<< Пред. стр. 119 (из 913) След. >>
конструкции и образам, носили дидактич. характер и были направленыпротив отдельных уродливых явлений бурят, дореволюц. действительности.
Исполнителями были учащиеся духовных семинарий, гор. уч-щ, начальных
школ, впоследствии нар. учителя. После Октябрьской революции широкое
распространение у бурят получает театр. самодеятельность. Участники
кружков школьной, красноармейской и улусной самодеятельности создают
небольшие агитац. спектакли, носящие обличит, характер. Среди авторов
первых бурят, пьес зачинатель бурят, лит-ры X. Намсараева А. Шадаев и
др. Пьесы Намсараева: "Тьма" (1919), "Оракул Дамби" (1920), "Тёмная
жизнь" (1921), "Старик Барбадай" (1922), имели антиклерикальную и
антифеод, направленность, они ставились самодеятельными кружками на
клубных сценах и в избах-читальнях. Пьесы Шадаева "Гнёт царя",
"Несчастная девушка" и "За власть Советов" (1925-26), рассказывавшие о
бесправном положении бурят до революции, пропагандировавшие советский
строй, были пост. драм. кружком при Бурят, педагогич. техникуме
(Улан-Удэ). Здесь начинали свой путь актёры, художники и драматурги
будущего нац. т-ра. С 1927 в Улан-Удэ начинает работать т-р рус. драмы.
Его режиссёры и актёры помогали в создании нац. бурят. т-ра. В 1928
открывается бурят, театр. студия. На е базе в 1930 возникает Техникум
иск-в, преобразованный в 1936 в Муз.-театр. уч-ще им. Чайковского. На
основе первого выпуска Техникума иск-в в 1932 создаётся Бурят, драм.
т-р, к-рый с первых же своих шагов ставит спектакли, отражающие жизнь
республики. С возникновением этого т-ра появляются бурят, драматурги,
актёры и режиссёры Н. Балдано, М. Шамбуева и Г. Цыдынжапов и др. Уже в
30-х гг. намечается осн. черта бурят, драматургии - её ор-ганич. связь с
жизнью страны. В большинстве пьес 30-х гг. находит отражение борьба
бурят, народа в период гражданской войны ("Из искры пламя" Намсараева,
1933; "Один из многих" Балдано, 1937, и др.), борьба за построение и
укрепление колхозного строя в Бурятии ("Прорыв", 1932, "Кто он?", 1933,
"Два друга", 1938, "Эржэн", 1940, Балдано: "Мэргэн" Шадаева, 1937, и
др.). Пьесы бурят, драматургов 30-х гг. разоблачают лам, нойонов,
кулаков. В эти же годы драматурги Бурятии создали пьесы по мотивам
героич. нац. эпоса: "Баир" Цыдынжапова и Шадаева (1938),
"Энхэ-Булатбатор" Балдано (1940) и др. Эти пьесы, творчески
перерабатывающие нац. эпос, содержат обобщённые поэтич. яркие
характеристики. Однако они были отмечены нек-рой идеализацией прошлой
жизни бурят. Дальнейшее развитие театр. жизни республики подтверждает
открытие в 1938 Республиканского бурят, колхозно-совхозного т-ра и
преобразование Бурят, драм. т-ра в Муз -драм. т-р. На декаде бурятского
искусства, состоявшейся в 1940 в Москве, были показаны муз.-драм.
спектакль
"Баир", а также первая нац. опера "Энхэ-Булат ба-тор" М. Фролова,
подготовившие возникновение нац. оперы. В связи с декадой Бурятский
муз.-драм. т-р был награждён орденом Ленина.
В период Великой Отечеств, войны в бурят, драматургии главной
становится патриотич. тема. В пьесах "Рыбаки Байкала" Балдано (1942) и
"Снайпер" Цы-дынжапова (1943) рассказывается об участии бурят в борьбе
против гитлеровских захватчиков. В историко-революционной пьесе "Сын
народа" Цыдынжапова (1943) создан образ Ц. Ранжурова - одного из первых
бурят, большевиков, участника революции 1905.
После Великой Отечеств, войны наступил новый период в развитии
драматургии и т-ра Бурятии. В историч. пьесе "Кнут Тайши" X. Намсараева
(1945), посвящённой дореволюц. жизни бурят, улуса, социальные
противоречия показаны с реалистич. достоверностью, пьеса отличается
композиционной стройностью, написана образным нар. языком. В 1950
организационно завершается'процесс дифференциации бурят, театр. иск-ва;
создаются Бурят, т-р оперы и балета и Бурят, т-р д-рами. Осуществляются
пост. нац. опер "На Байкале" Книппера (1948), "Мэдэгмаша" ("У подножия
Саян") Ряузова (1949), балетов "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958),
"Красавица Ангара" Ямпилова и Книппера (1958). В 1959 в Москве
состоялась 2-я декада бурят, лит. и иск-ва, в к-рой приняли участие т-р
оперы и балета, бурят, драм. и русский драм. т-ры. Подъем бурят,
драматургии, борьба пвсат-едей Бурятшгза мастерство, за создание ярких
характеров положительных героев нашли выражение в творчестве Балдано
("Пламя", 1953) и в пьесах молодых драматургов: Д. Батожабая "Барометр
показывает бурю" (1957) - о революции 1905 в Сибири и Ц. Шагжина "Хитрый
Будамшу" (1954) - комедия по мотивам нар. бурятских сказок, "Первый год"
(1956), "Весенняя песня" (1957), рассказывающие о колхозах Бурятии,
новых людях республики. Пьесы этих авторов были пост. Бурят, т-ром драмы
и показа ны в различных р-нах республики. Среди деятелей театр. иск-ва
Бурят. АССР (I960): нар. арт. СССР Г. Цыдынжапов, Л. Линховоин, нар.
арт. РСФСР Б. Балдаков, Б. Вампилов, Н. Гендунова, Ч. Генинов, Н.
Петрова, Л. Сахьянова, В. Халматов, нар. худ. РСФСР А. Тимин; засл.
деят. иск-в РСФСР нар. арт. БАССР Н. Балдано, нар. арт. Бурят. АССР Д.
Дон-дуков, Ю. Шангина, Ц. Шагжин; засл. арт. РСФСР П. Абашеев, А.
Арсаланов, А. Ильин, К. Гомбоева-Языкова, И. Миронов, В. Лыкденова, В.
Манкетов, М. Степанова.
Лит.: Искусство Бурят-Монгольской АССР, М., 1940, Ходорковская Л.,
Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ,
1959; Н а и д а' ков В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959; Х а б а
е-в а И., Артисты бурятского балета, Улан-Удэ, 1959. JJ Ход.
БУРЯЧОК, Иван Мартынович (1877-1936) - украинский советский художник.
Окончил Киевскую рисовальную школу Н. Мурашко и Краковскую академию
художеств (1907). В 1910-18-постоянный ху' дожник укр. т-ра Н.
Садовского (Киев). Создал в этом т-ре реалистич. декорации к спектаклям
"Наталка-Полтавка" Котляревского, "Савва Чалый" Карпенко-Карого, "Вий"
Кропивницкого, "Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого, "Каменный властелин"
Леси Украинки, "Галька" Монюшко, "Рождественская ночь" Лысенко. Один из
первых художников-постановщиков в укр. т-ре, Б. принадлежит к числу
основоположников нац. реалистич. школы декорационного иск-ва. Его работы
передавали своеобразие укр. пейзажа, материальной культуры и зодчества.
После 1918 работал в области графики. А. Др.
БУСИКО (Boucicault) - семья английских актёров, режиссёров,
театральных предпринимателей.
Д а и он (полн. имя-ДионисиусЛарднер), Бусттко-старший (26. XII.
1820-18. IX. 1890). Род. в Дублине (Ирландия). Учился в ун-те в Лондоне.
Участвовал в студенческих спектаклях. В 1837 начал проф. актёрскую
деятельность. В 1841 написал свою первую пьесу "Лондонская
самоуверенность" (т-р "Ковент-Гарден", Лондон). С 1853 жил в США.
Получил известность гл. обр. многочисленными (св. 130) инсценировками,
переработками и переводами произведений Ч. Диккенса ("Николае Никльби" и
др.) и др. писателей. Большой популярностью пользовалась инсценировка
новеллы У. Ирвинга "Рип Ван Винкль", в к-рой заглавную роль с огромным
успехом играл амер. актор Дж. Джефферсон. Пьесы, написанные самим Б.,
гл. обр. бытовые мелодрамы, носили подражательный характер и не сыграли
роли в развитии амер. драматургии. Среди них наиболее значительна
направленная против рабства пьеса "Окторун" о любви белого человека к
рабыне-негритянке (1859, т-р "Уинтер-Гарден", Нью-Йорк). В 1858 Б.
открыл т-р в Вашингтоне, с 1859 руководил т-ром "Уинтер-Гарден". Б. был
характерным актёром, выступавшим преим. в собственных пьесахНана Сахиб
("Джесси Браун"), и инсценировках - Калеб ("Сверчок на печи"),
Ман-талини ("Николае Никльби") и др. И. К.
АгнесКелли Бусико (урожд. Роберт-сон; Robertson) (25. XII. 1833-6.
XI. 1916) - жена Д. Бусико-старшего. На профессиональной сцене
дебютировала в 1850 в труппе Ч. Кина ("Принсесс т-р", Лондон).
Гастролировала в Америке, выступая по преим. в пьесах мужа и в качестве
его сценической партнёрши: Вайолет ("Жизнь актрисы"), Зо ("Окто-рун"),
Эйли ("Колин Б аун"), Джейн ("Долгая забастовка") и др.
Д а и о н (полн. имя - Дионисиус Джордж) Б у-с и к о - младший (1859
- 1929) - сын Д. Бусико-старшего и А. К. Бусико. Актёр, режиссёр и
театр. предприниматель. Артистич. деятельность начал в Нью-Йорке в 1879.
С 1880 играл в Лондоне. С 1882 был театр. предпринимателем, режиссёром и
актёром в Англии и США. В 1885 переехал в Австралию. Здесь в 1886, совм.
с супругами Браф, Дж. Тайфреджом и своей сестрой Н. Бусико образует одну
из самых популярных компаний Австралии, сыгравшую значит, роль в
становлении австрал. т-ра. В принадлежащих компании двух т-рах
"Крайтирион" в Сиднее и "Бинсу" в Мельбурне ставились пьесы совр. англ.
драматургов (А. Пинеро, Т. Робертсона и др.), а также классич. комедии.
Сам Дайон Б. завоевал широкую популярность у австрал. зрителя как
талантливый комик и блестящий постановщик комедийных спектаклей ("Много
шуму из ничего" Шекспира, "Школа злословия" Шеридана, "Веер леди
Уиндермир" Уайльда и др.). В 1896 Б. вернулся в Лондон и в 1897 с
успехом сыграл здесь роль сэра Уильяма Гоуэра в "Трилоуни из Уэллса"
Пинеро (т-р "Корт"). В 1901- 1915 Дайон Б. в качестве актёра и режиссёра
вступил в труппу Ч. Фромана ("Дьюк оф Йорке т-р"). В этом т-ре он ставил
пьесы А. Пинеро, Р. Картона, А. Хоу-па, Дж. Барри (в 1904 первым
поставил его пьесу "Питер Пэн" и до 1918 ежегодно возобновлял эту
пост.). В 1915 Дайон Б. руководил "Нью т-ром", где пост. спектакли
"Каролина" Моэма, "Трилауни из Уэллса" Пинеро, "Белинда" и "М-р Пим
проходит мимо" Милна (исполнял роль м-ра Пима). Во мн. пост. Дайона Б.
выступала его жена - А. Ванбру. В 1923, 1927-28 Дайон Б. приезжал в
Австралию как гастролёр.
Лит.: M с Сг u i г e Р., The Australian theatre, L.- Melb., 1948;
Serle P., Dictionary of Australian biography, Sydney-L., 1949; The
dictionary of national biography. 1922- 1930, L., 1937, reprint., 1953.
p. 94-95. Л. Я. И Ф. Кр.
БУСЛАЕВ, Александр Николаевич (р. 11. III. 1894) - советский цирковой
артист; дрессировщик хищников. Засл. арт. РСФСР (1942). Член КПСС с
1943. Во время Всесоюзной спартакиады 1928 занял первое место среди
участников пробега на мотоциклах. В 1929, осваивая и видоизменяя т. н.
"смертные" номера иностр. гастролёров, создал совместно с И. Буслаевой
аттракцион "Полёт на санях из-под купола цирка". В 1941 Буслаевы
выступили с номером "Круг смелости", объединяющим аттракционы,
основанные на механизированной аппаратуре, и дрессировку хищников.
Клетка, где находились три льва, вмещала специальный трек для езды на
мотоциклах по вертикальной стене. Помимо выполнения приказаний
дрессировщиков, львы принимали участие в гонках мотоциклов, сидя на
багажнигге и держась лапами за плечи водителя. В номере "Львы и лошади"
Б. соединил в одной клетке львов и лошадей. М. 3.
БУСТЙЛЬО OPO (Bustillo Oro), Хуан (р. 24. VI. 1904) - мексиканский
драматург. Лит. деятельность начал в 1921. Среди пьес Б. О.: "Массы"
(1931, т-р "Улисес") - о выступлении крестьян против помещика-диктатора,
"Те, кто возвращается" (1932, т-р "Идальго") - о дискриминации
мексиканцев в США, "Урок мужьям" (1936, т-р "Бельяс артес") - о
моральном падении представителей буржуазии. С 1927 работает также как
кинорежиссёр.
Лит.: Usigli R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932;
Magana EsquivelA., Imagen del teatro, Mexico, 1940;
Teatro mexicano del siglo XX, Mexico, 1956. Ю. П.
БУТАФОР (от итал. buttafuori) - первоначально в итал. т-ре работник
сцены, к-рый находился за кулисами и подавал артистам необходимые по
действию предметы- оружие, цветы, книги, письма и т. д. В совр. т-ре -
работник сцены, изготовляющий различные предметы бутафории (скульптуру,
мебель, посуду и т. д.), а в небольших т-рах и обставляющий ими сцену
для спектакля. И. Ф.
БУТАФОРИЯ - поддельные предметы - скульптура, мебель, посуда,
украшения, детали костюма и т. д., употребляемые в театр. спектаклях
взамен настоящих вещей. Предметы Б. не являются обычно точной копией
оригиналов, отличаются от них как по материалу (изготовляются гл. обр.
из картона, папье-маше, дерева, жести и холста), так и по форме,
размерам и окраске, обусловленными характером спектакля и специфич.
требованиями сцены. Предметы Б. должны отличаться прочностью, простотой
и дешевиз ной, подчёркнутой выразительностью внешней формы; при их
изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, невидимых
зрителю. Большие предметы делаются разъёмными.
Б. использовалась т-ром на протяжении всей его истории. Предметами Б.
пользовались ярмарочные скоморохи, фарсовые актёры. Широкое применение
Б. получила в проф. т-ре итал. комедии дель арте (16 в.), затем в
комедийных спектаклях и в комич. опере 17-18 вв. Т-р классицизма,
основанный на декламации актёра, почти совсем изгнал Б. из театр.
обихода. Бурж. драма 18 в. также пользовалась Б. крайне скупо. Увлечение
историч. спектаклями и пышными оперно-балетными пост. в сер. 19 в. вновь
приводит к широкому применению Б. Англ. режиссёр Ч. Кин с тщательностью
археолога подбирал Б. для пост. пьес Шекспира. Большое значение
приобрела Б. в спектаклях мейнингенцев (см. Мейнингенский театр),
загромождавших сцену предметами, характеризующими эпоху. Принципы Ч.
Кина и мейнингенцев усваиваются натуралистич. т-ром, широко применявшим
Б. в бытовой драме. В совр. реалистич. т-ре Б. является гл. обр.
декоративным элементом оформления спектакля. Для вещественного
оформления, непосредственно связанного со сценич. действием (мебель,
посуда, оружие и т. д.), чаще всего берутся подлинные предметы обихода.
И. Ф.
БУТЕНКО, Иван Филиппович [1852-6 (18). II. 18911 - русский артист
оперы (бас). В 1876 окончил юридич. ф-т ун-та в Одессе. Пению обучался в
Одессе; совершенствовался во Франции (у Маркези) и в Италии (у Буцци).
Впервые выступил на оперной сцене в Мантуе (Италия), после чего пел в
театрах "Даль Верме" (Милан) и "Сан-Карло" (Неаполь). В 1885 возвратился
на родину и в этом же году был принят в Большой т-р (Москва). С успехом
исполнял партии Ивана Сусанина, Руслана; Дубровина ("Сон на Волге"
Аренского), Алькада ("Сила судьбы" Верди), Марселя ("Гугеноты"),
Зарастро ("Волшебная флейта") и др. Голос Б. отличался широким
диапазоном и мягкостью тембра. Высокий артистизм и культура пения -
характерные черты творчества Б. Н. Каз.
БУТОВА, Надежда Сергеевна [18 (30). X. 1878-21. I. 1921j- русская
актриса. Отец - земский учитель, мать - крестьянка. Рано потеряв отца,
Б. на собранные местными крестьянами деньги была отправлена в
саратовскую гимназию. Позже училась в Муз.-драм. уч-щеМоск. фи-лармонич.
общества (класс В. И. Немпро-вича-Данченко; окончила в 1901). С 1900
игралавМХТ.В 1902 исполнила роль Анисьи ("Власть тьмы"). Среди ролей Б.:
Ма-нефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), Сура ("Ана-тэма"
Андреева), Снегирёва ("Братья Карамазовы" по Достоевскому) и др. Высоко
оценивая иск-во Б., В. И. Немирович-Данченко писал о созданных ею
образах: "Это были в самом настоящем смысле этого слова проникновенные
образы человеческого духа, глубоко национальные, не повторившие ничего
бывшего на сцене до них: яркие, красочные, вдохновлявшие к подражанию".
Последние годы жизни Б. занималась педагогич. деятельностью.
Лит.: Немирович-Данченко В., Дух твой с нами! (Памяти Н. С. Бутовой),
"Культура театра", М., 1921, ј 1; Шепкина-Куперник Т., Из сундука с
прошлым, газ. "Советское искусство", М., 1938, 14.VII, .No 92, и 16.VII,
.ј 93; Дикий А., Повесть о театральной юности, М., 1957. А. Кл.
БУТС. Бут (Booth), - американская актёрская семья. Джуниус Брутус Б.
(1. V. 1796- 30. XI. 1852). С 1813 участвовал в любительских спектаклях.
В 1817 выступал в Лондоне в т-ре"Ковент-Гар-ден" в роли Ричарда III,
играл в т-ре "Друри-Лейн", где исполнил роль Яго с Э. Кином в роли
Отелло. Создал образы Шейлока, Лира, Отелло, Гамлета, Юлия Цезаря (о. п.
Шекспира). В 1821 уехал в США, где играл в разных городах,
преимущественно в пьесах Шекспира. Не обладая хорошими внешними данными,
Б. добивался яркости, выразительности жеста и мимики.
Э дв ин Томас (13. XI. 1833-7. VI. 1893) - сын Джуниуса Брутуса Б.
Впервые выступил в 1849 на сцене Бостонского т-ра "Музеум". В 1854
гастролировал в Австралии, в 1861 - в Лондоне. Среди ролей: Петруччио
("Укрощение строптивой"), Шейлок, Гамлет, Лир, Макбет. Б. был одним из
лучших исполнителей шекспировских ролей в США. Игра Б. отличалась
искренностью, тонкостью психологич. рисунка. Среди ролей Б.:
Бертуччио ("Месть шута" - "Король забавляется" Гюго, 1864). В 1863-67
руководил нью-йоркским т-ром "Уинтер-Гарден", с 1869 - т-ром, получившим
известность как "Т-р Бутса". Здесь ставились преим. трагедии Шекспира.
Б. осуществлял в своём т-ре постановки, отличавшиеся высоким художеств.
уровнем. Большое внимание уделял актёрскому творчеству. "Т-р Бутса" стал
школой спенич. мастерства для многих актёров США 2-й пол. 19 в. В 1874
из-за финансовых затруднений был закрыт. В 1880-81 Б. играл в Лондоне
роль Яго (с Г. Ирвингом в роли Отелло). В 1882 гастролировал в Берлине,
Лейпциге, Гамбурге. Последнее выступление Б. состоялось в Бруклине в
1891 в роли Гамлета.
Джон Уилкс (1838-26. IV. 1865) - сын Джуниуса Брутуса Б. В 1856
дебютировал в Балтиморе. Исполнял гл. роли в пьесах Шекспира: "Ричард
III", "Гамлет", "Макбет", "Отелло", "Венецианский купец" и др. В 1864
закончил сценическую деятельность. В период Гражданской войны в ClllA
(1861-65) был участником антиправительственного заговора и смертельно
ранил президента А. Линкольна. К. Б., Я. Я.
БУТТИ (Butti), Энрико Аннибале (19. II. 1868- 29. IX. 1912) -
итальянский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1890-х гг.
Автор драм "Водоворот" (1892, т-р "Филодрамматичи", Милан), "Утопия"
(1894, т-р "Джербино", Турин), "Погоня за наслаждением" и "Люцифер" (обе
в 1900, т-р "Мандзони", Милан), "Буря" (1901, т-р "Верди", Триест),
"Страсти в тени" (1904, "Костанци", Рим) и др. В своих пьесах Б.
затрагивает этич. и религиозные проблемы, вскрывает глубокие духовные
противоречия между людьми. Творчество Б. по манере близко Ибсену. Писал
также лёгкие комедии на совр. темы: "Кукушка" (1903), "Поэтическая
интермедия" (1905) и др. На рус. яз. переведены: "Погоня за
наслаждением" (1901, моек. Малый т-р), "Птенец" (1909), "Невидимое
солнце" (1914). Ал. С.
БУФАНО (Bufano), Ремо (12. XI. 1894-17. VI. 1948) - американский
деятель театра кукол. По национальности итальянец. Спенич. деятельность
начал в 1914 в Нью-Йорке. Б. использовал в экспериментальных целях
марионетки различных размеров (до 2-3 м)\ пост. спектакли - "Царь Эдип",
муз. Стравинского (1931), "Алиса в стране чудес" (1933) и др. С 1933
руководил т-ром марионеток при Управлении промышленно-строительных работ
общественного назначения. Автор комедии "Волшебная нить" (1939).
Участвовал в создании кукольных фильмов.
С о ч.: Be a puppet showman, N. Y., 1933; Book of puppet' ry, N. V.,
1950. И. Б.
БУФФ (от итал. buffa - шутка) - термин, применяемый для обозначения
актёров, пользующихся приёмами буффонады. В драматургии (напр.,
"Мисте-рия-буфф" Маяковского) Б. означает обычно введение в ткань пьесы
элементов скоморошества, шутовства или циркового представления. Опера-Б.
- комич. опера, соединяющая пение с разговорными диалогами. Т. Бач.
БУФФАЛО БИЛЛЬ (Buffalo Bill) [наст.имяифам.- Уильям Фредерик К од и
(Cody)j (26. II. 1846- 10. I. 1917) - американский цирковой артист и
антрепренёр. С 1860 работал объездчиком лошадей (ковбой). С 1863 служил
в армии, был разведчиком. В 1868 охотился в западных прериях на буйволов
(отсюда и произошло прозвище Buffalo-буйвол). В 1872 пост. в т-ре Чикаго
пьесу Джадсона "Разведчики в прериях", играл в ней главную роль. Работал
в этом т-ре до 1876, играя в пьесах, написанных специально для него. В
1883 организовал своеобразный цирк "Дикий запад" (Wild West), в к-ром
ковбои и индейцы демонстрировали спортивные игры на лошадях - родео
(езда на неосёдланной лошади или быке), а также быт ковбоев и индейцев.
В течение 20 лет разъезжал с этой группой по городам Америки и Европы.
Снимался в первых ковбойских фильмах. М. Зон.
БУФФОНАДА (итал. buffonata, букв.- шутка, паясничество) - приём