<< Пред.           стр. 881 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  ШРЕДЕР-ДЕВРИЕНТ (Schroder-Devrient; урожд. Шредер), Вильгельмина
 (6.XII.1804-26.1.1860) - нем. артистка оперы (сопрано). Пению училась у
 Ю. Моцатти (Mozatti) в Вене. Сценич. карьеру начала в 17 лет как
 драматич. актриса. В 1821 дебютировала как певица в роли Памины
 ("Волшебная флейта", Вена). С выдающимся успехом пела в Италии, Париже,
 Лондоне, Праге. Исполнила партию Леоноры ("Фиделио" Бетховена, 1822),
 к-рая принесла Ш.-Д. славу самой знаменитой певицы в Европе. В 1823-47 -
 солистка Придворной оперы в Дрездене. Для Ш.-Д. Р. Вагнер написал партию
 Адриано в опере "Риенци". Из-за участия в Дрезденском восстании 1849
 была выслана из пределов Саксонии и не выступала до 1856. Гастролировала
 в Петербурге. В иск-ве Ш.-Д. сочеталось вокальное мастерство с большой
 драматич. одарённостью. Среди лучших партий: Сента ("Летучий голландец"
 Вагнера), Агата ("Вольный стрелок" Вебера).
  Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895, с. 1361-1362,
 1375; Wolzogen A. v o n, Wilhelmine Schroder-Devrient, Lpz., 1863;
 Hagemann K., Wilhelmine Schroder-Devrient, Wiesbaden, 1947. Ал. M.
  ШРЕЙФОГЕЛЬ (Schreyvogel), Йозеф (27.1 ILI 768- 28.VII.1832) - австр.
 театр. деятель. В 1796 окончил Иенский ун-т. Был вице-директором "Т-ра
 ан дер Вин", секретарём имперской дирекции т-ров. С 1814- секретарь
 дирекции "Бургтеатра" и фактически его творч. руководитель. Дирекцию
 т-ра возглавляли представители австр. аристократии, с к-рыми Ш. вёл
 борьбу. Это вызывало недовольство реакц. правительства, и в 1832 Ш. был
 уволен из т-ра.
  Ш. утверждал воспитат. значение т-ра. Преодолевая цензурные
 ограничения, он пост. на сцене "Бургтеатра" запрещённые ранее драмы Ф.
 Шиллера: "Вал-ленштейн" (1814), "Мария Стюарт" (1814), "Вильгельм Телль"
 (1827). Ставил также пьесы И. В. Гёте - "Торк-вато Tacco" (1816), "Гец
 фон Берлихинген" (1830), Г. Э. Лессинга - "Натан Мудрый" (1819),
 Шекспира. Ш. способствовал развитию таланта австр. драматурга Ф.
 Грильпарцера, добивался пост. его пьес на сцене "Бургтеатра". Борьба Ш.
 за содержательный репертуар, против мещанских драм А. Коцебу и А. В.
 Иффлан-да способствовала формированию ярких актёрских индивидуальностей.
 В "Бургтеатре" сложился ансамбль крупных мастеров сцены - С. Шредер, Г.
 Аншюц, М. Корн, К. Фихтнер и др. Гл. внимание Ш. было направлено на
 раскрытие содержания драматич. произв. через иск-во актёра. Традиции
 "Бургтеатра", заложенные Ш., были продолжены Г. Лаубе после революции
 1848. Л. Лоб.
  ШРЕКЕР (Schreker), Франц (23.III.1878-21.III. 1934) - австр.
 композитор. Учился в Венской консерватории у Р. Фукса (1897-1900). Автор
 многих произв. для муз. т-ра. Наибольшее значение имела его опера
 "ДалЕний звон" (1912, Франкфурт-на-Майне; 1925, Т-р оперы и балета им.
 Кирова), пост. во мн. т-рах мира. Эта опера содержит экспрессионистпч.
 тенденции и символические, патологические элементы.
  Оперы: "Пламя" (с фп., 1902, Вена), "Игрушка и принцесса" (1913, Вена
 и Франкфурт-на-Майне; 2-я ред., 192U Мюнхен), "Отмеченные" (1918,
 Франкфурт-на-Майне)" "Кладоискатель" (1920, Франкфурт-на-Майне), "Поющий
 чёрт" (1928, Берлин), "Христофор" (1932, Фрейбург, Баден), "Гентский
 кузнец" (1932. Берлин).
  Балеты: "День рождения инфанты" (пантомима, 1908, Вена), "Рококо"
 (1920, Дармштадт) и др.
  С 1912 - преподаватель Муз. академии в Вене; с 1920 - директор
 Берлинской высшей муз. школы; в 1932-33- рук. класса композиции в
 Прусской академии иск-в. Выступал в Сов. Союзе как дирижёр (1925).
  Лит.: Гинзбург С. Л. [и др.]. Франц Шренер и его опера "Дальний
 звон". Сб. статей, Л-, 1925; В e k-k e г Р., Franz Schreker, В., 1919;
 Kapp I., Franz Schreker, Munch., 1921; Neuwirt h G., Franz Schreker W.,
 1959. Ал. M\
  ШТАЙН, Георгий Георгиевич [р. 20.11(5.111). 1911]-рус. сов.
 драматург, театр. критик, переводчик. Лит. деятельность начал в 1932.
 Писал пьесы, рецензии на спектакли, статьи по вопросам т-ра и
 драматургии. Написал пьесы (совм. с А. Кузнецовым):
  "Призвание" (1947, Центр, т-р Сов. Армии), "Друзья остаются друзьями"
 (1957, Кишинёвский т-р), "Слепое счастье" (1961, Моск. т-р Сатиры),
 "Женатый жених" (1965, Ленинград). Переводил пьесы драматургов союзных
 республик: "Стрекоза" Бараташвили, "Извините, пожалуйста!" Макаёнка,
 "Яблоко раздора" Бирюкова и др.
  Соч.: "Маскарад" на советской сцене, в сб.: "Маскарад" Лермонтова,
 Л., 1941; Конец театральной провинции, в сб.: 25 лет советского театра,
 М., 1943; Работы, написанные совм. с А. Кузнецовым- "Призвание", М.- Л.,
 1948;
  "Друзья остаются друзьями", "Современная драматургия", 1958, кн. 4;
 "Слепое счастье", М.,961; "Женатый жених", М., 1965. " С. Г.
  ШТАМП в т e а т p e (от итал. Stampa-печать) - внешний актёрский
 приём, лишенный внутреннего духовного содержания, применяющийся для
 выражения определённых чувств. Ш. проникают в разл. выразит. средства
 т-ра,- сценич. речь (интонации, особенности дикции), пластику, мимику и
 т. д. Ш. чужд подлинному иск-ву и всегда является порождением
 ремесленничества, "...сценической условностью, ничего не имеющей общего
 с настоящей жизнью и потому искажающей человеческую природу артиста"
 (Станиславский К. С., Статьи, речи, беседы, письма, 1953, с. 424).
 Термин "Ш." применяется также для обозначения в иск-ве режиссёра,
 художника-декоратора повторяющегося приёма, лишённого породившего его
 содержания.
  Лит.: Стан-иславский К. С., Ремесло, в кн.:
  Станиславский К. С., Статьи, речи, беседы, письма, М., 1953, с.
 422-43. Б. Рос.
  "ШТАТСОПЕР" (нем. Staatsoper, от Staat-государство и Oper-опера)-см.
 Венская государственная опера.
  ШТЕЙН, Александр Петрович (р. 15.IX.1906) - рус. сов. драматург. Чл.
 Коммунистич. партии с 1930. Лит. деятельность начал в 1923 как
 журналист. Первые пьесы "Нефть" и "Утопия" написаны совм. с бр. Тур и Я.
 Горевым(обе пост. в 1930 в ленингр. т-рах). В 1935- 1940 Ш. - редактор
 журнала "Искусство и жизнь". Многие пьесы Ш. посв. истории рус. и сов.
 флота. Среди них драмы: "Флаг адмирала" (1950, Центр, т-р Сов. Армии;
 Гос. пр. СССР, 1951) о рус. флотоводце адмирале Ушакове, "Гостиница
 "Астория"" (1956, Т-р им. Маяковского) о героич. днях ленингр, блокады,
 "Океан" (1961, там же; Ленингр. Большой драм. т-р, реж. Г. А.
 Товстоногов) о людях совр. флота. Многие пьесы Ш. пост. в Моск. т-ре им.
 Маяковского; значит. событиями театр. жизни стали спектакли, режиссёром
 к-рых был Н. П. Охлопков,- "Закон чести" (1948), "Гостиница "Астория"",
 "Океан". Там же были пост. драмы: "Персональное дело" (1954)-один из
 первых откликов в сов. драматургии на восстановление ленинских норм
 партийной жизни, и "Между ливнями" (1964; в этом же году в Ленингр. т-ре
 драмы им. Пушкина)-пьеса, воссоздающая трагич. события Крон-штадского
 мятежа 1921. В пьесе "Между ливнями" создан образ В. И. Ленина,
 возглавляющего разгром контрреволюции. В Т-ре им. Маяковского пост.
 также комедия Ш. "Весенние скрипки" (1959) и его авторизованный перевод
 с чеш. яз. пьесы Кундеры "Поворот ключа".
  Ш. принадлежат также пьесы "Пролог" (1953,Моск. т-р им. Ермоловой,
 Ленингр. Большой драм. т-р.) о событиях 1905 года, "Вдовец" (1966,
 МХАТ), "Аплодисменты" (1967, Т-р им. Моссовета).
  Драматургию Ш. отличает яркая публицистичность, стремление к высокой
 гражданственности. Пьесы Ш. отмечены напряжённостью конфликтов,
 многогранностью образов.
  Пьесы Ш. ставятся во мн. сов. т-рах и за рубежом (Болгария, Румыния,
 Венгрия, Польша, Чехословакия, ГДР). В 1965 опубликована книга Ш.
 "Повесть о том, как возникают сюжеты".
  Ш.- автор сценариев "Балтийцы", "Суд чести" (Гос. пр. СССР, 1949),
 "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы" и др.
  Др. пьесы: "Талант" (1934); "Добро пожаловать" (1942, т-р Балтфлота),
 "Святая ложь" (1945, Т-р им. Моссовета)- обе совм. с 3. М. Аграненко.
  Соч.: Весна двадцать первого, Л.-М., 1940; Пьесы, М., 1951; М., 1953;
 Драмы, М., 1966; Аплодисменты, "Театр", 1967, ј 3.
  Лит.: Охлопков Н., Об Александре Штейне, в кн.:
  Пьесы, М., 1962. Я. В.
  ШТЕЙН, Иван Фёдорович (г. рожд. неизв.- ум. в конце 1830-х гг.) -
 деятель рус. и укр. т-ров, антрепренёр. Один из основоположников
 коммерческого театра в провинции, пришедшего на смену крепостному т-ру.
 По национальности немец. В нач. 19 в. переехал из Силезии в Россию. В
 1804-07 играл в нем. т-рах Петербурга и Москвы. Антрепренёрскую
 деятельность начал, купив 15 крепостных детей и образовав из них первую
 труппу, ставившую балетные спектакли; затем Ш. продал крепостных
 владельцу Орловского т-ра графу С. М. Каменскому. В 1814 с О. И.
 Калиновским держал антрепризу в Харькове. В 1816 в их труппу вступил М.
 С. Щепкин. В том же году Ш. построил в Харькове новое театр. здание и
 стал с этого времени единоличным антрепренёром Харьковского т-ра. Ш.
 значительно пополнил и усилил труппу актёрами вольных и крепостных
 т-ров. В 1817 группа ведущих актёров т-ра Ш. (М. С. Щепкин, П.Е.Барсов,
 И. Ф. Угаров, Т. И. Преженковскаяидр.) покинула Харьков и организовала
 т-р в Полтаве. В 1822 (после распада полтавской труппы)болыпинство
 актёров вновь вернулось к Ш. В 1820-е гг. в антрепризе Ш. работали
 актёры Л. Ю. Млотковский, Л. И. Млотковская (Острякова), Н. X. Рыбаков,
 К. Т. Соленик. Труппа Ш. не имела себе равных в провинции и по
 количеству (40 актёров и 20 оркестрантов), и по наличию талантливых
 актёров, и по размаху деятельности. Разделив труппу на две части, Ш.
 давал регулярные спектакли одновременно в Харькове и Курске; его т-р
 гастролировал в Туле (1823), Одессе (сезон 1827/28), Киеве (1830-34) и
 др. городах. В т-ре ставились балеты (в к-рых Ш. участвовал как
 исполнитель), мелодрамы, водевили. В то же время в репертуар входили и
 произв. Шекспира, Шиллера, Мольера, Фонвизина, пьесы укр. драматурга И.
 П. Котляревского ("Наталка-Полтавка", "Москаль-чаровник"). В 1831 Ш.
 первым в провинции сумел обойти цензурный запрет и пост. в своём т-ре
 "Горе от ума" (Киев).
  В труппу Ш. входили актёры разл. направлений. Наряду с ходульными
 эпигонами классицизма здесь была группа актёров, поддерживавшая и
 развивавшая реалистич. достижения Щепкина.
  В 1833 в труппе Ш., игравшей в Курске, произошёл раскол: Л. И.
 Млотковская, Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик, основав самостоятельную
 труппу (возглавленную Л. Ю. Млотковским), остались играть в этом городе,
 а Ш. с остатками драм. труппы и балетом выехал в Харьков. С сер. 1830-х
 гг. Ш. прекратил свою деятельность.
  Лит.: Плетнёв А., У истоков харьковского театра, Харьков, 1960;
 Клинчин А., Николай Хрисанфович Рыбаков, М., 1952. д /г.
  ШТ‚ЙНБЕРГ, Лев Петрович [3(15).IX.1870-16.1. 1945] - рус. сов.
 дирижёр, композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1937). В 1893 окончил
 Петерб. консерваторию (класс фп. К. К. фан Арка, затем А. Г.
 Рубинштейна; класс композиции Н. А. Римского-Корсакова, Н. Ф. Соловьёва;
 класс гармонии А. К. Лядова). Дирижёрскую деятельность вёл с 1892 в
 качестве симф. и оперного дирижёра. Выступал в Петербурге, Москве и др.
 городах. В 1914 гастролировал с труппой С. П. Дягилева в Париже и
 Лондоне, дирижировал в Англии операми "Князь Игорь" (с участием Ф. И.
 Шаляпина) и "Майская ночь".
  После Октябрьской революции работал дирижёром в оперных т-рах Киева
 (до 1924), Харькова (1924-26), Свердловска (1926-27), Баку (1927-28).
 Инструментовал оперу "Тарас Бульба" Лысенко и впервые пост. её на сцене
 (1924, Харьковский т-р оперы и балета). С 1928 -дирижёр Большого т-ра
 (Москва). Автор балета "Мирра" (1924, Харьковский т-р оперы и балета).
 Ш. способствовал развитию сов. укр. оперного т-ра.
  Дирижировал операми: "Иван Сусанин"; "Вакула кузнец" Соловьёва (обе
 1899, Петербург, зал Кононова, силами Товарищества рус. оперных артистов
 под рук. О. О. Бест-риха и Л. П. Штейнберга), "Чародейка" Чайковского
 (1903, Саратовский оперный т-р), "Хованщина" (1907, Т-р Солодов-никова),
 "Пиковая дама" (1924); "Трильби" Юрасовского (1925, Харьковский т-р
 оперы и балета), "Орлиный бунт" Пащенко (1926, Свердловский т-р оперы и
 балета), "Борис Годунов" (1928, Бакинский оперный т-р); "Нюрнбергские
 мейстерзингеры" Вагнера (1929), "Алмаст" Спендиарова (1930), "Турандот"
 Пуччини (1931), "Мазепа" (1934), "Демон" (1937), '"Царская невеста"
 (1937), "Русалка" (1944) - в Большом т-ре (Москва) и др.
  В 1938-41 вёл педагогич. работу в Моск. консерватории (профессор
 класса дирижирования).
  Лит.: Исаков А., Полвека за пультом, "Театральная неделя", 1940, ј 9.
 А. Ив.
  ШТ‚ЙНБЕРГ, Максимилиан Осеевич [22.VI (4.VII).1883-6.XII.1946] - рус.
 сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934), нар. арт. Узб.
 ССР (1944). В 1908 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Н.
 А. Римского-Корсакова. В своих ранних соч. Ш. был близок к стилю своего
 учителя и А. К. Глазунова. Затем испытал нек-рое влияние модернизма, что
 отразилось на его балете "Метаморфозы" по о. п. Овидия (1914, "Русский
 балет Сергея Дягилева", Париж). Ш. написал балеты "Тиль Уленшпигель" по
 Ш. де Костеру (соч. 1936) и "Сарай Мульк Ханум" (неоконч.), оперу "Тахир
 и Зухра" (1942, неоконч.), кантату памяти А. С. Пушкина и многочисл.
 соч. др. жанров.
  Ш. хорошо знал муз. фольклор народов СССР и зарубежных стран и
 творчески использовал его в своих произв. Был редактором посмертного
 издания муз. и лит. произв. Римского-Корсакова (завершил его труд
 "Основы оркестровки"). Ш. принадлежит редакция сюит из опер "Золотой
 петушок" (совм. с А. К. Глазуновым), "Сказание о невидимом граде Китеже
 и деве Февронии", а также редакция партитур опер - "Майская ночь" и
 "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова, "Алмаст" Спендиарова,
 "Отечество" ("Фландрия") Паладиля (к двум последним он написал ряд
 дополнительных номеров) и др. Ш. вёл педагогич. работу. С
 1908-преподаватель, с 1915- профессор Петрогр. консерватории по классу
 теории композиции. Доктор искусствоведения (1943). В чивле учеников Ш.:
 М. Ашрафи, С. В. Бархударян, Е. Г. Брусиловский, В. М. Дешевов, С. А.
 Заранек, А. Ф. Пащенко, А. Г. Тер-Гевондян, В. А. Успенский, Ю. А.
 Шапорин, Д. Д. Шостакович, В. В. Щербачёв.
  Лит.: Римский-Корсаков А., Максимилиан Штейнберг, М., 1928; Г н е с и
 н М., Максимилиан Штейн-берг, "Сов. музыка", 1946, ј 12;
 Богданов-Березовский В., Максимилиан Штейнберг, М., 1947.
  А. Ив.
  ШТЕЛИН (С т е л и н), Якоб (Яков Яковлевич) [10(21). V.1709- 25.
 VI(6. Vil). 1785] - рус. литератор, драматург, режиссёр, поэт. Академик
 Петерб. АН. По национальности немец. Образование получил в Лейпцигском
 ун-те. С 1735 жил в России. Был дружен с М. В. Ломоносовым (к-рый часто
 переводил с нем. его стихи). Профессор элоквенции и поэзии, Ш. помещал
 статьи в "Ведомостях", писал стихи по поводу разл. торжественных
 случаев, организовывал оформление праздников. В день коронации Елизаветы
 Петровны пост. оперу Гассе "Титово милосердие" с аллегорич. прологом
 собственного сочинения "Россия, по печали паки образованная" (муз. Д.
 Да-лолио). В 1763 Ш. был организатором зрелищ по случаю коронации
 Екатерины II. Один из первых в России исследователей истории драм.
 т-ра,балета, музыки. Из его лит. трудов наибольший интерес представляют
 заметки в "Ведомостях" об оперных и балетных спектаклях, а также
 "Краткое известие о театральных в России представлениях..." (1779), где
 даны ценные сведения о первых шагах рус. т-ра, о гастролирующих в России
 иностр. труппах.
  Соч.: Краткое известие о театральных в России представлениях от
 начала их до 1768 года, "Санкт-Петербургский вестник", 1779, часть IV,
 авг.-сент.; Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935. Историческое
 описание оного театрального действия, которое называется опера,
 "Примечания на Санкт-Петербургские ведомости", 1738 (с 27 февр. по 19
 июня), с. 65-84, 132-39, 140-83.
  Лит.: Ломоносов М. В., Сборник статей и материалов, М.-Л., 1946, с.
 39-40; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века в её связях
 с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы, т. 1-2, М.,
 195 2-53; Г о з е н п у д А., Музыкальный театр в России, Л., 1959. В.
 Вир.
  ШТЕНБЕРГ, Ирина Валерьяновна (р. 20.IX. 1905)- сов. театр. художник.
 Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). Училась в Тбилисской академии
 художеств. С 1926 в течение 10 лет работала как график в издательствах
 Москвы и Тбилиси. Создала иллюстрации к ряду разнообразных изданий,
 серии жанровых рисунков, произв. станковой живописи, графики.
  Первая работа в т-ре - спектакль "Том Сойер" по М. Твену в Тбилисском
 рус. ТЮЗе (1936). Долгое время была постоянным художником этого т-ра.
 Работала в Т-ре им. Грибоедова, оформляла спектакли в Т-ре им.
 Руставели, Т-ре им. Марджанишвили, в груз. ТЮЗе в Тбилиси, в
 Ленинаканском т-ре, Т-ре им. Сундукяна, груз. т-ре в Сухуми и др.
  Среди спектаклей: "Хозяйка гостиницы" (1937); "Белеет парус одинокий"
 Катаева (1938), "Ревизор" (1939); "Маргарита Готье ("Дама с камелиями")
 Дюма-сына (1940), "На всякого мудреца довольно простоты (1940),
 "Укрощение строптивой" (1941); "Великий Моурави" Вакели (1941),
  "Собака на сене" Лопе де Bera (1942), "Васса Железнова" (1955);
 "Пламенный мечтатель" Мревлишвили (1957), "Снежная королева" Шварца
 (1939), "Преступление и наказание" по Достоевскому (1962), "Кровавая
 свадьба" Гарсиа Лорки (1962), "Лиса и виноград" Фи-гейрсду (1964), "Моя
 старшая сестра" Володина (1964) и др.
  Работам Ш. свойственна чёткость рисунка, порой подчёркнутая резкость
 линий. Художник остро ощущает природу драм. произв., находит яркое,
 смелое решение сценич. пространства. Ш. стремится к простоте и лёгкости.
 Изобретательно планируя сцену, помогает создать верную и тонкую сценич.
 атмосферу. В эскизах костюмов Ш. выражает характер сценич. персонажей;
 её эскизы помогают актёрам в создании сценич. образов.
  ШТЕПАНЕК (Stepanek), Зденек (р. 22.IX.1896) - чехословацкий актёр.
 Нар. арт. ЧССР (1953). Впервые выступил на сцене в 1913 в труппе А.
 арека. Играл в передвижных труппах. В 1920- 1934- в Т-ре на Виноградах
  (Прага). С 1934-один из ведущих актёров пражского Национального т-ра,
 в 1954-55-худ. рук. этого т-ра. Для исполнительского искусства Ш.
 характерно мастерство перевоплощения, выразительность сценич. речи.
  Среди ролей: в Т-ре на Виноградах - Мельник ("Фонарь" Ирасека), Павел
 Басов ("Внринея" по Сейфуллиной), Гамлет;
  Протасов ("Живой труп"). Разбойник ("Разбойники Чапека), Мефистофель
 ("Фауст"), Францек ("Мариша" бр. Мрштиков), Ричард III; Мышкин ("Идиот"
 по Достоевскому); в Национальном т-ре - Отец ("Мать" Чапека), Макбет,
 Отелло, Тартюф; Валента ("Дочь поджигателя Тыла), Забелин ("Кремлёвские
 куранты"), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Тетерев ("Мещане"),
 Маршал ("Белая болезнь" Чапека), король Лир.
  Соч.: Hereci Praha, 1961.
  Лит.: Narodni umelec Zd. Stepanek, "Narodni divadlo", 1956, гоб. 32,
 с. 3. JI. Сол.
  ШТЕРНХЕЙМ (Sternheim), Карл (1.IV.1878- 3.XI.1942) - нем. писатель,
 драматург. Один из крупнейших представителей экспрессионистич. драмы.
 Последователь Ф. Ведекинда и Г. Кайзера. Изучал философию и историю
 лит-ры в Мюнхене, Лейпциге, Гёттингене и др. Еще до 1933 эмигрировал из
 Германии. После создания неоромантич. стихотворной драмы "Ульрих и
 Бригитта" (1909) и трагедии "Дон Жуан" (1910) Ш. написал цикл комедий -
 одиннадцать гроте-сково-сатирич. экспрессионистич. пьес с общим иронич.
 подзаголовком "Из буржуазной героической жизни". В этот цикл входят
 пьесы: "Панталоны" (1911), "Денежная шкатулка" (1912), "Буржуа Шиппель"
 (1912), "Сноб" (1913), "Кандидат" (1913), "1913" (1915), "Скупой"
 (1916), "Чистый лист" (1916), "Освобождённый от оков современник" (1920)

<< Пред.           стр. 881 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу