<< Пред. стр. 171 (из 913) След. >>
1874-т-р "Лицеум", Лондон). Среди др. англ. исполнителей роли Гамлета в18-19 и нач. 20 вв.: Уилкс, Эрлинг-тон, Барри, Хендерсон, Юнг, Макреди,
Ч. Кин, Фелпс, Бир-бом-Три, Робертсон, Бенсон и др. Среди исполнительниц
роли Офелии - Сондерсон, Клайв, Райнфордс, Фосит, Батмен, Хол-лидей,
Лессингхем, Терри, Гловер (играла и Гамлета), Кэмп-белл и др.
Среди совр. англ. пост. и исполнителей: т-р "О л д В и к", Лондон
(1930, Гамлет - Гилгуд; 1937, реж. Гатри, худ. Баттерсби, Гамлет -
Оливье, Офелия - Кострилл), "Нью тиэтр", Лондон (1934, Гамлет - Гилгуд);
Шекспировский мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон (1937, реж. Пейн,
худ. Айртон и Кёртис, Гамлет - Уолф; 1948, реж. Бенталл, худ. Бейли,
Гамлет - Скоффилд, Офелия - Блум); "Нью т и э т р", Лондон (1950, реж.
Бенталл, худ. Ирвинг, Гамлет - Редгрев); т-р драматич.о б-в а О к
с-фордского университета (1935, Гамлет-Гленвилл) и т. д. Среди др. совр.
англ. исполнителей роли Гамлета - Харви, Ланг, Невилл, Эдисон, Гиннесс,
Клуне; роли Офелии- Хэнсон, Комптон. Ли, Тьютин, Уейнхем и др.
За пределы Англии, в частности в Германию и Австрию, "Г." был завезён
в 17 в. "английскими комедиантами", игравшими трагедию на англ. яз. в
далёких от подлинника переделках. Первое представление "Г." на нем. яз.
- 16 янв. 1773 в Венском придворном т-ре (переделка Хёйфельда; Гамлет -
Ланге, Офелия - Тойтшер); 20 сент. 1776- в Гамбургском, а в январе
следующего года в Ганноверском т-рах была пост. переделка Л. Ф. Шредера
(Гамлет - Брокман, Офелия - Д. Аккерман). 17 дек. 1777 "Г." в обработке
Шредера пост. Дёббелин т-р, Берлин (Гамлет - Брокман, Офелия -
Дёббе-лин). Первое представление "Г." в переводе А. Шлегеля состоялось
15 окт. 1799 в Придворном т-ре, Берлин (Гамлет - Бешорт, Офелия -
Унцельман). В конце 18, в 19 и нач. 20 вв. на нем. и австр. сценах роль
Гамлета играли: Л. Ф. Шредер, Кох, Аншюц, Вольф, К. и Э. Девриент;
Дависон, Лёве, Кайнц, Поссарт, Барнай, Левинский, Зонненталь,
Мит-тервурцер, Матковский, Моисеи, актрисы Абт, Вестфали и др.; роль
Офелии: С. Шредер, Бауэр, Вольф, Мюллер, Зебах, Бо-лер-Девриент,
Эйбеншюц, Тервин и др.
Во Франции "Г." пост. впервые в 1769 в т-ре "Комеди Фран-сез" (Париж)
по искажённой переделке Дюси. В этой переделке играл Гамлета и Тальма
(1803). Близкий к подлиннику перевод "Г."-А. Дюма-отца совм. с П.
Мерисом (1847), пост. в том же году в "Комеди Франсез". В 80-х гг. 19 в.
Гамлета играл Муне-Сюлли.С 1899 роль Гамлета исполняла Сара Бер-нар,
игравшая прежде Офелию. В 1913 "Г." пост. т-р Антуа-на, Париж (Гамлет -
Сюзанн Депре), в 196 - т-р Мариньи, там же (реж. и исполнитель заглавной
роли - Барро).
Среди исполнителей роли Гамлета в Италии - Сальвини, Росси, Новелли,
Цаккони, Руджери, Гасман; Офелии- Ристори, Дузе и др.; в Америке -
Олдридж, Пайн, Бутс, актрисы Барбли, Ле Гальенн и др.; в Швеции - Экман,
Хансон; в Венгрии - Лендваи; в Польше - Круликовский, Выжиковский
(Офелия - Моджеевская); в Чехословакии - Когоут, Тогоз" Недбал,
Штепанек; в Греции - Минотис; в Японии - Сусукида и Асадаиро Фудзисава
(Офелия - Сада Якко) и др.
Сценическая история "Г." в дореволюционной России восходит к 1750,
когда в Петербурге на Императорской сцене воспитанниками сухопутного
шляхетского корпуса был впервые пост. "Г." А. П. Сумарокова. В пост.
этой пьесы в 1757 роли играли: Гамлет - Дмитревский, Офелия - Троеполь
екая, Клавдий - Ф. Волков, Гертруда - Волкова, Полоний- Гр. Волков. В
1810 в Петербурге "Г." пост. в переводе-переделке С. Висковатова,
сделанном по франц. переделке Дюси (Гамлет - Яковлев, Офелия - Семёнова,
Гертруда - Каратыгина). Значительным этапом в истории рус. т-ра явилась
пост. трагедии в новом пер. Н. А. Полевого в Моск. Малом т-ре 22 янв.
1837 с Мочаловым в роли Гамлета (Клавдий - Козловский, Гертруда -
Львова-Синецкая, Полоний - Щепкин, Офелия - Орлова, Лаэрт - Самарин,
тень отца Гамлета-Максимов, могильщики - Орлов и Степанов, 1-й актёр -
Волков и др.); в том же году пост. в Александрийском т-ре (Гамлет -
Каратыгин, Клавдий - Брянский, Гертруда - Валь-берхова, Полоний -
Сосницкий, Офелия - Асенкова, Лаэрт- Григорьев 1-й, Горацио - Каратыгин
2-й, 1-й могильщик - Воронов и др.). Среди исполнителей последующих
пост. в Малом т-ре - Леонидов, Ленский, Самарин, Вильде, Южин (Гамлет),
Львова-Косицкая, Ермолова, Федотова, Яблочкина (Офелия), С. Шумский,
Правдин (Полоний); в Александрийском т-ре: Максимов 1-й, В. Самойлов,
Далматов, Дальский, Дарский, Аполлонский, Ходотов, Глаголин (Гам-л е т),
Савина, Жулева, Анненская, Бернар, Дюжикова 2-я, Комиссаржевская
(Офелия), Абаринова, Дюжикова 1-я, Свободина-Барышева (Гертруда),
Аполлонский, Юрьев, Ходотов (Л а э р т), Варламов, Шевченко (1-й
могильщик). Из последующих дореволюц. пост. "Г.": Пушкинский т-р, Москва
(1882, Гамлет - Иванов-Козельский);
Передвижной т-р под рук. Гайдебурова и Скарской, Петербург (1908;
режиссёр Таиров, худ. Тир, композитор Кудрявцев, Гамлет - Гайдебуров;
спектакль возобновлялся в 1910, 1919, 1922). 23 дек. 1911 "Г." пост. МХТ
(пер. Кронеберга, постановщик и худ. Крэг, режиссёры Станиславский и
Суллержиц-кий, костюмы Сапунова, композитор Сац; Гамлет - Качалов,
Клавдий - Массалитинов, Гертруда - Книппер, Смирнова-Алеева, Бутова,
Полоний - Лужский, Офелия - Гзовская, Барановская, Розенкранц и
Гильденстерн - Воронов и Суш-кевич, Горацио - К. Хохлов, Лаэрт -
Болеславский, 1-й могильщик - Грибунин, Александров, актёры -
Вишневский, Вахтангов, Афонин). На гастролях в Москве и в Петербурге
Гамлета играли Т. и Г. Сальвини, Барнай, Поссарт, Цаккони, Муне-Сюлли,
Миттервурцер, Моисеи и мн. др.
"Г." часто ставился и на провинц. сцене: Екатеринославский (1844),
Саратовский (1848), Ростовский-на-Дону (1849), Нижне-Новгородский
(1858), Орловский (1864), Тамбовский (1891) т-ры, Рижский Латышский т-р
(1894), Виленский т-р (1899), т-р "Эстония", Ревель (1913), т-р
"Соловцов" (Киев), Харьковский, Иркутский, Самарский, Казанский и др.
т-ры. Среди исполнителей роли Гамлета: Н. Рыбаков (впервые - Киев,
1838), Полтавцев, П. Васильев, Иванов-Козельский, Милославский, Л.
Леонидов, Карамазов, Роб. Адельгейм, Орленев, Арди, Чарский, Россов,
Адамян, Папазян, Сира-нуш и др.; роли Офелии - Вышеславцева,
Млотковская, Коз-ловская, Стрелкова, Е. Иванова и др.
На советской сцене "Г." впервые пост. в Академич. т-ре драмы в
Петрограде (1919, Гамлет - Ходотов, Офелия - Ведринская).и в Передвижном
т-ре под рук. Гайдебурова и
Скарской (1919, Гамлет - Гайдебуров). Среди последующих пост.: МХАТ
II (1924; режиссёры Смышляев, Татаринов и Че-бан, худ. Либаков,
композитор Рахманов; Гамлет - Чехов, Клавдий - Чебан, Гертруда -
Соловьёва, Офелия - Дура-сова, Лаэрт - Берсенев); Т-р им. Руставели,
Тбилиси (1925; реж. Марджанишвили, худ. Гамрекели, муз. из произведений
Чайковского; Гамлет - Чхеидзе, Клавдий - Васадзе, Полоний - Гоциридзе,
Офелия - Анджапаридзе, Лаэрт -Хо-рава, Осрик - Жоржолиани); Т-р им.
Азизбекова, Баку (1926; реж. Туганов; Гамлет - Шарифзаде); Ярославский
т-р (1927; реж. Бертельс, худ. Болдырев; Гамлет - Курский); Т-р им.
Хамзы, Ташкент (1935; реж. Уйгур, худ.Шле-пянов; Гамлет - Хидоятов,
Офелия - Ишантураева; позднее Гамлета играли Ходжаев и Бурханов;
спектакль трижды возобновлялся); Горьковский т-р (1937; реж.
Соболыпиков-Самарин, Гамлет - Дубенский); т-р под рук. Радлова (позднее
- Т-р им. Ленсовета), Ленинград (1938; реж. Радлов, худ. Дмитриев,
композитор Прокофьев; Гамлет - Дудников и Б. Смирнов, Клавдий -
Всеволожский, Гертруда - Сошаль-ская, Офелия - Певцова, Лаэрт - Б.
Смирнов); Воронежский т-р (1941; реж. Бебутов, худ. Герасименко;
ГамлетПоляков); Т-р им. Сундукяна, Ереван (1942; реж. Бурджалян;
Гамлет - Вагаршян и Джанибекян, Офелия - Варданян);
Т-р им. Кингисеппа, Таллин (1945; реж. Сярев, худ. Хаас;
Гамлет - Карм, Офелия - Вийсимаа); Т-р им. Я. Коласа, Витебск (1946;
реж. Бебутов, худ. Бебутова; Гамлет-Молчанов, Клавдий - Звездочётов,
Полоний - А. Ильинский, Офелия - Беленькая); Ленингр. т-р драмы им.
Пушкина (1954; реж. Козинцев, худ. Альтман, композитор Шостакович;
Гамлет - Фрейндлих, Клавдий - Скоробогатов, Гертруда - Рашевская,
Полоний - Толубеев, Офелия - Мамаева); Моск. т-р им. Маяковского (1954;
реж. Охлопков, худ. Рындин, муз. оформление - фрагменты из произв.
Чайковского и др., танцы - Бурмейстер; Гамлет - Самойлов,
позднееКазаков, Марцевич, Клавдий - Кириллов и Любимов, Гертруда -
Григорьева, Полоний - Свердлин, Офелия - Бабанова, Ани-симова, Лаэрт -
Холодков, Горацио - Лукьянов); Харьковский т-р им. Шевченко (1956; реж.
Норд, худ. Греченко, композитор Данькевич; Гамлет - Геляс, Клавдий -
Сердюк, Офелия - Л. Попова); Т-р им. Заньковецкой, Львов (1957; реж.
Тягно, худ. Стефанчук; Гамлет - Гай, Офелия - Вершинина); Новосибирский
т-р "Красный факел" (1958; реж. Редлих.худ. Коваленко; Гамлет - Н.
Михайлов; в пост. 1941- худ. Белоголовый; Гамлет - Иловайский);
художеств. т-р им. Райниса, Рига (1959; реж. Смилгис и Этнере, худ.
Вилке, комп. Калнынь; Гамлет - Лиепинь, Гертруда - Л. Берзинь, Офелия -
Артмане, Горацио - Клетниек); Т-р драмы Латв. ССР. Рига (1959; реж.
Катлап, худ. Спертал; Гамлет - Видениек, Полоний - Осис, Офелия - Лине);
Т-р драмы Литов. ССР, Вильнюс (1959; реж. Рудзинакас, худ. Янкус;
Гамлет - Кураускас, Офелия - Растекайте) и др.
В ряде стран (Англия - Стратфорд-он-Эйвон и Эдинбург, Дания -
Эльсинор, Канада - Стратфорд около Торонто) систематически проводятся
шекспировские фестивали, во время к-рых труппы и отдельные актёры разных
стран выступают в шекспировском репертуаре, в т. ч. в "Г.".
На сюжет "Г." написано свыше 10 опер, ряд увертюр, антрактов и др.
Среди композиторов, создавших произведения на эту тему: Меркаданте,
Тома, Лист, Чайковский и др.
Как балетный спектакль "Г." пост. в Неаполе (1824), Лондоне (1942),
Мюнхене (1950) и др.
См. илл. на отдельном листе к стр. 977-978.
Издания.- Первое (искажённое) изд. "Г."- 1603. Первые аутентичные -
новые издания "Г."? наиболее близкие рукописи автора, 1604 ("Трагическая
история Гамлета, принца Датского, как она неоднократно исполнялась его
величества слугами в Лондоне, кроме того, в двух университетах
Кембриджском и Оксфордском, и в других местах"). В 1623- в первом собр.
соч. Шекспира. Тексты "Г.", к-рые печатаются в совр. изданиях и по
которым трагедия ставится на совр. сценах, составлены на основе этих
двух изд. Первая русская переделка "Г." - соч. А. П. Сумарокова (1748);
первый русский перевод-переделка (с искаженного франц.
перевода-переделки Дюси) - С. Висковатова (1810). Первые русские
переводы с англ., приближающиеся к тексту Шекспира, - М. В. Вронченко
(1828) и Н. А. Полевого (1837). Среди дореволюц. перев.: Н. X. Кетчера
(прозаический), А. И. Кронеберга (1844), М. А. Загуляева (1861), А. Л.
Соколовского (1883), П. П. Гнедича (1891), К. Р. (1899). Из сов.
переводов - М. Л. Лозинского (1934), А. Радловой (1937, 1955), Б. Л.
Пастернака (1947, 1956). Среди переводов на яз. др. народов СССР: А.
Ах-вердова, Дж. Джабарлы, Т. Эйюбова (азерб.), И. Г. Мачабели (груз.),
О. X. Масеяна (арм.), Эшмамбетова (кирг.), Веры (укр.), А. Хургинаса
(литов.) и мн. др.
Лит.: Уильям Ш е к с п и р, Полн. собр. соч. в 8тг.,т. 6,М., 1960, с.
571-627; М a n d e r R. and MitchensonJ., Hamlet through the ages...,L.,
1955; H og a n Ch. В e e с h e r, Shakespeare in the theatre. 1701-1800,
Oxf., 1952 (глава "Hamlet");
Agate James, Brief chronicles, L., 1943, с. 246- 279; W о о d Roger
and С 1 a r k e Mary, Shakespeare at the Old Vie, L., 1954 (глава о
Гамлете); Deutsche Shausp'ielkunst, В.,1954, с. 258-310;
W e i 1 e n A., Hamlet auf der deutschen Blihne bis zur Gregenwart,
В.,1908; Фр а не А., Книги и люди, пер. с франц., М.-П.,?1923;
БелинскийВ.Г., "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета,
Собр. соч. в 3-х тт., т. 1, М., 1948; Гончаров А. И., Полн. собр. соч. в
8 тт., т. 8, М.. 1952, с. 197-205;
К. Р., Трагедия о Гамлете, принце Датском, т. II, СПБ, 1900, с.
100-134; Шекспировский сборник. 1947, М., 1948, с. 59-103;
Сб. "Мастера театра в образах Шекспира", М.-Л., 1939; "Театр", М.,
1955, ј 3, с. 62-81, ј 8, с. 65-80 и ј 9, с. 54-6?;
"Театр и искусство", П., 1900, ј 50 и 51; "Записки Передвижного
театра Гайдебурова и Скарской", Л., 1922, ј 33. А. Шн.
ГАМРЕКЕЛИ, Борис Александрович (р. 2.V. 1900) - грузинский советский
режиссёр и актёр. Засл. арт. Груз. ССР (1938). Работал в различных т-рах
Грузии. С 1942 - режиссёр Тбилисского т-ра муз. комедии им. В. Абашидзе.
Пост. спектакли:
"Марина" Кальмана, "Вольный ветер" Дунаевского, "Дали" Милорава,
"Нателла" Торадзе, "Салхинобели" Гудиашвили. Автор пьес и инсценировок
"Ладо Кец-ховели", "Нацаркекия" (совм. с Г. Нахуцришвпли), пост. в Груз.
ТЮЗе, и др.
ГАМРЕКЕЛИ, Давид Александрович [p.27.VII(9.VIII). 1911] - грузинский
советский артист оперы(баритон). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Окончил
с.-х. ин-т (1932) и консерваторию в Тбилиси (1935). Впервые выступил в
Т-ре оперы и балета в Тбилиси в 1935; пел на сцене этого т-ра до 1944. В
1944-52 Г.- артист Большого т-ра. С 1952 занимается концертной
деятельностью. Партии: Киазо, Мурман("Даи-си", "Абесалом и Этери"
Палиашвили), Ладо ("Ладо Кецховели" Киладзе), Томас ("Родина" Туския),
Евгений Онегин; Елецкий ("Пиковая дама"), Жер-мон ("Травиата"),
Риголетто; Фигаро ("Севильский цирюльник"), Валентин ("Фауст"),
Эскамильо и др. Ст. пр. (1950) за участие в фильме "Щит Джургая".
ГАМРЕКЕЛИ, Ираклий Ильич [5(17). V. 1894-10.V.1943] - грузинский
советский художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1934). Член ВКП(б) с
1939. С 1922 работал в Т-ре им. Руставели, вначале с К. А.
Марджанишвили, затем с А. Ахметелли и др. режиссёрами. В этом т-ре Г.
оформил св. 50 спектаклей, в т. ч.: "Гамлет" (1925); "Анзор" Шаншиашвили
(1928), "Разлом" (1928); "Тет-нульд" Д адиани( 1931), "Р
азбой-ники"(1933); "Арсен" Шаншиашвили (1936), "Отелло" (1937);
"Из искры" Дадиани (1937), "Человек с ружьём" (1939);
"Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1940), "Измена" Сум-батова-Южина
(1940), "Кик-видзе" Дарасели (1941), "Невеста из афиш" Гольдони (1942) и
др. В Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси) оформил "Абесалом и
Этери" Палиашвили (1937), "Сердце гор" Баланчивадзе (1938), "Ладо
Кецховели" Киладзе (1941), "Патара Кахи" Гокиели (1943) и др. Декорации
Г. отличались мощностью объёмов, живописностью, лаконизмом. Искусство
Г., отмеченное стремлением к монументальности, романтичностью и ярким
нац. колоритом, во многом способствовало определению творческого
своеобразия Т-ра Руставели. Работал в киностудии Грузии (кинофильм
"Арсен"), оформлял спектакли в т-рах Москвы, Ленинграда, Киева,
Саратова, Баку.
Лит.: Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина
театр имени Руставели, Тб., 1958;
Гудиашвили Н." Ираклий Гамрекели, М., 1958. Н. 9.
ГАМСАХУРДИЯ, Роман Сергеевич [2(14).XII.
1860-29.IX. 1939]-деятель советского грузинского цирка. Засл. деят.
иск-в Груз. ССР (1933). Герой Труда (1933). Работу в цирке начал в 1882
в качестве администратора. Был одним из организаторов профсоюза артистов
цирка и эстрады (1914). В 1926-30 работал директором цирков в Одессе,
Туле, Свердловске, Казани, в 193U-39 - в Тбилиси. Г. внёс значительный
вклад в развитие груз. циркового иск-ва, способствовал созданию
оригинальных номеров, принимал участие в строительстве нового здания
цирка. Я. Э.
ГАМСУН (Hamsun) [наст. фам.- Педерсен (Pedersen)], Кнут (4.VIII.
1859- 19.11. 1952)- норвежский писатель, драматург. Лит. деятельность
начал в конце 70-х гг. Автор романов ("Голод", "Мистерии", "Пан",
"Виктория" и др.), принёсших ему мировую известность. Первая и наиболее
значительная драма Г. "У врат царства" (1895), составляющая драматич.
трилогию вместе с пьесами "Игра жизни" (1896) и "Вечерняя заря" (1898),
показывает бунт учёного Ивара Карено против бурж. либералов. Однако
идейная программа пьесы Г. близка философии Ф. Ницше; герой её
прославляет войну, требует "истребления" рабочих и мечтает о приходе
"прирожденного властелина, деспота по природе". В нач. 20 в. в период
распространения ущербной лит-ры эта пьеса ставилась во многих европ.
т-рах. Позднейшие пьесы Г.- неоромантич. драма в стихах "Монах Вендт"
(1902), варьирующая темы романов "Мистерии" и "Пан"; пьесы "Царица
Тамара" (1903), написанная в результате поездки по Грузии, и "У жизни в
лапах" (1910) отражают дальнейшую идейно-художеств. деградацию Г.,
ставшего в годы 2-й мировой войны фашистом-квислинговцем. Пьесы Г.
ставились в Нац. т-ре в Осло, но прочно в репертуар не вошли.
Соч.: Samlede verker, bd 1-15, [Oslo], 1954-56; в рус. пер.- Полное
собрание сочинений, т. 1-5, СПБ, 1910.
Лит.: Плеханов Г. В., Сын доктора Стокмана, в его кн.: Искусство и
литература, М., 1948. A. M.
ГАНАССА (Ganassa) [наст. фам. -Назелли (Naselli)], Альберто [ок.
1540(?) - ок. 1588(?)]- итальянский актёр. По происхождению бергамец.
Выступал в комедии дель арте исполняя роли Дзанни (отсюда его прозвище.
Дзан Ганасса). В 1571 по приглашению Екатерины Медичи уехал во Францию,
играл в Париже и Лионе. В 1574 выступал со своей труппой в Испании,
устраивал представления комедии дель арте и ставил ауто -
религиозно-аллегорич. драмы на сюжеты из библии и житий святых (в 1579
для этой цели был специально приглашён в Толедо). В 1584 возвратился в
Италию.
Лит.. Дживелегов А. К." Итальянская народная комедия. Commedia
dell'arte. M., 1954; История западно" европейского театра, под общей
ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956. Р. X.
ГАНГАРЙЛЬЯ (gangarilla) - бродячая труппа в Испании 16 в., дававшая
представления по крестьянским дворам. Состояла из 3 мужчин и мальчика на
женские роли. Г. разыгрывали ауто и интермедии. С. И.
ГАНЙ, Абдулло (наст. фам.- Абдуллаев) (р. 1912) - таджикский
советский драматург. Лит. деятельность начал в 1932. Автор пьесы "Долина
счастья" (1936, Т-р им. Лахути) - о преобразованиях в Таджикистане в
годы первой пятилетки, муз. драмы "Восстание Восе" (1938, Тадж. муз.
т-р), посвящённой восстанию дехкан Бальджуанского бекства в 1885,
"Ураган" (совм. с Ш. Киямовым, 1957, Т-р им. Лахути) - о становлении
Советской власти в Ср. Азии. В этой пьесе впервые в тадж. драматургии
воссозданы образы В. И. Ленина, Н. К. Крупской, Г. К. Орджоникидзе.
Перевёл ряд пьес Островского. Н. Н.
ГАНИЗАДЕ, Султан Меджид Муртуза оглы (1866- 1937) - азербайджанский
просветитель, драматург, театральный деятель. Окончил реальное уч-ще в
Шемахе и Учительский ин-т в Тифлисе. Работал инспектором нар. школ
Бакинской губернии. В 1888 совместно с Г. Махмудбековым и Н. Велиевым
организовал постоянную азерб. театр. труппу в Баку и стал одним из её
режиссёров. В 1897 Г. привлёк в труппу актёра Г. Араблинского. Написал
драму "Гон-ча ханум" ("Бинамская помещица"), запрещённую царской
цензурой, комедию "Вечернее чихание в пользу" (1904), водевили
"Дурсунали Баллыбады" (1904), "Хор-хор" (1905), "Бери, да помни" (1908),
"Самоотверженность". Перевёл на азерб. яз. "Первый винокур" Л. Толстого.
К. Кае.
ГАНЛОН-ЛИ, братья - Томас, Джордж, Уильям, Альфред, Эдмонд, Фредерик
(сер. 19 в.),- английские цирковые артисты, клоуны. В 1847 дебютировали
в Лондоне в т-ре "Адельфи", номер Г.-Л. состоял из упражнений на
трапеции и икарийских игр. В 1885 во время гастролей в Чикаго
встретились с франц. канатоходцем и жонглёром Августом, посоветовавшим
им выступить в пантомиме. Участие в пантомиме "Деревенский брадобрей"
принесло Г.-Л. успех. Особую известность они приобрели в пантомиме "До,
ми, соль, до", поставленной Августом в парижском Зимнем цирке в 1874
(пантомима изображала концерт маньяков, игравших одновременно различные
произведения Вагнера и создававших жуткую какафонию). Г.-Л. ввели в