<< Пред. стр. 97 (из 913) След. >>
рус. театр. школ-А. Будевская, К. Сарафов, Г. Киров,X. Ганчев, А. Кирчев, а также В. Кирков, С. Огнянов, С. Бычеаров и
др. Видные драматурги этого времени - Вазов, Страшимиров, Тодоров,
Яворов и др., просветители по своим взглядам, рассматривали т-р как
средство пробуждения нац. самосознания, их патриотич. по направленности
произведения заложили основы реализма в драматургии.
В период 1912-44 в деятельности т-ров отразилась сложная
идейно-политич. обстановка, существовавшая в то время в Болгарии. На
театр. иск-ве сказались кризис бурж. культуры, воздействие
модернистского и натуралистич. театр. иск-ва. На сцене софийского
Народного т-ра ставились упадочные пьесы западно-европ. драматургов,
историч. шовинистич. драмы и т. п. В то же время большинство
провинциальных т-ров продолжало реалистич. традиции сценич. иск-ва.
Утверждению реализма способствовало старшее поколение актёров,
получивших театр. образование в рус. школах. Интерес к реалистич. рус.
театр. иск-ву возрос после гастролей труппы актёров Моск. Художеств.
т-ра в 1921 и 1924. Утверждению сценич. принципов МХАТа способствовала
режиссёрская и педагогич. деятельность Н. О. Массалитинова (в 1925-44 -
гл. реж. Народного т-ра), ставившего наряду с пьесами болг. драматургов
рус. драматургию, произв. сов. авторов ("Платон Кречет", 1940).
Массалитинов создал при т-ре драм. школу-студию, в к-рой обучались мн.
совр. крупные актёры Болгарии: И. Димов, В. Трандафилов, Б. Ганчев, К.
Кисимов, М. Попова, 3. Йорданова, П. Герганова и др.
Реакционный монархо-фашистский режим, установившийся в 1923, усилил
репертуарный кризис, затормозил развитие Б. т. Прогрессивные тенденции
проявились в деятельности рабочих т-ров ("Реалистический т-р",
"Трибуна", "Народная сцена" и др.), созданных в 1930-х гг. Эти т-ры вели
борьбу за передовую идейность драматургии, реалистич. направленность
театр. иск-ва, но вскоре многие из них были закрыты. К нач. 2-й мировой
войны Б. т. находился в состоянии тяжёлого кризиса.
После освобождения Болгарии (1944) и установления народно-демократич.
строя начался процесс возрождения нац. театр. иск-ва. Т-ры были
национализированы, увеличилась сеть проф. т-ров, были осуществлены
мероприятия по привлечению в т-р нар. зрителя. Возможность плодотворного
развития получила театр. самодеятельность. Созданный в это время Комитет
по делам науки, искусства и культуры обратил серьёзное внимание на
репертуар т-ров. При Комитете было организовано репертуарное бюро,
способствовавшее развитию нац. драматургии.
В 1940-50-е гг. репертуар Народного т-ра и др. болг. т-ров пополнился
пьесами "Борьба продолжается" и "Первый удар" Кюлявкова, "Царская
милость", "За честь погон", "Блокада" Зидарова, "Тревога", "Любовь",
"Счастье" О. Василева, "Комок грязи" Караславова, "Разведка" и
"Незабываемые дни" Стрелкова, "Тайны" Славинского и Дановского, "Камень
в болото" Караславова и др. Наряду с произв. драматургов старшего
поколения идут пьесы К. Ца-чева, П. Радоева, Д. Василева, И. Пеева, А.
Михайлова, И. Пейчева и др.
В Болгарии работают (1960) 34 гос. драм. т-ра, среди к-рых: Народный
т-р им. Крыстю Сарафова (филиал- Т-р им. Васила Киркова), Т-р Народной
Армии, Гос. т-р сатиры, Т-р молодёжи. Имеется 30 кукольных т-ров при
народных советах.
Развитию театр. иск-ва в стране способствуют смотры т-ров,
проводящиеся с 1949, и конкурсы на лучшую пьесу.
В Софии работает Высший ин-т театр. иск-ва, готовящий кадры актёров,
режиссёров и театроведов. При ин-те открыт (в 1957) учебный т-р.
Среди театр. деятелей Болгарии, развивающих нац. реалистич. традиции:
режиссёры- Б. Дановский, Н. О. Массалитинов, Т. Тонев, К. Мирски, Ф.
Филипов, С. Сырчаджиев; актёры - Р.Делчева, М.Дупа-ринова, Т.
Массалитинова, С. Атанасова, М. Павлова, А. Карамитев и др.
Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950;
Василев Д., История на българския театър . . . , Варна, 1942; Сто
години български театър. 1856-1956, София, 1956;
Пенев П., Лекции по история на българския драматически театър, ч.
1-4, София, 1955-58; Попов И., Миналото на българския театър, т. 1-4,
София, 1953-56;
Гочев Г., Столетие болгарского театра. 1856-1956, пер. с болг.,
София, 1956. Аг. М.
Музыкальный театр. Оперное иск-во зародилось в Болгарии в конце 19
в., после освобождения страны от многовекового турецкого рабства. В это
время в стране начинается движение за создание национальной оперы.
Зачинателями болг. оперного т-ра явились певцы Д. Казаков, И. Славков,
пианист и дирижёр А. Букореъцлиев. В 1890 они организовали в Софии
"Драматическую оперную труппу", в состав к-рой вошли молодые чешские
артисты - О. Добшова, А. Кратохвилова, Я. Ха-шек, Т. Мразек, И. и Г.
Мразек. Первый спектакль нового т-ра состоялся 2 янв. 1891 в театр. зале
общества "Славянская беседа". Были исполнены отрывки из опер
"Виндзорские кумушки" Николаи и "Трубадур" Верди (постановка Я. Хашека,
муз. руководитель А. Букорещлиев). В том же году были пост. (без
оркестра и хоровых сцен) оперы "Фауст" Гуно и "Трубадур" Верди, в
1891-92-"Кармен" Визе, "Аида", "Травиата" Верди, "Марта" Флотова и др. В
1892 труппа была переименована в "Столичную болгарскую оперу". Однако
вскоре материальные и организац. трудности, отсутствие гос. поддержки
привели к закрытию т-ра. В течение последующих 15 лет оперного т-ра в
Болгарии не существовало. В эти годы мн. болг. певцы учились в России и
выступали в рус. оперных труппах. В их числе были выдающиеся певцы К. И.
Ми-хайлов-Стоян, Б. и И. Вулъпе, к-рые явились вместе с Д. Казаковым
инициаторами организации нового оперного т-ра. В 1908 им удаётся
организовать товарищество "Болгарска оперна дружба", дававшее
представления на сцене Нар. т-ра. В состав труппы товарищества вошли
певцы, получившие образование в России, Италии, Австрии и др. странах, в
т. ч. П. Димитров, Ж. Минчев, С. Николов, 3. Куртева, М. Василева, К.
Стоянова, О. Гюзелева-Орлова, Д. Иванов и др. 18 окт. 1908 состоялся
первый спектакль Товарищества, в к-ром были исполнены отрывки из опер
"Фауст" Гуно и "Трубадур" Верди. С 1910, после премьеры оперы "Демон",
Товарищество начинает регулярно ставить оперы классич. репертуара (гл.
обр. рус. и итал. композиторов). Начиная с 1911 коллектив т-ра
пополнился рядом артистов, среди к-рых были: С. Македонский, Г. Дончев,
П. Райчев, Х. Морфова, А. Тодорова, Ц. Табакова и др. Успехи оперного
т-ра стимулировали творчество болг. композиторов. В 1910 в Товариществе
состоялась премьера оперы "Сиромакхиня" ("Нищая") Э. Манолова (соч. 90-е
гг.), затем были пост. оперы "Камен и Цена" В. Кауцкого и И. Иванова,
"Борислав" Г. Атанасова и "Тахир-беговица" Д. Хад-жигеоргиева. Эти
оперы, основанные на сюжетах произведений болг. литературы, были связаны
с болг. нар. мелосом.
К 1922 Товарищество получило гос. субсидию и театр стал называться
Гос. нар. оперой. В 1920-30 выдвигаются артисты: М. Попов, X. Брымбаров,
Л. Минчев, К. Спиридонова, А. Иванов, П. Золото-вич, Т. Мазаров, Л.
Величкова, Е. Николай, Б. Христов, Р. Михайлова, К. Кирова, Д.
Герганова, Н. Ка-рова, С. Сыбев, Т. Цокова, И. Иосифов, Г. Хинчев, М.
Люцканов; дирижёры: А. Найденов, А. Димитров; режиссёры: X. Попов, И.
Арнаудов, Д. Кырджиев,
И. Иванов, Б. Дановский; художники: А. Миленков, П. Георгиев, А.
Попов и др. Выдающееся значение в развитии болг. оперной культуры имела
деятельность композитора и дирижера Г. Атанасова, явившегося
основоположником национальной болгарской оперы.
В 20-е гг. были пост. оперы Атанасова "Заброшенная мельница" (1922),
"Цвета" (1925), "Косара" (1929), "Алцек" (1930). В 1930-40 поставлены
новые оперы: "Женское царство" (1935) и "Саламбо" (1940) В. Стоянова,
"Царь Калоян" П. Владигерова (1936), "Девять братьев Яны" Л. Пипкова
(1937) и др. Творчество этих композиторов, несмотря на проявление
влияния зап.-европ. модернизма, явилось важным этапом на пути
становления оперного иск-ва Болгарии.
В 20-30-х гг. 20 в. возникают оперные т-ры в др. городах страны. В
1920 в Варне под рук. П. Пре-славского была организована "Варненска
оперно-дра-матическа дружба" (труппа в составе ок. 120 чел.). В нач.
20-х гг.- оперная труппа в Пловдиве и "Оперная дружба" в Русе. В 1930
был создан "Варненский общинский оперный т-р". Все эти т-ры вскоре после
организации прекратили своё существование из-за финансовых трудностей.
Неудачей кончились также попытки создания самодеятельных т-ров в городах
София, Лом, Сливен, Казанлык, Врана и др. Наиболее успешной была работа
оперного коллектива в Стара-Загоре. Здесь в 1924 под рук. дирижёра А.
Георгиева и певицы А. Георгиевой силами любителей была поставлена в
концертном исполнении опера "Фауст", в 1925- "Гергана" Г. Атанасова. В
1928 коллектив получил наименование Районной оперы, с 1930 -
Старояагорской общинской оперы. В 1944 опера стала государственной.
В репертуаре болг. муз. т-ра основное место заняли проидв. рус. и
зап.-европ. муз. классики. В работе Софийской нар. оперы приняли участие
сов. реж. Е.Н.Соковнин, П.Н. Румянцев и худ. Р. А. Лужецкий; с их
участием были пост. оперы "Станционный смотритель" В. Н. Крюкова (1947),
"Евгений Онегин" (1948), "Иван Сусанин" (1949), "Князь Игорь" (1950),
"Борис Годунов" (1950) и др. Болгарские режиссёры П. Райчев, И. Иванов,
М. Хаджимишев, Д. Кырджиев пост. ряд опер, в т. ч. "Проданная невеста"
Сметаны, "Волшебная флейта" Моцарта, "Отелло" Верди и др. Крупным
событием в жизни т-ра была пост. в 1948 оперы "Момчил" Л. Пипкова,
посвящённой патриотич. теме борьбы за свободу и независимость Болгарии.
Вслед за ней были показаны оперы "Хитрый Пётр" В. Стоянова и "Ивайло" М.
Големинова, написанные на нац сюжеты, а также опера Г.Атанасова "Цвета".
В этом т-ре были осуществлены пост. опер "Семья Тараса" Кабалевского и
"Война и мир" Прокофьева.
За годы нар. власти расцвело дарование артистов старшего поколения:
X. Брымбарова, М. Попова, Л. Минчева, Н. Тодоровой, И. Поповой, М.
Люцканова, Т. Цоковой, Е. Апостоловой, И. Йосифова, Г. Хинчева и др.
Выросли кадры новых талантливых артистов, многие из которых завоевали
премии на междунар. муз. конкурсах: Н. Гяуров, К. Георгиева, Д. Узунов,
Н. Николов, Л. Бодуров, Н. Гау-бич, К. Попова, Й. Димчева, Ю. Винер, Н.
Афеян и др. Крупнейшие столичные мастера оказали ценную помощь развитию
провинциальных оперных театров.
В нач. 20 в. в различных городах страны делаются первые попытки
создания нац. т-ра оперетты. В 1904 Д. Бойчев пост. в Пловдиве силами
любителей одноактную оперетту "Ложь маркизы". В 1906 В. Дюкмеджиев
осуществил в любительской труппе пост. детской оперетты Ф. Абта "Крас
ная шапочка". К 1916 относится создание первой значит, болг. оперетты -
"Моралисты" Г. Атанасова на текст известного певца-куплетиста С.
Миленкова. Вслед за ней последовали его же оперетты:
"За птичками", "Больной учитель", а также "Союзники" Б.
Гюзелевой-Вульпе, "Софпйцы под Бухарестом" Т. Хаджиева и др. В этих
произв. (особенно в оперетте Г. Атанасова) развиваются нац. сюжеты,
используется фольклорный муз. материал. В их пост. принимали участие
артисты: Е. Снежина, И. Попов, В. Игнатьева, В. Гевдов, С. Миленков и
др. В 1917 А. Слад-каров образовал в Софии проф. труппу из 30 человек,
к-рая стала давать регулярные спектакли в т-ре "Одеон". В эту труппу
вошли актёры: Г. Марков, Н. Хаджииванова, Ц. Зографова, Ц. Руменова, Б.
Пожаров, И. Радев, Б. Левиев, дирижёр А. Мацак и др. Премьера оперетты
"Маркиз Бонелли" 2 февр. 1918 считается днём рождения болг. нац.
оперетты.
В 1918-19 в Софии появляется несколько т-ров оперетты ("Корона",
"Ренессанс", "Свободный т-р"); в Варне возникает товарищество "Оперетна
дружба". Особенно успешной была деятельность "Свободного т-ра" и т-ра
"Ренессанс". В "Свободном т-ре", основанном актёром П. Стойчевым в 1918,
работали: С. Македонский, Г. Марков, Б. Левиев, И. Радев, М.
Македонский, Т. Торчанов, Д. Палазова, Л. Шибой-кова, М. Чуклева, П.
Шмаха, Л. Филипова и др. В т-ре "Ренессанс" начинали свою творческую
деятельность М. Балканска, А. Русков, А. Сладкаров, Ж. Сладкарова, И.
Цачев и др.
В конце 1922 был организован "Кооперативный опереточный т-р", к-рый
возглавил режиссёр С. Стоилов. В нём работали актёры: П. Райчев, С.
Огнянов, К. Стоянова, С. Коларов, С. Розенберг, Б. Давидов, режиссёр В.
Илинский, дирижёры: И. Стоянов, А. Тони и др. Т-р, находящийся в центре
рабочих кварталов Софии, быстро приобрёл популярность. Здесь ставились
венские оперетты и следовавшие традициям венских оперетт произв. болг.
композиторов ("Жуана" Й. Цанкова, 1940). Среди актёров этого т-ра были
Р. Михайлова, Л. Барева, М. Попова-Ко-релли, М. Паунов, Д. Узунов, Г.
Хинчев, Г. Иванов, Н. Шаркова и др. В Софии работали также опереточная
труппа "Одеон" под рук. С. Пенчева и "Художественный опереточный т-р". В
1944 Кооперативный т-р был преобразован в Художественный т-р оперетты,
к-рый возглавили М. Балканска, режиссёры Г. Стаматов и X. Попов,
дирижёры Б. Левиев, А. Лечев, И. Стоянов и др. Т-р обратился к
отечественному репертуару, поставил оперетты Б. Левиева "Моли-нарка",
"Пристанушка" и др.
В 1947 был организован т-р "Народная оперетта". Б 1959 этот т-р
получил наименование Гос. муз. т-ра (директор - С. Македонский, гл.
реж.- Х. Цанков и гл. дирижёр- С. Попов). Среди постановок: "Девичий
переполох" Милютина (1949, 1953), "Цыганский барон" Штрауса (1949),
"Верный друг" Соловьёва-Седого (1Р50), "Вольный ветер" Дунаевского
(1950). В 1959 после смерти С. Македонского театру было присвоено его
имя. В 1954 т-р выступал в СССР.
Композиторами Болгарии созданы оперетты: "Бунтарская песня" Г.
Златева-Черкина (1955), "Айка" (1955), "Когда-то давно" (1947), "Мадам
Сан-жен" (1958) П. Хаджиева, "Молодость маэстро" В. Райчева (1958). С
успехом ставятся "Кето и Коте" В. Долидзе (1953), "Аршин мал алан"
Гаджибекова (1953), "Самое заветное" Соловьёва-Седого (1954), "Золотая
долина" (1955) и "Белая акация" (1957) Дунаевского. Растёт сеть
самодеятельных т-ров оперетты в различных городах страны.
Установление нар.-демократич. строя в Болгарии принесло с собой
расцвет всех видов муз. т-ра. Народное правительство оказало помощь
оперным т-рам, поставив перед ними задачу поднятия художеств. уровня и
всемерной популяризации музыкально-сценического искусства. Открываются
новые государственные оперные т-ры*- в Варне (1947), Русе (1949),
Пловдиве (1953) и др. городах. В стране возникает много самодеятельных
оперных и опереточных т-ров. Значительные изменения произошли и в работе
Софийской народной оперы, ставшей одним из крупнейших культурных центров
страны.
Балет. Балетное иск-во зародилось в Болгарии позднее оперного. В
первых пост. опер на сцене "Славянской беседы" и Народного т-ра,
балетные сцены, как правило, выпускались из-за отсутствия исполнителей.
Первыми болг. балетмейстерами и педагогами были П. Радоев и Р. Колева,
к-рые организовали первую балетную студию. Иск-во болг. танцовщиков
формировалось под влиянием рус. балетной школы, а также различных
ритмико-пластических и импрессионистских течений, господствующих в зап.
хореографии 20-х гг. В 1926-27 балетм. А. Петров организовал балетную
студию, деятельность к-рой, в отличие от студии Радоева и Колевой,
носила более профессиональный характер. На сцене Софийской народной
оперы Петров осуществил пост. балетов "Коппелия", "Тамара" на муз.
Балакирева, "Фея кукол" Байера и др., где стремился сочетать принципы
классич. школы с народно-танцевальными формами. В сезон
1936-37 он поставил в Софийской народной опере первый нац. балет
"Змей и Яна" Манолова (по драме П. Тодорова "Свадьба Змея"). В период
1927-44 в т-ре Софийской народной оперы работали балетм. Л. Вылкова
("Зелёная флейта" на муз. Моцарта, 1934; "Жар-птица" на муз.
Стравинского, 1935; "Лебединое озеро", 1936-37); М. Фроман
("Шехера-зада" на муз. Римского-Корсакова и "Половецкие пляски"
Бородина, 1935-36, "Спящая красавица",
1937-38); М. Димова ("Нестинарка" Големинова, 1941-42 - второй нац.
болг. балет) и др.
Расцвет балетного иск-ва в стране наступил после установления нар.
власти (1944). В болг. балете наметились новые пути развития. Балетная
труппа т-ра Софийской народной оперы начала расти и пополняться новыми
кадрами. В 1950 в Софии было создано Гос. среднее балетное уч-ще (ныне
Гос. хорео-графич. уч-ще), группа танцовщиков совершенствовала своё
мастерство в СССР. Большое значение имело творческое общение болг.
артистов балета с деятелями сов. балета, к-рые работали в Болгарии (Н.
И. Анисимова, Н. С. Холфин, О. В. Лепешинская, Ф. И. Балабина).
В 40-х гг. в Софийской народной опере была осуществлена пост. балетов
"Прометей" Бетховена (балетм. Н. Петров) и "Бахчисарайский фонтан"
(1945, балетм. Анисимова).
В 1953 пост. болг. нац. балет "Хайдуцкая песня" А. Райчева (балетм.
Холфин, Петров, Кираджиева) о героич. борьбе болг. народа против
турецких поработителей. Среди танцовщиков: засл. арт. Н. Вп-нарова, А.
Воробьёва, Н. Раковска, Е. Воронова, Н. Кираджиева Н. Минчева, Е.
Вербев, Л. Берон, Л. Колчакова, засл. артист А. Петров, А. Манолов, С.
Иванов, А. Гаврилов, К. Янков и др. Балетные труппы также существуют и
при Гос. муз. т-ре им. С. Македонского, Стара-Загорском, Варненском,
Русенском и Пловдивском оперных т-рах. Кадры для этих т-ров готовит Гос.
хореографич. уч-ще.
Лит.: С а г а е в Л., Българското оперно творчество, София, 1958;
Кръстев В..Очерки върху развитието на българската музыка, т. 1, София,
1954; К а з а к о в Др., Материали по историята на народния театър и
опера, София, 1929;
Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950; 40 години болгарска
оперета. 10 години державен музыкален театър, София, 1958; Музыка в
Болгарии, София, 1951.
Цирк. С давних времён в Болгарии проводились спортивные соревнования
и игры на лошадях, послужившие основой для формирования нац. циркового
иск-Ра. В 1886 в Софию приехала японская труппа акробатов и жонглёров
"Янамато", они выстроили деревянное здание и давали в нём представления.
С 1888 в Софии в специально построенном манеже во дворе гостиницы
"Одесса" работал цирк итальянца А. Пизи. Здесь начал свою деятельность
основоположник болгарского цирка П. Панайотов. В 1897 Панайотов
организовал первый болг. цирк, где он выступал как клоун с
дрессированными собаками. Ученики Панайотова-В. Козаров (акробат, затем
клоун) и А. Димитров - работают в цирке и в наст. время. В 1898, 1899 и
в 1911 выстроены новые цирковые здания. Подавляющее большинство номеров
в программах этих цирков было иностранными. После окончания первой
мировой войны в Софии работали два зимних цирка. С 1928 цирки работали
только летом. В 20-е гг. при летнем цирке Л. Д обрича была создана
цирковая школа.
После установления в Болгарии нар. власти (1944) начался подъём
циркового иск-ва. В 1948 цирки стали государственными. В 1949 в Софии
начал работать цирк шапито "Родина"; были открыты четыре ц'трка в др.
городах страны.
В 1957 в Болгарии создана дирекция, управляющая всеми цирками. В 1957
в Софии построено капитальное здание цирка. Развивается национальное
цирковое иск-во.
Среди цирковых артистов Болгарии: ковёрный Т. Козаров, создавший
образ обаятельного весельчака, жонглёр на свободной проволоке А.
Божилов, гимнастки на трапеции и кордеволане под рук. К. Рай-новой,
гимнасты на двойном турнике с ловиторкой Л. Райчева, П. Железкова, А.
Иванова, С. Славова, Д. Генева. С дрессированными собаками работает
старейший артист цирка А. Димитров. В 1957 артисты болгарского цирка
гастролировали в СССР. М. Зон.
БОЛГАРСКИЙ ТЕАТР "ЗАРЯ" - см. "Заря".