
 написал оперу (музыку и текст) "Деревенский колдун" (1752, Академия
 музыки), положившую начало франц. бытовой комич. опере (см. Опера
 комик).
  Под воздействием оперы-буффа между муз. номерами оперы Руссо введены
 речитативы, в дальнейшем уступившие во франц. комич. опере место
 разговорным диалогам. Музыка оперы-франц. по своему складу- связана с
 романсно-песенной культурой того времени. Для пост. комич. опер в Париже
 был основан т-р "Опера комик". Руссо стал также одним из создателей
 жанра мелодрамы ("Пигмалион", 1765, Лион).
  В 50-60-е гг. 18 в. появляются оперы на сюжеты из жизни крестьян и
 ремесленников Э. Дуни (лучшая из них - "Художник, влюбленный в свою
 модель", 1757) и Ф. А. Филидора ("Сапожник Блез", 1759, "Кузнец", 1761,
 и др.). Оперные формы Филидора более развиты. Кроме сольных номеров
 (арии, песни, куплеты), значит, роль играют ансамбли; в основе музыки -
 песенно-романсные интонации, между муз. номерами введены разговорные
 диалоги.
  Во 2-й пол. 18 в. во франц. комич. оперу проникает влияние
 сентиментализма. Создатель первых образцов мещанской драмы Д. Дидро в
 своих статьях ("О драматической поэзии" и "Третья беседа о "Побочном
 сыне"", в диалоге "Племянник Рамо") касается проблем муз. драматургии и
 утверждает, что музыка должна отражать душевную жизнь героев. В опере
 это направление получило яркое воплощение в творчестве П. А. Монсинъи.
 Его оперы написаны на сюжеты из патриархально-крестьянской жизни. Лучшая
 опера Монсиньи - "Дезертир" (1769, т-р "Комеди Итальенн") по сюжету
 предвосхищает "оперу спасения" - ведущее направление в оперном иск-ве
 Франции в годы Великой франц. революции.
  Развитие франц. комич. оперы в предреволюц. гады обобщено в
 творчестве А. Гретри. Автор мн. опер, проложивший путь от
 сентиментализма 18 в. к романтизму 19 в., Гретри сочетал в своих операх
 буффонаду ("Говорящая картина", 1769) и лирико-ндил-лич.,
 сентиментально-морализующее направления ("Гурон", 1768, и др.). Наиболее
 значит, опера Гретри - "Ричард Львиное Сердце" (1784), исполненная
 трогательной героики и лирики. 'От комич. оперы в ней - разговорные
 диалоги между муз. номерами и песенно-романсный склад отд. номеров (мн.

<< Пред.           стр. 815 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу