<< Пред.           стр. 139 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 поставленных на венг. сцене (под назв. "Понти", 1792).
  Начало 2-го этапа венг. Просвещения связано открытием Л. Келеменом
 первого постоянного т-ра в Пеш-те в 1790, ускорившее формирование В. д.
 и способствовавшее активизации драматургич. творчества ряда
 поэтов-просветителей. Крупнейший деятель эпохи Просвещения поэт и
 драматург М. Чоконаи-Витез создал остро сатирич. социальную комедию
 "Темпе-фёи" (1793) о бедном поэте, вступившем в борьбу за просвещение
 народа, против косности, паразитизма и ханжества правящих классов. В
 комедиях "Культура" (1799) и "Карньоне и два ветреника" (1795),
 направленных против аристократии и церкви, Чоконаи-Витез проявил
 мастерство создания остро комедийной интриги и ярких сценич. характеров.
  В нач. 19 в. великий венг. драматург И. Катона в историч. драме
 "Банк-бан" (1815-21) выразил идей объединения венг. народа,
 национально-освободит. и социальной борьбы. Образы дворянина Банка и
 крепостного Тиборца были реалистич. художеств. обобщением характера
 народного героя и вместе с тем обладали ярко выраженной
 индивидуализацией. Пронизанная патриотич. пафосом драма "Банк-бан" была
 пост. лишь в 1833, после смерти автора, и до наст. времени входит в
 репертуар Нац. т-ра.
  Широкое распространение получила в 1-й пол. 19 в. драматургия
 романтич. направления. Драмы К. Киш-фалуди "Воевода Штибор" (1819),
 "Ирене" (1820), произведения вождя венг. романтиков М. Вёрегимар-ти
 "Изгнанники" (1830) и "Чонгор и Тюнде" (1830), драма Л. Телеки "Фаворит"
 (1841) и социаль-но-историч. пьесы Э. Сиглигети "Табунщик" (1846),
 "Пленение Ференца Ракоци II" (1847) были проникнуты пафосом
 нац.-освободит, борьбы, мечтой о свободе своей родины. Произв. романтич.
 драматургии способствовали идеологич. подготовке венг. революции 1848.
 Особое место в драматургии венг. романтизма занимает историч. драма
 "Тигр и гиена" (1846) Ш. Петёфи, в к-рой разрабатывается тема борьбы за
 престол и краха честолюбивых стремлений выдающихся личностей, не
 пользующихся поддержкой народа.
  Во 2-й пол. 19 в. Сиглигети в пьесах "Подкидыш" (1863), "Забастовка"
 (1872) воссоздал картины совр. ему эпохи. Выдающийся поэт-драматург И.
 Мадач в период реакции создал философскую драму "Трагедия человека"
 (1861), получившую широкую известность и за пределами Венгрии.
 Использовав миф об Адаме и Еве, Мадач провёл библейских героев через
 различные этапы истории человечества, показав несбыточность идеалов в
 действительности. Противоречия во взглядах Ма-дача сказались в том, что,
 призывая к борьбе, он не видел путей и средств для завоевания свободы и
 счастья. Во 2-й пол. 19 в. сохранил популярность жанр т. н. народной
 пьесы, созданный в 30-40-х гг. Э. Сиглигети ["Беглый солдат" (1840),
 "Лилиомфи" (1849) и др.] и имевший большое значение перед 1848. Однако
 авторы этих пьесприукрашенно-идиллически изображали жизнь народа.
  Чертами критич. реализма отмечено творчество Г. Чики. Его драма
 "Дармоеды" (1880), комедии "Пёстрая нищета" (1881), "Пузыри" (1884) и
 др. были насыщены острыми социальными конфликтами, бичевали нравы совр.
 ему об-ва.
  В нач. 20 в. принципам критич. реализма следовали драматурги: Ш.
 Броди, автор социально-психоло-гич. драм "Кормилица" (1902) и
 "Учительница" (1908); И. Фёльдеш - "Господа чиновники" (1909), "Вояки
 императора" (1910); Л. Барта - "Весенний хмель" (1912), "Любовь" (1916),
 "Тёмный дом" (1919), а также классик венг. лит-ры Ж. Мориц, автор пьес
 "Судья Шари" (1909), "Господский пир" (1928), "Будь добрым до смерти"
 (1929), в центре к-рых конфликт между личностью и обществом при бурж.
 строе.
  Одним из драматургов 20 в., получившим широкое признание и за
 рубежом, был Ф. Молънар, написавший комедии: "Господин доктор" (1902),
 "Чёрт" (1907), "Лилиом" (1909), "Волк" (1912), "Ривьера" (1926),
 "Комедия в замке" (1926), "Олимпия" (1928) и др., высмеивавшие в
 гротесковой форме отдельные пороки бурж. об-ва. Большую популярность
 получили произведения М. Лендъеля - автора драмы "Тайфун" (1909) и ряда
 комедий.
  Мелкобурж. оппозицию к существовавшему режиму выражали венг.
 комедиографы 1-й пол. 20 в.- Э. Надь ("Гений", 1911; "Премьер-министр",
 1913), Е. Хелыпаи ("Лица и маски", 1921; "Немой витязь", 1935), Ф.
 Каринти ("Волшебное кресло", 1916;
  "Завтра утром", 1921). Творчество этих драматургов свидетельствовало
 о растущем недовольстве прогрессивной венг. интеллигенции состоянием
 бурж. т-ра. В период между двумя мировыми войнами возникло направление
 революц. социалистич. драмы. В русле этого направления развивалось
 творчество драматургов: Б. Иллеша (пьеса "Купи револьвер", 1926), Д. Гая
 (впоследствии примкнул к ревизионистам; пьесы "Бог, император и
 крестьянин", 1932; "Иметь", 1939), Б. Балажа ("Любовь земная и
 небесная", 1939), Ш. Гергея ("Мой сын"; совм. с О. Литовским, 1939) и
 др.
  Новый этап развития В. д. начался с 1945, когда страна была
 освобождена от власти капитала и фашизма и встала на путь строительства
 социалистич. общества. В В. д. появился ряд значит, произв. о
 современности, в центре к-рых находится новый герой - труженик. Среди
 этих пьес: "Герои будней" Э. Манди (1949), "Летний ливень" П. Сабо
 (1950), "Глубокая вспашка" М. Фёльдеша (1950), "Боевое крещение" Э.
 Урбана (1952) и его же сатир ич. комедия "Огуречное дерево" (1954),
 психологич. драма "Сентябрь" И. Шаркади (1955) и др. Плодотворно
 развивается жанр историч. драмы, героями к-рой стали представители
 народа, а осн. темой - революц. и патриотич. прошлое Венгрии. В этом
 жанре работают: драматург-поэт Д. Ийеги, создавший дилогию "Пример
 Озора" (1952) и "Пламя факела" (1953) о революции 1848, а также драму в
 стихах "Дьердь Дожа" (1955) о крестьянском восстании 1514.
 Монументальную драму "Галилей" написал Л. Немет (1956). К. Шандор в
 пьесе "День гнева" (1952) и Б. Иллеш в "Радуге" (1958) ярко запечатлели
 эпизоды борьбы венг. народа во время пролетарской революции 1919.
  Венг. драматурги в 50-е гг. разрабатывают новые темы, стремятся к
 созданию высокохудожеств. произведений, проникнутых передовой
 идеологией. Пьесы "С завязанными глазами" И. Фейера (1957), "Буря" И.
 Добози (1958), "Люди из Пешта" Л. Мештерхази (1958), "Дымное небо" И.
 Дарваша (1959) отразили события контрреволюц. мятежа 1956. В конце 50-х
 гг. в жанре комедии написаны пьесы: "Мы тоже не ангелы" К. Фехера, "Брак
 по расчёту" М. Чизмарека и др. В пьесах "Танец на проволоке" М. Каллаи,
 "Капитан" Ф. Эрши, "Нетерпеливые влюблённые" Э. Иллеша и др. драматурги
 трактуют тему формирования новой морали и характера человека
 социалистич. об-щества.
  Лит.: В а у е г J., А magyar dramairodalom tortenete, Bp.,. 1897; М о
 г i с z Zs., А magyar szinpad tradicioi, в его кн.:
  Irodalomrol, muvesretrol, I. Szepirodalmi Konyvkiado, Bp. 1959; A
 magyar dramaturgia halado hagyomanyai, Szerk. Hont Ferenc, Bp., 1953;
 Irodalom es felelosseg, "Miivelt nep", Bp." 1955; Гершкович А., Катона,
 Л.-М., 1960. А.Гер.
  ВЕНГЕРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР в Будапеште - один из
 крупнейших муз. т-ров Венгерской Народной Республики. Осн. в 1837 в
 Пеште [с 1840 - Национальный т-р; с 1884 - Будапештский оперный т-р
 (Венгерский гос. оперный т-р)]. На сцене этого т-ра были осуществлены
 постановки первых венг. нац. опер. Строительство здания т-ра,
 сохранившегося до наст. времени, было закончено в 1884 (архитектор М.
 Ибль). В художеств. оформлении здания принимали участие лучшие венг.
 художники и скульпторы - К. Лоц, Б. Секей, Д. Ваш-таг, А. Фешти и др. В
 репертуаре т-ра наряду с нац. операми Ф. Эркеля, 3. Кодай и др. венг.
 композиторов большое место занимают произв. классиков, советских и совр.
 венг. композиторов, в т. ч. оперы "Князь Игорь", "Борис Годунов",
 "Евгений Онегин"" "Севильский цирюльник", "Травиата", балеты "Деревянный
 принц" Бартока, "Ацис и Галатея" Шугара, "Пламя Парижа" и др. Важную
 роль в развитии т-ра сыграли певцы М. Секей, Я. Фодор, И. Йовицки;
 певицы - М. Базилидес, М. Дъюркович, Ю. Ошват М. Матъяш, Ш. Генчи,
 артисты балета - К. Ургаи" Ж. Кун, Г. Лакатош, Ф. Хаваш и др. После
 образования Венгерской Народной Республики (1946), кроме основной сцены,
 в Городском т-ре был открыт филиал т-ра оперы, к-рому присвоено имя Ф.
 Эркеля. В. И.
  ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Nem-zefci Szinhaz) в Будапеште -
 старейший драматический театр Венгрии. Открыт 22 авг. 1837 под назв.
 "Мадьяр синхаз" пьесой "Пробуждение Арпада" Вёрёшмарти. В 1840 получил
 наименование Нац. т-ра" До 1884 в т-ре одновременно давались драм. и
 оперные спектакли (см. также Венгерский государственный оперный театр в
 Будапеште). Первым директором и художеств. руководителем т-ра был критик
 и поэт И. Байза. В труппе т-ра объединились лучшие актёры страны,
 выступавшие ранее в провинциальных бродячих труппах: Р. Дерине, К.
 Медьери, Ж. Сент-петери, Р. Лаборфальви и др., развивавшие своим
 творчеством демократич. традиции венг. сценич. иск-ва - его народность и
 прогрессивную идейность. Накануне революдии 1848 в т-ре сформировались
 два осн. направления в актёрском иск-ве: романтическое, представителем
 к-рого был М. Лендваи-отец, и реалистическое, ярким выразителем к-рого
 являлся Г. Эгреш-гии - актёр-гражданин, друг и соратник Ш. Петёфи. В
 первые же дни революции деятели т-ра горячо откликнулись на освободит,
 движение венг. народа. 15 марта 1848 по требованию восставших жителей
 Пешта очередная пост. мелодрамы была заменена патриотич. драмой
 "Банк-бан" И. Катоны. Мн. актёры т-ра принимали непосредственное участие
 в освободит. борьбе. После 1848 Нац. т-р переживал упадок, испытывал
 тяжёлые материальные затру д нения. Творч. подъём т-ра начался в 60-е
 гг. 19 в. Многие актёры получили в это время театр. образование в
 Париже. Реалистич. тенденции в нац. иск-ве утверждали актёры К.
 Сердахейи, К. Приелле, директор и худ. рук. т-ра драматург Э. Сиглигети,
 обогативший репертуар т-ра своими пьесами. Преемник Сиг-лигети Э. Паулаи
 - один из наиболее видных венг. режиссёров, осуществил цикл пост. нац.
 клас-сич. драматургии: "Чонгор и Тюнде" Вёрёшмарти"
  "Трагедия человека" Мадача, пьес Софокла, Шекспира, Мольера, Ибсена.
 Под руководством Паулаи раскрылось дарование венг. трагедийной актрисы
 М. Ясаи. После смерти Паулаи Нац. т-р оказался в руках
 дельцов-предпринимателей и утерял ведущую роль в театр. жизни страны.
 После 1-й мировой войны деятельность реж. и директора т-ра Ш. Хевеши,
 творчество актёров И. Маркуш, Г. Байор и др. способствовали возрождению
 нац. театр. традиций. Новый расцвет Нац. т-ра начался после освобождения
 Венгрии (1945); к руководству пришли актёр и реж. Т. Майор, реж. Э.
 Геллерт, сплотившие одарённый коллектив актёров. Нац. т-р осуществил
 пост. мировой и нац. драматургии. Среди наиболее значит, спектаклей 50-х
 гг.: "Бапк-бан"; "Доходное место", "Женитьба Фигаро" (оба в 1950),
 "Отелло" (1954), "Ричард III" (1955);
  "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки (1957), "Перевыборы" Э. Надя (1957),
 "Дымное небо" И. Дарваша (1959). В труппе т-ра (1960): Э. Шомоди, М.
 Ольти, М. Лукач, Ф. Бешшеньеи, Л. Башти, 3. Варконьи и др. , , А.Гер.
  ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР. Истоки венг. театр. культуры относятся ко времени,
 предшествующему принятию венграми христианства (1000). Зачатки
 зрелищного иск-ва венгров связаны с языческими обрядами кочевников,
 завоевавших в 9 в. территорию совр. Венгрии. Приняв христианство, венгры
 продолжали находиться под сильным влиянием языческих верований. Об этом
 свидетельствуют ср.-век. хроники, упоминавшие венг. скоморохов и
 игрицев, а также нар. мелодии, восходящие к евразиатскому мелосу,
 самобытный нар. танец, связанный с языческими ритуалами, и венг. нар.
 сказки. Носителями первонач. форм театр. нар. культуры в Венгрии были
 сказители (регеши), скоморохи (йокулаторы) и игрицы - певцы-музыканты,
 подразделявшиеся на хегедюши (от хегедю- скрипка), лантошей (лантош -
 духовой инструмент) и кобзошей.
  Представители католич. церкви стремились уничтожить все проявления
 самобытной нац. культуры венгров, насаждая литургич. драму и мистерии на
 чуждом венграм латинском языке. Однако церковная драма не получила
 распространения в Венгрии.
  В 1695 поэт и учитель Д. Фельвинци сделал первую попытку организовать
 проф. труппу в г. Ко-ложваре (Клуж), но не смог осуществить своё
 намерение. В нач. 18 в. появляются придворные театральные труппы у
 князей Эстергази, графов Пальфи и др., игравшие главным образом на нем.
 и итал. языках. В 17 и особенно в 18 вв. ряд католич. орденов (иезуиты,
 пиаристы и др.) вводят в церковных школах пост. спектаклей на венг. яз.
 не только религиозного, но и светского содержания. На сцене школьного
 т-ра ставились первые "вольные" переводы комедий Мольера, сильно
 искажавшие подлинник. Значительно ближе к венг. нар. жизни были
 представления протестантского школьного т-р а, дававшиеся в сёлах и
 городах Венгрии. В репертуар школьного т-ра входили гл. обр. интермедии
 и жанровые сценки ("Женитьба Михая Кочонья" не изв. автора и др.).
  В 1790, в период движения "венгерских якобинцев", стремившихся
 покончить с феодализмом и габсбургском засилием в стране, был
 организован первый проф. т-р. Актёр и театр. деятель Л. Келемен создал
 из энтузиастов-любителей театр. труппу в Пеште, к-рая просуществовала до
 1796, показав за это время 469 спектаклей, в т. ч. пьесы Шекспира
 ("Отелло" н "Ромео и Джульетта"), Шиллера ("Разбойники"), Лессинга
 ("Минна фон Барнхельм"), Мольера ("Мнимый больной"), Д. Бешшеньеи
 ("Философ") и др. В 1792 начал свою деятельность т-р под руководством
 бр. Фейер в Клуже (Транс ильвания). К первому поколению венг. проф.
 актёров, заложивших основы нац. театр. школы, относятся замечательный
 комик П. Янчо, актриса А. Моор, трагик Я. Патко, Л. Келемен. Деятели
 молодого венг. т-ра добивались естественности, простоты игры,
 страстности выражения чувств героев. В нач. 19 в. из-за конкуренции с
 нем. т-ром, пользовавшимся особой поддержкой властей и крупнопоместного
 дворянства, пренебрегавших нац. культурой, венг. театр. труппы стали по
 преим. "бродячими", они выступали в сёлах и степных городах перед
 демократич. зрителем. Эти труппы ставили перед собой гл. обр.
 просветительские цели, боролись за признание венг. яз., за подъём венг.
 нац. культуры и возрождение патриотич. традиций прошлого. Выдающиеся
 актёры этого времени Р. Дерине, 5К. Сентпетери К. Медьери, А. Канторне и
 др. обладали широким творческим диапазоном; выступали в драм. и муз.
 спектаклях, пользовавшихся особой популярностью зрителей.
  В 1837 в Пеште (ныне Будапешт) был открыт т-р "Мадьяр синхаз",
 получивший в 1840 назв. Национального театра. На его сцене ставились
 драм. и оперные спектакли классич., совр. зарубежного и отечеств,
 репертуара. Иск-во венг. актёров этого времени отли-чал ось высоким
 идейным и художеств. уровнем. Актёр прогрессивного романтич. направления
 М. Ленд-ваи, актриса Р. Лаборфалъви актёр-реалист Г. Эгреги-гии выражали
 в своём творчестве идеи нац.-освободит. борьбы в период подготовки
 революции 1848-49. Большую роль в сближении т-ра с жизнью сыграли первый
 директор т-ра критик и теоретик И. Байза и драматург М. Вёрёшмарти. На
 революцию 1848 Нац. т-р откликнулся пост. пьесы "Банк-бан" И. Ка-тоны,
 показанной в первый день революции 15 марта 1848 восставшему народу
 Пешта. После поражения революции Нац. т-р долгое время находился в
 упадке. В 70-е гг. к руководству его пришёл выдающийся венг. режиссёр Э.
 Паулаи давший глубоко реалистич. трактовку пьес классич. зарубежного и
 венг. репертуара, он осуществил пост. пьес Шекспира, Гоголя ("Ревизор"),
 Ибсена ("Нора") и др., привлёк к своей работе выдающуюся венг. трагич.
 актрису М. Ясаи и драматурга Г. Чики.
  В конце 19 в. был открыт ряд новых т-ров в столице и на периферии:
 Народный театр в Буде (1861-64, 1867-70), Пештский народный театр
 (1875), "Вигсинхаз" (1896), "Мадьяр синхаз" (1897) и др. В ряде городов
 (Сегед, Сомбатхей, Секепь фехервар) были выстроены новые театр. здания.
 В нач. 20 в. группа прогрессивной интеллигенции во'главе с режиссёром Ш.
 Хевеши организовала театр-студию "Талия" (1904-08), осуществлявшую
 экспериментальные пост. новой драматургии (пьесы Хейерманса, Ибсена,
 Гауптмана, Горького) для широких кругов демократич. зрителей.
  В период Венгерской сов. республики 1919 т-ры активно участвовали в
 революции, показывая свои спектакли народу. В это время выбор репертуара
 и др. мероприятия (распределение билетов профсоюзами, устройство
 бесплатных спектаклей и т. п.) были направлены на то, чтобы сделать
 театр достоянием масс. Были открыты новые т-ры, широко развернулась
 художеств. самодеятельность.
  Между 1-й и 2-й мировыми войнами В. т. испытывал влияние реакц.
 шовинистич. пропаганды хортистского правительства, бурж. мещанских
 вкусов. Лишь в период руководства Нац. т-ром Ш. Хевеши спектакли
 сохраняли высокий художеств. уровень. Позднее в т-ре господствовал
 развлекательный репертуар, система "звёзд". Руководители частных театров
 нре следовали гл. обр. коммерч. цели. Отдельные выдаю"" щнеся деятели -
 Г. Байор, А. Шомлаи, М. Раткаи,
  А. Одри, К. Шугар противостояли своим творчеством
 развлекательно-бурж. направлению, пропагандировали классич. репертуар.
 Актёры и режиссёры А. Хорват, Ф. Хонт, X. Гобби, Т. Майор участвовали в
 работе "Независимой сцены" (г. Сегед) и рабочих самодеятельных кружков.
  В 1945 с первых дней освобождения Венгрии от фашизма ведущий театр.
 коллектив страны - Нац. т-р в Будапеште, встал на сторону нар. власти.
 Руководство этим т-ром перешло к актёру и режиссёру Т. Майору,
 сплотившему коллектив талантливых актёров и режиссёров старшего и
 младшего поколений, развивающих прогрессивные традиции нац. театр.
 иск-ва. В 1949 все т-ры Венгрии были национализированы. В репертуар
 т-ров вошли произв. мировой и отечественной классики (пьесы Шекспира,
 Мольера, Островского, И. Катоны, М. Вёрёшмарти, И. Мадча). Т-ры ставят
 пьесы совр. венг. драматургов - Э. Урбана, Д. Ийеша, Л. Немета, И.
 Шаркади, Л. Мештерхази, И. Дарваша и др. Большое влияние на утверждение
 реалистич. традиций в В. т. оказали постановки пьес М. Горького, в
 частности "Егор Бу-лычов и другие" (1947; Нац. т-р, А. Шомлаи в
 заглавной роли). Театр. выразительностью и идейной глубиной
 характеризуются спектакли реж. К. На-дашди, Т. Майора и Э. Геллерта
 (постановки пьес Шекспира, Шиллера, Островского, Чехова, Горького; венг.
 драматургов Ж. Морица, Д. Ийеша и др.).
  Среди режиссёров нового поколения - Э. Мартон, О. Адам, И. Казан, К.
 Казимир, М. Синетар, Л. Ва-мош, развивающие лучшие традиции венг. театр.
 иск-ва (спектакли: "Рюи Блаз" Гюго, "Электра" Бор-немиссы, "Дачники",
 "Оптимистическая трагедия";
  "Люди из Пешта" Мештерхази, "Такая любовь" Ко-гоута, "Визит старой
 дамы" Дюренматта и др.).
  Среди крупнейших венг. актёров: X. Гобби, М. Рат-каи, Ф. Бешшенъеи,
 3. Варконъи, Э. Булла, К. Толь-паи, К. Латабар, К. Фелеки, Л. Башти, А.
 Текеш, А. Месарош, М. Терёчик, Т. Майор, Э. Шуйок, Ю. Шинкович, Л.
 Унгвари.
  В Венгрии работает 40 т-ров, из к-рых 12 находятся в Будапеште;
 наиболее значительные - Нац. т-р, "Вигсинхаз", Т-р им. Мадача, Т-р им.
 Йожефа. В 1959 открыт учебный т-р им. Одри при будапештском Ин-те театра
 и кино, готовящем кадры актёров и режиссёров. Больших успехов добились
 периферийные т-ры (Нац. т-ры в гг. Сегед и Печ, Передвижной т-р им.
 Дерине и др.). За пределами Венгрии т-ры на венг. языке работают в
 Румынии; крупнейший из них - т-р в г. Тыргу-Муреш (центр Венгерской авт.
 области в Трансильвании). Разработкой вопросов театр. иск-ва,
 систематизацией материалов и документов по 'истории нац. и зарубежного
 т-ра занимается н.-иссл. ин-т т-ра (Будапешт). А. Гер.
  Музыкальный театр в Венгрии зарождается во 2-й пол. 18 в. Первые
 оперные спектакли даются на нем., итал. языках в Буде, Пеште и др.
 городах, а также в замках крупнейших магнатов. В конце 18 - нач. 19 вв.
 иностр. труппами были пост. "Волшебная флейта" (1793) и "Дон Жуан"
 (1797);

<< Пред.           стр. 139 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу