<< Пред.           стр. 103 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Самозванец - Комис" саржевский, Варлаам - Петров, Пимен - Васильев 1-й,
 Ран" гони - Палечек, Марина - Платонова; дирижер Направник, декорации
 Шишкова и Бочарова). В ред. Н. А. Римского-Кор-сакова пост. 28 окт.
 1896, там же. 16 дек. 1888 пост. в Большом т-ре (Борис-Корсов,
 Самозванец-Донской, Шуйский-Бар-цал, Варлаам -Стрелецкий, Марина -
 Клемептова, Пимен - Бутенко, Хозяйка корчмы - Гнучева, Фёдор- Салина,
 Ранго-ни - Борисов; дирижёр Альтани, декорации Вальца). В последующих
 пост. "Б. Г." участвовали: Шаляпин (Борис, Варлаам, Пимен), Андреев,
 Рейзен, бр. Пироговы, Савранский, Политковский, Андрей Иванов (Борис),
 Собинов, Печковский, Нэлепп (Самозванец), Стравинский (Варлаам),
 Михайлов (Пимен), Збруева (Шинкарка), Обухова, Максакова (Марина),
 Козловский (Юродивый). Дирижёры-Рахманинов, Блуменфельд, Голованов.
  За рубежом "Б.Г." впервые пост. 19 мая 1908 т-р "Гранд-Опера" (Париж)
 (Борис - Шаляпин, Шуйский - Алчевский, Пимен - Касторский, Самозванец -
 Смирнов, Варлаам - Шаронов, Юродивый - Чупрынников, Марина -
 Ермоленко-Южина; дирижёр Блуменфельд, оркестр Парижского т-ра;
 хормейстер Авранек, хор Моск. Большого т-ра; пост. Санина, декорации
 Бенуа и Головина).
  На сов. сцене в первоначальной редакции, восстановленной П. Ламмом,
 пост. 16 февр. 1928 в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (Борис -
 Рейзен, Шуйский - Кабанов, Пимен - Плешаков, Самозванец -Печковский,
 Варлаам - Журавленке, Хозяйка корчмы - Сабинина, Юродивый - Тихий;
 дирижёр Дранишников, постановка Радлова, худ. Дмитриев). Новая пост. (с
 включением сцен "У Василия Блаженного" и "У Марины Мнишек") -17 апр.
 1947, Большой т-р (Борис - А. Пирогов, Самозванец - Ханаев, Марина -
 Максакова, Пимен - Михайлов, Шуйский - Чекин, Рангони - Андрей Иванов,
 Варлаам - Лубенцов, Хозяйка корчмы - Антонова, Юродивый - Орфёнов,
 Ксения - Шумская; дирижёр Мелик-Пашаев, реж. Баратов, худ. Федоровский).
 В новой режиссёрской редакции, с восстановлением сцены "Под Кромами",
 пост. 16 дек. 1948 (дирижёр Голованов, реж. Баратов, худ. Федоровский).
 Новая пост. (в инструментовке оперы Шостаковичем) 4 нояб. 1959, Ленингр.
 т-р оперы и балета им. Кирова (Борис - Штоколов, Шуйский - Шмелёв,
 Григорий Отрепьев - Гаврилкин, Марина - Баринова; дирижёр Ельцин, реж.
 Гладковский). Пост. в т-рах др. городов: Ташкент (1939), Алма-Ата
 (1939), Тбилиси (1945), Рига (1949), Харьков (1951), Таллин (1952) и др.
  Издания - клавир в авторской ред., СПБ, Бессель, 1874; в ред. Н.
 Римского-Корсакова, СПБ, Бессель,1896 и 1908; в ред. П. Ламма, М.,
 Музсектор, Лондон, Oxford University Press, 1928, нем. пер. М. Губе,
 франц. и англ. М. Кальвокоресси; партитура - в обработке и
 инструментовке Н. Римского-Корсакова, СПБ, Бессель, 1906-1908 (литограф,
 изд.); в ред. Б. Асафьева и П. Ламма, М., Музсектор, 1928 (литограф,
 изд.).
  Лит.: Борис Годунов. Статьи и исследования. В. Беляев, И. Глебов, М.
 Кальвокоресси и др., М., 1930 (Гос. Академия худ. наук). Н Гр.
  БОРИС‚ВИЧ, Ольга Михайловна (1903-13. IX. 1947) - белорусский
 советский режиссёр. В 1923-26 училась в Белорус. театр. студии. В
 1927-31 работала режиссёром 2-го Белорус. драм. т-ра, в
 19311947-Белорус. оперной студии и т-ра оперы и балета, в
 1937-39-режиссёр-ассистент Большого т-ра (Москва). Пост. на белорус.
 сцене оперы: "Русалка", "Чио-Чио-сан", "Севильский цирюльник", "Евгений
 Онегина и др. , Бр. С.
  БОРИСЕНКО, Алексей Григорьевич (р. 1868 - г. смерти неизв.) - русский
 артист оперы (тенор). Пению обучался в Милане у проф. Ф. Поццо. В 1886
 выступал в муз.-драм. украинской труппе Кропивницкого, в 1887-92 пел в
 Петерб. придворной певческой капелле. В 1892-98 гастролировал в оперных
 т-рах Киева, Харькова, Тифлиса, Баку, Одессы и др. городов. В 1898
 впервые выступил в Мариинском театре (Петербург). В 1902-03 работал в
 Москве в антрепризе Медведева, в 1903-07 и с 1913 - в опере Зимина. В
 1907-13 - в Петербурге и провинции. Обладал звучным, сильным голосом,
 большим темпераментом; исполнял преим. драматич. партии: Герман;
 Дубровский (о. п. Направника), Канио, Вертер и др. / Н. Каз.
  БОРИСЕНКО, Вероника (Вера) Ивановна (р. 16.1. 1918) - русская
 советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1943
 окончила Свердловскую консерваторию по классу Д. Евтушенко. В 1944-46
 Б.- аспирантка Киевской консерватории. Впервые выступила на оперной
 сцене в 1941 в Свердловске. В 1941-45 - артистка Свердловского оперного
 т-ра, в 1945-46-Т-ра оперы и балета им. Шевченко. С 1946 Б.- солистка
 Большого т-ра. Обладает красивым, сильным голосом. Партии:
  Груня ("Вражья сила" Серова, Ст. пр. 1948), Ольга, Полина ("Евгений
 Онегин", "Пиковая дама"), Кон-лаковна ("Князь Игорь"), Ганна, Любаша,
 ("Майская ночь", "Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Кармен; Зибель
 ("Фауст") и др. Б.- первая исполнительница главной партии в опере
 Хренникова "Мать" (1957). Выступает как концертная певица. Н. Каз.
 БОРИСОВ, Александр Фёдорович [р. 18.IV(1.V). 1905] - русский советский
 актёр. Нар. арт. СССР 1951). Род. в Петербурге в семье рабочего.
 Участвовал в любительских спектаклях. В 1927 по окончании студии при
 Ленингр. акаде-мич. т-ре драмы (учился у Ю. М. Юрьева) был принят в
 театр-студию, в 1928 в осн. труппу т-ра. В 1930 сыграл свою первую
 крупную роль - инженера Бориса Волгина ("Чудак" Афиногенова), создав
 образ жизнерадостного, целеустремлённого человека. Уже в этой роли
 определилось большое дарование молодого актёра, его
 непосредственность,эмоциональность. Правдивый, жизнеутверждающий образ
 Волгина- инициатора
  "первой бригады энтузиастов производства" - открыл галерею героев
 современности, созданную Б. Убедительно раскрываются артистом героизм,
 стойкость, душевная красота, скромность, идейность советского человека.
 Предельной ясностью и простотой было отмечено исполнение Б. роли бойца
 Степана ("Победители" Чирскова, 1946, Ст. пр. 1947); Б. внес в этот
 образ юмор, озорное лукавство, большую жизненную мудрость. Умение актёра
 раскрыть в простых будничных событиях романтику, героизм ярко проявилось
 в образе Павла Корчагина ("Как закалялась сталь", 1947). Многогранен,
 полнокровен у Б. образ партийного работника Чеканова ("Высокая волна"
 Николаевой и Радзинского, 1952). Мудрость, простоту, подлинный
 демократизм советского государственного партийного деятеля показал Б. в
 сценич. образе М. И. Калинина ("Жизнь в цвету" Довженко, 1947).
 Обаятельны-созданные актёром образы Семёна Котко ("Шёл солдат с фронта"
 Катаева, 1938), Котова ("На берегу Невы" Тренёва, 1937), Рекало ("За
 тех, кто в море" Лавренёва, 1946). Верой в человеческое достоинство,
 нравственной чистотой, одухотворенностью проникнуты образы, созданные Б.
 в пьесах русской классики: Мелузов ("Таланты и поклонники", 1943),
 Гаврила ("Горячее сердце", 1951). В роли Аркашки Счастливцева ("Лес",
 1948) Б., не отказываясь от комедийных красок, в то же время показывает
 бесправность, одиночество маленького, униженного жизнью человека.
 Большой тра-гич. силой, глубоким постижением социальной сущности
 характера отмечен созданный Б. образ Кисель-никова ("Пучина"
 Островского, 1955). В ролях Самозванца ("Борис Годунов", 1935), царевича
 Фёдора ("Великий государь" Соловьёва, 1945), Кривохатско-го ("Одна ночь"
 Горбатова, 1956) Б. проявил себя как острохарактерный актёр. В годы
 Великой Отечественной войны Б. и актёр т-ра Пушкина К. И. Адашевский
 создали на радио образы весёлых бойцов-разведчиков Козьмы Ветеркова и
 Ильи Шмелькова. Передачи с участием этих персонажей, называвшиеся "Огонь
 по врагу", получили широкую популярность.
  С 1937 Б. снимается в кино: Павлов ("Академик Иван Павлов", Ст. пр.
 1950), Мусоргский ("Мусоргский", Ст. пр. 1951), Рыбкин ("Александр
 Попов", Ст. пр. 1951) и др.
  Соч.: Из творческого, опыта, М., 1954.
  Лит.: Б е и л и н А. М.,... Александр Фёдорович Борисов, Л., 1950;
 Кара С., Александр Борисов, М., 1952; Красина Т., Сосновский И.,
 Народный артист СССР Александр Фёдорович Борисов, М., 1952. Ю. А.
  БОРИСОВ (наст. фам. - Г у р о в и ч), Борис Самейлович
 (1873-11.XI.1939) - русский советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1927). По
 образованию юрист. Сценич. деятельность начал в укр. труппе М. Л.
 Кропивницкого (1895- 1897). Затем работал в Харькове, Киеве (1899-1903)
 и др. городах. В 1903-13 и с 1925- в т-ре Корша в Москве. Актёр преим.
 комедийный, Б. выступал также в драматич. ролях; иногда играл в
 опереттах. В иск-ве Б. юмор сочетался с мягким лиризмом, проникновенной
 теплотой и искренностью. Среди его лучших ролей:
  Любим Торцов ("Бедность не порок"), Грумио ("Укрощение строптивой"),
 Ванюшин ("Дети Ванюшина" Найдёнова), Поташ ("Поташ и Перламутр" Монтегю
 и Гласа), Синичкин ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Зупан ("Цыганский
 барон" Штрауса), Желтухин ("Касатка" А. Н. Толстого). Б. дополнял гл.
 роли в пьесах Я. Гордина, Ш. Аша (Шепшович - "Бог мести"). Большую
 известность Б. получил как выдающийся эстрадный актёр - исполнитель
 песен Беранже, куплетист и рассказчик, чтец (чеховские миниатюры, басни
 Д. Бедного, поэмы II. Уткина), автор и исполнитель романсов,
 муз.-вокальных пародий, эстрадных импровизаций, экспромтов. Был также
 одним из популярных актёров моек. т-ра "Летучая мышь".
  Соч.: История моего смеха, [М.], 1929.
  Лит.: "Театр и искусство", П., 1915, ј 31; "Русский артист", М.,
 1907. ј 6; "Жизнь искусства". Л., 1926, ј 1; "Новый зритель", М., 1924,
 ј*ј 29 и 30; "Искусство и жизнь", Л., 1939, ј 10; "Декада московских
 зрелищ", М., 1939, JVs 8. А. Шн.
  БОРИСОВ, Павел Борисович [1850-23.VI (6.VII). 1904] - русский артист
 оперы (баритон). В 1876 окончил Петерб. консерваторию по классу Д.
 Кор-си. Пел в Харькове, Киеве, Одессе и др. городах России, а также в
 Англии и Италии. В 1882-93 и в 1898-99 выступал в качестве "первого
 баритона" в Большом т-ре. Обладал сильным голосом широкого диапазона.
 Партии: Мефистофель ("Фауст"), Амонасро ("Аида"), Нелюско ("Африканка"
 Мейербера), Мазепа (о. п. Чайковского); был единственным исполнителем
 партии Демона в опере "Тамара" Фитингофа-Шеля. С 1894 Б. преподавал
 пение в Одессе.
  БОРИСОВА, Юлия Константиновна (р. 17. III. 1925) - русская советская
 актриса. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Театр. уч-ща им. Щукина в
 1949 была принята в труппу Т-ра им. Вахтангова. 1-я роль - Магда
 ("Заговор обречённых" Вирты). Создала образы своих молодых современниц -
 Павлина ("Стряпуха" Софронова), Варя ("Одна" Алёшина), Люська ("Две
 сестры" Кнорре), Наташа ("Город на заре" Арбузова), Валя ("Иркутская
 история" Арбузова) и др. Среди лучших ролей Б. также - Анисья ("На
 золотом дне" Мамина-Сибиряка), Настасья Филипповна ("Идиот" по
 Достоевскому; исполнила эту же роль в одноим. фильме) и др.
  Лит.: Бирман С., Надежды будущего, "Театр", ? 957, ј 1, с. 80-89;
 Соловьева И., Путь к лирике, в сб.:
  Москва театральная, М., 1960, с. 320-331.
  БОРИСОВ‚Ц, Валентин Павлович fp. 15(28).!. 1910] - украинский
 советский театральный художник. Засл. деят. иск-в УССР (1957). В 1931
 окончил театр. и кинодекорационный ф-т Киевского художествен. ин-та.
 Работал в т-рах Украины. В 1944-56 - гл. художник Львовского укр. т-ра
 им. М. Заньковец-кой. Оформил спектакли: "Борис Годунов" (1937) в
 Днепропетровском т-ре им. Т. Шевченко, "Гроза" Островского (1946),
 "Тайфун" Цао Юя (1958) в Запорожском т-ре им. Щорса, "Навеки вместе"
 Дмитерко (1950), "Борислав смеётся" Франко, "Днепровские звёзды"
  Баша (1951), "На большую землю" Хижняка (Ст. пр. 1950) в т-ре им.
 Заньковецкой. Работам Б. присущи графическая острота рисунка, образность
 и выразительность детали. ' А. Др.
  БОРИСОГЛЕБСКАЯ, Анна Ивановна [l.(13)VII. 1868-26. IX. 1939] -
 украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1936). Род. в местечке
 Се-беж на Витебщине. Училась в Харьковской школе "Благотворительного
 общества" для бедных детей и сирот, участвовала там в школьных
 спектаклях. По окончании школы работала учительницей в селе Новоселица
 (на Харь-ковщине). Впервые выступила в спектакле любительского кружка в
 Славянске в роли Одарки ("Сватанье на Гонча-ровке" Квитки-Основьяненки).
 В 1888 вступила в труппу М. Л. Кропивницкого, в к-рой проработала ок. 10
 лет. Затем служила в ряде крупнейших укр. трупп: П. К. Саксаганского, Н.
 К. Садовского, Т. Колесниченко и др. В 1919- 1925 - в труппе
 товарищества "Украинский театр" под рук. Н. Орла-Степняка. В 1925-39 -
 актриса Т-ра им. И. Франко (Киев).
  Отдав значительную часть своей творч. жизни доре-волюц. укр. т-ру, Б.
 принесла на сов. сцену живые традиции реалистич. нац. актёрского иск-ва.
 Творчество её отличалось простотой, непосредственностью и высоким
 мастерством. Талантливый мастер сценпч. перевоплощения, Б. создала
 художественно-убедительные, жизненно-правдивые образы в произведениях
 классич. и сов. драматургии: Терпелиха ("Наталка-Полтавка"
 Котляревского), Шкандыбиха ("Ли-меривна" Мирного), Секлета Хивря, Устя
 Шурай ("За двумя зайцами", "Сорочинская ярмарка", "Ой не ходи,
 Грицю...." Старицкого), Ганна, Татьяна ("Бесталанная", "Суета"
 Карпенко-Карого), мать Лукаша ("Лесная песня" Леси Украинки),
 Пошлёп-кина, Сваха ("Ревизор", "Женитьба"), Мария Тарасовна, Рыжова,
 Варвара ("Платон Кречет", "Правда", "Богдан Хмельницкий" Корнейчука),
 Усачиха ("Мастера времени" Кочерги).
  Лит.: И о с и п е н к о I., Народна артистка. До 50-р?ч-чя сцен?чно
 д?яльност? народно артистки УРСР Г. I. Бори-согл?бсько, "Театр", Кив,
 1937, Ко 4, с. 38-41; Г. I. Борисогл?бська. Народна аптистка УССР,
 "Театр", Кив, 1937, лг 9. Р. Б.
  БОРЙЩЕНКО, Виктор Петрович [р. 22.1(4.11). 1914] - украинский
 советский артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. УССР (1951).
 Член КПСС с 1946. Учился в Ин-те инженеров ж.-д. транспорта в Харькове и
 одновременно занимался пением в Доме культуры, в 1933-35 пел в студии
 при Харьковском т-ре оперы и балета. В 1935 Б.- солист Т-ра оперы и
 балета им. Шевченко. Партии: Андрей ("Тарас Бульба" Лысенко), Богун
 ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Князь ("Русалка"), Фауст;
  Пьер ("Война и мир" Прокофьева) и др. С. Гр.
  БОРК (Borkh), Инга (наст. имя и фам.- Ингеборг Л е н ц) (р.
 26.V.1921)-немецкая артистка оперы (сопрано). Училась драматич. иск-ву в
 Вене в школ М. Рейнхардта (1936-37); пением занималась в Милане у проф.
 Моратти (1939) и в Зальцбурге в "Моцар-теуме" (1939--40). Впервые
 выступила на оперной сцене в Люцерне в 1940, после чего выступала в
 оперных т-рах Берна, Базеля и др. городов. Европ. известность завоевала
 после исполнения в Базеле партии Магды ("Консул" Менотти) в 1951.
 Выступала в Берлине, Мюнхене, Вене, Париже (т-р "Гранд-Опера"), Милане
 (т-р "Л а Скала"), Нью-Йорке (т-р "Метрополитен-опера"). Исполнение Б.
 характеризуется тонкой, выразит, фразировкой, голос певицы отличается
 чистотой, "звонкостью" и блеском в верхнем регистре и плотностью,
 насыщенностью звучания в среднем и нижнем регистрах. Партии: Леонора
 ("Фиделио" Бетховена), Агата, Эглантина ("Вольный стрелок", "Эв-рианта"
 Вебера), леди Макбет ("Макбет" Верди), Аида;
  Сента ("Летучий голландец" Вагнера), Турандот (о. п. Пуччини),
 Электра (о. п. Штрауса), Мария ("Воццек" Берга) и др. Вс. Т.
  БОРНЕМИССА (Bornemissza), Петер (1535-85) - венгерский писатель,
 поэт, драматург. Автор пьесы "Электра" (1558), являющейся вольным
 переложением на венг. яз. одноимённой трагедии Софокла. В условиях тур.
 владычества Б. создал трагедию, насыщенную патриотич. и тираноборч.
 идеями, придал ей венг. колорит и нац.-освободит, направленность. Эта
 пьеса была впервые пост. в обработке Ж. Морица на сцене Нац. т-ра
 (Будапешт) в 1931. Пост. "Электры" с текстом, целиком принадлежащим Б.,
 осуществлена в 1958 актёрами Ин-та культуры (реж. Д. Секей). В 1959 эту
 пьесу пост. Нац. т-р. А. Гер.
  БОРОВ, Илья Григорьевич (р. 5. V. 1899) - русский советский режиссёр.
 Нар. арт. Каз. ССР (1936). Засл. арт. РСФСР (1934). Член КПСС с 1942.
 Учился в Киевской театр. студии (1919-22). В 1926 окончил Высшие театр.
 мастерские (Москва). В 1926-35 работал режиссёром рабочего т-ра
 облпрофсовета в Иваново-Вознесенске. В 1935-37 - худ. рук. Казахского
 т-ра драмы (Алма-Ата). Пост. спектакли: "Аристократы" Погодина (1936),
 "Ревизор" (1936); "Амангельды" Май-лина и Мусрепова (1937). В дальнейшем
 работал в русских т-рах Алма-Аты, Ижевска, Барнаула, Тулы. С 1952
 работает в Кирг. т-ре (Фрунзе). Я. Л.
  БОРОДАЙ, Михаил Матвеевич (1853-1929) - русский театральный деятель,
 антрепренёр. В юности служил в типографии расклейщиком афиш. В 1870
 поступил к харьковскому антрепренёру Н. Н. Дюко-ву библиотекарем и
 актёром на выходные роли. Был кассиром и администратором у антрепренёров
 П. М. Медведева (Харьков), Е. Я. Неделина (Таганрог), Г. М. Коврова
 (Саратов, Воронеж). С сер. 80-х годов Б. начал возглавлять крупные
 провинц. труппы, числившиеся "товариществами", но фактически б. ч.
 являвшиеся антрепризой Б.: т-ры в Киеве (1889, 1903-06, 1907), Харькове
 (1887, 1891-93, 1907), Саратове (1894, 1897-99), Казани (1895-1900),
 Ниж-нем-Новгороде (1896), Одессе (1902), Иркутске (1910, 1911-14). В
 сезоне 1907-08 возглавлял оперные труппы в Тифлисе и Екатеринодаре. Б.
 был одним из рус. антрепренёров, способствующих развитию нац. театр.
 иск-ва; он стремился приблизить т-р к демо-кратич. зрителю, подбирал
 сильные по составу труппы, пропагандировал серьёзный репертуар. После
 Октябрьской революции работал в Иркутском т-ре.
  Лит.: Юрьев Ю. М., Записки, ч. 2-3, Л.-М., 1948;
  Русский провинциальный театр. Воспоминания, Л.-М., 1937; "Современный
 театр", М., 1929, ј 34-35. А. Кл.
  БОРОДАЧ (Borodac), Янко (р. 18. VI. 1892) - чехословацкий режиссёр,
 актёр и драматург. Нар. арт. Чехословацкой Республики (1955). Учился
 актёрскому иск-ву в Пражской консерватории. В 1920 вступил в труппу
 передвижного Словацкого нац. т-ра. С 1923 - актёр и режиссёр Нац. т-ра в
 Братиславе. В 1925 основал театр. школу, где обучал молодёжь актёрскому
 мастерству. В своей творч. и педагогич. деятельности утверждает принципы
 реалистич. иск-ва, опираясь на опыт рус. и сов. т-ра, широко используя
 творч. метод МХАТа. Среди пост. Б. на словацкой сцене: "Гамлет" (1931),
 "Лес" (1931), "На дне" (1932), "Васса Железнова" (1937); "Страх"
 Афиногенова (1933), "Вишнёвый сад" (1934) и "Три сестры" (1952),
 '"Ревизор" (1936), "Свадьба Кречинского" (1937); "Марина Гавранова"
 Стодолы (1941), "Сирано де Бержерак" Ростана (1942), "Женский закон"
 Тайовского (1944);
  "Кремлёвские куранты" (1951); "Ирод и Иродиада" Гвездослава (1955).
 Перевёл на словацкий яз. пьесы:
  "Лес" и "На всякого мудреца довольно простоты";
  "Чужой ребёнок" Шкваркина, "Портрет" Афиногенова и др.
  Лит,: V sluzbach slovenskeho divadla. Sbornik k 60 naro-deninam Jana
 Boradaea..., Martin, 1952; Mr lian R., Se slovenskym divadlom, Brat.,
 1957. J]. Сол.
  БОРОДАЧОВА-ОРСАГОВА (Borodacova-Orszagho-va), Ольга (р. 16. XII.
 1899) - чехословацкая актриса. Жена Я. Бородача. По национальности
 словачка. Училась в Пражской консерватории. В 1920 вступила в труппу
 передвижного Словацкого Нац. т-ра. С 1923 - актриса Нац. т-ра в
 Братиславе. В 1925 вместе с Бородачом принимала участие в организации
 театр. школы, где (одновременно с работой в т-ре) занималась обучением
 молодёжи актёрскому мастерству. Большое внимание уделяет выразительности
 сценич. речи. Роли: Mapa ("Женский закон" Тайовского), Сливкова и Анна
 ("Чай у господина сенатора" и "Йошка Пучик и его карьера" Стодолы),
 Тамар ("Ирод и Иродиада" Гвездослава), Мадлена, Пирошка ("Буки
 подполянские", "Святая Варвара" Кралика), Анна Андреевна ("Ревизор"),
 Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"), Васса Железнова; Мария
 Тарасовна ("Платон Кречет") и др. Гос. пр. (1949).
  Лит.: V sluzbach slovenskeho divadla. Sbornik k 60 na-rodeninam Jana
 Boradaca..., Mrrtin, 1952. JI. Сол.
  БОРОДИН, Александр Порфирьевич [31.Х(12.ХП. 1833,
 Петербург,15(27).II.1887, там же] - русский композитор и учёный-химик.

<< Пред.           стр. 103 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу