<< Пред. стр. 143 (из 913) След. >>
n с a g I i a ., Verdi, Napoli, 1914;BonaventuraA.,La figura e l'arte di Gr. Verdi, Livorno, 1919; то же,
франц. пер., Р., 1923; Т о у e F., Giuseppe Verdi, his life and works,
L., 1931; Vanbianchi C., Saggio di bibliographia verdiana, MiL, 1913;
Gatti C., Verdi, 2 ed., МП., 1951. Г. Кр.
ВЕРЕВКИН, Михаил Иванович [1732-21.III (I. IV). 1795]- русский
драматург и переводчик. Род. в дворянской семье. Воспитывался в
Шляхетном корпусе. Служил во флоте. В. - автор сентиментальных,
чувствительных пьес, принадлежащих к жанру "слёзной комедии": "Так
должно" (1773), "Именинники" (1774), "Астрея", "На нашей улице праздник"
(две последние не сохранились). Пьеса В. "Точь-в-точь" (1785), о
пугачёвском восстании, трактует тему народного восстания с реакционных
позиций. В 1760, будучи директором Казанской гимназии, В. организовал на
базе ученических спектаклей этой гимназии публичный театр в Казани. Член
Российской академии.
Лит.: Данилове. С." Очерки по истории русского драматического театра,
М.-Л., 1948, с. 112-115; Крути И. А., Русский театр в Казани, М., l9o8.
В. В.-Г.
‚ЂШМАРТИ (Vorosmarty), Михай (1. XI 1. 1800 с. Капольнашньек,-19.
XI. 1855, Пешт) - венгерский поэт и драматург. Основоположник
венгерского романтизма. Род. в обедневшей дворянской семье. Был горячим
поборником нац. единения венг. народа в борьбе за свободу и
независимость. В период подъёма национально-освободит. борьбы В.
обратился к драматургии. Первые пьесы В.- "Шал омон" и "Изгнанники" -
были написаны в 30-х гг. 19 в. и на сцене не ставились. В пьесе
"Изгнанники" В.развивает традиционную для венг. иск-ва тему законности
восстания против короля - деспота и чужеземца. В известной пьесе "Чонгор
и Тюнде" (изд. 1831) романтически переработан фольклорный сюжет (фея,
полюбив юного витязя, отказывается от бессмертия ради счастья на
свободной земле), поэтично воплощена идея победы жизни, мужества,
красоты и добра над смертью, злом и ложью. "Чонгор и Тюнде" неоднократно
ставилась различными т-рами Венгрии. Последняя и лучшая пост. пьесы была
осуществлена в 1951 Национальным т-ром в Будапеште. Следующие 2 пьесы
В.- "Искатели кладов" и "Кровавая свадьба" -были пост. в 1834 в
"Варсинхазе" (т-р в королевском замке в городе Буда). В. был одним из
организаторов крупнейшего венгерского т-ра в Пеште (впоследствии
Национальный т-р). К его открытию в 1837 написал торжественный пролог
"Пробуждение Арпа-да", отразивший общенародное участие в строительстве
нац. т-ра. В. пишет для этого т-ра ещё ряд драм. произведений. В 1838
была пост. его историч. трагедия "Бан Марот", в 1841 - трагедия
"Жертва", в 1844 - единственная комедия "Тайна вуали" и историч.
трагедия "Циллеи и Хуняди". В. перевёл на венг. яз. трагедии Шекспира
"Юлий Цезарь" (Национальный т-р, 1842; в том же т-ре и в том же переводе
ставится и в наст. время) и "Король Лир" (Национальный т-р, 1857). Был
выдающимся театр. критиком и теоретиком, утверждавшим огромное
культурное значение театр. иск-ва. В 30-х гг. В. регулярно печатал в
журнале "Аврора" - органе венг. романтиков - "Драматургические отрывки".
В них он отстаивал поэтику Гюго, настойчиво советовал учиться у
Шекспира. Толкование В. шекспировских образов и идей сохранило своё
значение до наст. времени.
Соч.: Valogatott muvei, kot. 1-3, Bp., 1950; Osszes koltoi miivei,
Bp., [s. а.]; в рус. пер.-Избранное, М-, 1956; "Чонгор и Тюнде", М.,
1955.
Лит.: G у и 1 a i Pai, Vorosmarty felett. Magyar irok es
allamferfiak, Pest, 1868; Kemeny Zs., Vorosmarty ernlekezete.
Tanulmanyok, II., Bp., 1906; Czapary L., Vorosmarty emlekkonyv,
Szekesfehervar, 1900; BayerJ., A magyar dramairodalom tortenete,
1867-ig., kot. 1-2, Bp., 1897;
Vertesy J., A magyar romantikus drama, Bp., 1913; В а-y e r J. ;
Shakespeare dramai hazankban, Bp.,1909; A Iszeghy Zs.,
Vorosmarty-breviarium, Bp., 1924; Szinnyei J., Magyar irok elete es
munkai, Bp., 1914; LukacsyS. es В a lassa L., Vorosmarty Mihaly, Bp.,
1955; Toth D., Vorosmarty Mihaly, Bp., 1957. А. Гер.
ВЕРЕЩАГИН, Фёдор Григорьевич (р. 17. V. 1910)- украинский советский
режиссёр. Нар. арт. УССР (1960). Работая шахтёром в Донбассе, В. стал
организатором и активным участником художественной самодеятельности. В
1936 поступил на режиссёрский ф-т Киевского муз.-драм. ин-та им. Н.
Лысенко, к-рый окончил в 1941. В 1941-42 - актёр фронтового т-ра 21-й
армии. С 1943 работал режиссёром в ряде т-ров Украины (Кировоградский,
.Измаильский и др.). С 1948 - гл. реж. Винницкого укр. т-ра. Среди
спектаклей, пост. В.: "Сон князя Святослава" Франко (1957),
"Катерина"-опера Аркаса (1956), "Ночь и пламя" (1957), "Весёлка" (1958),
"Когда ты любишь" (1959) Зарудного, "Любовь Яровая" (1946), "Разлом"
(1943); "Овод" по Войнич (1947), "Эмилия Галотти" Лессинга (1955).
Спектаклям В. присущи патетика, приподнятость. Развивая традиции
украинского муз.-драм. т-ра, В. тщательно разрабатывает нар. сцены,
нередко насыщает свои спектакли музыкально-песенными элементами,
фольклорно-этнографическими мотивами. Б. Д.
ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero - истинный, правдивый) - направление в
итальянской -литературе и музыкальном театре, возникшее в 19 в. под
влиянием натурализма. Крупнейшие писатели-веристы (Дж. Верга, Л.
Капуана, Д. Чамполи) переделывали свои повести и рассказы в драмы, а
композиторы (П. Масканъи, Р. Леонкавалло, Д. Пуччини) черпали сюжеты из
веристской лит-ры. В. отражал соци-ально-политич. обстановку,
сложившуюся в Италии после завершения воссоединения страны и
характеризовавшуюся борьбой за бурж. реформы экономич. и
социально-политич. жизни. В итал. лит-ре и иск-ве В. явился выражением
протеста разоряемых мелких собственников деревни и города против крупных
капи-талистич. хищников и устанавливаемых ими в Италии новых порядков.
Веристы показывали в своих произведениях тяжёлую жизнь народа и особенно
крестьянства в условиях наступления капитализма, разоблачали иллюзию
благополучного разрешения всех социальных проблем в объединённой Италии.
Однако, показывая острые противоречия действительности, ве-ристы были
бессильны вскрыть социальные причины этих явлений, не понимали законов
классовой борьбы. В 1880 писатели Дж. Верга и Л. Капуана опубликовали
лит. манифест веристов. Осн. положения этого манифеста сводились к
провозглашению первостепенного значения фактов, к-рые писатель не имеет
права комментировать, выражая собственные мысли и чувства. Такой
объективизм сближал В. с натурализмом Э. Золя. Как и Золя, веристы
стояли на позициях социального дарвинизма и считали движущей силой
обществ. жизни биологич. борьбу за существование. Перенесение биологич.
закономерностей в обществ, жизнь приводило веристов к пессимизму и
фатализму, заставляло их нередко искать выхода из нищеты и страданий в
религии. Характерной особенностью В. был ре-гионализм, т. е. внимание к
жизни деревень, маленьких городов и местечек в противоположность
ориентации натуралистов других стран на изображение жизни больших
городов, столиц и крупных индустриальных центров (увлечение
регионализмом в Италии происходило вследствие длительной раздробленности
страны). Положительное значение творчества веристов - в правдивом
изображении жизни простых людей, нищеты, порождённой бурж. строем.
Отрицательная сторона - локальная ограниченность тематики, мешавшая
созданию лит. произв. общенационального значения. Только Верге удалось
поставить в своих произв. проблемы, волновавшие трудящихся всей Италии.
Несмотря на теоретич. провозглашение веристами объективизма, им не
удавалось бесстрастно излагать в своих произв. житейские факты и
явления. Стиль В. в лит-ре, т-ре и музыке (гл. обр. в муз. т-ре) был
подчёркнуто эмоциональным, нередко сентиментальным, мелодраматическим.
Эмоциональная выразительность, острый драматизм, яркая театральность,
сочетавшиеся с волнующей жизненностью сюжетов и правдивым отображением в
музыке духовной жизни обыкновенных людей, были основой широкого успеха
итал. верист-ской оперы, первым совершенным образцом к-рой явилась
одноактная опера "Сельская честь" Масканьи (1890), написанная на сюжет
одноимённой новеллы Дж. Верги (1880). Вслед за Масканьи этому
направлению последовали Леонкавалло (опера "Паяцы", 1892) и Д. Пуччини
("Манон Леско", 1893, "Богема" 1896, "Тоска", 1900, "Чио-Чио-сан", 1904.
и Др.), их оперы часто строились на сюжетах, заимствованных у франц.
писателей-реалистов 19 в., и выражали характерные особенности стиля
веристской оперы: преувеличенность драматич. экспрессии, обилие
иллюстративных муз. кусков, пристрастие к мелодизирован-ному речитативу.
В 20 в. В. как направление в опере потерял своё значение. Менее яркое
отражение В. получил в итал. драм. т-ре.Он проявился в творчестве
актёров диалекталыюго т-ра- А. Новелли, Дж. Гоцци, Дж. Грассо, и лит.
т-ра - Э. Новелли Э. Цаккони. В творчестве Цаккони В. приблизился к
физиологич. натурализму школы Золя и сложился в систему, носившую подчас
ярко выраженный психопатологич. отпечаток.
Лит.: С а р u an a L., Gli "ismi" contemporanei, Catania, 1898; V o
Dle г K., Italienische Literatur der Gregenwart von der Romantik zura
Futurismus, Hdib., 1914;Cremieux B., Panorama de la litterature
italienne centem poraine, Р., 1928;
Huberti Gr., Storia del teatro contemporaneo, Bologna,1931;
Russo L., Giovanni Verga, 4 ed., Bari, 1947; B a s t i a-n e l l i
G., MusicTsti di oggi e di ieri, Mil., 1914. Д. Мок.
ВЕРИКОВСКИЙ, Михаил Иванович [р. 9(21). X 1.1896] - украинский
советский композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в УССР (1944). В 1923
окончил Киевскую консерваторию. В 1919 - дирижёр рабочих хоров. Принимал
участие в "Товариществе им. Леонтовича" и "Всеукраинском товариществе
революционных музыкантов". В 1926-28 В.- дирижёр Киевского, в 1928 - 35
- Харьковского оперных т-ров. Автор опер "Дела небесные" (1931, Одесский
т-р оперы и балета), "Сотник" (1939, там же), "Вий" (1946), муз. комедии
"Батрачка" по повести Т. Шевченко (1943, Иркутск), первого укр. балета
"Пан Каневский" (1931, Харьковский т-р оперы и балета), симфонических,
хоровых и др. произведений. Написал музыку ко мн. спектаклям и фильмам.
Ведёт педагогическую работу (с 1946-профессор Киевской консерватории).
Лит.: Гр?нченко M., Музичн? силуети, l. M. ?. Be-рик?вський,
"Музика", Кив, 1925, ј 2, с. 82-87. С. Гр.
ВЕРИХ (Werich), Ян (р. 6.II.1905) - чехословацкий актёр и драматург.
Театр. деятельность начал в 1922 в студенческих кружках. Вместе с
актёром и драматургом И. Восковцем писал остро сатир ич. пьесы на
поли-тич. темы и принимал участие в их постановках. В 1927 В. и Восковец
вошли в труппу т-ра политич. сатиры "Освобождённый театр", основу
репертуара к-рого составляли сатирич. комедии В. и Восковца: "Остров
динамита", "Север против юга", "Цезарь", "Разбойник Робин", "Осёл и
тень", "Паноптикум", "Баллада из тряпья", "Тяжёлая Барбара" и др.
Ведущие роли в этих комедиях исполняли авторы (под псевдонимом "V W").
В. создал маску тучного здоровяка, Восковец - подвижного и разбитного
собеседника. Для иск-ва В. характерна большая человечность, юмор,
лёгкость импровизации, эмоциональность. Накануне оккупации Чехословакии
"Освобождённый т-р" был закрыт; В. вместе с Восковцем и комп. Я. Ежеком
эмигрировал в США. По возвращении на родину после освобождения страны
(1945) В. восстановил этот театр (см. "АБЦ"), до 1959 возглавлял его;
выступает (после отъезда Восковца в США) с актёром М. Горничеком. Роли:
2-й наёмный солдат ("Тяжёлая Барбара"), Еохан ("Баллада из тряпья"), Тит
Папулий ("Цезарь") и др. Спектакли, поставленные В., отличаются
чёткостью мизансцен, динамичностью. В. снимается в кино (в фильме
"Пекарь императора" одновременно играет роли пекаря и императора, Гос.
пр. в 1952).
Лит.: VW [Voskovec a Werichi. Hry osvobozeneho divadla, dl 1-4,
Praha, 1956-59. Л. Сол.
ВЕРМЕНИЧ, Андрей Андреевич (р. 22. VII. 1897)- украинский советский
актёр. Нар. арт. УССР (1957). Член КПСС с 1944. В 1917 впервые выступил
на укр. сцене в роли Султана ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского).
До 1930 работал в передвижных т-рах, в 1930-34 - в укр. музкомедии
(Донбасс). В 193." окончил (заочно) ГИТИС. С 1934 работает в
Днепропетровском укр. т-ре им. Шевченко. В.- яркий комедийный,
характерный актёр. Роли: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Черевик,
Каленик ("Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" по Гоголю), Бублик,
Макар, Морж ("Платон Кречет", "Макар Дубрава", "Почему улыбались звёзды"
Корнейчука), Кряж ("Весёлка" Зарудного), Хрен ("Навеки вместе" Дмитерко,
Ст. пр. 1951). Я. Д.
ВЕРМШПЕВ, Александр Александрович [псевдонимы - Александр Савицкий,
С. A., Save (партийная кличка) и др.] (29. Vlil. 1879 - 31. Vlil. 1919)
- русский советский драматург, поэт, журналист. Член РКП(б) с 1903. В
1904-06 подвергался арестам, а затем был выслан на Кавказ (в Тифлис). В
1908 написал свою первую пьесу "За правдой", посв. событиям 9 янв. 1905,
призывавшую к революции. Пьеса была за-пре-щена, а В. привлечён к суду.
В. учился в Петербургском и Юрьевском (Тартуском, окончил в 1910)
университетах. В 1910-15 написал ряд пьес ("Гонцы", "Банкроты",
"Лихацкая любовь" и др.). Выступал как театральный критик. В последующие
годы целиком отдаётся революционной работе, выполняя различные задания
партии. В 1918 написал пьесу "Праздник сатаны". В 1919 - своё лучшее
произведение - пьесу "Красная правда", показывающую процесс осознания
беднейшим крестьянством своих классовых интересов. Пьеса ставилась во
фронтовых студиях Пролеткульта, в 1-м революционном рабочем героич. т-ре
в Петрограде (под назв. "Красные и белые"), в Красноармейском т-ре при
Спасских казармах в Москве, в т-рах Пензы, Саратова, Елизаветграда,
Ростова, а также во фронтовых агиттеатрах, в первых самодеятельных
кружках гор. нар. домов, сельских клубов, изб-читален. В 1919 В. был
послан на Юж. фронт политич. комиссаром и корреспондентом РОСТА. 31 авг.
1919 при защите г. Ельца от набега мамонтовских банд был захвачен белыми
и зверски замучен.
Соч.: "Красная правда", в сб.: Первые советские пьесы, М., 1958.
Лит.: АбрамянВ., Писатель-революционер, "Известия Академии наук
Армянской СОР", 1959, ј 9; Васильев ?., "Красная правда", "Нева", М.-Л.,
1959, ј 8; Тама-шин Л., Автор "Красной правды", "Вопросы литературы",
М., 1959, ј 11, с. 181-191. С. Г.
ВЕРНАРДАКИС (???????????), Димитриос (1833-1907) - греческий
драматург. Лит. деятельность начал в 1857. Первое драм.
произв.роман-тич. пьеса "Мария Доксапатри" (соч. 1857, труппа П.
Вонасеры1865). В пьесе "Кипселиде" (1860, "Муниципальный т-р", 1891,
Афины) и трагедии "Меропа" (1866, труппа П. Вонасеры - П. Суцаса),
построенных по правилам классицистской драматургии, отчётливо звучат
гражданские тираноборческие мотивы. Пьесы "Ефросиния" (1876, труппа А л
ексиадиса-Вонасеры) и "Фауста" (1893, т-ры "Менандр", "Олимпия")
отменены стремлением к углублённым реалистич. характеристикам
персонажей, психологич. оправданию их поступков. Пост. "Фаусты" имела
большой успех. Написал также трагедию "Антиопа" (1896) и историческую
драму "Никифор Фока" (1905, Королевский т-р, Афины). Д. С.
ВЕРНЕЙ, В e p н e и л ь (Уегпеш1),Луи (1893-1952)- французский
драматург. Писал многочисленные развлекательные, по преимуществу
адюльтерные комедии, водевили, детективные пьесы, в т. ч. "Даниэль"
(1920), "Кузина из Варшавы" (1923), "Королева Арманд" (1924), "Ты
женишься на мне" (1927), "Любовник госпожи Видаль" (1928), "Яблоко"
(1931), "Соблазнённая женщина" (1932), "Мой грех" (1934), "Улица
ангелов" (1947) и др. Творчеству В. свойственны поверхностная трактовка
социальной тематики, лёгкость и динамичность построения пьесы,
склонность к фривольности. Лишь лучшие пьесы В.- "Банк Немо" (1931, т-р
"Мишодьер") и "Школа неплательщиков" (в соавторстве с Ж. Бер, 1934, т-р
"Мариньи")-сатирически изображают циничное бурж. предпринимательство,
рисуют нравственное разложение капита-листич. дельцов. Т. Бач.
BEPHEP (Werner), Цахариас (18. XI. 1768-17. I. 1823) - немецкий
драматург. Лит. деятельность начал в 1800. Принадлежит к направлению
реакц. романтизма. Творчество В., окрашенное в мистич. тона, утверждало
власть церкви и незыблемость феодальных устоев. Пьесы его аллегоричны,
построены на театр. эффектах. Среди пьес В.- "рыцарские драмы" "Сыновья
долины" (1803), историч. трагедия "Крест на Балтийском море" (1806;
пост. Э. Т. А. Гофман в 1808-10 в Бамберге), мистич. драма "Мартин
Лютер, или Освящение силы" (1807), "Аттила, король гуннов" (1808),
"Ванда, королева сарматов" (1810) и др. Пьесы В. являются по
преимуществу "драмами для чтения" (Lesedramen). Наибольшую известность
получила одноактная пьеса в стихах "24 февраля" (1809; пост. И. В. Гёте
в Веймаре - 1810). Эта драма положила начало жанру "трагедии рока" в
нем. романтич. драматургии.
Лит.: С а г о w Gr., Z. Werner und das Drama seiner Zeit, [B.], 1933.
Г. Гур.
ВЕРОВСКИЙ (Werowski), Игнацы (13. VII. 1783- 8.VIII. 1841) - польский
актёр. В 1802 дебютировал в виленском т-ре. Затем играл в польских
труппах Минска и Вильно. С 1815 работал в Варшаве. Начав с комедийных
ролей (Брын-дус - "Краковцы и горцы" Богуславского), В. вскоре стал
исполнять роли в трагедиях - Отел-ло; Сид (о. п. Кор-неля), Замор
("Аль-зира" Вольтера), в которых достиг наибольшего успеха. В. обладал
большой сценич. культурой, стремился к историч. конкретности,
достоверности сценических образов.
Лит.: Recenzje teatralne Towarzystwa iksow, 1815-19, oprac, J.
Lipinski, Wroclaw, 1956.
ВЕРОВШЕК (Verovsek), Антон (19.1.1866 - 20.XII. 1914) - словенский
актёр и режиссёр. Обучался актёрскому иск-ву в Любляне. В 1883
дебютировал в Люблянском т-ре; работал здесь до 1911. В 1908-10 часто
выступал в словенских спектаклях в Триесте. В. был популярным комич.
актёром. Большим успехом пользовался в т. н. народных играх: Рев-чек
Андрейче ("Море"), Крьявель ("Юрчич"), Врбан Дебелухар ("Лапайне").
Среди лучших ролей В. также: Кузовкин ("Нахлебник" Тургенева), Геншель
("Возчик Геншель" Гауптмана), Фальстаф ("Виндзорские проказницы"
Шекспира) и др. Игра В. отличалась непосредственностью, задушевностью. С
1894 занимался также режиссурой.
Лит.: Цанкар И., Посещения, [б. м.], 1911; К о бал Ф., Антон
Веровшек, Люблянски звон, 1914; Б. Ж., Памяти Веровшека. Мало позориште,
[б. м.], 1914-15.
ВЕРОНИ (??????), Екатерини (1870-1955) - греческая актриса. Сценич.
деятельность начала в 1885. В 90-е гг. в период расцвета своего
творчества выступала в афинской труппе "Менандр", затем в различных
сезонных труппах, в 1902-03- в Королевском т-ре в Афинах. Роли: Фауста,
Меропа, Ефросиния (о. п. Вернардакиса), Джульетта,леди Макбет ("Ромео и
Джульетта", "Макбет"),Маргарита Готье("Дама с камел иями" Дюма-сына),
Адриенна Лекув-рёр(о. п. Скриба). В. следовала в своём творчестве
принципам классицистской школы, была одной из первых греческих актрис,
стремившихся поднять культуру нац. сценич. иск-ва. Оставила сцену в
1920. Д. С.
ВЕРОНСКИЙ АМФИТЕАТР (итал. Arena di Vero-na)-одно из древних
театральных зданий. Находится в Вероне (Сев. Италия). Построен ок. 290
н. э. при императоре Диоклетиане. Имеет овальную форму (большая ось -
152,5 м, меньшая - 123,25 м), состоит из 43 ступеней серого и
красновато-жёлтого известняка. Был рассчитан на 25 тыс. зрителей. В.
а.один из наиболее сохранившихся амфитеатров. Еще в 18 в. В. а.
использовался для театр. представлений. Голь-дони в своих "Мемуарах"
писал, что на арене В. а. ежегодно выступали лучшие итал. труппы.
Лит.: Мемуары Карло Гольдони..., пер., введение и прим. -С. С.
Мокульского, т. 1, М.-Л., 1933.
ВЕРСТОВСКИЙ, Алексей Николаевич [18. II (l. III). 1799, Тамбов,- 5
(17). XI. 1862, Москва] - рус. композитор и театральный деятель. С
детства занимался музыкой, выступал в концертах в Уфе, где жил с 1808. В