<< Пред.           стр. 174 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 деятельность начал в 1933. Вначале находился под влиянием
 композиторов-додека-фонистов (гл. обр. А. Шёнберга), но затем отошёл от
 них и выработал собственный стиль. Г. принадлежит известная опера
 "Юность Симплициссимуса" (соч. в 1934, пост. в 1949, либр. Гартмана, Г.
 Шерхена и В. Петуэта) по роману Я. Гриммельсхаузена из истории
 Тридцатилетней войны. Опера проникнута ненавистью к жестокостям войны,
 гуманистическими настроениями, критикой соц. несправедливости. В
 Германии во времена гитлеризма исполнение оперы, так же как и др. соч.
 Г., было запрещено. Г. принадлежит также ряд др. соч. в различных
 жанрах. Л. М.
  ГАСАНОВ, Ашраф (р. 24.1.1909) - азербайджанский советский дирижёр.
 Нар. арт. Азерб. ССР (1959). Окончил. Бакинскую консерваторию (по
 оркестровому отделению, 1932), Моск. консерваторию (по дирижёрскому
 отделению, 1938). С 1932 Г.- дирижёр т-ра оперы и балета им. Ахундова
 (Баку). Руководил постановками опер: "Лейли и Меджнун", "Кёр-оглы" У.
 Гаджибекова (1932, 1937), "Ануш" Тиграняна (1956), "Евгений Онегин"
 (1932), "Русалка" (1934), "Иван Сусанин" (1940), "Пиковая дама" (1956),
 "Травиата" (1934), "Кармен", "Аида" (1939) и др. С 1949 Г. ведёт класс
 оперной подготовки Азерб. консерватории в качестве доцента. К. Кае.
  ГАСАНОВ, Готфрид Алиевич [р. 18.IV(1.V). 1900]- дагестанский
 советский композитор. По нац. лезгин. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960),
 засл. деят. иск-в Даг. АССР (1943). Депутат Верх. Совета Даг. АССР
 2-з-го созывов. В 1926 окончил Ленингр. консерваторию по кл. фп. М.
 Бариновой. Был одним из организаторов первой в Дагестане музыкальной
 школы (1926, Буйнакск). В 20-30-х годах выступал как пианист и работал
 педагогом в Махачкале, Самаре и Ленинграде; с 1935-худ. рук. ансамбля
 песни и пляски Даг. АССР. Композиторскую деятельность начал в конце 20-х
 гг. как автор обработок нар. песен и музыки к спектаклям Драм. т-ра им.
 Горького (Махачкала). В 1937 Г. создал первую дагестанскую оперу
 "Хочбар" (либр. Н. В. Капиевой по народной легенде), основанную на
 лит.-муз. фольклоре Дагестана. С 1943 Г.-зав. муз. частью Кумыкского
 т-ра драмы; написал музыку ко мн. спектаклям т-ра, в т. ч. "Хочбар"
 (1933), "Айгази" (1943) Салаватова, "Анда-лал" М. Хуршилова и др.
 Одновременно работал также над детским балетом "Карачач"
 ("Черноволосая"), к-рый был с большим успехом поставлен коллективом
 Махачкалинского дома пионеров (1945), и муз. комедией "Юрек Сюйсе"
 ("Если сердце захочет", соч. 1947). В 1959 закончил работу над муз.
 комедией "Терек тюпде" ("Под деревом"), выдержанной в стиле народного
 муз. спектакля. Г. также принадлежит ряд симф., камерно-инструмент.,
 вок. соч., музыка к фильмам, муз.-теоретич. работы и др. Воспитал плеяду
 талантливых сов. музыкантов (С. Агабабов, Л. Есипо-ва, Ф. Лошакова, Ш.
 Чапаев, К. Алескеров и др.). Лит.: Говоров С." Г. А. Гасанов, Махачкала,
 1949. ГАСКАРОВ, Файзи Адгамович (р. 21.X.1912) - башкирский советский
 балетмейстер, либреттист. В 1932 окончил хореографич. уч-ще Большого
 т-ра (Москва). С 1932 года - педагог и балетмейстер башкирского т-ра
 драмы (Уфа); в 1934-37 - руководитель башк. студии Ленингр. хореографич.
 уч-ща. В 1938 создал в Уфе Ансамбль нар. танца и с тех пор является его
 руководителем. Пост. более 50 оригинальных танцев ("Три брата", "Мой
 мотылёк", "Дружба", "Подарок", "Старый Баик", "Жених"). В 1949-50
 работал балетмейстером в т-ре оперы и балета в Казани. Пост. балеты -
 "Доктор Айболит" Морозова, "Зюгра" Жиганова, "Коппелия" Делиба. Написал
 либретто балетов:
  "Зюгра" (муз. Н. Жиганова), "Весенние ветры" (муз. Н. Пейко по
 одноименному роману К. Наджми), "Горная быль", "Журавлиная песнь" и др.
 Автор книги "Башкирские танцы" (1958). Д. Б. ГАСКОЙН (Gascoigne), Джордж
 [1542(?)-77] - английский поэт, драматург. Один из зачинателей
 драматургии эпохи Возрождения, перенесший на англ. почву достижения
 итал. гуманистич. драматургии. Учился в Кембридже и в лондонской юридич.
 школе Грейз-Инн, в к-рой впоследствии преподавал. Г. принадлежит перевод
 "Подменённых" Ариосто и "Иока-сты" Дольче. "Подменённые" явились первой
 комедией в прозе, а "Иокаста" - одной из первых трагедий на англ. яз.
 (написана белыми стихами). Обе пьесы пост. в 1566 в Грейс-Инн. Г.
 написал также "трагическую комедию" "Зерцало правительства" (t575).
 Принимал участие в организации театр. празднества в честь королевы
 Елизаветы в 1575. Л. А. ГАСМАН (Gassman), Витторио (р. 1.IX.1922) -
 итальянский актёр и режиссёр. Учился в ун-те и в римской Нац. академии
 драм. иск-ва. В 1943 начал проф. сценич. деятельность как актёр в театре
 "Одеон" (Милан). В 1944-48 работал в различных труппах; в 1948-49- в
 труппе реж. Л. Висконти, исполнял роли Орландо, Троила ("Как вам это
 понравится" и "Троил и Крессида" Шекспира), Стенлея Ковальского
 ("Трамвай, называемый желание" Уильямса) и др. Работая гл. обр. под
 руководством Висконти, Г. вскоре становится одним из крупнейших актёров
 Италии. Обладая большим трагедийным дарованием, он с благородной
 сдержанностью и тонкой проникновенностью играет свои лучшие роли: Орест
 (о. п. Альфьери), Гамлет и Отелло; Эдип ("Царь Эдип" Софокла). В 1949 в
 Каире Г. впервые выступил как режиссёр, осуществив пост. "Привидений". В
 1950 создал (вместе с Т. Саль-вини) собственную труппу под названием
 "Национальный т-р", реорганизованный им (совм. с Л. Скуарциной) в 1952 в
 "Т-р итальянского иск-ва". В этом т-ре Г. пост. спектакли: "Ромео и
 Джульетта", "Гамлет" (совм. с Скуарциной), "Отелло"; "Персы" Эсхила,
 "Царь Эдип"; "Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца, "Игрок" Бетти, и
 др. В сезон 1959-60 по инициативе Г. начал деятельность "Итальянский
 народный т-р" в Риме (первый спектакль - "Адельгиз" Мандзони). Для
 актёрского и режиссёрского творчества Г. характерны романтические
 тенденции. Г. принадлежат статьи по вопросам т-ра, в к-рых он выступает
 за создание постоянных т-ров, за целостность актёрского ансамбля, за
 утверждение иск-ва режиссёра - интерпретатора замысла драматурга. С 1947
 Г. снимается в кино (в фильмах "Горький рис", "Война и мир" - Анатоль
 Курагин, "Рапсодия" и др.). Ал. С.
  "ГАСПАРОН" ("Gasparone") - оперетта к. Миллё-кера, либр. Ф. Целля и
 Р. Жене. Пост. 26 янв. 1884, Вена последующие постановки: Дрезден, 1884;
 Берлин, 1884, 16 апр 1885 (200-е представление), 1931; в дР. городах:
 Прага, 1884 Будапешт, 1884; Нью-Йорк, 1885; Базель, 1885; Стокгольм
 1885; Страсбург, 1886; Роттердам, 1886; Варшава, 1886; Загреб, 1888;
 Милан, 1889; София, 1893; Мехико, 1893; Копенгаген, 1897. В России пост.
 на нем.яз.: в Москве - 1885, в Петербурге - 1889. На сов. сцене пост. 16
 авг. 1948, Ленингр. т-р музыкальной комедии. Рус. текст Полякова (реж.
 Полячек" дирижёр Фурман, худ. Ананьян, балетм. Фенстер).
  И з д а н и я.- "Г.", Hamburg, A. Cranz, [s. a. ]. п. 1 р. ГАСПАРЯН,
 Гоар Микаеловна (р. 12.II.1922)- армянская советская артистка оперы
 (колоратурное сопрано). Народная арт. СССР (1956). Деп. Верх. Совета
 Арм. ССР 5-го созыва. До 1948 жила в Египте, где получила муз.
 образование под руководством проф. В. Кар?о и проф. Э. Фельдман. В 948
 переехала в Арм. ССР. С 1949 Г.- солистка Т-ра оперы и балета им.
 Спен-диарова (Ереван). Гастролирует по мн. городам СССР; выступала в
 Польше, Румынии и др. странах.
  Г. обладает красивым голосом серебристого тембра, особенно эффектно
 звучащим в верхнем регистре, что позволяет ей исполнять труднейшие
 колоратурные партии. В репертуаре Г. значит. место занимают партии в
 операх арм. композиторов: Гоар ("Героиня" Степаняна, Ст. пр. 1951),
 Ануш, Шу-шан ("Ануш", "Давид-бек" Тиграняна), Ка-ринэ, Олимпа
 ("Кари-нэ", "Аршак II" Чуха-джяна). Г.известна также как выдающаяся
 исполнительница классич. репертуара. Партии: Шемаханская царица
 ("Золотой петушок" Римского-Корсакова), Прилепа*("Пи-ковая дама"), Линда
 ("Линда ди Шамуни" Доницетти), Динора (о. п. Мейербера), Амина
 ("Сомнамбула" Беллини), Розина ("Севильский цирюльник"), Лак-ме (о. п.
 Делиба), Виолетта, Джильда ("Травиата", "Риголетто") и др. Ведёт широкую
 концертную деятельность. Л. M'.
  ГАССЕ, Х а с с е (Hasse), Иоганн Адольф (25.III. 1699, Бергедорф,
 близ Гамбурга, -16.XII. 1783, Венеция),-немецкий композитор. Род. в
 семье органиста П. Гассе. Музыке обучался у отца; пел в хоре. В 1718
 выступил как оперный певец (тенор) в Гамбурге, в 1719-в Брауншвейге, где
 начал композиторскую деятельность, сочинив и поставив оперу "Антиох"
 (1721, Брунс-вик). С 1722 Г. жил в Неаполе, где совершенствовался под
 руководством Н. Пор-поры и А. Скарлатти. Здесь же он познакомился с П.
 Ме-тастазио и с тех пор писал почти все оперы на его либретто. Своими
 многочисл. произв. (св. 50), написанными в 20-х гг., Г. завоёвывал славу
 в Италии и во всех европ. столицах. В 1731-64 Г.- капельмейстер
 придворной капеллы в Дрездене, где пост. большинство своих опер, лучшей
 исполнительницей к-рых была жена Г.- певица Ф. Бордони-Гассе. Среди опер
 этого периода выделяются "Артаксеркс" (1730, Венеция), "Покинутая
 Дидона" (1742, Хубертусбург), "Арминий" (1745, Дрезден), "Демофонт"
 (1748, там же), "Адриан в Сирии" (1752, там же), "Солиман" (1753, там
 же), "Олимпиада" (1756, там же), "Зенобия" (1761,Варшава). Гастролировал
 в Англии, Италии, Франции, Австрии. С 1764 жил в Вене, где писал оперы
 для придворного т-ра, представляя итал. традиционную оперу,
 противостоящую реформам Глюка. В конце 60-х гг. Г. сближается с
 реформаторскими кругами; в 1773 переселяется в Венецию. В числе
 последних опер Г. - "Эгерия" (1764, Вена), "Ромул и Эрсилия" (1765,
 Иннсбрук), "Руджеро" (1771, Милан) и др. Г.- один из крупнейших
 представителей итал. оперы-сериа; возглавлял т. н. вторую неаполитанскую
 школу. Сохраняя традиции оперы-сериа (этичные, средневековые сюжеты,
 отсутствие ярких сценических характеров), Г. достигал в своих операх
 мелодичности, раскрытия богатых возможностей человеческого голоса,
 выразительности драматич. речитатива и мастерской оркестровки. Оперы
 недолго сохранялись в репертуаре т-ров, однако творчество композитора
 оказало значит, влияние на многих композиторов последующего поколения, в
 т. ч. на И. Наумана, Г. Фог-лера и др. Помимо опер, Г. принадлежат также
 оратории, мессы, инструмент., вокальные и др. соч.
  Лит.: Z е 1 1 е г В., Das Recitativo accompagnato in den Opern J. A.
 Hasses, Halle, 1911; G- е г b e r R., Der Operntypus J.A.Hasses und
 seine textlichen Grundlagen, Lpz., 1925. Ц, Коп.
  ГАССЬЕ (Gassier), Эдуар(ЗО.У1П. 1820- 18.XII.1872)- французский
 артист оперы (бас-баритон). В 1844 окончил Парижскую консерваторию.
 Впервые выступил на оперной сцене в Париже в 1845. В течение ряда лет
 был одним из ведущих солистов Итал. оперы в Париже. Одновременно
 гастролировал в Италии (Палермо, Милан, Венеция), Австрии (Вена),
 Испании (Севилья, 'Барселона). В 1849-52-солист мадридской оперы. В
 1855-71 выступал в т-ре "Друри-Лейн" иКоро-левском т-ре в Лондоне.
 Партии: Тоас ("Ифигения в Тавриде" Глюка), Фигаро ("Свадьба Фигаро"
 Моцарта), Педж ("Виндзорские проказницы" Николаи), Мефистофель ("Фауст"
 Гуно), Лаэрт ("Миньон" Тома), Фигаро ("Севильский цирюльник" Россини),
 Фернандо, Фра-Мелитоне ("Трубадур", "Сила судьбы" Верди) и др. Л. М.
  ГАСТРОЛЬ (нем. Gastrolle, от Gast - гость и Rolle - роль) -
 выступление артиста (коллектива) вне места его постоянной деятельности -
 в другом районе, городе, стране. С 18 и особенно со 2-й пол. 19 вв.
 большое распространение получают индиви* дуальные Г. актёров, гл. обр.
 столичных т-ров, выступавших с исполнением своих лучших ролей в
 спектаклях т-ров других городов. Гастрольной деятельностью издавна
 занимались крупнейшие актёры мирового т-ра всех жанров: И. Ф. Брокман,
 Ф. Л. Шредер, К. Нейбер, И. Ф. Флекк, Л. Девриент, К. Зейдельман, Г.
 Зонтаг, Ф. Гаазе, Э. Поссарт, Л. Барнай, И. Кайнц, М. Ж. Фавар, Ф. Ж.
 Тальма, Э. Рашель, М-ль Жорж, М-ль Марс, В. Дежазе, М. Ф. Малибран, М.
 Тальо-ни, Ф. Эльслер, П. Виардо-Гарсиа, А. Жюдик, И. Ле-винский, Сара
 Бернар, Ж. Муне-Сюлли, А. Моисеи, Г. Модена, А. Ристори, Э. Росси, Т.
 Сальвини, A. Ma-зини, Э.Цаккони, Э.Новелли,Галли-Курчи, Титта Руф-фо, Т.
 Даль Монте, К. Гризи, А. Патти, Э. Дузе, Э. Ка-рузо, М. Баттистини, Д.
 Гаррик, Г. Ирвинг, Э. Кин, X. Притчард, Э. Терри, Э. Т. Бутс, Т.
 Джефферсон, А. Олдридж, А. Дункан, И. Майкес, М. Герреро, Е.
 Моджеевская, А. Дидур и мн. др. Выступая, помимо своих т-ров, на сценах
 др. стран, эти гастролёры способствовали укреплению международных театр.
 связей и тем самым взаимно обогащали театр. культуру своих стран.
  Большую гастрольную работу вели выдающиеся представители русского
 т-ра: М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, А. Е. Мартынов, М. Н. Ермолова, Г. Н.
 Федотова, Садовские, С. В. Шумский, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А.
 Варламов, А. П. Ленский, А. И. Южин и мн. др. Актёры-гастролёры
 выступали гл.обр. в крупных провинциальных городах: Воронеж, Калуга,
 Рязань, Казань, Самара, Курск, Харьков и др. Значит, место в истории Г.
 занимали также летние спектакли в пригородах столиц, в частности под
 Петербургом (Царское село, Павловск, Озерки, Ораниенбаум и др.; см.
 Дачный театр. Пригородный театр). Среди гастролёров были и актёры, не
 связанные с определённым т-ром, кочевавшие с переменным коллективом или
 выступавшие в отдельных спектаклях местных трупп. Крупнейшие из них - М.
 Т. Иванов-Козельский, М. В. Дальский,А. К. Любский, П. Н. Ор-ленев,
 братья Адельгейм, Н. П. Россов и др.- знакомили зрителей подчас самых
 отдалённых уголков старой России с лучшими образцами классич. реперту
 ара. Виднейшее место среди актёров-гастролёров принадлежит выдающимся
 представителям армянского театрального искусства П. Адамяну и В.
 Папазяну.
  В конце 19 и 20 вв. получила развитие высшая форма Г.- выездные
 спектакли театров-стационаров с основным составом исполнителей, в полном
 декорационном оформлении. Выдающуюся роль в становлении театр. культуры
 старой провинции сыграли гастрольные спектакли Т-ра В. Ф.
 Комиссаржевской, Передвижного общедоступного драматич. т-ра П. П.
 Гайдебурова и др. Театральными событиями оказывались часто Г. петерб.
 т-ров и актёров в Москве и моек. в Петербурге, напр. гастроли В. А.
 Каратыгина в Москве (1833), позднее МХТ в Петербурге (впервые в 1901) и
 др.
  В сов. время получила развитие и утвердилась система показа лучших
 спектаклей т-ров во время декад нац. иск-ва, олимпиад, смотров,
 фестивалей и т. д. Обычным явлением стали Г. столичных т-ров на
 периферии и лучших т-ров союзных и автономных республик, области, края в
 Москве, Ленинграде и др. крупных центральных городах; гастроли советских
 театров за рубежом.
  Гастроли русских артистов за границей. Еще в 1764 рус. танцовщик Т.
 С. Бубликов, посланный за границу для усовершенствования, вскоре сам
 занял положение ведущего танцовщика в Вене. В 1765 и 1767 первым из рус.
 драматич. актёров представлял отечественный т-р за границей И. А.
 Дмитревский. В 1811-15 в Лондоне выступала группа рус. артистов балета
 под рук. Ш. Дидло. Позднее за границей систематически гастролировали
 многие выдающиеся деятели рус. иск-ва - балерины: Е. А. Санковская
 (Германия, конец 30-х гг. 19 в.), Н.К. Богданова (Франция, 1851), Е. И.
 Андрея -нова (Германия, Англия, Франция, Италия; 1845-46, 1852). В 1867
 в Праге дирижировал операми Глинки "Руслан и Людмила" и "Жизнь за царя"
 композитор М. А. Балакирев; с большим успехом гастролировали по Европе
 П. И. Чайковский (дирижировавший там своими произведениями), Ф. И.
 Шаляпин, Л. В. Собинов, А. П. Павлова, Е. В. Гельцер и мн. др. Широкую
 известность получили т. н. "Русс-кие сезоны за границей" С. П. Дягилева
 (с 1907). В 1875 Моск. общедоступный т-р С. В. Танеева и Ф. М. Урусова
 показал в Париже пост. "Русская свадьба на исходе XVI столетия" Сухонина
 (среди участников - Н. К. Милославский и Н. С. Васильева). В 1886 в
 Берлине в составе нем. труппы гастролировала Е. Н. Горева, игравшая роли
 Адриенны Яекуврёр (о. п. Скриба и Легуве) и Марии Стюарт. В 1899 в
 Берлине и Праге выступала М. Г. Савина с группой артистов
 Александрийского т-ра (Р. Б. Апол-лонский, Ф. П. Горев и др.). Л. Б.
 Яворская гастролировала во Франции и Англии, П. Н. Орленев - в Германии
 и США, Т-р В. Ф. Комиссаржевской в США (1908). В 1906 состоялась первая
 заграничная поездка МХТ (Берлин, Дрезден, Лейпциг, Прага; репертуар -
 "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого, "На дне", "Дядя Ваня" и "Три
 сестры"; "Доктор Штокман" Ибсена), сыгравшая огромную роль в истории
 всего мирового театра.
  Г. зарубежных актёров в России известны со времён Анны Иоанновны: Г.
 труппы итал. комедии дель арте (1733-35), итал. оперной труппы под рук.
 Арайи (с 1735), нем. труппы К. Нейбер (1740), франц. труппы Сериньи
 (1742) и др. С конца 18 в. до последнего десятилетия 19 в. в Москве и
 Петербурге имелись постоянные итал. и нем. т-ры, в к-рых систематически
 гастролировали крупнейшие актёры той эпохи. Так, напр., на сцене
 Михайловского т-ра выступали выдающиеся франц. актёры. С 1893 до начала
 1900-х гг. в Москве, Петербурге, Тбилиси периодически играли венские
 опереточные труппы (Яунера, Целлера, Шпильмана и др.). Из отдельных
 гастролёров Россию посещали М. Жорж (1808-12), М. Тальони (с 1837), Ф.
 Эльслер (с 1848), Рашель (1854), А Олдридж (с 1858), А. Ристори
 (1860-61), Л. Барнай (с 1885), М. Баттистини (впервые в 1893), Э. Дузе
 (с 1891), А. Мазини (с 1893), Т. и Г. Сальвини, В. Цукки, Леньяни (с
 90-х гг.), И. Левинский (с 1897), Г. Ирвинг (с 1898), Э. Ка-рузо (с
 1900-х гг.), А. Моисеи (с 1912), Галли-Курчи (1914), Сара Бернар, Г.
 Режан, М. Гай, Лукка и мн. др. Большую роль в истории рус. театр.
 культуры сыграли гастроли Мей-нпнгенского т-ра (1885, 1890), Датского
 национального т-ра (1907-08), берлинского "Немецкого т-ра" М. Рейнхардта
 ("Царь Эдип" с А. Моисеи в заглавной роли, 1912).
  Гастроли советских т-р ов и ансамблей за рубежом. В СССР значительно
 расширился обмен Г. с зарубежными странами. Среди театр. и концертных
 коллективов, гастролировавших в полном составе за рубежом: МХАТ- США,
 Германия, Чехия, Швеция (1922-24), Франция (1922, 1937, 1958), Болгария,
 Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия (1956), Англия, Польша, Япония
 (1958, 1959);
  Большой т-р Союза ССР - Турция (группа артистов т-ра,
  1935), балетные группы Большого т-ра - Франция (1937, 1954, 1958),
 Польша (1949,1, Китай (1950, 1959), Чехословакия (1950, 1957, 1958),
 Дания, Греция, Румыния (1955, 1957), Англия (1956), Болгария, Финляндия
 (1957, 1960), Венгрия, Югославия, Япония (1957, 1958), Турция, Египет,
 Бельгия, Зап. Германия (1958), США, Канада, страны Латинской Америки,
 Австралия (1959) и др.; Малый т-р-Польша (1954), Болгария, Румыния
 (1958); Центр, т-р кукол под рук. Образцова - Польша (1948, 1958),
 Чехословакия (1949), Венгрия (1950, 1958), Финляндия (1951), Германия
 (1952), Франция, Англия (1954), Югославия (1957), Румыния (1957, 1958),
 Китай, Индия (1959),ОАР (1960) и др.; Ленинградский Академич. т-р драмы
 им. Пушкина-Польша (1951); Ленинградский академич. т-р оперы и балета
 им. Кирова (балетная труппа)- Франция (1937), Чехословакия (1958),
 Румыния (1959); Т-р им. Вахтангова - Финляндия (1923), Франция (192 8),
 Польша (1953, 1960), Чехословакия, ГДР (1957), Болгария (1960)-моек.
 Камерный т-р - Франция (1923, 1930), Германия (1923, 1925, 1930),
 Австрия (1925), Чехословакия (1930), США;
  Т-р им. Мейерхольда -Германия (1925, 1930), Франция (1930);
  Моск. т-р им. Ленинского комсомола - Югославия (1946);
  Т-р им. Моссовета - Польша (1952), Болгария (1953), Румыния (1953,
 1959); Моск. т-р драмы (ныне им. Маяковского)- Чехословакия, Польша;
 Укр. академич. т-р им. Франко (Киев)-Польша (1950); Моск. муз. т-р им.
 Станиславского и Немировича-Данченко - США (1924,1925), Китай
 (19541955), Франция (балет, 1956), Венгрия (балет, 1959, 1960);
  Белорус. т-р им. Янко Купалы (Минск)- Польша (1955);
  Ленинградский Малый академич. т-р оперы и балета - Финляндия (балет,
 1957); Новосибирский т-р оперы и балета - Китай (1957); Моск. т-р Сатиры
 - Польша (1958); Т-р оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси) - Франция,
 страны Латинской Америки (балет под руководством Чабукиани, 1958) и др.
  Из советских ансамблей и т-ров "малых форм" за рубежом гастролировали
 (не считая хоров, оркестров, гастролёров-одиночек): "Синяя
 Блуза"-Германия (1927, 1929); Краснознамённый Ансамбль песни и пляски
 Советской Армии им. А. В. Александрова; Гос. Ансамбль народного танца
 СССР под рук. И. А. Моисеева; хореографич. ансамбль "Берёзка" под рук.

<< Пред.           стр. 174 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу