<< Пред. стр. 859 (из 913) След. >>
А. Гер. ЧОРНЫЙ, Кузьма [наст. имя и фам.-Николай КарловичРомановский; 24.VI(7.VII). 1900- 22.XI.1944] - белорус. сов. писатель и
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1923-25 занимался на лит.
отделении Белорус. ун-та. Лит. деятельность начал" в 1923. Автор драмы
"Отечество" (1932, Первый белорус. гос. т-р), показывающей беспросветную
жизнь белорус. крестьян в дооктябрьское время. В 1940 написал
пьесу,"Иринка" (пост. 1941 в Первом белорус. гос. т-ре), о жизни
белорусов во время бело-польского владычества и их освобождении в 1939.
Ч. перевёл на белорус. яз. пьесы: "Ревизор"; "Горячее сердце" и "Поздняя
любовь" Островского, "Последние" и "Варвары".
Лит.: Кудраца I. Ф., Кузьма Чорны, М?нск, 1962; Кузьма Чорны. Зборн?к
матэрыяла аб жыцц? ? твор-чай дзейнасц? п?сьменн?ка, М?нск, 1959; Нарысы
па г?сто-ры? беларускай л?таратуры, М?нск, 1956, с. 474-500; Очерк
истории белорусской советской литературы, М., 1954, с. 266-85; Н я ф ё д
Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сто-ры?, М?нск, 1959. АН. С.
ЧОРТОШ (Csortos), Дыола (1883-1945) - венг. актёр. Был одним из
активных театр. деятелей в период образования Венг. сов. республики
(1919). В 1904-27 играл в драматич. т-рах Будапешта и др. городов
Венгрии; с 1927 - в Нац. т-ре (Будапешт). Исполнял роли: Хельмер ("Дикая
утка" Ибсена), Шейлок; Дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго),
Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Фальстаф и
др. Успешно выступал в совр. ему драме (Лилиом - о. п. Мольнара;
Маттиас Клаузен - "Перед заходом солнца" Гаупт-мана). Одна из
последних ролей Ч.-помещик Смирнов в комедии Чехова "Медведь".
Ч.-остро характерный актёр; ему была близка психологическая школа
актёрского исполнения, наиболее успешно играл роли в совр. ему
социальной комедии. А. Гер.
40 САН СОН (р. 1908) - корейский актёр, композитор. Нар. арт. КНДР
(1959). С 1922 - актёр Намвонской труппы "Хёпнюльса"; с 1933 - член
"Корейского об-ва по изучению вок. иск-ва"; с 1937- актёр труппы
"Хваран"; с 1951 живёт в Сев. Корее, является одним из ведущих актёров
Гос. т-ра нац. иск-ва. Исполнитель гл. ролей в спектаклях т-ра чхангык.
Ч. С. С. проводит большую работу по воссозданию классич. спектаклей
чхангык и по созданию новых пост. Участвовал в обработке муз.
спектаклей:
"Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Хын Бо", "Адмирал Ли Сун Син".
Является автором (совм. с Чон Нам Хи) музыки чхангык "Принцесса Сон Хва"
и "Хванхэская песнь". Г'. Ли.
ЧОУ - комическое амплуа кит. традиц. т-ра. Сложилось в т-ре эпохи Сун
(10-13 вв.). Ч.-второстепенные бытовые роли, делящиеся на персонажей
военных и гражданских. Вокальные партии почти отсутствуют, диалоги и
монологи часто строятся на актёрской импровизации. Ч. - простак,
обладает гру-боватым непосредств. юмором; актёры используют бытовые
приёмы игры. Отличит, особенность грима - белое пятно на лице. Среди
лучших исполнителей - Лю Гань-сань, Сяо Чан-хуа и др. С. С.
ЧОХЕЛИ, Елена Алексеевна (р. 5.III.1914)-груз. сов. артистка оперетты
и эстрады. Нар. арт. Груз.
ССР (1965). В 1932 окончила 1-ю хореографич. студию в Тбилиси под
рук. К. Чивадзе; в 1937 - муз. рабфак при Тбилисской консерватории
(класс О. А. Бахташвили-Шульгиной). В 1932-43 - артистка груз.
филармонии, с 1943 - Груз. т-ра муз. комедии (Тбилиси). Исполняет
комедийные, бытовые и характерные роли.
Роли: Ванда ("Роз-Мари" Фримля и Стотхарта), Парася Никаноровна
("Трембита" Милютина), Аграфена, Ельпите, Тамара, Магулия, Цацулина
("Любовь актрисы", "Три невесты", "Под небом Тбилиси", "Сила песни".
"Полёт с луны Кереселидзе), Кватахуна, Минадора, Като ("Любимая
племянница", "Однажды весной", "Песня о Тбилиси" Милора-вы), Дарида
("Ромео, мой сосед" Гаджиева) и др. А //д
ЧРЕВОВЕЩАТЕЛЬ - артист эстрады. Демонст рирует речь без видимого
участия органов произношения. Звуки кажутся исходящими из живота
исполнителя. Номер Ч. часто представляет собой диалог с куклой. Обычная
речь исполнителя чередуется с чревовещанием во время реплик куклы. В
наст. время номера Ч. встречаются редко (артисты Донские). Др. название
- вентролог. М. 3.
ЧТЕЦ-артист, исполняющий на концертной эстраде лит. произведения. Ч.
участвует в сборном концерте или исполняет программу сольного вечера.
Мн. Ч. используют в своём выступлении музыку, свет, бутафорию, разл.
аксессуары, создавая т. о. "т-р одного актёра" "т-р чтеца".
В народном иск-ве мастерство Ч. зародилось в творчестве сказителей,
сказочников, акынов и др. Богатство и разнообразие творч. манер Ч.
связаны с многовековой историей иск-ва устного живого слова. См.
Художественное чтение. А. Д.
ЧУАНЬЦЗЮЙ - один из видов кит. традиц. т-ра сицюй. Возник в середине
- конце 18 в. в провинциях Сычуань и части Гуйчжоу и Юньнань.
Сформировался на основе т-ров куньцюй, банцзы или гао-цян, пихуан и
местной театр. формы хуадэнси (т-р разноцветных фонариков) в конце 19 в.
В нач. 20 в. в г. Чэнду было организовано театр. об-во "Три
празднества", к-рое объединило актёров и театр. деятелей, этих видов
кит. т-ра. Здесь ставились пьесы: "Уединение в тереме", "Узорчатая
башня", "Яшмовая шпилька", "Тонкие струны" и др. Ведущие актёры Ч.:
Чжоу Му-лянь, Цзя Пэй-чжи, Чжан Дэ-чэн. Большое значение для развития
Ч. имело творчество известного актёра Кан Чжи-линя. В 20-30-е гг. Ч.
испытывал влияние коммерч. т-ра. После 1949 наравне с др. жанрами
традиц. т-ра Ч. был реформирован, репертуар очищен от устаревших произв.
В нач. 50-х гг. основаны Театр. академия и Театр. школа юго-зап.
Сычуани, где готовились актёры для т-ра. Лит. см. при ст. Чуаньци. С. С.
ЧУАНЬЦЙ (букв. - повествование об удивительном) - жанр кит.
драматургии, получивший распространение в 14-17 вв. Возник на основе
южной драмы (юанъская драма) 12-14 вв. Как и др. произв. кит. классич.
драматургии, пьесы Ч. включают прозаич. диалоги, арии и декламацию. Ч.
характеризуются: многоактностью (40-100 актов), использованием южных
мелодий, характерных для районов Китая, где говорят на диалектах юж.
группы (нек-рые Ч. включают и северные мелодии). В Ч. допускается
поочерёдное или одновременное пение неск. актёров, вводится новое
мужское амплуа шэн, заменившее мо. Сюжеты Ч., как правило, романтичны,
спектакли насыщены событиями, неожиданными и чудесными приключениями.
Большое внимание уделяется любовным коллизиям; социальные темы занимают
нез-начит. место. Однако гуманистич. направленность (утверждение свободы
чувства и человеч. достоинства), поэтичность и драматургич. мастерство
делают пьесы крупнейших драматургов Ч. Тан Сянъ-цзу ("Пио новая
беседка"), Кун Шан-жэня ("Веер с цветами пер сика"), Хун Шэна ("Дворец
бессмертия") и др. значит. явлением кит. т-ра.
Лит. (на кит. яз.): Ч ж о у И- б а и. Чжунго Сицзюй ши чанбянь,
Пекин, 1960; Ч ж у Ч ж а о-н я н ь, Чжунго сицюй, Пекин, 1963. Вл. С.
ЧУБИНЙДЗЕ, Михаил Димитриевич (р.2.11.1910)- груз. сов. актёр. Нар.
артист Груз. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1930-36
работал в Чиатурском, затем в Горийском и Потийском т-рах. С 1940 - в
Сухумском т-ре. Ч. играет разнообразные роли от остро характерных до
трагедийных, создаёт острые по форме сценические образы. Игра его
отличается романтич. приподнятостью, яркостью деталей, интонац. и мимич.
отточенностью.
Роли: Отелло; царь Ираклий (о. п. Готуа), Городничий;
Хевис"бери Гоча (по о. п. Казбеги), Кнуров ("Бесприданница"),
Прибытков ("Последняя жертва"), граф де Ризоор ("Фландрия" Сарду),
Рипафратта ("Хозяйка гостиницы"), Тетерев ("Мещане"), Апрекуне Чимчимели
(о. п. Вакели), Победоносиков ("Баня"), Эзоп ("Лиса и виноград"
Фигейре-ду, царь Эдип (о. п. Софокла) и др.
Ставит спектакли. Снимается в кино. Эт. Г.
ЧУВАШСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До Октябрьской революции чуваш, народ
не имел своего т-ра и драматургии. Элементы драматич. иск-ва были
представлены в устном нар. творчестве, в играх, обрядах. Первые
драматич. произв. на чуваш, яз. принадлежали К. В. Иванову и М. Ф.
Акимову. Они показывали тяжёлое положение народа, социальную
несправедливость.
Чуваш, проф. т-р зародился вскоре после Октябрьской революции. 27
января 1918 в Казани группой студентов, красноармейцев, служащих был
пост. спектакль "Не так живи, как хочется" Островского. Среди участников
спектакля: И. С. Максимов-Кошкинский, П. Н. Осипов, О. И.
Ырзем-Шестипалова, К. М. Васильев, М. Ф. Акимов и др. Этот коллектив
получил наименование Чувашский советский передвижной т-р. Здесь
ставились пьесы Островского, Гоголя, Сухово-Кобылина, Фонвизина, Л.
Толстого, Писемского, Мольера, Шиллера. Спектакли шли в воинских частях.
Летом 1918, когда Казань была захвачена белочехами, труппа распалась, но
осенью снова возобновила свою работу.
Зарождение т-ра способствовало развитию нац. драматургии. В 1918 была
пост. "Безвременная смерть" Акимова, в 1918-20 - "Чья вина" Г. В.
Зайцева-Талмрза, "На суде" Ф. П. Павлова. Пьесы эти показывали тяжёлое
положение народа, вызывали ненависть к его угнетателям.
В период борьбы с интервентами был организован второй чувашский т-р
(июнь 1919) при политотделе Восточного фронта в Симбирске. Широко
развивалась сельская художеств. самодеятельность. Из этих кружков
впоследствии вышли мн. видные деятели театр. иск-ва. В 1920, после
образования Чуваш, автономной обл., Чуваш, т-р из Казани был переведён в
Чебоксары. В 20-х гг. пост пьесы: "В деревне" Павлова, "Кужар" Осипова,
инсценировка поэмы К. В. Иванова "Нарспи". Ярко выраженные социальные
мотивы, глубокий драматизм событий, использование элементов нар.
творчества определили широкую популярность этих пьес.
Во 2-й пол. 20-х гг. в репертуаре т-ра проявились националистич.
тенденции ("Последние дни Булгар-ского государства" Юрьева), что привело
т-р к идейному и творч. кризису. Преодолевая эти тенденции, т-р вставал
на путь всемерного сближения с жизнью народа. Появляются пьесы,
отражающие эпоху гражданской войны, классовую борьбу в деревне: "Волна",
"Лиходеи" Максимова- Кошкинско-го, "Жизнь прожить - не поле перейти", "У
двух парней - одна дума" Осипова и др. В спектаклях т-ра создаётся образ
современника - активного борца за новую жизнь - пьесы: "Шум" Н. С.
Айзмана
(1930); "Сила" В. О. Алагера (1931); "Идёт" М. Д. Тру-биной (1931) и
др. В 1927 при т-ре организуется студия по подготовке актёрских кадров,
в 1931 студия становится театр. отд. Чуваш, муз. уч-ща, получившего
наименование Чуваш, муз.-театр. техникум. В труппу т-ра вошли новые
актёры -П. Т. Медиков, Н. П. Виноградов, Н. С. Айзман, Г. В. Парнэ и др.
30-е гг. в истории Ч. т. ид. были периодом консолидации творч. сил,
повышения проф. мастерства. Т-р ставил лучшие произведения сов.
драматургии: пьесы Н. Ф. Погодина, А. Е. Корнейчука, А. А. Арбузова, В.
Н. Билль-Белоцерковского. В т-р пришла талантливая молодёжь - И.О.
Молодое, Л. Ф. Семёнов, Б. А. Алексеева А. К. Ургалкин, Р. И. Ананьева,
3. Г. Трофимова, М. П. Иванова, Е. В. Шорникова и др., режиссёром был Г.
В. Парнэ. Этапные спектакли этого периода: "Айдар" Осипова, "Платон
Кречет"; "Аристократы", "После бала" Погодина, "Волки и овцы"; "Земля"
Вирты. Чувашские драматурги создают образы представителей рабочего
класса и чуваш, интеллигенции: "Шум" Айзмана, "Мощь" Л. Я. Агакова
(1931), "Садур и Илем" Максимова-Кошкин-ского (1933), "Симфония будней"
Осипова (1935).
В 1933 театру присвоено наименование академического. В 30-х гг. в
республике были созданы ещё 4 т-ра: Чувашский республиканский ТЮЗ
(1932), колхозные т-ры в Марпосаде (1934), Батыреве (1936), Ядрине
(1937).
Деятельность Чуваш, академич. т-ра характеризуется глубоким изучением
и претворением опыта рус. реалистич. театр. иск-ва. Большую
учебно-воспитат. работу провели режиссёры: ученик Станиславского Е. А.
Токмаков и выпускники ГИТИСа, чуваш, режиссёры К. И. Иванов и Л. Н.
Родионов. Если в ранних спектаклях преобладало увлечение внешней
красочностью, этнографией, то на новом этапе деятельности т-ра главным
стало раскрытие социальной основы произведения, стремление к
ан-самблевости, психологии, углублённости образов; спектакли - "Как
закалялась сталь" (1937), "На дне" (1938); "Нарспи" (новый вариант,
1940), "Чакка" С. В. Эльгера (1941).
Большое место в чуваш, драматургии предвоен. лет занимают историч.
пьесы Осипова ("Айдар"), Эльгера ("Чакка"), Я. Г. Ухсая ("Тудимер"), А.
Д. Калгана ("Анисса"); в них утверждается тема героизма народа. В годы
войны пост. спектакли: "Отелло";
"Лиза Короткова" Айзмана и др.
После войны пост. спектакль "Человек с ружьём" (1947, реж. Л. Н.
Родионов, в роли В. И. Ленина- Б. А. Алексеев).
В 1947 коллектив т-ра пополнился выпускниками нац. студии ГИТИСа,
воспитанниками М. М. Тарханова. В т-р пришли актёры: В. И. Родионов, В.
К. Кузьмина, Т. Н. Ерусланова, Г. Т. Мадеева, П. И. Иванов, Н. С.
Степанов, А. П. Лукьянова и др. Ансамб-левостью, театр. культурой
отличались спектакли:
"Молодая гвардия" (1947), "Ревизор" (1948); "Энтип" В. Т. Ржанова
(1950), "Свадьба с приданым" Дьяконова (1950).
В 40-50-е гг. были пост. пьесы Ржанова, Л. Н. Ро-дионова, Г. Д.
Харлампьева, Н. Т. Терентьева, новые пьесы Калгана, Осипова и др. Были
созданы драм. произведения об историч. прошлом народа - драма Калгана
"Волна Октября" (1959), посв. отважному борцу за Сов. власть в Чувашии
И. Г. Кадыкову, эпич. драма "Энтип" Ржанова (1950), о становлении нового
человека в условиях строительства социализма. Героич. драма, посв.
Отечеств, войне "Кукушка всё кукует" Терентьева (1960). Созданы пьесы,
поднимающие вопросы коммунистич. отношения к труду, вопросы морали,
чести, отношения к людям: "Что такое счастье?" (1957) и "Цветы
неувядаемые" Терентьева, "Весенние мотивы" Харлампьева (1951) и др.
Труженикам колхозной деревни, нашим современникам посв. пьесы "Голубое
озеро" (1950), "Любимая девушка" (1952) Родионова; интеллигенции посв.
пьеса "Любовь бессмертна" (1955) Харлампьева. В 1959 пост. спектакли
"Никита Бичурин" В. Романова и др.
В 1959 Чуваш, академич. т-р преобразован в Чувашский муз.-драм. т-р и
ему присвоено имя К. В. Иванова. В 1960 пост. первая чуваш, опера Ф. С.
Васильева "Шывармань" ("Водяная мельница"), положившая основу новому
направлению в истории чуваш, культуры - оперному иск-ву. Чуваш,
композиторы Ф. С. Васильев, А. В. Асламас, Г. Я. Хирбю, В. А. Ходящев,
М. А. Алексеев, А. Токарев создали ряд муз.-сценич. произведений. В 1962
пост. оперы "Хамарьял" ("Земляки") Васильева, в 1963 - "Прерванный
вальс" Асламаса. Осуществлена первая пост. оперы Б. А. Мокроусова
"Чапай". При т-ре создана вокальная и хореографич. студии. Среди оперных
артистов т-ра-М. И. Денисов, Т. И. Чумакова и др. Возглавил т-р Б. С.
Марков. В 1966 в т-р пришла группа окончивших Ленингр. хореографич.
уч-ще.
Драматич. труппа т-ра в 1961 пополнилась молодыми актёрами,
окончившими ГИТИС (рук. В. А. Орлов). Были пост. спектакли: "Старик"
Горького (1959), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1961), "Под гнётом" по
поэме С. В. Эльгера (2-й вариант пьесы "Чакка", 1957), "Тополёк мой в
красной косынке" по Айтматову (1965).
Лит.: Вербина О., "Под одной крышей", "Театр", 1952, Х 8; Б л о к В.,
Каноны и поиски, "Дружба народов", 1959, ј 7; Сироткин М. Я., Очерк
истории чувашской советской литературы, Чебоксары, 1956; Марков Б. С.
Рождение муз. театра Чувашии, Чебоксары, 1965. ф. р
"ЧУДАК" - пьеса в 4 д. А. Н. Афиногенова. Соч 1929. Пост. 12 нояб.
1929 в МХАТе 2-м (реж. Берсенев Чебан, худ. Рудин; Волгин-Азарин,
Дробный - Чебан, Горский - Берсенев, Сима - Гиацинтова, Трещина
-Бирман). 15 апр. 1930 - пьеса пост. в Ленингр. академич. т-ре драмы
(реж. Н. В. Петров, худ. Кустодиев; Волгин - А. Борисов, Дробный
-.Лешков, Сима - Шигорина, Юлия - Рашевская, Трещина - Митрофанова,
Добжина -Корчагина-Александровская).
Большинство пост. "Ч." относится к сезону 1929/1930:
Бакинский рус. т-р. Красноярский, Самарский, Саратовский (возобн.
1933), Свердловский, Ростовский-на-Дону т-ры, Ташкентский рус. т-р,
Харьковский рус. т-р. Ярославский т-р им. Волкова и др.
Издания: "Чудак", М., 1934; Афиногенов А., Пьесы, М., 1956.
Лит.: Богуславский А. О., А.Н. Афиногенов, М., 1952, с. 37-49;
Борисов А. Ф., Из творческого опыта, М., 1954; Бирман С., Путь актрисы,
М., 19Г9. А. Шн.
ЧУДАКОВА, Елена Вениаминовна (р. 1.V. 1925) - рус. и литов. сов.
артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. Литов. ССР (1964). В
1952 окончила Вильнюсскую консерваторию. С 1952 - солистка Т-ра оперы и
балета Литов. ССР (Вильнюс).
Партии: Виолетта; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Марфа, Лакме,
Снегурочка; Мюзетта ("Богема"), Розина; Констанца ("Похищение из Сераля"
Моцарта);
Ауксяле, Аушряле ("Вайва", "Дочь" Кловы) и др.
Выступает в концертах. Гастролировала в Польше. Ведёт педагогия,
работу в Вильнюсской консерватории. А. Руз.
ЧУДЙНОВА, Александра Дмитриевна [р. 24.11 (7. III). 1896)- рус. сов.
актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1942.
Окончила Харьковскую театр. школу (1922). Арти-стич. деятельность начала
в рус. т-ре "Шахтёрка Донбасса". Затем работала в т-рах Харькова,
Днепропетровска, Николаева, Херсона. С 1935 - в Ярославском театре.
Первыми значит, ролями Ч. были: Ио ("Гибель "Надежды"" Хейерман-са),
Юлька ("Медвежья свадьба" Луначарского), Наташа и Анна ("На дне").
Ведущая тема творчества актрисы - создание сильных, волевых характеров;
стойкость духа и мужество отличают её сценич. героинь: Любовь Яровая;
Виринея (о. п. Сейфуллиной),
Инга (о. п. Глебова), Катерина ("Пётр I" А. Н. Толстого), Оксана
("Гибель эскадры"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Полозова
("Московский характер" Софронова). В классич. драматургии актриса с
глубоким драматизмом раскрывала судьбу рус. женщины; роли: Лариса;
Катерина ("Гроза"), Ту-гина ("Последняя жертва"), Нина ("Маскарад"),
Кручинина; Маша ("Три сестры"), Надежда ("Варвары"), Анна Каренина. В
60-е гг. Ч. сыграла роли:
Огудаловой ("Бесприданница"), Сомовой, Софьи Марковны ("Сомов и
другие", "Старик" Горького), Туру-синой ("На всякого мудреца довольно
простоты"), Раневской ("Вишнёвый сад").
Лит.: Любомудров М., Старейший в России, М., i9G/t- , М. Лифш.
ЧУЖБЙНОВ, Тимофей Александрович (наст.фам.- Гринштейн) [21.11.
(4.III). 1852 - 8(20).VIII. 1897]-рус. актёр. Сценич. деятельность начал
в 1874 (Орёл, антреприза Лопухова). Большую часть своей актёрской жизни
провёл в Киеве (антрепризы Н. Н. Савина, Иваненко, Сетова, Н. Н.
Соловцова) и в Харькове (ок. 5 сезонов; антреприза М. М. Бородая и др.).
Работал также в Архангельске, Воронеже, Полтаве, Херсоне и др.
городах. Ч. исполнял комедийные и характерные роли. В начале артвстич.
карьеры выступал также в опереттах.
Роли: Осип ("Ревизор"), Юсов ("Доходное место"), Чугу-нов ("Волки и
овцы"). Счастливцев, Шмага; Никон ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского),
Третий мужик ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого).
Лит.: А л е к с а н д р о в с к и и И. В., Актер Чужби-нов, Киев,
1899; Ярон С., Воспоминания о театре, Киев, 18У8, с. JZ67-74. А. Шн.
ЧУЖОЙ, Иван Плато нович (наст. фам.-К о ж и ч) [18(30). VII.
1889-19.IV. 1945] - рус. сов. режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1939).
Работу в т-ре начал в полулюбительской труппе киевского Лукь-яновского
нар. дома. В дальнейшем выступал в киевском драм. Т-ре Бергонье.
Преподавал актёрское* мастерство в киевской драм. студии "Театральная