<< Пред.           стр. 852 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 также на провинциальных сценах. Впоследствии "Свадьбу" пост. Е. Б.
 Вахтангов (1920), а в Т-ре им. Мейерхольда чеховские водевили
 ("Предложение", "Юбилей", "Медведь") были соединены в спектакль "33
 обморока" (1935). Обновляя жанр водевиля, Ч. отказался от хитросплетений
 интриги, традиционных куплетов и, опираясь на свой опыт в области
 юмористического рассказа, достиг предельной яркости и компактности
 диалога.
  Во 2-й пол. 80-х гг. появились пьесы "Иванов" (1887-89) и "Леший"
 (1889). Поев. острым граждан-ско-нравств. проблемам жизни интеллигенции,
 они подготовляли зрелую драматургию писателя. Комедия "Леший" (пост.
 1889, Т-р Абрамовой, Москва), не имевшая успеха на сцене и считавшаяся
 Ч. неудачной, была использована при создании пьесы "Дядя Ваня". Драма
 "Иванов-" шла на сценах Т-ра Корша в Москве (1887, в гл. роли - Давыдов)
 и Александрин-ского т-ра в Петербурге (1889, Иванов - Давыдов, Саша -
 Савина, Сарра - Стрепетова) и вызвала оживлённую полемику в печати. В
 образе Иванова отразились симпатии Ч. к той части интеллигенции, к-рая
 пыталась проявить обществ, активность. Но. рисуя душевную
 неуравновешенность и идейную неустойчивость своего героя, Ч. показал,
 что его идеи были основаны не на трезвом понимании действительности, а
 на туманных мечтах, на юношеской ро-мантич. экзальтации,
 субъективистских иллюзиях. В этой пьесе Ч. осуждал не только
 обывательское перерождение и примирение с действительностью, но и
 бесперспективный протест против неё, связанный с одержимостью,
 фанатизмом.
  В 1895-1903 Ч. создал крупнейшие драм. произв.:
  "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишнёвый сад". Герои этих пьес
 мечтают о полноте жизни, хотят сделать своё существование осмысленным.
 Показывая, как жизненные обстоятельства препятствуют осуществлению этих
 стремлений, Ч. своим творчеством объективно утверждал, что не только
 социально-бытовой уклад, но и вся обстановка политического угнетения в
 России порождала культурную отсталость, рутину, казёнщину, всеобщую
 гражданскую приниженно сть.
  В глубоком разладе с действительностью находятся герои пьесы "Чайка"
 (1895-96). Их характеры и судьбы наводят на мысль, что люди истинно
 творческие обречены на одиночество, заблуждения, мучительные кризисы.
 Треплев, с его искренней враждебностью к рутине, с навязчивой идеей
 "новых форм" и интересом к вселенским абстракциям, со временем
 убеждается, что зашёл в тупик. Нина Заречная, к-рая все-таки нашла своё
 призвание, обречена судьбой на страдания, житейскую неустроенность.
 Творчество Тригорина оказывается односторонним и фальшивым, т. к. оно не
 раскрывает глубоких конфликтов современности, построено на лит.
 стандартах. Лишь Арка-дина, любящая больше всего себя в искусстве,
 благополучна и довольна. Пост. в 1896 на сцене Александрийского т-ра,
 "Чайка", несмотря на тонкую, одухотворённую игру В. Ф. Комиссаржевской
 (роль Нины Заречной была одной из лучших в репертуаре актрисы), успеха
 не имела: для традиционной режиссуры чеховский драматургич. стиль
 оказался недоступным. Подлинное "открытие" этой пьесы принадлежало
 молодому Моск. Художеств, т-ру. Спектакль, пост. в 1898 в МХТ (реж.
 Немирович-Данченко и Станиславский; Аркадина - Книппер, Треплев -
 Мейерхольд, Нина - Роксанова, Маша - Лилина, Шамраев - Артём),
 знаменовал собой рождение нового театра и сложившегося при пост. пьес Ч.
 особого стиля игры - психологически тонкой, сдержанной, передающей
 малейшие оттенки настроений и вместе с тем эмоционально напряжённой.
  Выдвигая в "Дяде Ване" (большинство литературоведов относит пьесу к
 1896) в качестве ведущего сюжетного мотива разочарование в профессоре
 Серебрякове близких ему людей (Войницкого, Елены Андреевны, Сони), Ч.
 предостерегал от слепой, недостойной мыслящего человека приверженности к
 ходячим мнениям и признанным авторитетам. Изображая Серебрякова
 человеком бездарным и чёрствым, Ч. отрицал и осуждал его общественную
 позицию, низводя с пьедестала современных ему либеральных доктринёров.
 Серебрякову, а отчасти и его почитателям, противопоставлен в пьесе
 труженик и мечтатель Астров.
  В образе Астрова воплотились горькие размышления Ч. о том, что люди
 пытливой мысли, чувствующие себя ответственными за судьбы общества, не
 могут найти достойного применения своим силам. В окт. 11899 пьеса "Дядя
 Ваня" была пост. в МХТ (реж. Станиславский и Немирович-Данченко; Астров
 - Станиславский, Соня - Лилина, Елена Андреевна - Книп-пер-Чехова,
 Войницкий - Вишневский, Вафля - Артём и др.).
  Для МХТ написана пьеса "Три сестры" (1900, пост. 1901, реж.
 Станиславский, Немирович-Данченко, Лужский; Маша - Книппер-Чехова, Ирина
 - Андреева, Ольга - Савицкая, Наташа-Лилина, Вершинин - Станиславский и
 др.). В образах се-.стёр Прозоровых, Тузенбаха и Вершинина Ч. показал ;
 демократически мыслящую интеллигенцию, мечтавшую о труде, исполненном
 "поэзии и мыслей". В пьесе слышится отдалённое предвестие событий
 революции 1905 (монолог Тузенбаха в 1-м акте). Одухотворённости,
 благородству этих людей, стремящихся к осмысленному существованию, но не
 находящих в жизни достойного для себя места, недовольных, ищущих,
 разочарованных, Ч. противопоставил атмосферу бездуховности, пошлости,
 серости провинциального быта.
  Пьеса "Вишнёвый сад" (1903), тоже предназначенная для МХТ (пост. в
 янв. 1904, реж. Станиславский и Немирович-Данченко; Раневская -
 Книппер-Чехова, Аня - Лилина, Лопахин - Леонидов, Гаев - Станиславский,
 Трофимов - Качалов и др.), как бы подводит итог многолетним раздумьям Ч.
 о судьбах рус. культуры. Здесь писатель выходит за пределы привычной для
 него темы интеллигенции. Показывая обаятельных, по-своему интеллигентных
 помещиков Раневскую и Гаева, Ч. в то же время подчёркивает их
 беспечность, легкомыслие, привычку жить за чужой счёт. Развенчивает
 также писатель и бурж. дельца Лопахина, претендующего на роль строителя
 новой жизни. В образе Пети Трофимова, демократически мыслящего студента,
 отразились надежды Ч. на новое поколение, а вместе с тем и сомнение,
 сумеет ли оно привести Россию к свободе и счастью. Изображая своих
 героев людьми неустроенными и жалкими, чу-дакамм и "недотёпами", Ч.
 будил тревожную мысль о том, что всё человечески ценное в его
 современниках по-прежнему находится в противоречии с условиями бытия. В
 то же время обилие комич. эпизодов придаёт пьесе мажорный тон, побуждает
 воспринимать неурядицы в доме Раневской как предвестие близких и
 благотворных сдвигов.
  В пьесах Ч. сказалось его трезво-критич. отношение к интеллигенции.
 Возвышенные мечты героев Ч. носят лирически-созерцательный характер.
 Между их высокими романтич. помыслами и реальными намерениями возникает
 резкое несоответствие. Действ. лица пьес Ч. предстают перед враждебной
 им действительностью беспомощными и беззащитными. Это находит выражение
 в их наивных надеждах на полноту личного счастья, в сетованиях, жалобах,
 тревожных излияниях, горьких шутках, язвительных замечаниях. Глубокий
 драматизм судеб своих героев Ч. облекает в форму скорбно-иронического
 лиризма, но и в то же время пьесы Ч. выражают не только сострадание, но
 и уважение писателя к той части интеллигенции, к-рая сумела устоять
 против духовного рабства и обывательщины. Герои пьес Ч. стремятся
 обрести "сверхличный" смысл существования, подчинить его общественно
 значимой идее. И "обертоном" их внутр. жизни становятся.
 возвышенно-романтич. умонастроения, к-рые от пьесы к пьесе становятся
 всё богаче, содержательнее, глубже (особенно заметно это в "Трёх
 сестрах"). Внешняя пассивность героев Ч. таит в себе внутр. активность.
 В их душах не прекращается трудная борьба: стремясь избавиться от
 необоснованных, иллюзорных надежд и увидеть мир без прикрас, они
 одновременно сопротивляются отчаянию, к к-рому их ведут крушение иллюзий
 и познание бытия.
  Зрелые пьесы Ч. не укладываются в традиц. систему драматич. жанров. В
 них нет присущего жанру драмы резкого противопоставления одного-двух
 героев окружающей их среде, резких столкновений и борьбы, раскрывающих
 формирование характеров. Не являются пьесы Ч. и комедиями, в привычном
 смысле слова. Вслед за Горьким совр. литературоведы нередко наз. их
 лирич. комедиями. Обращение Ч. к конфликтам предреволюционной
 действительности, крайне сложным и острым, обусловило разработку новых
 принципов построения драмы. Если в традиционных драматич. жанрах
 источником противоречий в жизни героев были постоянно менявшиеся по ходу
 действия взаимоотношения между ними, то у Ч. характеры, судьбы,
 умонастроения героев находятся в непосредственной связи с общей
 атмосферой современного им бытия. В отличие, напр., от Островского, Ч.
 акцентировал не сами по себе попытки людей достигнуть каких-то частных
 житейских целей, а их настойчивое стремление познать собственную
 жизненную миссию, обрести возвышенную цель бытия, найти достойное дело.
 Вследствие этого драматич. переживания персонажей порождаются гл. обр.
 не преходящими столкновениями характеров, а длительными и устойчивыми
 жизненными положениями. Гражданская неудовлетворённость становится
 личной драмой и овладевает героями Ч. независимо от того, что происходит
 с ними в каждый отдельный момент. В связи с этим сюжетная интрига
 утрачивает организующее значение и уже не сосредоточивает в себе осн.
 противоречий судеб героев: исчезают традиц. завязки, перипетии,
 развязки, единый, "сквозной" конфликт между действ, лицами. Происходящее
 на сцене в большинстве случаев не знаменует "поворотных" моментов, не
 означает перехода героя от одного жизненного этапа к другому.
  В произв. Ч. ослаблена динамика волевых действий героев. В его пьесах
 мало традиционных диалогов-схваток. Преобладающей стихией являются
 диалоги-беседы, т. е. простой обмен репликами: человек делится с
 собеседником своими мыслями, не совершая к.-л. поступков. Динамичность
 пьес Ч. связана с постоянной изменчивостью душевных состояний действ.
 лиц. Настроения и эмоциональные раздумья персонажей проявляются в их
 реакции на окружающее. Мелкие бытовые подробности становятся у Ч. своего
 рода поводами для выражения человеческих чувств. При этом каждое
 душевное движение героя обусловлено двояко: внутренне - его общим
 тяжёлым состоянием, внешне - какой-либо бытовой частностью. Утончённые
 эмоциональные реакции героев сближают Ч. с писателями-импрессионистами.
 Но мимолётные ощущения и впечатления для Ч. не объект отражения, а
 художеств. средство выявления идейно-нравственных исканий современников.
  Раскрытие сложного мира настроений героев потребовало от Ч.
 разработки т. н. "подтекста"- косвенного обнаружения переживаний героев
 в их высказываниях. В диалогах-беседах персонажей его пьес важен скрытый
 эмоциональный смысл, к-рый не совпадает с внешним, предметно-логич.
 значением высказывания, а иногда даже ему противоречит. При наличии
 "подтекста" огромную роль приобретает сти-листич. окраска реплик. Для Ч.
 характерна стилистика контрастного сопоставления речевых стихий:
 будничные, разговорные выражения и интонации постоянно чередуются с
 поэтически возвышенными. Это достигается широким использованием
 эмоциональной лексики, тропов, инверсий, риторич. вопросов, повторов,
 нагнетанием однородных членов предложения. Благодаря новым приёмам
 организации драматургич. действия сюжеты пьес Ч. становились
 монолитными, цельными; они характеризовались не причинно-следственной,
 не внешней, а ассоциативной, внутренней связью между репликами,
 диалогами, эпизодами, актами. Композиция пьес Ч. определяется
 изменениями общего эмоционального строя изображаемой им жизни.
  Выступая в качестве драматурга, Ч. принимал живое участие в
 постановках своих пьес на сцене Художественного т-ра. Он вёл интенсивную
 переписку с режиссёрами и актёрами, давал советы и в то же время при
 доработке пьес принимал во внимание адресованные ему суждения. Нек-рые
 роли в "Трёх сестрах" и "Вишнёвом саде" созданы с учётом данных актёро'в
 этого т-ра. Ч. неоднократно выступал в качестве помощника и советчика
 современных ему драматургов.
  Появление драматургии Ч. было подготовлено предшествующим развитием
 лит-ры. Уже Тургенев и Островский нередко предпочитали углублённую
 психологич. разработку характера острым и динамичным интригам, прибегали
 к "контрапунктическому" чередованию эпизодов, использовали приём, к-рый
 позднее стали называть "подтекстом". В какой-то мере подготовляла
 творчество Ч. и зап.-европ. драматургия конца 19 в. (с большим
 интересом, хотя и критически, относился Ч. к творчеству Г. Ибсена, М.
 Метерлинка) и рус. писатели 80-нач. 90-х гг. ("Иванов" и "Чайка"
 проблематикой и своими сюжетными мотивами напоминают нек-рые пьесы
 современных Ч. авторов). Но именно творчество Ч. знаменовало радикальный
 сдвиг в истории драматургии и т-ра. Его пьесы опровергают ряд положений
 теории драмы, считавшихся незыблемыми (принципы единства внешнего
 конфликта, волевой активности драматич. героя, стремительности развития
 действия), и тем самым открывают перед драматургией широкие горизонты.
 Влияние Ч. сказалось на творчестве драматургов нач. 20 в. (М. Горький,
 Л. Андреев). Традиций Ч. развивают и сов. драматурги (М. А. Булгаков, А.
 Н. Афиногенов, А. Н. Арбузов, В. С. Розов, А. М. Володин). Художеств,
 опыт Ч. сказался и в творчестве зарубежных драматургов (Б. Шоу, О'Нил,
 Л. Хелман, Дж. Пристли и др.).
  Драматургия Ч. оказала большое воздействие на развитие театр. иск-ва.
 При жизни писателя его пьесы ставились не только в МХТ, но и на
 провинциальных сценах. Впоследствии они стали важной предпосылкой для
 формирования системы Станиславского (см. Станиславского система),
 способствовали углублению психологич. разработок характеров в сценич.
 иск-ве, активизации театр. режиссуры, перенесению акцента с внешней,
 событийной стороны действия на раскрытие "жизни человеческого духа".
 Драматургия Ч. помогла театральному иск-ву изжить условно-патетич.
 декламацию, овладеть эмоциональным содержанием разговорной речи, бытовой
 жестикуляции. Выдающимся явлением сов. театр. иск-ва стал-спектакль В.
 И. Немировича-Дан-ченко "Три сестры" (1940), в к-ром играли Хмелёв
 (Тузенбах), Тарасова (Маша), Еланская (Ольга), Степанова и Гошева
 (Ирина), Болдуман (Вершинин), Ливанов (Солёный), Грибов (Чебутыкин),
 Станицын (Андрей Прозоров), Георгиевская (Наташа), В. А. Орлов (Кулыгин)
 и др. Этот спектакль, характеризовавшийся исключительной целостностью
 ансамбля, органически сочетавший масштабность обобщения с психологич.
 глубиной, на протяжении многих лет пользовался большим успехом у
 публики.
  К числу крупных достижений сов. т-ра принадлежит образ Войницкого,
 созданный в 1947 Б. Г. Добронравовым в новой постановке МХАТ "Дяди
 Вани". Строго следуя драматургич. принципам Ч., прибегая к скупой, как
 бы намекающей жестикуляции, используя будничные интонации, актёр
 раскрывал чувства героя в их предельной напряжённости. Разочарования и
 порывы дяди Вани становились в его исполнении высокой, исполненной
 трагизма страстью. Среди наиболее значительных чеховских спек таклей:
 "Вишнёвый сад" в Т-ре им. Франко в Киеве (1946, реж. К. П. Хохлов;
 Раневская - Ужвий), в Т-ре им. Сундукяна в Ереване (1951, реж. В. М.
 Аджемян), "Дядя Ваня" в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (1946), в Узб.
 т-ре им. Хамзы в Ташкенте (1957. в загл. роли - Ш. Бурханов), в Т-ре им.
 Леси Украинки в Киеве (1960, в загл. роли - Романов), ".Иванов" в Моск.
 т-ре им. Пушкина (1955, в загл. роли- Б. Смирнов) и Малом т-ре (1960),
 "Три сестры" в т-ре "Эстония" в Таллине (1948, реж. и исполнитель роли
 Вершинина - Лаутер), в Ленингр. Большом драм. т-ре (1965, реж. Г. А.
 Товстоногов) и др.
  Художеств, принципы Ч. и Станиславского получили развитие не только в
 рус., но и зап.-европ. т-ре. Драмы Ч. прочно вошли в репертуар сов. и
 зарубежных т-ров. Ещё при жизни Ч. его пьесы ставились за рубежом
 ("Медведь", 1905, Малый т-р, Берлин, реж. М. Рейнхардт; "Чайка", 1902,
 Бреславль, н др.). Всемирной популярности Ч. способствовала поездка МХТ
 за границу в 1906. Особенно резко возрос интерес к пьесам Ч. на
 протяжении двух последних десятилетий. Наиболее значительны пост.,
 осуществлённые Ж. Питоевым, сначала в Швейцарии, затем во Франции ("Дядя
 Ваня" и "Чайка", 1921), Ж.-Л. Бар-ро во Франции ("Вишнёвый сад", 1944),
 в Италии Л. Висконти ("Три сестры", 1952). К Ч. неоднократно обращался
 англ. театр "Олд Вик"; в 40-50-х гг. в Англии и др. странах большой
 популярностью пользовался спектакль "Дядя Ваня" с участием Л. Оливье и
 Р. Ричардсона. Значит, место занимают чеховские роли в репертуаре англ.
 актёра Дж. Гил-гуда. Ч. стал одним из самых репертуарных драматургов.
 Его пьесы ставятся в странах народной демократии, Зап. Европы, в
 Америке, Японии, па Цейлоне.
  Произв. Ч. часто исполнялись и исполняются с эстрады мастерами
 художеств. слова (И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, А. И. Шварц, Д.
 Н. Журавлёв, И. В. Ильинский и др.). Ряд рассказов Ч. был инсценирован
 для т-ра ("Пёстрые рассказы", Ленингр. т-р Комедии, 1960, и др.). Мн.
 произв. Ч. экранизированы ("Медведь", 1938, "Свадьба", 1944,
 "Попрыгунья", 1955, "Дама с собачкой", 1960, и др.). Соч.: Собр. соч.,
 т. 10, Пьесы, М., 1963. Лит.: Б а л у х а т ы и С. Д., Чехов -
 драматург, Л., 1936; Ермилов В., Драматургия Чехова, М., 1954;
  Бердников Г. П., Чехов - драматург, Л.- М . 1957;
  В о р о в.с к и и В., Лишние люди, в его кн.: Литературно-критические
 статьи, М., 1948; Б я л ы и Г., Драматургическое мастерство Чехова,
 "Театр", 1954, ј 7; Т у р о в-с к а я М., На разломе эпох, там же, 1960,
 ј 1; М о д з е-л е в с к а я Н., Рыцари вечного разлада, "Новый мир"
 1960, ј 1; БерковскийН. Я., Чехов, повествователь и драматург, в его
 кн.: Статьи о литературе, М.- Л.. 1962;
  Х а л и з е в В., Уроки Чехова-драматурга, "Вопросы литературы",
 1962, ј 12; С т р о е в а М., Чехов и советская драма, "Театр", 1960,
 Л'о 1; Юзовский Ю., Традиции русской драмы. [Островский, Чехов], там же,
 1958, Л1' 2;
  Лакшин В., Толстой и Чехов, М., 1963; С е м а н о-ва М. Л., Чехов и
 советская литература. 1917-1935, М.-Л., 1966; Григорьев М. С.,
 Сценическая композиция чеховских пьес, М., 1924; Г о ф м а н В., Язык и
 стиль Чехова-драматурга, в его кн.: Язык литературы, Л., 1936; С к а ф т
 ы м о в А. П., К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова, в его
 кн.: Статьи о русской литературе, Саратов, 1958; Рос к и н А. П., Чехов.
 Статьи и очерки, М., 1959; Чехов и театр. Письма, Фельетоны.
 Современники о Чехове-драматурге, М.. 1961;
  Сурков Е., Чехов и театр. в его кн.: На драматургические темы, М.,
 1962; Станиславский К. С., А. П. Чехов в Московском Художественном
 театре. Вступ. ст. В. Л. Виленкина, М" 1947; е г о ж е, Моя жизнь в
 искусстве. Собр. соч., т. 1, М., 1954 (см. гл. о первых постановках
 пьесы Чехова в MX Т); его же, "Чайка". Режиссерская партитура, Л.-М.,
 1938; Строева М., Чехов и художественный театр. Работа К. С.
 Станиславского и В. И. Не-мировича-Данченко над пьесами Чехова, М.,
 1955; Вл.И. Не-мирович-Данченко ведет репетицию. "Три сестры" А. П.
 Чехова в постановке МХАТ, 1940 г., [М., 1965];
  Прокофьев В., Легенда о первой постановке "Чайки", "Театр", 1946; Л1
 11-12; Рудницкий К., Возвращение Чехова [о постановке "Трех сестер" в
 Ленинградском Большом драматическом театре им. Горького], там же, 1965,
 ј 5; его же. Время, Чехов и режиссеры, в сб.: Вопросы театра, М., 1965;
 Альтшуллер А., Чехов на зарубежной сцене, "Театр", 1954, ј 7; Ш а х-А з
 и з о в а Т. К., Чехов и западно-европейская драма его времени, М.,
 1966;
  П о г о ж е в а Л., Творчество Чехова на экране, "Искусство кино",
 1954, Х 7. Вал. X.
  ЧЕХОВ, Михаил Александрович [16(28). VIII. 1891,
 Петербург,-30.IX.1955, Биверли-Хилс, Калифорния] -. рус. актёр,
 режиссёр, театр. педагог. Засл. арт. Республики (1924). Племянник А. П.
 Чехова. В 1911 окончил Театр. школу А. С. Суворина в Петербурге. Работал
 в т-ре Лит.-художеств. об-ва, где обратил на себя внимание исполнением
 роли царя Фёдора ("Царь Фёдор Иоанновпч" А. К. Толстого,
  1912). В 1913 Ч. вступил в труппу МХТ, участвовал в работе 1-й Студии
 МХТ и МХАТа 2-го. Решающее влияние на формирование его творческой

<< Пред.           стр. 852 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу