<< Пред. стр. 132 (из 913) След. >>
А. К.Толстого, 1867) он готовил в атмосфере острого недоброжелательства.В. играл редко и чаще всего в ничтожных пьесах. Его прошение в 1872 о
переводе в Москву дирекция оставила бев внимания. В 1874 он вынужден был
уйти из т-ра и одновременно из театр. уч-ща, где с 1868 вёл драм. класс
(среди учеников В.- А. М. Дюжикова, Е. И. Левкеева, А. А. Мартынов, П.
М. Свободин). В 1874-75 В. выступал в Моск. общедоступном частном т-ре,
исполняя здесь свои лучшие старые роли, в т. ч. любимую роль Вырина
("Станционный смотритель" по Пушкину) и новую - Городничего (впервые
сыграна в 1874 в Киеве). С 1875 В. гастролировал в провинции, связи с
к-рой никогда не порывал. В 1875 сыграл свою последнюю крупную
роль-Фамусова. Образ, созданный В., обличавший бюрократизм и чиновничье
угодничество, был отмечен в то же время барским добродушием, юмором. В
1877 больной В. хлопочет о возвращении в петерб. труппу, но получает
отказ. В. оставил сцену незадолго до смерти.
2) Сергей Васильевич [7(19).IX. 1827, Москва,- 5(17). VI. 1862, там
же]. Брат предыдущего. Лишившись 6 лет отца, был отдан в 1834 в
Воспитательный дом. В 1839 определён в Моск.театр. уч-ще; проявил
способности к танцам, драм. иск-ву (занимался в классе декламации у М.
С. Щепкина) и к музыке (обучался игре на флейте). Должен был стать
оркестрантом, но, решив посвятить себя сцене, успешно выдержал испытание
и был принят в драм. класс реж. С. П. Соловьёва. Окончив уч-ще, В. после
дебютов в водевилях был зачислен в 1844 в труппу Малого т-ра. С первых
же шагов сценич. деятельности врождённая простота, естественность,
заразительная жизнерадостность, подлинный комизм арзиста привлекли
внимание зрителя.
До 1853 В. выступал преим. в переводных водевилях (роли простаков, а
также фатов, стариков), создавая даже в схематичных шаблонных пьесах
живые характеры. По утверждению писателя П. Д. Боборыки-на, этот
"...блистательно веселый комик... По богатству мимики и комических
интонаций... не уступал ни Садовскому, ни Живокини" (Боборыкин П. Д., За
полвека, 1929, с. 43). Образы, созданные В., были проникнуты большой
человечностью, глубоким сочувствием к "маленьким людям". Среди лучших
водевильных ролей В.- сапожник Ганс("3аколдованный принц, или
Переселение душ", переделка с нем., 1846), парикмахер Жужу ("Парики",
переделка с французского, 1851), маркер Антон Шаров ("Ворона в павлиньих
перьях" Куликова, 1853), старик Морковкин ("Что имеем, не храним,
потерявши плачем" Соловьёва, 1853). В этот период своей деятельности В.
сыграл 157 ролей и из них лишь 7 в пьесах рус. классиков, в т. ч.:
Миша ("Провинциалка" Тургенева, 1851), Митрофанушка ("Нь'-доросль",
1852), Шпекин ("Ревизор", 1852).
Новый этап в творчестве артиста, наиболее полный расцвет его таланта
начинается с момента появления на сцене пьес А. Н.Островского (1853).
Также, как П. М. Садовский, В. утверждал школу естественной и
выразительной игры, пропагандировал нац. художественный репертуар. Он
умел несколькими штрихами обрисовать обществ. положение персонажа, его
характер. Превосходно владея мелодикой московской певучей речи, создавал
образы, яркие по бытовой окраске. Многогранный талант В., одинаково
сильный и в драме и в комедии, раскрылся в русском нац. репертуаре.
Реализм, врождённые простота и естественность игры В. были близки
эстетич. принципам Островского. В его пьесах исполнил роли: Бородкин
("Не в свои сани не садись", 1853), Лисавский ("Утро молодого человека",
1853), Милашин ("Бедная невеста", 1853), Разлюляев ("Бедность не порок",
1854), Вася ("Не так живи, как хочется", 1854), Андрей Брусков ("В чужом
пиру похмелье", 1856), Бальзаминов ("Праздничный сон до обеда", 1857),
Ширялов ("Картина семейного счастья", 1857), кучер Серафимы Карповны
("Не сошлись характерами", 1858), Тихон ("Гроза", 1859). Исключительной
задушевностью, подлинным драматизмом был проникнут образ Бородкина.
Мимич. выразительность игры В. особенно ярко проявилась в немногословной
роли Милашина. Беспечной молодой удалью увлекал его Разлюляев. Смешон и
жалок был Андрей Брусков. Самым совершенным и зрелым созданием В. была
роль Тихона, сыгранная артистом с подлинным трагизмом. Первый
исполнитель этой роли (В. проходил роль Тихона, как и все остальные роли
в пьесах Островского, с автором), В. играл Тихона измученным, глубоко
страдающим от своего порабощения человеком, вызывая к себе искреннее
сострадание.
Среди лучших ролей В.- также Михаила ("Чужое добро в прок не идёт"
Потехина, 1857) и Хлестаков (1858). Вопреки существовавшей в то время
традиции изображать Хлестакова водевильным шалуном, В. играл эту роль в
резко обличительных тонах, показав всё ничтожество и легкомыслие своего
героя.
Начавшаяся в 1855 болезнь глаз привела В. к полной слепоте и вынудила
его в расцвете таланта сойти со сцены. В последний раз В. играл в своём
прощальном бенефисе (27 янв. 1861) роль Морковкина, будучи совсем
слепым. На обеде, данном общественностью в честь артиста 11 февр. 1861,
Островский признал в нём соратника и "самого желанного исполнителя".
3) Васильева (Лаврова), Екатерина Николаевна [16(28). VIII. 1829-27
JV (9.V). 1877]. Род. в Москве. Дочь певца Н. В. Лаврова и певицы Д. М.
Лавровой (Сабуровой). Жена С. В. Васильева. В 1845 дебютировала в Малом
т-ре в роли Габриэли ("Девица-отшельница" Скриба). В том же году с
успехом сыграла Эстеллу (о. п. Скриба), Луизу ("Коварство и любовь") и
др. Однако из-за болезни в труппу не вступила. В 1847 была зачислена в
труппу Александрийского театра. В 1848 переведена в московский Малый
т-р. Обладая сценичной внешностью, прекрасным голосом, эмоциональностью,
умом, В. играла разнообразныеоли. Особенным успехом пользовалась в ролях
светских женщин. Рано перешла на характерно-бытовые и драматические роли
пожилых женщин. Среди её ранних ролей - Софья ("Горе от ума", 1848) и
Офелия (1852). Простота и естественность игры В. особенно ярко
проявились в пьесах Островского (В. проходила роли в этих пьесах с
автором). Созданный В. образ Марии Андреевны ("Бедная невеста", 1853)
критик Ап. Григорьев назвал "шедевром художественных созданий". Среди её
лучших ролей - Вышневская ("Д о-ходное место", 1863), Софья Ивановна
("Не сошлись характерами", 1858), Анна Павловна ("Шутники", 1864),
Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868). Играла также
роли; баронессы Штраль ("Маскарад", 1862), Анны Андреевны ("Ревизор",
1867), Корделии и Реганы ("КорольЛир",1851 и1864), мистрисс
Пэйдж("Виндзор-ские проказницы", 1866), Виолы("Двенадцатая ночь", 1867),
Гертруды ("Гамлст-, 1867) и др. В. принимала активное участие в
организации и работе "Общества любителей драматич.и муз. иск-ва".
4) Васильева (по мужу-Танеева), Надежда Сергеевна [22. Х(3. XI).
1852-22. Х (4. XI). 1920]. Дочь С. В. и Е. Н. Васильевых. После
нескольких дебютов (Агнесса - "Школа жён" Мольера, Дуня - "Не в свои
сани не садись" Островского и др.) в 1870 была зачислена в труппу Малого
т-ра. Работала здесь до 1878. В 1878-97 - актриса Александрийского т-ра.
Выступала гл. обр. в комедиях и водевилях. Наиболее значительные роли:
Снегурочка (о. п. Островского), Лиза и Софья ("Горе от ума"), Верочка
("Месяц в деревне" Тургенева), Марианна и Дорина ("Скупой" и "Тартюф"),
Розина ("Севильский цирюльник" Бомарше), Таня ("Плоды просвещения").
Игра В. отличалась яркостью, изяществом, тонким вкусом. В 1895 В.
добилась разрешения поставить впервые на сцене Александрийского т-ра в
свой бенефис "Власть тьмы", сыграв в этом спектакле Анисью. В 1883-89 В.
была членом Театрально-литературного комитета. В 1888-91 преподавала в
Петерб. театр. уч-ще. Уйдя из Александрийского т-ра, В. в 1897
организовала труппу (преим. из молодёжи), с к-рой работала в Минске,
Житомире, Гельсингфорсе, Варшаве. В этот период В. пост. "Чайку" (1899,
Минск), сыграла Евгению ("На бойком месте" Островского, 1901).
С 1902 В. вновь вступила в Александрийский т-р, исполняя роли грандам
и характерные: Анна Андреевна ("Ревизор"), Толбухина ("Плоды
просвещения"), Плавутина-Плавунцова ("Холопы" Гнедича); в пьесах
Островского играла Гурмыжскую ("Лес"), Огуда-лову ("Бесприданница"),
Мурзавецкую ("Волки и овцы") и др. Много времени отдавала педагогич.
работе (с 1914 преподавала на петроградских драм. курсах).
После Октябрьской революции В. примкнула к передовой части труппы
Александрийского т-ра. Временный комитет Академия, т-ра драмы поручил В.
пост. спектакля "Лес", в к-ром В. исполнила роль Гурмыжской (1918). Была
первым директором Музея гос. академич. т-ров в Петрограде, в организации
к-рого приняла деятельное участие.
5) Васильева (по мужу - Попова), Вера Сергеевна [11(23). XII.
185411(24).VII. 1905] - дочь С. В. и Е. Н. Васильевых. Сценич.
деятельность начала в 1872 (Калуга, труппа П. П. Павлова). В 1873 играла
в Моск. общедоступном частном театре. В 1874 дебютировала в Малом т-ре и
в 1875 была принята в труппу. С большой искренностью, простотой,
заразительной весёлостью исполняла роли молодых девушек, затем перешла
на роли пожилых женщин. Остро характерная актриса, В. обладала чувством
меры, избегала шаржа, преувеличений. Роли: Марина Федотовна ("Около
денег" по А. Потехину), Графиня-внучка ("Горе от ума"), герцогиня
Оливарец ("Дон Карлос" Шиллера), Мейер ("Цепи" Сумбатова), Звездинцева
("Плоды просвещения") и др.
Лит.: Павел Васильевич Васильев (Автобиография), "Суфлер", 1880, ј 5,
7, 8; Б р я н с к и й А., П. Васильев в репертуаре Островского, в кн.:
Островский. 1823, 31 марта- 13 апреля 1923. К столетию со дня рождения.
Юбилейный сб. под ред. А. А. Бахрушина [и др.], М., 1923, с. 35-37;
Филиппова Е., П. В. Васильев 2-й. Жизнь и творчество, в кн.: Труды
Гос. центр, театрального музея им. А. А. Бахрушина, М.-Л., 1941, с.
7-72; Васильева М. Г. (Соболева 2-я), Воспоминания о П. В. Васильеве.
Публикация Е. В. Филипповой, в сб.: "Театральное наследство", Сообщения
и публикации, М., 1956, с. 317-329, [Гос. н.-и. ин-т театра и музыки];
Коропчевский Д., Сергей Васильевич Васильев, "ЕИТ". Сезон 1895-1896 гг.,
СПБ, 1897. Приложения, кн. 3, с. 1-21; Р од и с л а в с к и й В., Сергей
Васильевич Васильев (материалы для биографии), газ. "Московские
ведомости", 1862, ј 130 от 15 июня, JN" 132 от 17 июня; КарнеевМ.В.,
Екатерина Николаевна Васильева в оценке своих ближайших современников,
"ЕИТ". Сезон 1899-1900, [СПБ], 1900, прилож. 3, с. 36-52; Р о-диславский
В., Биографический очерк артистки имп. театров Екатерины Николаевны
Васильевой, урожд. Лавровой, [М., 1878]; Танеев П. И., Екатерина
Николаевна Васильева и Московский театр конца 60 годов, СПБ, 1905;
Стахович А. А., Клочки воспоминаний, М., 1904, с. 110, 111, 287, 288,
290, 291, 301-304, 312, 313, 315-318, 326-328, 331-334; Васильева Н. С.,
Отрывки из воспоминаний. Московский период. 1869-1878, "ЕИТ", 1909, СПБ,
вып. 1, с. 1-8; П. Г-ъ [П. Г н е д и ч]. Надежда Сергеевна Васильева. По
поводу 25-летия её деятельности на имп. сцене, "ЕИТ". Сезон 1894-1895,
СПБ, 1896, с. 333-338. Е. Фил.
ВАСИЛЬКО (наст. фам.- М и л я е в), Василий Степанович [р.
26.111(7.IV).1893] - украинский советский режиссёр, актёр, педагог. Нар.
арт. СССР (1944). В 1913-16 учился в Киевском ун-те на филологич. ф-те.
С юношеских лет увлекался т-ром, участвовал в любительских спектаклях.
Впервые выступил на проф. сцене в укр. труппе М. К. Садовского в Киеве в
1912 (роль Тымо-ши - "Сватанье на Гончаров-ке" Квитки-Основьяненко). В
1918 вступил в труппу "Молодого т-ра" в Киеве. С 1919 начал работать как
театр. педагог, с 1920 - как режиссёр. В 1922-25 играл в киевском театре
"Берез?ль", в 1928- 1938 и 1943-48 работал в т-рах
Харькова,Сталино,Черновиц. В 1926-28, 1938-41 и 1948-56- в Укр. драм.
т-ре им. Октябрьской революции в Одессе (с 1948- гл. режиссёр этого
т-ра). В. - характерный комедийный актёр.Среди его лучших ролей: Тарас
Гупаленко ("Суета" Карпенко-Карого), Шпак и Шельменко
("Шель-менко-денщик" Квитки-Основьяненко), Городничий,
Яичница ("Ревизор", "Женитьба"), Глеба ("Русские люди"), Остапенко,
Бублик ("Фронт","Платон Кречет").
В. осуществил пост. спектаклей: "Диктатура" Ми-китенко (1929),
"Любовь Яровая" (1927); "Страх" Афиногенова (1931), "Ревизор" (1934),
"Васса Же-лезнова" (1937); "Богдан Хмельницкий" (1939) и "Правда" (1937)
Корнейчука, "Земля" (по одноимённой повести Кобылянской, 1947),
"Наймычка" Карпенко-Карого (1955) и др. Пост. В. отличаются глубиной
идейного замысла, выразительностью сценич. формы, простотой и чёткостью
мизансцен. В. - автор многих инсценировок произведений классич. и совр.
лит-ры ("Земля" по Кобылянской и др.). В. организовал ряд театр. студий:
при т-ре Гос. драмы в Одессе (1926-27), при т-ре в Сталине (1933-38) и
др. Автор статей по т-ру. Основатель укр. театр. музея (1924).
ВАСЙЛЬЧЕНКО (наст. фам. -Панасенко), Степан Васильевич (27.Х??.1878
(8.1.1879) - 11. VIII. 1932] - украинский советский писатель, драматург.
Сын крестьянина-сапожника. Закончив учительскую семинарию (1898),
работал в сёлах Украины учителем. За участие в революционно-демократич.
движении подвергался полицейским преследованиям и аресту (1906-08). Лит.
деятельность начал в 1900-х гг. В пьесах, написанных в дореволюционный
период (даны даты соч.), - "Чародейка" (1901), "На первое гулянье"
(1911), "Недоросль" (1913), "З?ляКоролевич" (1913), "В тени" (1914),
"Петухи, не пойте, ночь не уменьшайте" (1917) - писатель изобразил
тяжёлую жизнь крестьянства, безземелие, нищету, воспевал духовное
богатство народа, его стремление к свободе и знаниям. Пьеса "На первое
гулянье" ставилась укр. деревенскими труппами. После Октябрьской
революции написал пьесы: "Кармелюк"- о народном герое (три варианта -
1918, 1924, 1927);
"Куда ветер веет" (1919), в к-рой показал идейное шатание бурж.
интеллигенции в годыгражд. войны, и небольшие драматич. этюды для детей
(даны даты изд.):
"Накануне Тарасова праздника" (1924), "К свету" (1924), "В жнива"
(1922), "Иван Гус" (1927), "Свёкор" (1924), "Проходят дни" (1939). Они
были поставлены в организованном В. школьном драм. кружке. Укр. проф.
т-ры ставили пьесу "На первое гулянье". Драматич. произведения В.
отличаются мастерским изображением характеров, использованием
фольклорных источников, живым, сочным нар. языком.
Соч.: Твори. В 4-х тт. (За заг. ред. акад. О. Б?лецького), т. 1-3,
Кив, 1959-60 (т. З - П'си).
Лит.: История украинской литературы, т. 1, Киев, 1954;
Деркач В., Степан Васильченко - драматург, "В?сник Академ? наук
УРСР", 1959. ј 1. J". В.
ВАСИЛЮТЕ-ДАУГУВЕТЕНЕ (В о с и л ю т е - Д а у-гуветене), Петронеле
Ионовна (р. 17. V. 1899)- литовская советская актриса. Нар. арт. Лит.
ССР (1959). Училась в Каунасе у А. Суткуса. С 1919 начинает работать в
т-ре "Таутос", в т-ре сатиры "Вил-колакис", в 1922-41-в Каунасском т-ре
драмы. Во время фашистской оккупации В.-Д. была уволена из т-ра. В
1947-59- актриса Вильнюсского т-ра драмы. Роли: Рустейкене ("Аушрос
сунус" Чюрлёнене), Марпе ("Земля-кормилица" Цвирки), Ольга ("Скиргайла"
Креве-Мицкявичус), Мария Стюарт (о. п. Шиллера), Магда ("Родина"
Зудермана), Мирандолина ("Хозяйка гостиницы"), Раневская ("Вишнёвый
сад"), Гур-мыжская ("Лес"), Кристина Подера ("Заговор обречённых" Вирты)
и др.
ВАСМАН (Wassmann), Иоганн Ханс (1873-1932)- немецкий актёр.
Дебютировал в Гере, затем играл в Ханау, Эльберфельде и Фрейбурге. В
1897 вступил в труппу О. Брама в Берлине, затем перешёл в кабаре "Шалль
унд раух" М. Рейнхардта. Выступал в Малом, Новом и Немецком т-рах,
руководимых Рейнхардтом. Был первым исполнителем роли Барона в спектакле
"Ночлежка" ("На дне" Горького) в Малом т-ре (Берлин). Лучшие сценич.
образы создал в шекспировских комедиях: Основа ("Сон в летнюю ночь"),
Эгьючик ("Двенадцатая ночь"), Клюква ("Много шума из ничего"). В.
обладал ярким комич. дарованием; достигал комедийного эффекта
несоответствием слов жестам. После ухода от Рейнхардта (1920) В. не
создал значит. сценич. образов. В 20-30-е гг. снимался в кино, изредка
принимал участие в спектаклях. В. К.
ВАСНЕЦОВ, Аполлинарий Михайлович [26. VII (7. VIII). 1856-23. I.
1933] - русский художник. Академик живописи (1900). Член Товарищества
передвижников. Учился живописи у своего брата - В. М. Васнецова. В. -
основоположник историч. пейзажа в живописи. Как театр. художник начал
работать в 1885 в Моск. частной русской опере С. И. Мамонтова в Москве.
Оформил в этом т-ре спектакли: "Иван Сусанин" (1885), "Снегурочка"
(1896), "Хованщина" (1897) и др. Создал также декорации к спектаклям
Марпинского т-ра ("Садко", 1900, "Сказание о невидимом граде Китеже п
деве Февронии", 1906, Римского-Корсакова), Большого т-ра, Частной оперы
С. И. Зимина ("Опричник" Чайковского, 1911), Поленовскогонар. дома и др.
Для творчества В. было характерно поэтическое воссоздание русской
старины. Декорации В. отличались яркостью, красочностью.
Лит.: Беспалов а" Л., Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933, М.,
1956; Аполлинарий Васнецов К столетию со дня рождения, [М.], 1957. ' д
]д
ВАСНЕЦОВ, Виктор Михайлович [3(15).V. 1848- 23.VII. 1926] - русский
художник. Выдающийся живописец-передвижник, создавший ряд замечательных
произведений, посв. образам рус. былин, нар. сказок. Академик живописи
(1893). Учился в школе Об-ва поощрения художеств под руководством И. Н.
Крамского, затем в Академии художеств. В 1882 В. для домашнего т-ра С.
И. Мамонтова выполнил декорации и костюмы к "Снегурочке" Островского.
Позднее оформил в Моск. частной русской опере С. И. Мамонтова спектакли:
"Снегурочка" (1886); "Чародейка" Чайковского (1900), "Руслан и Людмила"
(1903). Для творчества В. характерно живое и достоверное воссоздание
быта Древней Руси, ор-ганич. сочетание реальности и сказочности. В своих
декорационных работах, отличающихся глубоким пониманием стиля эпохи, В.
воссоздал образцы древней рус. архитектуры и орнамента, показал
красочность и народность древнерус. костюма, предметов быта.
Лит.: Лебедев А., Виктор Михайлович Васнецов, М.-Л., 1946; О с о к и
н В., В. Васнецов, М., 1958. АН. Ш.
"ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА" - пьеса М. Горького, первый вариант "Васса
Железнова (Мать). Сцены", соч. 1910; в 1911 получила Грибоедовскую
премию. Пост. впервые в октябре 1910 в Новом драм. т-ре (Петербург).
Среди последующих дореволюц. пост.- в т-ре Незлобина, Москва (1911,
Васса - Ю. Васильева, Павел - Лихачёв, Семён - Асланов, Людмила -
Вульф), Товарищество актёров в Петерб. т-ре "Зимний буфф" (1911).
На сов. сцене впервые пост. в 1918 труппой Ива-ново-Вознесенского
гор. отдела нар. образования. 14 февр. 1935 пост. Ленингр.
колхозно-совхозным т-ром (реж. Дудин, худ. Руди и Крючков; Васса -
Кура-шева, Павел - Добротин и др.). На проходившем в том же году в
Москве смотре колхозно-совхозных т-ров РСФСР спектакль получил 1-ю
премию. В декабре 1935 пост. в Харьковском т-ре им. Шевченко (реж.
Дубовик, худ. Власюк; Васса - Бабиивна, Павел - Бучма, Прохор -
Марьяненко). В конце 1935 Горьким был закончен второй вариант пьесы "В.
Ж.", получивший большое распространение. 5 июля 1936 "В. Ж." пост.
Центр, т-ром Красной Армии во время гастролей т-ра в Ленинграде (реж.
Телешова, худ. Киселёв; Васса - Раневская, Сергей Петрович - Кор-нев,
Храпов - Хованский, Наталья - Зеркалова, Людмила- Хомякова, Рашель -
Добржанская, Анна - Харламова, Мельников - Шиловцев, Пятёр-кин -
Коновалов и др.); 28 окт. 1936 - Т-ром им. МОСПС (реж. и исполнительница
роли Вассы - Бирман, худ. Шестаков; Сергей Петрович - Извольский, Храпов
- Ванин, Наталья - С. Соколова, Людмила - Викландт, Рашель -
Гиацинтова). Второй вариант "В. Ж." пост.: "Современный т-р", Москва
(Васса - Ямщикова), Куйбышевский т-р (1936, реж. Ростовцев; Васса - А.
Иванова, Храпов - Злобин, Рашель - Карташёва), Красноярский т-р (1936,
Васса - Головина), Ленингр. т-р под рук. Радлова (1937, Васса -
Сошальская), Т-р им. Сундукяна, Ереван (1937; реж. Вагаршян, худ. Терян;
Васса - Асмик, Железнов - Мсрлян, Храпов - Аветисян, Наталья - Вартанян,
Людмила - Пароникян, Рашель - Восканян, Анна - Степанян), укр. т-р в
Сталине (1937, реж. Василько, худ. Коваленко и Кри-вошеина; переводчик и
исполнительница роли Вассы - Гаккебуш, Прохор - Добровольский);
Ивановский т-р (1937, Васса - Дружинина), Свердловский театр (1941, реж.