<< Пред.           стр. 91 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 рассказывалось о подвигах духов и королей. В несколько усложнённой форме
 жанр "нибаткинг" сохранился в народном бирманском театре и до наших
 дней.
  В народном бирм. т-ре сцены, занавеса и декораций не существует.
 Зрители сидят на циновках или просто на земле. В дворцовом т-ре знатные
 особы смотрели на актёров с возвышения, оркестр располагался позади
 исполнителей. Актёры пользовались простейшим реквизитом. Особое внимание
 уделялось костюмам, к-рые точно соответствовали одежде короля,
 придворных, монахов и т. п. Исполнители ролей колдунов, духов, животных
 носили маски. Перед каждой сценой оркестр исполнял вступление (во время
 действия оркестр использовался редко). Среди актёров были мужчины и
 женщины, но оркестр состоял только из мужчин. Дирижёр оркестра, как
 правило, являлся и главой труппы. Перед представлением актёры приносили
 жертву духам и пели ритуальные гимны. Актёр, изображающий в пьесе Будду,
 должен был предварительно сутки поститься. Актёрам запрещалось: надевать
 золотые туфли, являвшиеся признаком священности королевской особы,
 целоваться на сцене и т. п. (мн. из этих обычаев сохранились в Б. т. до
 наших дней).
  На бирманский т-р, как на народный, так и на придворный, оказало
 влияние иск-во Китая и, особенно,
  Индии и Сиама (Таиланда). Широкое распространение получили в Бирме
 пьесы и отдельные сцены на сюжеты из инд. эпоса "Рамаяны", проникшего в
 Бирму через Сиам. В сер. 18 в. создаётся т-р при дворе бирм. императора
 в столице Аве. Первыми актёрами были члены сиамской королевской семьи,
 взятые в плен во время войны с Сиамом. Здесь ставились сцены и пьесы на
 темы "Рамаяны". Они носили название "Рамаиза", "нандвинза" (дворцовая
 драма); народ называл их "Рама-кинг". Эти представления отличались
 пышностью и торжественностью постановки и высокой техникой мимич.
 иск-ва" Развитию жанра "нандвинза" способствовало творчество придворного
 поэта и драматурга Мьявади, поэтессы Кхин Соунг, поэта и переводчика У
 Toy (нач. 19 в.). К 19 в. формируется новый жанр Б. т.-"пьяза". Лучшие
 образцы "пьяза" ("Махо", "Парпахейн" У Чин У, "Водонос", "Вэйтхандайя" У
 Поун Нья и др.) ставятся и в современном бирм. т-ре. В представлениях
 "пьяза" меньшую роль играет музыка, исключаются танец и пение,
 являвшиеся непременными элементами представлений "нибаткинг" и
 "нандвийза".
  На формирование Б. т. оказало влияние развитие лит-ры на бирм. яз.
 Многие буддийские легенды стали сюжетом театральных представлений. Кроме
 пьес с религиозными и дворцовыми сюжетами, появляются пьесы на темы
 трудовой жизни народа, лирич. пьесы и т. д.
  В конце 18 - нач. 19 вв. (в годы правления императора Бодоупайя,
 1781-1819) был создан департамент театр. иск-ва, проведены мероприятия
 по объединению придворной и нар. драмы и положено начало развитию
 общенациональной драмы. Были сделаны попытки поставить деятельность всех
 театр. трупп под контроль государства (это удалось только по отношению к
 кукловодам). Актёры награждались медалями и удостаивались звания
 "королевского артиста". В этот период для т-ра писали драматурги У Чин У
 и У Поун Нья.
  В период англ. господства (с конца 19 в.) Б. т. приходит в упадок,
 хотя в начале 20 в. существовало неск. театр. трупп- Дворцовый т-р в
 Рангуне (новая столица Бирмы) влачил жалкое существование. В эти годы
 почти не было создано значит, драматич. произведений; ставились лишь
 многочиел. подражания пьесам У Чин У и У Поун Нья. Для привлечения
 публики в представление вводятся пение, танцы; гл. внимание уделяется
 внешним эффектам. Лучшие произв. этого периода написаны писателями Схайя
 Йо, Схайя Шу Тха и актёром У Ку.
  В 80-90-е гь. 19 в. в Б. т. получает распространение импровизация.
 Текст представлений создаётся на репетициях и дополняется актёрами. Под
 влиянием европ. т-ра используются занавес, декорации, устраиваются спец.
 подмостки. В конце 19 в. в Рангуне было построено первое здание
 постоянного т-ра. Здесь выступали актёры - Аунгбалау Сейн Кадон, У По
 Сейн. Они имели собств. труппы, в к-рых занимали ведущее положение.
  В 20-е гг. 20 в. в Бирме впервые были пост. пьесы Шекспира, Мольера,
 Чехова. В театр. иск-ве нашла отражение тема борьбы бирм. народа за
 освобождение от колониального гнёта.
  После провозглашения нац. независимости Бирмы (1948) начался новый
 этап развития театр. иск-ва. Театр. деятели Бирмы бережно сохраняют
 клас-сич. традиции своего т-ра. Постоянные театр. труппы созданы во всех
 больших городах; почти во всех деревнях возникли любительские нар. т-рьь
 Многочиел. драм. и муз. труппы гастролируют по стране п дают
 представления во время праздников на временных площадках, под навесами,
 на открытом воздухе перед тысячами зрителей.
  Б. т. разнообразен по своим формам и сюжетам. Для него характерно
 слияние в одном представлении элементов разл. театр. жанров - драмы,
 оперы и балета. В представлениях Б. .т. органично сочетаются речитатив,
 музыка и танец. Театр. представления сопровождаются оркестром, состоящим
 из 3 - 10 музыкантов. Музыка тесно связана со всем ходом представления:
 точно определено, какая часть оркестра аккомпанирует тому или иному
 танцу, речитативу; установлена твёрдая последовательность муз.
 сопровождения сцен. В состав бирм. оркестра входят нац. бирм. муз.
 инструменты: саунг, джи-вайнг, сайнг-вайнг, паттала, медные тарелки,
 бирманский гобой, бамбуковые дощечки типа кастаньет и др.
  Важный жанр в бирм. т-ре - танцев, представления и пантомимы,
 построенные на танце. Нац. бирм. танцы отличаются чёткой ритмичностью и
 выразительностью; движения могут быть быстрыми и стремительными или
 плавными и грациозными* Нередко исполнитель танца сам себе аккомпанирует
 на муз. инструменте. Танцы разделяются на неск. осн. видов: 1) нар.
 массовые танцы "оузи", к-рые исполняют' ся как несколькими танцорами,
 так и большими груть пами; в содержании их отражена трудовая и обществ.
 тематика; обычно исполняются в сопровождении круглого барабана "оузи",
 от которого и получили свое название; 2) парный танец мужчины и женщины,
 сопровождаемый пением, в к-ром танцоры рассказывают о верности и чистоте
 чувств. Этот танец, отличающийся особой отточенностью, скульптурностью
 дви' жений, часто используется в представлениях бирм. классич. драмы; 3)
 женский сольный танец, высокий по Технике и сложный по рисунку, является
 частью представлений муз.-комедийного театра анп-ве.
  Танцев, пантомимы рассказывают о подвигах ми-фич. или религ. героев,
 в них действуют духи и чудовища, используются традиционные маски и
 костюмы, декорации. В Бирме существует также т-р марионеток, возникший в
 16 в. Имеется и т-р теней, проникший сюда с Явы. Созданы гос. школы
 музыки и драмы, в к-рых готовятся нац. кадры актёров. Разработан проект
 строительства нового большого т-ра в Рангуне.
  Лит.: Maung Htin Aung, Burmese drama, Oxf.. 1956; R i d g e w а у W.,
 The dramas and dramatic dances o! the non-European races..., Cambr.,
 1915; HI a P e. Down songs..., L., 1957; Чху Ч ж и - x e, Бирма, перевод
 с китайского, М., 1958: Pok N i, Konmara pya zat. (An example of popular
 Burmese drama in the XIX century), L., 1952. Ю. О., Св. М.
  "БИРМИНГЕМСКИЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР"
  (Birmingham Repertory Theatre) - один из ведущих театральных
 коллективов Англии. Открылся 5 февр. 1913 спектаклем "Двенадцатая ночь".
 Создан на осно' ве любительской труппы "Актёры-паломники",
 орга-низованной в 1907 театр. деятелем В. Джэксоном. "Б. р. т." в
 отличие от коммерч. т-ров, ставящих один спектакль, к-рый идёт до тех
 пор, пока делает сборы, имеет в своём репертуаре одновременно несколько
 постановок. Т-р знакомит зрителя с произв. Шекспи-ра, Мольера, Ибсена,
 Чехова, ставит совр. английскую (Шоу, Голсуорси и др.) и переводную
 (Стринд-берг, Метерлинк, Чапек и др.) драматургию. Среди спектаклей
 "Б.р.т.": "Авраам Линкольн" Дринкуотера (1919), "Назад к Мафусаилу"
 (1923) и "Тележка с яб-локами" (1929) Шоу и ряд пост. Шекспира.
 Протестуя против пышной декоративности, господствовавшей в то время на
 англ. сцене, Б. р. т. поставил в 20-е гг. "Цимбелина", "Макбета",
 "Гамлета", "Укрощение строптивой" Шекспира в лаконичном оформлении,
 современных костюмах. В 1952 на сцене "Олд Вик" "Б. р. т." показал 1-ю,
 в 1953 - 1-ю, 2-ю и 3-ю части "Генриха VI" Шекспира. В 1958 "Б. р. т'."
 пост. пьесу "Чайный домик августовской луны" Патрика, в 1959- "Гамлета"
 и муз. комедию "Дуэнья"
  Слейда (по Шеридану). На сцене "Б. р. т." выступали крупные англ.
 актёры - Л. Оливье, Р. Ричардсон, П. Эшкрофт, А. Ванбру, П. Скофилд,
 работал реж. Д. Сил и др. С конца 50-х гг. в труппе т-ра: реж. Б.
 Хептон, актёры - А. Пентелоу, Т. Лодж, М. Шер-мен, С. Фрейзер, Э.
 Спригс, И. Ричардсон, худ. П. Шелвинг и др.
  Лит.: К e m p T. С., The Birmingham Repertory Theatre, Birmingham,
 1948. ф. К.
  БИРЮКОВ, Сергей Сергеевич [р. 8(20).1.1897]- русский советский актёр.
 Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1947. Окончил драм. студию при
 Костромском отделе нар. образования (1922). Сценич. деятельность начал в
 Костромском т-ре в 1923. Работал в т-рах Ярославля, Иванова,
 Владивостока, Новосибирска. В 1932-60 - в труппе Новосибирского т-ра
 "Красный факел". Роли: Дорн ("Чайка"), Фома Опискин ("Село Степанчиково"
 по Достоевскому), Иван Коломийцев ("Последние"), Забелин ("Кремлёвские
 куранты"), Гарри Смит ("Русский вопрос"), Каренин ("Анна Каренина"),
 Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова) и др. С 1960 Б. работает в
 Минском русском театре. Э. К.
  "БИРЮЧ ПЕТРОГРАДСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ" (бирюч
 по-древнеславянски - вестник, глашатай) -1) Советский театральный
 журнал. Издавался в Петрограде: в 1918 - еженедельно (с ноября, вышли јј
 1-8); в 1919-один рае в две недели (јј 9-20; до мая). Редактор-А.С.
 Поляков. Журнал освещал гл. обр. жизнь гос. т-ров Петрограда; в нём
 печатались подробные либретто пьес и программы Спектаклей, комментарии к
 ним, театр. хроника, спец. "Календарь театра". В качестве приложения
 "Б." имел вкладку- "Репертуар гос. петроградских т-ров". 2) Сборники
 статей (всего вышло 2 сб.- 1919, 1920). Редактор - А. С. Поляков. Наряду
 с хроникально-информац. сообщениями здесь помещались историко-театр.,
 теоретич. и др. статьи. Сборники отличались обилием фактич. материалов.
 Л. Шн.
  БИС (лат. bis - дважды) - восклицание, выражающее требование
 повторения особенно понравившегося номера. В концертах с заранее
 объявленной программой играть в конце "на бис"-значит исполнить по
 просьбе публики дополнительные произведения сверх программы концерта.
  БЙСКЕРТ (Bisquertt), Просперо (р. 18.VI.1881) - чилийский композитор.
 По специальности-инженер. Автор одной из первых чилийских нац. опер
 "Сайеда" на собств. либретто по мотивам сказки "Тысячи и одной ночи"
 (1929, Сантьяго). Балетная картина из оперы Б. "Сон Сайеды" много раз
 ставилась балетной труппой т-ра в Сантьяго. В 1940-45 - директор Ин-та
 распространения музыки в Чили. Л. X.
  БЙСФЕМ (Bispham), Дейвид Скалл (5.1.1857-2.X. 1921) - американский
 артист оперы (баритон). В 1886-89 Б. обучался пению у Л. Ваннуччини
 (Флоренция) и Ф. Ламперти (Милан). Творч. деятельность начал в качестве
 концертного певца в Лондоне в 1890. В 1891 Б. впервые выступил в опере.
 В 1892 работал в т-рах "Друри-Лейн" и "Инглиш опера хаус", после чего
 неск. лет-в т-ре"Ковент-Гарден". С 1896 Б.- солист труппы т-ра
 "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Широкую известность получил гл. обр.
 как исполнитель партий Вольфрама, Тельрамунда, Вотана и Альбери-ха,
 Курвенала, Бекмессера и Нахтигаля ("Таигей-зер", "Лоэнгрин", "Золото
 Рейна", "Тристан и Изоль-да", "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера).
 Исполнял также партии: Эскамильо; Яго, Фальстафа ("Отел-по", "Фальстаф"
 Верди) и др. Б. был выдающимся камерным певцом и исполнителем амер. нар.
 песен. Вместе с М. Гаррисом, Л. Гейтс и А. Рейсом основал в 1916
 "Общество амер. певцов", к-рое осуществляло пост. оперных произв.
 различных композиторов на англ. языке. В 1921 была учреждена памятная
 медаль имени Б., к-рая впоследствии присуждалась композиторам США за
 крупные достижения в области муз. т-ра (Д. Гершвин, В. Дамрош, Д.
 Тейлор, X. Хэдли и Др.).
  Лит. со ч.: A quaker singer's recollections, N. Y., 192 Bc. T.
  БЙТНЕР (Bittnerowna), Барбара (р. 4.IX.1924) - польская артистка
 балета. Училась в Варшаве у С. Фа-лишевского, позднее-в балетной школе
 3. Домбров-ского. С 1946 - ведущая танцовщица балетной труппы Гос. оперы
 в Познани; в 1949-51 - Оперного т-ра в Бытоме (Силезия). Партии: Молодая
 супруга ("Харнаси" Шимановского), Зелёный петух ("От сказки к сказке"
 Недбала), Коппелия, Джульетта. За успехи в области балетного и-ск-ва
 удостоена Нац. пр. (1952).
  Лит.: Т u r s k a J., Barbara Bittnerowna, газ. "Przeglad
 Kulturalny.), Warsz., 1953, Rok 11, ј 40; Swinarski A. M., Barbara
 Bittnerowna, "Teatr", Warsz., 1953, *No 8, 16-30 kwietnia, p Щ
  БЙТОН (Beaton), Сесил (р. 14.1.1904) - английский театральный
 художник. В 1927 начал творч. деятельность ("Артс тиэтр", Лондон). В
 1935 оформил спектакль "Следуй за солнцем" Джинса и Тёр пера (т-р
 "Адельфи", Лондон). Затем работал в различных нью-йоркских т-рах. Для
 декорац. работ Б. характерны лаконичность линий, салонная интимность,
 изысканность колористич. решения. Наиболее полно эти черты творчества Б.
 проявились в построении интерьеров в спектаклях "Веер леди Уиндермир"
 Уайльда (1945, т-р "Хеймаркет") и "Школа злословия" Шеридана (1949, т-р
 "Олд Вик"), в создании костюмов к спектаклю "Моя прекрасная леди" по Шоу
 (1956, "Марк Хеллингер тиэтр", Нью-Йорк). Б. оформил балеты "Щелкунчик"
 (1951, т-р "Сэдлерс-Уэллс"), "Лебединое озеро" (1952, т-р "Нью-Йорк сити
 балле") и др. С 1941 работает также в кино. Ф. Я.
  ЬИТЮЦКИЙ, Вениамин Семёнович [р. 13(26).X. 1902]-русский советский
 режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1956). В 1924 окончил Гос. мастерские театр.
 иск-ва в Саратове. В том же году начал сценич. деятельность как актёр в
 Саратовском т-ре. Затем играл в т-рах Бобруйска, Витебска, Архангельска,
 Перми, Свердловска и др. городов. Роли: Хлестаков;
  Карандышев и Мелузов("Бес-приданница" и "Таланты и поклонники"),
 Освальд; Сол-нышкин, Белкин ("Дальняя дорога" и "Шестеро любимых"
 Арбузова), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь") и др. Впервые как
 режиссёр выступил в 1935. С 1938 занимается только режиссурой. С 1939
 работает в Свердловском т-ре (с 1952-гл. режиссёр). Пост.: "Кремлевские
 куранты" (1940, 1957); "Зыковы" (1944), "Дачники" (1946), "Сомов и
 другие" (1953) Горького, "Счастье" Павленко (1949), "Семья" Попова
 (1950), "Любовь Яровая" (1952), "Вишнёвый сад" (1954); "Горное гнездо"
 по Мамину-Сибиряку (1959), "Братья Ершовы" по Кочетову (1959). Одна из
 лучших работ Б.- "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1957). Спектакли, пост.
 Б., отмечены высокой режиссёрской культурой, характеризуются тщательной
 отделкой каждой роли. Э. К.
  БЙХАРИ (Bihari), Йожеф (р. 14.1.1901) - венгерский актёр. Нар. арт.
 Венгерской Народной Республики (1953). В 1928 начал сценич. деятельность
 в т-ре "Вигсинхаз" (Будапешт). В 1945 вступил в труппу Нац. т-ра. Роли:
 Тиборц ("Банк-бан" Катоны), Варно ("Судья Шари" Морица), Йожа ("Пламя
 факела" Ийеша), Скоут ("Сон в летнюю ночь"), Бубнов ("На дне"), Вольф
 ("Шуба" Гауптмана). Б. создаёт жизненно правдивые образы, исполненные
 юмора и нац. самобытности. С 1938 снимается в кино ("Пропасть" и Др.).
 Пр. им. Кошута (1951, 1953).
  БЙХТЬР, Михаил Алексеевич (11(23). IV.1881- 7. V. 1947] - русский
 советский дирижёр и пианист. Засл. деят. иск-в РСФСР(1938). В 1910
 окончил Петерб. консерваторию (ученик А. Н. Есиповой и А. К. Лядова). В
 1912-17 осуществил в Т-ремуз. драмы в Петербурге (совм. с реж. И. М.
 Лапицким) постановки опер: "Каменный гость" Даргомыжского, "Евгений
 Онегин", "Борис Годунов", "Снегурочка", "Нюрнбергские мейстерзингеры" и
 др. Пользовался известностью как аккомпаниатор. Выступал с Н. И.
 Забе-лой-В рубель, Ф. И. Шаляпиным, И. А. Алчевским и др. Вёл педагогич.
 работу; с 1934-профессор Ленинградской консерватории.
  Лит. соч.: Листки из книги воспоминаний, "Советская музыка", 1959, јј
 9 и 12.
  Лит.: Л e в и к С., Памяти М. А. Бихтера, "Советская музыка", 1948,
 .ј3.
  БЙЧЕМ(Вееспат), Томас (29.IV.1879-8.III.1961)- английский дирижёр и
 музыкально-общественный деятель. Творч. деятельность начал как симф
 .дирижёр в 1899, как оперный-в 1902. В 1910-20 был дирижёром и
 антрепренёром известных "Сезонов Б.", создавших эпоху в истории англ.
 муз. иск-ва. Б. пост. в различных т-рах Лондона с участием крупных
 артистов св. 100 опер, мн. из к-рых были неизвестны англ. слушателям.
 Выдающимися событиями в театр. жизни Лондона явились пост. Б. опер:
 "Саломея", "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса (1913), "Борис Годунов"
 (1913, с участием Ф. И. Шаляпина); "Так поступают все" и "Похищение из
 сераля" Моцарта (1910) и др. В 1933-39 Б.-директор лондонского т-ра
 "Ко-вент-Гарден", переживавшего в то время эпоху расцвета. В 1942-44
 работал в нью-йоркском т-ре "Метрополитен-опера". Под руководством Б.
 были пост. "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Феб и Пан" Баха и др.
 В 1947 Б. дирижировал оперными спектаклями на Эдинбургских, в 1950 на
 Глайнд-борнских фестивалях, в 1953 - в Оксфорде, в 4958 - в
 Буэнос-Айресе (т-р "Колон"). Для Б. как дирижёра характерен чёткий,
 выразительный, лишённый аффектации жест. Особенно интересны трактовки Б.
 опер Моцарта. Вс. Т. БИЧУРИНА, Анна Александровна [1853-5(17).II. 4888]
 - русская артистка оперы (контральто). Муз. образование получила в
 Петерб. консерватории. С 1875 - солистка Мариинского т-ра, с к-рым была
 связана вся её сценич. деятельность. Б.- первая исполнительница партий
 Леля, Свояченицы ("Снегурочка", "Майская ночь" Римского-Корсакова),
 Солохи ("Черевички" Чайковского). Среди др. партий Б.:
  Ваня ("Иван Сусанин"), Спиридоновна ("Вражья сила" Серова), Хозяйка
 корчмы ("Борис Годунов"), Няня ("Евгений Онегин") и др. Б. обладала
 сочным грудным сильным голосом, большим сценич. дарованием. Создала
 остро характерные образы; была одной из лучших исполнительниц бытовых
 партий оперного репертуара О. В.
  БЛАЗИС (Blasis), Карло (4.XI.1795, Неаполь,- 15.VII.1878, Черноббио)
 - итальянский артист балета, балетмейстер, педагог. Хореографич.
 образование получил под рук. П. Гарделя О. Вестриса Л. Милона и др.
 педагогов. В 1817 дебютировал в "Гранд-Опера"
  (Париж) в опере "Баядера" Кателя (исполнял па-де-де). В 1818 - солист
 т-ра "Ла Скала" (Милан), где совершенствовал своё иск-во под рук. С.
 Вигано. Выступал в его балетах "Дедал", "Шпага Кенетта", "Жанна д'Арк" и
 др. Танец Б. отличался высокой техникой, красотой линий и гармонией
 движений. В 1819 Б. дебютировал как балетмейстер, поставив балет
 "Придворный феодал" Ф. Блазиса в т-ре "Ла Скала". В дальнейшем пост.
 более 80 балетов в т-рах Милана, Венеции, Лондона, Варшавы и др. Из его
 постановок известны: "Пандора" (1827), "Блудный сын" (1833), "Прекрасная
 сицилианка"( 1847) Ф. Блазиса, "Галатея" Ортори (1857). В 1861-63 ставил
 балеты в Большом т-ре (Москва): "Фауст" Паничи и Пуни (1861), "Орфа"
 Адана и Минкуса (1862) и др. Особенно велико значе ние Б. как педагога и
 теоретика. В 1837-50 он руководил миланской Королевской академией танца
 при "Ла Скала", воспитал известных артистов балета:
  К. Беретта, Ф. Фабри, С. Фуоко, В. Цукки, Л. Гран, К. Гризи, Ф.
 Черрито, Дж. Лепри и др.
  Преподавал в балетном уч-ще при Большом т-ре. Б. внёс большой вклад в
 развитие системы классич. танца, написал ряд книг по вопросам танца:
 "Элементарный учебник теории и практики танца" (1820), "Код Терпсихоры"
 (1828), "Полный учебник танца" (1830) и др.
  Соч.: Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, М.,
 1864; Traite elementaire, theorique et pratique de 1'art de la danse,
 Mil., 1820; The code of Terpsichore. The art of dancing, L., 1828;
 Manuel compiei de la danse..., P., 1830; Crii amori di Adone e Venere.
 Ballo mitologico in 4 atti, L., 1835; Fausto. Grande ballo pantomimico,

<< Пред.           стр. 91 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу