<< Пред. стр. 165 (из 913) След. >>
пения". В пьесах "Уехать или оставаться", "Новые дни", "На север!" и др.авторы выступали против переселения на юг. Все эти произведения,
поставленные различными труппами "разговорного театра" в Ханое ("Намбо",
"Восток", "Красная река" и мн. др.), поднимали актуальные проблемы
современности. Театр. иск-во заняло важное место в обществ, жизни
страны. Но вьетнамская драматургия этого периода находилась лишь в
периоде формирования, пьесы отличались схематизмом, недостаточной
разработкой характеров. В мае 1957 была организована Ассоциация артистов
вьетнамского т-ра, гл. задачей к-рой являлось объединение деятелей
театр. иск-ва, изучение нац. театр. традиций, обмен творч. опытом. В
1958 состоялся театр. фестиваль, на к-ром лучшими спектаклями были
признаны: "Восстание в Лам-Шоне" (труппа ту онг), "Лыу Бинь, Дыонг Ле"
(труппа тео), "Кровь на равнине Нок Нан" (труппа кай лыонг), "Один
буйвол, две семьи" ("разговорный театр").
В стране работают многочисл. проф. и любительские труппы туонг, тео и
кай лыонг. Большое внимание уделяется дальнейшему развитию "разговорного
театра". В течение мн. веков во Вьетнаме существует традиционный нар.
т-р кукол. Искусство кукловождения передавалось из поколения в
поколение. Применялись куклы разнообразных систем (марионетки, куклы,
надеваемые на руку, тростевые куклы). Первый проф. т-р кукол создан в
1957 в Ханое. На его сцене ставятся классич. и совр. пьесы.
ВЭЙ ЧАН-ШЭН (псевдоним -Вань Ц и н) - китайский актёр 18 в. Известен
как создатель образа субретки (хуадань) в Цинцянском т-ре. До В.Ч.-ш.
роли субреток считались второстепенными, не требовавшими драматич. и
вок. мастерства, исполнители закрывали лицо сеткой. В. Ч.-ш. ввёл новую
трактовку этих ролей, придав своим героиням облик хорошенькой, живой,
умной женщины, наделённой находчивостью и смелостью. В. Ч.-ш. отказался
от сетки, выступал с открытым лицом, обрамлённым затейливой причёской,
использовал совр. костюм, что являлось исключением из строго
регламентированных правил употребления театр. костюма. Позднее характер
исполнения В. Ч.-ш. ролей субреток был заимствован Пекинским т-ром,
утвердившим эти роли в качестве одного из ведущих амплуа кит. т-ра.
Лит.: Ч ж о у И-бай, Чжунго сицзюй ши, Шанхай, 1953. И. Г.
ВЭНЬМИНСЙ ("цивилизованный театр") - род китайского театрального
искусства. Возник после 1907. Получил распространение в ряде крупных
городов Китая, особенно в Шанхае. В представлениях В. сочетались
элементы европ. драм. т-ра (преобладание разговорной речи, наличие
занавеса и иногда - декораций) и традиционной кит. муз. драмы
(условность игры актёров, импровизация в ведении диалога). Вначале
инсценировались и переделывались произв. зап. лит-ры ("Хижина дяди
Тома", "Флория Тоска"), затем появились оригинальные пьесы ("Кровь
патриота", "Горячие слезы", "Цю Цзинь" и др.), представлявшие собой
краткие либретто, имена авторов к-рых неизвестны. В период китайской
революции 1911 ив первые годы после неё спектакли В. носили
прогрессивный характер, в них нередко обличался феодально-бюрократич.
строй, пропагандировались патриотич. идеи. Позднее, в условиях
реакционной диктатуры Юань Ши-кая (1913-16), в репертуар В. всё больше
входили переделки традиционных кит. пьес и романов, вытеснившие пьесы на
актуальные темы. С 1917 начался упадок В.; к 20-м гг. он перестал
пользоваться популярностью. В. в нек-рой мере близки существующие в
наст. время в Шанхае жанры тунсу хуац-зюй ("популярная драма") и
хуацзиси ("комический театр").
Лит.: Чжунго хуацзюй юньдун уши нянь шиляо цзп, Пекин, 1958, с.
48-108. 3. В., Вл. С.
ВЯЗЕМСКИЙ, Пётр Андреевич [12(23). VI 1.1792. Москва,10(22).XI.1878,
Баден-Баден] - русский поэт и критик. Род. в знатной дворянской семье.
Лит. деятельность начал в 1808. В 1823 написал совм. с А. С. Грибоедовым
водевиль "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом". Тесно связанный с
лит. кругами декабристов, В. был активным поборником романтич.
направления в рус. иск-ве. Большой обществ, резонанс имела опубл. в 1817
и вызвавшая подробный разбор А. С. Пушкина статья В. о В. А. Озерове. в
к-рой указывается на важное значение писателя в развитии драмы и
актёрского иск-ва. В 1825-28 В. участвовал в издании журнала Н. А.
Полевого "Московский телеграф", позднее сотрудничал с Пушкиным по
изданию "Литературной газеты" и журнала "Современник". В своих статьях
В. выступает пропагандистом сатирич. жанра, даёт высокую оценку пьесам
Фонвизина, Капниста, Грибоедова, Гоголя. Одна из статей, опубл. В. в
"Современнике",- ""Ревизор". Комедия, соч. Н. Гоголя. СПБ. 1836".
Пушкинская программа "истинного романтизма" в значит, мере разделялась и
В., защищавшим "Бориса Годунова" и "Ревизора" от нападок реакц. и
ортодоксально-роман-тич. критики 30-х гг. 19 в. В. создана обстоятельная
монография о Д. И. Фонвизине (1830, изд. СПБ, 1848), в к-рой В.,
основываясь на впервые собранном материале, стремится рассматривать
творчество Фонвизина в единстве с обществ, жизнью его эпохи. В. был
глубоким знатоком зап.-европ. лит-ры, в особенности франц. лит-ры, в том
числе и драматургии. В 40-е гг. В. постепенно переходит на
консервативные позиции, выступает против гоголевской школы в лит-ре и
т-ре и революционно-демократич. критики В. Г. Белинского ("Языков и
Гоголь", "Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина"
- обе опубл. в 1847). В 1855-58 В. назначается товарищем министра нар.
просвещения, руководит цензурным ведомством, последовательно проводя
реакц. политику правительства. С 1863, отойдя от дел, постоянно жил за
границей.
Соч.: Полное собр. соч., т. 1-12, СПБ, 1878-96; Старая записная
книжка. Л., 1929; Остафьевский архив князей Вяземских, т. 1-5, СПБ,
1899-1913.
Лит.: История русской литературы, т. 6, М.-Л., 1953;
История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958;Мордов-ч е н к о Н. И.,
Русская критика первой четверти XIX века, М.-Л., 1959. ТР.
ВЯЗОВ, Анатолий Максимович (р. 24.IV.1912)- советский цирковой
артист; воздушный гимнаст. Работает в цирке с 1929. Был акробатом,
прыгуном и ковёрным клоуном. Изобретатель и осн. исполнитель
оригинального гимнастич. номера - воздушный полёт без сетки с
амортизатором. Вносит в исполнение своих номеров комедийные элементы.
ВЯЛЬБЕ, Катрин Габриелевна (р. 31.X.1904) - эстонская советская
актриса. Засл. арт. Эст. ССР (1958). Окончила Таллинскую драм. студию в
1929. До 1941 работала в Таллинском Рабочем т-ре. С 1952-в т-ре им.
Кингисеппа (Таллин). Актриса крупного самобытного дарования, В. создаёт
образы, отличающиеся сочностью реалистич. рисунка, чёткой социальной
характеристикой. Роли: Лауренсия ("Фуэнтеовехуна"), Нил овна ("Мать" по
Горькому), Сонька ("Аристократы"), Васса Железнова; Гур-мыжская ("Лес"),
Леена Туйск ("Блудный сын" Ран-нета) и др. Снималась в кино. С.Л.
ВЯЛЬЦЕВА, Анастасия Дмитриевна [1871-4(17). II. 1913] - русская
артистка эстрады и оперетты, исполнительница цыганских романсов. Пению
обучалась в Петербурге. Сценическую деятельность начала в 1887 в
киевской балетной труппе С. С. Ленчевского в качестве статистки. В 1888
поступила статисткой в опереточную антрепризу И. Я. Сетова и А. Э.
Блюменталь-Тамарина. В 1893 работала в опереточной труппе моек. т-ра
"Аквариум", в 1893-97 - в труппе С. А. Пальма (вначале в Москве, позже в
Петербурге). С 1897 начала выступать на концертной эстраде как
исполнительница цыганских романсов, продолжая принимать участие в
опереточных спектаклях. Роли: Саффи ("Цыганский барон" И. Штрауса),
Перикола, Елена ("Перикола", "Прекрасная Елена" Оффенбаха), Клеретта
("Дочь мадам Анго" Лекока) и др. Эпизодически исполняла партии в операх:
Кармен, Аида; Далила ("Самсон и Далила"). Много гастролировала в
провинции. Обладала голосом красивого грудного тембра и хорошими сценич.
данными. В. продолжила и развила на опереточной сцене традиции
исполнения, идущие от В. Зориной и В. Паниной. О. В.
ВЯЛЬЯОТС, Удо Иоханович (р. 2. IV. 1916) - эстонский советский
режиссёр, артист балета, балетмейстер. Засл.деят. иск.Эст. ССР (1957).
Окончил балетную студию. В 1934 поступил в т-р "Ванемуйне" (Тарту)
артистом миманса. Затем стал солистом балета. Творчество В. получило
полное развитие в сов. время. Оно характеризуется искренностью,
естественностью, органической связью хореографич. мастерства с
эмоциональным содержанием образа. Партии:
Феб ("Эсмеральда" Пуни), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Труффальдино
("Мнимый жених" Чудаки), Чорт ("Калевипоэг" Kanna), Евгений ("Медный
всадник" Глиэра). С 1945 выступает как балетмейстер. С 1946 - режиссёр
муз. спектаклей т-ра "Ванемуйне". В. свойственно проникновение в стиль
произведения и эпохи, стремление освободиться от штампов. Лучшие пост.:
"Викерцы" Аава (1956), "Зимняя сказка" Kanna (1958), "Румму Юри" Арро и
Нормета (1954), "Так поступают все" Моцарта (1959). Л. К р.
ВЯНЯНЕН (Vaananen), Эмма (р. 22.XII.1907)- финская актриса. С 1930 по
окончании Финской театр. школы работала в т-рах гг. Рованиеми (1930-31),
Пори (1931-36), Турку (1935-39), Тампере (19391940), вНародном т-ре в
Хельсинки (1940-49). С 1949- в Радиотеатре. Создала образы сильных,
волевых женщин: Ловийса и Хозяйка Нискавуори ("Ловийса\ "Каменное
гнездо" Вуолийоки), Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Вишневского).
За заслуги в развитии нац. театр. иск-ва удостоена Нац. премии.
Снимается в кино. С. Л.
ВЯТКИН, Борис Петрович (p.2.V.1913)- советский цирковой артист;
клоун. Засл. арт. РСФСР (1956). Работу в цирке начал в 1930
униформистом. С 1932 выступал как акробат, гимнаст, жонглёр и муз.
эксцентрик, получив, т. о., подготовку для жанра клоунады. С
1937-ковёрный клоун. В. не только развлекает публику в паузах между
номерами, но выступает и как сатирик, откликающийся на злободневные
вопросы. Под клоунской маской беззаботного, простоватого весельчака
артист показывает характерные черты человека из народа: здравомыслие"
проницательность. В роли комич. "партнёра" В. использует специально
выдрессированную им собачку Манюню. Репертуар В. строится на
непосредственном общении со зрителями, к-рые вовлекаются им в круг
действий, становятся его собеседниками, соучастниками представления. M.
3.
ГААЗЕ, Хаазе (Haase), Фридрих (1.XI.1825, Берлин,- 17.III.1911, там
же) - немецкий актёр и режиссёр. Род. в семье камергера прусского короля
Фридриха Вильгельма IV. Актёрскому иск-ву обучался у Л. Тика.
Дебютировал в 1846 в Веймарском т-ре. В 1848 перешёл в Потсдамский т-р,
откуда по приказанию короля был переведён в Берлин, затем перешёл в
пражский Нем. т-р, где играл до 1852. Несколько сезонов работал в т-рах
различных городов: Карлсруэ (1852, под руководством Э. Девриента),
Мюнхена (1852-55, под рук. Ф. Дингелыптедта), Франкфурта-на-Майне
(1855-58). С 1860 играл в немецкой труппе Михайловского т-ра в
Петербурге. С 1866 Г.- режиссёр придворного т-ра Кобурга-Готы, где пост.
"Гамлета" - спектакль, явившийся прообразом спектаклей Мейнингенского
театра. С 1869 Г. выступал как гастролёр в различных странах Европы и
Америки. Гастрольная деятельность Г. прерывалась дважды. Первый раз в
1870-76 в связи с переходом сначала в Королевский драм. т-р (Берлин), а
затем в Лейпциг-ский гор. т-р, руководителем к-рого Г. стал после Г.
Лаубе. Второй раз - в 1883-84, когда Г. был сосье-тером вновь созданного
Нем. т-ра (Берлин). В 1896 Г. ушёл со сцены.
Среди ролей Г.: Вурм, Филипп ("Коварство и любовь", "Дон Карлос"),
Мефистофель ("Фауст" Гёте), Маринелли ("Эмилия Галотти" Лессинга),
Ричард III, Гамлет, Шейлок; Ришельё ("Кардинал Ришельё" Ожье).
Наибольший успех, однако, Г. имел в пьесах второстепенных совр.
драматургов, играя роли представителей высшего света (соперничал в этом
амплуа с А. Зонненталем). Г. не обладал ярким темпераментом; для его
творчества характерна точность в разработке сценич. детали, совершенное
владение сценич. речью, выразительность жеста. В нем. т-ре его эпохи Г.
не имел равных в иск-ве грима, умении носить театр. костюм.
Г. принадлежат ценные мемуары: "Письма без прикрас" и "Что я
пережил".
Соч.: Ungeschminkte Briefe, [Dresd.], 1883; Was ich erlebte.
1846-1896, [B.-Lpz.- W.], 1897.
Лит.: S i m o n 0., Friedrich Haase. Eine dramaturgische Studie, B.,
1898; W i n d s A., Friedrich Haase, в кн.: Jahrbuch der Deutschen
Shakespeare-Gesellschaft, Bd 48, 1911; К о-hut A., Friedrich Haase, в
кн.: Das Dresdner Hoftheater in der Gegenwart, [Dresd J, 1888; Игнатов
С., История западно-европейского театра нового времени, М., 1940. В. К.
ГАБАШЙ (Г а б я ш и), Султан [19.IV(1.V).1891- 8.1.1942] - советский
композитор, этнограф и педагог. По нац. татарин. С 1909 выступал в
любительских лит.-муз. вечерах тат. иск-ва аккомпаниатором. Творч.
деятельность начал в 1914. Написал музыку к тат.драм.спектаклям"Тахир
иЗухра", "Зулейха","Сак-Сою, "Буз егет" и др. Г. принадлежит одна из
первых тат. опер "Сания" (1925), опера "Эшче" ("Рабочий", 1930) (обе
оперы совм. с Г. Альмухамедовым и В.И. Виноградовым) и др. произв.
Преподавал теорию и хоровое пение в Казанском муз. техникуме (19221926),
Башк. техникуме иск-в (1930-е гг.) и др. учебных заведениях. 3. X.
ГАББЕ, Тамара Григорьевна [3(16).III.1903- 2.III.1960] - русский
советский драматург. Окончила лит. ф-т Ин-та истории иск-в (1928).
Драматургич. деятельность начала в 1929. Автор пьес: "Жан Бесстрашный"
(1941, Центр, детский т-р) - по мотивам фламандских сказок, "Город
мастеров, или Сказка о двух горбунах" (1944, там же), "Авдотья
Рязаночка" (1946, Рязанский т-р) -по мотивам рус. нар. преданий и
сказок, "Хрустальный башмачок" (пост. 1944), "Сказка про солдата и змею"
(1958, Орловский драм. т-р), "Оловянные кольца" (пост. 1953; под назв.
"Волшебные кольца Альманзора" - 1960, Моск. т-р Сатиры) и др. Пьесы Г.
пост. во многих т-рах СССР.
Г. принадлежит перевод с чешского и новый сценич. вариант (совм. с Ф.
Даниэл и Б. Метальниковым) пьесы И. Тыла "Волынщик из Стракониц" (1952,
Центр. детский т-р).
С о ч.: Город Мастеров. Пьесы-сказки, М., 1958. E, И,
ГАБЕЛЬ, Станислав Иванович [25.IV(7.V).1849- 24.1.1924] - русский
вокальный педагог. Музыке обучался в Муз. ин-те в Варшаве (по классу фп.
- у проф. Яноша и проф. Стробля, по классу композиции - у С. Монюшко, по
классу пения - у проф. Чиа-феи); совершенствовался в вокальном иск-ве в
Милане и в Париже. В 1879 окончил Петерб. консерваторию по классу пения
проф. К. Эверарди. Был заведующим оперным классом консерватории, с
1911-профессор. Поставил в консерватории оперы: "Фиделио" Бетховена,
"Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан" Моцарта. Составил и издал распространённый
в своё время "Репертуар певиц и певцов"- собрание арий и романсов 18-19
вв. с указаниями нюансов, приёмов исполнения и т. д. Учениками Г. были
мн. выдающиеся рус. оперные певцы: И. Ершов,П. Андреев, А. Боначич, Г.
Морской, П. Тихонов, А. Секар-Рожанский и др.
Соч.: Репертуар певиц и певцов. Собрание арий, каватин и романсов из
лучших классических и современных произведений..., т. I-V (сопрано), VI,
VII (меццо-сопрано), VIII, IX (тенор), Х (баритон), XI (бас), СПБ - М.,
[1888-1890].
Лит.: Ф[и н д е и з е н] Н., Проф. Ст. Иван. Габель, "Русская
музыкальная газета", 1912, ј 50.
ГАБЕН (Gabin), Жан (наст. имя и фам.- Жан-Алексис М о н к о р ж) (р.
17 .V. 1904) - французский актёр. В юности был подмастерьем на
строительных работах, подручным рабочим на литейном заводе и др. Впервые
выступил на сцене в 1923 как статист парижского т-ра "Фоли бержер".
Затем был актёром варьете, певцом в оперетте, исполнителем песенок (т-ры
"Водевиль", "Буфф-Паризьенн", "Муленруж"). В 1931 начал работать в кино,
создав ряд выдающихся образов (в фильмах "Великая иллюзия", "Набережная
туманов", "День начинается", "Великие семьи"-в сов. прокате "Сильные
мира сего"; "Улица Прери" и др.). В 1949 после 20-летнего перерыва вновь
выступил в т-ре, исполнив гл. роль в пьесе Бернстейна "Жажда" (т-р
"Амбассадёр").
ГАБЕСКЙРИЯ, Виктор Ипатьевич [р.15(28).1.1903]- грузинский советский
драматург. Лит. деятельность начал в 1923. Г. писал гл. обр. о
современности. Первая пьеса "Ветер с моря" (1934, Чиатурский т-р). Сов.
интеллигенции Грузии посв. пьеса "Повесть о них" (1939, Т-р им.
Марджанишвили), борьбе с пережитками капитализма в сознании людей -
пьеса "У пропасти" (1953, Т-р им. Марджанишвили). Г.- автор пьес
"Кете-ван-мученица", "В осеннее утро" (1952, Т-р им. Марджанишвили), "В
новогоднюю ночь" (1956, Т-р им. Марджанишвили). Пьесы Г. отмечены
лиричностью, оптимизмом, ставились в Кутаиси, Поти и др. т-рах Грузии.
Я. Э.
ГАБИЛЛОН (Gabillon), Людвиг (16.VIL1828- 16. II. 1896)-немецкий
актёр. По национальности француз. Сценич. деятельность начал в 1844 в г.
Ростоке (Германия). С 1846 - актёр придворных т-ров гг. Оль-денбурга,
Шверина, Касселя, Ганновера; исполнял роли "героев" и "первых
любовников". В 1853 гастролировал в Лондоне. По возвращении был
приглашён Г. Лаубе в "Бургтеатр" (Вена); работал здесь св. 40 лет.
Лучшие роли: Дон Лопе ("Саломейский алькальд" Кальдерона), Хаген
("Нибелунги" Хеббеля) и др.
"ГАБЙМА" (древнеевр., букв.- сцена) - театр-студия в Москве,
ставившая пьесы на древнеевр. яз. Организована в 1918. В состав "Г."
вошла часть труппы, созданная ранее (под тем же названием) в Польше
актёром Цемахом. Приехав в Россию в 1917, руководители "Г." под влиянием
иск-ва MX Т решили начать студийные занятия, объявили свой т-р закрытым.
Нек-рое время "Г." руководил Е. Б. Вахтангова читал лекции К. С.
Станиславский. Открытие театра-студии состоялось 8 окт. 1918 "Вечером
студийных работ" ("Старшая сестра" Аша, "Пожар" Переца, "Солнце"
Кац-нельсона, "Напасть" Берковича) в пост. Вахтангова. Среди актёров
"Г." были Н. Л. Цемах, А.М.Прудкин
(Карев), X. Д. Ровина, Грабер и др. Первые спектакли "Г."-одноактные
пьесы "Срейфа" и "Вечный жид" Пинского,- поставленные в жанре
психологич. драмы, были отмечены бытовизмом, характерным для евр. т-ра
того периода. Крупнейшим театр. событием явился спектакль студии
"Гадибук" Ан-ского в пост. Вахтангова (1922, перевод и переработка
Бялика, худ. Н. И. Альтман). Этот спектакль отличался чёткой ритмикой,
музыкальной стройностью игры актёров. Последующие пост. - "Вечный жид"
Пинского (2-й вариант, 1923) и "Голем" Левина (1925). В спектаклях "Г."
проявлялись националистич. тенденции. В 1926 труппа "Г.", выехав на
гастроли в Зап. Европу и Америку, не вернулась обратно. Играла в
Америке, Франции и др. странах. Затем часть труппы "Г." уехала в Израиль
(работает здесь до наст. времени; в репертуаре - произведения совр. зап.
драматургов, писателей Израиля). Н. Цемах с группой актёров остался в
США (ум. 1939).
Лит.: Херсонский X., Вахтангов, М., 1940, с. 237-65.
ГАБИЧВАДЗЕ, Реваз Кондратьевич [р. 30.V(11.VI). 1913]-грузинский
советский композитор. Засл. деят. иск. Груз. ССР (1956). Член КПСС с
1941. В 1935 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции М.
Багриновского, В. Щербачёва, И. Туския, в 1938 - аспирантуру. В 1931-34
Г.- дирижёр и композитор Т-ра им. Марджанишвили (Тбилиси). Автор
оперетты "Стрекоза" по комедии М. Бараташвили "Марина" (1953,
Свердловский т-р муз. комедии), оперы "Нана" по пьесе Арбузова "Таня"
(1960, Т-р оперы и балета им. Палиашвили), музыки к спектаклям "Георгий
Саакадзе", "Хевисбери Гоча", "Собака на сене" и др., а также к фильмам,
симф., камерных и др. произв. С 1938 Г. занимается педагогич.
деятельностью. Основатель (в 1941) и руководитель (до 1943) Гос.
эстрадного оркестра Груз. ССР.
ГАБОВИЧ, Михаил Маркович fp. 24.XI(7.XII). 1905]-русский советский
артист балета. Нар. арт. РСФСР (1951). Член КПСС с 1936. Ученик балетм.
А. А. Горского. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (1924) был принят
в труппу Большого т-ра. Уже с первых лет арти-стич. деятельности Г.
проявилась его яркая творческая индивидуальность. Творчество Г.