<< Пред. стр. 172 (из 913) След. >>
англ. акробатич. пантомиму утраченное ею иск-во мимики. Строили своипантомимы на большом количестве трюков (взрывы, провалы, превращения и
т. д.). Персонажи, к-рых изображали Г.-Л., вопреки всякой логике и
смыслу избивали, увечили друг друга, сохраняя при этом полное
равнодушие. Г.-Л. выступали в цирках и мюзик-холлах Англии, Франции,
Германии, России, Америки. Создали целую плеяду подражателей,
развивавших их принципы. М. Горький назвал направление англ. клоунады,
возглавленное Г.-Л., жутковатым (рассказ "О тараканах"). М. Зон.
ГАНН (Gamie), Луи (5. IV. 1862-14.VII. 1923)- французский композитор
и дирижёр. Музыке обучался в Парижской консерватории у Т. Дюбуа, Ж.
Массне, С. Франка. Композиторскую деятельность начал в 1892, написал
балет "Нильский источник" для т-ра "Фоли бержер" (Париж). Вскоре Г.
завоевал широкую популярность как автор музыки для танцев, спектаклей
лёгкого жанра, ставившихся в парижских т-рах-варьете "Фоли бержер" и
"Казино де Пари":
"Воляпюк" (1886), "Щеголихи и замарашки" (1894), "Счастливая встреча"
(1892), "Улица" (1894). Написал комич. оперы и оперетты: "Рабле" (1892),
"Женские каверзы" (1893), "Уличные паяцы" (1899), "Ганс-флейтист" (1906,
Монте-Карло), "Родопа" (1910), "Крылья" (1910), "Кукареку" (1915) и др.;
балеты:
"Конец света" (1893), "Блоха" (1894), "Фрина" (1896), "Цитера"
(1900), "В Японии" (1903), "Фламандское рождество" (1917). "Уличные
паяцы" и "Ганс-флейтист" входят в репертуар совр. франц. т-ров оперетты.
Музыка Г. отличается живостью, простотой и мелодичностью. Многие
танцевальные и песенные эпизоды близки по характеру к франц. нар.
музыке. И.Ш.
ГАНСВУРСТ (нем. Hanswurst, буквально - Ванька-колбаса) - комический
персонаж немецкого народного театра. Появился в 16 в. в фастнахтшпилях
П. Пробста, Г. Сакса, Г. Ролля. В 17 в. наряду с Пикелъге-рингом получил
распространение как гл. лицо комич. интермедий, объединявшее разнородные
части представлений бродячих нем. трупп. Г.- нем. простолюдин, простак и
хитрец (эти черты акцентировались в зависимости от склонностей
исполнителя), весёлый забияка, трус и обжора, потешавший зрителей
грубоватыми примитивными фарсовыми шутками и трюками. В этих шутках
часто осмеивалось немецкое бюргерство и дворянство. Постоянно обращаясь
по ходу действия к публике, Г. широко использовал импровизацию.
Существовало две разновидности Г.- германский и австрийский, усвоивший
под влиянием итальянской комедии дель арте нек-рые черты сходства с
Арлекином. В творчестве венского актёра нар. т-ра И. Страницкого
придавшего Г. облик весёлого зальцбург-ского крестьянина, Г. пережил
последний период своей популярности. В 18 ь. классицисты И. Гот-шед и К.
Нейбер боролись против представлений с участием Г., считая, что они
способствую i развитию отсталых примитивных вкусов у зрителей. В 1737
Нейбер устроила театрализованный суд над Г. на сцене своего т-ра в
Лейпциге; в прологе, написанном Нейбер, соломенное чучело Г. подверглось
сожжению. Впоследствии Г. Э. Лессинг резко осудил стремление изгнать Г.
со сцены, расценивая это как разрыв с традициями нем. нар. творчества, и
сделал попытку восстановить Г. в Гамбургском нац. т-ре (1767-68). В
конце 18 в. Г. окончательно исчез, уступив место разнообразным комич.
персонажам водевилей и зингш-пилей, в известной мере унаследовавших нар.
комедийную традицию.
Лит.: Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 2,
М.-Л., 1936-39, с. 370, 393. С. Мок.
ГАНЧЕВ, Борис (р. 23.X.1894)- болгарский актёр. Засл. арт. Народной
Республики Болгарии (1949). С 1923 работает в софийском Нар. т-ре. В
1927 окончил театр. школу под рук. Н. О. Массалитинова при этом т-ре.
Г.- характерный актёр, успешно играет драматич. и комедийные роли:
Добревич и Брычков-отец ("Изгнанники" Вазова), дон Сильва ("Эрнани"
Гюго), Подколесин и Городничий ("Женитьба" и "Ревизор"), Андрей ("Три
сестры"), Бардин ("Враги"), Васин ("Русские люди"), Лавров ("Великая
сила" Ромашова), Бен ("Лисички" Хелман) и др. Аг. М.
ГАНЧЕВ, Христо (10.III.1878-2.XII. 1912) - болгарский актёр. В 1899
по окончании Драм. курсов в Петербурге (ученик В. Н. Давыдова) начал
сценич. деятельность в софийском т-ре "Слеза и смех" (впоследствии Нар.
т-р), выступал в роли Малюты Скуратова ("Василиса Мелентьева"
Островского). Для творчества Г. характерна естественность исполнит.
манеры, точный сценич. рисунок. Блестящее комедийное дарование актёра,
сочный юмор, стремление усилить сатирич. черты образа ярко проявились в
исполнении ролей Подколесина и Осипа ("Женитьба" и "Ревизор"), Юсова
("Доходное место"), Гарпагона ("Скупой"), дона Базилио ("Женитьба
Фигаро"), Шута ("Король Лир") и др. Сатирико-комедийная направленность
творчества Г. нашла выражение в роли Македонского ("Изгнанники" Вазова),
а его талант остро характерного актёра - в роли Раксина ("Над пропастью"
Вазова). А г. М.
ГАНЬЦЗЮЙ - разновидность китайской музыкальной драмы. Сложилась в
совр. виде ок. 400 лет тому назад в провинции Цзянси и получила там
распространение. Еще в 11-12 вв. н. э. на территории нынешней Цзянси
были распространены представления "сяоси" ("малая драма"), к-рые
исполнялись двумя актёрами: мужскую роль играл актёр на амплуа тэн,
женскую - актёр на амплуа дань. Оба актёра исполняли дуэтные арии,
отсюда другое название этих представлений-"лянкоу гунпо си" (дуэтные
представления мужчины и женщины). Темами для Г. служили события
обыденной жизни. Первоначально представления шли без аккомпанемента,
впоследствии в них начали применяться ударные инструменты (гонг и
барабан) в перерывах между пением. Под влиянием шэньсий-ской драмы
(циньцян) и хэбейской драмы (гаоцян) цзянсийская драма усложнялась в
области музыки, манеры пения и сценич. оформления. К концу 13 в. она
приобрела широкую популярность среди местного населения, здесь сложилась
своеобразная типич. мелодия - "иянцян", к-рая оказала влияние на др.
местные т-ры (в т. ч. и на пекинскую драму).
В настоящее время в спектаклях Г. применяются также духовые и
струнные инструменты. Артисту, ведущему партию, подпевают другие
исполнители, находящиеся на сцене или за кулисами (подпевается обычно
начало или конец фразы в унисон), иногда артист повторяет целую фразу
(иногда половину). Унисон исполняется в высоких и сильных тонах,
вызывающих ощущение глубины и отдалённости. Это создаёт настроение
скорби и гнева, отваги и мужества. В жанре т-ра Г. создано 500-600
произведений (ок. 100 пьес сохраняется и в наст. время). В 1954 на
смотре театр. иск-ва провинции Цзянси была отмечена премией сатирич.
комедия "Подмена невесты", высмеивающая помещиков. В 1959 труппа Г.
показала на гастролях в Пекине ряд классич. драм, в т. ч. переделку
знаменитой драмы Тан Сянь-цзу "Пионовая беседка" (18 в.). Наряду с
классич. традиционным репертуаром ставятся и новые пьесы, отражающие
современность. Имеется ряд разновидностей Г., отличающихся друг от Друга
основной мелодией музыки. Б. Р.
ГАО ЦЗЭ-ЧЭН, Г а о Мин (ок. 1305- после 1368)- китайский драматург и
поэт. Основоположник жанра "наньси" в кит. классич. т-ре. Большую
популярность приобрела пьеса Г. Ц.-ч. "История лютни" (ок. 1360;
43 акта), рассказывающая о молодом учёном и его жене, покинутой им,
но оставшейся верной. Несмотря на традиционный благополучный конец и
стремление автора прославить феодальную мораль, пьеса обличает нравы
правящей верхушки. "История лютни" ставится на сцене (в переработанном
виде) до наст. времени. Вл. С.
ГАОЦЯН - один из типических музыкальных стилей, используемых в
китайском классическом т-ре.
Зародился в 12-13 вв. Характерной особенностью Г. является исполнение
вокальных партий без сопровождения муз. инструментов (лишь в отдельных
случаях, в момент кульминации, вступают тарелки - ло, и барабан - гу). В
конце куплета (или арии) солирующему на сцене актёру подпевает хор,
находящийся за сценой. Партии стиля Г. поются речитативом и
воспринимаются как своеобразная декламация, близкая к разговорной речи.
В совр. кит. т-ре стиль Г. сохранился в постановках Сычуанъского театра
(Чуань-цзюй) и т-ра Ханьцзюй. И. Г., Б. Р.
ГАПЙТ (яван.-палочка)-приспособление для управления куклами в
кукольном т-ре. Возникло в т-ре Индонезии. Г. помогает движению головы
трос-тевой куклы. У яванских кукловодов Г.-длинная трость, проходящая
через весь корпус куклы. У совр. европ. (особенно у советских)
кукловодов конструкция Г. настолько усовершенствована, что даёт
возможность производить разнообразные движения головы куклы. Л. ф.
ГАРАГАШ, Сюзан Ованесовна (1.VIII. 1897- 25.VII.1944) - армянская
советская актриса. Засл. арт. Арм. ССР (1935). Сценич. деятельность
начала в Тифлисе в 1913, с 1922 - актриса 1-го Гос. т-ра Армении в
Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). Обладая разносторонним сценич.
дарованием, искренностью и непосредственностью исполнения, Г. с успехом
выступала в комедийных и драматич. ролях:
Сона ("Злой дух" Ширванзаде), Ануш ("Дядя Баг-дасар" Пароняна),
Маргарит ("Хатабала" Сундукяна), Туанета ("Мнимый больной"), Луиза
("Коварство и любовь"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Дездемона, Офелия;
Катерина ("Человек с ружьём"). В. А.
ГАРАГАШЯН, Вергине (1856-1933)- армянская артистка оперетты и драмы.
Род. в Константинополе (Стамбул), где и начала сценич. деятельность в
1867. Играла в труппе А. Вардовяна. В 1880-82 - актриса тифлисского арм.
т-ра. После 1882 играла в опереточной труппе С. Пенкляна. Гастролировала
в Греции, Египте и др. странах. Роли в оперетте: Фатима ("Продавец
гороха" Чухаджяна), Орест ("Прекрасная Елена" Оффенбаха). В драме играла
характерные и комедийные роли: Кекел, Хампери ("Пэпо", "Хатабала"
Сундукяна), Лиза ("Горе от ума") и др. В конце 80-х гг. оставила сцену.
Г.-С.
ГАРАГАЩЯН, Ерануи (1848- 16.III.1924)- армянская актриса. Сценич.
деятельность начала в 1865 в "Восточном т-ре" ("Аревелян татрон") в
Константинополе (Стамбул). В течение 10 лет была премьершей труппы А.
Вардовяна (Константинополь). В 1880-82 играла в тифлисской арм. труппе,
затем снова в Константинополе (в оперетте). Роли: Сан-духт (о. п.
Терзяна), Айкануш ("Падение царства Ру-бинянов" Дуряна), Вышневская
("Доходное место"), Катрин, Маргарита Готье ("Катрин Говард", "Дама с
камелиями" Дюма-сына). Г.-С.
ГАРДЕЛЬ (Gardel), Максимильен (18.XII. 1741, Мангейм,- 11. III. 1787,
Париж) - французский артист балета и балетмейстер. Род. в семье
танцовщика. В 1755 поступил в школу при т-ре "Парижская опера". С
большим успехом выступил в 1760 в опере-балете "Дарданус" Рамо. Преемник
Ж. Новера. Г. стремился к выразительному танцу, но громоздкий костюм,
к-рый носили в то время танцовщики, и маска, скрывающая лицо, мешали
артисту. Г. был одним из первых франц. танцовщиков, снявших маску
(при исполнении партии Аполлона в балете "Кастор и Поллукс" Рамо,
1772). По окончании артистич. деятельности Г. стал балетмейстером. Среди
его лучших пост. "Нинетта при дворе" Дуни (1778), "Мирза" Госсека
(1779), "Дезертир" Миллера (1784), "Первый мореплаватель" Гретри (1785)
и др.
Лит.: ХудековС. Н., История танцев, т. 3, П., 1915;
Dictionnaire portatif, historique et litteraire des theatres..., P.,
1763; Sain t-L e о n A. M., La stenochoregraphie ou Art d'ecrire... la
danse. P., 1852. Ham. P.
ГАРДЕЛЬ (Gardel), Пьер (4.II.1758, Нанси,- 18.X.1840, Париж) -
французский артист балета, балетмейстер. Брат и ученик М. Гарделя.
Ученик Ж. Ж. Новера. Учился в балетной школе т-ра "Парижская опера" (с
1771). Будучи учеником, дебютировал в 1772 в дивертисменте "Золотая
свадьба" Ла-борда на сцене "Парижской оперы". С 1780 - один из ведущих
франц. танцовщиков. Танец Г. отличался большой выразительностью, но
некоторой холодностью. В 1787-1827 Г.- гл. балетмейстер и педагог
"Парижской оперы", в 1799-1815- директор школы этого т-ра.
Балетмейстерское иск-во Г. наиболее плодотворно развилось в годы
французской бурж. революции 1789-94. В эти годы Г. поставил ряд
хореографич. зрелищ, в одном из к-рых ("Приношение свободы" Госсека,
1792) исполнялся танец на музыку Марсельезы. Г. проводил реформу
балетного костюма, расширял технич. возможности танца (введение высоких
полупальцев, вращений и др.). Лучшие балеты Г.: "Психея", "Теле-мак на
острове Калипсо" Миллера (оба в 1790), "Суд Париса" Гайдна и Мегюля
(1793) и др. В творчестве Г. преобладала анакреонтич. тематика, но он
ставил также балеты и на сюжеты из совр. жизни, что было для его времени
новаторством: "Блудный сын" Бер-тона (1812), "Оправданная служанка"
Крейцера (1818) и др. В комич. балете "Танцемания" Мегюля (1800) Г.
впервые ввёл в балетный спектакль вальс. В прощальный бенефис Г. в 1828
был пост. его балет "Психея" с М. Тальони в заглавной роли.
Лит.: Бурнонвиль А., Моя театральная жизнь..., пер. с датск., в кн.:
Классики хореографии, Л.--М., 1937, с. 249-327, 351; ХудековС. Н.,
История танцев, т. 3, П., 1915; L i f a r S., Auguste Vestris, P., 1950.
Ham. P.
ГАРДЕН (Garden), Мэри (р. 20.11. 1877)-шотланд екая артистка оперы
(сопрано). Училась пению в Чикаго у Р. Дафф и (с 1895) в Париже у М.
Маркези, Л. Фюжера, Ж. Буи и др. Сценич. деятельность начала в т-ре
"Опера комик", Париж, в 1900. Гастролировала в Лондоне, Брюсселе,
Нью-Йорке (1907- 1910). В 1910-30 Г.- солистка оперного т-ра в Чикаго (в
1919-21 - директор этого т-ра). Способствовала постановке на Чикагской
сцене оперы С. С. Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" (1921). Среди
партий Г.: Монна Ванна (о. п. Феврье), Луиза (о. п. Шар-пантье),
Мелисанда ("Пеллеас и Мелисанда" Дебюсси; первая исполнительница партии,
1902), Сафо, Гризелидис, Таис (о. п. Массне), Саломея (о.п.Р. Штрауса),
Маргарита ("Фауст"), Кармен, Тоска и др Г. была первой исполнительницей
партий в операх совр. ей композиторов: Орлан-да ("Королева Фьяметта"
Леру, 1903), Елена (о. п. Сен-Санса, 1904), Хризис ("Афродита" Эрланже,
1906), Юдифь (о. п. Онег-гера, 1927), Катюша ("Воскресение" Альфано,
1930) и др. Считалась одной из самых выдающихся оперных певиц своего
времени. Г. было присуще глубокое понимание стилевых особенностей муз.
произведений, яркая эмоциональность, мастерство перевоплощения. В 1930
Г. оставила сцену. Занималась педагогической деятельностью; у Г. учились
видные американские певицы Г. Мур, X. Джэк-сон и др.
Лит.: Garden М. and Biancolli L.. Mary
Garden's story, N. У., 1951; Тимохин В., Нежная Мелисанда и буйная
Саломея, "Советская музыка", 1957, ј 10- Вс. Т.
ГАРДИН, Владимир Ростиславович [р.6(18).!. 1877] - русский советский
актёр и режиссёр. Нар. арт. СССР (1947). Род. в Твери. Участвовал в
любительских спектаклях. Проф. сценич. деятельность начал как актёр в
провинции (1898). Выступал в Риге, Одессе, Таганроге, Кишинёве,
Екате-ринославе, Тифлисе, Саратове и др. городах. Роли - Президент
("Коварство и любовь"), Фёдор Павлович Карамазов ("Братья Карамазовы"),
Воротынский ("Василиса Ме-лентьева" Островского) и др. Уже в этот период
критика писала о Г., как об умном и самокритичном актёре,
разрабатывающем детально каждую роль, даже эпизодическую. В Тифлисе Г.
был замечен гастролировавшей здесь В. Ф. Комиссаржевской и приглашён в
её т-р (Драм. т-р В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге); в 1904-05
исполнил в этом т-ре роли Крогстада ("Кукольный дом"), Шалимова
("Дачники" Горького), Дулебова ("Таланты и поклонники" Островского) и
др. В 1907 Г. организовал в Териоках Свободный т-р; ставил здесь пьесы,
запрещённые царской цензурой,- "К звёздам" и "Савву" Андреева, "Ткачи"
Гауптмана, и др. В Петербурге в Новом Василеостровском т-ре (1907) Г.
играл Цыганова ("Варвары") и др. Затем вновь выступал в провинции. В
1908 организовал русский т-р в Париже. В 1912 работал в Москве в т-ре
Корша, исполнил здесь одну из своих лучших ролей- Протасова ("Живой
труп"). Образы, созданные Г., отличались верностью типич. обобщений,
мастерством внешней отделки. В 1913 Г. начал работать в кино как
режиссёр и сценарист, в 1915 как актёр. Пост. фильмы "Крест и маузер",
"Поэт и царь" и др.; сыграл роли Бабченко ("Встречный"), Иудушки
Головлёва (одноим. фильм), дедаАнисима ("Крестьяне"), Толстого ("Петр
I") и др. В 1919 был одним из организаторов Первой гос. школы
кинематографии.
Соч.: Воспоминания, т. 1. 1919-1921, M 1949 т 2
a-pnnS KV труд артиста совм- с т- д- БулахЛит. Иезуитов Н., Гардин.
XL лет, [М.], 1940;
Ж д а н В., Народный артист СССР В. Р Гардин M 1951'
Корчагина-Александровская E, 'Встречи с Гардиным, в сб.: Е. П.
Корчагина-Александровская, M , 1955.
ГАРДОНИ (Gardoni), Итало (12.III.1821 - 26.III. 1882) - итальянский
артист оперы (тенор). Пению обучался у де Чезари в Виадане (Италия).
Впервые выступил на оперной сцене в Виадане в 1840, гастролировал в
Турине и Берлине (1840), Милане (1841- 1842), Брешии (1843), Вене
(1843-44); был солистом т-ра "Гранд-Опера" (1844-45) и Итал. т-ра (1847)
в Париже, Лондонского королевского т-ра (2-я пол. 1847), итал. оперы в
Петербурге (1848-50, 1872). Пел в т-рах Мадрида, Амстердама, Рима и др.
Выступал гл. обр. в итал. операх: Альфред, Ричард, Кассио ("Травиата",
"Бал-маскарад", "Отелло" Верди), Род-риго ("Отелло" Россини), Неморино,
Шарль ("Любовный напиток", "Линда ди Шамуни" Доницетти), Эль-вино
("Сомнамбула" Беллини) и др. Л. М. ГАРЕЛЛИ (Garelli), Джованни Баттиста
(ум. 1740)- итальянский актёр комедии дель арте. В течение долгого
времени работал в Венеции, в т-ре "Сан-Лука". Исполнял роли комич.
старика Панталоне и был прозван за свою необыкновенную изобретательность
в области словесной импровизации "красноречивым Панталоне". В 1735 ушёл
со сцены, передав свои роли Ф. Рубини, к-рого сам представил публике.
Гольдони упоминает Г. в своих "Мемуарах" (ч. 1, гл.51). С.Мок. ГАРИН,
Эраст Павлович [p.28.X(10.XI). 1902J- русский советский актер и
режиссёр. Будучи студентом высших экспериментальных театр. мастерских
(окончил в 1926), Г. уже с 1922 наал выступать на сцене Т-ра им.
Мейерхольда. Роли: семеро изобретателей ("Д. Е." ПодгаецкогопоЭрен-бургу
и Келлерману, 1924), Гулячкин ("Мандат" Эрдмана, 1925), Хлестаков
(1926); Чацкий ["Горе уму" ("Горе от ума"), 1928], Жан Вальжан
("Последний решительный" Вишневского, 1931). С 1936 Г.- актёр и режиссёр
Л енингр. т-ра Комедии. Пост.: "Простая девушка" Шкваркина (1938), "Сын
народа" Германа (1938, исполнял роль Калюжного), "Медведь" Чехова
(1948). В
1950 Г. перешёл в Театр-студию киноактёра в Москве. Пост.(совм. с X.
А. Локшиной): "Флаг адмирала" Штейна (1952), "Обыкновенное чудо" Шварца
(1956), "Мандат" Эрдмана (1956), исполнил в последних двух спектаклях
роли Короля и Гулячкина. Г. ставит спектакли и в др. т-рах ("Поэма о
топоре" Погодина, 1928, Рабочий т-р ленингр. Пролеткульта, "Тень"
Шварца, 1956, Моск. т-р Сатиры). Характерный актёр, одарённый острой
наблюдательностью, Г. большое внимание уделяет слову, интонационной и
пластич. разработке роли. Используя приёмы эксцентрики (напр., роль семи
изобретателей с её мгновенными цирковыми трансформациями), буффонады,
гротеска (Король- "Обыкновенное чудо"), создавая образы, отмеченные
яркой театральностью, Г. стремится к раскрытию психологич. сущности
сценич. героев; иногда в игре артиста комическое, гротескно-смешное
граничит с подлинным драматизмом.
Г. много работает на радио. Он осуществил ряд радиопостановок,
положив начало жанру монодра-матич. звукового спектакля: "Путешествие по
Японии" Гаузнера (1931), "Цусима" Новикова-Прибоя (1934), цикл
произведений Маяковского - "Клоп" (1-я ред. 1938, 2-я - 1948), "Моё
открытие Америки" (1952), "Париж" (1953), "Я сам" (1957), "Рождённые
столицы" (195 9). С 1934 Г. работает в кино. Роли: Тараканов (фильм
"Музыкальная история"), Король (фильм "Золушка") и др.
Лит.: Эраст Гарин. Орденоносец, Л., 1939 (Артисты Гос. театра
Комедии); Луначарский А., "Ревизор" Гоголя - Мейерхольда, в его кн.: