<< Пред.           стр. 126 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 организовал студию "Молодой ансамбль", получившую в 1952 название Т-ра
 им. Максима Горького (Берлин). Среди лучших режиссёрских работ В. в этом
 т-ре: "За тех, кто в море" Лавренёва (1952), "Дости-гаев и другие"
 (1954), "Разбойники" (1955). Автор работы "От импровизации к игре" ("Vom
 Stegreif zum Stuck", В., 1949), посв. системе Станиславского и
 рассказывающей о творческом методе В. Удостоен Нац. пр. ГДР (1955). J В.
 К.
  ВАЛЛ‚РИА (Valleria) (урождённая - Ш ё н и н г;
  Schoening), Альвина (12.Х.1848-17.П.1925)-амер. артистка оперы
 (драматич. сопрано). В 1867 окончила Королевскую муз. академию в
 Лондоне. Впервые выступила на оперной сцене в Петербурге в 1871, затем
 пела в Милане (в т-ре "Ла Скала"), крупнейших муз. центрах Германии и в
 Лондоне (т-ры: "Друри-Лейн" - 1873, Итальянская опера - 1877-78,
 "Ковент-Гар-ден" - 1879-82); выступала на сцене "Метрополитен-опера"
 (Нью-Йорк). Голос В. отличался широтой диапазона (от ноты си-бемоль до
 ре; в ранние годы брала фа третьей октавы), силой, полнотой, красотой
 тембра. В. выделялась также ярким драматич. талантом. Выступала во мн.
 партиях классич. репертуара, в т. ч.: Линда ("Линда ди Шамуни"
 Доницетти), Леонора ("Трубадур"), Аида; Маргарита ("Фауст"), Микаэла
 ("Кармен"), Елизавета, Сента ("Тайнгейзер", "Летучий голландец."
 Вагнера), а также в ряде опер амер. композиторов, в т. ч. в операх
 Макензи ("Трубадур" и "Коломба") и Томаса
  ("Надежда"). В 1886 В. оставила оперную сцену и выступала как
 концертная певица. Л. М
  ВАЛМИЕРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЛЕОНА ПАЭГЛЕ - латышский
 драматический театр. Был создан в Вал-миере в нач. 1919 в период Сов.
 власти. В годы бурж. режима (1920-40) в Валмиере существовал т-р, в
 к-ром работало несколько проф. актёров. В конце 1944, после освобождения
 города от гитлеровских захватчиков, в Валмиере был создан постоянный
 проф. т-р. В 1953 в коллектив влилась часть труппы б. Елгав-ского т-ра.
 В том же году т-ру было присвоено имя латышского революционного поэта Л.
 Паэгле. Среди спектаклей т-ра: "Победа Ешки Зиньгиса" Упита (1954),
 "Шесть маленьких барабанщиков" Алунана (1955), "Привидения" (1956);
 "Каменное гнездо" Вуолийоки (1958) и др. Театр ведёт преим. выездную
 работу. В 1949-57 гл. реж. т-ра была А. Лацис, с 1957 - П. Луцис. В
 труппе т-ра (I960): засл. арт. Латв. ССР Э. Барун, В. Лие-пинь, Б.
 Приедитис. К. К.
  ВАЛУ A (de Valois), Нинет де [наст. имя и фам.- Идрис С т а н-н у с
 (Sfcannus)] (p. 6. VI. 1898, Балтибойс, Ирландия) - английская артистка
 балета и балетмейстер. Училась классич. танцу у педагогов Э. Эспиносы,
 позднее у Э. Чеккетти. В 1914 дебютировала в пантомиме в т-ре "Лицеум".
 В 1923 была приглашена в труппу С. П. Дягилева; исполняла партии феи
 Виолант d па-де-труа в "Спящей красавице", Фелиситы ("Бабы" Скар-латти
 по Гольд они) и др. В 1926 организовала балетную школу "Академию
 хореографич. иск-ва", в к-рой большое внимание уделялось классич. танцу
 в противовес модному в то время т. н. "танцу модерн". В 1930 вместе с
 учениками выступала в спектаклях "Общества Ка-марго", где в 1931
 осуществила пост. балета "Иов" Уильямса. В. поставила ряд хореографич.
 номеров в т-ре "Олд Вик", интермедию в "Мнимом больном" Мольера (1927),
 балет "Безделушки" Моцарта (1928) и др. В 1931 на базе "Академии
 хореографич. иск-ва" организовала вместе с Л. Вейлис балетную школу при
 т-ре "Олд Вик", из к-рой позднее была сформирована балетная труппа
 "Седлерс-Уэллс балле". С 1931 - худ. рук. этой труппы (с 1957 труппа
 носит название Королевского балета}. Среди пост. В.: "Карьера мота"
 Гордона (по серии картин художника У. Хопарта, 1935), "Шах и мат" Блисса
 (1937), "Наше зрелище" на муз. Бойса (по серии карикатур Т. Роулендсона
 1940), "Лебединое озеро" (возобновлено в 1952), "Коп-пелия" (1954) и др.
 Все балеты, поставленные В. по мотивам англ. художников, решены в
 экспрессионистской манере, наиболее характерной для творчества В.; но,
 ставя классич. балеты, В. всегда следовала принципам школы классич.
 танца. В. - автор ряда книг по балету, почётный доктор лит-ры
 Оксфордского ун-та (1950), почётный доктор музыки Лондонского ун-та
 (1947). В 1950 и 1959 посетила СССР.
  С о ч.: Invitation to the ballet, L., 1937 и 1957; Come dance with
 me; a memoir. 1898-1956, L., 1957; Some problems of ballet today, в кн.:
 Gala Performance, ed. by A. Haskell (a.o.j, L., 1955.
  Лит.: N e a t b у K., Ninette de Valois and the Vic-Wells Ballet, L.,
 1934; "British Continental Press", 1934; С lark e M., The Sadler Wells
 Ballet, L., 1955. Ham. P.
  ВАЛЬ (Wahl), Андерс де (1869-1956) - шведский актёр. С 1891 по
 окончании школы при Королевском драм. т-ре выступал на сценах многих
 шведских театров, гастролировал в Дании, Норвегии, Финляндии.
 Великолепные внешние сценич. данные, могучий темперамент, углублённая
 работа над ролями определили значение иск-ва В. для шведского т-ра.
 Наряду с ролями Фауста, Отелло; Пер Гюнта (о. п. Ибсена), Си-рано де
 Бержерака (о. п. Ростана) В. с большим иск-вом исполнял комедийные
 роли-Хлестаков;
  Эразмус Монтанус (о. п. Хольберга). В репертуар В. входили роли в
 драмах А. Стриндберга - Эрик
  XIV и мастер Улаф (в о. п.), Неизвестный ("Путь в Дамаск"). Играл
 также в пьесах совр. шведских авторов - Б. Бергмана, П. Лагерквиста и
 др.
  Лит.: Lindberg P. og S. afGreijerstam, A. de Wahl, Stockh., 1944. Вл.
 М.
  ВАЛЬБЕРХ, Иван Иванович [3(14).VII.1766- 14(26).VII.1819] -русский
 артист балета, балетмейстер, педагог. Ученик Г. Анджолини и Д. Канциани.
 В 1786, по окончании Петерб. театр. школы, был принят солистом в
 придворную балетную труппу. Исполнял партии Язона ("Медея и Язон"
 Рудольфа), Алексея ("Дезертир", музыка разных авторов), Ромео ("Ромео и
 Юлия" Штейбельта), Ивана ("Русские в Германии, или Следствие любви к
 отечеству" Париса) и др. С 1794 занимался педагогич. деятельностью в
 Петерб. театр. школе. Учениками В. были Е. И. Колосова, А. И. Тукманова,
 Я. Люстих, И. М. Аблец и др. В. был первым рус. балетмейстером, в 1795
 он пост. балет "Счастливое раскаяние". Позднее им были осуществлены
 пост. ок. 40 новых балетов и возобновлены 10 старых. В. первым в России
 пытался создать балет на совр. тему ("Новый Вертер" Титова, 1799),
 исполнявшийся в совр. костюмах. Спектакли В. были насыщены действием,
 носили танцевально-пантомимный характер. Вопреки распространённому в то
 время представлению о балете как развлекательном жанре, В. утверждал
 воспитательное значение балетного иск-ва, отдавая дань сентиментализму.
 В. первый создал балет на сюжет шекспировской трагедии ("Ромео и Юлия"
 Штейбельта, 1809). Ставил также балеты на сказочные сюжеты ("Рауль -
 Синяя борода" Кавоса, Грет-ри, 1815, "Сандрильона" Штейбельта, 1815, и
 др.) и мифологические ("Орфей и Эвридика", 1808, на муз. Глюка,
 "Амазонка" Антонолини, 1815, и др.). Особое место в творчестве В.
 занимают балеты на рус. сюжеты ("Новая героиня, или Женщина-казак",
 1810, на муз. разных композиторов) и дивертисменты на патриотич. темы,
 пост. в годы Отечеств, войны 1812 ("Любовь к отечеству" Кавоса, 1812,
 "Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству", 1813, "Торжество
 России, или Русские в Париже", 1814, Кавоса, совм. с А. Л. Огюстом, и
 др.). Как педагог В. содействовал выработке основ русской школы
 балетного искусства. Написал и перевёл около 25 пьес, а также книгу
 "Замечания Россиянина о мнении иностранцев о России", 1813.
  Соч.: Из архива балетмейстера, М.-Л., 1948. Лит.: Борисоглебский М.В.
 (Сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Гозенпуд
 А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959;
  СлонимскийЮ., "Новый Вертер", в кн.: Ученые записки гос. н.-и.
 института театра, музыки и кинематографии. Л., 1958.
  ВАЛЬБЕРХОВА (В а л б e p x о в а), Мария Ивановна [27.XII.1788
 (7.1.1789) -15(27).IX.1867] - русская актриса. Дочь И. И. Валъберха.
 Ученица А. А. Шаховского. Дебютировала на петерб. сцене в 1807 как
 трагич. актриса (Антигона - "Эдип в Афинах" Озерова). Не обладая
 трагедийным дарованием, В. оставила сцену в 1811 и блестяще дебютировала
 вновь в 1815, уже как комедийная актриса (графиня Лелева-"Липецкие воды"
 Шаховского) ; играла Агату ("Шалости влюблённых" Хмельницкого) и др.
 Одна из Лучших ролей В. - Наташа в водевиле "Своя семья, или Замужняя
 невеста" (1817), написанном для неё Грибоедовым, Шаховским и
 Хмельницким. Пушкин считал В. превосходной комедийной актрисой (см. его
 статью "Мои замечания об русском театре"). В наброске "Комедии об
 игроке" Пушкин обозначил одну из ролей именем В. Для её бенефиса
 Лермонтов предназначал в 1835 первую редакцию своего "Маскарада", но В.
 из-за цензурных препятствий смогла сыграть только отдельные сцены из
 этой драмы в 1852, уже после смерти Лермонтова. В зрелые годы репертуар
 В. обогатился характерно-драматич. ролями. В. высоко ценил В. Г.
 Белинский, отмечавший в своих рецензиях художеств. правдивость её игры.
 Оставила сцену в 1855. Преподавала в Петерб. театр. уч-ще.
  ВАЛЬДЕНБЕРГ, Исаак Яковлевич (р. 10.11. 1906) - советский театральный
 художник-декоратор. В 1925 окончил Киевский художеств. ин-т. Сценич.
 деятельность начал в 20-е гг. Работал в т-рах Киева, Одессы, Харькова. С
 1938 оформляет спектакли в т-рах совместно с художником Д. В. Ушаковым.
 С 1941 работает в Ташкентском рус. драм. т-ре, где оформил спектакли
 "Клоп" (1956); "Тайфун" Цао Юя (1957), "Филумена Мартурано" Э. де
 Фи-липпо (1957), "Годы странствий" Арбузова (1954), "Дракон и солнце"
 Гинзбурга (1958). Участвовал в создании спектакля "Юлий Цезарь" в узб.
 Т-ре имени Хамзы (1958). А. У.
  ВАЛЬЕ ИНКЛАН (Valle-Inclan), Рамондель(28.Х. 1869-5.1.1936) -
 испанский писатель, драматург, поэт. Лит. деятельность начал как
 представитель "поколения 1898 года" или "поколения катастрофы" во время
 политико-экономич. и культурного упадка Испании после потери колоний.
 Первая пьеса -"Пепел" (1899, т-р "Лара"). С 1903 В. И. писал для труппы
 известных исп. актёров М. Герреро и Ф. Диас де Мен-доса. В нач.
 творчества В. И. испытал влияние поэта-модерниста Р. Дарио (Никарагуа),
 проявившееся в лирич. пьесах "Апрельская сказка" и "Голова дракона" (обе
 пост. в 1910, т-р "Комедии"). Большим успехом среди пьес В. И.
 пользовалась "Маркиза Роза-линда" (1912, т-р "Принсеса" в Мадриде; в гл.
 роли- М. Герреро), навеянная итал. комедией дель арте. В. И. принадлежит
 цикл драм. диалогов из галисий-ской жизни (т. н. варварские комедии):
 "Геральдический орёл" (1907), "Романс волков" (1908), "Серебряное лицо"
 (1922) (не были пост. на сцене). Пьеса "Колдовство" (1912), отличающаяся
 мрачным колоритом, отражавшая суеверия галисийской деревни, была
 отклонена М. Герреро, в результате чего произошёл разрыв между автором и
 труппой. Эту пьесу пост. в 1931 труппа И. Лопес Эредиа (т-р "Муньос
 Сека", Мадрид). К галисийскому циклу относится также пьеса "Божественные
 слова" (1933, труппа М. Ксиргу, т-р "Эспаньоль", Мадрид).
  Первая мировая война 1914-18 определила перелом в творчестве В. И.,
 гневно её осудившего. В. И. отходит от утончённости выразительных
 средств, характерной для первого периода его лит. деятельности.
 Драматург затрагивает социальные проблемы; в "Фарсе об испанской
 королеве" в гротесковой форме бичуются нравы придворного быта Изабеллы
 II (1920; труппа И. Лопес Эредиа, т-р "Муньос Сека", 1931).
  В. И. создал жанр "эсперпенто" (esperpento - пугало, чудище),
 являющийся лит. разновидностью "Капричос" худ. Гойи. В этом жанре
 написаны пьесы:
  "Светочи богемы" (1924), где воссоздана жизнь мадридского "дна", "Дон
 фриолера - рогоносец" (1925), в к-рой высмеиваются мещанские
 представления о семейной чести, и др. В пьесах "эсперпенто" гротеск
 доведён до предельной остроты.
  Среди пьес В. И. - "Голова Крестителя" (1924, "Театро дель сентро",
 Мадрид), написанная под влиянием "Саломеи" Уайльда. Элементы гротескной
 фантастики содержит пьеса "Связь" (1925, "Т-р Белого дрозда", Мадрид). В
 последние годы своей жизни В. И. был одним из видных представителей исп.
 антифашистской интеллигенции.
  Лит.: Valbuena Prat A., Historia de la literatura espanola, t. 1-2,
 Barcelona, 1937, 5 ed., t. 1-3, Bare., 1957;
  Fernandez Almagro М., La vida y la literatura de Valle-Inclan,
 Madrid, 1943; Del Hoyo A., Teatro mundial, Madrid, 1955. Л. Kp.
  "ВАЛЬКИРИЯ" ("Die Wal kure") - опера (муз. драма) Р. Вагнера (2-я
 опера из тетралогии "Кольцо Нибелунга") (либр. композитора на основе
 скандинавского эпоса 8-9 вв. "Эдда" и средне-верхненемецкого эпоса 13 в.
 "Песнь о нибе-лунгах"). Пост. 26 июня 1870 в Мюнхене. В России впервые
 пост. нем. труппой (1889, Москва и Петербург). Русской труппой пост. 24
 нояб. 1900 в Петербурге, в Мариинском т-ре (Вотан - Шаронов, Зиглинда -
 Больска, Брунгиль-да - Фигнер, Фрика - Славина, Зигмунд - Ершов,
 Хун-динг - Бухтояров; дирижёр Направник, худ. Ширяев, Брюкнер). В 1908
 возобновлена под управлением Ники-ша. В 1909 пост. в Киеве (Зигмунд -
 Орешкевич, Зиглинда - Воронец, Вотан - Боссе, Хундинг - Тихонов,
 Брунгильда- Валицкая; дирижёр Пагани); 11 февр. 1902 - в Большом т-ре в
 Москве (Брунгильда-Дейша-Сионицкая, Зиглинда- Салина, Зигмунд -
 Клементьев, Боначич, Вотан - Г. Пирогов, Власов).
  На сов. сцене- 6 мая 1918 в Гос. академич. т-ре оперы и балета в
 Петрограде (дирижёр Коутс, реж. Полечек, худ. Ширяев и Брюкнер). 24 апр.
 1919 пост. в Большом т-ре; возобновлена там же 6 дек. 1925 (Вотан -
 Осипов, Брунгильда - Дер-жинская, Фрика - Обухова, Хундинг - Лубенцов,
 Зигмунд- Пумпянский, Зиглинда - Матова; дирижёр Пазовский, реж.
 Лосский). Новая пост. - 21 ноября 1940, там же (Зигмунд - Ханаев, Вотан
 - Редикульцев, Брунгильда - Бутенина, Хундинг - Лубенцов, Зиглинда -
 Шпиллер, Фрика-Антонова; дирижёр Небольсин, пост. Эйзенштейна, худ.
 Вильяме).
  Издания. - Партитура "В.", Mainz, B. Schott's Sohne, [s. d. j;
 клавир, рус. перевод И. Тюменева, М., Юргенсон, I1896J. Н. Гр.
  ВАЛЬТЕР (Walter) [(наст. фам. - Ш л e з и н-rcJ) (Schlesinger)],
 Бруво (р. 15.IX. 1876) - немецкий дирижёр. Муз. образование получил в
 Берлинской консерватории; ученик Л. Буслера, Г. Эрли-ха и К. Радеке.
 Исполнительскую деятельность начал в Кёльнском оперном театре в 1893. В
 1900-01 работал в Венском придворном т-ре ассистентом Г. Малера; в
 1913-22 В.- гл. дирижёр оперного театра в Мюнхене. В 1922-25
 гастролировал в странах Европы (в т. ч. в СССР, впервые в 1923) и США. В
 1925 руководил оперным т-ром в Берлине, в 1933- в Вене, в 1941- 1945 - в
 Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"). С 1939 живёт в США. В.-участник
 Зальц-бургских фестивалей. Завоевал широкую известность как
 интерпретатор опер Моцарта, Бетховена, Вагнера, а также симф. произв.
 Бетховена, Моцарта, Брамса, Малера и др. В.- автор нескольких лит. соч.
 (в т. ч. автобиографии, книги воспоминаний о Г. Малере), симфонич.
 произв. и др.
  Соч.: Theme and variations: an autobiography. L., 1947 (в рус.
 пер.Фрагменты из автобиографии, "Советская музыка", 1958, ј 9, 10). r
 '*' s
  Лит.: S t e f a n Р., Bruno Walter, W., 1936; G a v o t у В . Bruno
 Walter, Geneva, 1956.
  ВАЛЬТЕР (Walter), Каролина (1755-1826) - датская актриса. С 1765
 играла на сцене Королевского т-ра в Копенгагене. В 1769 впервые
 выступила в роли служанки Перниллы ("Хенрик и Пернилла" Холь-берга),
 к-рая стала центральной в её репертуаре. В дальнейшем исполняла роль
 Перниллы в комедиях Хольберга "Краткое девичество Перниллы", "Счастливое
 кораблекрушение", "Маскарад", "Проданный крестьянский парень", "Якоб фон
 Тюбо" и др. Демократизм, искренность, простота, свойственные дарованию
 В., были чужды аристократической публике, что служило причиной
 враждебного отношения к актрисе со стороны руководителей Королевского
 т-ра. В. выступала и как певица, гастролировала с сольными концертами в
 Лондоне и Стокгольме. В 1810 оставила сцену, занималась педагогической
 деятел ьностыо.
  Лит.: С о l l i n E., Holbergske skuespillere, Kbh., [s. d.i. Вл. M.
  ВАЛЬЦ, Карл Фёдорович (1846-1929) - русский театральный машинист и
 декоратор. Засл. арт. Республики. Учился у своего отца - машиниста сцены
 Имп. (казённых) т-ров Ф. К. Вальца. С 1861 (в течение 65 лет) работал в
 Большом т-ре в Москве. Талантливый изобретатель-самоучка, В. обладал
 незаурядными познаниями в области пиротехники, механики и
 электротехники. Широкую известность принесли В. феерические театр.
 представления, в к-рых он создавал различные постановочные эффекты:
 водопады, морские бури, восходы и закаты солнца, грандиозные пожары с
 рушащимися замками и т. п. Среди его лучших работ - декорации к
 спектаклям "Вольный стрелок" Вебера (1887) и "Волшебная флейта" Моцарта
 (1889). Принимал участие в постановках МХТ, т-ров М. В. Лентовского и
 ряда др. моек. и провинциальных т-рова также в спектаклях "Русских
 сезонов" С. П. Дягилева за границей.
  Соч.: Шестьдесят лет в театре, Л., 1928.
  ВАМПЙЛОВ, Буда Николаевич (р. 8.V.1920) - бурятский советский актёр.
 Нар. арт. РСФСР (1959). Член КПСС с 1944. В 1939 начал сценич.
 деятельность как актёр Бурят, колхозно-совхозного т-ра, был художеств.
 руководителем и директором этого т-ра. С 1950 - актёр Бурят, драм. т-ра.
 Исполнитель характерных ролей, В. создаёт образы, отмеченные
 человечностью, простотой, искренностью; обладает мягкой исполнительской
 манерой. Роли: Дымба ("Сысыгме" Тумунова), Тайша Дымбылов ("Кнут Тайши"
 Намсараева), Халхоной ("Пламя" Балдано), генерал Холщевников ("Барометр
 показывает бурю" Батожабая), Труффальдино ("Слуга двух господ"),
 Печенегов ("Враги"), Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко),
 Фамусов. Л. Ход.
  "ВАМПУКА" - термин, принятый для обозначения бессмысленных, ходульных
 оперных штампов. Возник после пост. одноактной оперы-пародии "Вампука,
 невеста африканская: во всех отношениях образцовая опера" в т-ре "Кривое
 зеркало" в Петербурге в 1909 (реж. Унгерн). "В." высмеивала дурные
 традиции оперных либретто, постановок опер. Композитором "В." был В. Г.
 Эренберг, он же автор либретто, написанного на основе фельетона М. Н.
 Волконского.
  Лит.: "Театр и искусство", П., 1909, .ј 5, с. 98-100, там же, 1917,
 .No 43, с. 752-753, ј 48, с. 802-804. Л. Шн.
  ВАНАГ, Рудольф Янович (р. 19.XI. 1892) - латышский советский дирижёр.
 Нар. арт. Латв. ССР (1959). Музыке обучался в Петроградской
 консерватории. С 1918 работал пианистом-концертмейстером Латышской оперы
 в Риге, в 1922-26 - дирижёр и хормейстер Лиепаиской оперы. С 1932
 -дирижёр балетов Рижской оперы, с 1935 - там же хормейстер, с 1937 -
 хормейстер Латв. т-ра оперы и балета (Рига). С 1950 преподаёт в Латв.
 консерватории. Ст. пр. за участие в постановке "Бориса Годунова"
 Мусоргского
  (1950).
  Лит : А 1 b i n a D., Rudolfs Vanags, "Teatris un dzive", IV, Riga,
 1960. Я. В.
  ВАНАГ, Юлий Петрович [р. 25.VI (8.VII).1903l - латышский советский
 писатель, драматург. Засл. деят. культуры Латв. ССР (1953). Лит.
 деятельность начал в 1927. В 1941 написал (совм. с Ф. Рокпельни-сом)
 пьесу "Они проложили путь" (пост. 1945) о борьбе латыш. народа за
 Советскую власть и либретто первой латыш. советской оперы "Рута" (1943).
 В пьесе "Встреча на берегу" (1948) показал восстановление промышленности
 и рост социалистич. сознания людей Сов. Латвии. Пьесы В. ставились в
 художеств. т-ре (Рига) и др. т-рах Латв. ССР. Работает также как
 кинодраматург (сценарии "Весенние заморозки", "За лебединой стаей
 облаков" и др.).
  Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957. Д. В.
  ВАНАНД‚ЦИ, Саркис Мирза (ум. 26.IV.1871) - армянский публицист,
 драматург и актёр. В 1861 основал в г. Измире арм. т-р. Один из первых

<< Пред.           стр. 126 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу