<< Пред.           стр. 124 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 поэте и гос. деятеле 18 в. Молле Панахе Вагифе). Соч. и пост. в 1938
 Т-ром им. АзизСе-кова, Баку (реж. Искендеров, худ. Фатуллаев, композитор
 Рустамов; Вагиф - Алекперов, Кязим-Зия, Хураман - Кадри, Гюльнар -
 Гаджиева, Эльдар - Афганлы, Санатш, Видади - Курбанов, Каджар - Рухулла,
 шут - Садыхов). 8 февр. 1953 состоялось 500-е представление "В." в Т-ре
 им. Азизбекова (в числе постоянных исполнителей Курбанов - Видади,
 Рухулла - Каджар, Алекперов - Вагиф, Афганлы, Санани- Эльдар).
  "В." был пост. в 1940 в Бакинском т-ре рус. драмы (реж. Идаят-заде,
 худ. Гусак, композитор Карницкдя; Вагиф- Шульгин, Эльдар - Байков,
 Хураман - Бабичева, Видади- Жариков); в Арм. Бакинском т-ре (1940; реж.
 Овсепян, худ. Ованесян); в Кироваканском т-ре Арм. ССР (1948); Арм. т-ре
 драмы, Тбилиси (1Я52) и др.
  И з д а н и я.- Первое изд. "В.", пер. с азербайджанского В. Гурвича,
 M.-Л., 1941; из последующих изд.: "Вагиф". Драматическая хроника XVIII
 столетия в 3 д., 11 карт., пер. с азербайджанского А. Адалис, М., 1959.
  Лит.: Джафаров Дж., Азербайджанский гос. драм. театр им. Мешеди
 Азизбекова, М., 1951, с. 185-191. А. Шн.
  ВАГНЕР (Wagner), Рихард (22.V.1813, Лейпциг,- 13. II. 1883,
 Венеция)-немецкий композитор, дирижёр, муз. писатель. Муз. занятия В.
 начались с 15 лет. В 1828-30 им были созданы различные муз.
 произведения. С 1831 В. - студент Лейпциг-ского ун-та; одновременно
 занимается теорией композиции с Т. Вейнлигом. В 1833 работает театр.
 хормейстером в Вюрцбурге, затем капельмейстером ГМагдебург, 1834;
 Кенигсберг, 1837; Рига, 1837-39). Деятельность В. как композитора в
 основном связана с т-ром. В 30-х гг. он написал оперы (ставились в
 придворных т-рах различных нем. городов): "феи" (по Гоцци, 1888,
 Мюнхен), "Запрет любви" (по Шекспиру, 1836, Магдебург), музыку к
 "Фаусту" Гёте и к трагедии "Король Энцио" Раупаха (1832). В 1842 в
 Дрездене была пост. опера "Риенци" (по роману Бул-вера-Литтона). В 1839
 В. переехал в Париж, где добывал средства к жизни муз. аранжировками и
 газетными корреспонденциями. В эти годы были написаны первые зрелые
 произведения В.-опера "Летучий голландец (по нар. легендам и новелле
 Гейне, 1843, Дрезден) и увертюра "Фауст" (по Гёте, 1841). В 1842 В.
 вернулся в Германию. В 1843- 1849 работал капельмейстером Придворного
 т-рав Дрездене. Здесь создал оперу "Тангейзер" (1845), в Веймаре-
 "Лоэнгрин" (1848), обе на основе свободно обработанных В. рыцарских
 легенд 13 в. Участник революции 1848-49, В. после неудачи Дрезденского
 восстания бежал в Швейцарию; в 1849-59 жил в Цюрихе. Начало муз.-критич.
 деятельности В. относится к сер. 30-х гг., но осн. работы были
 опубликованы в 40-50-х гг. Теоретич. работы В.: "Искусство и революция"
 (1849), "Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма"
 (1851), "Обращение к моим друзьям" (1851) выражают
 социально-политические и эстетич. взгляды композитора и намечают его
 дальнейшие творческие пути. В 1852 В. подготовил текст оперной
 тетралогии "Кольцо Нибелунга" на основе сканд. эпоса "Эдды" 8-9 вв. и
 средне-верхне-нем. эпоса "Песнь о Нибе-лунгах" (первоначальный замысел -
 в 1848) и начал работу над первыми частями тетралогии: "Золото Рейна"
 (1853-54, пост. 1869, Мюнхен), "Валькирии" (1854-56, пост. 1870,
 Мюнхен). В 1859 создал оперу "Тристан и Изолъда" (по сказанию Готфрида
 Страс-бургского, 1865, Мюнхен). В 1863 В. выступал как дирижёр в России.
 В 1867 В. завершил оперу "Нюрнбергские мейстерзингеръ" по нюрнбергской
 хронике 17 века (1868, Мюнхен), в 1868-74- последние части "Кольца
 Нибелунга": "Зигфрид" (1868-71), ".Гибель погов" (1869-74). Пост. всей
 тетралогии была осуществлена в 1876 в Байрёйте, в т-ре, специально
 построенном В. для этой цели. В
  1882 В. завершил оперу-мистерию "Парсифалъ" по ср. век. христианской
 легенде (пост. в Байрёйте).
  Большой твсрч. путь В. сложен и противоречив. В юности композитор
 находился под влиянием различных прогрессивных и реакц. течений нем.
 романтизма; он приветствовал революц. события 1830 во Франции и Польше.
 Первая опера - "феи" - принадлежит к типу нем. романтич. оперы.
 Сближение с деятелями буржуазно-либерального движения "Молодая Германия"
 в середине 3(c)-х годов привело В. к отрицанию нем. романтизма и критике
 нем. оперы. В статьях этого периода В. досхваляет итал. оперу за её
 мелодичность и непосредственность выражения чувств. Влияние итал. и
 франц. опер сказалось в опере "Запрет любви" с её реально-бытовой
 тематикой, осмеянием ханжеской морали. В 1838 В. увлекается жанром
 франц. "большой оперы", под воздействием к-рой создана опера "Риенци",
 отразившая освободительно-бунтарские настроения В. В этой опере выявился
 яркий талант В. как драматурга и симфониста. В период жизни в Париже
 отношение В. к модному бурж. иск-ву становится резко отрицательным.
 Усиливается интерес композитора к сюжетам из нем. жизни, получивший
 развитие в последующих произв. Опера "Летучий голландец" знаменует
 возвращение В. к проблематике нем. романтич. оперы, к фантастике.
 Композитор значительно обновляет традиц. муз. средства романтич. иск-ва,
 его опера отличается муз.-драматургич. цельностью, большое внимание
 уделяется раскрытию психологии героев, в муз. драматургии повышается
 роль лейтмотивов.
  "Тангейзер" и "Лоэнгрин" во многом связаны с нем. романтич. операми
 на рыцарский сюжет (типа "Эв-рианты" Вебера). Муз. язык в этих сценич.
 произв. становится более индивидуальным; в недрах нем. романтич. оперы
 постепенно созревают элементы будущей вагнеров-ской муз. драмы.
 "Тангейзер", раскрывающий тему столкновения чувственности и аскетизма,
 отражает протест В. против лицемерной бурж. морали, утверждение
 свободного человеч. чувства. Однако тема протеста в этом произв.
 сочетается с мистич. идеей "искупления"; в музыке господствует
 повышенная эмоциональная напряжённость. Идейные противоречия ещё ярче
 выражаются в "Лоэнгрине". В этой опере В. утверждает высшую миссию
 художника и показывает в аллегория. форме его одиночество в совр. об-ве,
 но протест носит здесь пассивный характер. Музыка отличается
 психологической выразительностью; в муз. развитии преобладают
 сдержанность и эпич. широта, возрастает роль хоров и ансамблей.
  В период революции 1848 В. испытывает воздействие материалистич.
 философии Л. Фейербаха и анархич. бунтарства М. А. Бакунина. В своих
 теоретич. работах 1849-51 В. резко критикует капитализм и христианскую
 церковь, выдвигает тезис об иск-ве как "продукте социальной жизни",
 подвергает критике бурж. т-р, призывает к демократизации иск-ва.
 Подлинное иск-во, по В., возможно лишь после революции. Но свои политич.
 идеалы В. выражает в этих работах туманно и абстрактно.
  Антик апиталистич. направленность отличает концепцию "Кольца
 Нибелунга". Олицетворением "мирового зла" здесь является власть золота,
 к-рой противопоставляется "сила любви". Борьбу со злом призван вести
 идеальный нар. герой Зигфрид. В период длит. работы над тетралогией в
 мировоззрении В. усилились реакц. тенденции вследствие увлечения
 философией А. Шопенгауэра и ф. Ницше, тетралогия приобрела черты
 пессимизма, в ней в образе бога Вотаиа отразились слабость и рефлексия,
 неверие в революцию, характерные для нем. интеллигенции послереволюп.
 периода.
  В то же время в тетралогии ярко проявилась реформаторская
 направленность творчества В., наметившаяся отчасти еще в операх 40-х гг.
 В теоретич. работах 1849-51 и особенно в работе "Опера и драма" В.
 подвергает резкой критике старую оперу, её условность, разрыв между
 драм. содержанием и музыкой. Он выдвигает идею создания муз. драмы,
 синтезирующей музыку, текст, действие произведения, в к-рой музыка
 становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Для
 успешного осуществления такого синтеза В. считает необходимым
 объединение композитора и либреттиста в одном лице (В.- ав-юр либретто
 своих опер). Стремясь к непрерывности муз.-драматич. развития, В.
 преодолевает расчленённость оперы на отд. номера" (арии, ансамбли),
 заменяя их свободно построенными монологами и диалогами. Большое
 внимание он уделяет выразительности вокальной декламации. К актёрам
 предъявляется требование раскрывать вокальными и драм. средствами
 авторский замысел. Огромное значение приобретает оркестр, усиливающий
 эмоциональное воздействие, раскрывающий внутр. смысл происходящего.
 Важнейшим элементом оркестровой партии становятся сквозные
 характеристики - лейтмотивы (иногда появляются и в вокальных партиях).
 Они характеризуют отдельных героев, предметы, явления, устанавливают
 причинно-следственную связь между ними, обеспечивают муз. единство
 произведения.
  В музыке "Кольца Нибелунга" психологически насыщенный лиризм и
 глубокий драматизм сочетаются с яркой картинностью, оркестр поражает
 богатством и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время
 здесь отразились противоречия и односторонность творч. метода В. Почти
 полное отсутствие арий, ансамблей, хоров приводит к однообразию
 речитативной декламации. Порой нарушается равновесие между вокальной и
 оркестровой партиями; внимание композитора сосредоточено на оркестре, он
 пренебрегает выразительностью человеческого голоса. Усложнённая система
 лейтмотивов, чрезмерное изобилие гармонич. и оркестровых красок,
 многословие текста, обилие отвлечённых рассуждений, замена действия
 повествованием снижают драматич. напряжённость "Кольца Нибелунга",
 придают опере статичный характер.
  Симфонизация оперы находит высшее проявление в "Тристане и Изольде",
 где внешнее действие сведено до минимума и всё внимание композитора
 обращено на переживания героев. Предельной напряжённости достигает
 гармонич. язык оркестрового сопровождения.
  От крайностей позднего стиля В. отступает в опере "Нюрнбергские
 мейстерзингеры". Лишённый мифоло-гич. возвышенности, историко-бытовой
 сюжет излагается более простыми и традиционными муз. средствами. В опере
 имеются песни, ансамбли, хоры с их ясной мелодикой в духе нар.
 песенности. Прогрессивна основная идея произведения: борьба за передовое
 нар. искусство, против тупого педантизма.
  Обращение В. к религии в конце жизни нашло отражение в
 христианско-мистич. концепции "Пар-сифаля", приближающейся к типу
 церковно-театр. действа. Музыка достигает здесь особой ясности,
 уравновешенности, но ей свойственны черты абстрактной символики.
 Отчётливо проявляется статичность действия.
  В. принадлежит выдающаяся историч. роль в реформе оперного иск-ва.
 Превращая оперу в муз. драму, композитор добивался идейной насыщенности
 спектакля, гармоничного взаимодействия всех его элементов. Его оперы
 явились выдающимися достижениями в области новых средств муз.
 выразительности и драматургии. Велико значение В. в симфонизации оперы.
 Сыграв большую роль в борьбе за высокую содержательность оперного
 иск-ва, вагнеровская реформа (создание т. н. музыкальной драмы) привела
 к решению новых сложных художеств. задач. Крупнейшие представители нац.
 оперных школ, творчески осваивали достижения В., выступая в то же время
 против крайностей вагнеровской реформы (Бизе, Верди, Чайковский и др.).
  Реформаторское творчество В. оказало значит, воз' действие на оперное
 исполнительство. Уже в первых дрезденских постановках композитора такие
 выдающиеся певцы, как В. Шрёдер-Девриент и И. Те-хачек не во всём
 удовлетворяли В. Композитор требовал от исполнителей глубокого
 проникновения в сущность образов; особая декламационная выразительность
 вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили
 перед певцами новые задачи. Большие трудности возникали перед
 исполнителями героич. партий в "Кольце Нибелунга"; музыка В. требовала
 большой силы звука и огромной физич. выносливости. Неоднократные попытки
 В. создать спец. школу для подготовки певцов-исполнителей его опер не
 увенчались успехом. Однако с распространением вагнеровского репертуара
 появляются певцы, удовлетворяющие требованиям новой вокальной школы.
 Одним из первых был Л. Шнорр фон Карольсфельд, дебютировавший в партии
 Тристана ("Тристан и Изольда", 1865, Мюнхен). В спектаклях "Кольца
 Нибелунга" (1876, Байрёйт) особенно выделялась А. Матерна в роли
 Брунгильды. В нач. 20 в. значит, вклад был сделан рус. оперной школой,
 выдвинувшей одного из лучших мировых исполнителей вагнеровских ролей -
 И. В. Ершова. Выдающимся событием была также исполнение А. В. Неждановой
 и Л. В. Собиновым основных партий в "Лоэнгрине". Среди сов. исполнителей
 вагнеровских партий: К. Г. Держинская, И. С. Козловский, М. О. Рейзен.
 Выделяются такжв совр. зарубежные исполнители - М. Каллас, Л. Мель-киф,
 К. Флагстад, М. Мёдль, Л. Зютхауз и др.
  Первые пост. опер В. в России относятся к 1868-("Лоэнгрин" в Петерб.
 Мариинском т-ре). В 1889 нем. труппа впервые показала в Петербурге оперу
 "Кольцо Нибелунга". Среди рус. музыкантов знатоком и пропагандистом
 музыки В. был А. Н. Серов; проницательные оценки творчества В. давали
 Римский-Корса-ков, Чайковский и др. В сов. время оперы В. ставились на
 сценах крупнейших оперных т-ров, в т. ч. Москвы, Ленинграда, Риги и др.
  В. был одним из видных представителей дирижёрского иск-ва. В 50-60-х
 гг. он неоднократно выступал в различных европ. городах, в т. ч. в
 Петербурге и Москве (1863), с исполнением своих произв. и симфоний
 Бетховена.
  Соч.: Собрание муз. произведений - Wagner R., Werke, Lpz., Breitkopf
 Hartel; Клавиры основных опер вышли также в русских изданиях с
 переводом текстов на русский язык.
  Л и т. с о ч.: Gresammelte Schriften und Dichtungen, Bd l-10, Lpz.,
 1871-83; в рус. пер.- Избранные статьи. Ред., прим., вступ. и пояснит,
 ст. Р. И. Грубера, М., 1935; Опера и драма, М., 1906; Художественное
 произведение будущего, "Русская музыкальная газета", 1897, јј 1-3, 5-12,
 1898, ;ј.ј l, 3-10; Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, т. 1-4, М.,
 1911-12 (т. 4 - Письма, дневники. Обращение к друзьям).
  Лит.: Монографии - Друскин М-, Рихард Вагнер, М., 1958; Грубер Р.,
 Рихард Вагнер (1883-1933), М., 1934; Kann Ю., Рихард Вагнер, пер. с
 нем., М., 1913.
  Очерки и и с с л е д о в а н и я - Л у н а ч а р-с к и и А. В.,
 Рихард Вагнер, в его кн.: Юбилеи. Сб. юбилейных речей и статей
 (1931-1933), [М.], 1934; Стасов В. В., Искусство XIX века, в его кн.:
 Избр. соч., т. 3, М., 1952; С е-р о в А. Н., Рихард Вагнер и его реформа
 в области оперы, в его кн.: Избр. статьи, т. 2, М., 1957; его же,
 "Нибелунгов перстень". Музыкально-драматическая поэма Рихарда Вагнера, в
 его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Р и м-ский-Корсаков Н. А.,
 Вагнер и Даргомыжский. Совокупное произведение двух искусств или
 музыкальная драма, в его кн.: Музыкальные статьи и заметки (1869-1907),
 СПБ, 1911; Чайковский П. И., Байрёйтское музыкальное торжество, в его
 кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; Pfordten H. von der,
 Handlung und Dichtung der
  Buhnenwerke R. Wagner, B., 1903; Хвостенко Вл. (сост.), "Вагнериана".
 Материалы к библиографическому указателю литературы на русском
 языкеоРих. Вагнере, "Советская музыка", 1934, ј 11. ' Г Кр.
  ВАГНЕРОВСКИЕ СОЮЗЫ ( Richard-Wagner-Verei ne) - организации,
 ставившие себе целью пропаганду и изучение творчества композитора Р.
 Вагнера. Возникнув в начале 70-х гг. 19 в., В. с. организовывались во
 мн. городах и областях Германии (Берлине, Бай-рейте, Дрездене, Лейпциге,
 Мюнхене, Гамбурге и др.) и за рубежом (в Вене, Брюсселе, Нью-Йорке,
 Петербурге и др.). В 1883 был организован Всеобщий вагнеровский союз.
  ВАГНЕРОВСКИЙ ТЕАТР В БАЙР‚ЙТЕ - см. Баирёйтский театр.
  ВАГНЕР-РЕГЕНИ (Wagner-Regeny), Рудольф (р. 28.VIII.1903) - немецкий
 композитор. Член Нем. академии иск-в (с 1950). Композицию изучал в
 Лейп-цигской и Берлинской консерваториях. С 1924 был ассистентом
 дирижёра Народной оперы в Берлине; работал дирижёром балетной труппы под
 рук. Р. Ла-бана, с к-рой объездил мн. страны Европы. Автор музыки к
 спектаклям и одноактным операм, к-рые ставились на оперной сцене в
 городе Гера, в т. ч. опер "Мошопулос" (1928), "Новое платье короля"
 (1928), а также оперы "Сганарель" по Мольеру (1929, Эссен), драм. сцен
 "Святая куртизанка" по Уайльду (1932), "Исайя и Яков" (1939) по
 библейскому сказанию, и др. Широкую известность принесла В.-Р. опера
 "Фаворит" по драме В. Гюго "Мария Тюдор" (1935, Дрезден). В этой
 реалистич. муз. драме композитор пользуется, наряду с вокальными
 формами, разговорной речью. В.-Р. принадлежат также оперы на либретто К.
 Неера, "Граждане Кале" по историч. хронике (1939, Берлин), "Иоганна
 Балк" по мотивам трансильванского нар. эпоса (1941, Вена), "Персидский
 эпизод" (не пост.); балеты "Моритат" (1929, Эссен), "Разбитый кувшин"
 (1937, Берлин) и др. соч. в различных жанрах. В 1947-50 В.-Р. - директор
 консерватории в Ростоке, с 1950 - профессор Берлинской высшей муз. школы
 (ГДР). Нац. пр. (1955). Лит.: Burgartz A., Rudolf Wagner-Regeny, В.,
 1935-Л. M.
  ВАГРАМОВ, Фёдор Аркадьевич (р. 1899) - русский советский драматург.
 Член КПСС с 1918. Был рабочим (токарь по металлу). Участвовал в гражд.
 войне. Лит. деятельность начал в 1926. Первая пьеса В. - "Последняя
 ставка" (совм. с Н. А. Петрашке-вичем; 1928, 4-я Студия МХАТа),
 посвящена гражд. войне. В 1930 в МХАТе пост. пьеса В. "Взлёт",
 рассказывающая о сов. лётчиках. Автор пьес "Родимое пятно" (1933),
 "Яблоко раздора" (1955, Ростовский-яа-Дону т-р) и др.
  Соч.: Пьесы, М-, 1936. С. Под.
  ВАДЕ (Vade), Жан (1720-1759) - французский либреттист. Создал жанр
 пуассар в комич. опере. Был сторонником создания новой музыки к текстам,
 вместо обычного в его время исполнения новых текстов на стары? мелодии.
 В. принадлежит либретто водевиля "Обломки" (1753) с музыкой Доверия,
 сыгравшего важную роль в создании франц. комич. оперы. И, ZZT.
  ВАЖА ПШАВЕЛА (наст. имя и фамилия - Лука Разикашвили) (14.VII. 1861
 -27.VII. 1915) - грузинский поэт. Лит. деятельность начала 1880-х гг. В
 1894 написал романтико-психологич. драму "Изгнанник", построенную на
 конфликте между обществ. и личными интересами. Эта пьеса ставилась в
 т-рах Тбилиси, Кутаиси, Батуми (в 1956-в Т-ре Марджанишвили, Тбилиси).
 В. П. является также автором небольших пьес, обличавших взяточничество
 чиновников, отображавших проникновение ростов-щич. капитала в груз.
 горную деревню, обречённость патриархального уклада ("Сцена в горах",
 "Сцены из жизни пшавов","Сцена в Хевсуретии", 1889) и детской пьесы
 "Комедия леса" (1911). Поэма В. П. "Бах-триони" инсц. и пост. в Т-ре им.
 Руставели в 1960. Э. Г.
  BA3EM, Екатерина Оттовна [13(25).1.1848-1937]- русская балерина,
 педагог. Окончила Петерб. балетное уч-ще (1857-67). Ученица А. Н.
 Богданова и Л. И. Иванова. По окончании уч-ща была принята в Петерб.
 балетную труппу имп. т-ров, где проявила себя как виртуозная танцовщица.
 В 1884 впервые на рус. сцене исполнила партию Никии ("Баядерка"
 Мин-куса). Партии: Медора ("Корсар" Адана), Жизель;
  Пахита (о. п. Минкуса) и др. В. была выдающимся педагогом. В 1886-96
 преподавала в Петерб. балетном уч-ще, в числе её учениц были А. П.
 Павлова, А. Я. Ваганова и др. Написала воспоминания "Записки балерины
 Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884" (изд. 1937).
  Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), СПБ, 1899; Борисоглебский
 M.B. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л.,
 1938-1939.
  BA30B, Иван Минчов [27.VI(9.VII). 1850, Сопот, ныне
 Вазовград,-22.IX.1921, София) - болгарский писатель, драматург, политич.
 деятель. Род. в семье зажиточного торговца. Принимал участие в
 подпольной революц. работе,после поражения Апрельского восстания 1876
 эмигрировал в Румынию, позже-в Россию(1887- 1889). Лит. деятельность
 начал в 70-е гг. В. принадлежит 15 пьес. Его драматургич. произведения
 явились значительным этапом в развитии болг. драматургии и т-ра. Первую
 группу составляют драмы "Руска" (1883), "Изгнанники" (1894), "Под игом"
 (1910), посвящённые народно-освободительной борьбе, проникнутые
 романтич. пафосом.
  В этих драмах правдиво изображена совр. В. действительность, созданы

<< Пред.           стр. 124 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу