<< Пред. стр. 177 (из 913) След. >>
представления эта пьеса была запрещена приказом султана). Начиная с 1876здесь ставились и муз. спектакли. В состав труппы входили
преимущественно арм. актёры, среди к-рых были Фасульяд-жиян, Натши,
Минакьян. Руководил труппой А.Вар-товьян. В числе первых турецких
актёров, выступавших на сцене "Г.-п.",- Ахмет Фехим, Ахмет Неджип,
Хамит, Бююк Исмаил.
В годы реакции деятельность "Г.-п." подвергалась преследованиям,
спектакли, способствовавшие пробуждению патрио-тич. чувств, запрещались
цензурой. В 1882 после показа пьесы "‚зденлер" Ахмеда Мидхата,
посвящённой независимости черкесов, здание т-ра по приказу султана
Абдул-Хамида II было разрушено и "Г.-п." прекратил работу. Л. А., Л. Ай.
ГЕДРбЙЦ, Игнатий Игнатьевич [р. 10(23). VII. 1901 ]-русский советский
артист оперетты. Сценич. деятельность начал в 1919 в драм. т-ре г.
Трубчевска. С 1923 выступал в т-рах оперетты в Москве, Киеве в укр. и
белорус. т-рах. С 1929 Г.- артист Моск. т-ра оперетты. Г.- один из
лучших "простаков" сов. опереточного т-ра. Среди ролей Г.- Бони
("Сильва"), Майк ("Ярмарка невест" Якоби), Герман ("Роз-Мари" Фримля и
Стодгардта) и др.
Г‚ЙБЕРГ (Heiberg), Йохан Людвиг-ем. Хейберг, Йохан Людвиг.
Г‚ЙВУД (Heywood), Джон - см. Дж. Хейвуд. Г‚ЙВУД (Heywood), Томас -
см. Т. Хейвуд. Г‚ЙЕРМАНС, Герман - см. Г. Хейерманс. Г‚ЙЕТИ ТЙЭТР
(Gaiety Theatre, от англ. Gaiety - веселье) - английский театр. Открыт в
Лондоне в 1868 сводной программой, включавшей комедию "На картах",
оперетту "Два Арлекина" и фарс "Роберт-дьявол". Именно эти три жанра
культивировались т-ром на протяжении его существования. В 70-80-е гг.
т-р возглавлял Дж. Холлингсхед. Постоянными авторами были: Р. Байрон и
Ф. Бёрнанд. В написанных ими пародиях, муз. сценках, бурлесках с 1876
выступали Э. Терри, К. Воган, Э. Ройс, Н. Фаррен. С 1886 т-ром руководил
Дж. Эдуарде. С его приходом на сцене Г. т. ставились гл. обр. муз.
комедии композиторов: Л. Монктона, И. Карилла, Л. Стюарта,
П. Рубенса. Г. т. оставался верен развлекательному направлению до
своего закрытия в 1939. Ф. К.
ГЕЙНЕ (Heine), Генрих (13. XII. 1797, Дюссельдорф,- 17. II. 1856,
Париж) - немецкий поэт, публицист и критик. Род. в семье коммерсанта.
Получил филологич. и юридич. образование в Боннском, Гёт-тингенском и
Берлинском ун-тах (1819-25). Решающее воздействие на политич. развитие
Г. имели идеи Великой франц. революции. Юность Г. совпала со временем
жестокой политич. реакции в Германии, наступившей после падения
Наполеона. В начале 20-х гг. Г. примыкал к поэтам-романтикам, но уже с
"Книги песен" (1827) он начинает критически относиться к нем.
романтизму. Всё творчество Г. направлено против феодальной реакции. Г.
выступал как сатирик, памфлетист, поэт-трибун, критик-публицист. Он
клеймил жесто' ких правителей, угодливых министров, продажных
церковников, тупую военщину, жалких немецких филистеров. Нем. власти
преследовали поэта, запрещали его книги, лишали работы. В 1831 Г. был
вынужден эмигрировать во Францию, где и оставался до конца своих дней. В
Париже Г. вступил в содружество "Моло-дая Германия"(лит. группа
радикальной бурж. интеллигенции), увлекался утопич. социализмом. В 40-е
гг. Г. сблизился с Марксом. В своих по-этич. и публицистич.
произведениях Г. разоблачал бурж. франц. общество, его делячество,
ханжество, жажду наживы. Социальный протест Г. звучал не только в стихах
и прозе, но и в его драмах, в кри-тич. статьях об иск-ве. Г. - автор 2
романтических трагедий: "Альмансор" (1820, единственное представление
состоялось в Брауншвейге в 1823) и "Вильям Ратклиф" (1822, в Германии не
ставилась). На сюжет "Вильяма Ратклифа" написал одноимённую оперу Ц. Кюи
(1869, Мариинский т-р, 1900 - Моск. частная опера С. И. Мамонтова). Обе
пьесы сценически несовершенны, но сильны гражданским пафосом. В них
звучит гневный протест против насилия, феод. гнёта, клерикализма,
бесправия неимущих классов. В "Ратк-лифе" реалистически изображены люди
из низов, отверженные, даны контрастно нищета и богатство. В 1846-47 Г.
сочинил 2 балетных либретто "Богиня Диана" и "Доктор Фауст",
пародирующих античный миф и трагедию Гёте. Обе "танцевальные поэмы"
написаны по заказу т-ра Лемплея (Лондон), но не ставились. К
неосуществлённым драматургич. замыслам Г. относится лит. фрагмент
"Летучий голландец" (напечатан в книге Г. "Салон", 1834). Этот фрагмент
лёг в основу либретто оперы Р. Вагнера "Летучий голландец" (1843).
Г. пристально следил за театр. жизнью Германии и Франции; его
интересовали проблемы драматургии, сценич. иск-ва, опера и балет. К 20-м
гг. относятся статьи Г. о совр. драматургии: о трагедиях "Смерть Тассо"
Сметса (журнал "Зритель", Берлин, 1821),
"Струнзе" Беера (газета "Утренний листок", Мюнхен, 1828). В 1836 в
Гамбурге вышла книга Г. о нем. романтизме "Романтическая школа". В ней
Г. затрагивает и вопросы драматургии, говорит о значении для нем. т-ра
произв. Лессинга, Гёте, Шиллера, анализирует драматургию романтиков (Л.
Тика и К. Брен-тано), даёт уничтожающую оценку слёзным драмам и
комедиям. В письмах Г. "О французской сцене" (1837) и в книге "Лютеция"
(1844) содержатся высказывания о совр. Г. франц. драматургии, об опере и
балете, анализируется игра крупнейших франц. актёров. О муз. т-ре Г.
писал также в статье "Альберт Манфессель" (1823) и в рецензии на
"Гугенотов" Мейер-бера (1838). В 1838 Г. создал свой известный труд
"Девушки и женщины Шекспира", характеризующийся глубиной проникновения в
образную систему великого англ. драматурга. Размышления Г. о драматургии
заключены также в его письмах к друзьям (1820-51). Г.-критик вёл
непримиримую борьбу с пошлостью в театр. иск-ве. Надуманным пьесам А. В.
Иффланда и А. Ф. Коцебу он противопоставлял "гениальную самобытность и
непосредственность" великих творений античных драматургов (особенно
Аристофана), Шекспира и нем. классиков. Г. отвергал в иск-ве всё
реакционное, отживающее, восставал против ходульности, напыщенности,
фальши, "традиционной неестественности" в драматургии и актёрском иск-ве
франц. классицизма. В драмах романтиков и в романтич. т-ре он отстаивал
прогрессивные тенденции: воинствующий демократизм, народность, но
критиковал нем. романтизм за идеализацию средневековья, за уход от
реальной жизни и политич. борьбы в мир фантазии (см. статью Г.
"Романтика", 1820). Г. требовал от театр. иск-ва "вольного, искреннего
чувства". Он утверждал идею создания подлинно демократич. и реалистич.
народного т-ра, выражающего передовые тенденции своего времени. Статьи и
критич. исследования Г. о т-ре занимают видное место в истории мировой
эстетики.
Соч.: Собрание сочинений. В 10 тт., под общ. ред. Н. Я. Берковского,
пер.снем., [MJ, 1956-1959; Gesammelte Werke in 6 Bde, В., 1951.
Лит.: Д е и ч А., Гейне и театр. М., 1956; S с h m i d t E., Der
Dramatiker Heine, "Frankfurtergeneralanzeiger", 1899, ј 292; P fohl E.,
Heines Dramen, "Das Literar. Echo", 1901, 2. Jahrg.; Schmitlibann N., H.
Heine und das Theater, "Masken", 1906, l. Jahrg.; Mutzenbecher H., Heine
und das Drama, Bonn, 1914. Г. Гур.
Г‚ЙНЕ-ВАГНЕР, Жермена Леопольдовна (р. 23. VI. 1923) - советская
латышская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Народная арт. Латв.
ССР (1956). В 1950 окончила Латв. консерваторию. В этом же году впервые
выступила на оперной сцене в Риге, быстро завоевав широкую известность
блестящими качествами своего вокально-музыкального ар-тистич. дарования.
С 1950 Г.-В.- солистка Латв. т-ра оперы и балета (Рига). Партии: Анна,
Иова ("К новому берегу", "Зелёная мельница" Зариня), Банюта (о. п.
Кал-ныня), Дездемона ("Отел-ло" Верди), Сантуцца ("Сельская честь"
Масканьи), Тоска (о. п. Пуччини), Аида, Татьяна; Феврония ("Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии") и др. Ведёт активную концертную
деятельность. Лауреат Гос. пр. Латв. ССР (1957). Лит.: V e r n e r s A.,
Zermena Heine-Vagnere, "Maksla", Riga, 1960, ј l. Я. В.
ГЕЙНЦ (Heinz), Вольфганг - см. Хекнц, Вольфганг.
Г‚ЙРОТ, Александр Александрович (20.III. 1882- 8. II. 1947) - русский
советский актёр. Засл. арт. РСФСР (с 1933). В 1911-12 играл в Старинном
т-ре в Петербурге. В 1924-35 - актёр МХАТа 2-го. В 1913-23 и 1935-47 - в
труппе МХАТа. Г. был блестящим исполнителем эпизодических ролей. Его
искусство было отмечено оригинальностью, иронией, остроумием. Роли:
князь Волковский ("Униженные и оскорблённые" по Достоевскому), Моцарт
("Моцарт и Сальери" Пушкина), Фабрицио ("Хозяйка гостиницы"), князь
Дулебов ("Таланты и поклонники"), Репетилов ("Горе от ума"), Клеант
("Тар-тюф"), Дипломат и Председатель суда ("Анна Каренина" и
"Воскресение" по Л. Толстому), Барон ("На дне") и др. П. M.
ГЕЙТЕН, Лидия Николаевна (1857-20. II. 1920) - русская артистка
балета. Будучи ученицей Моск. балетного уч-ща, с успехом исполнила
партии Трильби (о. п. Гербера, 1870), Эсмеральды (1872);
Катарины ("Катарина, дочь разбойника" Пуни, 1874). В 1874, по
окончании уч-ща, была принята в труппу Большого т-ра. Технически сильная
танцовщица, одарённая ярким мимическим талантом, Г. в течение многих лет
была ведущей балериной на моек. сцене. Среди партий Г.: Жизель,
Коппелия; Медора ("Корсар" Адана, Пуни); Китри ("Дон Кихот") и др. Была
превосходной исполнительницей мимич. партии Фенеллы (о. п. Обера). В
1887 с успехом гастролировала в Лондоне. Оставила сцену в 1893.
Лит.: "ЕИТ". Сезон 1892-1893, [СПБ, 1893], с. 340; "Артист", 1893, ј
28, с. 164-165; "Вестник театра", 1920, ј 55. Б. Z.
ГЕЙША(япон.гэй-ся,бнна-гэйся- женщина-гейша) - японская певица и
танцовщица, аккомпанирующая себе на народном национальном инструменте
сямисэне или барабане. Г.- непременная участница народных увеселений и
храмовых праздников, во время к-рых исполняются старинные песни и танцы.
Известна с 18 в. В 18-19 вв. актёров-мужчин, исполнителей комич. песен,
танц. пантомим и др. называли отоко-гэйся (бтоко - мужчина). П. И.
"ГЕЙША" ("The Geisha")- оперетта С. Джонса, либретто О. Холла и Г.
Гринбэнка. Пост. 25 апр. 1896 в Лондоне. Впервые пост. на рус. сцене в
1897, Москва, т-р Шелапутина (реж. А. Э. Блюменталь-Тамарин). На сов.
сцене пост. 21 ноября 1922 в Дмитровском т-ре оперетты, Москва
(Бронвиль- Каминский, Куннингам - Быстренин, Гримстон - Даминский,
маркиз Имари - Кларов, Вунчхи - Ярон, Мимоза-сан - Светланова, Молли
Зеамор - Бах, леди Констанция - Легат, лейтенант Катана - Каратов. Пост.
Грекова, дирижёр Березовский, худ. Соколов, балетм. Кузнецов).
И з д а н и я.-"Г.", В., изд. Bote Bock, [1896]; в рус. пер. А. Паули
и Э. Ярона, СПБ, А. Иогансон [1898]. Я. Г.
ГЕЛЕРТЕР (Ghelerter), Мони (р. 3.VIII.1905) - ру-мынский режиссёр.
Засл. деят. иск-в Румынской Народной Республики. Ведущий актёр
бухарестского Нац. т-ра им. Караджале. Для творчества Г. характерна
углублённая психологич. разработка сцонич. образов. Г. много работает
над пост. произведений рум. драматургов. В Нац. т-ре Г. пост. совр.
пьесы:
"Великий день" Бануша (1950), "Разрушенная цитадель" ("В доме
господина Драгомиреску", 1955) и "Сестры Бога" (1959) Ловинеску,
"Журналисты" Мирода-на (1957). Одна из лучших режиссёрских работ Г.пост.
комедии М. Себастьяна "Последняя сенсация". Г. неоднократно обращался и
к сов. драматургии. Им пост. "Егор Булычев и другие" (1951), "Золотая
карета" Леонова (1957), "Третья патетическая" Погодина (1959). Большой
знаток драматургии А. П. Чехова, Г. пост. в Нац. т-ре "Дядю Ваню" (1946)
и "Три сестры" (1950, Гос. пр. РНР). Значительные шекспировские
спектакли Г.: "Ромео и Джульетта" (1948), "Буря" (1958).
Лит.: Alterescu S., Tornea F., Teatrul national "I. L. Caragiale",
Buc., 1955. ff. P,
Г‚ЛЛЕРТ (Geliert), Эндре (l.X.1914-1.III.I960)- венгерский режиссёр.
Нар. арт. Венгерской Республики (1954). В 1935 окончил Театр. академию в
Будапеште. С 1936 выступал в т-ре "Вигсинхаз"; играл роль Темпефёи (о.
п. Чоконаи) и др. С 1945 - режиссёр, с 1948 - гл. режиссёр Нац. т-ра.
Пост. спектакли:
"Господский пир" Морица, "Коварство и любовь", "Ревизор"; "Пигмалион"
Шоу, "Дядя Ваня", "Васса Железнова"; "Беспокойная старость" Рахманова,
"Пламя факела" Ийеша. Последняя крупная режиссёрская работа - спектакль
"Трагедия человека" Мадача (1955). Г. являлся последователем и
пропагандистом системы Станиславского в венгерском т-ре. С 1946
руководил кафедрой актёрского мастерства театрального института в
Будапеште, был профессором той же кафедры. Удостоен премий Кошута (1950,
1953). В 1950 приезжал в СССР. А. Гер.
ГЕЛОВАНИ, Михаил Георгиевич [25. XII. 1892 (6. I. 1893)-21. XII.
1956] - грузинский советский актёр. Нар. арт. СССР (1950). Сценич.
деятельность начал в 1913 в Батуми. Удачно сыграл роль Васьки Пепла ("На
дне"). Работал в т-рах Баку, Тбилиси, Кутаиси. Роли: Коция ("Вчерашние"
Дадиани), Та-риэл Мклавадзе (инсц. одноимённой повести Ниношви-ли). В
1936-39 работал в Т-ре им. Руставели (Тбилиси), где играл в пьесах
"Поколение героев" Клдиаш-вили, "Альказар" Мдивани. В
1942-48-вМХАТеСССР. Г. первый на груз. сцене воплотил образ И. В.
Сталина в спектаклях "Из искры..." Ш. Дадиани (1937, Т-р им.
Руставели) и "Человек с ружьём" (1939, там же). С 1934 снимался в
кино ("Три жизни", "Последний маскарад"). Играл роль И. В. Сталина в
фильмах "Великое зарево", "Человек с ружьём", "Выборгская сторона",
"Ленин в 1918 году", "Валерий Чкалов", "Оборона Царицына", "Клятва",
"Падение Берлина". Ст. пр. 1941, 1942, 1947, 1956.
Г‚ЛЬБЕРГ, Хельберг (Hellberg), Мартин (р. 31. I. 1905)-немецкий
режиссёр и актёр. В 1924 по окончании Дрезденской консерватории
дебютировал в Гос. т-ре Дрездена в роли Ланчелота Гоббо ("Венецианский
купец"). Одновременно с работой в этом т-ре руководил дрезденским
"Молодым т-ром", в к-ром осуществил первые пост. пьес Ф. Вольфа "Матросы
из Катта-ро" и "Цианистый калий". После 1933 Г. был семь лет без работы
и только в 1940 стал режиссёром Вюр-тембергского т-ра. В 1942 был гл.
режиссёром т-ра во Фрейбурге, но в том же году его мобилизовали на
фронт. По окончании 2-й мировой войны Г. организовал в Мюнхене актёрскую
школу и Драм. т-р, работавшие по системе Станиславского. Прогрессивная
направленность т-ра послужила причиной его закрытия. После этого Г.
переехал в Берлин (ГДР), где в 1948 играл роль Потапова в спектакле
"Московский характер" Софронова (Т-р дома культуры СССР). В 1949
Г.генеральный интендант (худ. руководитель) Гос. т-ра в Дрездене, где
поставил "Зонценбруки" Кручковского, "Фауст" Гёте, цикл шекспировских
пьес, "Кремлёвские куранты". После 1951 Г., продолжая ставить спектакли
в различных т-рах, обратился к кинорежиссуре, к теории т-ра и кино
(книга "Сцена и фильм"). Занимается педагогич. работой (профессор Высшей
школы киноискусства). Лауреат Нац. пр. ГДР (1952, за фильм "Обречённая
деревня"), Международной пр. мира (1953).
Соч.: Buhne und Film, [В.], 1954. В. К. ГЕЛЬМС, Эрнст Брунович [р. 2
(15). VIII. 1912] - советский театральный художник и график. Нар.
художник Тат. АССР (1960). В 1936-38 обучался в Моск. художеств. ин-те
им. Сурикова. Работу в т-ре начал в 1944. С 1945 работает в Казанском
Большом драм. т-ре. Оформил там спектакли "Русский вопрос" (1947), "На
дне" (1950); "Бессмертная песнь" Ишму-ратова (1956), "Вольпоне" Бен
Джонсона (1957). Оформлял также спектакли вдр. т-рах республики:
"Мулланур Вахитов" Исанбета (1948), "Как управлять женой" Флетчера
(1957) - в Т-ре им. Камала, "Кармен" (1958); "Ромео и Джульетта" Гуно
(1959)-в т-ре оперы и др., а также в т-рах Горького, Свердловска и др.
городов. Г. работал как художник-прикладник, поэтому его декоративные
решения обычно находят успешное выражение в материале. Декорации Г.
динамичны, выразительны, помогают воплощению общего замысла спектакля.
X. К.
Г‚ЛЬЦЕР, Анатолий Фёдорович (1852-1918) - русский театральный
художник. Окончил Строгановское уч-ще. Декорационному иск-ву обучался у
моек. декоратора П. А. Исакова. В 1873-1901 работал декоратором моек.
императорских т-ров. Развивая реалистические традиции художников М. И.
Бочарова и М. А. Шишкова, Г. пытался отойти от существовавших на
казённой сцене штампов в оформлении спектаклей, добивался историч.
точности и бытовой достоверности декораций и костюмов. С этой целью он
делал зарисовки с натуры, изучал историю. Наиболее значительные из работ
Г., выполненных для Малого т-ра: декорации к сцене "у фонтана" в
спектакле "Борис Годунов" (1880) и к сценам "овраг за домом" в "Грозе"
(1883), "улица с видом на Волгу" и "изба" в "Воеводе" Островского
(1886), "двор замка" и "парадная зала" в "Макбете" (1889) и др. Среди
работ, выполненных Г. для Большого т-ра, выделяются декорации к "Демону"
(1879) и к "Спящей красавице" (1899). В последнем спектакле особенно
интересна живописная панорама, отличающаяся тонким проникновением в
поэтический замысел Чайковского.
Лит.: "Артист", 1894, ј 33, с. 83-86; С ы p к и н а Ф. Я., Русское
театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М., 1956.
Л. Ход.
Г‚ЛЬЦЕР, Василий Фёдорович [26. XII. 1840 (7. I. 1841) - 30. XII.
1908 (12. I. 1909)] - русский артист балета, педагог. В 1856 окончил
экстерном Московское балетное уч-ще и был принят фигурантом в труппу
Большого т-ра. В 1863 переведён в солисты труппы. Участвовал в первой
пост. "Конька-Горбунка" Пуни (1866), где исполнял партию Иванушки и
проявил большое мимич. дарование. Среди др. партий Г.: Марцелина
("Тщетная предосторожность"), Царь нубийский ("Дочь Фараона" Пуни), Клод
Фролло ("Эсмеральда" Пуни), фея Карабос ("Спящая красавица") и др.
Композитор А. Симон в опере
"Песнь торжествующей любви" (1899) специально для Г. создал мимич.
партию малайца. Г. в совершенстве владел иск-вом перевоплощения, с
одинаковым успехом выступая в комич., характерных, трагич. партиях. Был
выдающимся танцовщиком и мимистом. Претворял в своём иск-ве достижения
рус. реалистич. драматич. т-ра. В 1876 Г. вместе с В. П. Бегичевым
написал сценарий к балету Чайковского "Лебединое озеро". В 1894-1901 был
режиссёром балетной труппы, с 1898 - педагогом мимики и пластики в Моск.
балетном уч-ще. Вёл педагогич. работу и в Моск. консерватории; пост.
танцы в учебном спектакле "Евгений Онегин" (первая пост. оперы). В 1906
состоялся прощальный бенефис Г.
Лит.: Московский Большой театр 1825-1925, М., 1925, стр. 155, 156,
195; Государственный ордена Ленина Академический Большой театр Союза
ССР, М., 1947, стр. 187, 188; С л о-нимскийЮ., П. И. Чайковский и
балетный театр его времени, М., 1956.
Г‚ЛЬЦЕР, Екатерина Васильевна [2 (14). XI. 1876] - русская советская
артистка балета. Дочь известного танцовщика В. Ф. Гельцера. В 1894
окончила Моск. балетную школу, где занималась у И. Никитина и Ж. Мендеса
и была зачислена солисткой в труппу Большого т-ра. Через два года Г.
перешла на сцену Мариинского т-ра. В Петербурге она совершенствовала
своё иск-во у выдающегося педагога того времени X. П. Иогансона. Большое
влияние оказало на неё общение с балетм. М. И. Петипа, в чьих
постановках она исполняла ведущие партии. В 1898 Г. вернулась в Москву.
В первой ответственной партии - Авроре - выявилось яркое дарование Г.:
блестящее владение техникой танца в сочетании с большой
эмоциональностью. Последующие годы Г. работала в труппе Большого т-ра,
занимаясь до конца своей артистич. деятельности с одним из лучших
педагогов классич. танца В. Д. Тихомировым. Особое значение в творчестве
Г. имела деятельность балетмейстера Большого т-ра А. А. Горского, в
постановках к-рого-Г. исполняла ведущие партии, воплощая смелые искания
постановщика. Г.- яркая представительница рус. школы классич. танца. В
её исполнении соединялись безукоризненная, блестящая техника,
танцевальная выразительность и глубокое проникновение во внутреннюю
жизнь сценич. образа. Отсюда яркость и многогранность созданных ею
образов: самоотверженная, страдающая Одетта и коварная, обольстительная
Одиллия; кокетливая, беззаботная Лиза ("Тщетная предосторожность"),
страстная волевая Медора ("Корсар" Пуни и Адана), грубоватая,
примитивная в своих переживаниях Рыбачка ("Любовь быстра" на муз.
Грига), одухотворённая поэтичная Эвника ("Эвника и Петроний" на муз.