<< Пред.           стр. 167 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 количество последователей среди дрессировщиков, получивших возможность,
 благодаря опытам Г., усложнять свои трюки. Зоологич. и
 научно-естественные об-ва Франкфурта-на-Майне, Москвы, Копенгагена,
 Лондона, Парижа, Амстердама и Нью-Йорка выбрали Г. своим почётным
 членом.
  Соч.: О зверях и людях, [Воспоминания..., пер. с нем.], М., 1957. M.
 Зон.
  ГАГЛбЕВ, Владимир Михайлович (р. 26. XII. 1928) - осетинский
 советский драматург. Член КПСС с 1953. В 1956 окончил Литературный
 институт им. М. Горького при Союзе СП. С 1959-зав. лит. частью
 Юго-Осетинского драм. т-ра (Сталинири). Автор пьес: "Непокорённый народ"
 (1952), "Моя семья" (1955), "Залина" (1957) и др. Пьесы Г.ставились в
 Юго-Осетинском т-ре. Вас. Ц.
  ГАГЛОЕВ, Таурбек Александрович [р. 19.II.1922]- осетинский советский
 театральный художник. Засл. деят. иск. Груз. ССР (1954). С 1947-гл.
 художник Юго-Осетинского т-ра (Сталинири). Оформил спектакли: "Отелло"
 (1948), "Чермен" Плиева (1949), "Мать сирот" Туаева (1954), "В добрый
 час" Розова (1955), "Майя из Цхнети" Канделаки (1956), "Кремлёвские
 куранты" (1960) и др.
  Лит.: Ц а б а е в В., Юго-Осетинский государственный драматический
 театр имени Коста Хетагурова, Сталинири, i97- Вас. Ц. ГАГЛОЕВА, Зинаида
 Александровна (р. 15.V. 1915) - осетинская советская актриса. Нар. арт.
 Груз. ССР (1957). Член КПСС с 1944. В 1941 окончила Ленингр. театр.
 ин-т. С 1941 - актриса Юго-Осетинского т-ра (Сталинири). Творчеству Г.
 присуща герои-ко романтич. направленность. Роли: Дездемона ("Отелло"),
 Беатриче ("Слуга двух господ"), Майя ("Майя из Цхнети" Канделаки),
 Катерина ("Гроза"), Фатима (о. п. Туаева), Косер ("Залина" Гаглоева).
 Вас. Ц. ГАДЕ (Gade), Нильс Вильгельм (22.II.1817, Копенгаген,-21. XII.
 1890, там же)- датский композитор, дирижёр, скрипач и муз.-обществ.
 деятель. Глава скандинавской композиторской школы. Родился в семье
 мастера музыкальных инструментов. Музыке обучался у А. П. Берг-рена
 (композиция) и Ф. Т. Вексшалля (скрипка). До 1843 работал скрипачом ?
 Копенгагене, в 1843-44 - преподавателем Лейпцигской консерватории, в
 1844-48 - дирижёром "Гевандхауза" в Лейпциге. С 1848 жил в Копенгагене
 (с 1850 - дирижёр Муз. об-ва, с 1861-придворный капельмейстер). Один из
 основателей и директоров (с 1866) Копенгагенской консерватории.
 Композиторскую деятельность начал в 1836. АЕтор оперы "Мариотта" (1850,
 Копенгаген) на сюжет комедии Скриба, балетов "Музы отечества" (1840,
 совм. с И. Фролихом, Копенгаген), "Неаполь" (совм. с X. С. Паулли и Г.
 X. Ломбю, 1842) и "Народное предание" (совм. с И. Хартманом, 1853),
 музыки к пьесе "Алладин" Эленшлегера (1839), "Агнета и моряк" Андерсена
 (1843), симф., камерно-инструмент. и др. соч. Первые произв. Г.,
 овеянные романтикой северной природы и носившие своеобразный нац.
 отпечаток, положили начало датской клас-сич. музыке. В позднейших соч.
 Г. проявляется близость к нем. музыке (особенно к творчеству
 Мен-дельсона-Бартольди). С 1856 Г.- профессор, с 1879 - почётный доктор
 ун-та в Копенгагене. Член Муз. академии Дании (с 1857).
  Лит.: Grade D., Niels W. Gade: Optegnelser og Breve Kbh., 1892;
 Kjerulf C h., Niels W. Gade i Hundredaare* Kbh.,1917; B ehre n d W.,
 Niels W. Gade, Lpz., 1917. В. Коп.
  "ГАДЖЙ КАРА" - второе название комедии М. Ф. Ахундова "Приключение
 скряги", комедия вод. (высмеивает алчность, стяжательство азерб.
 торговцев; феодальные нравы, "правосудие"). Соч. 1852 (на азерб. яз.).
 Пост. в июне 1873 старшеклассниками бакинского реального училища, под
 рук. Гасанбека Меликова-Зардаби (преподаватель училища, впоследствии -
 один из виднейших азерб. просветителей и публицистов) [Гаджи Кара - А.
 Адигезалов, Сона-Ханум - Н. Везиров (драматург)]. Пьеса Ахундова
 утвердилась в репертуаре всех любительских и полупрофессиональных
 коллективов Кавказа того времени, её ставили в гг. Баку, Гандже, Шуше,
 Эривани, Тифлисе и др. Среди позднейших пост. "Г. К.": 1901 (реж. Дж.
 Зейналов, он же - исполнитель роли Г. К., Керамали-М. А. Алиев); 1908
 (Г. К. - Алиев);
  1912 (Гейдарбек - Сидги Рухулла); 1915 - силами тифлисских любителей.
 Роль Г. К. исполняли Дж. Зейналов, Т. Мах-мудбеков и до.
  Первая послереволюц. пост. "Г. К." - 17 янв. 1922, Баку (в открытие
 азерб. драм. т-ра, ныне Т-р им. Азизбекова). Из последующих советских
 пост. "Г. К.": Т-р им. Азизбекова, Баку - 1925 (Г. К. - Алиев); 1929
 (реж. Туганов; Г. К.- Кав-казлы; спектакль показывался в 1930 в Москве
 на первой олимпиаде т-ров народов СССР); 1935 (реж. Дараблы, Г.
 К.Идаят-заде, худ. Сагиян, комп. А. Бадалбейли); 1937 (реж. Тахмасиб,
 худ. Фатуллаев и Ахундов, комп. Рустамов, танцы - Вронский; Г. К.-
 Рухулла, Керамали - Марданов, Гейдарбек - Алекперов, Сона - Гаджиева,
 Мать Соны - Давудова); азербайдж. т-р им. Дж. Джабарлы, Ереван (1938);
 т-р арм. драмы им. Ерамяна, Баку (1939).
  "Г. К." переведён на мн. яз. народов СССР (русский, армянский,
 грузинский, татарский, узбекский, казахский) и яз. ряда зарубежных стран
 (нем., франц., англ., норв., иранский).
  И з д а ни я.- Первое изд. "Г. К."- 1853 на рус. яз.,в сб.: "Комедии
 Мирзы Фатали Ахундова", Тифлис; первое изд. "Г. К." на азерб. яз.- 1859
 в сб. "Комедии и повесть капитана Мирзы Фатали Ахундова". Из последующих
 изд.: "Приключение скряги", комедия в 5 д. 7 к., в кн.: "Мирза Фатали
 Ахундов, Избранное", М-, 1950; ""Приключение скряги" - представление об
 удивительном происшествии, которое излагается и завершается в 5 д.", в
 кн.: "Мирза Фатали Ахундов. Избранное", М., 1956.
  Лит.: Искусство Азербайджана", т. III, Баку. 1950, с. 87-91, 107117,
 239-240; Джафаров Д ж., "Драматургия Ахундова", Баку, 1950.
  ГАДЖИБАБАБЕКОВ, Гусейн Ara Султан оглы [р. 7(19). V. 1898] -
 азербайджанский советский артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. Азерб.
 ССР (1938). С 1910 пел в хоре об-ва "Ниджат" (Баку); с 1913 участвовал в
 спектаклях драм. труппы об-ва "Сафа". В 1917 поступил в азерб. оперную
 труппу, гастролировал по городам Закавказья, Средней Азии,
  Ирана. С 1920 Г.- солист Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку).
 Одновременно занимался в азербайджанской консерватории (окончил в 1928,
 по классу Н. И. Сперанского). Партии: Керем, Аскер ("Асли и Керем",
 "Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Га-риб ("Ашик Гариб" 3. Гаджибекова),
 Шах-Исмаил ("Шах-Исмаил" Магомаева), Хосров ("Хосров и Ширин" Ниязи),
 Гариб ("Шахсенем" Глиэра), Ленский;
  Альмавива ("Севильский цирюльник") и др. Обладая высоким голосом, Г.
 исполнял также и женские партии. К. Кае.
  ГАДЖИБ‚КОВ, Зульфугар Абдул Гусейн оглы [4(16).IX.1884- 30.IX.1950] -
 азербайджанский советский композитор. Засл. деят. иск. Азерб. ССР
 (1943). Брат У. Гаджибекова. Музыке обучался самостоятельно. Автор оперы
 "Ашик Гариб" (Баку, 1916) по нар. сказанию, муз. комедий
 "Пятидесятилетний юноша" (1909, Баку), "Богач" (соч. 1910), "Женатый
 холостяк" (Тифлис, 1911), а также симфонических, вокальных и др.
 сочинений. К. Кае. ГАДЖИБ‚КОВ, Султан Исмаил оглы
 (р.8.V.1919)азербайджанский советский композитор. Народный арт. Азерб.
 ССР (1960). Окончил Бакинскую консерваторию в 1946. В 1938-48 Г.-
 дирижёр азерб. Т-ра муз. комедии. Автор балета "Гюлыпен" (Т-р оперы и
 балета им. Ахундова, Баку, 1950, Ст. пр. 1952), муз. комедии
 "Гы-зыл-Гюль" ("Роза") (1940, Баку), симф., вок. и др. соч., музыки к
 спектаклям, в т. ч. "Пханлар" С. Вургуна (1944), "Яшар", "Айдын" Д.
 Джабар-лы (1957, 1959) и др. С 1948 Г. ведет педагогич. работу в азерб.
 консерватории.
  Лит.: Данилов Д. X., Султан Гаджибеков, Баку, 1956. Я. Кае.
 ГАДЖИБ‚КОВ, Тагизаде - см. Ниязи.
  ГАДЖИБ‚КОВ, Узеир Абдул Гусейн оглы [5(17).IX. 1885, с. Агджабеды
 Шушинского у.,- 23.XI.1948, Баку] - азербайджанский советский
 композитор, педагог, музыкально-обществ. деятель. Основоположник азерб.
 оперного иск-ва. Нар. арт. СССР (1938).Член КПСС с 1938. Деп. Верх.
 Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Действ, член АН Азерб. ССР (с 1945). В
 1911-14 занимался по теории музыки в Москве у А. Ильинского и Н.
 Ладухина, в Петербурге- у В. Калафатти. Свою первую оперу "Лейли и
 Меджнун" написал в 1907 (пост. 1908). В этой опере сольная вокальная
 импровизация (в ариях) на основе указанного композитором лада - мугама -
 сочеталась с музыкой, зафиксированной в нотной записи (хоры, танцы).
 Позднее создал оперы "Шейх Сенан" (1910),
  "Рустам и Зохраб" (1910), "Шах Аббас и Хуршид Бану" (1912), "Асли и
 Керем" (1912), "Гарун и Лейли" (1915) и муз. комедии "Муж и жена"
 (1910), "Не та, так эта" (1910) и др., характеризующиеся глубокой
 реалистич. обрисовкой образов и богатством мелодий. Г. был автором не
 только музыки, но и либретто всех этих произв. Мелодичность, ярко нац.
 склад, простота и ясность муз. языка, реалистич. выразительность сделали
 творчество Г. близким и понятным широким слоям слушателей. Крупнейшие
 произв. Г.- опера
  "Кёр-оглы" (1937, Ст. пр. 1941), муз. комедия "Аршин мал алан" (1913,
 Ст. пр. 194В). В 1926 Г. организовал первый азерб. многоголосный хор, в
 1931 - оркестр азерб. нар. инструментов. Г. принадлежит музыка Гос.
 гимна Азерб. ССР (1945, утверждён в 1946), оркестровые, хоровые и др.
 соч.
  Лит.: Виноградова., Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка, М.,
 1938; Касимов К., Узеир Гаджибеков, Баку, 1949 (на азерб. яз.); К о р е
 в С., Узеир Гаджибеков и его оперы, М., 1952; А г а е в а X., Узеир
 Гаджибеков, Баку, 1955. R. Кае.
  ГАДЖЙЕВ, Ахмед Джевдет Исмаил оглы[р.5(18).У1. 1917] -
 азербайджанский советский композитор. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Член
 КПСС с 1951. В 1947 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Д.
 Д. Шостаковича. В 1947-48 Г.- художеств. руководитель Бакинской
 филармонии; с 1947- преподаватель Бакинской консерватории (с 1957 -
 директор). Автор оперы "Вэтэн" ("Родина") (совм. с К. Караевым, 1945,
 Т-р оперы и балета им. Ахундова, Ст. пр. 1946), симф. поэмы "За мир"
 (Ст. пр. 1952), оратории и др. соч.
  Лит.: Эльдарова Э., Джевдет Гаджиев, Баку, 1956. К. Кае.
  ГАДЖЙЕВ, Рауф Султан оглы (р. 15. V.1922) - азербайджанский советский
 композитор. Засл. деят. иск. Азерб. ССР (1960). Член КПСС с 1958. В 1953
 окончил Бакинскую консерваторию по классу проф. К. Караева. С 1950
 Г.худ. рук. Азерб. гос. эстрадного оркестра. Г. принадлежат муз. комедии
 "Проделки студентов" (1940, Баку), "Соседи"* (Баку, 1959, 2-я ред.
 "Ромео, мой сосед", Моск. т-р оперетты, 1960), музыка к спектаклю "Две
 семьи" Исмаилова (1955, ТЮЗ, Баку), к фильмам, а также
 камерно-инстру-мент., вок. и др. соч. К. Кае.
  ГАДЖЙЕВ, Тажутин Абдулкадырович (р. 1914) - кумыкский советский
 актёр. Нар. арт. Даг. АССР (1950). Член КПСС с 1946. Окончил педагогич.
 техникум. Учился в с.-х. ин-те. Принимал участие в спектаклях
 самодеятельности. С 1933 - актёр Кумыкского т-ра (Махачкала). Г. создал
 образ В. И. Ленина в спектаклях "Кремлёвские куранты"; "Из искры"
 Дадиани. Среди ролей Г.: Молла Насреддин (о. п. Курбанова), Шмага, Ахов
 ("Без вины виноватые", "Не всё коту масленица"), Расплюев ("Свадьба
 Кре-чинского"), Труффальдино ("Слуга двух господ"), Макар ("Макар
 Дубрава" Корнейчука). М. Я.
  ГАДЖЙЕВА, Сона Салман кызы (р. 25.VI.1907) - азербайджанская
 советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1949). Одна из первых актрис
 азерб. т-ра. Сце-нич. деятельность начала в 1921 в азерб.
 Сатир-агит-театре (Баку). С 1923-актриса Т-ра им. М. Азизбекова (Баку).'
 До 1927 играла в драм. спектаклях и исполняла партии в муз. спектаклях
 Лейли ("Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова), Шах-Сенем ("Ашик Гариб" 3.
 Гаджибекова). Затем стала играть только в драм. спектаклях. Создала
 лирич. образы девушек, любящих и простодушных: Сона ("Гаджи К ара"
 Ахундова), Назлы ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Сусан ("Намус" Ширванзаде).
 Одна из лучших ролей Г.- Алмас (о. п. Джабарлы, 1931). Позднее играла
 роли, отмеченные яркой бытовой характерностью: Варвара ("Гроза"), Анна
 ("На дне"), Мария ("Двенадцатая ночь"), Ниса Ханум("Ширванская
 красавица" Мамед-ханлы) и др. К. Кае.
  ГАДЖИКУРБАНОВ, Яраги Исаевич (р. 1917) - советский цирковой артист;
 канатоходец. Нар. артист РСФСР (1960). Член КПСС с 1945. По
 национальности лак. В цирке работает с 1935. Создатель, участник и
 руководитель номера "Дагестанские канатоходцы", в к-ром использовано
 нар. иск-во хождения по канату, распространённое в Дагестане. Подготовил
 ряд молодых артистов цирка Дагестанской АССР.
  ГАДЖЙНСКИЙ, Мехти Сулейман оглы (28. V. 1879- 16. VII. 1941) -
 азербайджанский театральный деятель, драматург, актёр. Учился на
 филологич. и юри-дич. ф-тах Моск. ун-та. Сценич. деятельность начал в
 1897 как актёр "1-й мусульманской труппы". С 1906 работал во "2-й
 мусульманской труппе". Играл Городничего, Карла Моора и др. роли;
 Состоял членом бакинского артистич. об-ва и
 благотворительно-просветительных об-в, создававших театр. труппы.
 Активно участвовал в организации азерб. театров, в постановке
 спектаклей. Г.- автор трагедии "Низложение султана Азиза"; перевёл на
 азерб. яз. ряд пьес, в т. ч. "Разбойники", "Женитьба". Выступал в
 газетах и журналах ("Русский артист", "Рампа"). В сов. время работал в
 области нар. просвещения и юриспруденции. Я. Кае,
  ГАДСКИ (Gadski), Йоханна Агнес (15.VI.1871 - 23. II. 1932) - немецкая
 артистка оперы (драматич. сопрано). Музыке обучалась в Штеттине. Впервые
 выступила на оперной сцене в Берлине ("Кролль-театр") в 1889, где пела
 до 1893. С 1894-96 гастролировала в Майнце, Бремене, Амстердаме, Гааге;
 в 1896-98 работала в США в составе оперной труппы В. Дамроша. В 1898 -
 1917 Г.- солистка т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); одновременно
 выступала в Байрёйте (1899), Лондоне (1899-1901),.Мюнхене (1906,
 фестиваль опер Моцарта и Вагнера) и др. городах. В 1929- 1931 Г.солистка
 нем. оперной труппы в Нью-Йорке. Партии: Изольда, Брунгильда, Елизавета
 ("Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга", "Тангейзер" Вагнера), Агата
 ("Вольный стрелок" Вебера), Эльвира ("Дон Жуан"), Сантуцца ("Сельская
 честь" Масканьи), Валентина ("Гугеноты"), Аида и др. Пользовалась
 широкой известностью; Г. с особенным успехом выступала в партиях
 вагнеровского репертуара. Л. М.
  ГА‚НКО (наст. фам.- Омельченко), Фаина Григорьевна [р. 25. IX (8.Х).
 1900] - украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1954). Член КПСС с
 1941. Сценич. деятельность начала в драм. коллективе при нар. доме в
 Каховке (1918-20). В 1925-27-актриса Т-ра им. Франко (Киев), в 1927 -
 филиала Одесского гос. драм. т-ра, с 1928 -Т-ра им. Заньковецкой (ныне
 во Львове). Актриса широкого диапазона, Г. создала яркую галерею
 характерных, комедийных и лирико-дра-матич. образов. Среди них: Мавка
 ("Лесная песня" Леси Украинки), Хивря ("Сорочинская ярмарка" по Гоголю),
 Стеха ("Назар Стодоля" Шевченко), София ("Бесталанна" Карпенко-Карого),
 Лида, Саломия, Ковшик ("Платон Кречет", "Богдан Хмельницкий", "Калиновая
 роща" Корнейчука), Кручинина; Василиса ("На дне"), Эмилия ("Отелло").
  ГАЗЕНКЛЕВЕР, Хазенклевер (Hasenclever), Вальтер (8.VII.1890,
 Ахен,-15.VIII.1940, Ле-Миль, Франция) - немецкий драматург и поэт. Один
 из представителей экспрессионизма. Род. в бурж. семье, получил
 литературное и философское образование в Оксфорде, Лозанне и Лейпциге.
 Первую драму "Сын" написал в 1914 (1916, Немецкий т-р, Прага). Уже в
 этой пьесе звучит основная тема Г.-индиви-дуалистич. протест против
 войны, пацифизм. Участие в 1-й мировой войне, тяжёлое ранение,
 полученное на фронте, усиливают пацифистские настроения Г., к-рые
 особенно отчётливо проявились в его пьесах: трагедии "Антигона" (1917,
 Городской т-р, Лейпциг) и драме "Спаситель" (1919, т-р "Трибуна",
 Берлин), где Г. пытается противопоставить стихии зла и разрушения образ
 "искупителя" - поэта и гуманиста. Свойственные этим пьесам
 экспрессионистич. приёмыразорванность композиции, абстрактность образов,
 элементы мистицизма - ещё резче проявляются в следующей пацифистской
 пьесе Г.- "Люди" (1920, Нем. т-р, Прага). Поражение германской революции
 1918 Г. воспринял как поражение самой идеи революции, что сказалось в
 его последующем творчестве. Г. написал пьесу "Решение" (1919, т-р
 "Трибуна", Берлин), мистич. драму "По ту сторону" (1920, Городской т-р,
 Лейпциг), драму "Убийство" (1926, Нем. т-р, Берлин, реж. М. Рейнхардт).
 В конце 20-х гг. в произв. Г. усиливаются реалистич. тенденции, начинает
 отчётливо звучать сатира на бурж. об-во. Эта направленность творчества
 Г. особенно проявилась в комедиях "Делец" (1927, Гор. т-р,
 Франкфурт-на-Майне, реж. Р. Вейхерт; 1957, Шлоспарк-театр. Берлин),
 "Браки совершаются на небесах" (1928, Камерная сцена Немецкого т-ра,
 Берлин),"Нашествие Наполеона" (1930, Новый т-р, Франкфурт-на-Майне).
  В 1933 Г. эмигрировал во Францию, где написал антифашистскую
 трагикомедию "Мюнхаузен" (пост. 1948). После вторжения во Францию
 гитлеровских войск Г. был интернирован и в лагере покончил жизнь
 самоубийством.
  В СССР пьесы Г. широко шли в 20-х гг.: "Антигона" в 1927 была пост.
 моек. Камерным т-ром, "Делец" в 1928 ставился т-рами: б. Корша, студией
 под рук. Ю. Завадского (Москва), Ленингр. т-ром им. Пушкина, Харьковским
 рус. т-ром и др.; "Браки совершаются на небесах" пост. в 1928 Ленингр.
 т-р комедии, в 1929 - Моск. т-р сатиры; "Нашествие Наполеона" в 1930
 пост. Ленингр. т-р им. Пушкина, в 1931 - Моск. т-р сатиры и МХАТ 2-й.
  Соч.: Dramen, В., 1924; в рус. пер.-Дельцы..., М.-Л., 1923: Браки
 совершаются на небесах, Л.-М., 1929.
  Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избранные статьи, т.
 1-2, М., 1958; Марков П. А., Современная экспрессионистическая драма в
 Германии, М., 1923;
  Гвоздев А., Экспрессионизм в немецкой драме, в сб.:
  "Современный Запад", кн. 1, П., 1922, с. 112-118; Л е ш-нитцер Ф.,
 Смерть Вальтера Газенклевера, "Интернациональная лит-ра", 1940, ј 9-10;
 W a l z е l 0., Die deutsche Dichtung von Gootsched bis zur Gegenwart,
 Bd 1-2, В.-Wildpark-Potsdam, 1927-[1930]; B ab J., Die Chronik des
 deutschen Dramas, Bd 4-5, В., [1922]-26.
  ГАЗЙЗОВ, Гильметдин (1910-42) - татарский советский актёр. В 1931
 окончил Казанский театр. техникум и начал выступать в рабочем т-ре
 "Синяя блуза" при меховом комбинате. В 1933-41 работал в Т-ре им. Камала
 (Казань). Роли: Идрис ("Бишбу-ляк" Гиззата), Сафа ("Молодые сердца"
 Бурнаша), Ясави ("Потоки" Гиззата), Ральф ("Профессор Мам-лок" Вольфа),
 Керубино ("Женитьба Фигаро"). Яркий комедийный актёр, Г. обладал
 природным юмором, острой выразительностью. Погиб на фронте Великой
 Отечественной войны. X. К.
  ГАЗИРОВЩИК (от франц. gazon - газон) - жаргонное название уличного
 циркового артиста, выступавшего в саду (на газоне) или на площади,
 непосредственно на земле или на коврике.
  ГАЙС - см. Государственная академия искусствознания'.
  ГАЙ, Александр Дмитриевич (р. 1914) - украинский советский актёр.
 Нар. арт. УССР (1956). Член КПСС с 1939. Сценич. деятельность начал в
 1929 в Днепропетровском т-ре им. Шевченко. В 1933-36 учился в школе 2-го
 МХАТа (класс С. Г. Бирман). В 1936-38 работал в Моск. т-ре им. Ермоловой
 под руководством Н. П. Хмелёва и одновременно учился в Муз. училище им.
 Глазунова. В 1938 был призван в ряды Красной Армии, работал в ансамблях
 песни и пляски. В 1941-45 - во фронтовых бригадах. С 1947-актёр Т-ра им.
 Заньковецкой (Львов).
  Создатель эмоциональных, одухотворённых образов, Г. достигает особой
 простоты и естественности исполнения. Широко использует выразительную
 речевую характеристику. Роли: Верба, боцман Бухта ("Калиновая роща",
 "Гибель эскадры" Корнейчука), Отец Юлиан ("Любовь на рассвете" Галана),
 Кречин-ский; Нил ("Мещане"), Астров ("Дядя Ваня"), Гамлет. Создал образ
 В. И. Ленина в спектакле "Кремлёвские куранты" (1956). Р. Б.
  ГАЙ (Gay), Мария (13.VI.1879-29.VII.1943)-испанская артистка оперы
 (меццо-сопрано). Крупнейшая представительница исп. вок. иск-ва. В 16 лет

<< Пред.           стр. 167 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу