<< Пред.           стр. 105 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 комедий, 3-4 aymOf 5 интермедий. Труппа имела свои костюмы и различные
 сценич. аксессуары. С. Я.
  БОЧАРОВ, Александр Ильич [12(24).VII. 1886- 29. I. 1956] - русский
 советский артист балета, педагог. В 1904, окончил Петерб. театр. уч-ще и
 был зачислен в кордебалет Мариинского т-ра. Вскоре стал ведущим
 исполнителем характерных и мимич. партий. В 1908-09 гастролировал в
 Стокгольме, Берлине, Праге, выступал в зарубежной антрепризе А. П.
 Павловой (Лондон, 1910). После Октябрьской революции работал в ленингр.
 Т-ре оперы и балета им. Кирова (оставил сцену в 1947). С успехом
 исполнял мимич. партии Гамаша ("Дон Кихот"), Квазимодо("Эсмераль-да").
 Маркиза ("Пламя Парижа") и др. В 1922-23 вёл педагогич. работу в Школе
 русского балета, возглавляемой А. Л. Волынским (Петроград). В
 1930-56преподаватель характерного танца в Ленингр. хорео-графич. уч-ще.
 Б.-один из авторов теоретич. работы о характерном танце.
  Соч.: Бочаров А. И., Лопухов А. В. и Ш и-р я е в А. В., Основы
 характерного танца, М.-Л., 1939. В. Ч.
  БОЧАРОВ, Михаил Васильевич (1872-29.IV.1936)- русский советский
 артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1925). Окончил юридич. ф-т
 Киевск. ун-та. Пению обучался у Эверарди и Петца в Киевском муз. уч-ще
 (окончил в 1898); совершенствовался в Италии. Впервые выступил на
 оперной сцене в Киеве в 1900. С этого года Б. работал в оперных театрах
 Москвы (опера Зимина и др.), Петербурга, Одессы и др.городов. С 1932
 выступал преим. в концертах. Обладал голосом широкого диапазона, большим
 сценич. темпераментом и высокой общей и муз. культурой. Созданные певцом
 сценич. образы отличались тщательностью отделки, продуманностью,
 филигранностью деталей. Партии: Грязной; Кочубей ("Мазепа" Чайковского);
  Онегин, Демон, Эскамильо, Риголетто; Фигаро ("Се-вильский
 цирюльник"), Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера) и др.
  Лит.: ШампаньерА. (сост. и изд.), Русский театр. [Киев, 1905], с.
 53-54.
  БОЧАРОВ, Михаил Ильич [1831 (1832?) - 13(25). VII. 1895 J - русский
 театральный художник и пейзажист. Академик пейзажной живописи (1863).
 Учился в моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества, затем в петерб.
 Академии художеств у М. Н. Воробьёва (окончил в 1858). С 1864 (св. 30
 лет) был декоратором императорских (казённых) т-ров; заведовал
 декорационными мастерскими в т-рах Петербурга. Б. создал декорации к
 пьесам "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1867), "Борис Годунов"
 (1870), операм "Вражья сила" Серова (1871), "Кузнец Вакула" Чайковского
 (1877), "Руслан и Людмила" (1866), "Снегурочка", "Ночь перед Рождеством"
 (1895) и др. Художник реалистич. направления, Б. способствовал развитию
 нац. декорационного иск-ва. Знание археологии и истории, использование
 возможностей сценич. освещения, перспективной живописи помогали
 художнику создавать на сцене атмосферу реальной жизни, способствовали
 глубокому раскрытию образов спектакля.
  Лит.: С ы р к и н а Ф., Русское театрально-декорационное искусство
 2-й пол. XIX в., М., 1956. АН. Ш.
  БОШАН (Beauchamps), Пьер (1636 - ок. 1719) - французский артист
 балета, балетмейстер. Сын танцовщика и музыканта Л. Бошана (1597- ок.
 1666). В сер. 50-х гг. Б. выступал и ставил спектакли при дворе короля
 Людовика XIV. Принимал участие в создании франц. Академии танца (1661),
 был её директором. В 1666 специально для Б. было установлено звание
 "суперинтенданта балетов короля", т. е. придворного балетмейстера. Много
 работал совместно с композитором Ж. Б. Люллй, Мольером. Б. были
 поставлены танцы в комедиях-балетах: "Докучные" (1664), "Господин де
 Пурсоньяк" (1669), "Мещанин во дворянстве" (1670) Мольера, муз. Люлли и
 др. Ставил также танцы в спектаклях Академии музыки (открылась в 1671).
 Среди пост.: "Дворец Флоры" (1689), "Комеддя фей" (1699) Лаланда и др.
 Выступал как танцовщик в партиях: Полександра, Плутона ("Алкидиан",
 "Рождение Венеры" Люлли) и др.
  Б. приписывается установление пяти позиций в классич. танце, к-рые
 помогли танцовщикам сделать танец более выразительным и технически
 совершенным. Позиции, предложенные Б., легли в основу совр. классич.
 танца и сохранились до наст. времени. Существует предположение о том,
 что Б. работал также и над системой записи танца, но рукописи не
 сохранились. Е. С.
  БОШКОВА (BoSkova), Мария (р. 2.V. 1925) - югославская (македонская)
 актриса. В 1944 начала сце-нич. деятельность в Македонском нар. т-ре в
 Скопле (Скопье). С 1957 работает в Нар. т-ре в Белграде. Роли:
  Живка ("Госпожа министерша" Нушича), баронесса Кастелли-Глембай
 ("Господа Глембаевы" Крлежи), Виола и Себастьян ("Двенадцатая ночь"),
 Дездемона;
  Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Настя ("На дне") и др. Актрисе присущи
 большой темперамент, эмоциональность. Аг. М.
  БОЭРО (Воего), Фелипе (1.V. 1884-8.1. 1958) - аргентинский
 композитор. Один из основоположников аргентинской оперы. Музыке обучался
 в Буэнос-Айресе у П. Берутти; совершенствовался в Парижской
 консерватории (1912-14) у П. Видаля. Композиторскую деятельность начал в
 1900-х годах. В своих произв. широко использует мелодии и ритмы нац.
 муз. фольклора. Отличительные черты опер Б.- драматич. напряжённость
 сюжета и муз.-выразительных средств, наличие значит, оркестровых
 эпизодов. Одноактная лирич. опера Б. "Тукуман" (1918, т-р "Колон",
 Буэнос-Айрес), посвящённая провозглашению независимости провинции
 Тукуман (в 1812), была первой оперой, исполнявшейся в т-ре "Колон" на
 исп. языке. Б. принадлежат также оперы: "Ариадна и Дионис" (1920),
 "Ракела" (1925) на сюжет из жизни аргентинских крестьян, "Разбойник"
 (1929) по драматической легенде из жизни гаучо, "Цинкали" (не пост.),
 лирическая муз. драма "Сирипо" (1937), муз. сцена "Вакханки" по Еврипиду
 (1925) и др. Все эти произв. ставились в Буэнос-Айресе. Б. написал также
 ряд др. соч. в различных жанрах. Был видным обществ, деятелем,
 основателем творч. организации аргент. композиторов.
  Лит.: Criordano A.. Musicos argentinos, в кн.: Cien musicos America,
 В. Aires, fl946]. Ал. Р.
  БОЯДЖИЕВ, Григорий Нерсесович [р. 1(14).IIL 1909]-советский театровед
 и театральный критик.Доктор искусствоведения. В 1930 окончил Ростовский
 ун-т (лит. отделение педагогич. ф-та). Лит. деятельность начал в 1929.
 Занимается историей зап.-европ. т-ра (цреим. французского) и сов. т-ра.
 Ученик проф. А. К. Дживелегова. В соавторстве с ним написал "Историю
 западноевропейского театра от его возникновения до 1789 года" (1941;
 переведена на исп. яз.,2-е изд. 1957). Является редактором 1-го т. и
 автором ряда глав в 1-м и 2-м томах "Истории западноевропейского театра"
 (т. 1, 1956; т. 2, 1957). Написал предисловие к собранию соч. Мольера в
 2 тт. (1957). В. принадлежит большое количество научных и кри-тич.
 статей в периодич. печати. Автор ряда глав в 1-ми 2-м томах "Очерков
 истории русского советского драматического театра" (1954, 1960). Ведёт
 педагогич. работу (с 1932 в ГИТИСе). Профессор.
  Соч.: Предисловие к Собранию соч. Мольера, т. 3, Л., 1939; Расин и
 его "Федра", предисловие к изд.: Р а с и н Ж., Федра, пер. В. Брюсова,
 М.-Л., 1940; Жозеф Тальма, "Литературный критик", 1935, ј 3;
 Театральность и правда, М.- Л., 1945; Борьба миров (о спектакле "Отелло"
 в т-ре им. Руставели в Тбилиси), в кн.: Шекспировский сборник 1947, М.,
 [1948], с. 41-56; В. П. Марецкая, М., 1954; У истоков французской
 реалистической драматургии (XIII в.), в кн.: Ежегодник Института истории
 искусств. 1955. Театр. М., 1955;
  Любить человека, "Искусство кино", 1957, ј 1, с. 29; Эдуарде де
 Филиппе и его герои, "Театр", 1957, ј 2, с. 58-72;
  Молодой Мольер, "Сообщения Института истории искусств", 1957, ј
 10-11; Первая французская ренессансная комедия ("Евгений" Э. Жоделя),
 "Ученые записки Государственного научно-исследов. ин-та театра и
 музыки", т. 1. Сектор театра,
  Л., 1958, с. 401-428; Мольер -теоретик высокой комедии, "Театр",
 1959, ј 2; Театральный Париж сегодня, М., 1960;
  Поэзия театра, М., 19GO. ff Лит
  "БОЯРЫНЯ ВЕРА ШЕЛ.ОГА" - опера П. А. Рим. с ко г о-Корсакова (пролог
 к опере "Псковитянка"), его же либретто по драме Л. Мея "Псковитянка".
 Поставлена 15 дек. 1898, Частная русская опера, Москва (Боярин Иван
 Семёнович Шелога - Мутин, боярыня Вера Дмитриевна - Гладкая, Надежда
 Насоновна - Стефанович, Юрий Токмаков - Бед-левич, Власьевна - Страхова;
 дирижёр Труффи).
  Издания-Партитура, СПБ, Бессель, 1898. Я. Гр.
  БРАБОРЕСКУ(ВгаЬоге8си),Штефан(р.15.У111.1880)-румынский актёр,
 режиссёр, театр. педагог. Нар. арт. РНР. Ученик крупнейших рум. актёров:
 К. Ноттара, А. Романеску, П. Личиу. Сценич. деятельность Б., начавшаяся
 в 1905, протекала в бухарестском т-ре "Бландузиа", в Нац. т-ре г.
 Крайовы, в Нац. т-ре г. Ясс. В своей актёрской и режиссёрской практике
 Б. использовал опыт Рейнхардта и Станиславского. Упадочным тенденциям
 бурж. рум. т-ра он стремился противопоставить реалистич. принципы
 иск-ва. Б. обладал большим темпераментом и высокой актёрской техникой.
 Среди лучших ролей: Рике Венту-риано ("Бурная ночь" Караджале), Штефан
 Великий ("Закат" Делавранчи), Гамлет (в собственном переводе), Орест
 ("Электра" Софокла), Сорин ("Чайка"), Сатин и Актёр ("На дне"), Миллер
 ("Коварство и любовь") и др. Значит, вклад в развитие румынского т-ра
 внесли режиссёрские работы Б.: "Сид" Корнеля, "Ромео и Джульетта"; "Рюи
 Блаз" Гюго, "Нора", "Живой труп"; "Источник Бландузии" Александри,
 "Влайку Водэ" Давиды и др. С 1944 Б.-актёр клужского Нац. т-ра, создал
 на сцене этого театра ряд значит, образов в пьесах совр. рум.
 драматургов: Спиридон ("Великий день" Бануш), сталевар Арон Гергей
 ("Огненная крепость" Давидоглу) и др. С 1944 Б. возглавляет Театр. ин-тв
 г. Клуже.
  Лит.: "Contemporanub, 1955, ј 42, с. 1; "Театр", 1956, ј 3, с. 155.
 Я. Р.
  БРАВИН (наст. фам.- В асяткин), Николай Михайлович [13(25).X.
 1883-10.VI. 1956] - русский советский артист оперетты. Нар. арт. РСФСР
 (1954). Окончил Муз. уч-ще в Астрахани (1906); обучался пению у У.
 Мазетти в Московской консерватории, брал уроки у Р. Шпигель-Оленштейн. В
 1906-07 Б. работал в драм. труппе П. Струйского в Астрахани, в 1908-09-
 в театре оперетты А. Бл'юменталь-Та-марина,в 1909-10- в театре "Буфф", в
 1910-15 - в театре "Эрмитаж", в 1915- 1918-в т-ре Е. По-топчиной; в
 1918- 1922- в различных театрах на Дальнем Востоке. С 1922 Б. выступал в
 Москве (сначала в Дмитровском т-ре, затем - в Моск. т-ре оперетты).
 Обладал красивым голосом (баритон), пластичностью. Роли: Назар Дума
 ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Сав-чук ("На берегу Амура"
 Блантера), Цезарь Галль ("Вольный ветер" Дунаевского), Воевода ("Девичий
 переполох" Милютина), Никита ("Холопка" Стрельникова), Баринкай
 ("Цыганский барон" Штрауса),
  Бокаччо (о. п. Зуппе), Данило ("Весёлая вдова" Легара), Раджа, Ферри
 ("Баядера", "Сильва" Кальмана), и др.
  БРАВИЧ (наст. фам.-Б аранович), Казимир Викентьевич [1861-13(26).XI.
 1912] - русский актёр. Учился в Псковском землемерном уч-ще. Участвовал
 в любительских спектаклях. В 1885 дебютировал на проф. сцене (г. Ржев).
 Играл в провинции (Новгород, Елец, Ростов-на-Дону). Участвовал в
 гастрольных поездках по России Г. Н. Федотовой и М. Г. Савиной. В
 1897-1903 - актёр петерб. Малого т-ра (т-р Суворина), в 1903-08 - Т-ра
 В. Ф. Комиссаржевской. В 1909-12-моек.Малого т-ра.А.Р.Кугель писал о В.:
  "Имея неврастенический темперамент, Бравич ограничивал его волей и
 мыслью". Роли: Базаров ("Отцы и дети" по Тургеневу), Паратов
 ("Бесприданница"), Тригорин, Войницкий ("Чайка" и "Дядя Ваня"), Иван
 Шуйский ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого), Басов, Протасов
 ("Дачники", "Дети солнца"), Ранк ("Нора"), Карено ("У врат царства"
 Гамсуна), Акоста ("Уриэль Акоста" Гуцкова) и др.
  Лит.: Словарь сценических деятелей, вып. 2, СПБ,[1899];
  "Рампа и жизнь", М., 1912, .ј47; "Театр и искусство", СПБ, 1912, ј
 47, с. 926-27. E. X.
  БРАВНИЧАР (Bravnicar), Матия (р. 24.XI. 1897) - югосл. композитор и
 педагог. В 1932 окончил консерваторию в Любляне. Композиторскую
 деятельность начал в конце 20-х гг. В 1919-45 Б.- артист оркестра
 Люблянской оперы, в 1945-49 - директор Муз. академии в Любляне (с 1952 -
 профессор). Автор опер "Привидение в долине Шентфюрьянской"
 (1930),"Слуга Ерней и его право" (1941) (поставлены в Любляне), симф. и
 др. произв. Б.- один из первых югосл. композиторов, использовавших в
 своих соч. муз. фольклор Словении. Ю. Ч.
  БРАВО (итал. bravo - отлично) - возглас одобрения. В превосходной
 степени-"брависсимо" (особенно высокое одобрение).
  БРАГАЛЬЯ (Bragaglia), Антон Джулио (р. 11.11. 1890) - итальянский
 режиссёр и театральный деятель. Работу в т-ре начал в 1916. В 1918
 организовал (совм. со своим братом Карло) в Риме "Дом искусств
 Брагальи", где ставились спектакли и читались доклады, посв. проблемам
 живописи, музыки и т-ра. В 1922 основал "Т-р Независимых" (Рим) - ночное
 кабаре, где ставились миниатюры итал. драматургов Пиранделло, Россо,
 Бонтемпелли, Паволино и др., а также драм. и танц. миниатюры и муз.
 пантомимы самого Б. С 1945 Б. работает гл.обр. как режиссёр, пост.
 "Маленький город" Уайлдера (1939), "Траур к лицу Электре" 0'Нила (1941),
 "Золотой мальчик" Одетса (1948, Венеция), "Иерма" Гарсиа Лорки (1948,
 Палермо), "Рога дона Фриолера" Р. Валье Инклана (1950, Палермо) и др. Б.
 выступает также как режиссёр кино. Ал. С,
  Соч.: Del teatro teatrale, ossia Del teatro. Roma, 1929;
  Evoluzione del mimo, Mil., 1930; Pulcinella, Roma, 1953.
  БРАГАМ, Б рей a M(Braham), Джон (20. III.1777- 17.11. 1856) -
 английский артист оперы (тенор). Пению обучался у Ф. Леони. Начал
 выступать на сцене еще мальчиком; дебютировал в Лондоне в 1787 в т-ре
 "Ковент-Гарден". Участвовал в спектаклях Итал. оперы в Лондоне (1796),
 гастролировал в 1798-1801 в Италии, Франции, Германии. С 1801 Б.- солист
 лондонского т-ра "Ковент-Гарден". Партии: Гюйон, Макс ("Оберон",
 "Вольный стрелок" Вебера), Ферран-до ("Так поступают все" Моцарта),
 Вильгельм Телль (о. п. Россини) и др. В 1840-42 гастролировал в Америке.
 В 1852 оставил сцену. Иск-во Б. характеризуется драматической силой,
 виртуозным мастерством.
  Лит.: Levien J. Mewburn, The singing of J. Bratiam, L., 1945. Be. T.
  БРАГИН, Александр Михайлович [р. 3(15).XI. 1881-г. смерти неизв.] -
 рус. сов. артист оперы и оперетты (баритон). Засл. арт. РСФСР (1926). В
 1901 окончил Петерб. консерваторию по классу С. Габеля;
 совершенствовался в Вене и Берлине. Впервые выступил на оперной сцене в
 Киеве в 1899. После гастролей в 1901-05 в оперных т-рах мн. крупных
 городов России был приглашён в 1905 в Мариинский т-р, где пел до 1911 (в
 сезоне 1908-09 Б. пел в Большом т-ре). В 1911-14 выступал на сцене
 Петерб. т-ра оперетты, занимая ведущее положение. С 1914 гастролировал
 как оперный, опереточный и концертный певец. Обладал гибким и звучным
 голосом, славился как интерпретатор различных по характеру образов.
 Лучшие партии: Онегин, Демон; Томский, Кочубей ("Пиковая дама", "Мазепа"
 Чайковского), Риголетто;
  Фигаро ("Севильский цирюльник"), Жермон; в оперетте: Горный князь (о.
 п. Легара), Маркиз ("Корне-вильские колокола" Планкета) и др. В 1924
 оставил сцену. С 1929 вёл педагогич. работу (с 1940 - профессор
 Каневской консерватории).
  БРАГИН (наст. фам.- Владимиров), Сергей (Семён) Владимирович
 (1857-1923) - русский, советский актёр и театральный деятель. По
 окончании в 1878 Петерб. театр. уч-ща дебютировал в Алек-сандринском
 т-ре (роль Сандырова - "Счастливый день" Н. Соловьёва) и был принят в
 труппу. Исполнял комедийные роли. В 1881 Б. оставил актёрскую работу и в
 течение 20 лет занимался антрепренёрской деятельностью. Держал
 антрепризы на курортах (на Кавказе, в Старой Руссе и др.), на клубных
 сценах в Петербурге, в Сибири (Томск, Иркутск и др.). В 1901 вернулся в
 труппу Александрийского т-ра, где играл Счастливцева, Бобчипского и
 Добчинского;
  2-го мужика и Старого повара ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого),
 Медведенко ("Чайка"), Мигаева ("Таланты и поклонники" Островского).
  После Октябрьской революции Б. принял активное участие в
 строительстве сов. т-ра, был членом правления Союза работников иск-в;
 трижды избирался членом Петроградского совета.
  Лит.: "Жизнь искусства", 1923, ј 11; "Вестник работников искусств",
 1925, ј 5-6. А Кл.
  БРАГИНСКИЙ, Эмиль Вениаминович (р. 19.XI. 1921) - русский советский
 драматург. Лит. деятельность начал в 1944. Автор пьес "Раскрытое окно"
 (1958, Моск. драм. т-р им. Станиславского), "Дом на одной из улиц"
 (1959, Ленингр. т-р им. В. Ф. Комиссаржевской,в новой редакции-"На нашей
 улице", 1959, Моск. драм. т-р им. Станиславского), "Встречи на дорогах"
 (Моск. драм. т-р им. Станиславского, 1960). Работает и как
 киносценарист.
  БРАДА (Brada), Реже (р. 1906) - венгерский артист балета и
 балетмейстер. Сын известного танцовщика и балетм. Э. Брада. Учился у
 отца, позднее в США у педагогов А. Раш и Ч. Хейл. В 1923, вернувшись в
 Будапешт, был принят в балетную труппу венгерской Королевской оперы.
 Исполнял ведущие партии в балетах: "Шехеразада" на муз.
 Римского-Корсакова, "Петрушка" Стравинского, "Сильвия" и "Коппелия"
 Делиба, "Треуголка" де Фальи и др. В 1935 был назначен балетмейстером
 Королевской оперы, где поставил: "Священный факел" Донаньи (1934),
 "Куруцскую сказку" К сдай (1935), "Великан-эгоист" на муз. Хубая (1936),
 "Лизистрату" Лайта, 1937, и др.
  БРАЗИЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Первые театр. представления в
 Бразилии устраивались миссионерами для обращения индейцев в
 христианство. Для этих представлений, носивших религиозный и
 назидательный характер, разыгрывавшихся в иезуитских колледжах и на
 площадях, инсценировались произв. португ. лит-ры или писались ауто (гл.
 обр. на португ. и исп. яз. и на яз. тупи). Первое из сохранившихся драм.
 произв. - "Ауто о св. Лоренсу" Ж. ди Аншиеты. По инициативе Аншиеты в 16
 в. было построено первое в Бразилии театр. здание - "Т-р св. Лоренсу для
 индейцев". В 17 в. по случаю торжественных событий ставились светские
 спектакли. Элементы театр. действия содержались в обрядовых играх
 афро-браз. культа, т. н. макумбах.
  В домах миссионеров-европейцев давались спектакли с музыкой (часто
 текст спектаклей сочиняли сами участники). В сер. 18 в. в Рио-де-Жанейро
 состоялись первые любительские оперные спектакли, в к-рых исполнялись
 гл. обр. произв. итал. композиторов. В дальнейшем любительские спектакли
 ставились регулярно. В 18 в. предпринимались попытки создать постоянный
 т-р.В 1748 падре Вентура основал браз. т-р. "Дом оперы". В 1776 актёр
 М.Луис построил т-р "Новая опера",в к-ром впервые в Бразилии ставились
 пьесы Мольера (в конце 18 в. т-р был закрыт).
  В репертуаре первых т-ров Бразилии преобладали религиозные по
 содержанию пьесы. Ставились пьесы М. Ботелью ди Оливейра (на исп. яз.) и
 А. Ж. да Силва (на португ. яз.), написавшего ряд комедий, в т. ч. "Война
 Алекрина и Манжерона" (1737). Ко 2-й пол. 18 в. относится деятельность
 т-ра в г. Оуру-Прету, в к-ром ставилась гл. обр. переводная драматургия.
 В это время появились пьесы и переводы поэтов "минасской школы"
 Алваренга Пейшоту, К. М. да Коста-представителей браз. классицизма,
 тесно связанных с движением за нац. независимость (пьесы не
 сохранились). В 1813 в Рио-де-Жанейро спектаклем "Клятва Нумы" Г. Ф. ди
 Камара открыт Королевский т-р св. Жуана, где выступали преим. португ. и
 итал. труппы.
  Провозглашение нац. независимости (1822) создало предпосылки для
 развития нац. т-ра. Формирование нац. драматургии 19 в. (португ. яз.)
 проходило под знаком романтизма, основного направления в браз. лит-ре

<< Пред.           стр. 105 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу