<< Пред.           стр. 910 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 пьес. Наиболее известна пьеса "Записки о шайке разбойников" Мураяма
 Томоёси (1929). Среди лучших пьес 30-х гг.- "Вулканическое плато" Кубо
 Сакаэ (1938). В годы 2-й мировой войны развитие сингэки прекратилось
 из-за репрессий властей. В послевоенные годы происходит новый подъём
 этого жанра. Среди драматургов 40-50-х гг. Киносита Дзюндзп, создавший
 серию пьес по мотивам япон. нар. сказаний - минвагэки. Среди них
 "Журавлиные перья" (1949), "Сказка о Хпкоити" (1949) и др., острая
 сатирич. пьеса "Успенье лягушки (1952). Успехом пользуется пьеса Мураяма
 Томоёси "Мёртвое море" (1952). Среди молодых драматургов Японии - Танака
 Тикао, Кояма Юси, Мисима Юкио, Абэ К обо, Хотта Киёми и др.
  Лит.: Театр и драматургия Японии. Сб. статей, под ред. Н. И. Конрада,
 М., 1965; Конрад Н. И., Театр Кабуки, Л.-М., 1928; Тикамацу Мондзаэмон,
 Драмы, М., 1963; "Журавлиные перья". Современные японские пьесы, М.- Л.,
 1962; Киносита Дзюндзи, "Успенье лягушки", М., 1958; Хамамура ‚нэдзо,
 Сугавара Такаси, Киносита Дзюндзи, Кабуки, пер., [М.,1965]; Одзаки К.,
 Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960; на япон. яз.: Энгэки хякка
 дайдзитэн, Токио, 1963; Сюдзуй Кэндзи, Кабуки гикёку кодзоно кэнкю,
 Токио, 1947. Д. Г.
  ЯПОНСКИЙ ТЕАТР. Истоки япон. театр. иск-ва восходят к древним
 обрядовым действам земледельч. празднеств. География, положение Японии
 (страна расположена на островах) обусловило изоляцию япон. культуры, в
 т. ч. театр. иск-ва. В 7-8 вв. происходит постепенное приобщение
 изолированной островной страны к восточноазиатской цивилизации,
 представленной тогда культурой Кореи, Китая, Индокитая. В это время на
 япон. почву переносятся театр. формы, бытовавшие тогда в разл. странах
 Вост. Азии. Одни из них вошли в историю Я. т. с наименованием гигаку,
 др.-бугаку. Сведения об этих представлениях сохранились в памятниках
 письменности, отдельные виды их существуют и в совр. Я. т. Первое
 представление гигаку в Японии было устроено в 612 корейцем Мимаси.
 Представления гигаку были поддержаны принцем-регентом Сётоку тайси,
 к-рый ввёл гигаку в ритуал буддийского богослужения. Для подготовки
 профессиональных исполнителей в Сакураи (провинция Ямато, в наст. время
 префектура Нара) была создана спец. школа музыки и танца. Представления
 гигаку устраивались на открытых площадках буддийских храмов и
 монастырей.
  Обязательной частью представления было шествие (гёдо), участники
 к-рого носили маски. Возглавлял шествие ведущий (тидо) (совр.
 религиозные процессии возглавляет персонаж в маске тэнгу, к-рый как бы
 разгоняет злых духов). За ведущим следовали музыканты, играющие на
 флейте (фуэ), литаврах (курэцудзуми) и медных тарелках (добёси), а за
 ними юноша, ведущий на поводу исполнителя, изображающего символич. льва
 (лев встречается в совр. танц. представлениях Японии). Вслед за юношей
 со львом группами выходили другие участники представления: гоко -
 благородный принц в маске и пышном наряде, церемонно танцевавший с
 веером под протяжные звуки флейты; затем кару-ра-орёл, исполнявший
 танец, воспроизводивший борьбу со змеей (танец вошёл во мн.
 представления Я. т.); следующая пара (конрон и рикиси) разыгрывала
 комедийный эпизод, в к-ром принимали участие четыре девушки-годзё.
 Конрон, танцуя, искушал девушек, но рикиси нападал на него и отбирал
 копьё. Далее следовали эпизоды, в к-рых выступали старик и ребёнок,
 господин и слуга и др. Все эти сценки исполнялись под религиозную
 музыку.
  В целом представление гигаку состояло из примитивных танц. пьес,
 персонажи к-рых также выступали в масках (сохранилось более 200 масок).
 Расцвет иск-ва гигаку приходится на нач. 8 в., в дальнейшем (после 11
 в.) оно было вытеснено др. видами театр.-муз. иск-ва или слилось с ними.
 Видоизменившиеся части гигаку вошли в пришедшие ему на смену
 представления бугаку и сангаку (получают распространение с сер. 8 в.).
  Бугаку - муз.-танц. представление, включающее элементы кит.,
 корейского, индокитайского, вьетнамского и яванского театр. иск-ва.
 Иск-во сангаку, развившееся в дальнейшем (к 11 в.) в саругаку, включало
 разл. виды массового нар. иск-ва: комедийную пантомиму, нар. песни и
 танцы, акробатику, фокусы, жонглирование, выступления кукольников и др.
 Бугаку получило поддержку придворной аристократии и буддийского
 духовенства и вошло составной частью в придворные церемонии, храмовые
 праздники и богослужения. Представления сангаку были рассчитаны на нар.
 зрителя.
  В конце 8-нач. 9 вв. бугаку исполняли проф. актёры, традиции
 передавались по наследству в артистич. семьях (впоследствии эта
 преемственность вошла во все виды клас-сич. Я. т.). Бугаку разыгрываются
 на деревянных помостах, сооружённых перед храмами или на дворцовых
 территориях. Центр, часть сценич. площадки, предназначенная для
 исполнения осн. танцев, возвышается над помостом, покрытым ярко-красным
 лаком. В нек-рых храмах существуют постоянные сцены для бугаку (земляные
 или каменные). Исполнители одеты в яркие костюмы и устрашающие маски,
 вырезанные из дерева и часто окрашенные в яркие цвета. Танцы
 сопровождаются музыкой (гагаку) и пением. С двух сторон около помоста
 ставятся большие барабаны (дадайко) высотой более 3 м. Среди др. муз.
 инструментов: бива и кото (тип арфы), сё (близка флейте), хитирики
 (своеобразная свирель), барабаны (тайко) и гонги (сёко).
  К нач. 12 в. иск-во бугаку пришло в упадок. Его сменили новые виды
 муз. представлений - дэнгаку и саругаку, пользовавшиеся популярностью
 среди воинского сословия, к-рое пришло на смену аристократии, высшему
 буддийскому и синтоистскому духовенству. Однако иск-во бугаку не
 исчезло, в совр. Японии оно пользуется покровительством императорского
 двора и сохраняется в отдельных буддийских и синтоистских храмах.
 Элементы бугаку послужили основой классич. муз. и танц. иск-ва Японии.
 Его традиции сохраняются в совр. Я. т. Представления бугаку посещает
 круг зрителей, приглашаемых в императорский дворец, или специалисты
 искусствоведы во время фестивалей классич. япон. иск-ва. Для широкой
 публики два-три раза в год устраиваются концерты музыки гагаку.
  Представления саругаку устраивались во время религиозных праздников.
 Исполнителями были представители из народа. Иск-во саругаку быстро
 завоевало большую популярность. Три века спустя оно обрело покровителей
 в лице крупных храмов и монастырей. В саругаку включались придворные,
 ритуальные и сельские песни и танцы. Возникла особая форма театр.
 представления - саругаку-но но, ставшая прототипом будущих представлений
 т-ра Но. Комедийная часть саругаку к 14 в. развилась в кёгэн - короткие
 пьесы, включающие бытовые комедийные, а иногда сатирич. сцены. Язык
 кёгэн прост, близок к разговорному.
  Параллельно развивалось театр. иск-во, основанное на песнях и танцах
 сельских местностей - дэнгаку, дэнгаку-но но. К концу 14 в. эта форма
 представлений соединилась с саругаку-но но и на её основе театр. деятели
 Канами (Канъами) и его сын Дзэами создали новый вид т-ра Но.
 Представления т-ра Но построены на танцах и музыке.
  Действие сопровождают оркестр из флейт (фуэ), барабанов разных
 размеров (копудзуми, окава, тайко) и мужской хор, к-рые располагаются на
 сцене. Сцена покрыта крышей, с левой стороны находится помост -
 хасигакари, к-рый служит для выхода актёров. Декорации отсутствуют. Для
 оформления спектаклей используется условная символич. бутафория. Гл.
 действующие лица выступают в масках. Большинство сцен построено на
 пантомиме. Смена то медленных и торжественных, то бурных и стремительных
 движений актёра выражает переживания героя, о к-рых повествует хор.
 Часть текста произносится актёрами, использующими манерную декламацию
 или гортанное пение. Драматургия т-ра Но основана преимущественно на
 япон. классич. лит-ре, нар. и буддийских легендах. Действие в этих
 пьесах развивается медленно. Все роли исполняются мужчинами. Канъами и
 Дзэами, выступавшие как актёры, постановщики, драматурги, композиторы,
 основали школу Кандзэ, ведущую школу т-ра Но, сохранившуюся и в совр. Я.
 т. Они заложили эстетич. основы всего традиционного театр. иск-ва
 Японии.
  Междоусобные войны, потрясавшие Японию на протяжении всего 16 в.,
 приостановили развитие т-ра Но. С 17 в., после установления господства
 Иэясу Току-гава (1542-1616), представления приобретают церемониальный
 характер и устраиваются лишь по торжественным случаям. Кёгэны,
 существовавшие до сер. 17 в. как импровизированные интермедии, стали
 записываться. Кроме существующей школы Кандзэ, возникли ещё четыре школы
 т-ра Но: Компару, Хосё, Конго и Кита. Актёры, выступавшие в кёгэнах,
 разделились на две школы: Окура и Идзуми (эти школы сохранились и в
 совр. Я. т.). Бурж. революция Мэйд-зп (1867-68), уничтожившая
 военно-феодальную диктатуру, вызвала изменения и в т-ре. Лишившись
 правительственной поддержки, мн. актёры т-ра Но были вынуждены менять
 профессию. Т-р Но существовал только для аристократич. публики,
 положение его было неустойчивым до тех пор, пока он не стал выражать
 идеи и отвечать вкусам крупной буржуазии и нарождавшейся интеллигенции.
  Окончание междоусобных войн (нач. 17 в.) и уста- новившпйся мир
 способствовали росту городов, развитию торговли и ремёсел. Это привело к
 улучшению благосостояния гор. населения, оживлению разл. сфер культурной
 жизни. Появились новые театр. формы, ставшие в дальнейшем ведущими
 жанрами классич. Я. т. -дзёрури \\ т-р Кабуки.
  Т-р дзёрури сочетает иск-во кукловодов, певцов-сказителей и
 музыкантов. Он возник в конце 16 в.
  Музыкально-песенный сказ дзёрури, исполнявшийся прежде странствующими
 сказителями под аккомпанемент бива (инструмент типа лютни), был соединён
 с представлением кукол и стал исполняться под аккомпанемент сямисэна
 (струнный инструмент). Муз. мелодика дэёрури связана с т-ром Но, иск-во
 вождения кукол заимствовано из представлений сангаку. Первые
 представления дзёрури устраивались в Киото. В нач. 17 в. кукольники
 перебрались в Эдо (ныне Токио). После пожара 1657, истребившего кварталы
 столицы, т-ры кукол переместились в район Осака-Киото, где обосновались
 окончательно. Появились стационарные т-ры кукол с хорошо оборудованными
 сценами.
  В начале развития япон. т-ра кукол существовали разные стили
 исполнения дзёрури. В конце же 17 в. творч. содружество театр. деятелей
 Такэдзава Гонэмон (исполнитель па сямисэне), Есида Сабуробэй (кукловод)
 и певца-сказителя Такэмото Гидаю в т-ре "Такэмотодза" и позднее
 драматурга Тикамацу оказало значит, влияние на формирование и дальнейшее
 развитие т-ра дзёрури. Такэмото Гидаю создал новый стиль исполнения
 дзёрури - гидаюбуси, к-рый сохранился и в совр. Я. т. кукол. Имя Гидаю
 (Гисайю) стало нарицательным, им называют всех певцов-сказителей т-ра
 дзёрури и т-ра Кабуки. Тикамацу-автор более 30 пьес для т-ра Кабуки и
 более 100 пьес дзёрури. Мн. из них входят в репертуар совр. т-ра дзёрури
 и т-ра Кабуки. Для т-ра дзёрури писали пьесы также драматурги Намики
 Соскэ" Тикамацу Хандзи и др.
  Ко времени революции Мэйдзи в стране было всего неск. т-ров
 направления дзёрури. В 1909 остался один стационарный т-р в
 Осака"Бунракудза" ("Асахидза") и т-р "Авадзи".
  Т-р Кабуки возник в 17 в. и достиг расцвета к концу 18 в. Сложившаяся
 в это время форма представления сохраняется и в совр. т-рах Кабуки.
 Спектакли этого т-ра, в отличие от т-ра Но, ориентирующегося на
 ограниченный круг любителей древнего иск-ва, рассчитаны на более
 широкого зрителя. Истоки иск-ва Кабуки восходят к представлениям
 комедиантов -/исполнителей небольших сценок, фарсов, в к-рые входили
 пляска и пение. Иск-во т-ра Кабуки вобрало в себя элементы т-ров Но и
 дзёрури.
  Возникновение т-ра Кабуки связано с именем служительницы буддийского
 храма 0-Куни в Киото (1603). 0-Куни выступала на открытых площадках с
 танцами религиозного характера, включая в них элементы нар. танцев
 нэмбуцу-одори. Танцы перемежались комич. интермедиями. На этом этапе
 представления назывались 0-Куни-кабуки (Кабуки 0-Куни), онна-кабуки
 (женский Кабуки) или юдзё-кабуки (Кабуки куртизанок).
  В 1629 правительство запретило женские труппы, мотивируя это
 необходимостью охраны общественной нравственности. На смену им пришли
 труппы, состоящие из юношей, выступавших в женских костюмах и гриме.
 Труппы назывались вакасю-кабуки (Кабуки юношей). Эти представления были
 проникнуты эротикой; в 1651 они были запрещены. С этого времени труппы
 формировались из актёров-мужчин (яро-кабуки).
  Т-ры Кабуки использовали пьесы из репертуара т-ра Но, в качестве
 комедийных интермедий - несколько видоизмененные кёгэны, затем появились
 1-2-актныс, а к концу 17 - нач. 18 вв. и многоактные драмы со сложной
 сюжетной линией. Сначала пьесы писались актёрами, затем в т-р были
 привлечены проф. драматурги. Известность приобрели актёры Саката
 Тодзюро, Йосидзава Аямэ, Итикава Дандзюро I и др. Чтобы отвлечь публику
 от т-ров дзёрури, пользовавшихся в то время большой популярностью, сцепа
 т-ра Кабуки была усовершенствована (расширена, снабжена поворотным
 кругом), над местами для зрителей устроена крыша. Т-ры Кабуки
 заимствовали драматургич. форму дзёрури, ввели певца-сказителя гидаю,
 к-рый под аккомпанемент сямисэна комментировал происходящее на сцепе
 (рассказывал о размышлениях и переживаниях героя). Прямая речь
 действующих лиц, в отличие от т-ра кукол, произносилась актёрами. Актёры
 Кабуки заимствовали и элементы движения кукол, распространенный в т-ре
 кукол приём быстрой смены костюма прямо на сцене. Художеств, приёмы,
 сложившиеся в т-ре Кабуки, стали каноническими. Популярность получил
 также новый вид муз.-песенного сопровождения - нагаута (сложился в
 Осака). Были созданы танц. пьесы - сёсагото. К концу 18 в. т-р Кабуки
 достиг вершины своего развития и приобрёл форму, к-рая сохраняется в
 совр. Я. т.
  Спектакли Кабуки устраиваются в специально оборудованных больших
 театр. помещениях на широких, но неглубоких сценах. С левой стороны к
 сцене пристраивается помост ханамити, идущий от сцены через весь
 зрительный зал и служащий дополнительной сценич. площадкой. Женские роли
 в этом т-ре по традиции исполняются актёрами-мужчинами (оннагата).
  В 17-18 вв. на сцене т-ра Кабукп воссоздавалась жизнь феодальной
 знати и простых людей средневекового города. В дальнейшем на его сцене
 утвердилась героич. и романтич. тематика. Программа представления Кабуки
 состоит обычно из неск. пьес: исторической (дзидаймоно), бытовой
 (сэвамоно) и танцевальной (сёсагото).
  В конце 70-х гг. 19 в. Япония вступила на путь каппталистич.
 развития. Связанные с этим социальные и политич. преобразования в стране
 вызвали и новые требования к театр. иск-ву. В 1886 было создано Об-во
 театр. реформ ("Энгэки кайрёкай"), начались оживлённые дискуссии в среде
 драматургов, литераторов и театр. деятелей. На сцене т-ров Кабуки
 появились новые бытовые пьесы, отражавшие совр. жизнь - дзангири, и
 реалистич. исторпч. пьесы кацурэкимопо. Мн. из них были написаны
 драматургом Каватакэ Мокуами. Эти пьесы не получили широкой
 популярности, не сохранились в репертуаре Кабуки. Но они имели значение
 как попытка т-ров откликнуться на новые интеллектуальные запросы
 зрителей в рамках класспч. традиции. На протяжении всей своей истории
 т-р Кабуки был широко распростанённым видом театр. иск-ва Японии.
 Небольшие труппы давали представления Кабуки по всей стране. После 1-й
 мировой войны происходит централизация этого жанра. Мелкие труппы,
 гастролировавшие по стране, перестали существовать. Представления Кабуки
 устраиваются в больших городах, в огромных, специально построенных
 т-рах. В Токио имеется три таких т-ра, в Осака- два, в Киото и Нагоя -
 по одному. Обычно труппы дают представления два раза в день. Почти все
 труппы Кабукп принадлежат компании "Сётику",существующей с 1902, и
 находятся под её контролем. В это объединение не входит лишь
 прогрессивная театр. труппа Кабукп "Дзэнсиндза", возглавляемая
 Каварадзаки Тёдзюро, и труппа, находящаяся под контролем компании
 "Тохо".
  В репертуар совр. т-ров Кабуки входят в основном классич. пьесы в
 канонической интерпретации, а также пьесы синкабуки (новый Кабуки),
 созданные в конце 19-нач. 20 вв. и отличающиеся более реали-стич.
 формой. Ставятся также пьесы, написанные совр. драматургами, обычно на
 нсторич. сюжеты. Эти пьесы по форме приближаются к совр. драме
 (сингэки).
  Другая классич. форма Я. т.- т-р Но-подвергся нек-рым реформам после
 2-й мировой войны. Были созданы объединения любителей этого иск-ва.
 Спектакли т-ра Но происходят регулярно. Каждый месяц в Токио
 устраивается более двадцати представлений Но, но они рассчитаны на узкий
 круг зрителей, поэтому программу исполняют не более двух дней подряд.
 Совр. труппы актёров Но сохраняют прежнюю средневековую структуру,
 напоминающую структуру гильдий. Существует ассоциация актёров театра Но
 - "Ногаку кёкай". Молодые актёры, работающие в этих т-рах, ищут пути для
 расширения круга зрителей и превращения т-ра Но в более современное
 зрелище.
  В Токио имеется неск. зданий т-ров, где даются представления т-ра Но:
 "Кандзэ капкан", "Суйдо-баси", "Хосё", "Умэвака" и др.; в Киото -
 "Конго-кат, "Кандзэкай" и сцена храма "Ниси Хонгандзи"; в Осака -
 "Оцуки" и "Ямамото". Т-ры Но имеются в городах Канадзава и Фукуока
 (здания не закреплены за определёнными труппами). После 2-й мировой
 войны усилился интерес к жанру кёгэн. Для широких зрителей стали
 устраиваться регулярные представления кёгэн.
  В конце 19-нач. 20 вв. возникли новые виды театр. иск-ва: симпа,
 сингэки, синкокугэки.
  Симпа - новая театр. школа, возникшая в конце 19 в. в результате
 демократнч. движения "Дзию мнн-кэн ундо" (Движение за свободные народные
 права). Она эклектически соединила в себе элементы традиционного и
 нового т-ров. Часть спектаклей этого т-ра построена на приёмах т-ра
 Кабукп, часть ставится как совр. драма сингэки. В репертуаре спмпа
 преобладает мелодрама, рассказывающая о жизни Японии конца 19-нач. 20
 вв. Пз совр. авторов, пишущих для симпа, наиболее известен Кавагути
 Мацутаро. В 60-е гг. в Японии работает только одна труппа симпа; ведущие
 актёры этой труппы: Мидзутани Яэко, Псин Кан и Оя Итидзпро.
  Синкокугэкн - популярный театр. жанр, сложившийся на основе творч.
 деятельности труппы, организованной Савада Сёдзиро в 1917. Эта труппа
 стремилась создать т-р для широких нар. масс. Пьесы синкокугэки пренм.
 показывают жизнь воинов-феодалов. Актёры т-ра частично заимствовали
 исполнительскую технику Кабуки. Они создали особый спектакль- кэнгэки
 (спектакль со сражением на мечах). Руководители - Симада Сего и Тацуми
 Рютаро. Среди совр. драматургов, пишущих пьесы для синкокугэки,- Ходзе
 Хидэдзи.
  Сингэки - совр. драма, появившаяся в Японии в нач. 20 в. под влиянием
 европ. т-ра. Её формированию способствовала деятельность Цубоути Сёё и
 Осанаи Каору. В 1909 Цубоутп Сёё основал театр. ассоциацию "Бунгэй
 кёкай", где молодые актёры на материале европ. драматургии обучались
 новому дра матич. иск-ву. В эти же годы был создан т-р "Дзию гэкидзё",
 к-рый возглавили известные актёры Кабуки Итикава Садандзи II и драматург
 Осанаи Каору. Этот т-р познакомил япон. зрителей с произведениями Г.
 Ибсена, М. Горького, Г. Зудермана, Б. Шоу и др. Для развития сингэки
 большое значение имела деятельность т-ра "Цукидзи сёгэкидзё", созданного
 в 1924 Осанаи Каору в содружестве с крупнейшим прогрессивным режиссёром
 Хидзиката ‚си. Т-р следовал в своей работе принципам системы
 Станиславского. В первые годы своего существования т-р спнгэки ставил
 лучшие образцы зап.-европ. драмы; отечественной драматургии в их
 репертуаре не было. В дальнейшем стала развиваться новая япон.
 драматургия, появились пьесы на историч, и совр. сю/кеты. Ми. из них
 поднимают злободневные проблемы, затрагивают острые политич. вопросы.
 Ведущие драматурги 50-60-х гг.: Киносита Дзюндзи, Мураяма Томоёсп,
 Утимура Наоя, Мисима Юкио, Танака Тпкао к др.

<< Пред.           стр. 910 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу