<< Пред. стр. 124 (из 913) След. >>
поэте и гос. деятеле 18 в. Молле Панахе Вагифе). Соч. и пост. в 1938Т-ром им. АзизСе-кова, Баку (реж. Искендеров, худ. Фатуллаев, композитор
Рустамов; Вагиф - Алекперов, Кязим-Зия, Хураман - Кадри, Гюльнар -
Гаджиева, Эльдар - Афганлы, Санатш, Видади - Курбанов, Каджар - Рухулла,
шут - Садыхов). 8 февр. 1953 состоялось 500-е представление "В." в Т-ре
им. Азизбекова (в числе постоянных исполнителей Курбанов - Видади,
Рухулла - Каджар, Алекперов - Вагиф, Афганлы, Санани- Эльдар).
"В." был пост. в 1940 в Бакинском т-ре рус. драмы (реж. Идаят-заде,
худ. Гусак, композитор Карницкдя; Вагиф- Шульгин, Эльдар - Байков,
Хураман - Бабичева, Видади- Жариков); в Арм. Бакинском т-ре (1940; реж.
Овсепян, худ. Ованесян); в Кироваканском т-ре Арм. ССР (1948); Арм. т-ре
драмы, Тбилиси (1Я52) и др.
И з д а н и я.- Первое изд. "В.", пер. с азербайджанского В. Гурвича,
M.-Л., 1941; из последующих изд.: "Вагиф". Драматическая хроника XVIII
столетия в 3 д., 11 карт., пер. с азербайджанского А. Адалис, М., 1959.
Лит.: Джафаров Дж., Азербайджанский гос. драм. театр им. Мешеди
Азизбекова, М., 1951, с. 185-191. А. Шн.
ВАГНЕР (Wagner), Рихард (22.V.1813, Лейпциг,- 13. II. 1883,
Венеция)-немецкий композитор, дирижёр, муз. писатель. Муз. занятия В.
начались с 15 лет. В 1828-30 им были созданы различные муз.
произведения. С 1831 В. - студент Лейпциг-ского ун-та; одновременно
занимается теорией композиции с Т. Вейнлигом. В 1833 работает театр.
хормейстером в Вюрцбурге, затем капельмейстером ГМагдебург, 1834;
Кенигсберг, 1837; Рига, 1837-39). Деятельность В. как композитора в
основном связана с т-ром. В 30-х гг. он написал оперы (ставились в
придворных т-рах различных нем. городов): "феи" (по Гоцци, 1888,
Мюнхен), "Запрет любви" (по Шекспиру, 1836, Магдебург), музыку к
"Фаусту" Гёте и к трагедии "Король Энцио" Раупаха (1832). В 1842 в
Дрездене была пост. опера "Риенци" (по роману Бул-вера-Литтона). В 1839
В. переехал в Париж, где добывал средства к жизни муз. аранжировками и
газетными корреспонденциями. В эти годы были написаны первые зрелые
произведения В.-опера "Летучий голландец (по нар. легендам и новелле
Гейне, 1843, Дрезден) и увертюра "Фауст" (по Гёте, 1841). В 1842 В.
вернулся в Германию. В 1843- 1849 работал капельмейстером Придворного
т-рав Дрездене. Здесь создал оперу "Тангейзер" (1845), в Веймаре-
"Лоэнгрин" (1848), обе на основе свободно обработанных В. рыцарских
легенд 13 в. Участник революции 1848-49, В. после неудачи Дрезденского
восстания бежал в Швейцарию; в 1849-59 жил в Цюрихе. Начало муз.-критич.
деятельности В. относится к сер. 30-х гг., но осн. работы были
опубликованы в 40-50-х гг. Теоретич. работы В.: "Искусство и революция"
(1849), "Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма"
(1851), "Обращение к моим друзьям" (1851) выражают
социально-политические и эстетич. взгляды композитора и намечают его
дальнейшие творческие пути. В 1852 В. подготовил текст оперной
тетралогии "Кольцо Нибелунга" на основе сканд. эпоса "Эдды" 8-9 вв. и
средне-верхне-нем. эпоса "Песнь о Нибе-лунгах" (первоначальный замысел -
в 1848) и начал работу над первыми частями тетралогии: "Золото Рейна"
(1853-54, пост. 1869, Мюнхен), "Валькирии" (1854-56, пост. 1870,
Мюнхен). В 1859 создал оперу "Тристан и Изолъда" (по сказанию Готфрида
Страс-бургского, 1865, Мюнхен). В 1863 В. выступал как дирижёр в России.
В 1867 В. завершил оперу "Нюрнбергские мейстерзингеръ" по нюрнбергской
хронике 17 века (1868, Мюнхен), в 1868-74- последние части "Кольца
Нибелунга": "Зигфрид" (1868-71), ".Гибель погов" (1869-74). Пост. всей
тетралогии была осуществлена в 1876 в Байрёйте, в т-ре, специально
построенном В. для этой цели. В
1882 В. завершил оперу-мистерию "Парсифалъ" по ср. век. христианской
легенде (пост. в Байрёйте).
Большой твсрч. путь В. сложен и противоречив. В юности композитор
находился под влиянием различных прогрессивных и реакц. течений нем.
романтизма; он приветствовал революц. события 1830 во Франции и Польше.
Первая опера - "феи" - принадлежит к типу нем. романтич. оперы.
Сближение с деятелями буржуазно-либерального движения "Молодая Германия"
в середине 3(c)-х годов привело В. к отрицанию нем. романтизма и критике
нем. оперы. В статьях этого периода В. досхваляет итал. оперу за её
мелодичность и непосредственность выражения чувств. Влияние итал. и
франц. опер сказалось в опере "Запрет любви" с её реально-бытовой
тематикой, осмеянием ханжеской морали. В 1838 В. увлекается жанром
франц. "большой оперы", под воздействием к-рой создана опера "Риенци",
отразившая освободительно-бунтарские настроения В. В этой опере выявился
яркий талант В. как драматурга и симфониста. В период жизни в Париже
отношение В. к модному бурж. иск-ву становится резко отрицательным.
Усиливается интерес композитора к сюжетам из нем. жизни, получивший
развитие в последующих произв. Опера "Летучий голландец" знаменует
возвращение В. к проблематике нем. романтич. оперы, к фантастике.
Композитор значительно обновляет традиц. муз. средства романтич. иск-ва,
его опера отличается муз.-драматургич. цельностью, большое внимание
уделяется раскрытию психологии героев, в муз. драматургии повышается
роль лейтмотивов.
"Тангейзер" и "Лоэнгрин" во многом связаны с нем. романтич. операми
на рыцарский сюжет (типа "Эв-рианты" Вебера). Муз. язык в этих сценич.
произв. становится более индивидуальным; в недрах нем. романтич. оперы
постепенно созревают элементы будущей вагнеров-ской муз. драмы.
"Тангейзер", раскрывающий тему столкновения чувственности и аскетизма,
отражает протест В. против лицемерной бурж. морали, утверждение
свободного человеч. чувства. Однако тема протеста в этом произв.
сочетается с мистич. идеей "искупления"; в музыке господствует
повышенная эмоциональная напряжённость. Идейные противоречия ещё ярче
выражаются в "Лоэнгрине". В этой опере В. утверждает высшую миссию
художника и показывает в аллегория. форме его одиночество в совр. об-ве,
но протест носит здесь пассивный характер. Музыка отличается
психологической выразительностью; в муз. развитии преобладают
сдержанность и эпич. широта, возрастает роль хоров и ансамблей.
В период революции 1848 В. испытывает воздействие материалистич.
философии Л. Фейербаха и анархич. бунтарства М. А. Бакунина. В своих
теоретич. работах 1849-51 В. резко критикует капитализм и христианскую
церковь, выдвигает тезис об иск-ве как "продукте социальной жизни",
подвергает критике бурж. т-р, призывает к демократизации иск-ва.
Подлинное иск-во, по В., возможно лишь после революции. Но свои политич.
идеалы В. выражает в этих работах туманно и абстрактно.
Антик апиталистич. направленность отличает концепцию "Кольца
Нибелунга". Олицетворением "мирового зла" здесь является власть золота,
к-рой противопоставляется "сила любви". Борьбу со злом призван вести
идеальный нар. герой Зигфрид. В период длит. работы над тетралогией в
мировоззрении В. усилились реакц. тенденции вследствие увлечения
философией А. Шопенгауэра и ф. Ницше, тетралогия приобрела черты
пессимизма, в ней в образе бога Вотаиа отразились слабость и рефлексия,
неверие в революцию, характерные для нем. интеллигенции послереволюп.
периода.
В то же время в тетралогии ярко проявилась реформаторская
направленность творчества В., наметившаяся отчасти еще в операх 40-х гг.
В теоретич. работах 1849-51 и особенно в работе "Опера и драма" В.
подвергает резкой критике старую оперу, её условность, разрыв между
драм. содержанием и музыкой. Он выдвигает идею создания муз. драмы,
синтезирующей музыку, текст, действие произведения, в к-рой музыка
становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Для
успешного осуществления такого синтеза В. считает необходимым
объединение композитора и либреттиста в одном лице (В.- ав-юр либретто
своих опер). Стремясь к непрерывности муз.-драматич. развития, В.
преодолевает расчленённость оперы на отд. номера" (арии, ансамбли),
заменяя их свободно построенными монологами и диалогами. Большое
внимание он уделяет выразительности вокальной декламации. К актёрам
предъявляется требование раскрывать вокальными и драм. средствами
авторский замысел. Огромное значение приобретает оркестр, усиливающий
эмоциональное воздействие, раскрывающий внутр. смысл происходящего.
Важнейшим элементом оркестровой партии становятся сквозные
характеристики - лейтмотивы (иногда появляются и в вокальных партиях).
Они характеризуют отдельных героев, предметы, явления, устанавливают
причинно-следственную связь между ними, обеспечивают муз. единство
произведения.
В музыке "Кольца Нибелунга" психологически насыщенный лиризм и
глубокий драматизм сочетаются с яркой картинностью, оркестр поражает
богатством и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время
здесь отразились противоречия и односторонность творч. метода В. Почти
полное отсутствие арий, ансамблей, хоров приводит к однообразию
речитативной декламации. Порой нарушается равновесие между вокальной и
оркестровой партиями; внимание композитора сосредоточено на оркестре, он
пренебрегает выразительностью человеческого голоса. Усложнённая система
лейтмотивов, чрезмерное изобилие гармонич. и оркестровых красок,
многословие текста, обилие отвлечённых рассуждений, замена действия
повествованием снижают драматич. напряжённость "Кольца Нибелунга",
придают опере статичный характер.
Симфонизация оперы находит высшее проявление в "Тристане и Изольде",
где внешнее действие сведено до минимума и всё внимание композитора
обращено на переживания героев. Предельной напряжённости достигает
гармонич. язык оркестрового сопровождения.
От крайностей позднего стиля В. отступает в опере "Нюрнбергские
мейстерзингеры". Лишённый мифоло-гич. возвышенности, историко-бытовой
сюжет излагается более простыми и традиционными муз. средствами. В опере
имеются песни, ансамбли, хоры с их ясной мелодикой в духе нар.
песенности. Прогрессивна основная идея произведения: борьба за передовое
нар. искусство, против тупого педантизма.
Обращение В. к религии в конце жизни нашло отражение в
христианско-мистич. концепции "Пар-сифаля", приближающейся к типу
церковно-театр. действа. Музыка достигает здесь особой ясности,
уравновешенности, но ей свойственны черты абстрактной символики.
Отчётливо проявляется статичность действия.
В. принадлежит выдающаяся историч. роль в реформе оперного иск-ва.
Превращая оперу в муз. драму, композитор добивался идейной насыщенности
спектакля, гармоничного взаимодействия всех его элементов. Его оперы
явились выдающимися достижениями в области новых средств муз.
выразительности и драматургии. Велико значение В. в симфонизации оперы.
Сыграв большую роль в борьбе за высокую содержательность оперного
иск-ва, вагнеровская реформа (создание т. н. музыкальной драмы) привела
к решению новых сложных художеств. задач. Крупнейшие представители нац.
оперных школ, творчески осваивали достижения В., выступая в то же время
против крайностей вагнеровской реформы (Бизе, Верди, Чайковский и др.).
Реформаторское творчество В. оказало значит, воз' действие на оперное
исполнительство. Уже в первых дрезденских постановках композитора такие
выдающиеся певцы, как В. Шрёдер-Девриент и И. Те-хачек не во всём
удовлетворяли В. Композитор требовал от исполнителей глубокого
проникновения в сущность образов; особая декламационная выразительность
вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили
перед певцами новые задачи. Большие трудности возникали перед
исполнителями героич. партий в "Кольце Нибелунга"; музыка В. требовала
большой силы звука и огромной физич. выносливости. Неоднократные попытки
В. создать спец. школу для подготовки певцов-исполнителей его опер не
увенчались успехом. Однако с распространением вагнеровского репертуара
появляются певцы, удовлетворяющие требованиям новой вокальной школы.
Одним из первых был Л. Шнорр фон Карольсфельд, дебютировавший в партии
Тристана ("Тристан и Изольда", 1865, Мюнхен). В спектаклях "Кольца
Нибелунга" (1876, Байрёйт) особенно выделялась А. Матерна в роли
Брунгильды. В нач. 20 в. значит, вклад был сделан рус. оперной школой,
выдвинувшей одного из лучших мировых исполнителей вагнеровских ролей -
И. В. Ершова. Выдающимся событием была также исполнение А. В. Неждановой
и Л. В. Собиновым основных партий в "Лоэнгрине". Среди сов. исполнителей
вагнеровских партий: К. Г. Держинская, И. С. Козловский, М. О. Рейзен.
Выделяются такжв совр. зарубежные исполнители - М. Каллас, Л. Мель-киф,
К. Флагстад, М. Мёдль, Л. Зютхауз и др.
Первые пост. опер В. в России относятся к 1868-("Лоэнгрин" в Петерб.
Мариинском т-ре). В 1889 нем. труппа впервые показала в Петербурге оперу
"Кольцо Нибелунга". Среди рус. музыкантов знатоком и пропагандистом
музыки В. был А. Н. Серов; проницательные оценки творчества В. давали
Римский-Корса-ков, Чайковский и др. В сов. время оперы В. ставились на
сценах крупнейших оперных т-ров, в т. ч. Москвы, Ленинграда, Риги и др.
В. был одним из видных представителей дирижёрского иск-ва. В 50-60-х
гг. он неоднократно выступал в различных европ. городах, в т. ч. в
Петербурге и Москве (1863), с исполнением своих произв. и симфоний
Бетховена.
Соч.: Собрание муз. произведений - Wagner R., Werke, Lpz., Breitkopf
Hartel; Клавиры основных опер вышли также в русских изданиях с
переводом текстов на русский язык.
Л и т. с о ч.: Gresammelte Schriften und Dichtungen, Bd l-10, Lpz.,
1871-83; в рус. пер.- Избранные статьи. Ред., прим., вступ. и пояснит,
ст. Р. И. Грубера, М., 1935; Опера и драма, М., 1906; Художественное
произведение будущего, "Русская музыкальная газета", 1897, јј 1-3, 5-12,
1898, ;ј.ј l, 3-10; Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, т. 1-4, М.,
1911-12 (т. 4 - Письма, дневники. Обращение к друзьям).
Лит.: Монографии - Друскин М-, Рихард Вагнер, М., 1958; Грубер Р.,
Рихард Вагнер (1883-1933), М., 1934; Kann Ю., Рихард Вагнер, пер. с
нем., М., 1913.
Очерки и и с с л е д о в а н и я - Л у н а ч а р-с к и и А. В.,
Рихард Вагнер, в его кн.: Юбилеи. Сб. юбилейных речей и статей
(1931-1933), [М.], 1934; Стасов В. В., Искусство XIX века, в его кн.:
Избр. соч., т. 3, М., 1952; С е-р о в А. Н., Рихард Вагнер и его реформа
в области оперы, в его кн.: Избр. статьи, т. 2, М., 1957; его же,
"Нибелунгов перстень". Музыкально-драматическая поэма Рихарда Вагнера, в
его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Р и м-ский-Корсаков Н. А.,
Вагнер и Даргомыжский. Совокупное произведение двух искусств или
музыкальная драма, в его кн.: Музыкальные статьи и заметки (1869-1907),
СПБ, 1911; Чайковский П. И., Байрёйтское музыкальное торжество, в его
кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; Pfordten H. von der,
Handlung und Dichtung der
Buhnenwerke R. Wagner, B., 1903; Хвостенко Вл. (сост.), "Вагнериана".
Материалы к библиографическому указателю литературы на русском
языкеоРих. Вагнере, "Советская музыка", 1934, ј 11. ' Г Кр.
ВАГНЕРОВСКИЕ СОЮЗЫ ( Richard-Wagner-Verei ne) - организации,
ставившие себе целью пропаганду и изучение творчества композитора Р.
Вагнера. Возникнув в начале 70-х гг. 19 в., В. с. организовывались во
мн. городах и областях Германии (Берлине, Бай-рейте, Дрездене, Лейпциге,
Мюнхене, Гамбурге и др.) и за рубежом (в Вене, Брюсселе, Нью-Йорке,
Петербурге и др.). В 1883 был организован Всеобщий вагнеровский союз.
ВАГНЕРОВСКИЙ ТЕАТР В БАЙР‚ЙТЕ - см. Баирёйтский театр.
ВАГНЕР-РЕГЕНИ (Wagner-Regeny), Рудольф (р. 28.VIII.1903) - немецкий
композитор. Член Нем. академии иск-в (с 1950). Композицию изучал в
Лейп-цигской и Берлинской консерваториях. С 1924 был ассистентом
дирижёра Народной оперы в Берлине; работал дирижёром балетной труппы под
рук. Р. Ла-бана, с к-рой объездил мн. страны Европы. Автор музыки к
спектаклям и одноактным операм, к-рые ставились на оперной сцене в
городе Гера, в т. ч. опер "Мошопулос" (1928), "Новое платье короля"
(1928), а также оперы "Сганарель" по Мольеру (1929, Эссен), драм. сцен
"Святая куртизанка" по Уайльду (1932), "Исайя и Яков" (1939) по
библейскому сказанию, и др. Широкую известность принесла В.-Р. опера
"Фаворит" по драме В. Гюго "Мария Тюдор" (1935, Дрезден). В этой
реалистич. муз. драме композитор пользуется, наряду с вокальными
формами, разговорной речью. В.-Р. принадлежат также оперы на либретто К.
Неера, "Граждане Кале" по историч. хронике (1939, Берлин), "Иоганна
Балк" по мотивам трансильванского нар. эпоса (1941, Вена), "Персидский
эпизод" (не пост.); балеты "Моритат" (1929, Эссен), "Разбитый кувшин"
(1937, Берлин) и др. соч. в различных жанрах. В 1947-50 В.-Р. - директор
консерватории в Ростоке, с 1950 - профессор Берлинской высшей муз. школы
(ГДР). Нац. пр. (1955). Лит.: Burgartz A., Rudolf Wagner-Regeny, В.,
1935-Л. M.
ВАГРАМОВ, Фёдор Аркадьевич (р. 1899) - русский советский драматург.
Член КПСС с 1918. Был рабочим (токарь по металлу). Участвовал в гражд.
войне. Лит. деятельность начал в 1926. Первая пьеса В. - "Последняя
ставка" (совм. с Н. А. Петрашке-вичем; 1928, 4-я Студия МХАТа),
посвящена гражд. войне. В 1930 в МХАТе пост. пьеса В. "Взлёт",
рассказывающая о сов. лётчиках. Автор пьес "Родимое пятно" (1933),
"Яблоко раздора" (1955, Ростовский-яа-Дону т-р) и др.
Соч.: Пьесы, М-, 1936. С. Под.
ВАДЕ (Vade), Жан (1720-1759) - французский либреттист. Создал жанр
пуассар в комич. опере. Был сторонником создания новой музыки к текстам,
вместо обычного в его время исполнения новых текстов на стары? мелодии.
В. принадлежит либретто водевиля "Обломки" (1753) с музыкой Доверия,
сыгравшего важную роль в создании франц. комич. оперы. И, ZZT.
ВАЖА ПШАВЕЛА (наст. имя и фамилия - Лука Разикашвили) (14.VII. 1861
-27.VII. 1915) - грузинский поэт. Лит. деятельность начала 1880-х гг. В
1894 написал романтико-психологич. драму "Изгнанник", построенную на
конфликте между обществ. и личными интересами. Эта пьеса ставилась в
т-рах Тбилиси, Кутаиси, Батуми (в 1956-в Т-ре Марджанишвили, Тбилиси).
В. П. является также автором небольших пьес, обличавших взяточничество
чиновников, отображавших проникновение ростов-щич. капитала в груз.
горную деревню, обречённость патриархального уклада ("Сцена в горах",
"Сцены из жизни пшавов","Сцена в Хевсуретии", 1889) и детской пьесы
"Комедия леса" (1911). Поэма В. П. "Бах-триони" инсц. и пост. в Т-ре им.
Руставели в 1960. Э. Г.
BA3EM, Екатерина Оттовна [13(25).1.1848-1937]- русская балерина,
педагог. Окончила Петерб. балетное уч-ще (1857-67). Ученица А. Н.
Богданова и Л. И. Иванова. По окончании уч-ща была принята в Петерб.
балетную труппу имп. т-ров, где проявила себя как виртуозная танцовщица.
В 1884 впервые на рус. сцене исполнила партию Никии ("Баядерка"
Мин-куса). Партии: Медора ("Корсар" Адана), Жизель;
Пахита (о. п. Минкуса) и др. В. была выдающимся педагогом. В 1886-96
преподавала в Петерб. балетном уч-ще, в числе её учениц были А. П.
Павлова, А. Я. Ваганова и др. Написала воспоминания "Записки балерины
Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884" (изд. 1937).
Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), СПБ, 1899; Борисоглебский
M.B. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л.,
1938-1939.
BA30B, Иван Минчов [27.VI(9.VII). 1850, Сопот, ныне
Вазовград,-22.IX.1921, София) - болгарский писатель, драматург, политич.
деятель. Род. в семье зажиточного торговца. Принимал участие в
подпольной революц. работе,после поражения Апрельского восстания 1876
эмигрировал в Румынию, позже-в Россию(1887- 1889). Лит. деятельность
начал в 70-е гг. В. принадлежит 15 пьес. Его драматургич. произведения
явились значительным этапом в развитии болг. драматургии и т-ра. Первую
группу составляют драмы "Руска" (1883), "Изгнанники" (1894), "Под игом"
(1910), посвящённые народно-освободительной борьбе, проникнутые
романтич. пафосом.
В этих драмах правдиво изображена совр. В. действительность, созданы