<< Пред. стр. 874 (из 913) След. >>
прославление разрушителей Бастилии. Но, утверждая право народа навосстание, на вооружённую борьбу против угнетателей ("если все
испробованы средства, тогда разящий остаётся меч"), Ш. вместе с тем
настаивает, чтобы средства нар. борьбы были достойны её благородных
целей. Нек-рые критики видят в гуманистич. морализме Ш. наивную
ограниченность, филистерские предрассудки и этим объясняют художеств.
недостаток его драм - риторичность, нарочитую идеализацию персонажей,
служащих "рупорами" авторских идей, иллюстративную искусственность
отдельных эпизодов, всё то, что К. Маркс и Ф. Энгельс назвали
"шиллеризацией". Но проповедническая страстность поэзии Ш., её наивная и
в то же время благородная целеустремлённость, утверждение абсолютных
законов человечности, необходимости деятельной доброты, свободы и правды
в обществ. жизни, в отношениях между отдельными людьми создали
бессмертное обаяние т-ра Ш. и побудили Белинского назвать Ш. благородным
адвокатом человечества. Поэтому драмы Ш. занимали большое место в
репертуаре первых сов. т-ров в годы гражд. войны, в эпоху становления
сов. иск-ва.
Развитие драматургии Ш. от "Разбойников" до "Вильгельма Телля"
определялось развитием его философских взглядов, общественно-исто рич.
мировоззрения. На творчестве Ш. отразились опыт франц. революции,
результаты войн и политич. кризисов, разрушение просветительских
иллюзий, угасание мятежных настроений сентименталистов и романтиков. В
своей первой юношеской драме он показал одинокого смятенного героя,
запутавшегося в неразрешимых противоречиях и потерпевшего неизбежное
поражение, а в последней драме он славит победу нар. восстания, героя,
побеждающего в содружестве с народом. В творчестве Ш. проявлялись
наивные идеа-листич. мотивы, он испытывал приступы отчаяния, но всегда
оставался верен принципам гуманизма.
Сценическая история пьес Ш. Среди известных исполнителей пьес Ш. в
Германии: "Р а з б о й-н и к и" - Г. Бек, И. Ф. Ф. Флекк, А.Матковский,
Л. Бар-най (Карл); А. В. Иффланд, Л.Девриент, Э. Поссарт, II. Веге-нер
(Франц). "Коварство и любовь" - Л. Барнай, М. Девриент (Президент); Г.
Бек, И. Ф. Ф. Флекк, Э. Дев-риент, А. Зонненталь (Фердинанд); Иффланд
(Вурм). "Дон К a p л о с" -И. Ф. Брокман, М. Девриент, К. Фихт-нер (Дон
Карлос); Э. Девриент, А. Зонненталь, А. Матков-ский, А. Моисеи (маркиз
Поза); А. В. Иффланд, А. Басерман (Филипп). "М ария Стюарт" - Ягеман, С.
Шредер (Елизавета); Флекк, Ф. А. Унцельман, Ш. Вольтер (Мария).
"Вильгельм Т е л л ь" - Л. Барнай, А. Моисеи (Вильгельм Телль).
В России: "Разбойники" - П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Роб.
Адельгейм, П. В. Самойлов, М. В. Дальский (Карл); П. С. Мочалов, М. Т.
Иванов-Ко-зельский, Раф. Адельгейм, М. Е. Дарский (Франц). "К о-варство
и любов ь" - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Р. Б.
Апполонский, М. В. Дальский, Ф. П. Горев, Н. П. Россов, Ю. М. Юрьев, К.
С. Станиславский, А. А. Остужев (Фердинанд), Е. С. Семёнова, Г. Н.
Федотова (леди Мильфорд); М. И. Велизарский (Луиза), М. С. Щепкин
(Вурм), П. С. Мочалов, М. С. Щепкин (Миллер). "Дон К а р л о с" - В. А.
Каратыгин, П. С. Мочалов, М. В. Дальский (Дон Карлос); А. П. Ленский
(Филипп), А. И. Южин, М. М. Петипа (маркиз Поза). "М ария С т ю а р т" -
Г. Н. Федотова (Елизавета), М. Н. Ермолова (Мария). "Орлеанская д е в а"
- М. Н. Ермолова (Иоанна).
Наиболее значит, постановки пьес Ш. на советской сцене: "Разбойники"
- Большой драматический т-р, Петроград (1919,Карл - Максимов, Франц -
Монахов), Малый т-р (1929, Карл - Остужев, Франц - Рыбников), Т-р им.
Руставели (под назв. "Ин Тиранос", 1933, Карл - Хорава, Франц -
Васадзе); "Дон Карлос" - Большой драматич. т-р (1919, Филипп - Монахов,
Дон Карлос - Максимов, маркиз Поза - Юрьев); "Коварство и любовь" -
пьеса особенно много ставится в нац. республиках - Армении, Грузии,
Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Эстонии и др.; "Мария Стюарт" -
Ленингр. Новый т-р (1938, Мария - Будрейко), Моск. т-р Ленсовета (1940,
Мария -По-ловикова), Моск. т-р Революции (1941, Елизавета-Гли-зер,
Мария-Супротивная), Театр им. Марджанишвили (1955, Елизавета -
Такайшвили, Мария - Анджапаридзе), Художеств. т-р Латв. ССР (1956, Мария
- Берзинь), МХАТ (1957, Елизавета - Степанова, Мария - Тарасова).
На сюжеты пьес Ш. написаны оперы: "Луиза Миллер" (в основу положена
пьеса "Коварство и любовь") Дж. Верди (1849, т-р "Сан-Карло", Неаполь),
"Дон Карлос" Дж. Верди (1867, "Гранд-Опера", Париж), "Орлеанская дева"
П. И. Чайковского (1881, Мариинский т-р, Петербург), "Вильгельм Телль"
Дж. Россини (1829, Париж).
Соч.: Gesammelte Werke, B d 1-8, В., 1954-55; Samtliche Werke,
Hist.krit. Ausgabe. Hrsg. 0. Gunther, G. Witkowski, Bd 1-20, Lpz.,
1910-1911; Полное собр. соч. в переводах русских писателей. Ред. Н.
Гербель, 7 изд., т. 1-3, СПБ, 1893; Собр. соч., под ред. С. Венгерова,
т. 1- 4, СПБ, 1901-1902; Собр. соч., под ред. Ф. П. Шиллера, т. 1-8,
М.-Л., 1936-1950; Собр. соч., под ред. Н. Н. Виль-монта и Р. М.
Самарина, т. 1-7, М-,1955-57; Избр. произв. т. 1-2, M., 1959.
Лит.:' Бахтин Н., Библиографич. очерк русской лит-ры о Ш., в кн.
Шиллер Ф., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1902; Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер,
М., 1955;
Лозинская Л. Я., Фридрих Шиллер, М., 1960;
Wiese B. von. Die deutsche Tragodie von Lessing bis Hebbel, Hamb.,
1948; Der Dramatiker F. Schiller und sein Verhaltnis zur Buhne, Munster,
1955; L o t a r P., Friedrich Schiller, Stuttg., 1959. JJee. K.
ШЙЛЛЕР-ТЕАТР(8спШег-Тпеа1ег)- нем. театр. Находится в Зап. Берлине.
Открыт в 1894 на средства акционерного об-ва. В наблюдательный совет
об-ва входили представители прогрессивной интеллигенции (режиссёр М.
Грубе, писатели Г. Зудерман и О. Ней-ман-Хофер, директор Нац. галереи М.
Иордан). Они стремились создать художественно-просветительский т-р для
широкой публики с репертуаром из произведений нац. и мировой классики и
лучших совр. драм. "Ш.-т." открылся в помещении бывшего "Вальнер-театра"
(в 1902 был открыт его филиал). В 1907 об-во, получив часть средств от
районного магистрата, открыло второй "Ш.-т." в р-не Шарлоттенбурга.
Директором двух т-ров и филиала был Р. Лёвенфельд. Благодаря системе
абонементов часть билетов продавалась по удешевлённым ценам. С целью
приобщить широкую публику к классич. лит-ре устраивались поэтич. вечера,
перед началом спектакля читались лекции о пьесе, в театр. программах
подробно анализировался творческий путь автора и его драматич.
произведение. Театр включил в репертуар мало известные пьесы нем.
драматургов (Г. Сакса), осуществил пост. пьес прогрессивных нем. авторов
19 в. ("Коса и меч" Гуцкова, "Журналисты" Фрейтага), скандинавских
драматургов. Однако в репертуаре т-ра уже в первые сезоны были также и
незначительные комедии и фарсы.
После 1-й мировой войны "Ш.-т." в р-не Шарлот-тенбурга стал филиалом
Гос. т-ра. В 1919-30 этими т-рами руководил реж. Л. Йеснер. Здесь
ставились произв. Шиллера, Шекспира, Граббе, а также нем. авторов 20
в."Король Николо" Ведекинда (1924), "Музыка" (1927), "Газ" (1928)
Кайзера, классич. берлинские фарсы. В 20-х и нач. 30-х гг. отдельные
пост. в "Ш.-т." осуществляли режиссёры Ю. Фелинг, Э. Энгельс, Л. Бергер.
Выступали актёры В. Франк, А. Гранах, Б. Минетти, А. Штрауб, М.
Коппенхёфер, П. Бильдт, А. Вешер, Л. Бютель и др. В период нацизма во
главе "Ш.-т." стоял актёр Г. Георге. В конце 2-й мировой войны здание
т-ра в результате бомбардировок было разрушено, вновь восстановлено в
1951. С 1951 "Ш.-т." вместе с "Шлоспарк-театром" и "Театральной
мастерской" входит в группу т. н. "городских театров". Эти т-ры
объединены под художеств. руководством режиссёра Б. Барлога и имеют
общую труппу численностью в 120 чел. Среди ведущих актёров труппы - Э.
Дейч, Э. Шредер, К. Рад-дац, П. Мосбахер, Л. Pay. Приглашаются режиссёры
из др. зап.-герм. т-ров (Ф. Кортнер, Л. Бергер, В. Шмидт) и из т-ров др.
стран. Т-р получает дотации от гор. управления Берлина. В репертуаре
т-ра преобладают классич. пьесы, а из пьес совр. авторов преимущественно
ставятся произв. франц., англ., амер. драматургов (Ионеско, Беккет). К
значительным работам т-ра относятся спектакли: "Жизнь Галилея" (1964),
"Господин Пунтила и его слуга Мат-ти" (1965) Брехта и "Убийство Жан-Поля
Марата" Вепса (1965).
Лит.: Weddingen O., Geschichte der Theater in Deutschland, Bd l, B.,
1904; J h e r i n g H., Von Reinhardt bis Brecht, B., 1964. ff. H.
ШЙЛЛИНГС (Schillings), Макс фон (19.IV.1868-23. VI 1.1933) - нем.
композитор, педагог и дирижёр. Учился в Мюнхенском ун-те. В 1908-18 -
генеральный директор Королевского т-ра в Штутгарте; в 1919-25 -
интендант гос. Берлинской оперы. Ш.- один из продолжателей традиций Р.
Вагнера. Испытал также влияние экспрессионизма.
Оперы: "Ингвельде" (1894, Карлсруэ), "День трубачей" (1899, Шверин;
2-я ред.-1931, Берлин), "Мона Лиза" (1915, Штутгарт; 1925, Ленингр.
Малый оперный т-р). Ш. принадлежит также муз. трагедия "Молох" (1906,
Дрезден), музыка к драм. спектаклям.
Лит.: Richard A., Max Schillings, Munch., 1922.
Ал. M. ШЙЛЬДКРАУТ (Schildkraut), Рудольф (27.IV. 1862-15.VII.1930) -
нем. актёр. Учился у Ф. Мит-тервурцера. Затем выступал в австр. и венг.
провинц. т-рах как опереточный тенор. В 1893 вступил в труппу венского
"Раймунд-театра", где быстро приобрёл популярность. В 1898 перешёл в
венский "Карл-театр", в 1900 - в гамбургский Нем. т-р. В 1906-16 Ш.актёр
берлинского Нем. т-ра. В 1920 уехал в США, играл в Нью-Йорке и др.
сев.-амер. городах. В 20-е гг. в основном работал в кино (снимался с
1914). Известный рус. театр. критик А. Р. Кугель считал Ш. одним из
лучших нем. артистов. Ш. с одинаковым успехом выступал в трагедийных и
комедийных ролях.
Лучшие роли: Шейлок, король Лир, Франц Моор;
Мефистофель (",Фауст" Гёте), Даниэль ("Юдифь" Хеб-беля), Пер Гюнт (о.
п. Ибсена). Энгстранд ("Привидения"), Янкель Шепшович ("Бог мести" Аша).
Игра Ш. отличалась большой трагич. силой, темпераментом и ярким юмором.
Особенно удавались Ш. характерные роли, требующие подчёркнутой мимики и
речевой (иногда диалектной) характеристики. Играя роли отрицательных
персонажей, Ш. отказывался от прямолинейной трактовки, углубляя и
осложняя психологич. характеристики. Вершина актёрского иск-ва Ш.- образ
Шейлока, к-рого он играл как представителя униженного, страдающего
народа. Следуя взглядам Гейне, Ш. показывает человечность Шейлока,
отстаивающего свои права, человеческое достоинство.
Лит.: Клюев В. Г., Первые шекспировские спектакли М. Рейнгарда, в
кн.: Ежегодник Ин-та истории иск-в. Театр. М., 1958; Jacobs M., Deutsche
Schauspielkunst, В., 1954; S с h i l d k r a u t J., My father and I, N.
Y., 1959. Ham. В.
ШИМАНОВСКИЙ (Szymanowski), Кароль [24.IX (6.X).1882-29.III.1937] -
польский композитор и пианист. Один из крупнейших представителей
национального музыкального иск-ва. Уже в детстве Ш. написал две оперы
"Золотистый пик" и "Роланд" (вместе с братом Феликсом). Теории музыки и
игре на фортепиано учился у Густава Нейгауза (отца Г. Г. Ней-гауза),
брал частные уроки гармонии и теории композиции у М. Завирского и 3.
Носковского (1901-05, Варшава). С 1905 - участник объединения "Молодая
Польша". Гастролировал с концертами в Германии, Австрии, Франции, США,
России (Москва, Петербург, Киев и др.).
Ш.- автор опер: "Хагит" (соч. 1913, пост. 1922, Варшавский оперный
т-р), "Король Рожер" (1926, там же), музыка к-рой носит психологически
углублённый характер; балетов: "Мандрагора" (1919, Польский т-р,
Варшава), "Харнаси" (1935, Прага); оперетты "Брачная лотерея, жених ј
69, или Главный выигрыш" (соч. 1909); музыки к драме Т. Мициньского
"Князь Потёмкин" и др. соч. В ранних произв. Ш. наряду с нац.
элементами, воспринятыми от Шопена, заметно влияние А. Н. Скрябина и
франц. импрессионистов. Музыка Ш., в основе своей лирическая, отличается
изысканной мелодикой, красочностью гармонич. ткани.
Вёл ' педагогич. работу в Варшавской консерватории (в 1926-29 -
директор).
Соч.: Избранные статьи и письма. [Вступит, ст. 3. Лис-сы. Сост., пер.
и коммент. А. Фарбштейна], Л-, 1963.
Лит.: G l i n s k i M.. "Le roi Roger" de Szymanowski, "La revue
musicale", 1926, .N" l, p. 264-65; Got a c h o -w s k i St., K.
Szymanowski, [Kr. ], 1956; L o b a c z e w -s k a St., Karol
Szymanowski. Zycie i tworczosc (1882- 1937), Kr., 1950. Л. Коз.
ШИМАНЬСКИЙ (Szymanski), Станислав (р. 17.VI. 1930) - польский артист
балета. В 1948-50 работал в балетной труппе Т-ра оперетты (Варшава), в
1950-57- в Ансамбле Польской армии, с 1957 - солист балетной труппы
оперного т-ра в Варшаве.
Партии: Ротбарт ("Лебединое озеро"), Меркуццо ("Ромео и Джульетта"),
Мазепа (о. п. Шелиговского), Орфей (о. п. Стравинского) и др.
ШИМКО, Тамара Ивановна (р. 28.IV.1928) - белорус. сов. артистка оперы
(лирич. сопрано). Нар. арт. БССР (1963). В 1952 окончила Минскую
консерваторию (класс О. Н. Нестеренко). Совершенствовалась в Италии (у
Пьяццо и Л. Риччи) как стипендиат
ЮН ЕС}" О. С 1952 - солистка Белорусского т-ра онеры и балета
(Минск). Ш. создаёт лирич. муз.-сценич. образы.
Партии: Маргарита ("Фауст"), Чио-Чио-сан, Микаэла;
Манон (о. п.Массне), Недда ("Паяцы"), Дездемона ("Отелло" Верди),
Джоконда (о. п. Понкьелли), Виолетта, Мими;
Иоланта ("Иоланта"), Татьяна; Ксения ("Борис Годунов"), Электра
("Орестея" Танеева), Наталья ("Тихий Дон" Дзержинского), Луиза
("Обручение в монастыре" Прокофьева), Марыся ("Михась Подгорный"
Тикоцкого), Светлана ("Колючая роза" Семеняко), Юленька ("Надежда
Дурова" Богатырёва), Юзефа ("Ясный рассвет" Туренкова) и др.
Гастролировала в Болгарии, Польше, Румынии.
Я. Hue.
ШИРАЙ, Нази Александровна (р. 1928) - сов. артистка цирка, жонглёр.
Засл. арт. Арм. ССР. Работает в цирке с 1944. Выступления Ш. отличаются
своеобразным нац. колоритом, темпы и ритмы её исполнения синхронно
сливаются с нац. мелодиями. Лауреат 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и
всесоюзных конкурсов артистов цирка. Гастролировала за рубежом.
Лит.: Гончаров М., Нази Ширай, "Советский цирк", 1959, ј 3, с. 5. ,
А. Шн.
ШИРВАНЗАД‚, Александр Минасович (наст. фам.- М о в с е с ян)
[7(19).IV.1858, Шемаха, Азерб. ССР,- 7.VIII.1935, Кисловодск] - арм.
писатель и драматург. Нар. писатель Арм. ССР (1930). В произв. Ш.
(романах, пьесах, повестях, рассказах) впервые в арм. лит-ре показан
большой промышленный город с его противоречиями, выведены капиталисты и
рабочие. С большой реалистич. силой Ш. раскрыл пороки, социальный
антагонизм бурж. общества. Хищнической алчности и бездушию капиталистов
Ш. противопоставил самоотверженность, гуманизм пролетариев. Драматургия.
произв. Ш. утверждали и развивали реалистич. традиции Г. Сундукяна. В
пьесах Ш. показан процесс распада патриархальных нравов, возникновение и
разложение армянской буржуазии. Первые психологические семейные драмы
Ш."Евгине" (1901, Тифлис, труппа армянского драм. об-ва), "Арменуи"
(1910, там же) - посв. проблеме брака, положению женщины в бурж.
обществе. Ш. обличает лицемерие мещан-ско-филистерской морали, бурж.
либерализм, ханжество в бурж.-семейных отношениях, приводящее к гибели
человеческой личности. В 1911-12 Ш. на основе своих ранее изданных
повестей написал драмы "Намус" ("Честь", 1911, там же), "Злой дух"
(1912, там же), где обрисовал тяжёлую жизнь простых людей, угнетённых
темнотой и фанатизмом. Разложение бурж. семейных отношений отражают и
пьесы "Шарлатан" (1907), "На развалинах" (1907), в к-рых сказались
нек-рые либеральные колебания автора, порождённые наступлением реакции
после поражения революции 1905. Эти же тенденции проявились в драмах
"Погибший" (1912, пост. запрещена цензурой) и "В дни кошмара" (1917,
Тифлис, Т-р артистич. об-ва). Вершиной драматургии Ш. явилась драма
"Из-за чести" (1904, Баку), построенная на остром социальном конфликте,
раскрывающая хищническую сущность бурж. общества.
Живя в Париже, Ш. приветствовал установление Сов. власти в Армении и
Закавказье. Возвратившись в 1926 в Сов. Армению, он стал одним из
активных создателей новой, социалистич. культуры. В поли-тич. комедии
"Кум Моргана" (1927, Т-р им. Сундукяна) Ш. показал гибель арм.
буржуазии, её жалкое существование в эмиграции. Пьесы Ш. постоянно
ставятся арм. т-рами Еревана, Ленинакана, Тбилиси. Баку. По мотивам
драмы "Намус" и "Из-за чести" созданы одноим. фильмы, опера "Намус"
(комп. Ходжа-Эйнатов). Инсценировка романа "Хаос" осуществлена Т-ром им.
Сундукяна (1959).
Соч. (на арм. яз.): Полное собр. соч., т. 1-9, Ер., 1950-55; Собр.
соч., т. 1-10, Ер., 1958-62; на рус. яз.- Избранные соч. в 3-х тт.,
Тифлис, 1936-38; Избранное, М., 1952; "Честь", 2 изд., М.-Л., 1930;
"Хаос", М., 1935, то же, 1956.
Лит. (на арм. яз.): Тертерян А., Ширванзадс, Тифлис, 1911; Т а м р а
з я н Г р., Драматургия Ширванзаде, Ер., 1954; его же, Ширванзаде. Жизнь
и творчество. Ер.,1961. р. Г р.
"ШИРКАТ" ("Товарищество") - тат. театр. Создан в 1915 в Оренбурге
артистами В. Муртазин-Иман-ским и М. М утиным, ушедшими из труппы
"Сайяр". В труппе "Ш." также работали татарские актёры Ка-мал первый, Г.
Мангушев, С. Байкина, М. Иман-ская, Ф. Самитова, Л. Сыртланова. В этой
же труппе начал свою деятельность X. Абжалилов и Ф. Иль-ская. В
репертуаре труппы видное место занимала тат. драматургия - "Первое
представление", "Из-за подарка", "Тайны нашего города", "Банкрот",
"Распутство" Г. Камала, "Хаджи женится" Ш. Камала, "Галиябану" Файзи,
"Молодёжь" и "Неравные" Амирхана, а также-"Доходное место", "Коварство и
любовь", "Скупой"; "Лекарь поневоле" Мольера и др. После Февральской
революции труппа поставила ряд пьес, ранее запрещённых цензурой
("Молодая жизнь" Кулахметова и др.), систематически организовывала
концерты-митинги для революционных воинских частей.
В 1918 из артистов "Ш." в Оренбурге был создан тат. "Восточный" т-р,
в труппе к-рого были Н. Са-каев, Г. Мангушев, X. Абжалилов и др. В 1922
т-р был преобразован в гос. Оренбургский татарский т-р. , X. Г.
ШИРОБОКОВ, Степан Павлович [р. 18.XII. 1912] - удм. сов. поэт и
драматург. Нар. поэт Удм. АССР (1963). В 1939 окончил Ижевский
учительский ин-т. Лит. деятельность начал в 30-х гг. Во 2-й пол. 50-х
гг. Ш. обращается к драматургии. Пьеса "Чук-дор" ("У волка своя тропа")
призывает к бережному отношению к природе, борьбе с браконьерами (1956,
Удм. т-р). Комедия "Если нет любви..." (1961, Удм. т-р) посв. молодёжи,
выбору жизненного пути. Ш.- автор одноактных пьес о совр. жизни:
"Неизвестный художник", "Любишь - не любишь" и др.
Соч.: У волка своя тропа (Чукдор), "Молот", Ижевск, 1956. J\l 6, 7;
Яратон ке бвбл, в кн.: Чупчи вера..., Ижевск, 1962; Чупчи вера... [Сб.],
Ижевск, 1962. Д. Ив,
ШИРЬ‚, Вера Карловна [р. 18(31). 1.1915] - рус. сов. актриса. Нар.
арт. Азерб. ССР (1961). Чл. Ком-мунистич. партии с 1942. С 1933
занималась в студии при Бакинском рус. т-ре, с того же года играла на
сцене. По окончании студии (1937) была зачислена в труппу Бакинского
рус. т-ра. Исполняла роли:
Мирандолина-; Маша ("Живой труп"), Надежда Дурова (о. п. Кочеткова и
Липскерова), Шура ("Русские люди"). В годы войны Ш. много выступала на
фронте. В послевоенные годы исполнила роли: Варвара Огар-нова ("Счастье"
Павленко), Меланья ("Дети солнца"), Анна Ильинична ("Семья" Попова),
Шахрабану ха-нум ("Мусье Журден" Ахундова), Малютина ("Персональное
дело" Штейна), пани Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской),
тётушка Пери ("Зачем ты живёшь"? Касумова и Сеидбейли), Тереза ("День
рождения Терезы" Мдивани), королева Елизавета ("Мария Стюарт").
Одновременно с работой в т-ре Ш. (с 1934) выступает как чтец (произв.
сов. рус. и азерб. поэтов, писателей-классиков), работает на радио и
телевидении. Г. К.-К.