<< Пред. стр. 183 (из 913) След. >>
musikalisch-richtigen Gesange, Lpz., 1774; 2 Aufl., 1798. Лит.: P eise rK., Johann Adam Hiller, Lpz., 1894;
С a I m u s Gr., Die ersten deutschen Singspiele von Standfuss und
Hiller, B., 1908. Вл. О.
ГЙЛЬБЕР (Guilbert), Иветт (20. I. 1867-2/3.11. 1944)-франц. эстрадная
певица. Сценич. деятельность начала в 1885 как артистка драмы в Париже.
С 1890 стала выступать в театрах-варьете "Мулен руж", "Фоли бержер" и
др. Создала особый жанр франц. лёгкой музыки - "песенки конца века"
("chancons de fin de siecle"), и выработала характерный исполнитель-ский
стиль, названный по её имени ("амплуа Иветт").
Этот стиль отличался эксцентрически-гротесковой манерой, подчёркнутой
остротой интонавдй. Г. много выступала за границей, в т. ч. в Лондоне,
Берлине, Риме, Нью-Йорке. Снималась в фильмах. Автор нескольких
автобиографич. книг.
Лит соч.: La chanson de ma vie (mes memoires), P." 1927; Autres
temps, autres chants, P., 1945. В. Г.
ГИЛЬЗЕ, Г и лее (Gilse), Ян ван (U.V. 1881 - 8. IX. 1944) -
голландский композитор и дирижёр. Учился в Кёльнской консерватории
(1897-1902) у М ван дер Зандта (фп.) и Ф. Вюльнера (композиция);
совершенствовался в Берлине у Э. Гумпердинка (1902-03) и в Риме
(1909-11). В 1905-08 Г.-дирижёр оперного т-ра в Бремене, в 1908-09 -
Северной Нидерландской оперы в Амстердаме. Гастролировал в" многих
городах Германии, Нидерландов, Италии. Как композитор впервые выступил в
нач. 20 в. Автор нац., историко-бытовых онер "Хельга из Ставерна" (1911)
и "Тиль" (1940), музыки к пьесам "Ярмарка жизни" Демеля (1904) и "Круг
жизни" Рильке (1929), симф., камерно-инструмевт." вокальных и др. соч.
Творчество Г. (особенно в раннем периоде) носит следы влияния Г. Малера,
Р. Штрауса, Э. Гумпердинка. В лучшем своём произв.- опере "Тиль", широко
использовал мелодии голландских нар. песен. В 1933-37 работал директором
консерватории в Утрехте.
Лит. соч.: Das Problem einer nationalen hollandischen Oper, 1s. L, s.
а.]. Л. M.
ГИЛЬМАНОВ, Кэярим Ибрагимович [р. 16(29).!. 1913] - татарский
советский актёр. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1957). Член КПСС с 1945. В
1933 окончил драм. студию при Т-ре им. Камала. В 1935-37 - актёр Тат.
рабочего художеств. т-ра (Казань). С 1937- Т-ра им. Камала (Казань).
Участник Великой Отечественной войны. С 1945 возобновил актёрскую
деятельность. В 1951-58-директор Т-ра им. Камала. Остро характерный
актёр. Роли: Почтмейстер ("Ревизор"), Эдмунд ("Король Лир"), Боровский
("За тех,кто в море" Лавренёва), Садык ("Шамсикамар" Аблиева). Алчин
("Хужа Насретдин" Исанбета) и др. X. К.
ГИЛЯРОВСКИЙ, Владимир Алексеевич (псевд.- Дядя Гиляй и др.)
(1853-1935) - рус. писатель, журналист, актёр. Был бурлаком, крючником,
рабочим. В 1873 дебютировал как актёр в провинции; нек-рое время играл в
Москве в труппе В. Андреева-Бурлака. Автор книг, статей о т-ре.
Написанные в форме художеств. очерков, работы Г. ярко и глубоко освещают
эпоху, быт дореволюц. т-ра.
Соч.: Люди театра, М.-Л., 1941; Реквием, в кн.: Мария Николаевна
Ермолова. Письма. Из литературного наследия .., ?., 195 5 ; Когда мы
были молоды, в кн : Ежегодник МХАТ. 1943, M., 1945, с. 225-32. ?, ?.
ГИМАР (Guimard), Мари Мадлен (27. XII.1743, Париж,- 4.V. 1816, там
же)-французская артистка балета,В 1758-61 выступала в кордебалете
"Комеди Фран-сез". В 1761 была приглашена в Парижскую оперу. В 1762
исполнила первую ответственную партию Терпсихоры в балете "Греческие и
римские праздники" де Бла-мон, а о 1764 с большим успехом выступила в
партии Тени в опере-балете "Кастор и Поллукс" Рамо. Танец Г. отличался
драматич. выразительностью, грацией, гармонией дви-жений. Г. обладала
мимич. талантом; особенно ей удавались классич. и полухарактерные
партии. Ж. Ж. Новер высоко ценил артистизм, лёгкость и выразительность
танца Г. Лучшие партии Г": Галатея ("Пигмалион" Лефебвра), Нисетта
("Искательница остроумия"), Луиза ("Дезертир" Миллера) и др., вставной
танец в опере "Триумф искусств" Ламота. В 1790 оставила сцену.
Лит.: H о в е ? ? Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с.
271, 314; X у д е к о в С., История танцев, т. 3, П., 1915; G encourt E.
de, La Gulmard, P., 1893;
Beaumont G. W., Three French dancers of the 18. century:
Camargo, Salle, Guimard, L;, 1934. Ham. P.
ГИМАТИИ, гиматион (греч. ???????),- один из основных видов др.-греч.
одежды. Представлял собой плащ в виде длинного четырёхугольного куска
ткани, левый верхний конец к-рого спускался через левое плечо на грудь,
а правый пропускался под правой рукой и закидывался через левое плечо
(иногда покрывалось также и правое плечо). Г. актёра-трагика отличался
от бытовой одежды главным образом яркостью и пестротой расцветки и
походил, по древним свидетельствам, на пышное культовое одеяние
гиеро-фанта (жреческая должность на элевсинских религиозных
празднествах). В комедиях Г. актёра приближался к бытовой одежде. С. А.
"ГИМНАЗИСТЫ" - пьеса в 4 д.. 9 к. К. А. Тренева (из жизни гимназии в
одном из губернских городов в нач. 1905). Пост. 22 апр. 1936 в
Госцентюзе, Москва (реж. Коле-саев, худ. Варпех; Черничкин - Семёнов,
Оля Черничкина- Щекина, Воронина - Круглова, Павел Воронин - Козлов,
Адамов - Рудин, Хрящев - Хмыров, Сарданапаленко - Гав-рилов). В 30-е гг.
пьесу пост. многие ТЮЗы страны: Куйбышевский, Сталинский (Зал Сибирь) -
1936; Донецкий (Воро-шиловград). Сталинградский - 1937; Архангельский,
Тульский - 1938; Тамбовский - 1939 и др.
В 1950 "Г." пост. ЛенТЮЗ (реж. Каганов, худ. Берман;
Директор гимназии - Адрианов, Адамов - Тейх, Павел Воронин -
Филиппов, Воронина - Савицкая, Карасёва - Авксеньева, Сарданапаленко -
Шифман, Оля Черничкина- Оборина, Братин - Гаврилов). В 1953 "Г." пост. в
МТЮЗе (реж. Цетнерович, худ. Талалай; Директор гимназии - В. Яковлев,
Адамов - Колесников, Хрящев - Магула, Черничкин - Деревицкий, Виктор
Югов - Рождественский, Югов-отец - Дагмаров)
В 50-е гг "Г." ставили: Саратовский ТЮЗ им. Лединского комсомола,
1952; Тбилисский русский, 1953; Горьковский, Хабаровский, 1953;
Ивановский, Клайпедский, Тульский (вторично), 1954; Казанский,
Куйбышевский (вторично), Иркутский, Владивостокский, Кировский,
Астраханский, 1955; т-р для детей и юношества Казахской ССР (Алма-Ата),
Львовский ТЮЗ им. Горького, 1956; Новосибирский, Одесский, Вологодский
ТЮЗы, 1957. и мн. др.
И э д а н и я.- Первое изд. "Г."-Т ? е н ё в К., Гимназисты, М.,
1936; из последующих изданий: Тренёв К. А., Пьесы, М., 1946.
ГИМНАСТИКА (греч. ??????????) (в ц и ? к е) - цирковой жанр. Г.
включает демонстрацию упражнений на гимнастич. снарядах, турнике, рамке,
трапеции, кольцах, ренских колёсах и т п. Г. разделяется на партерную
(артисты работают на снарядах, укреплённых на арене) и воздушную
(артисты работают на снарядах, укреплённых на большой высоте).
Гимнастич. снаряды бывают неподвижными и подвижными (качающимися и
движущимися по окружности), В совр. цирке широкое распространение
получили номера, в к-рых принимают участие два гимнаста - один из
партнёров, зацепившись ногами за рамку, повисает вниз головой и держит
другого, к-рый в это время проделывает гимнастич. упражнения. В 60-х гг.
19 в. был изобретён особый вид воздушной гимнастики - воздушный полёта.
В цирках нек-рых стран Европы и Америки в демонстрации иск-ва Г.
делается упор на эффекты, связанные с опасностью для исполнителя. В
советском цирке специальные меры предосторожности устраняют риск и
сосредоточивают внимание актёров и публики на мастерстве исполнения.
Советские Г. показывают в своих упражнениях силу, ловкость, смелость,
образцовое уменье владеть своим телом. Среди сов. гимнастов: Е. И.
Мо-рус, В. М. Лисин, Е. Л. Синьковская, А. Н. и М. К. Ширай, П. С.
Чернега, С. А. Разумов, А. Баранен-ко и др.; среди гимнастов мирового
цирка мекс. артисты Кадо-на - первые исполнители тройного сальто в
воздушном полёте.
ГИН‚ЙКА, Аль-фонсас Иозович (р. 5.1. 1915)- советский артист цирка;
эквилибрист. Засл. арт. Литовской ССР (1954). Работу в цирке начал в
1938. Один из организаторов и первый худ. рук. литовского циркового
коллектива.
ГЙНЕК (Hynek), Франтишек (1837- 1905) - чешский артист онеры (бас) и
режиссёр. В 1862 окончил Органную школу в Карлино и в этом же году
впервые выступил на оперной сцене в Штутгарте. В 1863-66 работал во
Временном т-ре в Праге. С 1866 - солист Нац. т-ра. Партии: Кецал
("Проданная невеста"), Янек ("В колодце" Блодека), Лепо-релло ("Дон
Жуан"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи), Марсель
("Гугеноты"), Гремин ("Евгений Онегин") и др. Одновременно работал
режиссёром Нац. т-ра; особым успехом пользовались его пост. опер
Вагнера. Л. Т.
ГИНЗБУРГ, Александр Осипович (р. 16.VI.1916) - советский режиссёр.
Нар. арт. Узб. ССР (1959). В 1939 окончил режиссёрский ф-т ГИТИСа.
Работал в Тбилисском рус. ТЮЗе. С 1946 - гл. реж. Ташкентского узб.
ТЮЗа, затем - Т-ра Советской Армии Туркм. воен. округа. Пост. в этих
т-рах спектакли - "Сказка о правде" Алигер, "Молодая гвардия" (собств.
инсц. романа Фадеева). В 1951-58, с 1960-гл. режиссёр узб. Т-ра драмы
им. Хамзы (Ташкент). Творчество Г. имело большое значение для развития
этого т-ра. Здесь он пост. спектакли: "За тех, кто в море" Лавренёва
(1947), "Мещане" (1951), "Ревизор" (1952);
"Шёлковое сюзане" Каххара (совместно с Т. Ходжае-вым, 1952), "Рассказ
о Турции" (1953), "Легенда о любви" Назыма Хикмета (1953), "Разбойники"
(1955), "Юлий Цезарь" (1958). Спектакль "Дочь Ганга" (собств. инсц.
романа Р. Тагора "Крушение", 1956) был показан в Москве как один из
лучших спектаклей
1956 года. Спектакль "Алжир, родина моя!" (собств. инсц. романа Диба
"Большой дом") награждён дипломом первой степени на всесоюзном фестивале
т-ров в
1957 и показан в Москве. В 1958-60 Г.- гл. режиссёр Ташкентского рус.
т-ра им. М. Горького, где пост. спектакли: "Тайфун" Цао Юя (1957),
"История пустой души" (по роману М. Горького "Жизнь Клима Сам-гина",
1958). Был автором и постановщиком пьесы "Дракон и солнце" (1958),
обличающей атомную войну; пост. пьесу совр. индийского драматурга
Прагд-жи Доса "Испорченный ребёнок" (1959), "Иркутскую историю" Арбузова
(1960). Тонкие и глубокие по замыслу спектакли Г. отмечены яркой
выразительностью, многогранным раскрытием актёрских индивидуальностей.
Г. свойственно стремление отражать в сценич. иск-ве значительные
проблемы, создавать спектакли, исполненные гуманизма и чувства
современности. С 1951 ведёт педагогич. работу в Ташкентском театр.
ин-те. А. Р.
ГИНЗБУРГ, Семён Львович [р. 10 (23).V. 1901]- русский советский
музыковед и педагог. Окончил Ин-т истории иск-в (ф-т музыки) и ун-т
(историко-фи-лологич. ф-т) в Ленинграде. С 1935 - проф. Ленингр.
консерватории.
С о ч.: Франц Шрекер и его опера "Дальний звон". Л., 1926;
"Служанка-госпожа". Опера-буфф Перголези, Л., 1933;
"Сорочинская ярмарка". Опера М. П. Мусоргского, М., 1935;
Грузинская классическая опера, "Театр", 1937, ј 7; Музыкальный театр
грузинского народа, "Жизнь искусства", 1939, ј 9; Русский музыкальный
театр. Л.-М., 1941, и др.
ГИННЕСС (Guinness), Алек (р. 2.IV.1914) - английский актёр, режиссёр.
Дебютировал в Лондоне в 1934 на сцене "Нью т-ра" в роли Осрика
("Гамлет"), В сезон 1936-37 был приглашён в т-р "Олд Вик" (Лондон), в
к-ром сыграл роль сэра Эндрю ("Двенадцатая ночь"). Это успешное
выступление утвердило положение Г. в этом т-ре, где позднее он сыграл
роли Гамлета; Шута ("Король Лир"), Ричарда II;
Дофина ("Святая Иоанна" Шоу), Хлестакова. Среди др. ролей: Федотик
("Три сестры", "Куинс т-р"), Митя ("Братья Карамазовы" по Достоевскому,
инсц. Г., "Лирик т-р") и др. Осуществил ряд пост., среди к-рых
"Двенадцатая ночь" (1948, "Нью т-р", "Олд Вик"), "Гамлет" (1951, "Нью
т-р"). Снимался в кино.
Лит.: Т у n a n К , Alee Guinness, 2 ed., [L.], 1955 ф, К.
ГИНЬОЛЬ (Guignol) - 1) Персонаж французского театра кукол.
Принадлежит к виду т. н. "ручных", иди "верховых", кукол Г. Маску Г.
создал в конце 18 в. директор Лионского т-ра кукол Л. Мурге (1745-1844),
явившийся и автором первых пьес с участием Г. Этот персонаж представлял
собой тип жизнерадостного, остроумного и циничного лионского кустаря,
говорил на местном диалекте (canut), как и его постоянный партнёр
Нъяфрон. Был гл. героем комедий, водевилей и фарсов, входивших в
репертуар т-ра Мурге. Спектакли с участием Г., насыщенные элементами
политич. и бытовой сатиры, вызывали многочисл. подражания, к-рые,
однако, привели к превращению пьес с образом Г. в буржуазно-мещанский
водевиль и фарс. Образ Г. стал традиционным и таким же популярным во
Франции, как Петрушка в России, Гансвурст и Кашперль в Германии,
Каш-парек в Чехии, Панч в Англии.
Лит.: Maindron Ch., Marionettes et guignols, P., 1900; V i s a ? T.,
Le Gruignol lyonnais, P., 1910; D e s ? e ?? a y F." Laurent Mourget et
Guignol, Lyon, 1912; [? ? ? f г i о I.], Theatre lyonnais du Guignol, ?.
1-2, Lyon, 1865-1869, ?. ?, Lyon, 1910 (сб. репертуара); Les parodies de
Guignol, ?. 1-2, Lyon, 1912; D ? с r e t E., Theatre de Guignol, ?. 1-2,
P., 1914;
Nouveau recueil de pieces de Guignol, Lyon, 1925. Ц. Б.
2) Наименование пьес, спектаклей и отдельных сценич. приёмов, основой
к-рых является изображение различных преступлений, злодейств, скабрёзных
сценок, избиений и пыток и т. п. Происходит от названия парижского т-ра
"Гран Гиньоль", возникшего в 1899 на базе "Театра-Салона" (на ул.
Шапталь). В репертуар этого т-ра входили пьесы О. Метенье, М. Моррея,
затем К. Шуази, возглавлявших в разное время т-р. Эти драматурги
выступали и как режиссёры, способствуя своей деятельностью утверждению
Г. среди бурж. зрителей, искавших сильных ощущений. Популярным
драматургом, работавшим для этого т-ра, был А. де Лор т "ирвдц ужаса"),
написавший пьесы (один и в сотрудничестве с др. авторами) "У телефона",
"Лаборатория галлюцинаций", "Медленная смерть", "Последняя пытка" и др.
В т-ре "Гран Гиньоль" ставились детективные пьесы, инсценировки
бульварных романов, во многом близкие мелодрамам 1-й пол. 19 в. Ряд пьес
был написан по произведениям Э. По ("Система доктора Гудрона и
профессора Плюм" и др.). В 1925 здесь была пост. пьеса "Кабинет доктора
Калигари", входившая в 20-е гг. в репертуар т-ров экспрессионистского
направления. Среди деятелей т-ра "Гран Гиньоль" получили известность во
Франции А. Бом, Р. Берсон, Ж. Сартен (автор пьесы "Коготь", выдержавшей
св. 1000 представлений), Северин-Марс, К. Орваль и др. Попытки
подражания т-ру "Гран Гиньоль" в др. парижских т-рах - "Т-р двух масок",
"Т-р смеха и ужаса" - не имели успеха. В наст. время (1960) т-р "Гран
Гиньоль" (работающий в квартале Пигаль) возглавляет Р. Машар. В
репертуаре этого т-ра пошлые развлекательные фарсы, "жестокие" мелодрамы
и т. п., аморальные и антигуманистич. по направленности. В 20-е гг. под
влиянием "Гран Гиньоля" подобные т-ры возникли в Италии и Германии. В
России спектакль типа Г. (переводная пьеса "Клуб самоубийц") был
поставлен в 1908 В. Р. Гардиным и показан на строительной выставке в
Петербурге.
Лит.: Antona-Traversi С., Histoire du Grand-Guignol, Р., 1933;
Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960, о, 15-20.
ГИПОКРЙТ (?????????, букв.- тот, кто отвечает) - одно из наименований
актёра в Др. Греции. По мнению исследователей древнегреч. драмы,
первоначальная функция единственного актёра древнейшей хоровой
трагедии-кантаты состояла в том, чтобы "отвечать" своими монологами на
вопросы, содержащиеся в песне хора. В качестве примера обычно приводится
дифирамб Бакхилида (относится к более позднему времени), где хор задаёт
вопросы, а актёр на них отвечает. Существует и другое объяснение термина
"Г.", основывающееся на том, что это слово употребляется в др.-греч.
языке также в значении "толкователь" Отсюда ряд учёных делает вывод, что
в задачу актёра на ранней стадии развития трагедии входило толкование
мифа, составлявшего её содержание. В Я.
ГИПОРХЕМА (????????) - в Древней Греции род хоровой песни,
сопровождаемой пляской и мимич. игрой. Обычно носила радостный,
оживлённый характер. Зарождение Г. как лит. жанра связывается с именем
Фадеса (ок. 7 в. до н. э.), к-рый использовал песни своей родины -
Крита. Вначале Г. развивалась как самостоятельный лирич. жанр; с
возникновением трагедии Г., наряду с другими видами торжественной
лирики, вошла как составная часть в представления трагедий. С. А.
ГИПОСКЕНИЙ (?????????? - помещение под ске-ной) - в древнегреческом
театре эллинистического периода пространство под полом проскения. От
ор-хестры находившейся впереди и ниже проскения, Г. отделяла стена,
украшенная колоннами и статуями. Из Г. по особой лестнице поднимались на
проскений актёры, изображавшие духов умерших или богов. С. М.
ГИППИУС, Зинаида Николаевна (1869-1945) - русская поэтесса.
Представительница символизма, декадентства, активный противник реализма.
Лит. деятельность начала в 1888. Как драматург впервые выступила в 1907
("Маков цвет", совм. с Мережковским и Философовым). В своих пьесах из
жизни интеллигенции, написанных на семейно-бытовую тематику, Г.
проповедовала идеи непротивления злу насилием. Популярностью
пользовалась пьеса Г. "Зелёное кольцо" (1915, Александрийский т-р, 1916,
2-я Студия МХТ и др.). Автор критич. статей (псевд. Антон Крайний), в т.
ч. и о театре ("А. П. Чехов", "О театре" и др.). В 1920 эмигрировала за
границу. E. X.
ГИПРОТЕАТР - научно-исследовательская организация в области театр.
архитектуры; Гос. институт по проектированию театрально-зрелищных
предприятий (Москва). Существует с 1934 (в разное время наз.
Архитектурно-проектные м а с-терские,Теапроект,Теакинопроект,
Теапроектстроймонтаж) первоначально в системе Наркомпроса, с 1936 - в
системе Комитета по делам искусств при СНК СССР, с 1953- в системе
Министерства культуры СССР. В задачи Г. входят проектирование новых
театр.-зрелищных зданий (преим. по экономичным типовым проектам), а
также сценические, электромеханические, санитарно-технические и пр"
реконструкции уже существующих помещений. Одна из капитальных работ Г.
последнего времени - реконструкция сцены и механики Кремлёвского т-ра
(б. клуба им. Я. М. Свердлова). Т. проводит проектные работы и оказывает
консультационно-технич. помощь и зарубежным организациям (в Румынии,
Корее, Бирме и др.). С 1958 Г. выпускает иллюстрированный
"Информационный бюллетень". А. III н.
ГИРО (Guiraud), Эрнест (23.VI.1837 - 6.V.1892) - французский
композитор и педагог. Сын и ученик композитора Ж. Б. Гиро. Член
Института Франции (с 1891). Композиции обучался в Париж, консерватории у
Мармонтеля, Барберо и Галеви. Окончив консерваторию в 1859, начал
активную композиторскую деятельность, гл. обр. как автор комич. опер,
ставившихся в парижских т-рах: "Сильвия" (1864, "Опера комик"), "Узник"
(1869, "Т-р лирик"), "Кобольд" (1870, "Опера комик"), "Мадам Тюрлюпен"
(1872, т-р "Атеней") и др. Наибольший успех имела комич. опера
"Пикколино" (1876, т-р "Опера комик"), отличающаяся мелодич. свежестью,
занимательностью сюжета и остроумием. Последующие оперы
"Любовноеприключение" (1882, т-р "Опера комик") и "Фредегон-да"
(закончена К. Сен-Сансом и П. Дюка, 1895, т-р "Гранд-Опера") успеха не
имели. Опера "Огонь" сохранилась в отрывках ("Персидские танцы").
Эк-лектич. характер опер Г. определил их недолговечность. Г. написал
также балет "Гретна Грин" (1873) и ряд соч. в др. жанрах. Г. закончил
инструментовку оперы "Сказки Гофмана" Оффенбаха и написал речитативы к
опере "Кармен". С 1876 Г.- профессор композиции Парижской консерватории,