<< Пред. стр. 834 (из 913) След. >>
характера), в музыке к драмам ("Арлезиан-ка" Бизе, "Пер Гюнт" Грига идр.).
Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1953,
с. 308-14; Д ? ус к и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л.
1952. с. 242. Р. Л,
ХОРАВА, Акакий Алексеевич [р. 17(29).IV.1895]- грузинский сов. актёр.
Нар. арт. СССР (1936). Чл. Коммунистической партии с 1939. Играл в
любительских кружках. Занимаясь на медицинском ф-те, участвовал в
спектаклях Центр, рабочего клуба, Нар. дома в Тифлисе (рук. Ш.
Да-диани). В 1922 поступила театр. студию А. Пагавы. Будучи студийцем,
дебютировал на сцене Т-ра им. Руставели в роли судьи Хеция ("Гегеч-кори"
Дадиани, 1923). Первые шаги на проф. сцене X. делал под рук. К. А.
Марджанишвили, к-рый выявил склонность молодого актёра к
героико-романтич. иск-ву.
Роли 1923-26: Иоканаан ("Саломея" Уайльда), Андухапар (" Раздел *
Эристави), Безымянный ("Человек - масса" Толле-ра), Лаэрт ("Гамлет") и
др.
В 1926-35 X. работал под рук. А. Ахметели, продолжая поиски в области
создания героич., монументальных, эпич. образов: Берсенев ("Разлом",
1928), Анзор (о. п. Шаншиашвпли, 1928), Карл Моор (1933), Аргишди
("Тетнульд" Дадиани, 1931). С 1935 Х.-один из руководителей Т-ра им.
Руставели, стремится утвердить в иск-ве принципы социали-стич. реализма.
Ярким выражением этого стремления были сценич. образы X.:
Платон Кречет (1935), Арсен (о. п. Шанши-ашвили, 1936), Пед-ро
("Алькасар" Мдивани, 1937), Отелло (1937). Образ Отелло -выдающееся
сценич. создание X. - был исполнен внутр. гармонии, величия, страстного
отчаяния. В исполнении этой роли раскрывалась тема протеста против мира
насилия и зла, гуманистич. идея о вере человека в торжество светлых
идеалов, в чистоту и силу любви. X.- актёр огромного трагич. пафоса.
Трагическое он понимает как преодоление препятствий, как путь борьбы за
идеал. Герои X. исполнены жизнелюбия, одержимости, в них преобладает
бунтарское, волевое, мужественное начало. В 1945 X. сыграл роль Ивана
Грозного ("Великий государь" Соловьёва; Гос. пр. СССР, 1946). В 1946
создал образ героя-современника сов. генерала Муравьёва ("Победители"
Чирскова), в 1956 - монументальный образ царя Эдипа в о. п. Софокла.
Др. роли: Георгий Саакадзе (о. п. Шаншиашвили, 1940), Дато ("Измена"
Сумбатова-Южина, 1940), Олеко Дундич (о. п. Каца и Ржешевского, 1942),
Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1944), король Лир (1948), Джемал
("Потопленные камни" Мосашвили; Гос. пр. СССР, 1951), Пэпо (о. п.
Сун-дукяна, 1951), Тариэл Голуа (о. п. Киачели, 1955), Борис Годунов (о.
п. Пушкина, 1957), Вожак ("Оптимистическая трагедия", 1958), Моор
("Современная трагедия" Эбралидзе, 1961) и др.
X. выступал в качестве режиссёра, пост. спектакли: "Измена"
СумбатоОа-Южина (1940), "Небо Москвы Мдивани (1942) и др.
X. ведёт большую общественную работу (пред. груз. К-та защиты мира).
С 1939 ведёт педагогия. работу в Груз. театр. ин-те (с 1947- профессор).
Гос. пр. СССР (1941). С 1924 снимался в кино (Гос. пр. СССР, 1943,1946).
Лит.: Альтман И., Акакий Алексеевич Хорава, М.-Л., 1947; Февральский
А., Театр имени Руставели, М., 1959; Гугу-ш в и л и Э., Акакий Хо-рава,
Тб., 1962 (на грузинском яз.). Эт. Г,
ХОРВАТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Театр. представления на территории
совр. Хорватии существовали ещё в эпоху античности. Об этом
свидетельствуют развалины греч. и римских амфитеатров, сохранившиеся на
о. Вис и в г. Пула. Хорватские племена, пришедшие на Балканы в 7 в. н.
э., совершали обряды (коляды, до долы и др.), в к-рых содержались
элементы театр. действия. В 13-14 вв. в Хорватии появляются бродячие
актёры, певцы и музыканты. В 14-15 вв. возникает церковный т-р. Мистерии
и миракли ставятся в городах Задар ("Муки св. Маргариты"), Сплит и на о.
Хвар ("Картина страшного дня огненного суда", "Жизнь св.
Ловринца-мученика"). В 16-17 вв. в Далмации и Дубровнике существовал
т-р, близкий т-ру итал. Возрождения (см. Дубровницкая драматургия и
театр), сохраняются и жанры церковного т-ра (на о. Хвар до сер. 19 в.).
В сев.-зап. Хорватии (центр Загреб) в 17-18 вв. развивается школьный
т-р. Ставятся спектакли на библейские сюжеты, аллегорич., ди-дактич. и
псевдоисторич. пьесы ("Чех и Лех", 1702;
"Николай Зринский", 1749), написанные учителями или переведённые
(напр., "Кир", 176(); "Лиснмахус", 1768). В конце 18-1-й четв. 19 вв.
ставились также пьесы А. Коцебу, А. В. Иффланда п др. Возникает нац.
драматургия на кайкавском диалекте - комедии Т. Брезовачки: "Матияш
Грабанцияш-дияк" (1804; ставится в совр. т-рах Югославии в переработке
Т. Строцци; в рус. пер. "Матвей-Чародей"), "Диоген, или Слуга двух
потерянных братьев" (соч. 1804).
В конце 18 в. в Хорватии появились многочисл. нем. бродячие труппы. В
1797 в Загребе был открыт первый постоянный т-р (т. н. Амадеов т-р), на
сцене к-рого выступали нем. труппы. В 1834 было построено новое театр.
помещение (т. н. Т-р на Марковой площади). Здесь ставились пьесы на нем.
яз. на сюжеты из хорватской истории, между действиями иногда исполнялись
песни (будницы) хорватских композиторов.
Создание постоянного нац. проф. т-ра связано с выступлением в 40-х
гг. в Иллирийской читальне в Загребе группы сербского Передвижного
любительского т-ра из Нови-Сада. Во время гастролей (в 1840-42) сербский
т-р пополнился хорватскими актёрами. Т-р выступал в Загребе и др.
городах Хорватии. Ставились произв. сербских авторов - И.
Стерии-Поповича, И. Вуйича и др., а также первые пьесы хорватских
драматургов на штокавском диалекте, к-рый стал основой хорватского лит.
яз.:
"Юран и София, или Турки около Сисака", "Степко Шубич, или Бела IV в
Хорватии" Кукулевича-Сакцин-ского (все пост. в 1840). В 50-60-х гг. по
инициативе Д. Деметера и И. Фрейденрейха в Т-ре на Марковой площади
наряду с нем. спектаклями, начали устраиваться представления на
хорватском яз. В 1861 т-р стал государственным, он получил гос. субсидию
и название Хорватского Нац. т-ра. Первыми руководителями его были
Деметер и Фрейденрейх. Основу нац. репертуара т-ра составляла
драматургия хорватского Возрождения (1835-48). Популярностью
пользовались романтич. историко-патриотич. драмы ведущих хорватских
драматургов И. Кукулееича-Сакцинского ("Потуреченный", 1861) и Д.
Деметера ("Теута", 1864, там же), а также пьесы "Степан, последний
боснийский король" (1877), "Матия Губец" (1878, в рус. пер.
"Король-мужик") Богови-ча, "Смиляна" Юрковича (1881), "Карло Драчки"
Марковича (1899). С 50-х гг. развивается бытовая комедия на совр. сюжет
и т. н. нар. пьеса, отличавшаяся реалистич. направленностью, живостью
языка и диалога, местным колоритом: "Квас без хлеба" Немчича (1855),
"Граничары" (1857) и "Чёрная королева" (1858) Фрейденрейха, "Соломенная
корзинка и шапка" Округича (1863) и "Любица" Шеноа (1868), "Свадебные
предложения" Томича (1873) и др. В 70-80-е гг. ставились также
произведения европ. классич. драматургии (Мольер, Гёте, Гюго, Шиллер,
Шекспир) и совр. переводная драматургия (В. Сарду, Э. Лабиш).
Труппу т-ра составили хорватские проф. акторы, начавшие свою
деятельность в нем. и хорватских полулюбительских труппах: братья И. и
Ф. Фрейденрейх, К. Норвег и др. В первые десятилетия организации т-ра
ведущими актёрами были: А. Фиян, М. Ружичка-Строцци, А. Мандрович, И.
Племенчич, исполнительская манера к-рых приближалась к романтич. школе
актёрской игры.
Значит, спехов т-р достиг к концу 19 в., когда директором его стал С.
Милетпч (1894-98). Он реформировал Хорватский Нац. т-р: повысил
требования к драматургии, уделял особое внимание постановочной стороне
спектакля, мастерству сценич. речи, открыл первую в Хорватии актёрскую
школу (1896-98). В 1895 т-р получил новое помещение. В эти годы
ставились совр. реалистич. драмы (Гаупт-ман, Ибсен), рус. драматургия
(Гоголь, Толстой, Островский, Чехов, Горький), классич. драматургия
(Софокл, Евриппд, Корнель, Мольер, Шекспир и др.), пьесы
далматпно-дубровницких драматургов: "Шутка над Станцем" Држпча (1895),
"Павлимир" Палмотп-ча (1896)В хорватской драматургии дальнейшее развитие
получают историч. трагедия "Лютовид Посавский" (1895), "Симеон Великий"
(1896), "Катарина Зринская" (1899) А. Тресича и комедия, осмеивающая
нек-рые стороны жизни бурж. общества Хорватии,- "Три брака" (1891),
"Ладаньская оппозиция" (1896) М. Де-ренчина; появляется мещанская драма
- "Сестры" Кумичича (1890), "Сирена" Рорауэра (1896), и натура-листич.
драма "Возвращение" Туцича (1898). Среди пьес кон. 19 - нач. 20 вв.
драмы И. Войновича - "Эквиноций" (1895, в рус. пер. "Буря
равноденствия"), "Дубровницкая трилогия" (1903), отличающиеся тонкой
психологич. разработкой сценич. образов.
В нач. 20 в. хорватские драматурги отходят от
общественно-значительной и социальной тематики, обращаются к отвлечённым
моралыю-этич. и психологич. проблемам, увлекаются внешней формой. Черты
декаданса проявляются в творчестве М. Огри.ювича (тетралогия "Год
любви", 1909; "Хасанагишща", 1909), Нехаева (наст. имя - М. Цихлар;
трагедия "Жизнь", 1907), Войновича ("Дама с подсолнухами", 1912), С.
Туцича ("Голгофа", 1913).
Начиная с 90-х гг. 19 в. хорватское актёрское иск-во освобождается от
романтической патетики. Однако стремление к реалистическому раскрытию
образа характеризует иск-во актёров старшего поколения (Фиян,
Ружичка-Строцци), творчество более молодых актёров и актрис - М.
Михичич, Л. Шрам, И. Борштника. Тонкая эмоциональность, большая
артистич. культура и в то же время увлечённость декадентским т-ром
проявляются у актёров нач. 20 в.: II. Раич, И. Бах, Н. Вавра. Во время
1-й мировой войны Хорватский Нац. т-р продолжал свою деятельность. В эти
годы были пост. "Варшавянка" Выспяньского, "Недоросль"; "Персы" Эсхила и
др.
В 1918 Хорватия вошла в состав Югославии (см. Югославская драматургия
и Югославский театр).
Музыкальный театр. Первые оперные спектакли в Дубровнике были пост.
любителями в нач. 17 в. ("Эвридика" Ринуччини). Музыка занимала значит,
место в нек-рых пьесах дубровницких авторов ("Дубравка" И. Гундулича,
1628; "Аталанта" Дж. Палмотича, 1629). На севере Хорватии первые
муз.-сценич. произв. (зингшпили, а затем и оперы) были показаны нем. и
итал. труппами в конце 18 в. В Амадеовом т-ре (1797-1834) силами нем.
актёров были пост.: "Танкред", "Итальянка в Алжире", "Вильгельм Телль"
Россини, "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта и др. крупнейшие произв.
оперного репертуара того времени.
Первая нац. опера - "Любовь и злоба" В. Лисин-ского (1846, Хорватский
Нац. т-р), написана в традициях романтизма. Гл. партии исполняли: Ф.
Стазич, С. Эр-деди-Рубидо, О. Штрига. Вторая опера того же автора -
"Порин" (соч. 1851, пост. 1897). В первое десятилетие существования
Хорватского Нац. т-ра (Загреб) здесь часто ставились оперетты, сначала
зарубежных, а затем и отечеств, авторов: "Парни, на палубу!" (1867), "В
Мекку" (1868), "Боснийская гадалка" (1870) И. Зайца (пост. ранее в Вене)
и др. В 1870-89 при т-ре работала первая постоянная хорватская оперная
труппа под рук. И. Зайца. Солисты: И. Каш-ман, И. Нолли, М. Трнина, Т.
Лесич и др. Здесь ставились оперы Зайца ("Мислав", 1870; "Бан Легет",
1872; "Никола Шубич-Зринский", 1876; "Пан Твардовский", 1880, и др.) и
его оперетты, а также оперы Верди, Россини, Моцарта и др. В 1889 - 94 в
Загребе работала временная оперная труппа под рук. Н. Фаллера, к-рый
затем стал дирижёром оперной труппы Хорватского Нац. т-ра. Труппы
ставили произв. Вагнера, Чайковского, хорватских композиторов-В.
Лисинского ("Порин"), В. Берсы ("Цвиета", 1898, и "Андрия Чубранович",
1900), С. Альбини ("Маричон", 1901); словенских композиторов - Ф.
Вилхара ("Смиляна", 1897, "Иваньская королева", 1902), В. Пармы
("Ксения", 1897). С 1909 в Хорватском Нац. т-ре создана постоянная
оперная труппа. Были пост. оперы: "Огонь" Берсы (1911), "Возвращение"
Хатце (1911), "Весенняя буря" Новака (1914). Среди солистов т-ра: М.
Строцци, И. Крижай, М. Вушкович и др. О муз. т-ре после 1918 см. в ст.
Югославский театр.
Лит.: С i n d r i с P., Hrvatski ? srpski teatar, Zagreb, 1960;
Gavell а В., Hrvatsko glumiste, Zagreb, 1953;
Hrvatsko narodno kazaliste 1860-1960, Zagreb, 1960.
Альб. К.
ХОР‚ВТ (???????) - участник хора в др,-греч. трагедии и комедии.
ХОЂà (греч. ??'/? - руководитель хора) - богатый гражданин в Афинах
(5-4 вв. до н. э.), к-рому гос-во поручало почётную обязанность
(хоре-гию)- составление хора и оплату его участников, костюмов и т. п.
X. принимал участие в драм. состязании наряду с драматургом, первым
актёром; победителям X. также присуждалась награда. В. Я.
ХОРЕЗМСКИЙ УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ОГАХИ.
Создан в Ургенче (1933) на базе кружков художественной самодеятельности
районов Хорезма. Среди основателей: А. Маджиди, 3. Кабулов, М. Ширази
(Якубов), С. Сарайматов, Тамара Ханум и др. На сцене т-ра были пост.
муз. драмы "Пуртана" Абдуллы (1934), "Халима" Зафари (1933), пьесы К.
Яшена - "Сожжём" (193()), "Честь и любовь" (1937) и др. В годы Отечеств,
войны т-р пост. патриотич. спектакли:
"Даврон-ата" Абдуллы (1944), "Рискованная шутка" Уйгуна (1944),
"Офтобхон" Яшена (1945) и др. Среди спектаклей 50-60-х гг. - "Хамза"
Яшена и Умари (1950), "Бай и батрак" Хамзы (1952), "Бурные годы"
Умарбекова (1964) и др.
В результате работы с местными авторами были созданы спектакли:
"Тилля Матьякубов" Раджабова (1943), "Жертвы просвещения" Рахимова
(1958), "Не могут быть без тебя" Бекниязова (1961) и др. Театр ставил
классич. драматургию - пьесы Гоголя, Шиллера, Островского.
В труппе т-ра (1967): нар. арт. Узб. ССР В. Фая-зов, С. Рахимова, К.
Рахимов, засл. деят. иск-в Узб. ССР Л. Абдуллаева, засл. арт. Узб. ССР
Р. Бай-джанова, У. Гаипова, Н. Юсупова, С. Диванов, К. Ис-маилов, М.
Рахимов, М. Сафаев и др. Гл. реж.- X. Исламов. Гл. худ.- Л. Абдуллаева.
Исл.
ХОРЕОГРАФИЯ (от греч. ??????-пляска и ?????- пишу)- 1) Запись танца
посредством системы условных знаков. Первые попытки сделать такую запись
были предприняты в конце 15- нач. 16 вв. Но только в конце 17-нач. 18
вв., благодаря разработке теории бального и сценич. танцев, группа
франц. балетмейстеров и учителей танцев (П. Бошан, Р. Фёйе, Фавье, П.
Рамо) смогла положить начало системе записи танца, получившей широкое
распространение (в разл. вариантах). Термин "X." введён танцмейстером Р.
Фёйе (автор книги - "Хореография, или Иск-во записи танца ...", 1700). В
России в конце 18 в. были созданы две системы записи танца: А. Я. Цорна
(1889), использовавшаяся преим. преподавателями бальных танцев, и В. И.
Степанова (1891), при помощи к-рой была произведена запись 27 балетов из
репертуара Мариинского т-ра (Петербург). Система Степанова была введена
как учебный предмет на балетном отделении Петерб. и Моск. театр. уч-щ.
2) Иск-во сочинения танцев и танц. (балетных) спектаклей. В этом
значении термин "X." применяется с сер. 19 в. Поэтому термин
"балетмейстер" иногда заменяется на "хореограф". 3) Иск-во танца. В этом
понимании термин "X." получил применение в рус. искусство-ведч. лит-ре в
конце 19 - нач. 20 вв.
Лит.: Лисициан С., Запись движения (Кинетогра-фия), М.-Л., 1940. А.
И.
ХОРИСТ (хористка)- участник хора, один из исполнителей какой-либо
хоровой партии. В опере, оперетте X. совмещает функции певца и
драматического актёра. В муз.-драматических сценах с участием хора
нек-рым X. иногда поручаются сольные реплики. В. Б р.
ХОРМЕЙСТЕР (от слова "хор" и нем. iVlcis-ter - мастер) -?
руководитель (дирижёр) хора; лицо, управляющее хором при разучивании и
исполнении им муз. произв.
ХОРН (Хор), Пантелис (1881-1941)-греч. драматург. В 1906 опубликовал
драму "Бесценное"-обработка ср.-век. греч. нар. баллады. В 1908 написал
пьесу "Петрохарпдес"-о деградации клефтской семьи (пост. на сцене Т-ра
Конституции). Бытоописательная направленность драматургии X. сочетается
с выражением социальных мотивов. Герои его - обычно сильные, волевые
люди. В драме X. "Росток" (1921), одной из лучших пьес новогрёч.
драматургии, в центре стоит образ труженика, его стремления, борьба за
счастье. X.- автор св. 20 пьес; среди них "Далман-ка", "Северный
ветерок", "Под ширмой добродетели", "Женщина Востока", "Мелахра",
символическая пьеса "Чёрный пароход", "На полуденном зное", "На
празднике", "Фландро", "Господин посол" и др. Драматургия X.
характеризуется реалистич. направленностью. актуальностью, остротой
конфликтов. Я. М.
ХОРНИМЕН (Horniman), Анни Элизабет Фредерика (З.Х. 1860- ?. VIII.
1937) - англ. театр. антрепренёр. Большое влияние на X. оказал ирл. поэт
и драматург У. Б. Йитс (X. была его секретарём). В 1904-10 была связана
с дублинским Т-ром Аббатства. Получив в аренду здание этого т-ра, она
перестроила его и предоставила помещение Ирл. нац. драм. об-ву,
основанному в 1902 Йитсом. Здесь были пост. мн. пьесы ирл. драматургов:
Йитса, Дж. Синга и др. В 1908 X. основала репертуарный т-р в Манчестере
(т-р "Гейети"). В течение 14 лет возглавляла этот т-р. Художеств,
руководителями т-ра были: Б. А. Пейн (1907-11), Л. Кэссон (1911-13), Д.
Гордон (1913-17). X. боролась с коммерч. т-ром и его развлекательным
репертуаром, пропагандировала ирл. драматургию. Была одной из первых и
последовательных участниц движения за репертуарный т-р, содействовала
введению в репертуар т-ров англ. реалистич. и натура-листич. драмы. В
1921 X. отошла от театр. деятельности.
Лит.: Н о we P. P., The Repertory theatre, L., 1910;
Poison R., Miss Horniman and the Gaiety Theatre. Manchester, L.,
1952; Robinson L., Ireland's Abbey Theatre. A history 1899-1951, L.,
1951. ф. К.
ХОРОШУН, Антон Афанасьевич [p. 11(23).VII.1893]- укр. сов. актёр.
Нар. арт. УССР (1953). Чл. Комму-нистич. партии с 1944. Участвовал в
любительских спектаклях. В 1914 играл в Т-ве укр. артистов под рук. Д.
Запорожца. В 1915-17, будучи на военной службе в Петрограде, посещал
драм. курсы, пел в хоре в оперных спектаклях Нар. дома с участием Ф. И.
Шаляпина. В 1921-62 (с небольшими перерывами) - актёр Первого гос. драм.
т-ра УССР им. Т. Шевченко (ныне Днепропетровский укр. драм. т-р им. Т.
Шевченко). С особым успехом играл передовых сов. людей, вожаков масс,
героев.
Роли: Годуп ("Разлом"), Кошкин ("Любовь Яг"вая"), Стрижень, Платон
("Гибель эскадры", "Платон Кречет");
Иван Сирко ("Навеки вместе" Дмитерко), Воропаев ("Счастье" по
Павленко), Гонта ("Гайдамаки" по Шевченко, Гнат Голый ("Савва Чалый"
Карпенкр-Карого), Выборный ("Наталка-Полтавка"), Городничий; Тетерев
("Мещане"), Гнат Орда ("Дело чести" Микитенко), Вожак, Вахмистр
("Оптимистическая трагедия", "Первая конная" Вишневского), Командор
("Каменный властелин" Л. Украинки), Несчастливцев, Отсл-ло; Гранде
("Евгения Гранде" по Бальзаку), Монтанелли ("Овод" по Войнич) и др.
Снимался в кино. С. 3.
ХОРЬКОВА, Ольга Михайловна (р. 19.VI.1922) - рус. сов. актриса. Засл.
арт. РСФСР (1949). В 1945, после окончания Театр. уч-ща им. Щепкина,
была принята в труппу Малого т-ра. В 1943, будучи студенткой 3-го курса,
исполнила свою первую роль - Аниска ("Нашествие"). В 1948 X. сыграла
Полину в "Доходном месте", затем Лизу ("Горе от ума"). Среди лучших
ролей X.: Люба ("Северные зори" Никитина),
Лоа ("Проданная колыбельная" Лакснесса), Варвара ("Гроза"), Кончетта
("Рождество в доме синьора Ку-пьелло" Де Филиппе). Творчество актрисы
отличается органичностью, естественностью сценич. поведения, большим
обаянием, склонностью к сильному, страстному выражению чувств.