<< Пред. стр. 96 (из 913) След. >>
- "Анто-ни", 1831, Буридан - "Нельская башня", 1832), Ф. Пиа (Оскар -"Разбойники и философ", 1834, Анго - "Анго", 1834) и др. Актёр бурной
эмоциональности, склонный к передаче глубоких и сильных страстей, к
резким пси-хологич. контрастам, Б. играл романтич. героев-бунтарей,
носителей протеста против насилия и несправедливости, ханжества и
лживости бурж.-ари-стократич. общества. Однако утопизм индивидуального
бунтарства и неизбежная обречённость сценич.героев Б. вносили в его
творчество ноты скорби, отчаяния. Оппозиц. настроения Б., его горячий
демократизм особенно ярко проявились после разгрома революции 1848. В
1850 он был снят с поста директора т-ра "Одеон" за антиправительств.
направление т-ра. Последние годы жизни играл в провинции
Лит.: Сг i n i s t y P., Bocage, P., 1932; L у о n n e t Н.,
Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-13. Е.Ф.
БОКЕР (Boker), Джордж Генри (6.X.1823-2.1. 1890) - американский поэт
и драматург. Представитель романтич. направления в амер. драматургии,
глава т. н. филадельфийской школы драматургов-романтиков. Лит.
деятельность начал в 1848. Автор пьес: "Анна Болейн" (1849), "Леонор де
Гусман" (1853, в т-ре "Уолнат-стрит", Филадельфия), "Помолвка 1850) и
др. Наибольшую известность приобрела трагедия Б. на сюжет поэмы Данте
"Франческа да Римини" (1855, бродвейский т-р Э. Давенпорта, Нью-Йорк).
Пост. этой трагедии (в дальнейшем значительно переработанной автором)
неоднократно возобновлялась на амер. сцене (в т. ч. в 1882 при участии
актёра Л. Барретта) и пользовалась большим успехом у зрителей. К. Б.
"БОККАЧЧО" ("Boccaccio") - оперетта Ф. Зуппе, либр. Ф. Целля и Р.
Жене (по мотивам "Декамерона" Боккаччо). Пост. 1 февр. 1879, Вена
(Джованни Боккаччо-Линк, Пьетро - Тевеле, Скальца - Хильдебрант,
Беатриче - Виска, Лотеринги - Эппих, Изабелла - Клейн,
ЛамбертуччоБлазель, Петронелла - Шефер, Фиаметта - Штрейтман). Первая
пост. в России-12 ноября 1882, Петербург. На сов. сцене пост. 3 мая 1957
в Т-ре им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко (либр. Е. Геркена)
(Джованни Боккаччо - Морозов; пост. Баратов, реж. Мельцер, Мордвинов,
дир. Байн, худ. Волков).
И з д а н и я.-СПБ, Бессель, [1882]. Я. Гр.
"БОКОВЫЕ КАРМАНЫ" сцены- специальные помещения, расположенные с двух
сторон сцены на уровне планшета. Используются для подготовки смены
декораций. К "Б. кл обычно примыкают деко-рац. склады. Б. Я.
БОКОНБАЕВ, Джоомарт (16. V. 1910- l.VII. 1944)- киргизский советский
поэт и драматург. В 1933-35 учился в Ин-те журналистики в Москве.
Литературную деятельность начал в 1927. На основе своей поэмы
"Алтын-кыз" ("Золотая девушка"), воссоздающей образ киргизской женщины,
боровшейся против басмачества, за коллективизацию сельского хозяйства,
написал пьесу "Алтын-кыз" (1937, Кирг. драм. т-р, Фрунзе) - первую нац.
муз. драму на совр. тему. Автор (совм. с Дж. Турусбековым и К.
Маликовым) либретто первой кирг. оперы "Ай-Чурек" (1939, Кирг. муз.
драм. т-р, Фрунзе). Пьеса Б. "Токтогул (1939), посв. известному кирг.
акыну, была впоследствии переделана в либретто одноимённой оперы (музыка
В. Власова, А. Малды-баева и В. Фере - 1958, Т-р оперы и балета,
Фрунзе).
Лит.: Керимжанова Б., Значение русской литературы для творческого
роста Джоомарта Боконбаева, в кн.:
Труды Института языка, литературы и истории [Кирфана], вып. 3,
Фрунзе, 1952; Писатели советского Киргизстана. Краткий бногр.
справочник, Фрунзе, 1958, с. 57-59. Н. Л.
"БОЛГАРИЯ"- крупнейший болг. концертно-теат-ральный зал. Открыт в
Софии в 1937. В "Б." регулярно проводятся концерты и спектакли с
участием лучших болг. и зарубежных артистов. Л. М'.
БОЛГАРСКАЯ (Азимова), Гульсум Мусеевна [р.3(15).X.1891]- та1арская
советская актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1923). Засл. арт. РСФСР (1925).
Член КПСС с 1946. Одна из первых тат. актрис. В 1910 вступила в труппу
"Сайяр". С 1922 - актриса Тат. т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им.
Камала). Создала яркие женские образы в пьесах Г. Камала (Гайни -
"Несчастный юноша", Гульжихан - "Банкрот", Гафифэ - "Первое
представление"). Играя в переводной драматургии, сообщала созданным ею
характерам особый нац. колорит. Среди ролей Б.:
Зулейха ("Молодая жизнь" Кулахметова), Ханзафа ("Тревожные дни"
Гиззата), Зухрабика ("Первые цветы" Тинчурина), Гадиля ("Шамсикамар"
Аблиева), Бадига ("Галиябану" М. Файзи), Катерина и Кабаниха ("Гроза"),
Полина ("Враги"), Гертруда ("Гамлет") и др. , , X. К.
БОЛГАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Начало Б. д. положили драм. диалоги,
разыгрывавшиеся в 1-й пол. 19 в. в школах. Переводы и переработки
иностр. пьес также способствовали развитию Б. д. Основоположником Б. д.
является Д. П. Войников, писавший пьесы для собств. любительской труппы.
Создал св. 10 ис-торико-патриотич. драм ("Раина княгиня", 1866,
"Крещение Преславского двора", 1868, и др.) и сати-рико-бытовых комедий
(в т. ч. "Ложно понятая цивилизация", 1871). Пьесы Войникова
способствовали пробуждению нац. самосознания народа.
В период, предшествовавший освобождению страны от тур. господства,
лучшей болг. пьесой была ис-торич. драма В. Друмева "Иванко" (1872),
отличающаяся глубокой разработкой конфликта и характеров, патриотич.
направленностью. Появляются пьесы на совр. тематику ("Хаджи Димитр
Ясенов" Л. Кара-велова, 1872). Одноактные комедии и драм. диалоги болг.
революционера и поэта X. Ботева способствовали формированию сатирич.
драматургии.
Народ но-демократич. традиции, сложившиеся в эпоху т. н. нац.
возрождения, развивали крупнейшие болг. драматурги И. Вазов, А.
Страшимиров, П. Говоров - родоначальники реалистич. драмы,
формировавшейся в период, последовавший за освобождением Болгарии от
тур. владычества (1878). Правдивое отражение жизни народа, идеи
патриотизма составляли гл. содержание их произведений. Писатель-реалист
И. Вазов написал 15 пьес, из к-рых 5 являются инсценировками его прозы
("Руска", 1883, "Изгнанники, 1894, "Под игом", 1910, и Др.). Историч.
драмы Вазова "Над пропастью" (1907) и "Борислав" (1909) проникнуты
народно-героич. пафосом, нац.-освободит. идеями. В произв. на совр. темы
- "Искатели тёплых местечек" (1903), "Кандидаты славы" (1900) -
высмеиваются пороки бурж. общества: цинизм, жажда наживы, эгоизм.
Творчество Вазова оказало большое влияние на дальнейшее развитие Б. д.
Драматург А. Страшимиров, обращаясь к совр. темам, показывает рост
социально-экономич. противоречий в Болгарии. Подъём нац.-освободит,
движения в нач. 1900-х гг. в Македонии отражён в его пьесах "Святые из
Прилепа" (1900), "По ту сторону" (1906) и др. В историю болг. т-ра
Страшимиров вошёл как создатель бытовых психологич. драм - "Вампир"
(1901) и др., комедий -"Мрак" (1901), "Свекровь" (1907), "Дом" (1909),
отражающих процесс классового расслоения города и деревни. Большим
успехом пользовались пьесы П. Тодорова. Большинство его драм создано на
основе фольклора, легенд, причём сказочные герои действуют в реальной
бытовой обстановке. По мотивам нар. преданий и песен написаны драмы
Тодорова "Самодива" (1904), "Змеиная свадьба" (1910) и др. Лучшей из его
пьес является социально-бытовая драма "Первые" (1907) - о борьбе между
реакц. чорбад-жийством (кулачеством) и представителями торговой и
ростовщич. буржуазии. Образец психологич. реалистич. драмы создал П. К.
Яворов - автор пьес "В долинах Витоши" (1911), "Когда гром грянет"
(1912).
Процесс утверждения реалистич., народно-демокра-тич. направления в Б.
д. проходил в острой борьбе против декадентских,
эстетско-индивидуалистич. течений, распространившихся после 1-й мировой
войны и особенно в годы монархо-фашистской диктатуры 1923-44. В годы
усиления полицейской цензуры и давления фашистских властей на иск-во Б.
д. переживала кризис. В этот период народно-демократич. реалистич. линия
Б. д. нашла выражение в пьесах: "Золотая копь" (1926) и "Големанов"
(1927) С. Л. Костова, "Мастера" (1927) Р. Стоянова, "Албена",
"Миллионер" (обе 1930), "Боряна" (1932) И. Йовкова, и др. В 1930-е гг.
началось формирование антифашистской прогрессивной драматургии (пьесы
Л." Стоянова, И. В слева, Д. Хаджилиева, Н. Вапцарова и др.).
После освобождения Болгарии от фашистской оккупации в сент. 1944
перед Б. д. открылись широкие возможности для развития
народно-демократич., реалистич. нац. традиций. В первые же месяцы
появились одноактные, а затем и многоактные пьесы на совр. темы. Наряду
с изображением событий военного времени драматурги показывали
строительство новой жизни в республике. Одним из первых драматургов,
отразивших героич. Движение Сопротивления, был К. Кюлявков - автор пьесы
"Борьба продолжается" (1945) и др. Ему принадлежит и первая сатирич.
комедия "Борсановы" (1947), разоблачавшая приспособленчество буржуазии,
продолжавшиеся в стране саботаж и спекуляцию. Пьесы "Партизаны" К.
Калче-ва, "Огни Перника" А. Гиргинова, "Болото" А. Гуляш-ки изображали
недавнее прошлое и совр. жизнь страны.
Однако мн. произв., написанные в первые годы установления
народно-демократич. власти, отличались индивидуалистич. концепциями,
субъективно-ограниченным восприятием действительности, они разрабатывали
преим. историч. темы. Постепенно драматурги обратились к изображению
совр. жизни, начали улавливать в будничных фактах повседневности ростки
нового, передового. Драма О. Василева "Тревога" (1948), показавшая
раскол в бурж. семье в дни нар.-освободит, борьбы 1941-44, была первой
пьесой, глубоко отразившей современность. Его пьеса "Счастье", гакже
посв. борьбе народа за свободу в 1941-44, отличается напряжённым
драматизмом, верным воспроизведением историч. обстановки
народно-освободительной борьбы. Большой интерес представляет пьеса К.
Зидарова "Царская милость" (1948), воссоздающая картину жизни Болгарии в
канун и во время 1-й мировой войны. Историч. теме посв. и пьеса Зидарова
"За честь погон". О бдительности контрразведки рассказывает пьеса
"Разведка" Л. Стрелкова (1949).
Успехи социалистич. строительства в Болгарии, новое отношение к
труду, энтузиазм строителей социализма показаны в пьесе А. Гуляшки
"Обещание". В пьесе "Сноха" (по ромаду Г. Караславова) раскрывается
острая классовая борьба в болг. селе в 30-х гг., разоблачается хищнич.
природа сельских богачей. В 40-50-х гг. появляются пьесы о перестройке
мелко-бурж. интеллигенции-"Любовь" О. Василева и др. Острый
социально-политич. конфликт положен в основу драмы "Первый удар" К.
Кюлявкова. Пьеса воссоздаёт картину лейпцигского суда, инсценированного
фашистами над революционером, вождём болг. народа Г. Димитровым. В 50-е
гг. написаны пьесы: "Каждый осенний вечер" Пейчева, "Совесть" Ма-нова,
"Незабываемые дни" Стрелкова, "Блокада" Зидарова, "Женщины с прошлым"
Димова, "Будни имеют много имён" Русева, "Двери закрываются" Джагарова,
"Тревожная весна" Пеева, "Камень в болото" Караславова, "От большой
любви" Цачева, "Мир мал" Радоева и др. В большинстве этих пьес правдиво
отражены современность, социалистич. строительство в Болгарии.
Лит.: Минков Ц., Очерки по българска литератури, София, 1946;
Българска драматургия. Сборник, ч. 1-2, под ред. К. Зидарова [и др.],
София, 1957. Дг. А/.
"БОЛГАРСКАЯ ОПЕРНАЯ ДРУЖБА" - см. "Болгарское оперное товарищество".
БОЛГАРСКИЙ ВЙСШИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА им. Крыстю
Сарафова- театральное учебное заведение. Создан в Софии в 1948. Возник
на основе школы-студии под рук. Н. О. Массалитинова, открытой в 1925 при
софийском Народ ном т-ре. Положил начало систематич. театр. образованию
в Болгарии. В 1948 школа была реорганизована в Гос. высшее театр. уч-ще.
В 1954 уч-ще переименовано в Высший ин-т театр. иск-ва. Имеет 3 ф-та:
актёрский, режиссёрский и театроведческий. Срок обучения 4 года. Для
ин-та выстроено спец. здание с помещением для учебного т-ра. В 1952
ин-ту присвоено имя Крыстю Сарафова. Аг. М.
БОЛГАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ИМ. КРЫСТЮ САРАФОВА - крупнейший
драматический театр в Болгарии. Создан в 1904 в Софии на базе драм.
труппы "Основа" (1888), оперно-драм. коллектива (1890), драм. труппы
"Слеза и смех" (1892). З янв. 1907 состоялось торжественное открытие
нового здания т-ра, являющегося одним из лучших памятников архитектуры в
Болгарии.
Деятельность т-ра в 1904-12 связана с расцветом болг. нац.
драматургии и актёрского иск-ва. Здесь были пост. драм. произв. И.
Вазова, А. Страшими-рова, П. Тодорова, П. К. Яворова и др. В это время
приобрели популярность актёры: В. Кирков, А. Бу-девская, К. Сарафов, С.
Огнянов, С. Бычваров, 3. Недева, И. Попов, Х. Ганчев, А. Кирчев, Г.
Киров, П. К. Стойчев, Е. Снежина, В. Игнатиева и др. Наряду с произв.
болг. авторов в репертуаре т-ра появились переводные пьесы. На сцене
т-ра с большим успехом были пост.: "Ревизор", "Доходное место", "Свадьба
Кречинского", "Живой труп", "Власть тьмы", "Три сеетры", "Дядя Ваня",
"Вишнёвый сад", "На дне", "Мещане". Осуществлены пост. произв.
зап.-европ. драматургии: "Король Лир", "Венецианский купец",
"Мизантроп", "Тартюф", "Коварство и любовь", "Разбойники", "Ткачи" и др.
В 1912-25 т-р находился в состоянии творческого кризиса, испытывал
воздействие формалистич. направления. Однако творчество большей части
болг. актёров, к-рые получили театр. образование в России и усвоили
реалистич. традиции рус. сценич. иск-ва, противостояло модернистским
влияниям. Крупным достижением в этот период явился спектакль "Гамлет",
пост. реж. Г. Стаматовым (в гл. роли - В. Кирков). Большую роль в
утверждении реализма, в освоении творческих принципов Моск. художеств.
т-ра сыграл бывший актёр МХТ Н. О. Массалитинов, занимавший в 1925-44
пост гл. реж. Народного т-ра. Вопреки политике монархо-фашистского
правительства, ограничивавшей развитие болг. нац. театр. культуры, т-р в
этот период постоянно ставил пьесы И. Вазова, А.Страшимирова, П.
Тодорова, П. К. Яворова,а также новые произв. драматургии, написанные С.
Л. Ко-стовым, Р. Стояновым, И. Исаковым, Г. Райчевым, С. Савовым, Н.
Икономовым и др. В репертуар театра включались пьесы русских (Грибоедов,
Островский, Горький) и зап.-европ. драматургов (Шекспир, Мольер, Шиллер,
Ибсен, Гауптман и др.). В это время велась борьба за постановку
советских драм. произв., были пост. пьесы А. Афиногенова, А. Корнейчука.
Подлинный творческий расцвет Народного т-ра наступил после
установления в Болгарии народно-демократич. строя. На сцене т-ра
ставятся пьесы болг. авторов Вазова, Яворова, Р. Стоянова, А.
Раз-цветникова, М. Петкановой, О. Василева, К. Зидарова, Г. Караславова,
Л. Стрелкова, А. Гуляшки, К. Кюлявкова, К. Велкова и др. Значительное
место в репертуаре т-ра занимают произв. мировой драматургии - пьесы
Шекспира, Лопе де Вега, Б. Джонсона, Мольера, Шиллера, пьесы рус.
классиков - Островского, Гоголя, Чехова, Горького, а также советских
драматургов - Вишневского, Лавренёва, Афиногенова, Тренёва, Арбузова.
В 1951 т-ру присвоено имя Крыстю Сарафова, а его филиалу - имя Басила
Киркова. В труппе т-ра (1960) нар. и засл. артисты Болгарской
Республики: В. Тран-дафилов, К. Кисимов, И. Димов, Г. Стаматов, З.
Йорданова, М. Попова, П. Димитров, Н. Буюклиева, П. Герганова, О.
Кирчева, Р. Делчева, И. Тасева, Н. Попов, Н. Балабанов и др.; режиссёры:
С. Сырчад-жиев, К. Мирски, ф. Филипов (гл. реж.) и др.
Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950;
Василев Д., История на българския театър. От древности до наши дни.
Приноси и материали, Варна, 1942.
БОЛГАРСКИЙ ТЕАТР. В средние века в Болгарии существовали различные
формы драматизированных плясок и обрядовых игр, в к-рых имелись элементы
театр. 'действия. Византийское владычество (1018- 11 В1?) и турецкое иго
(1396-1878) препятствовали развитию нац. т-ра. Борьба болг. народа в 19
в. за нац. независимость определила становление болг. театр. культуры. В
1840-е гг. возникли первые нар. школы, где ученики разыгрывали на болг.
яз. драматизированные диалоги, авторами к-рых обычно являлись педагоги.
Пропагандируя пользу науки и просвещения, разоблачая злоупотребления
греч. духовенства и болг. помещиков - прислужников турецких властей,
авторы этих диалогов пробуждали в народе нац. самосознание. В этот
период была создана сеть нар. библиотек-читален, при к-рых
организовывались любительские кружки, устраивавшие публичные театр.
представления. В 1856 в г. Шумен (ныне Коларовград) состоялось
представление первой болг. пьесы "Михаил-Мышкоед" С. Доброплодного. В
этом же году в Ломе был показан спектакль "Многострадальная Геновева"
Хеббеля, поставленный под руководством и в переработке нар. учителя К.
Стоянова-Пишурки. Эти спектакли, осуществлённые сил ами местной
молодежи, подожили начало Б. т. В 1866 родоначальник нац. болг.
драматургии нар. учитель Д. П. Войников основал в рум. городе Браила
(Брэила) - центре болг. революционной эмиграции - "Браилъское
театральное общество", первую постоянную болг. театр. труппу из
любителей. Этот коллектив, в к-ром Войников поставил написанные им
историч. драмы и комедии ("Раина княгиня", "Ложно понятая цивилизация" и
мн. др.), выступал в разл. рум. городах. Деятельность трупды Войникова
способствовала развитию Б. т. К 1870 любительский т-р получил в Болгарии
широкое распространение. Театр. представления устраивались во многих
городах и сёлах (Габрово, Калофер, Лесковец, Горни-Тур-чета, Жеравна и
др.). Любительские труппы ставили произведения болг. драматургов:
"Михаил-Мышкоед" Доброплодного, "Стоян воевода" неизв. автора,
"Похищенная Станка" Манчева, пьесы Войникова, "Злая жена" Душанова,
"Иванко" Друмева и др., и переводные пьесы: "Брак поневоле", "Жорж
Данден" Мольера, "Меропа" Вольтера, "Разбойники"; "Эмилия Галотти"
Лессинга, "Ромео и Джульетта", переработку "Недоросля" и др.
После освобождения Болгарии от турецкого ига (1878) в стране возникли
первые проф. театр. коллективы. В 1883-85 регулярные представления
устраивала (в театр. здании "Люксембург") "Болгарская драм. труппа" в
Пловдиве, организованная на базе любительской "Румелийской театр.
труппы", к-рая возникла в 1881 при "Рабочем товариществе печатников".
"Румелийская театр. труппа" пост. первые пьесы Вазова ("Руска" и др.),
"Раина княгиня" Войникова, "Иванко" Друмева, а также пьесы Мольера,
Вольтера, Гюго, Джакометти и др. Эта труппа гастролировала по Вост.
Румынии, выступая в гг. Хасково, Чирпан, Сливен и др. В 1887 была
создана "Пловдив-ская любительская труппа", работавшая в 1888-90 в Софии
под названием театр. труппы "Основа" (в специально построенном
деревянном здании). Т-р "Основа" ставил пьесы, входившие в репертуар
пловдивской "Болг. драм. труппы", а также - "Рабы и герой" Узунова,
"Скупой" Мольера, "Коварство и любовь" Шиллера, "Клавиго" Гёте,
"Женитьба" Гоголя и др. В 1892 в Софии был создан т-р "Слеза и смех",
куда вошли ведущие актёры т-ра "Основа". В т-ре "Слеза и смех"
сформировалось иск-во первых крупных болг. актёров-В. Киркова, И.
Попова, К. Сапунова и др. Этот т-р сыграл значительную роль в
утверждении нац. болг. драматургии, здесь были осуществлены пост. пьес:
"Изгнанники" и "Искатели тёплых местечек" Вазова, "Вампир" Страшимирова
и мн. др. В репертуар т-ра входили также произведения Шекспира, Корнеля,
Мольера, Шиллера, Ибсена, Гоголя, Островского, Нушича, Чехова, Горького
и др. В 1904 т-р был переведён на гос. бюджет и переименован в Народный
театр (с 1907 работает в новом здании). Этот т-р, до настоящего времени
являющийся ведущим т-ром Болгарии, занял важное место в культурной жизни
страны, объединил в своей труппе крупнейших актёров, содействовал росту
нац. драматургии, на его сцене осуществлены пост. произв. мировой
классики. В конце 19- нач. 20 вв. в Болгарии возник ряд других проф.
т-ров: "Театр. товарищество им. Васила Левского", впоследствии
работавшее под названием "Заря" в Софии, передвижные т-ры -
"Драматический т-р Розы Поповой", "Современный т-р", "Свободный т-р" в
Варне и др. С нач. 20 в. большое распространение получили коллективы
театр. самодеятельности. Были созданы театр. кружки при клубах Болг.
рабочей социал-демократич. партии (рабочий т-р "Борба", 1901, и др.). В
этот период в актёрском иск-ве Болгарии сформировалось реалистич.
направление, крупнейшими представителями к-рого являлись воспитанники