<< Пред. стр. 833 (из 913) След. >>
сцену в 1930.Соч.: В провинции. Из воспоминаний..., в кн.: Русский провинциальный
театр. Л.-М., 1937.
Лит.: Карачунский Л. М. [сост. ], Наши петербургские артисты, СПБ,
1896, с. 72-73; Бр у штейн А., Страница прошлого, М., 1952, с. 76. А.
Шн.
ХОЛОДОВ, Ефим Григорьевич [р. 1(14).1.1915] - рус. сов. театровед и
театр. критик. Чл. Коммуни-стич. партии с 1943. В 1937 окончил ГИТИС
(театро-ведч. ф-т). Лит. деятельность начал в 1935. В 1939-63 работал в
редакции журн. "Театр" (в 1957-63 - член редколлегии). С 1964 -
сотрудник Ин-та истории иск-в. X.- автор ряда книг и статей по истории и
теории рус. и сов. драматургии и т-ра.
Соч.: Композиция драмы, М., 1957; Мастерство Островского, М., 1963;
Позиция художника, М., 1964; Драматический конфликт, "Театр", 1947, ј 8;
Драма есть драма, там же, 1948, ј 2; Действие происходит в наши дни, там
же, 1950, ј 4; Разведка темы, там же, 1951, ј' 7; Лицо театра, там же,
1954, Д1' 10; Ленин о культуре и искусстве, там же, 1956,ј1; 1941-1945
[Советская драматургия в годы войны], там же, 1955, Д1" 5; Погодинское,
там же, 1960, ј 12; Дело Щепкина, там же, 1963, ј 8; Поэма о пятилетке,
там же, 1965, ј 3. Я. Мор.
"ХОЛОПКА" -оперетта Н. М. Стрельникова, либр. В. Раппопорта и Е.
Геркена, пост. 8 марта 1929, Ленинград, Т-р муз. комедии (дирижёр
Залевский, пост. Феона, худ. Ходасевич, балетм. Бойко; Гортензия крошка
- Гамалей, Поленька - Орлова, Виолетта - Щиголева, Никита Батурин -
Антонов, граф Кутайсов-Герман, Елпидифор - Карпов, Андрей -
Ксендзовский, Митрусь - Рутковский, полковник Синепуп - Фатеев); в 1941
пост. там же в новой ред.; в 1952. там же. В 1932 пост. Моск. т-ром
оперетты (дирижёр Залевский, пост. Смолича, реж. Стравинский, худ.
Соколов, балетм. Чекрыгин); 1945, там же (дирижёр Жуков, реж. И.
Рапопорт, худ. Рындин, балетм. Бурмейстер и Томский; граф Кутайсов -
Ярон, Володин; Поленька - Лебедева, Никита Батурин - Зарубеев, Андрей
Туманский - Качалов, Виолетта - Вермель, Лазарева; Митрусь - Аникеев).
Поставлена в других городах Советского Союза: Ташкент (1940), Уфа
(1945), Воронеж (1950), Горький (1959), Улан-Удэ (1960), Душанбе (1960),
Харьков (1964) и др.
П з д а н и я: "X."- клавир, М., "Музыка", 1965. Н.Гр.
ХОЛОУБЕК (Holo-ubek), Густав (р. 21. IV. 1923Г- польский актор. В
1949 окончил Высшую драматич. школу в Кракове. Дебютировал в Т-ре им.
Словацкого (Краков), в 1956 выступал в Т-ре им.Выспяньского (Ка-товице).
С 1958 живёт в Варшаве, работал в "Театре Драматы-чны" ("Т-ре
Народо-вы"). X.- один из ведущих польских актёров, образы, созданные им,
отличаются глубиной психологич. характеристики, точностью сценич.
рисунка. Его иск-во отличает интеллектуальность, стремление к
художественной обобщенности. Сдержанность и строгость в отборе
выразительных средств сочетаются у актёра с огромной внутренней
сосредоточенностью. Для творчества X. характерна предельная драматич.
насыщенность в раскрытии внутр. мира образа, философски углублённое и
поэтически пройикновенное его постижение. Среди лучших ролей Ген
("Дьявол и господь бог" Сартра), Эдип ("Эдип-царь" Софокла), Гамлет;
Ричард II (о. п. Шекспира), Рикардо Фонтана ("Наместник" Хоххута),
Альцест( "Мизантроп" Мольера) и др. С 1953 снимается в кино. Гос. пр.,
1966. Б. Рос.
ХОЛФИН, Николай Сергеевич (р. 23.XI.1903) - рус. сов. артист балета,
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944) и Кирг. ССР (1958). В
1928 окончил Театр. техникум им. Луначарского (класс Е. И. Долинскойи А.
М. Мессерера), поступил в Моск. драм. балет под рук. Н. С. Греминой, где
выступал в характерно-гротесковых партиях, здесь в том же году начал
балетмейстерскую деятельность. В 1932-60 работал в труппе Моск.
художеств. балета под рук. В. В. Кригер и Муз. т-ре им. Станиславского и
Немировича-Данченко. Пост.: "Соперницы" ("Тщетная предосторожность",
1933), "Балаганчик" Стравинского (1934), "Треуголка" Василенко (1935),
"Франческа да Римини" на муз. Асафьева (1947), "Доктор Айболит" Морозова
(1948), "Весёлый обманщик" Корчмарёва (1949); стремился ввести в творч.
практику коллектива принципы МХАТа.
Балетмейстерская деятельность X. способствовала развитию хореографич.
иск-ва Киргизии и Туркмении. В Кирг. т-ре оперы и балета он пост. первые
кирг. балеты - "Анар" Власова и Фере (1940) и "Чолпон" Раухвергера
(1948); в Туркменском т-ре оперы и балета им. Махтумкули - первый туркм.
балет "Алдар Косе" Корчмарёва (1943). В Софийской нар. опере - балеты:
"Соперницы" (1950), "Доктор Айболит" (1950), "Красный мак" (1951);
"Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова (1950-51), нац. балет "Хайдуцкая
песня" Райчева (1953).
С I960 X.- гл. балетмейстер женского эстрадно-танцевального ансамбля
"Радуга" (Моск. мюзик-холл). А. Дин.
ХОЛЬБЕРГ (Но1Ьег),Людвиг (3.XII.1684, Берген,- 28.1.1754, Копенгаген)
-дат. драматург. Основоположник дат. лит-ры и театр. иск-ва нового
времени, деятель скандинавского Просвещения. В 1704 окончил
Копенгагенский ун-т. С 1714 был профессором этого ун-та. В 1722-28
написал 27 комедий для осн. в 1722 Датского т-ра, после 1747 - ещё 6
комедий. В своих драматич. произв. X. создал реа-лнстич. картины
политич., социальной и духовной жизни дат. общества, показал
представителей всех обществ. слоев. Он обличал паразитизм дворянства,
его спесь и презрение к труду ("Дон Рану до де Колибрадос, или Верность
и гордость", 1722), космополитизм, галломанию ("Жанде Франс, и.ш Ханс
Франдсен", 1722), выступал против, бурж. стяжательства ("Одиннадцатое
июня", 1724, "Краткое девичество Перниллы", 1727), высмеивал бурж.
среду, её духовную ограниченность, невежество, мещанское самодовольство,
ханжество ("Оловянщик-политикан", 1722, "Мастер Герт Вестфалец, или
Болтливый цирюльник", 1722; "Комната роженицы", 1724; "Суетливый",
1731). В комедиях "Якоб фон Тибое, или Хвастливый солдат" (1724) и
"Дидерик-Пугадо" (1725) X. создал образы хвастливых, трусливых военных,
имена к-рых, как и мн. др. персонажей X., стали нарицательными. В пьесах
X. выведены также псевдоучёные схоласты, безграмотные врачи и адвокаты,
недоучки-латинисты ("Эразмус Монтанус, или Расмус Берг", 1747;
"Счастливое кораблекрушение", 1754; "Якоб фон Тибое"). Особое место в
творчестве X. занимает комедия "Йеп-пе с горы, или Превращённый
крестьянин" (1722), в к-рой с гневной горечью рассказывается о
крестьянине, задавленном нуждой, бесправием и непосильным рабским
трудом. Симпатии X. на стороне народа, представители к-рого изображаются
в его пьесах весёлыми, остроумными, находчивыми, презирающими своих
господ. Эти национально самобытные образы переходят из одной комедии в
другую. Комедии X. написаны в соответствии с законами клас-сицистской
эстетики, но персонажи и среда изображаются в них с реалистич. бытовой
конкретностью. Сатирич. острота достигается X. с помощью гиперболизации
отрицательных явлений, последовательного разоблачения объекта сатиры.
Эстетич. взгляды X. получили выражение в интермедиях: "Похороны датской
комедии" (1727) и "Новогодний пролог" (1733). Комедии X. были хорошо
известны и многократно ставились в России в 18 в. В Дании и Норвегии они
остаются основой нац. репертуара. Творчество X. получило высокую оценку
К. Маркса и Ф. Энгельса.
Соч.: Comoedierne og de populaere skrifter, bd l-6, Kbh., 1922-25; в
рус. пер.- Гейнрих и Пернилла, СПБ, 1760; Превращенный мужик, СПБ, 1765;
Плутус, или Спор между бедностью и богатством, СПБ, 1765; Гордость и
бедность, М., 1774; Оловянщик-политик, М-, 1830; Комедии, Л.-М., 1957
(см. вступит, статью А. Гозенпуда).
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч.,М.-Л., 1930, т. VI ("Перемирие с
Данией", с. 419-31); История западно-европейского театра, т. 2, под
общей ред. С. С. Мокульского, М., 1957; Б p а н д e с Г., Лудвиг
Гольберг, Соч., т. 3, ч. 3, 2 изд., СПБ, [1906]; В r i x H., Ludwig
Holbergs komedier, Kbh., 1942; Brandes E., Holberg- og- hans scene,
Kbh., 1898; R a h b e k K. L., Om Ludwig Holberg som Lystspil-digter og
om hans Lystspil, bd 1-3, Kbh., 1815-17; P r u t z R., L. Holberg, sein
Leben und seine Schriften, Stutfcg., 1857;
L e g r e I l e A., Holberg, considere comme imitateur de Moliere,
P., 1864. Вл. М.
ХОЛЬЦ (Holz), Арно (26.IV.1863-26.X.1929) - нем. поэт, драматург.
Один из теоретиков натурализма в нем. лит-ре 19 в. Окончил Берлинский
ун-т. Лит. деятельность начал в 1885 как поэт. Совм. с О. Брамом
участвовал в изд. журн. "Свободный театр" (1890), пропагандировавшего
теорию натура-листич. драмы. В теоретич. работе "Искусство, его сущность
и законы" (1891) X. сформулировал теорию "последовательного
натурализма", в к-рой развивал требования Э. Золя (под влиянием к-рого
находился) о приближении иск-ва к жизни. X. пытался применить к иск-ву
естественнонаучный метод исследования, отрицал активную роль художника в
отборе и обобщении жизненного материала и сводил творчество к передаче
"куска жизни", к фиксации мгновенных, "секундных" впечатлений. Особое
значение придавал точному изображению среды и речи действующих лиц,
приближая её к разговорной, бытовой (вводил междометия, паузы, невнятные
восклицания). Эти принципы X. получили выражение в его пьесах, среди
к-рых наиболее значит, была драма "Семья Зелике" (совм. с И. Шлафом,
1890, пост. О. Брамом в "Свободном т-ре"). В этой пьесе изображается быт
запуганной, обнищавшей семьи бухгалтера-пьяницы, показаны безуспешные
попытки молодой женщины вырваться из душной атмосферы безысходности и
тоски. Герои X. лишены воли к борьбе, к сопротивлению. X. задумал
написать серию пьес под назв. "Берлин. Конец одной эпохи в драмах", в
к-рой предполагал дать широкую картину совр. жизни. Из этого цикла были
осуществлены комедия "Социал-аристократы" (1896), трагикомедия
"Трау-мулус" (совм. с О. Йершке, 1905) и трагедия "Затмение солнца"
(1908). Пьесы не имели успеха и X. прекратил работу *над серией. В 1913
написал мистич. драму "Непознаваемое", в к-рой проявились
импрес-сионистич. и символистич. тенденции.
Пьесы X. шли гл. обр. в т-pax, руководимых О. Брамом ("Свободный
т-р". Нем. т-р, "Лессинг-т-р"). Пьеса "Траумулус" под назв. "Фантазёр"
была пост. в 1905 в Новом т-ре. Творчество X. оказало влияние на раннюю
драматургию Г. Гауптмана.
С о ч.: Das Werk, Monumental-Ausgabe, Bd 1-12, В., 1926; Werke, hrsg.
von W. Emrich und A. Holz, Bd 1-7 Neuwied, 1962-64.
Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критические статьи т. 2, М.-Л.,
1934; нов. изд., М., 1964.
XOMEP (Homer), Луиза (30.IV.1871-6.V.1947) - амер. артистка оперы
(контральто). Первое выступление X. состоялось в Филадельфии, когда ей
было 14 лет. Музыке училась в Бостоне, Филадельфии, завершила свое
образование в Париже у П. Лери и Ф. Кёниг. Дебютировала в партии Леоноры
("Фаворитка" Доницетти, 1898, Виши). Пела в "Т-ре де ла Монне"
(Брюссель), в 1899 - в лондонском т-ре "Ковент-Гарден". С 1900 -солистка
т-ра "Метрополитен-Опера" (Нью-Йорк), в к-ром заняла ведущее положение.
На протяжении четверти века была участницей почти всех знаменательных
спектаклей этого т-ра. Оставила сцену в 1928.
X.- одна из выдающихся амер. певиц начала 20 в. Обладала голосом
необычайной густоты и насыщенности звука. Виртуозная техника,
пластичность вокализации, хорошо развитый верхний регистр определили
успех X. в партиях, написанных в стиле классич. бель канто и староитал.
школы. Исполнение партии Орфея ("Орфей и Эвридика" Глюка), к-рую X.
разучила под рук. А. Тосканини, принадлежит к числу наивысших достижений
вок.-драматич. иск-ва нач. 20 в. Характеру дарования X. было близко
творчество Верди (Амнерис - "Аида", Азучена - "Трубадур"). С успехом
исполняла партию Далилы ("Самсон и Далила" Сен-Санса). Широкую
известность приобрела как камерная певица. В с. Т.
ХОНЕЛИ (наст. фам.- Г о г о л а ш в и л и), Шал-ва Семёнович (р. 2.1.
1887)-груз. сов. актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1959). В 1905 начал проф.
сценич. деятельность в Тифлисе, а с 1906 - в Кутаиси (ныне Т-р им. Л.
Месхишвили). X. - остро характерный актёр, обладает сочным юмором.
Роли: Коциа, Параскиди ("Вчерашние , "В самое сердце Дадиани),
Ивлиане Чархладзе, Никифоре ("Парад", "Нет худа без добра" Гуния) и др.
Элг. Г.
ХОНТ (Hont), Ференц (р. 1907) - венг. режиссер, критик, театр.
деятель. В 1931 выступил инициатором и организатором Сегедских театр.
игр под открытым небом (пост. "Трагедии человека" Мадача и др.).
Руководил деятельностью т-ра "Независимая сцена" (1937), где
устраивались спектакли гл. обр. для рабочего зрителя. После освобождения
Венгрии от фашистской оккупации (1945) был директором Т-ра им. Мадача и
Будапештского театр. ин-та. Одновременно вёл режиссёрскую деятельность,
пропагандировал рус. классич. и сов. драматургию; пост. "Табачный
капитан" Щербачёва (1949, т-р "Мадьярснн-хаз", совм. с Т. Майором и Г.
Партош), "Волки и овцы" (1951, Т-р им. Мадача, совм. с II. Хорваи) п др.
С 1950 - директор Ин-та театроведения в Будапеште. С 1932 выступает как
театр. критик и историк т-ра; автор книги "Театр и рабочий класс"
(1935), в к-рой утверждает принципы политич. общедоступного т-ра. Пр.
им. Кошута (1949).
Соч.: Szinhaz es munkasosztaly, Szeged, [19371; Azeltunt magyar
szinjatek, Bdp., 1940; Kolteszet a dobog-on, Bdp., 1942; Valosag
szinpadon, Bdp., 1960. A Гер.
ХОНТИ (Honthy), Ханна (р. 1893) - венг. артистка оперетты. Нар. арт.
ВНР (1953). Сценич. деятельность начала в 1905. С 1912 - актриса т-ра
"Непоперахаз" ("Народный оперный т-р"), с 1916 - т-ра "Вигсинхаз" ("Т-р
комедии"), затем - Королевского т-ра в Будапеште. С 1925 - солистка
Венг. т-ра оперетты. X. - выдающаяся актриса, исполнительница лирич.
партий в опереттах венской школы.
Партии: Сильва, Цецилия ("Сильва" Кальмана), Гапна Главари, Флери
("Весёлая вдова", "Граф Люксембург" Легара)и др.
Гастролировала в СССР (1956, вместе с т-ром) и др. зарубежных
странах. Пр. им. Кошута (1953).
Лит.: Д ? с и д с н С., Друзья из Будапешта, "Нева", 1956, .No 3, с.
154-57;
Медведев В., В гостях у Ханны Хонти, "Музыкальная жизнь", 1958, ј9;
В а 1 i ? t L., otven eve pri-madonna, "Sziiihaz es Film-muvf-szet",
1956, ј 2, old.
99-???. ?. Ив. ХОПКИНСОН (Hopkinson), Фрэнсис (21.IX.1737 - 9.V.1791)
- амер. композитор, клавесинист, поэт, обществ, и гос. деятель. Учился в
Филадельфийском колледже (ныне Пенсильванский ун-т), где впоследствии
получил звание магистра иск-в и доктора права. Теории музыки обучался у
Д. Бремнера. X.- автор "ораториального представления" - "Храм Минервы"
(1781, Филадельфия, написано в честь союза Америки с республиканской
Францией), к-рое считается первой нац. амер. оперой, т. к. содержит
развитые элементы оперного жанра. X. устраивал любительские и проф.
концерты, занимался также усовершенствованием муз. инструментов.
Лит.: S о ? ? е с k О. G., F. Hopkinson. The first American
poet-composer. Wash., 1905. ?. ?.
ХОППЕР (Hopper), Рика (полное имя - Хендри-ка Эллина; р. 24. X. 1878)
- голл. актриса. В 1893 окончила театр. школу. Дебютировала в т-ре под
рук. ван Лира (Амстердам). В 1899-1922 работала в Королевском обществе
голл. т-ра. С 1926 возглавляла (совм. с Ж. ван Хуве) собств. труппу
("Т-р Рики Хоппер"). В 1945-54 выступала в т-ре "Комедия".
Роли: Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Н. Толсто-му), Порция
("Венецианский купец" Шекспира), Нора; Книр-тье ("Гибель " Надежды""
Хсйсрманса), Анастасия (о. п. Маурете) и др. Я. Г.
ХОР (греч. ????)- обязательный коллективный участник др.-греч.
спектакля (5 в. до н. э.). Происхождение др.-греч. драмы из обрядовых
хоровых песен, исполнявшихся на сельских празднествах в честь бога
Диониса, определяло участие X. в качестве действующего лица. Др.-греч.
драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий: парод,
cmacuMf иногда коммос и эксод,- в трагедии, пара-баса - в комедии.
Первоначальное число участников X. (хоревтов) в трагедии неизвестно; у
Эсхила их было 12, Софокл увеличил состав X. до 15 чел. X. в комедии
состоял из 24 участников и был разделён на 2 полухория. Подбор и оплату
участников X. брал на себя (4-5 в. до н. э.) хорег. Непосредств.
подготовку X. к выступлению осуществлял хородида-скал (букв.- учитель
хора).
Роль X. в др.-греч. трагедии связана с её общенар. характером: X. был
призван выражать отношение зрителей к событиям пьесы, служить
своеобразным "гласом народа". Таково назначение X. в "Персах" и в
"Агамемноне" Эсхила, "Антигоне" Софокла, хотя в этих и др. трагедиях X.
выступает одновременно и в качестве действ, лица. В этой функции X.
особенно отчётливо выявлен в трагедиях "Молящие" и в "Эвменидах" Эсхила,
а также в ранних комедиях Аристофана. С повышением интереса к
индивидуальным героям роль X. снижается. У Еврипида партии X. содержат
обычно только лирич. размышления, возникающие по ходу действия трагедии,
но не имеющие прямого отношения к её осн. идее. В поздних комедиях
Аристофана, а затем у Менандра партии X. заменяются вставными номерами и
танцами, не связанными с сюжетом комедии, разделяющими акты.
Предпринимавшиеся в новое время попытки ввести X. в драм. произв.
("Мессинская невеста" Шиллера, "Освобождённый Прометей" Шелли) не имели
успеха. В. Я.
ХОР - певческий коллектив, исполняющий вок. музыку. По составу
голосов X. бывают однородные (женские, мужские, детские) и смешанные, т
е. состоящие из всех или из нескольких указанных голосов. Обычный
смешанный X. состоит из четырёх хоровых партий: сопрано, альт (женские
голоса), тенор, бас (мужские голоса); X., в к-ром отсутствует одна из
этих партий, наз. неполным смешанным X. В опересериа хоровые партии
почти отсутствовали, в опере-буффа появлялись эпизодически. Лприч.
трагедия использовала X. в основном как декоративный элемент в прологе.
Глюк и композиторы эпохи Франц. революции конца 18 в. (Л. Керубини, Э.
Мегюль и др.) усилили роль X. как носителя образа народа, но у них X.
имеет оратори-ально-статич. характер. Важную драматургич. функцию
приобрёл X. в зап.-европ., особенно в итал., операх нач. 19 в.
("Набукко", "Битва при Леньяно" Верди, "Вильгельм Телль" Россини,
"Норма" Беллини и др.), выражая в них образ героич. народа. Это же
характерно для нек-рых франц. опер той поры ("Фенел-ла" Обера и др.). Во
франц. "большой опере" (оперы
ТМейербера) X.- неотъемлемый элемент, его роль становится особенно
активной в решающих драматич. эпизодах. В нач. 19 в. усиливается
значение нар.-бытовых элементов в трактовке X., к-рый приобретает
локальную нац. окраску, особенно в нем. роман-тич. опере ("Вольный
стрелок" Вебера). В рус. и сов. историко-патриотич. опере и нар. муз.
драме ("Иван Сусанин", "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь";
"Псковитянка", "Сказание о невидимом граде Китеже..."
Римского-Корсакова, "Война и мир" Прокофьева, "Емельян Пугачёв" Коваля,
"Никита Вершинин" Кабалевского и др.), где народ стал гл. действ, лицом,
хоровые сцены приобрели ведущее значение.
Особенности использования X. зависят от жанра оперы. В лирич. драме
X. чаше всего раскрывает окружающую обстановку (X. гостей в "Травиате" и
в "Евгении Онегине", X. придворных в "Риголетто" и др.). В нар.-бытовой
драме ("Русалка"; "Галька" Монюшко, "Проданная невеста" и др.) X. близки
к нар. истокам и часто носят жанровый характер. Иногда X. используются в
колористич. целях (X., передающий завывание бури в финале "Риголетто")
или как психологически-выразит. фактор (хоровое остинато в сцене бреда
Андрея в "Войне и мире");
X. может быть своеобразным комментатором действия ("Джалиль"
Жиганова, "Награда" и "Миндия" Так-такишвили) и т. д.
X. используется и в оперетте (чаще всего лирич. или комич.