<< Пред. стр. 137 (из 913) След. >>
В.-одна из основателей и член Немецкой академии искусств. Профессор(1960). Нац. премии (1949, 1953, 1960).
Лит.: Pintzka-Birnbaum U., Die Volksschauspielerin HeleneWeigel,
"Theater der Zeit", 1956, ј 8, Beilage zu Heft 8; Aufsatze [u. a.] von
Bertolt Brecht und Anna Seghers, в кн.: Theaterarbeit. 6 Auffuhrungen
des Berliner Ensembles, Dresd., 1952; Die Schauspielerin Helene Weigel.
Ein Fotobuch. Texte von Bertolt Brecht, B., 1959. Э. Г.
ВЕЙГЛЬ (Weigl), Йозеф(28.П1.1766, Эйзенштадт,- 3.11. 1846, Вена) -
австрийский композитор и дирижёр. Музыке обучался в Вене у Г.
Альбрехтсбер-гера, А. Сальери и С. Витцига. В 1790-1823 работал
ассистентом дирижёра и композитором Придворной оперы в Вене (в 1823-27 -
капельмейстер, с 1827 - второй капельмейстер). Впервые выступил как
композитор в 1782 с опереттой "Лишняя предосторожность", пост. в Венском
кукольном муз. т-ре. Завоевал известность как автор многочисл. опер и
балетов, ставившихся в Вене и Милане. Наибольшей популярностью
пользовалась опера В. "Швейцарское семейство" (1809, Придворный т-р,
Вена). Среди др. соч. выделяются оперы "Любовь
моряка"(1797),"Мундир"(1805), "Сиротский приют" (1808), "Горный обвал"
(1812), "Соловей и ворон" по Лафонтену (1818) (были пост. в Придворном
т-ре, Вена), а также оперы "Клеопатра" и "Засада" (1807, 1815, т-р "Ла
Скала", Милан), балетный дивертисмент "Аллегория человеческой жизни"
(1794), комич. балет "Мельник" (1794), героико-панто-мимный балет
"Похищение Елены" (1795), балеты "Альцеста" (1800), "Испанцы на острове
Кристина" (1802), "Афинская танцовщица" (1802), "Четыре стихии" (1806)
(пост. в Придворном т-ре, Вена) и др. В. принадлежат также оратории,
кантаты, мессы и др. соч. Был почётным членом мн. муз. академий мира (в
т. ч. в Милане, Риме, Вене).
Лит.: NeumannW., Joseph Weigl, Kassel, 1855; Bollert W., Joseph Weigl
und das deutsche Singspiel, в кн.:
Aufsatze zur Musikgeschichte, Bottrop, 1938. АН. В.
ВЕЙЛЬ (Weil), Александр фон Вейлен (Weilen;
1863-1918) - австр. историк театра. Был профессором венского ун-та,
где читал лекции по истории т-ра и драматургии. Автор мн. работ по
австр. и нем. т-ру.
Соч.: Geschichte des Wiener Theaterwesens..., W., 1899; Zur Wiener
Theatergeschichte, W., 1901; Geschichte des K. K. Hofburgtheaters seit
seines Begrundung, W., 1902; Hamlet auf der deutschen Buhne..., B.,
1908. B. M.
В‚ЙЛЬ (Weill), Курт (2. III. 1900, Дес сау,-3. IV. 1950, Нью-Йорк) -
немецкий композитор и дирижёр. Композиции учился в Берлине в Высшей муз.
школе у Э. Гумпердинка; брал уроки у Ф. Бузони. В 1919-20 осуществил ряд
оперных постановок как дирижёр и режиссёр оперных т-ров Дессау и
Люденшейда. Композиторскую деятельность начал в 1923. Вначале находился
под сильным влиянием экспрессионизма и модернистских течений, в
дальнейшем стремился к простоте и демократичности муз. языка. Первый
успех В. принесла опера "Протагонист" (1926, Дрезден). В. создал новую
муз.-сценич. форму-т.н. "злободневную оперу", наиболее ярким образцом
к-рой является "Трёхгрошовая опера" (модернизированная версия "Оперы
нищих" Гея - Пепуша со стихами Б. Брехта, 1928, "Т-р ам Шиффбауэрдамм",
Берлин), обличающая совр.бурж. общество. С этого времени началось
сотрудничество В. с Брехтом.
Их последующие совместные работы - оперы "Хеппи
энд"(1929),"Махагонни" (1930, Лейпциг), "Говорящий да" (1930, Берлин) и
др. В. написал также оперы "Королевский дворец" (1927, Берлин), "Царь
позволяет себя сфотографировать" (1928, Лейпциг), "Поручительство"
(1922, Берлин), "Серебряное озеро" (1933, Берлин),"Ма-рия Галанта"
(1933, Париж), "Королевство за корову" (1935, Лондон, т-р "Савой"),
"Праздник жителя Нью-Йорка" (1938, Хартфорд), комич. оперу "Леди в
темноте" (соч. 1949), оперу "Внизу, в долине" (1948, Индиан-ский ун-т,
Индиана), балет "Семь смертных грехов" по сценарию Брехта (1933,
Лондон), музыку к спектаклям "Вечный путь" Ф. Верфеля (1937), "Джонни
Джонсон" Дж. Грина (1935), "Уличная сцена" Э. Раиса (1947) и к пьесам
Брехта, А. Стриндберга,А.Броннена, Л. Фейхтвангера и др. В 1933-35 В.
жил во Франции и Англии, с 1935 - в США. Последнее соч. В.- опера на
амер. нар. сюжет "Потерян в звёздах" (1949, т-р "Бродвей", Нью-Йорк), в
основу к-рой положен роман А. Патона "Плачь, любимая страна". Опера
проникнута симпатией к угнетённым народам Африки и их освободительному
движению. Творчество В. выражает протест против реакционной немецкой
оперы конца 19 - нач. 20 вв. Композитор стремился к созданию нового типа
массовой оперы, включающей наряду с оперными формами разговорную речь,
популярные песни, танцевальные формы (танго, блюз, фокстрот и т. д.). В
музыке В. нашли отражение элементы гор. муз. фольклора, а с 30-х
гг.также джазовой музыки. Творчество В. оказало влияние на многих
композиторов Германии, Англии, США.
Лит. соч.: Busonis "Faust" und die Erneuerung der Opernform,
"Anbruch", W., 1927, Bd IX, .ј l-2; The Broad-way opera, "Musical
Digest", N. Y., 1946, Dec.
Лит.: D rew D., ... Weill's"Die Burgschaft", "Music and Leiters",
1958, July. Д. M.
В‚ЙМАРН, Павел Платонович [1857 - 10(23). IX. 1905] - русский
музыкальный критик. До 1888 был на военной службе. Муз. образование
получил у К. Арка (фп.) и К. Галлера (теория и композиция). В 1880-81
сотрудничал в "Русском музыкальном вестнике", в 1889-90 редактировал и
издавал муз. журнал "Баян", в 1893-94 работал в журнале "Артист". Как
муз. критик В" выступал во мн. периодических изданиях. В своей
муз.-критической деятельности отстаивал прогрессивные художественные
взгляды. Написал ряд работ в области истории оперного иск-ва.
Соч.: Михаил Иванович Глинка, СПБ, [1885] (совм. с Вл. Оболенским);
Очерк истории оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя", СПБ, [1886]; Э. Ф.
Направник. Биографич. очерк, СПБ, 1888; Михаил Иванович Глинка.
Биографич. очерк, М.,1892.
Лит.: "Русская музыкальная газета", 1905, .ј 39.
ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА ("новонемецкое направлени е")-направление в немецкой
музыке 2-й пол. 19 в., представители к-рого жили и работали
преимущественно в г.Веймаре (Weimar; Тюрингия). Главой В. ш. был Ф.
Лист. В. ш. боролась с ложным академизмом и ремесленничеством в музыке,
отстаивала принципы романтич. иск-ва ("неоромантизм"), программной
музыки, поддерживала оперную реформу Р. Вагнера.
ВЕЙМАРСКИЙ ТЕАТР - немецкий придворный театр. созданный в 1791 в
Веймаре - столице Сак-сен-Веймарского великого герцогства. Во главе т-ра
стояли величайшие писатели Германии - И. В. Гёте (с 1791 до 1817) и Ф.
Шиллер (с 1799 до его смерти в 1805). К моменту переезда Гёте в Веймар
(1775) там существовал придворный любительский т-р. Его спектакли
давались в здании, выстроенном в Веймаре в 1775 арх. Гауптманом. Т-р был
оборудован вращающейся сценой и оснащён сценич. машинерией. В 1780
Гауптман выстроил новое здание с обшивной сценой-коробкой. Здесь 7 мая
1791 драмой А. Иффланда
"Охотники" начал свои спектакли В. т. В 1798 это здание было
перестроено и модернизировано арх. Тоуреном. На сцене В. т. был
поставлен 601 спектакль. В этом театре шли трагедии, драмы, комедии,
фарсы, оперы, зингшпили. В период расцвета В. т. на его оцене ставились
произв. Лессинга, Шиллера, Гёте. Особенным успехом пользовались пьесы
Шиллера ("Разбойники", 1796, "Лагерь Валленштейна" и "Смерть
Валленштейна", 1798, "Мария Стюарт", 1800, "Орлеанская дева", 1803, "Дон
Карлос", 1807). Здесь шли "Эгмонт" (1796), "Ифигения в Тавриде" (1802),
"Торквато Тассо" (1807) Гёте. Из пьес Лессинга-"Мин-на фон Барнхельм",
"Эмилия Галотти", "Натан Мудрый" (1807-11). В репертуар В. т. Гёте
включал также пьесы Шекспира: "Гамлет", "Король Лир", "Ромео и
Джульетта" и "Макбет" (последняя в обработке Шиллера), а также
Кальдерона, Корнеля, Расина, Мольера, Вольтера. Гёте неохотно допускал
на сцену пьесы немецких романтиков. Полная неудача в В. т. постигла
драмы Ф. Шлегеля, Г. Клейста, К. Брен-тано. Лучшими актёрами В. т. были
X. Нейман, П. А. Вольф, И. Графф, К. Ягеман. Будучи руководителем В. т.,
Гёте уделял большое внимание этическому воспитанию актёров, заложил
основы реалистич. режиссуры 19 в. К концу первого десятилетия 19 в. В.
т., в результате противоречивости его программы (требование сочетать
жизненную правду со следованием античным образцам) и финансовых
трудностей, пришёл в упадок: актёрская игра приобрела внешний, условный
характер, резко снизилось качество репертуара: сцену В. т. начали
наводнять мещанские драмы и комедии Иффланда и А. Коцебу. Зингшпили,
мелодрамы и фарсы вытеснили классику. Лучшие актёры покинули т-р. После
отхода Гёте от руководства В. т. превратился в рядовой придворный т-р.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 638-665; Wahle J., Das Weimarer
Hoftheater unter Groethes Leitung, Weimar, 1892; Schrickel L.,
Geschichte des Weimarer Theaters von seinen Anfangen bis heute, Weimar,
[1928]; Burkhardt C. A. H., Das Repertoire des Weimarischen Theaters
unter Goethes Leitung. 1791-1817, Hamburg-Lpz., 1891; L o e w у, Goethe
als Theaterdirektor, [Weimar], 1928; Lebede H., Goethes Regeln fur
Schauspieler, [Weimar], 1924. Г. Гур.
ВЕЙМАРСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - см. Лейпциеская высшая театральная
школа.
В‚ЙНБЕРГ, Пётр Исаевич [16(28).VI. 1830 (1831?)- 3(16)
.VIII.1908]-русский поэт, переводчик, драматург и критик. Окончил
историко-филологич. ф-т Харьковского ун-та. Лит. деятельность начал в
1851. В. принадлежат переводы пьес Шекспира, Мольера, Шеридана,
Лессинга, Ибсена, Гуцкова. Автор одноактных юбилейных пьес-прологов
"Миллион терзаний" (о Грибоедове) и "У Фонвизина" (1892), пьесы
"Разгадка ночи" (1908), либретто к опере Направника "Гарольд", статей о
театре. Вёл преподавательскую работу. Был профессором Варшавского ун-та.
Соч.: Европейский театр. т. 1, СПБ" 1875 (переводы В.). Лит.:
Веселовский Ю., П. И. Вейнберг, в кн.:
История русской литературы XIX в., т. 5, [М., 1911 ]. Е.Х.
ВЕЙНГАРТНЕР (Weingartner), Феликс (2.VI.1863- 7. V. 1942) - немецкий
дирижёр. Музыке обучался в Граце и в Лейпцигской консерватории;
совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре. Дирижировал во мн. т-рах
Германии, в т. ч. в т-рах Кенигсберга, Данцига, Мангейма. С 1891 В.- гл.
дирижёр Берлинской оперы, в 1908-11- преемник Г. Малера на посту гл.
дирижёра Венского оперного т-ра; в 1912-14 - гл. дирижёр оперного т-ра в
Гамбурге, 1914-19 - т-ра в Дармштадте. Гастролировал в различных городах
Европы как симфонич. и оперный дирижёр, в т. ч. в Праге, Базеле, Вене и
др. (в 1926 - в СССР). В.- один из лучших интерпретаторов опер классич.
мирового репертуара (особенно музыки Вагнера, одним из лучших
исполнителей к-рой был В.). Автор опер: "Шакунтала" (1883, Веймар),
"Малавика" (1886, Мюнхен), "Генесиус" (1892, Берлин), муз.-драм.
трилогии "Орестея" (по Эсхилу, 1902, Лейпциг), "Каин и Авель" (1914,
Дарм-штадт), "Женщина-привидение" по Кальдерону (1916, Дармштадт),
"Деревенская школа" по мотивам япон. сказки, "Теракоя" (1920, Вена),
"Мастер Андреа" (1920, Вена). Написал также оперу "Апостат" (не пост.),
музыку к "Фаусту" Гёте (1908, Веймар), "Буре" Шекспира (1918, Вена) и
др. Автор ряда статей по вопросам музыкального иск-ва.
Лит. соч.: Lebenserinnerungen, Bd 1-2, Lpz., 1923-29. Лит.: Jacob W.,
Felix Weingartner, Wiesbaden, 1933. л. м.
ВЕЙРАЖКА (Vejrazka), Витезслав (р. 9.V. 1915) - чехословацкий актёр.
С 1937, после окончания драм. отделения Пражской консерватории, работал
в т-рах Остравы, Брно. Наиболее полно дарование В. раскрылось после
освобождения Чехословакии (1945). В созданном (в 1945) группой
энтузиастов "Т-ре 5-го м-ая" играл роль Кожуха в спектакле "Железный
поток" по Серафимовичу. В 1946 - один из организаторов "Т-ра трудящихся"
в Готвальд ове, в 1948 приглашён в Нац. т-р в Праге. Созданные В.
сценич. образы наделены богатой духовной жизнью. Среди его ролей:
Францек ("Мариша" бр. Мрштик), Златоглав ("Упрямая жена" Тыла), Маршалл
("Белая болезнь" Чапека), Фучик ("Прага остаётся моей" Буря-ковского),
Петруччио ("Укрощение строптивой"), Отел-ло; Клавдий ("Гамлет"), Антипа
Зыков ("Зыковы"), Ведущий ("Оптимистическая трагедия"). Ведёт педагогич.
работу в пражской Академии искусств. Л. Сол.
ВЕЙСБРЕМ, Павел Карлович (р. 1899) - русский советский режиссёр.
Творческую деятельность начал в 1917. В 1925-28, 1937-39, 1941-45
работал в Ле-нингр. Большом драм. т-ре (БДТ), в 1928-31-в филиале этого
т-ра. В 1948-58-режиссёр ленингр. Т-ра им. Ленсовета, в 1939-41, 1945-49
и с 1958-Ленингр. ТЮЗа. Пост.: "Корона и плащ" Никитина (1924, совм. с
Кролем), "Настанет день" Роллапа (1926) в БДТ, "Кот в сапогах" по Перро
(1938), "В гостях у Кащея" Каверина (1941), "Тартюф" Мольера (1940) в
ТЮЗе, и др. Лучшие работы В. отмечены режиссёрской выдумкой, поисками
выразительной сценич. формы, тонкой разработкой характеров, тщательной
работой над словом. С. Др.
ВЕЙХЕРТ (Weychert), Эдмунд (ок.1881-22. VIII. 1917)-польский актёр. С
1904 начал сценическую деятельность в передвижном т-ре в Лодзи. В
1908-13, 1916-17 работал в Нар. т-ре и в Т-ре им. Словацкого в Кракове
(под псевд. Вирский),затем в Вильно,
Лодзи, Варшаве. Наиболее полно дарование В. раскрывалось в исполнении
ролей "неврастеников". Среди ролей В.: Ранк ("Кукольный дом" Ибсена),
Натан ("Судьи" Выспянского), Токерамо ("Тайфун" Лендье-ля), Гелиогабал
("Иридион" Красиньского).
Лит.: Gr r z у m а I a-S i e d l e с k i A., Swiat aktorski moich
czasow, Warsz., 1957.
ВЕЙЦ, Рейнгольд (8.VII. 1882-11.1.1920)- латышский актёр и режиссёр.
Начал выступать в спектаклях любительских и полупроф. трупп с 14-летнего
возраста. В 1901-05 был актёром т-ра "Аусеклис" и Нового Латышского т-ра
(Рига). В 1906-15 - актёр и режиссёр Рижского латыш. т-ра, в 1914-15 -
директор этого т-ра. В 1919 работал в Рабочем т-ре Советской Латвии. В.
был популярным актёром, обладал большим сценич. обаянием, культурой.
Роли: Эдгар ("В огне" Блаумана), Фауст (о. п. Гёте), Отелло. В. выступал
и в спектаклях рижского рус. т-ра. Пост. спектакли: "Иванов" (1912);
"Оборотень" Китцберга (1914), "Орлеанская дева" Шиллера (1914),
"Антоний и Клеопатра" (1914);
"Боги и люди" Паэгле (1915). К. К.
ВЕКЙЛОВА, Лейла Махат кызы (р. 29.1. 1927) - азербайджанская
советская артистка балета. Нар. арт. Азерб.ССР(1958).Член КПСС с 1955. В
1943 закончила Бакинское хо реографическое уч-ще (ученица Г.
Алмас-заде). В 1945-46 занималась в Моск. хорео-графич. уч-ще. С
1943солистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Первая партия -
Тао Хоа. В. создала выразительные образы в нац. балетах, используя для
раскрытия характеров героинь технику классич. танца и краски, присущие
нар. азерб. танцу. Партии: Гюльянак ("Девичья башня" Бадалбей-ли), Айша
("Семь красавиц" Караева), Гюль-шен (о. п. Гаджибеко-ва). Поэтич.
воплощение получили в исполнении В. образы балетов Чайковского (Одиллия
- Одетта; Аврора; Маша - "Щелкунчик"). Среди лучших партий В.: Зарема,
Лауренсия; кукла Мальвина (сказочный балет Б. Зейдемана "Золотой
ключик"). С 1953 ведёт педагогич. работу в Бакинском хореографич. уч-ще.
К. Kac.
ВЕКОВ, Николай Дмитриевич (р. 1877) - русский артист оперы (баритон)
и педагог. Пению обучался в Моск. консерватории у К. Эверарди. Впервые
выступил на оперной сцене в Москве в 1900. В 1900-04 пел на оперной
сцене Товарищества Моск. частной оперы, в 1904-11 - в опере Зимина
(Москва), затем - на провинциальных сценах. Особенно успешно исполнял
характерные партии: Бес ("Черевички" Чайковского), Каленик ("Майская
ночь") и др. Занимался педагогич. деятельностью.
ВЕКСЕЛЛЬ (Wecksell), Йосеф Юлиус (19.III. 1838 - 9. VIII. 1907) -
финский поэт и драматург. В двенадцатилетнем возрасте начал писать
стихи.
Первая пьеса В. "Три жениха" была пост. в 1854. В 1859 написал
комедию "Два студента собирают руны". Трагедия В. в стихах "Даниель
Хьюрт" (1862) является одним из первых и выдающихся произведений фин.
драматургии (поев. крестьянскому восстанию в Финляндии, т. н. Дубинной
войне). До наст. времени сохраняется в репертуаре.
Лит.: Morne A., Josef Julius WeckseIL Helsingf., 1911; Nya
WeckseIl-studieT-, Helsingf., 1921. С. ЛВЕКШИН, Георгий Ефимович (р. 22.
IV. 1917)-удмуртский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в
РСФСР и Удм. АССР (1951). Окончил Ижевское художественно-театр. уч-ще. С
1938 работал в Удм. т-ре как художник, с 1942-гл. художник Удм.
муз.-драм. т-ра. Декорации В. отличаются живописностью, передают колорит
удмуртской природы. Оформил спектакли: "Холодный ключ" Гаврилова (1940),
"Старый Мултан" (1941), "Сюан" ("Свадьба") Садовникова (1946), "Враги"
1950) и др. Г. К.
ВЕЛА (Vela), Эусебио (1688-1737)- мексиканский .драматург и актёр.
Род. в семье актёров в Толедо (Испания). С 1710-х гг. жил в Мексике.
Написал ок. 14 драм на мифологич. и историч. сюжеты, из них сохранились
3: "Если любовь побеждает искусство", "Потеря Испании", "Апостолы в
Индиях, или Мученичество касика". Для пьес В. характерна
монархо-католич. направленность, мелодраматизм, изобилие внешних
эффектов и кровавых сцен. Со 2-й пол. 20-х гг.;пьесы В.с успехом шли в
т-ре "Колисео". В. Ст.
ВЕЛАРИЙ (velarium), в e л у м,-парусиновый навес или тент над
амфитеатром в Др. Риме. В. натягивали во время театр. представлений для
защиты зрителей от солнца и дождя. С. М.
ВЕЛЕС ДЕ ГЕВАРА (Velez de Guevara), Луис (1579-1644) - испанский
писатель, драматург. Роман "Хромой бес" В. де Г. переработан в 18 в.
Леса-жем. Драматург школы Лопе де Вега, В. де Г. был одним из
популярнейших в Испании драматич. авторов. Усвоив манеру своего учителя,
он черпал у Лопе де Вега и сюжеты для пьес. Писал бытовые, историч. и
религиозные комедии, интермедии. Наибольший интерес представляют комедии
историч. цикла: "Корона после смерти (на сюжет легендарной истории об
Инее де Кастро), "Король дороже крови" (о Гусмане Храбром, к-рый
предпочёл смерть собственного сына измене королю), "Принц-невольник и
подвиги Скандербега"-пьеса, прославляющая подвиги албанского
национального героя Скандербега. Из огромного наследия В. де Г. (ок. 400
пьес) сохранилось ок. 80. Часть из них написана в соавторстве с др.
драматургами (X. П. де Монтальваном. Рохасом Соррилья и др.). Многие
пьесы В. де Г. подвергались позднейшим переделкам и переработкам.
Соч.: Comedia, Madrid, 1858-66 (Серия "Biblioteca de Autores
Espanoles", v. XIV, XLV, LIV).
Лит.: Cotarelo E., Luis Velez de Guevara y sus obras dramiUicos,
"Boletin de la Real Acad. Espanola", 1916, III diciembre, с. 621; 1917,
IV abril, с. 137, 269, 414. Я. Т.
ВЕЛИ (наст. фам. - В e л и e в), Абульфат (ум. 1918) -
азербайджанский актёр. Сценич. деятельность начал в 1904. Одновременно
работал как педагог. В 1908 вступил в труппу Г. Араблин-ского. В. первый
из азерб. дореволюц. актёров создал образ народного вождя Гяве в пьесе
Ш. Сами "Кузнец Гяве". Другие роли: Джавад ("Надир шах" Нариманова),
Абдулла ("Разорённое гнездо" Ахвердова) Теймур (по "Скупому" Мольера).
В. выступал и как режиссёр, выполнял различные административные
обязанности. К. Кае.
ВЕЛИЗАРИЙ, Мария Ивановна (1864-1944) - русская актриса. Дочь
провинциальной актрисы М. Н. Новицкой, внучка крепостной актрисы А. П.
Новицкой-Капустиной. Занималась актёрским иск-вом с В. В. Самойловым. С
1886 играла на клубных сценах Петербурга, затем служила в провинции. В
1889-91 В.- актриса т-ра Е. Н. Горевой (Москва),. в 1903 - т-ра Л. Б.
Яворской (Петербург). На провинциальных сценах В. служила в антрепризах:
Н. Н. Синельникова (Ростов-на-Дону), Н. Н. Солов-цова (Киев), М. М.